Применение современных образовательных технологий (СОТ) в образовательном процессе в условиях ФГОС.
статья
Статья содержит краткий обзор современных образовательных технологий, описание некоторых из них, а также перечень источников информации, к которых можно подробно ознакомиться с внедрением СОТ в процесс обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sot.docx | 29.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение современных образовательных технологий (СОТ) в образовательном процессе в условиях ФГОС.
Под образовательной технологией понимают:
• Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса;
• Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;
• Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).
В документах ЮНЕСКО технология обучения (понятие не является общепринятым в традиционной педагогике) рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего учебного процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических, человеческих ресурсов и их взаимодействия.
Массовое внедрение педагогических технологий исследователи относят к началу 60-х гг. и связывают его с реформированием в начале американской, а затем и европейской школы. К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за рубежом относятся Дж. Кэролл, Б. Блум, Д. Брунер, Д. Хамблин, Г. Гейс, В. Коскарелли. Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к образованию отражены в научных трудах П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, А.Г. Ривина, Л.Н. Ланды, Ю.К. Бабанского, П.М. Эрдниева, И.П. Раченко, Л.Я. Зориной, В.П. Беспалько, М.В. Кларина и других.
Концептуальным основанием ФГОС ООО избран компетентностный подход, который предполагает ориентацию на конечный результат. Причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а обобщенная способность выпускника школы действовать в разных проблемных ситуациях реальности, обладание им системой ценностей и личностных качеств, знаний и умений, обеспечивающих его готовность к компетентному выполнению профессиональной деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.
К современным педагогическим технологиям относятся:
1. Личностно-ориентированные технологии обучения.
2. Предметно-ориентированные технологии обучения.
3. Информационные технологии.
4. Технологии оценивания достижений учащихся.
5. Интерактивные технологии.
Приведем несколько конкретных примеров СОТ (см.таблицу)
Образовательная технология | Возрастные особенности применения | Рекомендации по использованию в образовательном процессе |
Метод проектов | На всех уровнях | Задачи: - выбор подходящей значимой проблемы, требующей интегрированного знания, творческого и исследовательского поиска для ее решения; - структурирование содержательной части проекта; - организация самостоятельной деятельности и ее управления; - получение практической, теоретической и познавательной значимости результатов; - поиск надежного способа оценки. Принципы: 1. Тематика проектов должна быть известна заранее. Учащиеся должны быть ориентированы на сопоставление и сравнение некоторых фактов, фактов из истории математики и жизни ученых математиков, подходов и решений тех или иных проблем 2. Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации. 3. Необходимо вовлечь в работу над проектом как можно больше учеников класса, предложив каждому задание с учетом уровня его математической подготовки. В современной педагогике проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательной системы. Деятельность учащихся в рамках того или иного проекта способствует формированию и развитию у них надпредметных компетенций и компетентностей и когнитивных навыков. |
Проблемное обучение | Средние и старшие школьники | Применение проблемного обучения в качестве технологии способствует достижению следующих целей: - активизация мышления учащихся; - формирование интереса к изучаемому материалу; - развитие и реализация надпредметных компетенций учащихся. Проблемное обучение целесообразно применять, когда: - учебный материал содержит причинно-следственные связи и зависимости, направлен на формирование понятий, законов, теорий; - ученики подготовлены к проблемному изучению темы; - задания, которые будут выполнять учащиеся, направлены на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу. Одним из распространенных методов проблемного обучения является «лекция с остановками». Лекция читается «дозировано». После каждой смысловой части делается остановка, идет обсуждение проблемного вопроса, поиск коллективного ответа на основной вопрос или выполняется групповое или индивидуальное задание. |
Целенаправленное развитие познавательных стратегий (ЦПРС) | На всех уровнях | Под познавательной стратегией понимается комплексная динамическая организация познавательных процессов, которая относительно познавательной деятельности состоит из чёткой последовательности - репрезентация цели и критерии ее достижения, - операции по достижению результата, - коррекция процесса деятельности - фиксация получаемого результата.
Таким образом, познавательная стратегия является проекцией динамических взаимосвязей в познавательной деятельности следующих составляющих:
Фиксация результата деятельности. При этом микростратегии затрагивают мыслительные операции внутреннего плана действий, а макростратегии в большей степени касаются действий внутреннего и внешнего планов. Универсальные стратегии являются обобщением наиболее успешных микро-и макростратегий различных субъектов. |
Эвристическое обучение | На всех уровнях | Главной задачей эвристического обучения (ЭО) школьников является вооружение их умениями осознавать проблему, намеченную учителем, а позднее – формулировать ее самостоятельно на основе анализа информации и фактов; выдвигать гипотезы решений и соотносить их с условиями задачи; осуществлять поэтапную или итоговую проверку решения несколькими способами; переносить знания и учебно-поисковые действия в нестандартную ситуацию или создавать новый способ действий. Важнейшей целью ЭО школьников выступает развитие у них творческих способностей, обеспечивающих создание субъективно или объективно нового и значимого для ученика продукта. При использовании технологии ЭО необходимо придерживаться следующие принципы обучения - креативность обучения (реализация творческих возможностей учителя и учащихся); опора на субъективный опыт учащихся как на один из источников обучения; актуализация результатов обучения (применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков); индивидуализация и дифференциация обучения (учет индивидуальных особенностей учащихся); системность обучения; сотрудничество и творческое взаимодействие учащихся и учителя в процессе обучения. Выделяют следующие функции ЭО. - самостоятельное усвоение знаний и способов действий; - развитие творческого мышления (перенос знаний и умений в новую ситуацию; - видение новой проблемы в традиционной ситуации; - видение новых признаков изучаемого объекта; - преобразование известных способов деятельности и самостоятельное создание новых; - развитие качеств ума, мыслительных навыков, формирование познавательных умений; - обучение учащихся приемам активного познавательного общения; развитие мотивации учения, мотивации достижения. |
Технология сотрудничества | На всех уровнях | Актуальность этой педагогической технологии определяется тем, что она предлагает путь разрешения многих назревших проблем и противоречий современного образования: |
Критическое мышление | Средние и старшие школьники | При использовании данной технологии необходимо помнить, что: |
Для реализации СОТ в образовательном процессе в условиях ФГОС можно рекомендовать следующую программу.
