методическая разработка рабочей программы по внеурочной деятельности ИЗО
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему
Внеурочная деятельность стимулирует познавательную активность учащихся в учебной деятельности. Наиболее оптимальная формы для включения учащихся во внеурочную деятельность по ИЗО это заочные экскурсии, которые служат для более детального раскрытия тем уроков по изобразительному искусству. Эти занятия необходимо проводить для развития интереса детей к конкретной области знаний. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания учащихся
Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zaochnye_ekskursii.docx | 39.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №456
Колпинского района Санкт-Петербурга
«Утверждаю»
Директор ГБОУ школы № 456
___________/Гришина Л.А./
Рассмотрено и согласованно
На Педагогическом Совете
Протокол № ____ от «___»_________201__ года
Приказ №____от «____»________201___года
Рабочая программа внеурочной деятельности
Направление-общекультурное
В мире прекрасного
Возрастная группа-10-13 лет
Срок реализации программы-1 год
Автор программы
Никитина Елена Ивановн,
учитель изобразительного искусства
Пояснительная записка
Изобразительное искусство в основной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяется нацеленностью на развитие художественных способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного, пространственного мышления, интуиции; одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания; способности к парадоксальным выводам, к познанию мира через чувства и эмоции. Вместе с тем очевидно, что положение с обучением предмету «Изобразительное искусство» в общей основной школе требует к себе самого серьёзного внимания. Анализ состояния преподавания изобразительного искусства показывает, что школа не вполне обеспечивает эстетическое воспитание и художественную грамотность учащихся; недостаточно внимания уделяется развитию эмоционально-ценностного отношения к миру, целостному видению явлений, не формируются навыки и умения интерпретации, толерантного оценивания, страдает и духовно-нравственное воспитание учащихся, обеспечить которое способно искусство.
Внеурочная деятельность стимулирует познавательную активность учащихся в учебной деятельности. Наиболее оптимальная формы для включения учащихся во внеурочную деятельность по ИЗО это заочные экскурсии, которые служат для более детального раскрытия тем уроков по изобразительному искусству. Эти занятия необходимо проводить для развития интереса детей к конкретной области знаний. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания учащихся
Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного творчества.
Новизна данной образовательной программы состоит в том, что изучение учениками под руководством учителя явлений, процессов происходит не через непосредственное их восприятие, а путем заочного посещения разнообразных объектов с целью их познания. Направленность программы - художественно-эстетическая. Она направленна на развитие способности словесно выражать (оформлять) свои мысли, чувства, впечатления.
Новизна данной образовательной программы состоит в том, что учитель становиться посредником между музеем и школьником, может качественно улучшить процесс освоения художественной культуры, «адаптировать» его по отношению к уровню индивидуального восприятия, индивидуальным особенностям и познавательным потребностям учащихся.
Актуальность программы состоит в том, что по ней могут заниматься дети, не имеющие художественных навыков. Заочная экскурсия позволяет ученикам перенестись в прошлое и путешествовать в определенной пространственной среде, она предусматривает объединение таких элементов как: эффективный показ экскурсионных объектов с помощью наглядности, демонстрации слайдов с помощью программы Power Point; экскурсионный рассказ о них; музыкальное оформление, что создает дополнительные
возможности для увеличения объема и повышения качества знаний учащихся.
Отличительные особенности
Содержание программы основано на принципах доступности.
Доступность программы в том, что в качестве отправного источника используется образовательная программа «Школа 2100», разработанная для общеобразовательной школы авторами И.Э. Кашековой, А.Л. Кашекова, не несет большую физическую нагрузку, программа рассчитана на детей различного уровня развития.
Эффективность проведения занятий заключается в развитии творческих способностей, расширении кругозора детей, развития их интереса к конкретной области знаний. Полученные знания учащиеся могут реализовать в своих практических работах на уроках ИЗО, олимпиадах, конкурсах.
Практическая целесообразность
Программа способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира детьми, дает возможность для творческого самовыражения, простора фантазии, отходу от шаблонов, высвобождает творческую энергию детей. Данная программа ориентирована на то, чтобы дети приобрели определённые знания по истории и теории изобразительного искусства, а также основополагающие практические умения и навыки в данной сфере.
Цель программы - формирование творческой познавательной активности учащихся в учебной деятельности, путем проведения заочных экскурсий.
Задачи:
Обучающие
Учить размышлять, анализировать по поводу увиденного;
Учить обобщать собственные наблюдения, впечатления, мысли;
Учить объясняется роль цвета в художественно-образном решении живописного произведения;
Учить эмоционально отзываться на содержание произведений искусства;
Дать знания о музее как об особом источнике культурно-исторического опыта человечества;
Дать представление о чувстве цвета, фактуры, ритма и др;
Научить осознанно использовать выразительные средства для решения творческих задач;
Воспитательные
Формировать познавательную активность;
Формировать коммуникативных навыков;
Воспитать музейную культуру (соблюдение правил поведения в музее, бережное отношение к музейному памятнику, уважение к труду музейных сотрудников).
