Формирование картографических умений на уроке истории
методическая разработка на тему

Сардак Марина Витальевна

Формирование картографических умений на уроке истории. Виды карт, алгоритм работы с картами, критерии оценивания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon rabota_s_kartoy_na_uroke_istorii.ppt1.48 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с картой на уроке истории «Историческое событие, ход которого я смогу провести по карте, врезывается в мою душу гораздо прочнее и вызывается из неё гораздо легче, чем то, которое совершается… в каких-то неопределённых пространствах» К.Д.Ушинский.

Слайд 2

Основная цель картографических заданий в школьных курсах истории — способствовать формированию представлений об историческом пространстве

Слайд 3

Классификация Карты Картосхемы (Аттика в древности) Локальные планы (Бородинская битва) Планы на местности (План города Афины) Контурные карты

Слайд 4

Карты По охвату территории (мировые, материковые, карты государств) По содержанию Обзорные(Индия, Китай в XIX в.) Обобщающие(Государства мира в древности) Тематические(Завоевания Александра Македонского) По своему масштабу (крупномасштабные, средне-, мелкомасштабные)

Слайд 5

Содержание картографических умений Класс Знания Умения 5 Исто-рия древне-го мира Знакомство с системой условных обозначений (легендой) исторической карты; представления об условности отражения исторических объектов на карте (например, показ изменения границ древних государств в рамках оговорённого на карте периода); знакомство с картосхемой и её условными обозначениями; знакомство с элементарными требованиями по заполнению контурной карты. Знать, что название карты указывает на тему, на основное содержание карты; Что тематические исторические карты «накладываются» на географический «фон»; Что исторические карты рассказывают о прошлом; Что условные знаки расшифровываются в легенде карты. . Пользоваться картой как источником знаний – на основе легенды извлекать информацию о географическом положении различных стран и вытекающих из него занятии людей; описывать границы государства, направления военных походов; показывать на исторической карте местонахождение древнейших цивилизаций и государств, торговых путей, мест сражений и военных походов и др., сопровождая показ словесным описанием (остров, полуостров, материк, какими морями омывается, с какими странами граничит, какие реки протекают по территории государства и т.д.); заполнять контурные карты по предложенным заданиям. Уметь: узнавать и называть изображённое на карте географическое пространство; воспринимать масштаб; сравнивать расстояние на карте с известными расстояниями; правильно читать содержащуюся в легенде информацию и воспроизводить её средствами обычной речи; находить на карте и называть включённые в легенду знаки; находить изображённую на небольшой карте территорию на картах, охватывающих большее пространство.

Слайд 6

6 История средних веков История России с древнос-ти до конца XVI в. Закрепление знаний, необходимых для чтения исторической карты и работы с контурными картами Показывать на карте направления наиболее значительных передвижений людей (Великое переселение народов, завоевания, крестовые походы); местоположение государств средневекового мира. Пользоваться картой как источником знаний – описание границ, направления завоевательных походов, мест сражений; Элементарный анализ карты, извлечение разнообразной информации на основе изучения легенды карты и вопросов учителя ( о природной среде и соответственно о занятиях населения, о территориальном росте, о последствиях монголо-татарского нашествия, различиях между раздробленным и единым государством); Показывать на исторической карте территории расселения восточнославянских племён, границы Древнерусского государства к концу XI в., основные древнерусские города, торговые пути, крупнейшие самостоятельные центры периода политической раздробленности, основные центры «собирания» русских земель, места наиболее значительных сражений в ходе борьбы с завоевателями, военных действий, территориальный рост Российского государства XV – XVI вв.; Работать с контурными картами, в том числе и по заданиям краеведческого характера; Соотносить карту страны (определённого периода) и родного края.

