Рабочая программа по внеурочной деятельности. Методические рекомендации
рабочая программа на тему
Здесь собраны рекомендации по содержанию рабочей программы по внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_rekomendatsii_k_programme_po_vneurochnoy_deyatelnosti.doc | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по внеурочной деятельности.
Методические рекомендации
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, «основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов» [9;25]. Исходя из этого, рабочая программа по внеурочной деятельности соответствует структуре, предъявляемой федеральным государственным образовательным стандартом к программам и отдельным учебным предметам [9;31].
1. Пояснительная записка.
2. Общая характеристика учебного предмета, курса.
3. Описание места учебного предмета, курса.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предметного курса, курса.
5. Содержание учебного предмета, курса.
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета курса.
Основными документами, на основании которых составляется программа по внеурочной деятельности. Являются:
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
3. Постановление от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
4. Основная образовательная программа образовательного учреждения, которая составлена на основе Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения.
5. Авторская программа[1].
6. Локальные акты образовательного учреждения, обеспечивающие реализацию внеурочной деятельности в рамках федерального государственного образовательного стандарта[2].
А также на методические пособия:
1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий.
2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя
Примечания:
В связи с тем, что рабочая программа является составной частью основной образовательной программы, она прописывается на ступень обучения. Если рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на 5 лет (5-9 класс), то пояснительная записка, общая характеристика учебного предмета, курса, личностные и метапредметные результаты, содержание учебного предмета, курса указываются на ступень (на конец 9 класса). Тематическое планирование и планируемые результаты изучения учебного предмета, курса прописывается на каждый год.
Структура рабочей программы:
1. Титульный лист (приложение 1)
При оформлении титульного листа учитывается:
1) полное наименование образовательного учреждения (в соответствии с уставом ОУ);
2) гриф утверждения рабочей программы (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения)[3];
3) название программа;
4) направление внеурочной деятельности;
5) указание возраста обучающихся, для которых предназначена программа;
6) срок реализации программы;
7) сведения об авторе (ФИО, должность, квалификационная категория или разряд, ученая ступень или звание);
8) год составления рабочей программы.
2. Пояснительная записка
2.1.Перечисляются нормативные документы, на основе которых составлена рабочая программа по внеурочной деятельности.
2.2. Определяются цели и задачи конкретной программы по внеурочной деятельности.
Цель должна быть сформулирована кратко, отражать специфику программы и отражать предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться.
Формулировка задач – это, по сути дела, конкретизация цели программы. Они должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами
3. Общая характеристика программы по внеурочной деятельности
3.1. Указывается информация о назначении программы, к какому типу программ относится (комплексные образовательные программы, тематические образовательные программы, образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня (приложение 2)), какое направление реализует (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное направление), какова его структура.
3.2. Необходимо указать, на основе какой программы составлена рабочая программа (автор, наименование, год издания)[4].
К общей характеристике программы по внеурочной деятельности следует отнести сведения о логических связях данной программы с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана[5]
В соответствии с требования федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре программы развития универсальных учебных действий (18.2.1) последняя должная содержать «описание особенностей реализации основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое направление проектов), а также форм организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений» [9;30].
В основной образовательной программе основного общего образования указывается достижение планируемых результатов по формирования ИКТ-компетентности не только на предметном уровне, но и во внеурочной деятельности, например [7;27-28]:
«Обращение с устройствами ИКТ
Выпускник научится:
• подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям, использовать аккумуляторы;
• соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий;
• правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);
• осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;
• входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;
• выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;
• соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком.
Примечание: результаты достигаются преимущественно в рамках предметов «Технология», «Информатика», а также во внеурочной и внешкольной деятельности.
3.3. В связи с этим в рабочей программе по внеурочной деятельности может содержаться:
а) описание реализации основных направлений проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся по программе;
б) примерные формы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся по программе;
в) состав и характеристики основных компонентов формирования ИКТ-компетенций в соответствии с содержанием программы [6];
г) описание условий формирования ИКТ-компетенций обучающихся» [5]
3.4. Описание особенностей организации учебного процесса по программе; предпочтительные формы организации воспитательного процесса и их сочетания; предпочтительные формы контроля (выставки, спектакли, концерты, соревнования, турниры, конференции, портфолио и др.),
4. Описание места программы по внеурочной деятельности
4.1. На какой возраст рассчитана программа, какие характерные возрастные особенности учитываются.
4.2. Недельное и годовое количество часов, в т.ч. количество часов для аудиторных и внеаудиторных занятий. При этом количество часов аудиторных не должно превышать 50% от общего количества занятий.
5. Личностные и метапредметные результаты внеурочной деятельности
Фундаментальное ядро содержания общего образования указывает на то, что «универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов и форм обучения, а также построения целостного образовательно-воспитательного процесса» [выделено нами][10,53-54].