Развивающие:
Развивать у детей визуальное мышление
Развивать творческого воображения;
Развивать эстетических способностей;
Развивать способность словесно выражать (оформлять) свои мысли, чувства, впечатления.
Воспитать внимание
Форма и режим занятий: полным составом в группах и индивидуальная.
Режим работы: 2 часа в неделю. Занятия проводиться в помещении. На занятиях применяются словесные, наглядные практические методы обучения.
Ожидаемые результаты
Первый уровень обучения - предполагает приобретение школьниками новых знаний о мировых художественных ценностях, культуре России, формирование чувства гордости за свою Родину. Результат выражается в понимании школьниками сути художественной деятельности, умении воплотить художественный замысел.
Второй уровень обучения – предполагает получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья. Отечество, природа знание, культура) через художественно - творческую деятельность. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет самостоятельная подготовка, нахождение и обработка информации школьниками для заочных экскурсий, умения сотрудничать со сверстниками, взрослыми. Формирование позитивного отношения к культурным ценностям общества, приобретение опыта самостоятельного выполнения рисунков, связанных с изображением окружающего мира.
Третий уровень обучения – предполагает получение самостоятельного социального опыта. Результат проявляется в умении школьниками выражать себя в художественно – творческой деятельности, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира.
.
Учебное тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Вводное занятие .Комплектование групп. | 2 |
2 | Натюрморты голландских художников 17 века | 8 |
3 | Натюрморты французских художников 19-20 века | 10 |
4 | Натюрморты русских художников 19-20 века | 8 |
5 | Портрет парадный | 10 |
6 | Портрет камерный | 10 |
7 | Графика | 10 |
8 | Скульптура | 10 |
Итого | 68 |
Содержание программы
Тема 1.Вводное занятие. Инструктаж по техники безопасности
Тема 2: Натюрморты голландских художников 17 века. Теория: знакомство с натюрмортами фламандских и голландских художников того времени хранящихся в Эрмитаже ( Питер Клас, Виллем Клас Хедда и др). Разница отношений к предметному миру.
Практика: работа над словарем юного художника. Придумать рассказ о том, что происходит « на сцене».
Тема 3:Натюрморты французских художников 19-20 века Теория: знакомство с натюрмортами ( Ж.Б.С.Шарден, П.Сезан, Ван Гог, Гоген) Фактура предмета и характер мазка.
Практика: работа над словарем юного художника. Рассматривание картин, определение колорита( теплый, холодный)Рисунок натюрморта с холодным и теплым фоном.
Тема 4: Натюрморты русских художников 19-20 века Теория: знакомство с натюрмортами К. С. Петрова-Водкина, Ю.И. Пименова, М. С. Сарьяна. Творчество художников.
Практика: работа над словарем юного художника. Придумать рассказ « Как много могут рассказать вещи».
Тема 5: Портрет парадный. Портрет в живописи. Теория: знакомство с парадными портретами К. Брюллова.
Практика: работа над словарем юного художника. Рассматривание картин, определение характера, внутреннего мира, настроения, общественного положения и т.д
Тема 6: Портрет камерный. Портрет в живописи. Теория: знакомство с камерными портретами ( В Серов, В.Тропинин, О.Кипренский, А Матисс, П. Пикассо, Леонардо да Винчи) Новый художественный язык - модернизм . Рассматривание картин. Разнообразие художественных подходов к портрету.
Практика: работа над словарем юного художника. Фантазия на тему «Автопортрет в будущем»
Тема 7: Графика. Теория: знакомство с художественной выразительностью графики. Печатная продукция. Графические работы А.Дюрера, И. Репина, рисунки Нади Рушевой,
В. Ванн Гога.
Практика: работа над словарем юного художника. Создание работы в стиле картонографии
Тема 8:Скульптура. Теория: знакомство с художественной выразительностью скульптуры. Станковая, монументальная, декоративная скульптура. Анималистический жанр.
Практика: работа над словарем юного художника. Создание в объеме образ животного.
По итогам обучения учащиеся будут
Знать:
- различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности и в оформлении быта (интерьера, одежды, украшений, предметов);
- об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, их роли в культурном становлении человечества и значении для жизни каждого отдельного человека;
- как применяют выразительные средства разных искусств в своём художественном творчестве.
