Рабочая программа (адаптирована для учащихся со сложной структурой дефекта) по предмету «Человек и общество» 10 класс 2012 – 2013 уч. г.
рабочая программа (10 класс) на тему

Егорова Елена Николаевна

Цель данного курса - создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности в конкретных жизненных ситуациях, создающей основу безболезненной интеграции в современное общество ребенка через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

(адаптирована для учащихся со сложной структурой дефекта)

 по предмету «Человек и общество»

10 класс 2012 – 2013 уч. г.

Пояснительная записка

В школе для детей с нарушениями интеллекта преподавание обществоведческого курса должно носить характер морально-этической и политико-правовой пропедевтики. Курс дает и закрепляет лишь основы знаний в этих областях, уделяя преобладающее внимание практико – ориентированной составляющей содержания.

Курс признан способствовать возможно большей самореализации личностного потенциала детей с нарушением интеллекта. Цель данного курса - создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности в конкретных жизненных ситуациях, создающей основу безболезненной интеграции в современное общество ребенка через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.

Рабочая программа по предмету "Человек и общество" составлена на основании следующих источников:

  • программы  специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В.Воронковой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 (раздел "Обществоведение);
  • Человек и общество: программы по социальной адаптации детей с глубоким нарушением интеллекта. Выпуск 2. - Санкт-Петербург: "Образование", 1996;
  • программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя /под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006 (раздел "Обществознание");
  • Детям о праве: Дорога. Улица. Семья. Школа. Отдых. Магазин/ Павел Астахов. - М. Эксмо, 2011.

В процессе обучения у детей уточняются имеющиеся представления о системе социальных и общественных связей, даются новые знания об основных ее элементах. На основе наблюдений даются представления о взаимосвязи жизни человека и его социальной сферы, о формах приспособлений человека к условиям микро и макросоциальной среды. Несмотря на то, что содержание курса носит элементарный характер, он все же сохраняет структурную целостность, присущую данным областям обществоведческих знаний. При изучении данного курса усиливается обращение к вопросам социальной адаптации обучающихся, воспитанников (их социальная и бытовая компетентность, социальное развитие и поведение, вопросы коммуникабельности и общения и т.д.).

Содержание курса имеет чѐтко выраженную практическую направленность на приобретение жизненно-необходимых адаптивных умений и навыков подростков, на самостоятельное взаимодействие в микро и макросоциуме, учебный материал максимально связывается с их реальной жизнью, что повышает мотивацию к обучению, формирует познавательные интересы.

Содержание учебного курса планируется таким образом, чтобы подростки со сложной структурой дефекта могли один и тот же материал изучить при постепенном его усложнении. Весь педагогический процесс при изучении данного курса должен строиться по следующим принципам:

Учебными пособиями данный курс не обеспечен.

В работе по программе учитываются дидактические принципы обучения, возможности и особенности познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта. Наиболее важными принципами являются доступность, наглядность, индивидуальный подход, принцип практической направленности обучения и принцип коррекции.

Курс рассчитан на 68 часов, из которых не менее половины должно быть отведено на практическое закрепление программного материала через ролевые игры, выполнение практических занятий по составлению диалогов, памяток, заявлений и т.п.

Примерная схема распределения учебного времени по разделам:

10 класс (2 часа в неделю) - 68 часов

Раздел "Я и школа" - 6 часов.

Раздел "Я и государство" - 12 часов.

Раздел "Я и улица" - 9 часов.

Раздел "Я и дорога" - 5 часов.

Раздел "Я и семья" - 11 часов.

Раздел "Я и магазин" - 9 часов.

Раздел "Я отдыхаю" - 14 часов.

Повторение - 2 часа.

По усмотрению учителя данная примерная схема может быть изменена с учетом возможностей учащихся и конкретных методических задач раздела.

Содержание материала по разделам, темам

I четверть

Раздел - "Я и школа" (6 часов)

Зачем учиться? Ступени образования (закон "Об образовании"). Гигиенические требования к условиям обучения: занятия и перемены (наше здоровье), школьный быт, школьная столовая. Права и обязанности школьника: наши права, устав школы, обязанности учеников.

Раздел - "Я и государство" (12 часов)

Моя Родина - Россия. Россия - многонациональное государство (народы России). Символы государства: флаг, герб и гимн. Москва - столица нашей Родины (Москва древняя и современная). Конституция - основной закон государства. Органы власти: президент, Государственная Дума и Совет Федерации, правительство (их функции). Основные права и свободы человека в РФ: гражданские (личные) права, политические права, экономические права, социальные и культурные права.

II четверть

Раздел - "Я и улица" (9 часов)

Что такое право? Правонарушения. Правоохранительные органы. Береги красоту вокруг себя: как себя вести, гуляя по улице? Самое ценное - жизнь и здоровье человека (преступление). Кража. Соучастие в преступлении. Культура речи: клевета и оскорбление. Мы и животные: как правильно выгуливать собаку? как нужно себя вести при встрече с бездомными животными? Будь осторожен: как нужно себя вести на улице, если на тебя напали и отняли что-то из вещей? как не стать жертвой похищения? Находка. Как с ней нужно поступить? Полезные телефоны. Куда обратиться за помощью?