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования в п. «18.2.1 программа развития универсальных учебных действий» указывается, что «программа должна содержать описаний понятий, функций, состава и характеристик универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и их связи с содержанием отдельных учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью…»[выделено нами] [9;30]
Поэтому в рабочей программе по внеурочной деятельности прописываются личностные и метапредметные универсальные действия в соответствии с теми, которые указаны в основной образовательной программе основного общего образования и которые необходимо формировать и развивать на ступени обучения.
6. Содержание программы
Это краткое изложение основных изучаемых вопросов по теме в заданной последовательности с делением на аудиторные и внеуадиторные занятия. Также указываются основные способы и формы работы с обучающимися (индивидуальные, групповые), практические и теоретические; конкретных форм занятий (игра, беседа, диспут, экскурсия, конференция и т.д.).
Следует учитывать, что внеурочная деятельность осуществляется в формах, отличных от классно-урочной.
Содержание программы может быть включено в тематическое планирование. Тогда данный раздел содержит информацию на конец 9 класса, а в тематическом планировании содержание программы дается на один год.
7. Тематическое планирование
При переходе на новые стандарты учителю необходимо учесть, что принципиальным их отличием является опора на деятельностную парадигму образования, что предполагает включение в тематическое планирование специальную структурную единицу – характеристику деятельности учащихся [2]. Поэтому тематическое планирование дается с характеристикой видов деятельности.
Предлагаем несколько вариантов оформления тематического планирования
Вариант 1
№ п/п | Название раздела | Характеристика видов деятельности обучающихся | Формы контроля | Кол-во часов, в том числе | |
Аудиторных | Внеаудиторных | ||||
Вариант 2.
№ | Наименование разделов / модулей, тем | Всего, час | Количество часов | Характеристика видов деятельности обучающихся | |||||
1 | 2 | 3 | |||||||
Ауд | Внеауд | Ауд | Внеауд | Ауд | Внеауд | ||||
Вариант 3.
№ | Название разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности | Общее количество часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных занятий |
Вариант 4.
№ п/п | Дата | Тема учебного занятия | Всего часов | Содержание деятельности | Воспитательная работа | |
Теоретическая часть | Практическая часть | |||||
Вариант 5[7].
№ учебной недели в течение года | Поурочное планирование (номер занятия внеурочной деятельности) | Формы работы | Характеристика основных видов деятельности | Методы оценки достижений |
Поурочное планирование[8]
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения |
8. Учебно-методическое[9] и материально-технического[10] обеспечения образовательного процесса:
Формой представления данной информации может стать следующая:
Необходимое оборудование и оснащение | Количество |
Нормативные документы, программно-методическое обеспечение, локальные акты: 1. 2. | |
Учебно-методические материалы: 1. 2. | |
Дидактические и раздаточные материалы по программе: 1. 2. | |
Аудиозаписи, слайды по содержанию программы: 1. 2. | |
ТСО, компьютерные, информационно-коммуникационные средства: 1. 2. | |
Учебно-практическое оборудование: 1. 2. | |
Оборудование (мебель): 1. 2. |
9. Планируемые результаты внеурочной деятельности обучающихся
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням[11].
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Планируемые результаты прописываются в соответствии с программой по внеурочной деятельности.
10. Список литературы
Может быть представлен в двух видах. В первом представлены те источники, которыми может пользоваться учителем, а во втором – книги, цифровые образовательные ресурсы, альбомы, предназначенные для обучающихся. Формой представления данного пункта может быть любая.
Источники
1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. –М. : Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения)
2.Леонтьева, М. Р. Основная образовательная программа образовательного учреждения и рабочие программы [Видеофильм] // http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=29360
3. Методические рекомендации об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования // Вестник образования, 2011, июнь, с. 4-20
4 Методические рекомендации по составлению рабочих программ учебных курсов в образовательном учреждении [Электронный ресурс] // Казанский образовательный портал: Городской методический центр Управления образования г. Казани : http://www.kazanobr.ru/node/78 (дата обращения: 20.03.2011).
5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М. : просвещение, 2011. – 342 с. - (Стандарты второго поколения)
6. Феденко Л.Н. Разработка основной образовательной программы образовательного учреждения //
7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения)
8. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 59 с. – «Стандарты второго поколения)
10. http://mek.kpmo.ru/mek/workshop/dview/17.html
11. http://zhakulina20090612.blogspot.com/2011/05/blog-post_02.html
Приложение 1
ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ (№1)
ПРОГРАММЫ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
___________________________________________________
(полное наименование ОУ)
«Утверждено»
Директор _____________
________________ (ФИО)
Приказ № ______ от
«___» _________ 20__г.
ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по направлению
________________________________________________________
(название)
________________________________________________________
(класс)
_______________________________________________________
(срок реализации программы)
Составитель: ФИО
20__ - 20__ учебный год
ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ (№2)
ПРОГРАММЫ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
___________________________________________________
(полное наименование ОУ)
«Согласовано»
ШМО __________
дисциплин
Протокол №____ от
«_» _________ 20__г.
_____ /___________ /
ФИО
«Принято»
научно-методическим
советом ____________
Протокол №____ от
«___» _________ 20__г.
«Утверждено»
Директор ____________
_____________ (ФИО)
Приказ № ______ от
«___» _________ 20__г.
ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по направлению
________________________________________________________
(название)
________________________________________________________
(класс)
_______________________________________________________
(срок реализации программы)
Составитель: ФИО
20__ - 20__ учебный год
ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ (№3)
ПРОГРАММЫ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
ПОЛНОЕ НАЗВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ[12]
(название учреждения, пишется полностью – по центру)
Печать УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ СОШ _______________Ф.И.О. № ______ от «___» ___________ 200 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
__________________________________________________________________
(наименование вида внеурочной деятельности, указать какого года обучения)
возраст обучающихся
Педагог (учитель)
Фамилия Имя Отчество
(Ф.И.О. учителя-разработчика)
Город - год
Обратная сторона титульного листа
Образовательная программа: (название, вид, уровень и направленность программы внеурочной деятельности, на основании которой была разработана Рабочая программа)
Автор программы: _____________________________
Фамилия Имя Отчество (педагог, разработавший данную
программу внеурочной деятельности)
Программа рассмотрена на заседании педагогического совета от «____» _____________ 200 г., протокол № _
Председатель _______________ _____________________________
подпись Ф.И.О.
Приложение 2
Типы образовательных программ внеурочной деятельности[13]
Комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности;
Тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности т. п.);
Образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определённого уровня. Такие программы могут иметь возрастную привязку, например: для первого класса — образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности; для 2—3 классов - образовательная программа, формирующая ценностное отношение к социальной реальности; для 4 класса - образовательная программа, дающая ученику опыт самостоятельного общественного действия;
Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности;
Возрастные образовательные программы (образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников; образовательная программа внеурочной деятельности подростков; образовательная программа внеурочной деятельности старшеклассников);
Индивидуальные образовательные программы для учащихся.
[1] Если учитель берет ее за основу
[2] Например, Положение о разработке программ учебных предметов, курсов.
[3] Если в ОУ имеются школьные методические объединения, кафедры, научно-методические советы, и в их функции входит согласование и принятие программ, то на титульном листе следует отметить «Согласовано» и «Принято»
[4] Если в основе рабочей программы лежит авторская программа
[5] Если программа направлена на расширение предметного содержания
[6]Эта информация указана в основной образовательной программе основного общего образования
[7] school77izh.ucoz.ru
[8] Данный пункт – компетенция образовательного учреждения. В рабочую программу он может быть включен, а может и отсутсвовать.
[9]Эта информация указана в основной образовательной программе основного общего образования
[10]Эта информация указана в основной образовательной программе основного общего образования
[13] См. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников – М., 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Рабочая программа по внеурочной деятельность в 4А классе»
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мы подарим себе праздник" для школ с углубленным изучением английского языка....
методическая разработка рабочей программы по внеурочной деятельности ИЗО
Внеурочная деятельность стимулирует познавательную активность учащихся в учебной деятельности. Наиболее оптимальная формы для включения учащихся во внеурочную деятельность по ИЗО это заочные экс...
Греханкина Л.Ф., Монтазери О.Н. Программа внеурочной деятельности: методические рекомендации
Представленные материалы содержат методические рекомендации по разработке и оформлению программ внеурочной деятельности, а также схемы для проведения анализа разработанных программ внеурочной деятельн...
Единый методический продукт Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Страноведение Великобритании"
Данный методический продукт разработан двумя учителями английского языка (Николаенко Г.П. и Голдберг А.В.) г. Томска в сотрудничестве с МАУ ИМЦ г. Томска. Рабочая программа создана для ведения курса в...
Краеведение как направление поисковой и исследовательской работы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности/ Методические рекомендации (для участия, организации и проведения поисковой и исследовательской работы обучающихся)
Целью данных методических рекомендаций является организация исследовательской работы обучающихся в области краеведения в урочной и внеурочной деятельности.Для этого необходимо решить следующие задачи:...
Методическая разработка "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Языковой портфель: английский+немецкий+ Web 2.0» для 5-9 классов"
Основной принцип курса - сравнение и сопоставление, анализ и выявление общего в языках и в особенностях национальных культур народов - носителей этих языков, составление немецко-английского словаря, в...
Методическая разработка рабочей программы по внеурочной деятельности "За страницами учебника математики", 7 класс.
Для развития познавательного интереса к математике, творчества, любознательности, организуется данный курс внеурочной деятельности. Разнообразный дидактический материал и со...