Обобщение опыта Цыгановой О.Г. по теме "Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка "
статья по русскому языку по теме
Условия возникновения и становления опыта, перспективности его развития, теоретическоеобоснование своей деятельности. Использование педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: проблемное обучение, ИКТ, коммуникативные технологии, игровые, технологию познавательной деятельности, развития критического мышления, разнообразные формы мотивации учащихся. Избранные учителем педагогические приемы, методы, технологии результативны, целесообразны и нацелены на развитие личности ребенка, развитие их коммуникативной компетенции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta3.docx | 42.52 КБ |
Предварительный просмотр:
1 слайд Обобщение опыта учителя русского языка и литературы Цыгановой О.Г.
Слайд 2 «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения», - так считал Антуан де Сент-Экзюпери да и многие философы. В наше время эта роскошь становится дефицитом. Поэтому проблему формирования речевой культуры учащихся, владение ими ключевыми коммуникативными компетенциями, считаю актуальной. Ведь правильная и богатая речь – это не только показатель культурного уровня человека, но и индикатор его умственного развития.
Сегодня, как отмечают специалисты, речевая культура в России находится на низком уровне, утрачивают свое значение нормы литературного языка, активно в лексику проникают профессиональный сленг и жаргон. Далеко не все выпускники общеобразовательной школы умеют правильно общаться в той или иной ситуации, управлять процессом общения, ориентироваться на социального партнера, выстраивать свое высказывание в соответствии с ситуацией, выбирать нужные речевые и языковые средства для выражения своей мысли.
Что может сделать учитель русского языка и литературы, чтобы сформировать коммуникативную компетенцию учеников? Именно эту проблему я бы хотела проанализировать и представить в своей презентации опыта. Слайд 3
Уточним значение понятий «компетенция» и «компетентность». Согласно словарным определениям, «компетенция» (от лат . competo – добиваюсь; соответствую, подхожу) – это
Компетенция - круг каких-либо полномочий, прав. Слайд 4
Компетентность - обладание кругом знаний, умений, необходимых для реализации этих полномочий
Среди разновидностей компетентности выделяют практическую (специальную), социальную, психологическую, информационную и коммуникативную, на которой и заострим внимание.
Что такое коммуникативность? - это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения.
Таким образом, мы будем говорить о коммуникативной компетенции, в основу которой положен деятельностный подход, так как он развивает самостоятельную творческую активность каждого ученика
1. Из истории развития компетентностного подхода.
Считается, что одним из первых компетентностный подход предложил шотландский исследователь Джон Равен. Этот специалист создал много работ, посвященных вопросам диагностики и исследования компетентностей высокого уровня. Основы его теории базируются на следующих способностях : работать самостоятельно, проявлять инициативу, замечать проблемы и искать пути их решения, умение анализировать новые ситуации, принимать решения, уживаться с другими. Слайд 5
2.Понятие коммуникативной компетенции.
Известные ученые, внесшие вклад в разработку методик преподавания русского языка в школе, всегда придавали большое значение определению роли и места работы по развитию коммуникативных способностей (компетентностей) учащихся (Д.Х. Баранников, В.А. Добромыслов, В.Г. Костомаров, А.М. Пешковский, Н.С. Рождественский, А.В. Текучев).
Что такое коммуникативная компетенция?
Коммуникативная компетенция – «способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями, задачами, ситуацией общения в рамках определённой сферы деятельности». Слайд 6
Речевая деятельность формируется на каждом уроке во всех её видах: чтении, говорении, письме, аудировании.
Коммуникативная компетентность относится к базовым компетентностям современного человека. Формирование коммуникативной компетентности предполагает и другие виды компетенции: языковую (обучение нормам языка и умение ими пользоваться в соответствующей ситуации), лингвистическую (знание о языке, владение метаязыком лингвистики) и культуроведческую (знание о языке и культуре народа),
3. Технология своего опыта
Стандарты нового второго поколения опираются на «компетентностный подход», поэтому считаю , что есть смысл неустанно работать над темой, направленной на развитие речи учащихся. На сегодняшний день одним из реальных воплощений компетентностного подхода является подготовка к ЕГЭ.
Организуя деятельность учащихся по теме своего опыта, я исхожу из того, что:
1) необходимо сформировать у детей коммуникативную потребность в использовании разнообразных речевых средств.
2) работа по развитию речи – это главная задача уроков русского языка в средней школе; 3) речь - это сложнейшая творческая деятельность, включающая в себя умение наблюдать, мыслить, фантазировать, а также слушать и слышать, поэтому необходимо учить детей речевому творчеству и адекватному восприятию чужой речи.
