Аналитическая записка ""Система работы с одарёнными детьми в условиях внедрения ФГОС на основе применения современных педагогических технологий "
материал

Аналитическая записка   на конкурс "Учитель года России" 2020

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskaya_zapiska.docx115 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Майорская средняя общеобразовательная школа

Аналитическая записка 

участника

 муниципального этапа Всероссийского конкурса

 «Учитель года России» 2020 год

"Система работы  с одарёнными детьми в условиях        внедрения   ФГОС на основе применения современных педагогических технологий "

                          Подготовила:

                                                                  Пятницкая Наталья Владимировна

                                                    учитель русского языка и

                            литературы

                                                               

В 2011 году во всех образовательных учреждениях нашей страны был введён Федеральный государственный образовательный стандарт. ФГОС поставили новую задачу – сформировать способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, умение организовать этот процесс. Надежда  на решение актуальных проблем современной цивилизации возлагалась в первую очередь на одаренных детей. Именно одаренные дети  должны были стать опорой для процветания общества. Так появилась моя методическая тема, над которой я работаю на протяжении последних лет :«Работа с одаренными детьми  на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС на основе применения современных педагогических технологий»

      Её цель: создание необходимых методических условий для комплексного решения проблемы развития личности ребёнка, его интеллектуальных возможностей и творческих способностей.

      Каждый одаренный ребенок — индивидуальность, требующая особого подхода. Еще Сократ говорил: «В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить». Одарённый человек, словно яркая звёздочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нём,  чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.

   В  толковом  словаре под редакцией С.И.Ожегова можно найти следующее объяснение слова «одарённость» : «То же, что талантливый…». А уж талантливый - «…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями». Если вдуматься в это определение, то можно прийти к старой истине, что неталантливых, а, следовательно, не одарённых от природы людей не бывает. Я считаю, что именно в школе начинается процесс становления  творческой личности. И очень важно правильно его организовать .

    Проработав не один десяток лет в школе, я пришла к выводу:  все дети от природы обладают творческим началом к развитию своих способностей. Кто-то  сказал: «Судьба ребёнка зависит от опыта и взглядов конкретного педагога, жизненных амбиций родителей». На самом деле, работа с одарёнными или талантливыми детьми диктует определённые требования к личности педагога:

- желание работать нестандартно,  

- поисковая активность, любознательность;

- знание психологии подростка и психологии одарённых детей;

- готовность педагога к работе с одарёнными детьми.

Задачи, стоящие перед учителем:

– своевременное выявление одарённых детей;

– использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;

– отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в разных видах деятельности;

– организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности;

– развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.

      Чтобы достичь результата, приходится опираться на свой педагогический опыт, на научно-популярные публикации, на свои интеллектуальные возможности, потому как работать с одаренными детьми, я считаю, должны и одаренные педагоги, постоянно пополняющие свои учительские знания, имеющие высокую педагогическую компетенцию, определенные личностные качества, умеющие строить межличностные отношения с учеником.

       Работа с одаренными детьми ставит перед учителем задачи, решение которых требует творческой активности, напряжения всех сил, проявления его индивидуальности. Учитель, развивая творческий потенциал школьников, тем самым развивает свои творческие способности, находит все новые формы работы, которые расширяют интеллектуальные возможности его учеников. Если учитель активен в своем творческом поиске, результат не заставит себя долго ждать.

Говоря о формах работы с одаренными детьми, хочу выделить две формы - урочную и внеурочную.

Урочная деятельность

1) проектная деятельность

2) нетрадиционные уроки с применением ИКТ -технологий , творческой мастерской, критического мышления и др.

3) самостоятельная работа ( с учебником, справочным материалом, выполнение заданий на опережение и заданий расширенного уровня)

4) работа в группе

Внеурочная деятельность

1) предметные недели

2) научно-практические конференции

3) олимпиады по предмету

4) участие в конкурсах исследовательских работ

5) участие в конкурсах по предмету

6) участие в дистанционных конкурсах через сети Интернет и др.

Считаю, что одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими учащимися. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей. В своей работе с одаренными детьми  я использую следующие методы и приемы современных педагогических технологий .

       Проектная деятельность - одна из технологий воспитания мотивированных детей. Одаренные дети, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы и принимают участие в экспериментах, исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, «не потеряться», самоутвердиться, ощутить радость успеха. 

