Формирование картографических умений на уроке истории
методическая разработка на тему
Формирование картографических умений на уроке истории. Виды карт, алгоритм работы с картами, критерии оценивания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_kartoy_na_uroke_istorii.ppt | 1.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основная цель картографических заданий в школьных курсах истории — способствовать формированию представлений об историческом пространстве
Классификация Карты Картосхемы (Аттика в древности) Локальные планы (Бородинская битва) Планы на местности (План города Афины) Контурные карты
Карты По охвату территории (мировые, материковые, карты государств) По содержанию Обзорные(Индия, Китай в XIX в.) Обобщающие(Государства мира в древности) Тематические(Завоевания Александра Македонского) По своему масштабу (крупномасштабные, средне-, мелкомасштабные)
Содержание картографических умений Класс Знания Умения 5 Исто-рия древне-го мира Знакомство с системой условных обозначений (легендой) исторической карты; представления об условности отражения исторических объектов на карте (например, показ изменения границ древних государств в рамках оговорённого на карте периода); знакомство с картосхемой и её условными обозначениями; знакомство с элементарными требованиями по заполнению контурной карты. Знать, что название карты указывает на тему, на основное содержание карты; Что тематические исторические карты «накладываются» на географический «фон»; Что исторические карты рассказывают о прошлом; Что условные знаки расшифровываются в легенде карты. . Пользоваться картой как источником знаний – на основе легенды извлекать информацию о географическом положении различных стран и вытекающих из него занятии людей; описывать границы государства, направления военных походов; показывать на исторической карте местонахождение древнейших цивилизаций и государств, торговых путей, мест сражений и военных походов и др., сопровождая показ словесным описанием (остров, полуостров, материк, какими морями омывается, с какими странами граничит, какие реки протекают по территории государства и т.д.); заполнять контурные карты по предложенным заданиям. Уметь: узнавать и называть изображённое на карте географическое пространство; воспринимать масштаб; сравнивать расстояние на карте с известными расстояниями; правильно читать содержащуюся в легенде информацию и воспроизводить её средствами обычной речи; находить на карте и называть включённые в легенду знаки; находить изображённую на небольшой карте территорию на картах, охватывающих большее пространство.
6 История средних веков История России с древнос-ти до конца XVI в. Закрепление знаний, необходимых для чтения исторической карты и работы с контурными картами Показывать на карте направления наиболее значительных передвижений людей (Великое переселение народов, завоевания, крестовые походы); местоположение государств средневекового мира. Пользоваться картой как источником знаний – описание границ, направления завоевательных походов, мест сражений; Элементарный анализ карты, извлечение разнообразной информации на основе изучения легенды карты и вопросов учителя ( о природной среде и соответственно о занятиях населения, о территориальном росте, о последствиях монголо-татарского нашествия, различиях между раздробленным и единым государством); Показывать на исторической карте территории расселения восточнославянских племён, границы Древнерусского государства к концу XI в., основные древнерусские города, торговые пути, крупнейшие самостоятельные центры периода политической раздробленности, основные центры «собирания» русских земель, места наиболее значительных сражений в ходе борьбы с завоевателями, военных действий, территориальный рост Российского государства XV – XVI вв.; Работать с контурными картами, в том числе и по заданиям краеведческого характера; Соотносить карту страны (определённого периода) и родного края.
7 Новая история История России XVII – XVIII вв. Закрепление и развитие знаний, полученных на уроках истории и географии: по работе с картой, о Великих географических открытиях, географическом положении, природе и населении стран мира. Закрепление знаний, необходимых для чтения исторической карты и работы с контурными картами Использовать историческую карту как источник знаний; показывать на картах направление Великих географичесих открытий, складывание колониальных империй и т.д. Использовать историческую карту как источник знаний – об изменении территории России, причинах и последствиях отдельных войн, различий между восстанием и крестьянской войной; действий, необходимых при работе с контурными картами; умения: использовать содержание исторической карты и картосхемы в рассказе о событиях истории Отечества XVII-XVIIIвв.; показывать на карте рост территории России в XVII-XVIII вв., походы русских землепроходцев и мореходов, крупнейшие центры торговли и мануфактурного производства, ход военных походов, кампаний и войн, районы народных движений.
8 Новая история XIXв. История России XIX в. Закрепление знаний, необходимых для чтения исторической карты и работы с контурными картами Умения: использовать историческую карту как источник знаний об экономическом и социальном развитии стран мира и России в XIX в.; показывать на картах страны Европы и США, страны Латинской Америки, Азии и Африки в новое время; территорию Российской империи в XIX в., её изменения, центры промышленности и торговли, места военных действий и походов. 9 История России XX-XXI вв. Новейшая история Умения: проводить поиск необходимой информации на основе одной-двух карт, анализировать и систематизировать их данные и применять при рассказе и характеристике исторических событий, процессов (о социально-экономическом развитии стран, о внешней политике и т.д.); сравнивать данные разных карт, выявляя сходство и различия.