Слайд 7

7 Новая история История России XVII – XVIII вв. Закрепление и развитие знаний, полученных на уроках истории и географии: по работе с картой, о Великих географических открытиях, географическом положении, природе и населении стран мира. Закрепление знаний, необходимых для чтения исторической карты и работы с контурными картами Использовать историческую карту как источник знаний; показывать на картах направление Великих географичесих открытий, складывание колониальных империй и т.д. Использовать историческую карту как источник знаний – об изменении территории России, причинах и последствиях отдельных войн, различий между восстанием и крестьянской войной; действий, необходимых при работе с контурными картами; умения: использовать содержание исторической карты и картосхемы в рассказе о событиях истории Отечества XVII-XVIIIвв.; показывать на карте рост территории России в XVII-XVIII вв., походы русских землепроходцев и мореходов, крупнейшие центры торговли и мануфактурного производства, ход военных походов, кампаний и войн, районы народных движений.

Слайд 8

8 Новая история XIXв. История России XIX в. Закрепление знаний, необходимых для чтения исторической карты и работы с контурными картами Умения: использовать историческую карту как источник знаний об экономическом и социальном развитии стран мира и России в XIX в.; показывать на картах страны Европы и США, страны Латинской Америки, Азии и Африки в новое время; территорию Российской империи в XIX в., её изменения, центры промышленности и торговли, места военных действий и походов. 9 История России XX-XXI вв. Новейшая история Умения: проводить поиск необходимой информации на основе одной-двух карт, анализировать и систематизировать их данные и применять при рассказе и характеристике исторических событий, процессов (о социально-экономическом развитии стран, о внешней политике и т.д.); сравнивать данные разных карт, выявляя сходство и различия.

Слайд 9

Алгоритм чтения исторической карты Прочитай название карты (в нём содержится информация о территории, изображённой на карте и времени, к которому относится изображение); Ознакомься с легендой карты (это условные знаки, которые позволят тебе прочитать информацию, изображённую на карте); Чтение информации на карте начинай с самых крупных объектов и постепенно двигайся к более мелким: а) Определи природно-климатические признаки территории (в какой части света находится, какими морями омывается); б) Определи признаки государства (граница, столица, государства-соседи.); в) Определи деятельность человека, отображённую на карте (это могут быть военные походы, торговые пути). Помни, что движение на карте всегда обозначается стрелкой.

Слайд 10

Алгоритм чтения исторической карты 5 кл. (упрощённый) Прочитай название карты (в нём содержится информация о территории, изображённой на карте и времени, к которому относится изображение); Ознакомься с легендой карты (это условные знаки, которые позволят тебе прочитать информацию, изображённую на карте); Чтение информации на карте начинай с самых крупных объектов и постепенно двигайся к более мелким.

Слайд 12

Тема «Древняя Индия и Китай» После показа на карте Индии предложить следующие задания: покажите на карте Индию и скажите, где она расположена. Найдите на карте Междуречье и определите, в каком направлении (на север, на юг) надо двигаться, чтобы попасть в Индию. Сравните размеры Индии и Египта и сделайте вывод. Как называются горы, расположенные на севере Индии? Какой океан омывает полуостров с трёх сторон? Какие две крупные реки протекают по Индии? На берегу какой реки возникли первые индийские города? Найдите Китай на карте и опишите его местоположение. (В какой части света расположен Китай? В какой части Азии? С какой древней страной можно сравнить Китай по размерам? Какое море омывает Китай? Какую часть Китая омывают моря?

Слайд 13

6 класс «История средних веков» Карта «Римская империя и Великое переселение народов» Найдите территорию Римской империи. Какие изменения произошли с территорией империи в конце IV в.? Что обозначают чёрные стрелки на карте? Какая часть империи подверглась вторжениям германцев? Назовите германские племена, расселившиеся на территории Западной Римской империи. Сделайте вывод, что произошло с Западной Римской империей? Что появилось на месте бывшей Западной империи в начале 6 в.? Какая часть империи сохранилась? Назовите территории, которые входили в состав Восточной Римской империи. Назовите крупные города. Подвергалась ли Восточная империя вторжениям? Кто совершал их? Какая часть империи разорялась славянами?