Преимущества метода проектов:

учащиеся видят перед собой конечный результат – вещь, которую они сделали своими руками;

ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые, нетиповые задачи, выявить деловые качества;

профессиональное самоопределение, именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания?

при выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным – сложные, слабым – по их реальным возможностям;

обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счёт включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях.

     В своей педагогической практике при обучении русскому языку и литературе я чаще всего использую такие виды проектов, как информационные, игровые, исследовательские, творческие. Вид проекта зависит от возраста учащихся и темы  (проект «Памятник литературному герою», проект «Моя родословная». и  др). Метод проектов очень нравится моим ученикам, и их работы с каждым разом становятся все  совершеннее, в них наблюдается не только творческая работа, но и рост самостоятельно добываемых знаний. 

      Одним из направлений моей работы  с одаренными детьми является внедрение ИКТ в учебную практику. Необходимость использования ИКТ в образовательном процессе продиктована самой жизнью: дети живут в технологическом пространстве и в школе, и дома. Современный урок не может быть эффективен и интересен без использования ИКТ. Я сама свободно владею компьютером и считаю, что авторитет учителя резко падает, если он не следит за современными педагогическими технологиями.

ИКТ дают возможность:

повысить интерес к предмету, делая процесс обучения более увлекательным, запоминающимся;

поставить в центре обучения самого обучающегося, его психологические особенности;

 расширить возможности для плодотворного сотворчества учеников и учителя, что положительно влияет на эмоциональную атмосферу на уроке; увеличить объем информации, сообщаемой ученику на уроке;

 помогает расширить кругозор учащихся, мотивировать детей самостоятельно искать информацию;

активизировать организацию процесса познавательной деятельности школьника;

 активизировать умственную деятельность учащихся.

 Информационную компетенцию у детей формирую при работе с различными источниками информации (аудио, видеоматериалы, словари, справочники и др.), активно использую  методы проектов,  и, конечно, использование ресурсов сети Интернет. Использую сетевые образовательные проекты как средство реализации внеурочной деятельности. Учащиеся принимают активное  участие в  различных дистанционных викторинах и конкурсах по предмету: «Грамотей», «Родное слово», «Русский медвежонок», «Олимпус» и др.

 Чтобы увидеть в  ребенке прежде всего индивидуальность, использую технологию развития критического мышления .Работая в режиме данной технологии ,учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение – продвижение от незнания к знанию – в совместный и интересный поиск. Сущность технологии развития критического мышления и состоит в том, что учащиеся самостоятельно добывают знания, используя разнообразные формы работы и средства обучения.

 Часто провожу уроки в форме «творческой мастерской» .Они помогают достичь основных целей филологического образования:

1) развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирования навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности;

2) воспитания чувства ответственности по отношению к родному слову, чуткости к красоте и выразительности родной речи;

3) становления духовного мира человека, формирования внутренней потребности личности в непрерывном духовно-нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализовать свои личные возможности;

4) воспитания чувства прекрасного, культуры мышления и общения, эмоциональной отзывчивости, способности к переживанию и сопереживанию, художественного вкуса и культуры речи учащихся;

      В мастерских я использую следующие формы работы: стихосложение, синквейн,  виртуальное путешествие, ролевая игра, инсценировка и др.          

       Так написание синквейнов на уроке - быстрый и мощный результат для рефлексии, синтеза и обобщения понятий и информации. А сочинение стихов позволяет развить детям творческие способности и пробуждать воображение. Я сама сочиняю стихи  и помогаю одаренным  учащимся развить чувство языка, грамотно использовать лексические единицы, учу превращать обычный текст в поэтическое произведение. Учащиеся с удовольствием принимают такой вид деятельности, о чем свидетельствуют публикации их конкурсных работ на сайте http:nsportal.ru/pyatnickaya-natalya-vladimirovna.

     Применяя на практике различные образовательные технологии, добиваясь определённых результатов, я пришла к выводу, что обучение не должно вредить здоровью. Поэтому большое значение придаю здоровьесбережению, следуя принципу: если школа – дом радости, добра, успеха, то это и «Школа здоровья».

