Греханкина Л.Ф., Монтазери О.Н. Программа внеурочной деятельности: методические рекомендации
материал

Монтазери Ольга Николаевна

Представленные материалы содержат методические рекомендации по разработке и оформлению программ внеурочной деятельности, а также схемы для проведения анализа разработанных программ внеурочной деятельности на их соответствие требованиям к структуре и содержанию. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Греханкина Л.Ф., Монтазери О.Н.

ПРОГРАММЫ  ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  

                                                                                                                 

2016

Алгоритм проектирования

программ внеурочной деятельности

1. Педагогическая диагностика

2. Выявление противоречий и проблем

3. Постановка цели

4. Прогнозирование результатов

5. Постановка задач

6. Определение содержания

7. Выбор форм, методов и приемов организации деятельности

8. Обеспечение условий реализации программы

9. Анализ и оценка, подведение итогов

Структура программы

Структура  программы по  внеурочной деятельности  включает в себя следующие разделы:

1.Титульный лист,   где  указывается  в т.ч.   утверждение программы

2. Пояснительная записка

(обоснование актуальности   темы  цель, задачи в связи с особенностями  конкретной (Вашей) образовательной  организации)  

3. Общая характеристика  содержания  программы  внеурочной деятельности  описание мести  курса  в БУП  образовательной  организации,   содержательные элементы программы,  обоснование их выбора, предпочтительные формы организации  занятий.  

4. Требования к результатам  обучения (личностные, метапредметные  результаты, выраженные в операциональных действиях  обучающихся);

5. Содержание программы  по модулям

6. Учебно-тематический план  с определением основных видов учебной деятельности;

7. Пути реализации программы (методические   подходы  по реализации программы)

8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение  

9. Список рекомендуемой литературы.

  1. Титульный лист программы

по внеурочной деятельности

  • полное наименование учредителя и  образовательной организации в соответствии с уставом;
  • где, когда и кем утверждена программа;
  • наименование программы  внеурочной деятельности
  • срок реализации данной программы;
  • ф.и.о. учителя, составившего данную рабочую  программу.

2. Пояснительная записка

(обоснование актуальности   темы  программы, цели, задачи в связи с особенностями  конкретной (Вашей) образовательной  организации

Пример:

Программа по ……………… для .. классов разработана в соответствии:

- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего   образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего    образования. - М.: Просвещение, 2011 2012,)

- с рекомендациями   программы …. ( издание программы , выходные данные)

- с авторской программой  (выходные данные);   особенности  использования авторской программы

- с особенностями ООП (основной общеобразовательной программы,  образовательных потребностей и запросов обучающихся,  воспитанников (смотри ООП ОО).

  1. Общая характеристика  содержания

программы  внеурочной деятельности 

(ТРЕБОВАНИЯ)

  1. Содержание  программ внеурочной деятельности  не должно дублировать содержание предметов, обязательных для изучения.
  2.  Инвариантность содержания. Включенный в программу материал  может применяться для различных групп (категорий)  обучающихся
  3.   Отбирая содержание курс, учитель   должен всегда задавать себе  вопрос: Чем  курс будет полезен? интересен?

4. Содержание программы  должно способствовать созданию положительно мотивации.

5. Курсы должны познакомить  обучающихся  с различными видами деятельности

6. Курс   должен быть  построен так, чтобы позволял  использовать  активные формы  организации занятий, информационные,  проектные формы работы.

7.  Программа  должна позволять  осуществлять эвристические пробы;   помочь    через успешную практику  оценивать свой потенциал.

4.  Содержание программы  по модулям

Отражается содержание модуля, практические работы, лабораторные работы, экскурсии и т.д.

5.Учебно-тематический план

(примерная форма)

п/п

Модуль изучения

(раздел, тема)

   

 кол-во час.

Содержание

(в том числе  лабораторные, практические  занятия, экскурсии, практикумы и др.)

Основные виды  деятельности обучающихся

 

6. Список рекомендуемой литературы

  1. Список представляется по алфавиту с полным названием работы и выходными данными.
  2.  Интернет-ресурсы представляются в конце списка.
  3. Обязательным требованием является наличие в списках источников, изданных за последние пять лет.  

Примеры оформления источников:

  1. Криксунов Е.А., Пасечник  В.В. Экология (профильный уровень): учебник для уч-ся 10 – 11 кл. – Минск: Образование, 2009. – 152с.
  2. Реймерс Н.Ф., Яблоков А.В. Словарь терминов и понятий, связанных с охраной природы. – М.: Наука, 1982. – 144с.
  3. Экологический словарь: учебное пособие для школьников /под ред. А.В.Яблокова – СПб.: Крисмас, 1999. – 254с.
  4. Экологическая тропа: разработка маршрута и оборудование//География в школе, 2010, №5. – с.55-59.

(требования, возможно, новые!):

Петушкова, Г.И. Проектирование костюма [Текст]: учеб. для вузов / Г.И. Петушкова. - М.: Академия, 2004. -416 с.