Слайд 14

7 класс «История России в XVII – XVIII вв.» Карта «Россия с конца 17 в. по 60-е гг. 18 в.» Опишите территорию России в конце 17 в. К каким морям она имела выход? На основе анализа карты расскажите об Азовских походах в к. 17 в. Покажите и назовите территории, вошедшие в состав России по Ништадтскому мирному договору. Поработайте с историческими картами, отражающими территорию России 17 – 18 вв. Установите, когда (в какой четверти, половине века) перечисленные территории вошли в состав России. Территории: Крым, Левобережная Украина и Киев, Эстляндия и Лифляндия, Восточная Сибирь и Дальний Восток, Правобережная Украина. С 7 класса вводятся карты, содержащие информацию по экономике. Например: Определите по карте «Экономическое развитие России в XVII в.”, какие отрасли промышленности в это время получили развитие и в каких городах; на основе сопоставления данных соответствующих стенных карт сравните экономическое развитие России в 17в. и в 18 в.; сравните экономическое развитие стран Европы с развитием хозяйства России в 18в.

Слайд 15

8 класс История России Охарактеризуйте геополитическое положение России в мире к концу XIX в. по следующему плану: континентальное положение; территория и климатические зоны; этнический состав населения; соседи; природные богатства; внешнеполитическое наследие предшествующих эпох.

Слайд 17

Напишите имя полководца, участвовавшего в походах, обозначенных карте.

Слайд 18

Напишите название города, обозначенного на карте цифрой 3. Напишите название озера, на котором произошло сражение, обозначенное на схеме цифрой 1.

Слайд 19

Задания на анализ содержания исторической карты с привлечением знаний из других источников

Слайд 20

а) "По карте "Расселение людей в Восточном полушарии 10— 4 тыс. лет назад" проследите, как изменялась площадь земледелия 10—7 тыс. лет назад, 7—5..., 5—4... Покажите территорию, где в эти же периоды обитали ското­воды и охотники. Была ли разница в уровне жизни первобытных земледельцев и охотников? Объясните ее на основании карты. Как вы можете объяснить существование "белых пятен" на этой карте?"

Слайд 21

б) "Сравните политическую карту мира к началу Нового времени (XVI в.) и к концу его (к. XIX в.). В качестве линий для сравнения используйте присутствие на карте суверенных государств, полуколоний, колоний. Сделайте выводы о характере основных изменений на карте".

Слайд 22

Задания на локализацию исторических фактов по карте с элементами анализа ее содержания для решения проблемных задач

Слайд 23

а) "Покажите по карте первые районы земледелия/металлургии. Объясните, почему они стали древнейшими очагами новой культуры?" б) "Объясните, как человек разумный смог освоить Землю "не замочив ног"?" в) "Определите с помощью карты, в каких районах Земли в качестве денег 10—4 тысячи лет назад могли использоваться: морские раковины; перья экзотических птиц; поросячьи хвостики; мешочки с какао-бобами; шкурки пушных зверьков; бруски железа и т. д.?"

Слайд 24

Творческие образные задания а) "Проложите по карте путь юного первопроходца, который на самом деле мог 15 тысяч лет назад от реки Амур через остров Сахалин добраться до Курильского архипелага и острова Хоккайдо. Расскажите, каких грозных животных и необычные природные явления увидел он на своем пути? Какие племена ему встретились? Чем они занимались? Поскольку мы сейчас пользуемся искаженными древними названиями рек, озер, долин и т. п., придумайте свои топонимы или объясните по-своему значение сохранившихся названий."

