профессиональный план развития педагога
методическая разработка на тему

Цыкунова Виктория Анатольевна

Прфессиональный план развития педагога предполагает направления развития педагога:обучение, воспитание, развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 14programmasamoobrazovaniya.doc186.5 КБ

Предварительный просмотр:

2


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        

В педагогике XXI века в центре стоит личность ученика, которая и является целью образования. Поэтому педагогический процесс имеет ориентацию на индивидуальный подход к каждому ученику, который имеет свои способности. И педагогу нужно найти в каждом ученике его лучшие качества, учитывать особенности его личности, формировать у него положительную  Я - концепцию, стимулировать «к учению с увлечением», повышать качество образования. Как заставить детей учиться? Такой вопрос встает перед каждым учителем.

       Ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться. Как надолго удержать в нем чувство радостного удивления перед школой, перед тайнами, которые его там ждут? Как приковать его неустойчивое внимание к уроку, не принуждая к этому силой?

В своей работе я нередко сталкиваюсь с тем, что некоторые учащиеся не усваивают материал программы по русскому языку. Трудно определить причины отставания. Ясно только одно: ситуация такая складывается под влиянием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы связаны с особенностями среды и условиями организации деятельности ребенка, а внутренние обусловлены психологическим складом ребенка. Чтобы заинтересовать учащихся, нужно предложить  им новую систему отношений учебного сотрудничества, уважения к окружающим, взаимопонимания. Важно найти способ, который помог бы мне научить ребят мыслить, докапываться до самой сути, делать нужные выводы и обобщения.

        В поисках новых идей я обратилась к проблеме изучения и использования  в личной педагогической практике способов активации деятельности школьника на уроке.

В классе обучаются дети, имеющие разный уровень подготовки. Как же реализовать в полной мере их возможности? В первую очередь необходимо серьезно проанализировать успехи детей, их потенциал. Следующим ответственным шагом является прогнозирование результата (что ученик должен знать и уметь), выбор методов работы, способствующих развитию активности мышления. Необходимо знать, какое место в процессе обучения будут занимать групповые и индивидуальные формы организации познавательной деятельности учащихся, самостоятельная работа

    Активность мышления и интерес учащихся к научной трактовке изучаемых фактов и явлений повышается в условиях проблемной ситуации. Наивысший уровень активности наблюдается в тех случаях, когда ученик сам формулирует проблему, выдвигает предположения, доказывает свою точку зрения и проверяет правильность собственных решений и выводов. Исследовательский метод помогает выработать навыки творческой работы, развивает внимание, умения анализировать, доказывать, обобщать, делать выводы, формирует способность к суждениям и их аргументации. Коммуникативно-групповой метод обучения предполагает разнообразные формы и виды работы. Самые эффективные из них – урок-дискуссия, урок – мастерская,  урок-игра, урок-презентация или урок-представление.

Творческая работа. Огромную роль играет развитие у учащихся интереса к предмету. Опираясь на интересы, можно успешно раскрывать творческие способности детей.

Для развития творческих способностей детей необходимо создать ряд условий:

-организовать занятия так, чтобы учащиеся могли преодолевать трудности;

-строить урок так, чтобы дети могли использовать ранее полученные знания или свои жизненные наблюдения;

-активизировать самостоятельную работу учащихся;

-обеспечивать преемственность и перспективность в работе

Современные требования к урокам достаточно высокие. На уроках должны быть реализованы следующие взаимосвязанные задачи обучения:

  1. Вооружение учащихся знаниями основ науки о языке (знание признаков грамматических понятий, их классификация и др.);
  2. Формирование умений практического владения русским языком (его орфографическими, пунктуационными, культурно-речевыми нормами), умения чётко, ясно выражать свои мысли в устной и письменной речи в разных жизненных ситуациях, воспитание чувства ответственности по отношению к слову, чуткости к красоте и выразительности русской речи.

Для решения этих задач в учебный процесс стараюсь внедрить инновационные методики, которые обеспечивают индивидуализацию обучения, развивают самостоятельность учащихся. Используя в своей работе такие формы, как мастерская знаний, проектная технология, другие интерактивные методы, отдаю предпочтения технологии развития критического мышления, которая способствует развитию мыслительных навыков учащихся.

Проведение дискуссий, семинаров, практикумов, зачётов в групповой форме практикую в в 9 -11 классах. Работа в группе, как ведущая форма организации деятельности учащихся на уроке в условиях введения ФГОС, помогает учащимся приобрести, кроме новых знаний, следующие качества:

  1. Умение вырабатывать совместные решения;
  2. Терпимость к другим мнениям и позициям;
  3. Необходимость поиска компромисса;
  4. Способность аргументировано отстаивать свою точку зрения;
  5. Стремление к диалогу;
  6. Умение строить общение с учётом эмоционального состояния, общей атмосферы.

