Рабочая программа (адаптирована для детей со сложной структурой дефекта) по предмету «Человек» 9- 10 класс
рабочая программа (9, 10 класс) по теме
Как образовательная область предмета "Человек" для детей со сложной структурой дефекта весьма значима в плане их социальной адаптации. Содержание программы предусматривает сообщение элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека. Учащиеся знакомятся с ним и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной его жизнедеятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma._chelovek._9_-_10_kl.doc | 187.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
(адаптирована для детей со сложной структурой дефекта)
по предмету «Человек»
9- 10 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний, умении. Материал расположен по принципу усложнения и увеличения объема информации.
Рабочая программа составлена с учётом особенностей данного класса, учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся, способствует умственному развитию, определяет оптимальный объем знаний и умений по данному предмету. В целях максимального коррекционного воздействия в программу включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня.
Как образовательная область предмета "Человек" для детей со сложной структурой дефекта весьма значима в плане их социальной адаптации. Содержание программы предусматривает сообщение элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека. Учащиеся знакомятся с ним и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной его жизнедеятельности. В связи с изучением организма человека учащимся сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как сохранить свое здоровье; какой вред здоровью наносят курение, употребление спиртных напитков и наркотиков, а также токсикомании.
При изучении программного материала обращается внимание учащихся на значение физической культуры и спорта для здоровья закаливания организма и для нормальной его жизнедеятельности.
Преподавание курса «Человек» направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. Ознакомление с данным программным материалом способствует развитию у учащихся наблюдательности, речи, мышления.
В работе по программе учитываются дидактические принципы обучения, возможности и особенности познавательной деятельности глубоко умственно отсталых детей. Наиболее важными принципами будут доступность, наглядность, индивидуальный подход, принцип практической направленности обучения и принцип коррекции.
Реализация дидактических принципов в работе с глубоко умственно отсталыми детьми позволяет в некоторой мере развить их познавательную деятельность, подготовить к несложным видам труда, социально адаптировать.
Основными формами и методами обучения являются практические работы, сюжетно-ролевые игры, беседы. На уроках следует использовать произведения художественной литературы, музыку, произведения искусства. Уроки должны приносить радость детям, чувство удовлетворения; необходимо уважать выбор и желания детей со сложной структурой дефекта, обеспечивать нормальные условия для их деятельности.
Человек рассматривается в программе как биосоциальное существо. Основные системы органов человека предлагается изучать, опираясь на сравнительный анализ жизненных функций важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение). Это позволит учащимся со сложной структурой дефекта воспринимать человека как часть живой природы.
За счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала в программу включены темы, связанные с сохранением здоровья человека. Учащиеся знакомятся с распространенными заболеваниями, узнают о мерах оказания доврачебной помощи. Привитию практических умений по данным вопросам (измерить давление, наложить повязку и т. п.) следует уделять больше внимания во внеурочное время.
В результате изучения естествоведческого курса учащиеся должны получить общие представления о человеке как биосоциальном существе, как виде, живом организме, личности, об условиях его существования, о здоровом образе жизни. Учащиеся должны понять практическое значение знаний о человеке для решения бытовых, медицинских и экологических проблем.
Данная программа предназначена для учащихся со сложной структурой дефекта и носит вариативный характер. При ее составлении за основу были взяты следующие программы: Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (2001г), для детей с легкой степенью умственной отсталости и Программы обучения глубоко умственно отсталых детей (НИИ дефектологии АПН СССР, 1984г.).
Составленная программа носит ориентировочный, примерный характер. Содержание программы по всем разделам определяется в зависимости от успешности усвоения учебного материала в предыдущем году обучения и максимально индивидуализируются с учетом возможностей детей конкретного класса. Количество часов на изучение тем может меняться.
Учебными пособиями данный курс не обеспечен.
Программа рассчитана на 2 года обучения в 9, 10 классах при нагрузке 2 часа в неделю по учебному плану.
9 класс (2 часа в неделю) - 68 часов
Примерная схема распределения учебного времени по разделам:
№ п/п | Программная тема | Кол-во час. |
1. | Человек – часть природы. | 5 |
2. | Человек – живое существо. | 33 |
3. | Органы чувств. | 10 |
4. | Мир чувств. | 7 |
5. | Ты и твое здоровье | 13 |
Всего | 68 |
По усмотрению учителя данная примерная схема может быть изменена с учетом возможностей учащихся и конкретных методических задач раздела.
Содержание обучения.
Человек – часть природы - 5 часов.
