Формирование коммуникативной компетенции на уроках АЯ
учебно-методический материал на тему
Исследование проблемы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kommunikativnoy_kompetentsii_na_uroke_aya.docx | 44.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативной компетенции
на уроках английского языка
в 5- 9 классах
Содержание
Введение
Глава 1. Основные положение понятия «коммуникативной компетенции»
1.1.Коммуникативная компетенция и ее составляющие.
1.2. Методы формирования и развития коммуникативной компетенции
Глава 2. Реализация методов и способов формирования коммуникативной компетенции
2.1. Планирование эксперимента
2.2. Проведение эксперимента
2.3. Результаты эксперимента
Заключение
Введение
В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, так как коммуникативная компетенция ориентирована на
- достижение практического результата в овладении английским языком,
- на образование, воспитание и развитие личности школьника.
В связи с этим была определена тема исследования: «Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка в 5-9 классах».
Объект исследования: педагогический процесс коммуникативного образования учащихся на уроках иностранного языка.
Предмет исследования: методы и способы формирования и развития коммуникативной компетенции.
Цель исследования состоит в определение наиболее эффективных методов и способов формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по изучаемой проблеме.
2. Раскрыть сущность и дать содержательную характеристику понятия «коммуникативная компетенция».
3. Определить степень влияния межпредметных связей на развитие коммуникативной компетенции
4. Выявить наиболее эффективные способы и методы формирования коммуникативной компетенции
5. Реализовать наиболее эффективные методы и способы формирования и развития коммуникативной компетенции в 5-9 классов на базе МОУ СОШ № 114.
К методам исследования можно отнести сравнительный анализ литературы по теории и методике обучения иностранному языку, изучение методических разработок по обозначенной теме и имеющегося педагогического опыта, наблюдение и эксперимент.
Работа имеет опытно-экспериментальный характер, и разработки могут быть использованы учителями английского языка в работе. В этом заключается практическая значимость данного исследования.
Глава 1. Основные положение понятия «коммуникативной компетенции»
1.1. Коммуникативная компетенция и ее составляющие
Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использовании новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки, поэтому приоритетную значимость приобрело изучение английского языка как средства общения.
Если в других предметах при отборе содержания из арсенала науки исходят из реализации общеобразовательных и воспитательных задач, то в иностранном языке приходится исходить из практической задачи – способности вступать в общение. Поэтому общеобразовательные и воспитательные задачи подчиняются практическим и решаются в ходе осуществления акта коммуникативной компетенции на том или ином уровне, то есть способности вступать в межкультурное общение. Весь процесс обучения подчиняется основной задаче – формированию коммуникативной компетенции.
Коммуникативная компетенция – это готовность и способность к взаимодействию, вербальному и невербальному (мимика, язык тела), с другими людьми.
Следовательно, в основе всех методов коммуникативного обучения должно лежать умение установить связи, находить успешные формы общения на любом языке.
Это бывает сделать трудно даже при изучении русского языка, когда мысли и действия участников общения понятны друг другу. Иностранный язык, в этом плане, изучать труднее, так как не всегда учащиеся понимают друг друга. Поэтому основным принципом коммуникативно-ориентированного обучения является речевая деятельность. Но формировать и совершенствовать коммуникативную компетенции следует в совокупности всех ее составляющих, а именно:
речевой компетенции - совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме);
умение планировать свое речевое и неречевое поведение;
языковой компетенции - систематизации ранее изученного материала;
развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;
социокультурной компетенции - увеличения объема знаний о социокультурной специфике англоговорящих стран;
компенсаторной компетенции - дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;
учебно-познавательной компетенции - развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению АЯ, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания.
1.2. Методы и способы развития коммуникативной компетенции
Основные методы:
Методы обучения, результатом применения которых всегда является создаваемая учениками образовательная продукция: идея, гипотеза, текстовое произведение, картина, поделка, план своих занятий и т. п. называются эвристическими.
Метод эмпатии (вживания) означает «вчувствование» человека в состояние другого объекта, «вселения» учеников в изучаемые объекты окружающего мира, попытка почувствовать и познать его изнутри.
Например, вжиться в сущность дерева, кошки, облака и других образовательных предметов. В момент вживания ученик задаёт вопросы объекту-себе, пытаясь на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть образовательный продукт ученика, который может затем быть им выражен в устной, письменной, рисуночной форме.