      Все вышеназванные технологии  позволили мне добиться хороших результатов. Я  стараюсь заметить малейшие успехи и достижения каждого ребенка, с уважением отношусь к личности ученика, использую эмоционально-положительный стиль общения. Это позволяет создать  комфортную психологическую  обстановку.  Творческий  поход,  постоянное совершенствование педагогических технологий и приемов, применение знаний детской психологии, такт в общении с детьми позволяют мне добиваться хороших результатов в обучении и воспитании учащихся.

 

За последние  годы наблюдается позитивная динамика успеваемости и качества знаний: 

2014-2015

10 класс

2015-2016

11 класс

2016 – 2017

9 кл

2017 – 2018

6 класс

2018 – 2019

7 класс

обученность

качест

во

обученность

качест

во

обученность

качест

во

обученность

качест

во

обученность

качест

во

100%

50%

100%

50%

100%

60%

100%

50%

100%

63%

7 класс

8 класс

9 класс

9 класс

6 класс

100%

75%

100%

60%

100%

60%

100%

60%

100%

53%

9 класс

100%

60%

    Показатели позитивной динамики учебных достижений в  одном классе                    

10, 11 кл        7,8,9 кл

      6-7 кл

                                                           Литература

2014-2015

2015-2016

2016 – 2017

2017 – 2018

2018 – 2019

10 класс

11 класс

6 класс

6 класс

7 класс

обученность

качест

во

обученность

качест

во

обученность

качест

во

обученность

качест

во

обученность

качест

во

100%

100%

100%

75%

100%

100%

100%

50%

100%

83%

7 класс

8 класс

9 класс

9 класс

6 класс

100%

100%

100%

100%

100%

80%

100%

80%

100%

100%

9 класс

100%

 70%

 

   Показатели позитивной динамики учебных достижений в одном классе                    

     7, 8 кл  6,7 кл

Из сравнительного анализа уровня качества и обученности  по русскому языку видно, что в 10 и 11 кл, 7-9 кл, 6-7 кл  стабильные положительные результаты.

 Качество знаний по русскому языку в 7 классе (2018-2019 уч.г) повысилось на 13% , в 8 кл ( 2015-2016 уч.г) –на 10%

Из сравнительного анализа уровня качества и обученности  по литературе  видно, что в 7-8 кл, 6-7  кл стабильные положительные результаты. Качество знаний по литературе  в 7 классе (2018-2019 уч. г) повысилось на 23%

Итоги административных контрольных работ.  Русский язык

2014-2015

1 полугодие

10 класс

2015-2016

1 полугодие

11 класс

2016 – 2017

1полугодие

9 кл

2017 – 2018

1полугодие

6 класс

2018 – 2019

1полугодие

7 класс

обученность

качест

во

обученность

качест

во

обученность

качест

во

обученность

качест

во

обученность

качест

во

100%

60%

100%

60%

100%

60%

100%

50%

100%

63%

7 класс

8 класс

9 класс

6класс

7класс

100%

60%

100%

100%

100%

60%

50%

63%

             

     

    Показатели позитивной динамики учебных достижений в одном классе                    

   7-8 кл10-11 кл

 

   6- 7кл

Анализ результатов в ходе внутришкольных мониторингов образовательной организации свидетельствует о позитивной динамике качества знаний учащихся. В 10-11 классе учащиеся показали стабильные результаты , в 8 кл (2015-2016 уч.г) КЗ повысилось  на 40%, в  7 кл (2018-2019 у ч.г) –на 13%

Целенаправленная работа позволяет  мне добиваться высоких результатов. На уроке внедряю  новые технологии, использую  разнообразные  формы  работы: коллективную, парно-групповую, индивидуальную, самостоятельную, групповую, что позволяет  включать воспитанников в активную познавательную деятельность.

А также внедряю  в практику работы проблемные, частично-поисковые, развивающие принципы обучения, которые  позволяют достигать высоких результатов

               

 Результаты  итоговой государственной аттестации

2015/2016 уч.г

2017/2018 уч.г

2018/2019 уч.г

ЕГЭ

Русский язык ср.б.-62,5 %

ОГЭ Русский язык

КЗ-73%

ОГЭ

Русский язык

КЗ-60%

Внеурочная деятельность, приносит свои,  положительные результаты:

Так в течение многих лет я являюсь руководителем объединения краеведческой направленности «Исток». 

Цель: 1.Выявить одаренных детей

2Обучить детей навыкам исследовательской, собирательской,

оформительской деятельности;

 3.Сформировать умение добывать информацию в поисковой деятельности;

 4.Воспитывать у детей любовь к родному краю, гордость за его

 прошлое и настоящее.