Тематическое планирование на 2012- 2013 учебный год
по предмету «Человек» 10 класс
№ п/п | Тема урока. | Кол – во часов. |
1 | Роль и место человека в природе. Значение знаний о своем организме и укреплении здоровья. | 1 |
2 | Краткие сведения о строении клетки. | 1 |
3 | Состав клетки и ее жизнедеятельность. | 1 |
4 | Краткие сведения о строении тканей человека. | 1 |
5 | Органы человека. | 1 |
6,7 | Основные системы органов человека. | 2 |
8 | Обобщающий урок. | 1 |
9 | Контроль знаний. | 1 |
10 | Значение опорно – двигательной системы. Скелет человека. | 1 |
11 | Скелет головы. | 1 |
12,13 | Скелет туловища. Практическая работа «Изучение внешнего вида костей черепа». | 2 |
14 | Скелет верхней конечности. Практическая работа «Изучение внешнего вида костей рук и ног». | 1 |
15 | Скелет нижней конечности. | 1 |
16 | Практическая работа «Изучение внешнего вида костей рук и ног». | 1 |
17 | Первая помощь при ушибах, растяжении связок и переломах костей. | 1 |
18 | Практическая работа «Наложение шин, повязок» Консультация врача. | 1 |
19 | Мышцы. Основные группы мышц. | 1 |
20 | Осанка и здоровье человека. Практическая работа «Определение правильной осанки» | 1 |
21 | Обобщающий урок. | 1 |
22 | Контроль знаний. | 1 |
23 | Кровь и ее значение. | 1 |
24 | Сердце – главный орган кровеносной системы. | 1 |
25 | Органы кровообращения: сердце и сосуды. | 1 |
26 | Движение крови по сосудам. Пульс. | 1 |
27 | Практическая работа «Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после физических упражнений» Измерение кровяного давления врачом. | 1 |
28 | Первая помощь при кровотечениях. Консультация врача. | 1 |
29 | Вредное влияние курения, спиртных напитков, наркотических веществ на сердечно – сосудистую систему. | 1 |
30 | Повторение по теме «Кровообращение» | 1 |
31 | Контроль знаний. | |
32 | Органы дыхания человека, их строение и функции. | 1 |
33 | Строение легких. Газообмен в легких. | 1 |
34 | Дыхательные движения. | 1 |
35 | Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания. | 1 |
36 | Повторение по теме «Дыхание. | 1 |
37 | Контроль знаний. | 1 |
38 | Значение и состав пищи. | 1 |
39 | Органы пищеварения. | 1 |
41,42 | Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. | 2 |
43 | Гигиена питания. Нормы питания. | 1 |
44 | Причины и признаки пищевых отравлений. | 1 |
44 | Влияние вредных привычек на пищеварительную систему. | 1 |
45 | Повторение по теме «Пищеварение» | 1 |
46 | Контроль знаний. | 1 |
47 | Строение и значение почек. Предупреждение почечных заболеваний | 1 |
48 | Кожа человека и ее значение. Строение кожи. | 1 |
49. | Закаливание организма. | 1 |
50 | Оказание первой помощи при тепловых и солнечных ударах, ожогах, обморожении. Практическая работа «Приемы наложения повязок на условно пораженный участок кожи». | 1 |
51 | Гигиена кожи. Гигиенические требования к одежде и обуви. | 1 |
52 | Повторение по теме «Кожа» | 1 |
53 | Строение и значение нервной системы. | 1 |
54 | Строение и значение спинного и головного мозга. | 1 |
55 | Гигиена умственного и физического труда. Режим дня. | 1 |
56 | Сон и его значение. Гигиена сна. | 1 |
57 | Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на нервную систему. | 1 |
58 | Повторение по теме «Нервная система» | |
59 | Зачет знаний по теме « Нервная система». | 1 |
60 | Подготовка к контрольной работе за год. | 1 |
61 | Контрольная работа (годовая). | 1 |
62 | Значение органов чувств у человека. | 1 |
63 | Орган зрения. | 1 |
64 | Гигиена зрения. | 1 |
65 | Строение и значение органа слуха. | 1 |
66 | Гигиена слуха. | 1 |
67 | Органы осязания, обоняния, вкуса. | 1 |
68 | Система здравоохранения в Российской Федерации. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочие программы по обучению детей со сложной структурой дефекта
программы : счет,рисование и лепка,живой мир,грамота 2-ой год обучения...
Рабочая программа (адаптирована для детей со сложной структурой дефекта) по предмету «Мир растений» 9 класс
Программа учебного курса обеспечивает активизацию познавательной деятельности и развитие речи в единстве с непосредственным наблюде...
Рабочая программа (адаптирована для детей со сложной структурой дефекта) по предмету «Мир животных» 9 класс
При изучении курса «Мир животных» расширяются представления детей со сложной структурой дефекта о разнообразие животного мира Земли,проводится зн...
Рабочая программа (адаптирована для учащихся со сложной структурой дефекта) по предмету «Человек и общество» 10 класс 2012 – 2013 уч. г.
Цель данного курса - создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности в конкретных жизненных ситуациях, создающей основу безболезненной интеграции...
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 9-е класса для детей со сложной структурой дефекта (учащиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью)
Общая характеристика предметаОбучение математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида носит предметно-практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовко...
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 9-ж класса для детей со сложной структурой дефекта (учащиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью)
Общая характеристика предметаОбучение математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида носит предметно-практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовко...
Адаптированные рабочие программы по обучению детей со сложной структурой дефекта
Для обучающихся 4 класса...