Технология Развития Критического Мышления .

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» соответствует требованиям личностно-ориентированного обучения и применима для работы с разными возрастными группами учащихся. Данная технология включает в себя целый ряд методических приемов, что обеспечивает развитие у учащихся мышления, способствует формированию их коммуникативной компетенции и способностей к сотрудничеству. Использование этих приемов ведет к развитию активной личности, способной к самостоятельной поисковой, исследовательской и творческой деятельности. Они продуктивны и интересны детям, что создает на уроке атмосферу сотрудничества.

Базовая модель ТРКМ включает следующие стадии: вызов-осмысление-размышление». Она помогает формировать интеллектуальные умения и усиливать рефлексивные механизмы.

На фазе вызова важно путём мозговой атаки заинтересовать учащихся. На этой стадии использую следующие методические приёмы: парная мозговая атака, групповой мозговой штурм, ключевые термины, перепутанные логические цепи, свободное письменное задание, создание кластеров.

На стадии осмысления идёт активная самостоятельная работа учащихся. Здесь применяю такие приёмы, как чтение текста методом ИНСЕРТ, взаимоопрос, двойные и тройные дневники. Многие приёмы, использованные на первых двух стадиях, логически переходят в стадию «Размышление». Возвращение к ключевым терминам, создание синквейна, эссе, мини-сочинений – всё это даёт возможность учащимся самореализоваться в рамках изученной темы. Применение приемов данной технологии способствует развитию у детей умения графически оформлять текстовой материал, творчески интерпретировать информацию с учетом степени ее новизны и значимости. Ученики становятся активными. У них развиваются исследовательские умения и системное мышление. Они перестают настороженно относиться друг к другу. Такое взаимодействие дает ощущение свободы и естественности.

Что является результатом метапредметного обучения? Значительно удобнее и правильнее рассматривать в качестве метапредметного результата обучения уровень развития базовых способностей учащихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия.

 Этим и обусловлено  содержание данной программы самообразования.

Копилка приемов:

Привлекательная цель

Удивляй

Отсроченная отгадка

Фантастическая добавка

пресс – конференция

Вопрос к тексту

Своя опора (опорный конспект)

свои примеры

пересечение тем

Три уровня д/з

задание массивом

идеальное д/з

выход за пределы

сравнять позиции

завершение урока – слово или действие.

четкая команда «подобное растворяется в подобном»

резюме(1 раз в неделю или месяц)

Щадящий опрос

кредит доверия

золотые крупинки

 Методическая тема: 

«Изучение и использование в личной педагогической практике способов активации деятельности школьника на уроке»

Цель профессионального развития:

Повысить качество успеваемости, мотивацию учащихся к изучению предметов русского языка и литературы. 

Задачи профессионального развития.

  •  Ориентироваться в современных исследованиях по предмету, в информационно – дидактических ресурсах учебного процесса;
  • активизация познавательной деятельности;
  •  создать базу  для реализации детско-юношеского творческого потенциала, обеспечить образовательный процесс ресурсами, социализирующими и развивающими учащихся средствами предмета;
  • изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;
  • овладеть новыми информационными технологиями путем внедрения их в учебно-воспитательный процесс;
  •  вести мониторинг саморазвития школьников;
  • создать банк творческих работ учащихся;
  • обобщить опыт педагогической работы по теме самообразования.

ИЗУЧАЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ:

  • Выготский Л.С. Педагогическая психология.
  • Гузеев В.В. Образовательная технология – М., 2003
  • Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М., 2004.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫХОДЫ:

  • Обобщение педагогического опыта  по теме « Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы», «Активные методы обучения в начальной школе», « Технология мастерских», «Способы активации деятельности школьника на уроке».
  •  Открытые уроки по русскому языку и литературе.


п/п

 

                        План мероприятий

Примерный срок (год) реализации

        Повышение квалификации и профессиональная переподготовка

1.

Изучение учебно-методической литературы в глобальной сети, в профессиональных газетах и журналах по  методической теме

2012– 2016

 

2.

Прохождение курсов профессиональной переподготовки

2013 – 2017 ( по мере требования условий и запросов образования)

3.

Изучение применения ИКТ в  работе ведущих учителей школы

2012 - 2015

4.

Аттестация на первую или высшую  квалификационную категорию

2015

5.

Участие в  профессиональных конкурсах

2012– 2017

Использование современных образовательных технологий

1.

Использование возможностей Интернет - ресурсов на уроке.

постоянно

2.

Составление мультимедийных презентаций для проведения уроков, внеклассных мероприятий

постоянно

3.

Приобретение и использование на уроках новых электронных ресурсов

Систематич.

4.