Мои ученики  ежегодно занимают призовые места в муниципальном этапе  Всероссийского конкурса  исследовательских краеведческих работ «Отечество», а также являются участниками регионального этапа .          

Учебный год

Ф.И.О

об-ся

Класс

Название работы

Номинация

Муниципаль-

ный уровень

Региональ-

ный уровень

2015-2016

Павлова Валентина Сергеевна

11

«Исчезнув-

ший хутор Украинский»

«Летопись родного края»

     2 место

Участие

2016-2017

Мулдагалиева Эльмира Юрьевна

11

«Нет роднее в мире края»

«Летопись родного края»

     1 место

Участие

2017-2018

Мусалова Марха Хусейновна

11

«Здесь когда-то была деревенька»

«Летопись родного края»

     2 место

Участие

2018-2019

Ванярха Алина Игоревна

11

«Уходил на войну, победил и вернулся…»

«Великая Отечествен-

ная»

     2 место

          -

2019-2020

Полякова Надежда Александровна

11

«Здесь знаний , чувств и мыслей храм…»

«Летопись родного края»

     2 место

        

  Высоких результатов достигают  мои учащиеся  и  в написании творческих работ

Учебный год

Ф.И.О

 об-ся

Класс

Название конкурса

Муниципальный уровень

Региональный уровень

2017-2018

Сказкина Виктория

5

Всероссийский конкурс сочинений

Призер

Магомедхабибов Магомед Тимерханович

6

Конкурс ученических работ «Читая Виталия Закруткина

2 место

Участие

2018-2019

Сисюкина Арина

6

Всероссийский конкурс сочинений

2 место

2019-2020

Пятницкий Руслан

5

Областной конкурс сочинений  «Мой  поход по родному краю»

1 место

            

  Работа в выбранном мной направлении  позволяет мне осуществлять постоянный поиск способов решения своих задач, накапливать собственный опыт, который обобщаю и распространяю: 

Уч.год

        Название мероприятия

Уровень

2016-2017

Открытые уроки Русский язык, 9 кл «Понятие о бессоюзном сложном предложении»

Литература , 9к л «Любовная лирика А.С.Пушкина»

Школьный

Выступление «Системно-деятельностный подход на уроках гуманитарного цикла»,

Школьный

2017-2018

Открытые уроки. Литература. 6 кл «Нравственные проблемы рассказа

В.Г. Распутина «Уроки французского»

Литература. 5 кл :«Тропа к Гоголю. В начале бесконечного пути»

Внеклассное мероприятие: "Люби, цени и знай русский язык.»(5-9 кл)

Доклад. «ФГОС второго поколения в контексте государственной образовательной политики в сфере образования».

Презентация опыта «Подготовка кОГЭ по русскому языку»

Школьный

Выступление на ШМО

Школьный.

2018-2019

Обобщение опыта «Смысловое чтение-один из способов формирования и отслеживания в учебном процессе важнейших социальных умений. Подготовка к устному собеседованию»

Муниципальный. Выступление на РМО

Открытый урок .Русский язык, 6 кл «Правописание приставок пре -и  при-»

Выступление «Использование мультимедиа- технологий при организации внеурочной деятельности»

Школьный

Школьный.

Выступление на семинаре

2019-2020

Открытый урок. Литература 7 кл.«Есть сила благодатная в созвучье слов живых…»

Мастер-класс «Организация учебно-исследовательской деятельности на уроках предметов гуманитарного цикла»

Муниципальный

Выступление на ШМО

     В своей работе стремлюсь к постоянному совершенствованию педагогического мастерства посредством изучения опыта моих коллег, новинок педагогической и методической литературы, профессиональной периодики, ресурсов Интернет. Своевременно прохожу, курсы повышения квалификации:

Уч.год        

               Название мероприятия

Результат

2016-2017

Вебинар «ОГЭ -2018 Каких изменений ожидать? 19.12.2017

Сертификат

Вебинар «Особенности работы с методическими рекомендациями для учителей. подготовленными на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ -2017» 26.12.2017

Сертификат

Повышение  квалификации с 20.04.2016  по 08.05.2016 в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Ростовской области «Донской строительный колледж» по дополнительной профессиональной программе «Методика преподавания русского языка в соответствии с ФГОС» в объеме 108 ч.