Слайд 25

Задания на восстановление соответствия в одном из столбцов содержат картографические данные, в другом — события или даты, или имена исторических деятелей: Соотнесите имена основателей с названиями городов, ими заложенных: Москва Владимир Мономах Киев Ярослав Мудрый Ярославль Святослав Владимир Кий Юрьев Юрий Долгорукий Переяславль Дмитров

Слайд 26

Задания на группировку картографических сведений строятся на самых разнообразных критериях: Отметьте географические пункты, через которые новгородские купцы могли попасть: а) в Черное море, б) в Каспийское море, в) в Балтийское море. Отметьте княжества, связанные с деятельностью: а) Андрея Боголюбского, б) Всеволода Мстиславича, в) Романа Мстиславича, г) Юрия Долгорукого, д) Всеволода Большое Гнездо.

Слайд 27

картографический диктант. работа с картографической сеткой, где нанесены географические названия, связанные с определенным историческим событием, а ученики должны соединить их в заданном порядке На чистых листах бумаги по памяти ученики выполняют одно за другим задания, охватывающие содержание важной темы или раздела. Например, "Восстание рабов под предводительством Спартака": Нарисуйте контуры Аппенинского полуострова и острова Сицилия. На них обозначьте принятыми значками и надпишите: а) г. Рим и реку, на которой он основан; б) город, где находилась школа гладиаторов, в которой Спартак преподавал последние годы; в) первый лагерь восставших рабов-гладиаторов;

Слайд 28

игровые способы проверки картографических знаний являются задания, условно именуемые "Маршруты", "Путешествия", "Походы". школьникам предлагается только по контуру движения (конфигурации походов первооткрывателей и исследователей новых земель, предводителей, военачальников и т. п.) узнать, какой исторический факт здесь отображен. "Определите, на какой схеме изображен путь экспедиции Васко да Гама, на какой — Бартоломеу Диаша". Схема №»1 Схема № 2

Слайд 29

задания, рассчитанные на образное воображение облегчающие запоминание очертаний географических объектов и ориентировку в условных символах исторических карт На что похожи контуры: Аппенинского полуострова? острова Сицилия? острова Великобритания? остров Сахалин? Северная часть Персидского залива с устьями рек Тигр и Евфрат? долина Нила?

Слайд 30

Критерии оценивания работы с контурной картой Умение точно и правильно выполнить задание по карте; Умение точно и аккуратно нанести объекты и надписи на карту; Наличие в работе условных обозначений и их объяснение (легенда карты); Соблюдение правил работы с картой (использование светлых тонов для закрашивания, работа при закрашивании только цветными карандашами); Отсутствие речевых и грамматических ошибок.

Слайд 31

Критерии оценивания работы с исторической картой Умение соблюдать алгоритм чтения карты; Умение точно определить географические ориентиры и продемонстрировать их на карте; Умение преобразовать условную информацию карты в текстовую; Умение использовать название, даты, условные обозначения для соблюдения трёхчастной структуры ответа (вступление (название, дата изображения) – основная часть (описание информации карты или ответ на вопросы по карте) – итог); Речевая грамотность.

Слайд 32

В итоге, такой традиционный инструмент историка, как карта, может быть на уроке не только второстепенным или вспомогательным средством усвоения информации, но способен взять на себя ведущую роль и помочь ребёнку мыслить, искать, находить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общеучебных умений на уроках истории

Рекомендации по формированию ОУУН на уроках истории и обществознания включают этапы формирования умений, приемы работы, виды самостоятельных работ на уроках истории...

Формирование картографических компетенций на уроках истории.

На  уроке  все  события  рассматриваются  и  во  времени  (изучение  истории  требует  способности  абстрактно мыслить, образно  предст...

Формирование метапредметных умений на уроках истории в 5 классе

Формирование метапредметных умений на уроках истории в 5 классе...

Мастер-класс по теме: « Способы формирования картографических умений на уроках географии в соответствии с новыми образовательными стандартами».

Мастер-класс по теме:« Способы формирования картографических умений на уроках географии в соответствии с новыми образовательными стандартами».Цель: Способствовать обретению картографически...

Формирования картографических умений на уроках географии в соответствии с образовательными стандартами

Знание карты – знание условных знаков карты и умение находить географические объекты на карте....