Составление собственных авторских разработок, использование их в обучении русскому языку и литературе.

Систематич.

 

5.

Изучение и применение технологии критического мышления, технологии мастерских, проблемного обучения

2012 - 2017

6.

Проведение экспериментальной работы по теме « ТРКМ»,

«Изучение и использование в личной педагогической практике способов активации деятельности школьника на уроке»

2014 - 2017

7.

Использование средств педагогической диагностики, проведение срезов с помощью анкет, тестов, педагогических наблюдений на протяжении всего периода по направлениям:

1) развитие познавательного интереса обучающихся к предмету путем проведения нестандартных методов и приемов;

2) проверка и углубление знаний, умений и навыков обучающихся по русскому языку и литературе по созданию творческих работ;

3) индивидуальные формы работы с учащимися;

 4) Введение зачетной системы на уроках литературы в старших классах, её результаты. 

2012-2015

 

 

  

 

 

8.

Проведение открытых уроков.

2 – 3 урока в течение учебного года

9.

Участие с детьми в научно – исследовательских конференциях

1 раз в год

10.

Внедрение полученных результатов в педагогическую практику.

2015 - 2017

 Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

1.

Выступление перед коллегами на занятиях МО, методических совещаниях:

1) «Обобщение педагогического опыта работы за период 2012 – 2014; 2015  – 2017 г. г. »;

2) «Применение электронных носителей информации на уроках русского языка и литературы»;

3) «Составление авторской  программы «Творческая работа на уроках русского языка и литературы как способ активации деятельности школьника на уроке»;

2015-2017

 

 

 

2015 – 2016 гг

2.

Проведение обучающего семинара, мастер-класса

«Технология создания творческой работы»

2016

3.

Проведение творческого отчета

2017

4.

Профессиональные публикации в методических журналах

 2015 - 2017

Работа с обучающимися на уроках и во внеурочное время

1.

Совершенствовать систему подготовки учащихся к экзаменам в форме ГИА (ОГЭ), ЕГЭ  

2012 - 2017

2.

Систематически пополнять электронные папки результатами работы над темой самообразования

систематически

3.

Создать условия для результативного участия особо одаренных детей в различных олимпиадах и конкурсах  

2012 - 2017

5.

Вовлекать больше обучающихся в исследовательскую деятельность для участия на районных научно-практических конференциях.

2012 - 2017 

 

6.

Работа над развитием речи учащихся, правильным употреблением и произношением слов, совершенствовать словарную работу на уроках:

а) вести орфоэпические словари, проводить диктанты по орфоэпии;

б) разработать карточки с творческими заданиями, развивающими умение употреблять многозначные слова в различных значениях, фразеологизмы, синонимы, антонимы, составлять с ними предложения; использовать в творческих работах средства выразительности и изобразительноси русского языка.

2012 - 2017

7

Ведение мониторинга саморазвития школьников.

 2012 - 2017


ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ:


Задача.  Ориентироваться в современных исследованиях по предмету, в информационно – дидактических ресурсах учебного процесса.

Мероприятия

Срок реализации

Планируемый результат

Планируемый продукт

Используемые ресурсы

Какие компетенции будут развиваться

Возможные риски

Теоретическое изучение периодики: журналы «РЯШ», «ЛВШ», ресурсов интернет и др.

Систематически

Овладеть средствами

поиска информации

Новое профессиональное поведение

Научно-методические

Материально-технические

Информационная

конструктивная

Дефицит рабочего времени

Прохождение

курсов по предмету

Один раз в три года

Повысить квалификацию как учителя-предметника

Аттестация на первую или высшую категорию

Запрос на экспертизу

Личностный ресурс

Информационная

Рефлексивная

Состояние здоровья

Участие в теоретических и практических мероприятиях на базе ДОУ ИРО г.

Х – Мансийка, районного ММЦ и др.

Регулярно (по мере проведения таких мероприятий)

Овладение  новыми технологиями преподавания предмета

Выступление на заседании районного МО учителей гуманитарного цикла

Научно-методический

Личностный

Конструктивная

Гностическая

Рефлексивная

Транспортная схема

Приобретение электронных пособий по русскому языку и литературе

2012 - 2017

Овладеть методами работы с электронными ресурсами

Подготовка учеников к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку и литературе

Материально-технические

Научно-методические

ресурсы

Образовательная

Коммуникативная

Задача. Создать базу  для реализации детско-юношеского творческого потенциала, обеспечить образовательный процесс ресурсами, социализирующими и развивающими учащихся средствами предмета.

Мероприятия

Срок реализации

Планируемый результат

Планируе-

мый

продукт

Используемые ресурсы

  Какие компете-нции будут развиваться

Возможные риски

Активное использо-

вание на уроках русского языка и литературы электронных

ресурсов

систематически

осваивать

новые пед.техно-

логии в области

преподаваемого

предмета

Собственные

авторские раз

работки в электронном варианте и использование их на уроках рус.