Example:
- Teacher: Imagine yourself that you are ‘Tornado”. How can you describe yourself, what are your feelings? Name your adjectives, verbs, your favourite season, places you occur, your weather.
- Student: — I am Tornado. I am the most terrible of all storms. I am dangerous, violent, strong, cruel, noisy and destructive. I destroy houses, carry away cars and telephone boxes. I occur in the springs, throughout the world, but mostly in the United States, especially in the central states. I occur in the afternoon or in the early evening in a hot day. Large clouds appear in the sky. They become darker and darker. The sounds of thunder, bright flashes of lighting! I form a funnel and begin to twist. My funnel touches the ground, it picks up everything it can.
Метод “Mind-Map”(Карта памяти) является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема - в центре. Сначала возникает слово, идея, мысль. Идёт поток идей, их количество неограниченно, они все фиксируются, начинаем их записывать сверху слева и заканчиваем справа внизу.
Метод является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы. Выражает индивидуальные возможности, создаёт пространство для проявления креативных способностей.
Возможности использования “Mind-Map”
При систематизации, повторении материала;
При работе с текстом;
При повторении в начале урока;
При введении в тему;
При сборе необходимого языкового материала;
При контроле.
Основные способы развития всех составляющих коммуникативной компетенции:
Обучение осуществляется через следующих видов: communication games (коммуникативные игры);;
- communication games (коммуникативные игры)
- picture gap (у обучаемых имеются почти одинаковые картинки, некоторые изображения отличаются, и различия нужно обнаружить при помощи вопросов, не видя картинки партнера, - matching tasks);
- ext gap (у школьников имеются аналогичные тексты или фрагменты одного и того же текста одного ученика, отсутствуют в тексте другого ученика, и недостаток информации нужно восполнить- jig-saw reading);
- knowledge gap (у одного ученика имеется информация, которой нет у другого, и ее нужно восполнить complete-the-table tasks);
- belief gap (у обучаемых имеются разные убеждения, а нужно выработать единое мнение); reasoning gap (у школьников имеются разные доказательства, которые важно собрать вместе и сопоставить).
- communicative stimulations in role-plays and problem-solving (коммуникативные стимуляции)
- ролевые игры (предполагает наличие определенного количества персонажей, а также игровой проблемной ситуации, в которой участники игры действуют. Каждый участник в ходе игры организует свое поведение в зависимости от поведения партнеров и своей коммуникативной цели. Итогом игры должно стать разрешение конфликта.)
- диспуты (представляет собой одну из форм спора как словесного состязания. Это обмен мнениями в отношении какого-либо предмета с целью достижения единства взглядов на этот предмет. Обязательным условием дискуссии является наличие какого-либо спорного вопроса. Окончательное решение этого вопроса и вырабатывается в ходе дискуссии. Для успешного ее ведения участники должны обладать знаниями о предмете обсуждения, иметь собственное мнение по данному вопросу)
- круглые столы (представляет собой обмен мнениями по какому-либо вопросу, проблеме, интересующей участников общения. Участвуя в круглом столе, обучаемый высказывается от своего лица. Проблемы, обсуждаемые за «круглым столом», могут быть весьма разнообразными: социальными, страноведческими, морально-этическими. Участие в круглом столе требует от учащихся достаточно высокого уровня владения языком и наличия определенных знаний по проблеме.)
- скетчи (это короткая сцена, разыгрываемая по заданной проблемной ситуации с указанием действующих лиц, их социального статуса, ролевого поведения. В виде скетчей могут быть разыграны небольшие сцены, относящиеся к социально-бытовым сферам по темам «Питание», «Покупки», «Город и его достопримечательности»)
- socialization (свободное общение).
- line-up (учащиеся стараются как можно быстрее выстроиться в ряд в соответствии с предложенным признаком);
- strip-story (каждый ученик получает свою фразу и старается быстрее занять соответствующее место в «рассказе»);
- smile (учащиеся подходят друг к другу и с обязательной улыбкой обмениваются репликами);
- merry-go-round (школьники образуют внешний и внутренний круг и, двигаясь по кругу, обмениваются репликами);
- contact (участники подходят друг к другу и начинают беседу);
- kind words (учащиеся говорят любые приятные слова в адрес собеседника);
- reflection (участники пытаются представить, что думают о них другие школьники);
- listening (учащиеся внимательно слушают партнера, кивая в знак согласия и выражая согласие с ним)
В современных условиях наивно полагать, что полноценное общение возможно лишь на основе умения оперировать языковым материалом. Для успешного процесса коммуникации необходимо наличие общего объема знаний, которые учащиеся получают, изучая иные предметы общеобразовательного цикла. Русский язык, литература, история география, музыка, биология, физика - это предметы, содержание которых в той или иной мере находит отражение в тематике программы по иностранному языку. Знания по страноведению и истории языка, полученные учащимися на уроках иностранного языка, применяются, в свою очередь, на уроках географии, истории, литературы.
