Применение современных образовательных технологий (СОТ) в образовательном процессе в условиях ФГОС.
статья

Статья содержит краткий обзор современных образовательных технологий,   описание некоторых из них, а также перечень источников информации, к которых можно подробно ознакомиться с внедрением СОТ в процесс обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sot.docx29.14 КБ

Предварительный просмотр:

Применение  современных образовательных технологий (СОТ) в образовательном процессе в условиях ФГОС.

Под образовательной технологией понимают:

•   Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов   педагогической   деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми      обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного        процесса;

•    Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;

•    Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).

В документах ЮНЕСКО технология обучения (понятие не является общепринятым в традиционной педагогике) рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего учебного процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических, человеческих ресурсов и их взаимодействия.

Массовое внедрение педагогических технологий исследователи относят к началу 60-х гг. и связывают его с реформированием в начале американской, а затем и европейской школы. К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за рубежом относятся Дж. Кэролл, Б. Блум, Д. Брунер, Д. Хамблин, Г. Гейс, В. Коскарелли. Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к образованию отражены в научных трудах П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, А.Г. Ривина, Л.Н. Ланды, Ю.К. Бабанского, П.М. Эрдниева, И.П. Раченко, Л.Я. Зориной, В.П. Беспалько, М.В. Кларина и других.

Концептуальным основанием ФГОС ООО  избран компетентностный подход, который предполагает ориентацию на конечный результат. Причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а обобщенная способность выпускника школы действовать в разных проблемных ситуациях реальности, обладание им системой ценностей и личностных качеств, знаний и умений, обеспечивающих его готовность к компетентному выполнению профессиональной деятельности.

 Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.

К современным педагогическим технологиям относятся:

1. Личностно-ориентированные технологии обучения.

2. Предметно-ориентированные технологии обучения.

3. Информационные технологии.

4. Технологии оценивания достижений учащихся.

5. Интерактивные технологии.

Приведем несколько конкретных примеров  СОТ (см.таблицу)

Образовательная технология

Возрастные особенности применения

Рекомендации по использованию в образовательном процессе

Метод проектов

На всех уровнях

Задачи:

  - выбор подходящей значимой проблемы, требующей интегрированного знания, творческого и исследовательского поиска для ее решения;

  - структурирование содержательной части проекта;

  - организация самостоятельной деятельности и ее управления;

  - получение практической, теоретической и познавательной значимости результатов;

  - поиск надежного способа оценки.

 Принципы:

1. Тематика проектов должна быть известна заранее. Учащиеся должны быть ориентированы на сопоставление и сравнение некоторых фактов, фактов из истории математики и жизни ученых математиков, подходов и решений тех или иных проблем

2. Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.

3. Необходимо вовлечь в работу над проектом как можно больше учеников класса, предложив каждому задание с учетом уровня его математической подготовки.

В современной педагогике проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательной системы. Деятельность учащихся в рамках того или иного проекта способствует формированию и развитию у них надпредметных компетенций и компетентностей  и когнитивных навыков.

Проблемное обучение

Средние и старшие школьники

     Применение проблемного обучения в качестве технологии способствует достижению следующих целей:

- активизация мышления учащихся;

- формирование интереса к изучаемому материалу;

- развитие и реализация надпредметных компетенций учащихся.

Проблемное обучение целесообразно применять,  когда:

-  учебный  материал содержит причинно-следственные связи и зависимости, направлен на формирование понятий, законов, теорий;

- ученики подготовлены к проблемному изучению темы;

-  задания, которые будут выполнять  учащиеся,  направлены на  развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу.

     Одним из распространенных методов проблемного обучения является «лекция с остановками». Лекция читается «дозировано». После каждой смысловой части делается остановка, идет обсуждение проблемного вопроса, поиск  коллективного ответа на основной вопрос или выполняется групповое или индивидуальное задание.

Целенаправленное развитие познавательных стратегий (ЦПРС)

На всех уровнях

Под  познавательной стратегией  понимается  комплексная динамическая организация  познавательных процессов, которая относительно познавательной деятельности  состоит из   чёткой последовательности

- репрезентация цели и критерии ее достижения,

   - операции по достижению результата,

   - коррекция  процесса деятельности

  - фиксация получаемого результата.