Слайд 7 Опираясь на принципы теорий проблемного обучения И.Я Лернера, А.М. Матюшина, теорию активизации учебной деятельности школьников Т.И. Шамовой, А.К. Марковой, используя технологию личностно-ориентированного обучения И.С.Якиманской, технологию развития критического мышления, ИКТ я стараюсь строить учебно-воспитательный процесс по следующим критериям:
- личностная ориентация образовательного процесса;
- практическая ориентация образовательного процесса с освоением коммуникативных методов;
- отбор содержания учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
- использование межпредметных связей;
- использование приемов, технологий, способов решения проблем, развивает творческую активность, формирует мыслительную деятельность, учит школьников отстаивать свою точку зрения, помогает добиться глубокого понимания материала. Работа в парах, в группах позволяет решить и задачи воспитания: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками. Главное в работе – школьники свободно говорят, спорят, отстаивают свою точку зрения, ищут пути решения проблемы, а не ждут готовых ответов.
Основной задачей на своих уроках я считаю формирование мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами и формированию мышления детей. Для этого я использую разные виды разминок (Если после корня «А», В корне будет «И» всегда, Вот пример, запоминай: «Ноги вытер? Вытирай!»), девизы (Краткость – сестра таланта» и др., эпиграфы урока, оригинальные стихотворения, выставки творческих работ учащихся, ситуации успеха, провожу разные конкурсы, игры-соревнования «Аукцион»: Кто больше назовет устойчивых сочетаний со словом «голова», «язык»?, репродукции картин и презентации. Слайд 8
Уроки объяснения нового материала стараюсь заменять уроками открытия знаний: ребята сами стараются формулировать цели урока, определяют проблему и находят пути решения проблемы. Овладение языком возможно только в ситуации речевого общения, коммуникативной ситуации. Для этого основной акцент делаю на диалоговой форме обучения..
Этапы моей работы
Развитие и формирование коммуникативной компетенции учащихся продолжается на протяжении всего периода обучения и проводится поэтапно.
Первый этап – диагностический слайд 9
Я работаю со школьниками с V по XI класс. Это достаточно длительный период в обучении. Общаясь с детьми определённого возраста, стараюсь определить, над какими проблемами необходимо работать. Провожу диагностику учебной деятельности учащихся 5 класса, в которой учтены учебная работоспособность и уровень сформированности коммуникативных способностей. (таблица) По результатам этого обследования будет выстроена вся работа по развитию коммуникативных компетенций учащихся.
Второй этап
Обучение предполагает на первоначальном этапе совместную образовательную деятельность учащихся 5-8 классов под моим руководством. «Обучать общению, общаясь», - таков девиз моих уроков.
Большое значение на всех этапах обучения имеет развитие речи. Развитие устной и письменной речи происходит при рассматривании картин (слайд 10), презентаций, фильмов и других наглядных объектов, в беседах с учителем и сверстниками, при чтении художественных текстов. Рассмотрим некоторые из приемов :
«Раскрась текст». Слайд 11
При изучении темы «Распространенные и нераспространенные предложения» ученикам предлагаю текст с нераспространенными предложениями. Глядя на репродукцию картины, прошу добавить в предложения второстепенные члены так, чтобы почувствовалось настроение художника. Данная работа повышает интерес к творчеству и познанию прекрасного. Например:
1.Ветер раскачивает ветви деревьев. Листья опадают на землю, и она покрывается ковром.
2.Сильный ветер раскачивает голые ветви деревьев. Сухие листья опадают на землю, и она покрывается желто-красным ковром.
Особое внимание уделяю работе с текстом. В этом нам с учениками помогают дополнительные тетради по комплексному анализу текста для 5-8 классов, словари и справочники, необычные формы и приемы творческого характера: Переводчик, Корректор, Посмотри и выбери, Раскрась текст, Восстановление деформированного текста, Составление кластера, Создание собственного высказывания, Творческая работа, Подготовка к устному выступлению. Задания непосредственно обращены к ученику, предлагая задуматься, осмыслить прочитанное. (слайд 12).
Прием «Помирим старушек» использую в 5 классе по теме «Диалог» Я предлагаю познакомиться с отрывком Э.Успенского. Даю задание: постарайтесь помирить старушек, используя в своем диалоге вежливые слова. Такое задание вызывает интерес уч-ся, желание помочь, формирует умения диалогической речи. слайд 13
Две бабушки, Евдокия Павловна и Татьяна Семёновна, что проживают в селе Троицкое под Переславлем-Залесским, поссорились. Двенадцатилетний Валерка решил помирить этих неугомонных старушек при помощи письма. Посадил их рядом на почте и стал писать им письма друг от друга. Бабули помогали ему, хотя мириться никак не хотели!