Удостоверение

Регистрационный номер 10478-РЦ

2017-2018

Вебинар «Развитие метапредметных УУД. Как на это работает предметная работа» 30.05.2018

Сертификат

Вебинар «Совершенствование навыков письменной речи» 16.11.2018

Сертификат

Повышении квалификации с 23.03.2018  по 10.04.2018 в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Ростовской области «Донской строительный колледж» по дополнительной профессиональной программе «Педагогическая деятельность в дополнительном образовании в соответствии с ФГОС в объеме 108 ч.»

Удостоверение

Регистрационный номер

19762

Повышение квалификации с 06.04.2017  по 24.04.2017 в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Ростовской области «Донской строительный колледж» по дополнительной профессиональной программе «Педагогическая деятельность в дополнительном образовании в соответствии с ФГОС» в объеме 108 ч

Удостоверение

Регистрационный номер 8607

Повышение квалификации с 19.10.2017  по 06.11.2017 в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Ростовской области «Донской строительный колледж» по дополнительной профессиональной программе «Методика преподавания литературы в соответствии с ФГОС в объеме 108 ч.»

Удостоверение

Регистрационный номер 14635

2018-2019

Вебинар «Итоговое собеседование: приемы и техники выразительного чтения» 18.01.2019

Сертификат

Вебинар « ОГЭ по русскому языку в 9 кл. Как готовиться к заданиям по пунктуации»-15.01.2019

Сертификат

Вебинар «ОГЭ по русскому языку: как написать экзаменационное сочинение»-27.02.2019

Сертификат

Всероссийское тестирование педагогов. «Учитель русского языка и литературы в соответствии с требованиями профессионального стандарта и ФГОС»-2018г

Диплом

 Всероссийское тестирование педагогов. «Оценка уровня квалификации. Учитель литературы» 10.01.2019

Сертификат

2019-2020

Повышении квалификации с 12.06.2019 по 14.06.2019 в обществе  с ограниченной ответственностью « Центр Инновационного образования и воспитания»  по программе «Формирование и развитие педагогической компетентности в соответствии с требованиями ФГОС и профессионального стандарта» в объеме 66 ч.Регистрационный номер 452568. г.Саратов

Удостоверение

Вебинар. «Презентация методологии наставничества в контексте «Национального проекта «Образование»-12.12.2019

Сертификат

«ОГЭ -2020 по русскому языку. Комплексная работа с текстом»-13.12.2019

Сертификат

Являюсь много лет руководителем  ШМО учителей гуманитарного цикла , а также членом экспертной комиссии в районе  по проверке конкурсных   работ, работ ОГЭ в 9 кл 

    В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение качества знаний учащихся на основе применения новых педагогических технологий, мультимедиа средств и информатизации учебного процесса

Сегодня не вызывает сомнения необходимость компьютерной компетентности каждого школьного учителя. Моя цель – осветить направления работы по повышению активности учителей-предметников в использовании и...

Мои педагогические технологии. Из опыта применения современных педагогических технологий преподавателя МОУ ДОД "Ногинская детская художественная школа Пак Л.П.

Многие опытные  педагоги с большим стажем работы, имеющие собственные методические разработки с изумлением находят аналогичные методы, приемы и техники, когда знакомятся с публикациями своих колл...

Научная публикация "Применение современных педагогических технологий в процессе обучения английскому языку в рамках ФГОС"

Статья кратко описывает современные педагогические технологии в рамках ФГОС на уроках английского языка в основнйо школе...

Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»

Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи:        - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...

Применение современных педагогических технологий на уроках русского языка в рамках введения ФГОС ООО

laquo;Ты лишь до тех пор способен содействовать образованию других, пока продолжаешь работать над собственным образованием"( Адольф Дистервег)...

Применение современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания в целях реализации ФГОС.

Анализ современных педагогических  технологий, используемых на уроках истории и обществознания в свете реализации ФГОС и системно-детельностного подхода в образовании....

Выступление на методическом объединении естественно-математического цикла Головешко И.Н. на тему: «Применение современных педагогических технологий на уроке по ФГОС ООО для достижения нового качества знаний учащихся».

Выступление на методическом объединении естественно-математического цикла Головешко И.Н. на тему:«Применение современных педагогических технологий на уроке по ФГОС ООО для достижения нового каче...