Уметь:
- применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности и в оформлении быта (интерьера, одежды, украшений, предметов);
- ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных информационных ресурсах;
- понимать и уметь использовать основы изобразительной грамоты, специфику образного языка и средств художественной выразительности разных видов пластических искусств;
- понимать роль и место искусства в жизни человека и общества;
- эмоционально-ценностно относиться к искусству и жизни, осознавать и принимать систему общечеловеческих ценностей;
– воспринимать мир, человека, окружающие явления с эстетических позиций;
– активно относиться к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
– уважать культуру своего Отечества, выраженную в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
– воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;
Критерии оценки результатов
Активность участия, образность, самостоятельность, оригинальность творческих работ.
Календарно-тематическое планирование
период | № | тема | часы | УУД |
Сентябрь 1-я нед | 1 | Вводное занятие. Инструктаж по техники безопасности | 2 | Познавательные: осознанно относиться к ТБ Личностные результаты: доброжелательность, эмоционально- нравственная отзывчивость К: Ставить вопросы |
Сентябрь 2,3 нед | 2 | Натюрморты голландских художников 17 века из Эрмитажа | 4 | Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результаты деятельности Коммуникативные: задавать вопросы, вести устный диалог, осуществлять поиск и выделение нужной информации Регулятивные: определять последовательность действий ЛР: самооценка на основе критериев успешной деятельности |
Сентябрь | 3 | Разница отношений к предметному миру. | 4 | Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результаты деятельности Коммуникативные: задавать вопросы, вести устный диалог, осуществлять поиск и выделение нужной информации Регулятивные: определять последовательность действий ЛР: самооценка на основе критериев успешной деятельности |
октябрь | 4 | Натюрморты французских художников 19-20 века из собраний Эрмитажа | 2 | Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результаты деятельности Коммуникативные: задавать вопросы, вести устный диалог, осуществлять поиск и выделение нужной информации Регулятивные: определять последовательность действий ЛР: самооценка на основе критериев успешной деятельности |
октябрь | 5 | Фактура предмета и характер мазка. | 4 | Познавательные: ориентироваться, называть, определять характер мазка Коммуникативные: обсуждать и анализировать работы художников с точки зрения пластического языка материала при создании худ образа Регулятивные: преобразовать познавательную задачу в практическую ЛР: взгляд на мир в единстве и разнообразии современных художественных произведений; эстетические потребности |
ноябрь | 6 | Рисунок натюрморта с холодным и теплым фоном | 4 | Познавательные: знать, что при помощи цвета в живописи передается все многообразие мира Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к учителю Регулятивные: определять последовательность действий ЛР: самооценка на основе критериев успешной деятельности |
7 | Натюрморты русских художников 19-20 века | 2 | Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результаты деятельности Коммуникативные: задавать вопросы, вести устный диалог, осуществлять поиск и выделение нужной информации Регулятивные: определять последовательность действий ЛР: самооценка на основе критериев успешной деятельности | |
8 | Натюрморты русских художников 19-20 века ( практическая работа) | 4 | Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результаты деятельности Коммуникативные: задавать вопросы, вести устный диалог, осуществлять поиск и выделение нужной информации Регулятивные: определять последовательность действий ЛР: самооценка на основе критериев успешной деятельности | |
9 | Натюрморты русских художников 19-20 века (практическая работа) | 4 | Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результаты деятельности Коммуникативные: задавать вопросы, вести устный диалог, осуществлять поиск и выделение нужной информации Регулятивные: определять последовательность действий ЛР: самооценка на основе критериев успешной деятельности | |
10 | Портрет парадный. Творчество К. Брюллова | 4 | Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результаты деятельности Коммуникативные: задавать вопросы, вести устный диалог, осуществлять поиск и выделение нужной информации Регулятивные: адекватно использовать речь, составлять план работы по достижению планируемого результата ЛР: ценностное отношение к русским художникам портретистам | |
март | 11 | Портрет парадный (практическая работа) | 6 | Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результаты деятельности Коммуникативные: задавать вопросы, вести устный диалог, осуществлять поиск и выделение нужной информации Регулятивные: адекватно использовать речь, составлять план работы по достижению планируемого результата ЛР: ценностное отношение к русским художникам портретистам |
март | 12 | Портрет камерный. Модернизм | 2 | Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результаты деятельности Коммуникативные: задавать вопросы, вести устный диалог, осуществлять поиск и выделение нужной информации Регулятивные: адекватно использовать речь, составлять план работы по достижению планируемого результата ЛР: ценностное отношение к русским художникам портретистам |
13 | Портрет камерный (практическая работа) | 4 | Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результаты деятельности Коммуникативные: задавать вопросы, вести устный диалог, осуществлять поиск и выделение нужной информации Регулятивные: адекватно использовать речь, составлять план работы по достижению планируемого результата ЛР: ценностное отношение к художникам работающих в стиле модерн | |