Глава 2. Реализация методов и способов формирования коммуникативной компетенции
2.1. Планирование эксперимента
В ходе исследования нами был проведен эксперимент на базе МОУ СОШ №114 в 4«в» и 4«б» классах с неуглубленным изучением иностранного языка.
Для проведения опытно-экспериментальной работы был выбран такой вид эксперимента, как сравнительный. Мы запланировали, что в одной группе (контрольной) работа на уроках обобщающего повторения ведется по традиционной методике, а в другой группе (экспериментальной) с использованием методов и способов формирования коммуникативной компетенции, рассматриваемые в данной работе.
Целью эксперимента является проведение уроков обобщающего повторения по иностранному языку с использованием вышеупомянутых методов и способов формирования коммуникативной компетенции и без их использования для доказательства их преимущества.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- наблюдение за учащимися, измерение их уровня знаний (если необходимо выравнивание);
- проведение уроков с использованием и без использования обозначенных в первой части работы методов и способов формирования коммуникативной компетенции;
- обработка и систематизация результатов;
Эксперимент проводился в январе-апреле 2010 года. Группы учащихся 4«в» и 4«б» классов изучают английский язык по УМК Биболетова М.З и др. «Enjoy English» при нагрузке два часа в неделю.
Уровень базовых знаний учащихся средний. Дисциплина находится на низком уровне, это вызвано спецификой возраста и урока. Группы учащихся не большие, состоящие из 15 человек- 4 «в» и 13 человек – 4 «б».
Класс 4 «в» был определен нами как экспериментальная группа, 4 «б» класс – как контрольная группа.
Для проведения срезов знаний учащихся мы определили в качестве формы контроля тестовые задания, направленные на контроль лексики по теме, так как именно знание лексики по теме является основным показателем освоенности темы, а также не малую роль при выборе формы контроля сыграло то, что контроль лексики осуществляется наиболее объективно и точно.
Таким образом, нами был разработан план эксперимента:
- Проведение первого среза – диагностирования состояния зависимой переменной на начальном этапе (тест по пройденной теме).
- Обработка и систематизация полученных данных.
- Проведение второго среза (использование методов формирования коммуникативной компетенции).
- Обработка и систематизация полученных данных.
- Обобщение результатов всех срезов, оформление результатов.
2.2. Проведение эксперимента
Для того чтобы результаты эксперимента оказались наиболее точными и правдивыми, необходимо было определить уровень знаний по последней теме в каждой из групп, сравнить и, если необходимо, выровнять. Для этого нами был проведен первый срез. Это был тест перекрестного выбора, целью которого была проверка лексики по данной теме.
Результаты теста:
Группа эксперимента – 4а класс - качество – 67%
Группа контроля – 4б класс - качество – 58%
Далее мы продолжали работу по этой же теме и в рамках ее провели второй срез. Это был урок обобщающего повторения в экспериментальной и в контрольной группах, с использованием и без использования обозначенных выше методов и способов формирования коммуникативной компетенции. В экспериментальной группе использовались такие приемы как:
- strip-story (каждый ученик получает свою фразу и старается быстрее занять соответствующее место в «рассказе»;
- contact (участники подходят друг к другу и начинают беседу);
- line-up (учащиеся стараются как можно быстрее выстроиться в ряд в соответствии с предложенным признаком);
- knowledge gap (у одного ученика имеется информация, которой нет у другого, и ее нужно восполнить);
- скетчи;
Соответственно в контрольной группе урок обобщающего повторения по данной теме проходил без использования всего вышеперечисленного – по традиционной системе (чтение, перевод, письменное выполнение грамматических упражнений)
Результаты теста:
Группа эксперимента – 4а класс – 81%
Группа контроля – 4б класс – 50%
2.3. Результаты эксперимента.
Сводная таблица:
Январь 2014 | Апрель 2014 | ||
4а | 4б | 4а | 4б |
67% | 58% | 81% | 50% |
Обобщая полученные данные, был построен график, в котором отражен процент качества опытно-экспериментальных групп.