 

 Таким образом, познавательная стратегия является проекцией динамических взаимосвязей в познавательной деятельности следующих составляющих:

  • Представление цели.
  • Мотивация.
  • Критерии достижения цели.
  • Основные операции и действия, направленные на реализацию цели.
  • Последовательность операций и действий.
  • Контроль за исполнением операций и получение промежуточного результата.
  • Коррекция стадии операции или представления цели.
  • Критерии прекращения процесса деятельности.

Фиксация результата деятельности.

При этом микростратегии затрагивают мыслительные операции внутреннего плана действий, а макростратегии в большей степени касаются действий внутреннего и внешнего планов.

Универсальные стратегии являются обобщением наиболее успешных микро-и макростратегий различных субъектов.

Эвристическое обучение

На всех уровнях

 Главной задачей эвристического обучения (ЭО) школьников является вооружение их умениями осознавать проблему, намеченную учителем, а позднее – формулировать ее самостоятельно на основе анализа информации и фактов; выдвигать гипотезы решений и соотносить их с условиями задачи; осуществлять поэтапную или итоговую проверку решения несколькими способами; переносить знания и учебно-поисковые действия в нестандартную ситуацию или создавать новый способ действий.

Важнейшей целью ЭО школьников выступает развитие у них творческих способностей, обеспечивающих создание субъективно или объективно нового и значимого для ученика продукта.

При использовании технологии ЭО необходимо  придерживаться следующие принципы обучения - креативность обучения (реализация творческих возможностей учителя и учащихся); опора на субъективный опыт учащихся как на один из источников обучения; актуализация результатов обучения (применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков); индивидуализация и дифференциация обучения (учет индивидуальных особенностей учащихся);  системность обучения; сотрудничество и творческое взаимодействие учащихся и учителя в процессе обучения.

Выделяют следующие функции ЭО.

 - самостоятельное усвоение знаний и способов действий;

 - развитие творческого мышления (перенос знаний и умений в новую ситуацию;

 - видение новой проблемы в традиционной ситуации;

 - видение новых признаков изучаемого объекта;

 - преобразование известных способов деятельности и самостоятельное создание новых;

 - развитие качеств ума, мыслительных навыков, формирование познавательных умений;

- обучение учащихся приемам активного познавательного общения; развитие мотивации учения, мотивации достижения.

Технология сотрудничества

На всех уровнях

Актуальность этой педагогической технологии определяется тем, что она предлагает путь разрешения многих назревших проблем и противоречий современного образования:
противоречие между мотивацией и стимуляцией: стимуляция многократно превосходит мотивацию; учителя жалуются, что дети не хотят учиться, а учащиеся на скуку, однообразие и не посильность учебы;
противоречие между пассивно-созерцательными и активно-преобразовательными видами учебной деятельности; коллективная работа включает каждого ученика в активную работу на весь урок;
противоречие между воспитанием и обучением: в классическом обучении часто говорим «не разговаривайте», «не подсказывайте»; на КСО все наоборот: беседуйте, поправляйте, оценивайте друг друга;
противоречие между индивидуальным развитием и стандартными обучениями;

Критическое мышление

Средние и старшие школьники

При использовании данной технологии необходимо помнить, что:
Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов. В-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности. 

Для  реализации СОТ в образовательном процессе в условиях ФГОС можно рекомендовать следующую программу.

Цели

1. Эффективное применение современных образовательных технологий,  в том числе технологий деятельностного типа как одного из условий обеспечения качественного образования, реализации ФГОС НОО и ООО.

2. Внедрение системы мониторинга для оценки новых образовательных результатов учащихся.

Ожидаемые результаты для ОУ:

  • достижение нового качества образования

развитие личности ребенка.

Объект

начальное и основное общее  образование

 Предмет

В управленческой деятельности - создание внутришкольной системы развития профессиональной компетентности педагогов с учетом требований ФГОС.

В педагогической деятельности – обеспечение условий для расширения мест демонстрации успешности педагогов.

Направления деятельности

1. Приведение ресурсной и материально-технической базы школы в соответствие с требованиями, изложенными в ФГОС. Это одно из главных условий, от выполнения которого зависит решение задач нового стандарта.