Раздел - "Я и дорога" (5 часов)

Инспектор ГИБДД и его роль. Регулировщик и его роль. Простые правила дорожного движения: светофор и пешеходный переход. Дорожные знаки и указатели, их виды. Что такое транспортное средство? Номера машин. ДТП и его виды. Не нарушай: безбилетный проезд; действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте.

III четверть

Раздел - "Я и семья" (11 часов)

Что такое семья? Ценность семьи. Как создается семья? Моя семья. Поколения людей. Права ребенка в семье. Как защитить свои права? Зеленоград - наш родной город. Названия городов и улиц. Адрес. О доме. Какие дома строят люди? Дом, в котором мы живем. Наши соседи. Дача и дачная жизнь. История имени. Отчество и фамилия человека. Гражданство и документы, удостоверяющие личность. Особенности труда несовершеннолетних.

Раздел - "Я и магазин" (9 часов)

Что такое магазин? Выбираем место покупки. Как "устроен" магазин? Делаем покупки самостоятельно. Сделка. Чем платить: наличные деньги и пластиковые карточки. Осторожно! Опасные продукты и товары: консерванты и пищевые добавки, государственный контроль качества товаров, срок годности, право на безопасность товара). Права потребителя (обмен и возврат товара, информация об изготовителе товара, срок службы, гарантийный срок, инструкция о применении). Как защитить свои интересы? Кто отвечает за причиненный вред? Кража.

IV четверть.

Раздел - "Я отдыхаю" (14 часов)

Делу время - потехе час: активный и пассивный отдых. Отдыхаем дома: за компьютером (компьютерная безопасность). В квартире или в подъезде. Отдыхаем на природе: правила поведения в лесу. Красная книга. Заповедники. Путешествуем по России: едем на поезде. Отдых на воде: купаемся и загораем. "Я поведу тебя в музей" (правила поведения в музее). Правила поведения в театре и кинотеатре. Путешествуем за границей. Загранпаспорт и виза. Таможня. Уважай традиции и обычаи других стран! Местная валюта. Страхование туристов. Что делать, если ты потерялся? Правила поведения в самолете.

Повторение (2 часа)

Тематическое планирование по предмету "Человек и общество"

10 класс

Разделы и тематика уроков

1

1

I четверть

Я и школа

Зачем учиться? Ступени образования.

2

2

Гигиенические требования к условиям обучения: наше здоровье.

3

3

Школьный быт.

4

4

Права школьника.

5

5

Устав школы. Обязанности учеников.

6

6

Обобщающий урок по разделу "Я и школа"

7

7

Я и государство.

Моя Родина - Россия.

8

8

Россия - многонациональное государство. Народы России.

9-

10

9-

10

Символы государства: флаг, герб и гимн.

11-

12

11-

12

Москва - столица нашей Родины. Москва древняя и современная.

13

13

Конституция - основной закон государства.

14

14

Органы власти. Президент.

15

15

Органы власти. Государственная Дума и Совет Федерации. Правительство.

16-

17

16-

17

Основные права и свободы человека в РФ.

18

18

Обобщающий урок по разделу "Я и государство".

По плану: 18 часов

19

1

II четверть.

Я и улица

Что такое право? Правонарушение.

20

2

Как себя вести, гуляя по улице? Административные правонарушения.

21

3

Самое ценное - жизнь и здоровье человека. Преступление.

22

4

Культура речи. Клевета и оскорбление.

23

5

Мы и животные.

24

6

Кража. Соучастие в преступлении.

25

7

Будь осторожен. Как нужно себя вести на улице, если на тебя напали и отняли что-то из вещей? Как не стать жертвой похищения?

26

8

Находка. Как с ней нужно поступить?

27

9

Полезные телефоны. Куда обратиться за помощью?

28

10

Я и дорога.

Инспектор ГИБДД и его роль. Регулировщик и его роль.

29

11

Простые правила дорожного движения: светофор и пешеходный переход.

30

12

Что такое транспортное средство? Номера машин.

31

13

Не нарушай! Безбилетный проезд.

32

14

Обобщающий урок по разделу "Я и улица".

По плану: 14 часов

33

1

III четверть

Я и семья.

Что такое семья? Как создается семья?

34

2

Моя семья. Поколения людей.

35-

36

3-

4

Права ребенка в семье. Как защитить свои права?

37

5

Зеленоград - наш родной город. Названия городов и улиц. Адрес.

38

6

О доме.  Какие дома строят люди?

39

7

Дом, в котором мы живем. Наши соседи.

40

8

Дача и дачная жизнь.

41

9

История имени. Отчество и фамилия человека.

42

10

Гражданство и документы, удостоверяющие личность.

43

11

Обобщающий урок по разделу "Я и семья".

44

12

Я и магазин.

Что такое магазин? Выбираем место покупки. Как "устроен" магазин?

45

13

Делаем покупки самостоятельно. Сделка.