языка и лите-

ратуры

Научно-методические

Материально-технические

Конструктивная

Проектиро-

вочная

Коммуникативная-

Рефлексивная

Выход из строя

электро

оборудования

Систематизировать работу с одарёнными детьми, для чего предлагать детям выполнить задания различной сложности, применять компьютерное тестирование, создать презентации к урокам, анализировать вопросы и задания олимпиад и ОГЭ, ЕГЭ. Участие в

конкурсах по предмету

Систе

мати

чески

Создать условия

для участия особо одарённых детей в Олимпиадах и конкурсах

Призёры и победители Олимпиад и кон-

курсов всех уровней (от школьного до международного

Научно-методи-

ческий

Материально-технический

Рефлексивная

Проектиро-

вочная

Коммуникативная

Социум

(уро-

вень жизни и

целепо-

лагание), состояние здоровья

С целью развития творческих способностей учащихся, продумать систему письменных работ как по русскому языку, так и по литературе; развивать умение писать сочинения в жанре литературно-критической статьи, интервью, репортажа, эссе, дневника, рекламы, эпистолярного жанра.

Систматически

Банк творческих работ

Сочинения разных жанров и стилей

Научно-методические

Материально-технические

Конструктивная

Проектиро-

вочная

Коммуникативная-

Рефлексивная

Низкий уровень  написания творческой работы,  малое количество учебного времени

Работать над индивидуализацией и дифференциацией обучения, с этой целью вести диагностические карты для выявления пробелов в знаниях по русскому языку и литературе и их устранения; выявления языковых способностей учащегося, определение типа языковой личности.

Вести мониторинг уровня знаний учащихся по русскому языку.

Систе

мати

чески

Создание индивидуального маршрута обучения для учащихся

Диагностическая карта

Разработать программу и  апробировать её

2016

Создание программы

программа

Научно-методические

Конструктивная

Проектиро-

вочная

Коммуникативная-

Рефлексивная

Информационная

Состояние здоровья

Задача. Овладеть новыми педагогическими технологиями ( в том числе информационными) путем внедрения их в учебно-воспитательный процесс)

Мероприятия

Срок   реал изации  

Планируемый результат

Планируе-

мый

продукт

Используемые ресурсы

  Какие компете-нции будут развиваться

Возможные риски

Изучение и применение технологии критического мышления, технологии мастерских

  2013      -

  2017

Повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий; Систематическое формирование потребности каждого ученика получить глубокие и прочные знания по предмету,  активное участие в уроке каждого ученика

«Копилка уроков» 

Научно-методические

Материально-технические

Конструктивная

Проектиро-

вочная

Коммуникативная-

Рефлексивная

Подготовленность учащихся

Оформление профессионального электронного Портфолио

2016

Самоанализ и оценка своей творческой деятельности

Проектиро-

вочная

Зачетная система на уроках литературы в старших классах

 2014 - 2017

Навык самоконтроля

Положение о зачетной системе, зачетная книжка учащегося, зачетные листы

Проектиро-

вочная

Задача. Вести мониторинг саморазвития школьников;

Мероприятия

Срок реализации

Планируемый результат

Планируе-

мый

продукт

Используемые ресурсы

 Какие компете-нции будут развиваться

Возможные риски

Совершенствовать систему подготовки учащихся к экзаменам в форме ГИА (ОГЭ), ЕГЭ

  В течение всего периода

  Повышение качества обучения

  База экзаменационных заданий

Научно-методические

Материально-технические

Конструктивная

Проектиро-

вочная

Коммуникативная-

Рефлексивная

Составление карт развития учащихся

  2014 - 2017

Систематизация  результатов участия своих учеников в  олимпиадах, конкурсах, конференциях.

Оформление результатов творческой работы учащихся

Проектиро         вочная

Задача. Создать банк творческих работ учащихся.

Мероприятия

 Срок     реализации

Планируемый результат

Планируе-

мый

продукт

 Используемые ресурсы

  Какие компете-нции будут развиваться

Возможные риски

Участие в различных конкурсах литературного творчества

  В течение всего периода

Участие в конкурсах

  Печатный продукт

   Творческое мышление

 Конструктивная

Проектиро-

вочная

Коммуникативная-

 Рефлексивная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план развития педагога

Программа  самообразования....

Индивидуальный план развития педагога

индавидуальный план развития педагога...

Индивидуальный план развития педагога

В плане присутствует план на 2015-2020 гг. Присутствует анализ за 2015-2016 учебный год. и задачи на 2016-2017 гг....

Индивидуальный профессиональный план развития учителя географии.

Индивидуальный план развития учителя географии....