  2. Подготовка будущего учителя к работе в принципиально новой системе образования и переподготовка учителей со сложившейся системой работы. Освоение педагогами школы  теоретико-методической основы организации образовательного процесса с учетом требований ФГОС НОО и ФГОС ООО, совершенствование их профессиональной компетентности посредством активного включения их в изучение опыта работы базовой площадки, обмен опытом, работа мастер-классов.

 3. Создание эффективной образовательной среды, реализующей современный запрос всех субъектов образовательного процесса.

Диагностический инструментарий

  1. мониторинг результатов учебной деятельности по деятельностному, информационно-познавательному, воспитательному и здоровьесберегающему направлениям;
  2. экспертиза деятельности педагогов;
  3. мониторинг эффективности взаимодействия образовательных учреждений с родителями.

Оценивание ожидаемых результатов

1. самооценка и самоанализ (рефлексия);

2. использование разнообразных видов, методов, форм и объектов оценивания, в том числе:

- как внутреннюю, так и внешнюю оценку, при последовательном нарастании объема внешней оценки.

 Участники реализации программы

Ответственные за создание условий для достижения современного качества образования -  директор общеобразовательного учреждения и заместители директора по учебной работе;

Участники – учителя ОО.

Форма представления ожидаемых результатов

  • модель организации методической работы по распространению положительного опыта реализации СОТ;
  • методические и дидактические материалы для проведения мониторинга предметных, метапредметных и личностных результатов;

        - разработки демонстрационных уроков;

        -учебные пособия;

        - дидактические материалы.

  • создание методических рекомендаций по введению в образовательный процесс СОТ (педагогический, управленческий, нормативно-правой аспекты)

выпуск сборников методических материалов из опыта работы школы  по решению проблем введения и реализации современных образовательных технологий.

Этапы внедрения

1 этап. Разработка основных положений;  обобщение имеющегося опыта  применения СОТ; определение основных направлений деятельности.

2 этап. Работа над адаптацией СОТ к условиям ФГОС ООО.

3 этап. Мониторинг образовательных результатов внедрения программы.

4 этап. Представление результатов, обмен опытом.

Более подробно с современными образовательными технологиями, их видами, функциями, структурой можно ознакомиться в следующих источниках:

1) Громова О.К. «Критическое мышление- как это по-русски? Технология творчества. //БШ № 12, 2001

2) Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. – В 2-хкнигах. – Книга 1. – Челябинск, ЧГПУ, 2012

3) Манвелов С.Г.  Конструирование современного урока. - М.:Просвещение, 2002.

4) Ларина В.П., Ходырева Е.А., Окунев А.А. Лекции на занятиях творческой лаборатории «Современные педагогические технологии».- Киров: 1999 – 2002.

5) Петрусинский В.В  Игры - обучения, тренинг, досуг. Новая школа, 1994

6) Педагогика: учебное пособие длястуденто в учебныхзаведений / В.АСластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 4-еизд. – М.: «Школа-Пресс», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование и организация образовательного процесса в условиях ФГОС нового поколения на разных ступенях общего образования в области "Искусство"

Развитие  активно-учебной  познавательной  деятельности обучающихся с использованием технологий критического мышления на уроках «Искусства» (музыка)....

Новые подходы в образовательном процессе в условиях ФГОС.

ФГОС требуют новые методы преподавания. В данной статье говорится о причинах внедрения новых методов, о способах формимирования УУД на уроках английского языка....

Методические рекомендации по организации организованного образовательно-го процесса в условиях ФГОС (первая половина дня)

Организация жизни и деятельности ребенка в дошкольном учреждении с позиции современных ценностно-целевых ориентиров, заданных ФГОС  ДО на примере первой половины дня....

Коуч-технология, как инновационная образовательная технология обучения английскому языку при реализации требований ФГОС ОО

    В школьном образовании все более отчетливо видна потребность в новых формах развития и обучения детей, соответствующих потребностям времени и его задачам. Разработка практических ...

"Разработка системы управления реализацией современных образовательных технологий в образовательном процессе в условиях ФГОС".

В настоящее время в условиях современной образовательной организации методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного об...

Образовательные технологии, обеспечивающие достижение образовательных результатов в условиях реализации ФГОС ООО и СОО

Использование технологий проектного обучения, проблемно-диалогической технологии, групповых форм работы, информационно-коммуникационных технологий, технологии контрольно-оценочной деятельности в услов...