Бычкова, Л.С. Конструктивизм / Л.С.Бычкова // Культурология 20 век - «К». - (http//www.philosophy.ru/edu/ref/enc/k.htm 1)

ТЕХНОЛОГИЯ ВКЛЮЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ОСНОВНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

  • Разработанные  программы  внеурочной деятельности образовательного учреждения согласовываются на заседании методического объединения учителей школы (научно-методического Совета ОУ).
  • ШМО, РМО учителей (научно-методический Совет (НМС) после экспертизы, дает заключение об одобрении или доработке  программ.  Решение школьного методического объединения (НМС) оформляется протоколом. При необходимости допускается получение рецензии (экспертного заключения)  соответствующих (профильных) кафедр учреждений высшего профессионального образования,  по заявке руководителя образовательного учреждения.  После чего при положительном решении  программы представляются в администрацию общеобразовательного учреждения.
  • Согласовывается с зам. директора по УВР.
  • Директором школы издается приказ об утверждении  программ.
  • На всех программах указывается дата их принятия на заседании  методобъединения (НМС) и рецензии с указанием авторов или реквизитов решений соответствующих кафедр и подпись директора школы об их утверждении с указанием даты и номера приказа.
  • Утверждение  программ учителя  осуществляется до начала учебного года, но не позднее 31 августа текущего учебного года.
  • Один экземпляр утвержденных  программ хранится в документации школы в соответствии с номенклатурой дел, второй экземпляр передается учителю для  реализации
  • Администрацией общеобразовательной организации ведется периодический контроль за реализацией и выполнением.

Результаты внеурочной деятельности не являются предметом контрольно-оценочных процедур. В этом случае могут использоваться разные технологии, в том числе и технология «Портфолио».



Предварительный просмотр:

Управление образования Рузского муниципального района

МОУ Сытьковская средняя общеобразовательная школа

«СОГЛАСОВАНО»

Руководитель

муниципальной методической службы

______________________       (Ф.И.О)

 _____ от ______________ 2016 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

МОУ Сытьковская СОШ

 ________________________       (Ф.И.О)

«_____»   ________________ 2016 г.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ

ЭКОЛОГИЯ

Программа внеурочной деятельности

                                      Автор:

                                                                             учитель биологии и экологии

                                                                                Лебедева Ольга Александровна

пос. Сытьково

2016 г.



Предварительный просмотр:

1. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Название программы внеурочной деятельности ________________________________________________

Класс                                                                      _________________________________________________

Количество часов                                                 _________________________________________________

Автор                                                                     _________________________________________________

п/п

Структурные  элементы

Оценка

 в баллах

(0-3)

Примечания

1.

Титульный лист

2.

Пояснительная записка

3.

Общая характеристика содержания программы

4.

Требования к результатам обучения:

- личностные

- метапредметные

5.

Содержание программы по модулям

6.

Учебно-тематический план

7.

Пути реализации программы

8.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

9.

Список рекомендуемой литературы

ИТОГО:

Каждый критерий оценивается баллами:  

0 – структурный элемент отсутствует;  

1 – структурный элемент практически не представлен: требуется доработка;                                                                  

2 – структурный элемент присутствует, но имеются неточности;                                                                  

3 -  структурный элемент присутствует: информация  полная и соответствует требованиям.



Предварительный просмотр:

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Название программы внеурочной деятельности ________________________________________________

Класс                                                                      _________________________________________________

Количество часов                                                 _________________________________________________

Автор                                                                      _________________________________________________

п/п

Критерии

Оценка

 в баллах

(0-3)

Примечания

1.

Соответствует ли содержания и цель программы ее названию?

2.

Соответствует ли  цели программы планируемым результатам?

3.

Дублирует ли содержание предметов, обязательных для изучения?

4.

Связано ли с урочной деятельностью?

5.

Способствует ли созданию положительной мотивации?

6.

Раскрыто ли содержание тем и разделов

7.

Реализует ли принцип научности?

8.

Имеет ли активные формы организации занятий?

9.

Знакомит ли с различными видами деятельности?

10.

Имеет ли практико-ориентированную направленность?

11.

Помогает ли обучающимся оценить свой потенциал через успешную практику?

12.

13.

ИТОГО:

 Каждый критерий оценивается баллами:  

0 – не соответствует (не имеет, не помогает, не знакомит, не реализует и т.д.);  

1 -  скорее всего не соответствует (имеет, помогает, знакомит, реализует и т.д.), но требуется доработка;                                                                  

2 – скорее всего соответствует (имеет, помогает, знакомит, реализует и т.д.), но имеются неточности;                                                                    

3 -  соответствует (имеет, помогает, знакомит, реализует и т.д.): информация  полная и соответствует    

      требованиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочное время (методические рекомендации)

Важнейшим условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Методические рекомендации

Здесь собраны рекомендации по содержанию рабочей программы по внеурочной деятельности....

Монтазери О.Н. Методы экологических исследований: методические рекомендации

В методических рекомендациях представлены различные методы  экологических исследований компонентов окружающей природной среды - воздуха, почвы, воды...

Методические рекомендации при разработке программы внеурочной деятельности

При разработке комплексных образовательных программ внеурочной деятельностинеобходимо учитывать следующее: - комплексные программы могут быть двух вариантов: ...

Краеведение как направление поисковой и исследовательской работы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности/ Методические рекомендации (для участия, организации и проведения поисковой и исследовательской работы обучающихся)

Целью данных методических рекомендаций является организация исследовательской работы обучающихся в области краеведения в урочной и внеурочной деятельности.Для этого необходимо решить следующие задачи:...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...