Алгоритм чтения исторической карты Прочитай название карты (в нём содержится информация о территории, изображённой на карте и времени, к которому относится изображение); Ознакомься с легендой карты (это условные знаки, которые позволят тебе прочитать информацию, изображённую на карте); Чтение информации на карте начинай с самых крупных объектов и постепенно двигайся к более мелким: а) Определи природно-климатические признаки территории (в какой части света находится, какими морями омывается); б) Определи признаки государства (граница, столица, государства-соседи.); в) Определи деятельность человека, отображённую на карте (это могут быть военные походы, торговые пути). Помни, что движение на карте всегда обозначается стрелкой.
Алгоритм чтения исторической карты 5 кл. (упрощённый) Прочитай название карты (в нём содержится информация о территории, изображённой на карте и времени, к которому относится изображение); Ознакомься с легендой карты (это условные знаки, которые позволят тебе прочитать информацию, изображённую на карте); Чтение информации на карте начинай с самых крупных объектов и постепенно двигайся к более мелким.
Тема «Древняя Индия и Китай» После показа на карте Индии предложить следующие задания: покажите на карте Индию и скажите, где она расположена. Найдите на карте Междуречье и определите, в каком направлении (на север, на юг) надо двигаться, чтобы попасть в Индию. Сравните размеры Индии и Египта и сделайте вывод. Как называются горы, расположенные на севере Индии? Какой океан омывает полуостров с трёх сторон? Какие две крупные реки протекают по Индии? На берегу какой реки возникли первые индийские города? Найдите Китай на карте и опишите его местоположение. (В какой части света расположен Китай? В какой части Азии? С какой древней страной можно сравнить Китай по размерам? Какое море омывает Китай? Какую часть Китая омывают моря?
6 класс «История средних веков» Карта «Римская империя и Великое переселение народов» Найдите территорию Римской империи. Какие изменения произошли с территорией империи в конце IV в.? Что обозначают чёрные стрелки на карте? Какая часть империи подверглась вторжениям германцев? Назовите германские племена, расселившиеся на территории Западной Римской империи. Сделайте вывод, что произошло с Западной Римской империей? Что появилось на месте бывшей Западной империи в начале 6 в.? Какая часть империи сохранилась? Назовите территории, которые входили в состав Восточной Римской империи. Назовите крупные города. Подвергалась ли Восточная империя вторжениям? Кто совершал их? Какая часть империи разорялась славянами?
7 класс «История России в XVII – XVIII вв.» Карта «Россия с конца 17 в. по 60-е гг. 18 в.» Опишите территорию России в конце 17 в. К каким морям она имела выход? На основе анализа карты расскажите об Азовских походах в к. 17 в. Покажите и назовите территории, вошедшие в состав России по Ништадтскому мирному договору. Поработайте с историческими картами, отражающими территорию России 17 – 18 вв. Установите, когда (в какой четверти, половине века) перечисленные территории вошли в состав России. Территории: Крым, Левобережная Украина и Киев, Эстляндия и Лифляндия, Восточная Сибирь и Дальний Восток, Правобережная Украина. С 7 класса вводятся карты, содержащие информацию по экономике. Например: Определите по карте «Экономическое развитие России в XVII в.”, какие отрасли промышленности в это время получили развитие и в каких городах; на основе сопоставления данных соответствующих стенных карт сравните экономическое развитие России в 17в. и в 18 в.; сравните экономическое развитие стран Европы с развитием хозяйства России в 18в.
8 класс История России Охарактеризуйте геополитическое положение России в мире к концу XIX в. по следующему плану: континентальное положение; территория и климатические зоны; этнический состав населения; соседи; природные богатства; внешнеполитическое наследие предшествующих эпох.
Напишите имя полководца, участвовавшего в походах, обозначенных карте.
Напишите название города, обозначенного на карте цифрой 3. Напишите название озера, на котором произошло сражение, обозначенное на схеме цифрой 1.
Задания на анализ содержания исторической карты с привлечением знаний из других источников
а) "По карте "Расселение людей в Восточном полушарии 10— 4 тыс. лет назад" проследите, как изменялась площадь земледелия 10—7 тыс. лет назад, 7—5..., 5—4... Покажите территорию, где в эти же периоды обитали скотоводы и охотники. Была ли разница в уровне жизни первобытных земледельцев и охотников? Объясните ее на основании карты. Как вы можете объяснить существование "белых пятен" на этой карте?"
б) "Сравните политическую карту мира к началу Нового времени (XVI в.) и к концу его (к. XIX в.). В качестве линий для сравнения используйте присутствие на карте суверенных государств, полуколоний, колоний. Сделайте выводы о характере основных изменений на карте".
Задания на локализацию исторических фактов по карте с элементами анализа ее содержания для решения проблемных задач
а) "Покажите по карте первые районы земледелия/металлургии. Объясните, почему они стали древнейшими очагами новой культуры?" б) "Объясните, как человек разумный смог освоить Землю "не замочив ног"?" в) "Определите с помощью карты, в каких районах Земли в качестве денег 10—4 тысячи лет назад могли использоваться: морские раковины; перья экзотических птиц; поросячьи хвостики; мешочки с какао-бобами; шкурки пушных зверьков; бруски железа и т. д.?"