14 | Фантазия на тему «Автопортрет в будущем» | 4 | Познавательные: выполнение творческого проекта Регулятивные: осуществлять поэтапный контроль своих действий Коммуникативные: умение обсуждать анализировать собственную худ деятельность Лр: сформированность потребностей в самостоятельной и практической творческой деятельности | |
15 | знакомство с художественной выразительностью графики | 2 | Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результаты деятельности Коммуникативные: задавать вопросы, вести устный диалог, осуществлять поиск и выделение нужной информации Регулятивные: адекватно использовать речь, составлять план работы по достижению планируемого результата ЛР: ценностное отношение к труду художника графика | |
16 | знакомство с художественной выразительностью графики (практическая работа) | 4 | Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результаты деятельности Коммуникативные: задавать вопросы, вести устный диалог, осуществлять поиск и выделение нужной информации Регулятивные: адекватно использовать речь, составлять план работы по достижению планируемого результата ЛР: ценностное отношение к труду художника графика | |
17 | Создание работы в стиле картонографии | 4 | Познавательные: выполнение творческого проекта Регулятивные: осуществлять поэтапный контроль своих действий Коммуникативные: умение обсуждать анализировать собственную худ деятельность Лр: сформированность потребностей в самостоятельной и практической творческой деятельности | |
18 | знакомство с художественной выразительностью скульптуры | 2 | Познавательные: узнавать, определять основные характерные черты скульптурных произведений. Коммуникативные: обсуждать и анализировать работы скульпторов с точки зрения пластического языка материала при создании художественного образа Регулятивные: преобразовать познавательную задачу в практическую ЛР: целостный взгляд на мир в разнообразии художественных произведений; эстетические потребности | |
19 | Анималистический жанр в скульптуре | 2 | Познавательные: узнавать, определять основные характерные черты скульптурных произведений. Коммуникативные: обсуждать и анализировать работы скульпторов с точки зрения пластического языка материала при создании художественного образа Регулятивные: преобразовать познавательную задачу в практическую ЛР: целостный взгляд на мир в разнообразии художественных произведений; эстетические потребности . | |
20 | Создание в объеме образ животного | 4 | Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач Коммуникативные: Формулировать затруднения, обращаться за помощью к учителю Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата ЛР: эстетическое чувство |
Учебно-методического и материально-технического обеспечение
Дополнительные пособия для учителя:
1. Алехин А.Д., Когда начинается художник. М 1993 г.
2.Виноградова Г.Г. Изобразительное искусство в школе.
3. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1991.-159с.
4. Н.И. Пьянкова. Изобразительное искусство в современной школе. М.:
Просвещение,2006
5. Н.П. Бесчастнова «Черно-белая графика».Владос 2002
6. Составитель Н.В. Геташвили. «Рембрант»,ЗАООЛМА Медиа Групп,2007
7. Н.М. Соколов. Основы живописи. Титул,1996
8. Н.М. Соколов. Основы композиции. Титул,1996
9.Н.М. Соколов. Основы рисунка. Титул,1996
Технические средства обучения
- Компьютер, проектор, экран
Аудиовизуальные пособия
Видеофильмы:
Методический фонд
- Репродукции картин художников.
- Муляжи для рисования
- Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
- Тела геометрические (конус, шар, цилиндр, призма)
- Предметы для натурной постановки (кувшины, гипсовые и керамические вазы и др.).
- Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
Интернет-ресурсы
. http://www.gangotri.ru
. http://www. pspinfo.ru
. http://www.goldmoscow.com
. http://artclassic.edu.ru
. http://fotri.yandex.ru
. http://picasaweb.google.com
. http://www. liveinternet.ru
. http://original-home.ru
Оценка результатов внеурочной деятельности:
Выставки рисунков, презентации к выбранным темам
Лист корректировки
№ занятия | Тема занятия | Причина корректировки | Способ корректировки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (спортивное направление) "Хитрый мяч".
Методическая разработка:РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (спортивное направление) "Хитрый мяч". Сегодня спорту принадлежит значительная роль в воспи...
Методическая разработка "Рабочая программа внеурочной деятельности для 6 класса "Петербургский квест"". Автор: Шилова Елена Юрьевна, учитель ГБОУ СОШ № 264 Кировского района СПб
Программа внеурочной деятельности для учащихся6-ых классов "Петербугский квест" - это творческое, личностное изучение городских краеведческих объектов на маршруте, разгадка тайн истории и городской ку...
Методическая разработка: «Рабочая программа внеурочной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Методическая разработка:«Рабочая программа внеурочной деятельностидля детей с ограниченными возможностями здоровья»...
Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству: Кружок «Мир искусства» для 1-5 классов.
Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству: Кружок «Мир искусства» для 1-5 классов....
Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству: Творческая лаборатория «Взгляд» для 5-6 классов.
Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству: Творческая лаборатория «Взгляд» для 5-6 классов. 34 часа....
Методическая разработка "Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика""
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования второго поколения. Данная рабочая пр...