46

14

Чем платить? Наличные деньги. Пластиковые карточки.

47

15

Осторожно! Опасные продукты и товары. Государственный контроль качества товаров.

48-

49

16-

17

Права потребителя.

50

18

Как защитить свои интересы?

51

19

Кто отвечает за причиненный ущерб? Кража.

52

20

Обобщающий урок по разделу "Я и магазин".

По плану: 20 часов

53

1

IV четверть

Я отдыхаю.

Делу время - потехе час: активный и пассивный отдых.

54

2

Отдыхаем дома: компьютерная безопасность.

55

3

В квартире или в подъезде.

56

4

Отдыхаем на природе: правила поведения в лесу.

57

5

Красная книга. Заповедники.

58

6

Путешествуем по России: едем на поезде.

59

7

Отдых на воде: купаемся и загораем.

60

8

"Я поведу тебя в музей..." Правила поведения в музее.

61

9

Правила поведения в театре и кинотеатре.

62

10

Путешествуем за границей. Загранпаспорт и виза. Таможня.

63

11

Уважай традиции и обычаи других стран! Местная валюта.

64

12

Страхование туристов. Что делать, если ты потерялся?

65

13

Правила поведения в самолете.

66

14

Обобщающий урок по разделу "Я отдыхаю"

67

15

Повторение пройденного материала.

68

16

Урок - викторина "Человек и общество".

По плану: 16 часов

За год по плану: 68 часов

Требования к знаниям и умениям учащихся

  • учащиеся должны иметь представление о государстве и его устройстве (что такое Родина, как называется государство, в котором мы живем; символы государства; кто управляет государством);
  • учащиеся должны иметь представление о праве и видах правовой ответственности (что такое право, правонарушение; роль правоохранительных органов);
  • учащиеся должны знать свои основные права и обязанности гражданина РФ;
  • учащиеся должны уметь пользоваться своими правами в конкретной жизненной ситуации, знать в какие органы и инстанции обратиться при нарушении определенной группы прав;
  • учащиеся должны с помощью взрослого уметь составлять заявления, заполнять бланки, анкеты.

Ожидаемые результаты освоения программы:

В результате реализации рабочей программы «Человек и общество» предполагается, что обучающиеся, воспитанники могут приобрести практические знания, умения и навыки, достаточные для самообслуживания, адаптации в современном обществе, ориентации в социуме и быту

Использование (адаптирование) программно - методических материалов.

  1. Детям о праве: Дорога. Улица. Семья. Школа. Отдых. Магазин/ Павел Астахов. - М.: Эксмо, 2011.
  2. Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя /под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. - М.: Гуманитарный. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
  3. Обществоведение: гражданин, общество, государство: учеб. для 5 кл. общеобразовательных. учреждений / Л. Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др.; ред. кол. Л.Н. Боголюбов и др. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2008.
  4. Обществоведение: гражданин, общество, государство: учеб. для 6 кл. общеобразовательных. учреждений / Л. Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др.; ред. кол. Л.Н. Боголюбов и др. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2008.
  5. Антонов В.В. Изучаем права человека: Рабочая тетрадь для учащихся начальных классов. - 4-е изд. -М.: Вита-Пресс, 2011.
  6. Мир истории. 6 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида /И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. - М.: Просвещение, 2011.
  7. Мои права: Рабочая тетрадь к учебно-методическому пособию "Маленьким детям - большие права", 2010.
  8. Имею право: В помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. - Мурманск, 2006.
  9.  Права человека: Дидактическое пособие в помощь педагогам дошкольного образования.- Киров: Весна Дизайн, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету ремесло (кулинария) 5-9 класса для учащихся со сложной структурой дефекта.

Данная программа нацелена на обучение детей с тяжёлыми и множественными нарушениями (интеллекта, моторики, зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы)....

Рабочая программа по предмету "Домоводство" 5 класс для учащихся со сложной структурой дефекта.

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕпо предмету «Домоводство»5 классРабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд»  составлена в ...

Рабочая программа по предмету "Домоводство" 7 класс для учащихся со сложной структурой дефекта

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕпо предмету «Домоводство» 7 классРабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд»  составл...

Рабочая программа по предмету "Домоводство" 8 класс для учащихся со сложной структурой дефекта

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕпо предмету «Домоводство»8 классРабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд»  составлена в ...

Рабочая программа (адаптирована для детей со сложной структурой дефекта) по предмету «Мир растений» 9 класс

Программа учебного курса обеспечивает активизацию познавательной деятельности                    и развитие речи в единстве с непосредственным наблюде...

Рабочая программа (адаптирована для детей со сложной структурой дефекта) по предмету «Мир животных» 9 класс

             При изучении курса «Мир животных» расширяются представления детей со сложной структурой дефекта о разнообразие животного мира Земли,проводится зн...

Рабочая программа (адаптирована для детей со сложной структурой дефекта) по предмету «Человек» 9- 10 класс

Как образовательная область предмета "Человек" для детей со сложной структурой дефекта весьма значима в плане их социальной адаптации. Содержание программы предусматривает сообщение элементарных сведе...