Цели
1. Эффективное применение современных образовательных технологий, в том числе технологий деятельностного типа как одного из условий обеспечения качественного образования, реализации ФГОС НОО и ООО.
2. Внедрение системы мониторинга для оценки новых образовательных результатов учащихся.
Ожидаемые результаты для ОУ:
- достижение нового качества образования
развитие личности ребенка.
Объект
начальное и основное общее образование
Предмет
В управленческой деятельности - создание внутришкольной системы развития профессиональной компетентности педагогов с учетом требований ФГОС.
В педагогической деятельности – обеспечение условий для расширения мест демонстрации успешности педагогов.
Направления деятельности
1. Приведение ресурсной и материально-технической базы школы в соответствие с требованиями, изложенными в ФГОС. Это одно из главных условий, от выполнения которого зависит решение задач нового стандарта.
2. Подготовка будущего учителя к работе в принципиально новой системе образования и переподготовка учителей со сложившейся системой работы. Освоение педагогами школы теоретико-методической основы организации образовательного процесса с учетом требований ФГОС НОО и ФГОС ООО, совершенствование их профессиональной компетентности посредством активного включения их в изучение опыта работы базовой площадки, обмен опытом, работа мастер-классов.
3. Создание эффективной образовательной среды, реализующей современный запрос всех субъектов образовательного процесса.
Диагностический инструментарий
- мониторинг результатов учебной деятельности по деятельностному, информационно-познавательному, воспитательному и здоровьесберегающему направлениям;
- экспертиза деятельности педагогов;
- мониторинг эффективности взаимодействия образовательных учреждений с родителями.
Оценивание ожидаемых результатов
1. самооценка и самоанализ (рефлексия);
2. использование разнообразных видов, методов, форм и объектов оценивания, в том числе:
- как внутреннюю, так и внешнюю оценку, при последовательном нарастании объема внешней оценки.
Участники реализации программы
Ответственные за создание условий для достижения современного качества образования - директор общеобразовательного учреждения и заместители директора по учебной работе;
Участники – учителя ОО.
Форма представления ожидаемых результатов
- модель организации методической работы по распространению положительного опыта реализации СОТ;
- методические и дидактические материалы для проведения мониторинга предметных, метапредметных и личностных результатов;
- разработки демонстрационных уроков;
-учебные пособия;
- дидактические материалы.
- создание методических рекомендаций по введению в образовательный процесс СОТ (педагогический, управленческий, нормативно-правой аспекты)
выпуск сборников методических материалов из опыта работы школы по решению проблем введения и реализации современных образовательных технологий.
Этапы внедрения
1 этап. Разработка основных положений; обобщение имеющегося опыта применения СОТ; определение основных направлений деятельности.
2 этап. Работа над адаптацией СОТ к условиям ФГОС ООО.
3 этап. Мониторинг образовательных результатов внедрения программы.
4 этап. Представление результатов, обмен опытом.
Более подробно с современными образовательными технологиями, их видами, функциями, структурой можно ознакомиться в следующих источниках:
1) Громова О.К. «Критическое мышление- как это по-русски? Технология творчества. //БШ № 12, 2001
2) Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. – В 2-хкнигах. – Книга 1. – Челябинск, ЧГПУ, 2012
3) Манвелов С.Г. Конструирование современного урока. - М.:Просвещение, 2002.
4) Ларина В.П., Ходырева Е.А., Окунев А.А. Лекции на занятиях творческой лаборатории «Современные педагогические технологии».- Киров: 1999 – 2002.
5) Петрусинский В.В Игры - обучения, тренинг, досуг. Новая школа, 1994
6) Педагогика: учебное пособие длястуденто в учебныхзаведений / В.АСластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 4-еизд. – М.: «Школа-Пресс», 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование и организация образовательного процесса в условиях ФГОС нового поколения на разных ступенях общего образования в области "Искусство"
Развитие активно-учебной познавательной деятельности обучающихся с использованием технологий критического мышления на уроках «Искусства» (музыка)....
Новые подходы в образовательном процессе в условиях ФГОС.
ФГОС требуют новые методы преподавания. В данной статье говорится о причинах внедрения новых методов, о способах формимирования УУД на уроках английского языка....
Методические рекомендации по организации организованного образовательно-го процесса в условиях ФГОС (первая половина дня)
Организация жизни и деятельности ребенка в дошкольном учреждении с позиции современных ценностно-целевых ориентиров, заданных ФГОС ДО на примере первой половины дня....
Коуч-технология, как инновационная образовательная технология обучения английскому языку при реализации требований ФГОС ОО
В школьном образовании все более отчетливо видна потребность в новых формах развития и обучения детей, соответствующих потребностям времени и его задачам. Разработка практических ...
"Разработка системы управления реализацией современных образовательных технологий в образовательном процессе в условиях ФГОС".
В настоящее время в условиях современной образовательной организации методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного об...
Образовательные технологии, обеспечивающие достижение образовательных результатов в условиях реализации ФГОС ООО и СОО
Использование технологий проектного обучения, проблемно-диалогической технологии, групповых форм работы, информационно-коммуникационных технологий, технологии контрольно-оценочной деятельности в услов...