Творческие образные задания а) "Проложите по карте путь юного первопроходца, который на самом деле мог 15 тысяч лет назад от реки Амур через остров Сахалин добраться до Курильского архипелага и острова Хоккайдо. Расскажите, каких грозных животных и необычные природные явления увидел он на своем пути? Какие племена ему встретились? Чем они занимались? Поскольку мы сейчас пользуемся искаженными древними названиями рек, озер, долин и т. п., придумайте свои топонимы или объясните по-своему значение сохранившихся названий."
Задания на восстановление соответствия в одном из столбцов содержат картографические данные, в другом — события или даты, или имена исторических деятелей: Соотнесите имена основателей с названиями городов, ими заложенных: Москва Владимир Мономах Киев Ярослав Мудрый Ярославль Святослав Владимир Кий Юрьев Юрий Долгорукий Переяславль Дмитров
Задания на группировку картографических сведений строятся на самых разнообразных критериях: Отметьте географические пункты, через которые новгородские купцы могли попасть: а) в Черное море, б) в Каспийское море, в) в Балтийское море. Отметьте княжества, связанные с деятельностью: а) Андрея Боголюбского, б) Всеволода Мстиславича, в) Романа Мстиславича, г) Юрия Долгорукого, д) Всеволода Большое Гнездо.
картографический диктант. работа с картографической сеткой, где нанесены географические названия, связанные с определенным историческим событием, а ученики должны соединить их в заданном порядке На чистых листах бумаги по памяти ученики выполняют одно за другим задания, охватывающие содержание важной темы или раздела. Например, "Восстание рабов под предводительством Спартака": Нарисуйте контуры Аппенинского полуострова и острова Сицилия. На них обозначьте принятыми значками и надпишите: а) г. Рим и реку, на которой он основан; б) город, где находилась школа гладиаторов, в которой Спартак преподавал последние годы; в) первый лагерь восставших рабов-гладиаторов;
игровые способы проверки картографических знаний являются задания, условно именуемые "Маршруты", "Путешествия", "Походы". школьникам предлагается только по контуру движения (конфигурации походов первооткрывателей и исследователей новых земель, предводителей, военачальников и т. п.) узнать, какой исторический факт здесь отображен. "Определите, на какой схеме изображен путь экспедиции Васко да Гама, на какой — Бартоломеу Диаша". Схема №»1 Схема № 2
задания, рассчитанные на образное воображение облегчающие запоминание очертаний географических объектов и ориентировку в условных символах исторических карт На что похожи контуры: Аппенинского полуострова? острова Сицилия? острова Великобритания? остров Сахалин? Северная часть Персидского залива с устьями рек Тигр и Евфрат? долина Нила?
Критерии оценивания работы с контурной картой Умение точно и правильно выполнить задание по карте; Умение точно и аккуратно нанести объекты и надписи на карту; Наличие в работе условных обозначений и их объяснение (легенда карты); Соблюдение правил работы с картой (использование светлых тонов для закрашивания, работа при закрашивании только цветными карандашами); Отсутствие речевых и грамматических ошибок.
Критерии оценивания работы с исторической картой Умение соблюдать алгоритм чтения карты; Умение точно определить географические ориентиры и продемонстрировать их на карте; Умение преобразовать условную информацию карты в текстовую; Умение использовать название, даты, условные обозначения для соблюдения трёхчастной структуры ответа (вступление (название, дата изображения) – основная часть (описание информации карты или ответ на вопросы по карте) – итог); Речевая грамотность.
В итоге, такой традиционный инструмент историка, как карта, может быть на уроке не только второстепенным или вспомогательным средством усвоения информации, но способен взять на себя ведущую роль и помочь ребёнку мыслить, искать, находить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование общеучебных умений на уроках истории
Рекомендации по формированию ОУУН на уроках истории и обществознания включают этапы формирования умений, приемы работы, виды самостоятельных работ на уроках истории...
Формирование картографических компетенций на уроках истории.
На уроке все события рассматриваются и во времени (изучение истории требует способности абстрактно мыслить, образно предст...
Формирование метапредметных умений на уроках истории в 5 классе
Формирование метапредметных умений на уроках истории в 5 классе...
"Формирование картографических знаний на уроках истории"
мастер -класс...
Мастер-класс по теме: « Способы формирования картографических умений на уроках географии в соответствии с новыми образовательными стандартами».
Мастер-класс по теме:« Способы формирования картографических умений на уроках географии в соответствии с новыми образовательными стандартами».Цель: Способствовать обретению картографически...
мастер - класс "Применение заданий на формирование картографических умений для достижения познавательных УУД"
мастер - класс посвящен приемам работы с картой на уроках истории....
Формирования картографических умений на уроках географии в соответствии с образовательными стандартами
Знание карты – знание условных знаков карты и умение находить географические объекты на карте....