Из этого результата можно сделать вывод, что средний уровень знаний в экспериментальной группе повысился, а этот факт в свою очередь говорит об эффективности применения вышеперечисленных методов и способов для формирования коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка.
Чем же обусловлена эффективность использования нетрадиционных методов формирования коммуникативной компетенции?
Во-первых, за счет использования данных методов поддерживается положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, изменяется микроклимат на уроке, атмосфера на уроке становится более благоприятной для обучения и для межличностного общения.
Во-вторых, двигательная активность учеников на уроке способствует лучшему овладению языковым материалам, снятию усталости и повышению мотивации к обучению.
В-третьих, рациональное чередование видов деятельности помогает избежать снижения внимания, усталости. Разнообразие типов взаимодействия на уроке обеспечивает активный стереотип поведения учащихся на уроке и снимает усталость, делает урок более эмоциональным.
Заключение
В настоящее время перед образованием встает сложная задача подготовки подрастающего человека к жизни в условиях многонациональной и лингвистической среды, когда необходимо не только развитие своего национального языка, но и понимание своеобразия других языков. Воспитание молодежи в духе уважения всех народов, искоренение негативных представлений о людях других национальностей является той задачей, которая требует соответствующей подготовки педагогов, работающих в сфере образования и воспитания детей.
На современном этапе развития общества давно уже стало очевидным, что одним понятием «образование» как процесса придания умственного и духовного облика растущему человеку мы не можем ограничиваться. Целостный процесс становления и развития личности, принятия ею нравственных норм и овладения коммуникации невозможно без воспитания. Воспитание коммуникативности такой же длительный процесс, как и воспитание других человеческих качеств. В процессе приобщения к различным языкам, в процессе приобретения коммуникативной компетенции и учитель, и ученик проходят несколько ступеней, взаимосвязь между которыми довольно диалектична и сложна. К таким ступеням, в частности, мы можем отнести толерантность, понимание и принятие иностранного языка, а также способы поведения в проблемных коммуникативных ситуациях, знание грамматики и лексики. Сущность компетенции определяется соответствием предъявляемых требований, установленных критерий и стандартов в соответствующих областях деятельности. Компетентность в языковом образовании нередко ассоциируется с понятием «коммуникативная компетенция», что лишь частично раскрывает её сущность.
Роль коммуникации в качестве среды развития каждого отдельного человека очень велика. Образование индивида складывается и растет в ходе взаимодействия личности с языками сообщества. Чем разнообразнее и шире связи личности с лингвистической культурой, тем богаче перспективы ее индивидуального образования. И главная роль в организации этих связей на протяжении долгого времени принадлежала школам, вузам.
В отличие от отдельного умения или навыка, которые можно тренировать каждое само по себе, развитие компетенции требует включения всего комплекса способностей и умений сразу.
Теоретически допустимое овладение учащимися всей совокупностью огромной палитры языков не делает их субъектами коммуникации, несмотря на внешние признаки образованности. Язык передается не в процессе пассивного освоения готовой информации, но в личностном общении, то есть в общении с личностью как носителем того или иного языка.
Коммуникативная компетенция является характеристикой личности человека, его способностью, которая проявляется в его поведении, деятельности, позволяя ему разрешать жизненные ситуации (в том числе и коммуникативные).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогический аспект формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы
Статья обобщает теоретические практические достижения педагогов и психологов, работающих в направлении НЛП по формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы....
Мультимедийная образовательная программа “Professor Higgins. Английский без акцента!”как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка.
Перед современным учителем встает проблема поиска нового педагогического инструмента. В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьезную за...
Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка
Презентация выступления .Формирование коммуникативной компетенции учащихся:овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,умениями и навыками использования яз...
эффективные технологии и методики формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.
Условием формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы может быть использование определенных педагогических технологий, в том числе и инновационных. Наиболее эфф...
Дискуссия как эффективный интерактивный метод формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка
Во время дискуссии учитель перестает быть лишь лектором, выдающим слушателю определенный объем информации для запоминания, а играет роль помощника, собеседника. Ученик здесь выступает уже не в роли па...
Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка
Коммуникативная направленность обучения является основной стратегией гуманизации обучения, так как именно коммуникативность стимулиру...
Обобщение опыта Цыгановой О.Г. по теме "Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка "
Условия возникновения и становления опыта, перспективности его развития, теоретическоеобоснование своей деятельности. Использование педагогических технологий на основе...