(По рассказу Э.Успенского)
Лингвистические «угадайки». слайд 14
Полезность такой работы очевидна: обогащается словарный запас учащихся за счет узнавания значений новых слов и уточнения значений уже известных слов, развивается и совершенствуется чувство языка.
Анаграммы:
1. Со звуком [С] я не вкусна,
Но в пище каждому нужна.
С [М] берегись меня, не то
Я съем и платье, и пальто. (соль-моль)
2.С К я в школе на стене
Горы, реки есть на мне.
С [П] от вас не утаю –
Тоже в школе я стою.(карта –парта)
Игра «Переводчик» Замените устаревшие слова, обозначающие части тела, на русские: №15
Чело - лоб, уста-губы, очи - глаза, выя-шея, долонь - ладонь, ланита - щеки, десница – правая рука, шуйца- левая рука, перст-палец, рамена-плечи.
Выполняя это задание, школьники должны заменить указанные слова синонимичными. Необходимость замены диктуется характером языкового материала: в него включаются случаи неуместного употребления единиц языка, нарушения литературных норм.
Третий этап
На третьем этапе уделяю большое внимание практической стороне вопроса. Важную роль играет и формирование собственно речевых умений и навыков (умение публично выступить, вести беседу, строить речевое высказывание в соответствии с литературными нормами, умение работать творчески, нестандартно )..
Прием «Корректор». Использую при работе с текстом. Этот способ помогает учащимся сформировать умения при выполнении задания части А 2 в формате ЕГЭ. Найти ошибки в использовании паронимов и исправить их в тексте. Слайд 16
- 1.Написав автобиографию, нужно в конце поставить свою роспись. 2. За билетами у кассы стояли командировочные. 3. Олег одел плащ и поспешил на работу.
Прием «Посмотри и выбери» слайд 16
- В жаркий день приятно походить по (теневым, тенистым) аллеям.
В квартире нужно было (провести, произвести) ремонт.
Эти фотографии сохранились в семье, потому что моя бабушка очень (бережная, бережливая).
Лингвистические « почемучки» №17
Этот прием очень хорошо помогает подготовиться к написанию части С в ЕГЭ и ГИА . Учащиеся должны привести языковые факты на поставленный вопрос и объяснить их «научным языком». Неожиданность формулировок вопросов по форме и своеобразие их содержания служат хорошим стимулом для выполнения заданий, формируются умения и навыки построения связного высказывания в научном стиле.
1. Почему иностранец, изучающий русский язык, принял кузницу за жену кузнеца, а кузнечика – за их сына?
2. Почему в приведенных парах слов оба случая написания правильны? Чем они отличаются?
Стукнете – стукните. Вырастешь – вырастишь.
Микроисследования №17
Очень нравятся учащимся старших классов занимательные микроисследования: подготовить развернутый ответ на один из вопросов. Например, такого рода: «Верно ли утверждение, что приведенные слова могут быть разными частями речи: зло, добро, печь, знать, мой, лай, клей, три?», проиллюстрировав научные положения и выводы конкретными примерами. При исследовании учащимся рекомендуются словари, справочники.
Практические задания по теме «Лексические образные средства языка (тропы)» №18
Укажите различные тропы (метафоры, метонимии, синекдохи, эпитеты, сравнения, олицетворения, гиперболы, литоты, перифразы). Объясните их функцию в речи?
1. Ненастный день потух; ненастной ночи мгла по небу стелется одеждою свинцовой. 2. Осыпал лес свои вершины, сад обнажил свое чело, дохнул сентябрь, и георгины дыханьем ночи обожгло. 3. Ягненочек кудрявый – месяц гуляет в голубой траве.
«Синквейн». Этот вид письменного задания применяю в конце урока, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изучаемой теме. Таким образом, появляется возможность узнать, что происходит в головах учеников. №19
Сначала детям объясняю, что по форме синквейн представляет собой последовательную «лесенку» из пяти строк:
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3.Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами (тремя глаголами).
4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы..
Затем даю 5 минут для написания необычного стихотворения. Читаем, оцениваем коллективно. Работы учащихся позволяют мне планировать следующий урок .После знакомства с именем существительным ребята написали самые разнообразные синквейны. Вот один из них:
- Предмет.
- Такой разнообразный.
- Определит, опишет, даст им имя.
- О, существительное, ты – основа нашей речи!
- Ты суть.
Заключение
Таким образом, при развитии коммуникативной компетенции учащихся важно :
- дать возможность ученику поверить в себя, создать благоприятную психологическую обстановку для освоения коммуникативными компетенциями;
- научить подходить к работе творчески;
- развивать речь, память, мышление путем включения в урок заданий занимательного характера.
Кроме уроков развития речи, работу над созданием речевых произведений учащихся следует проводить систематически, внедрять инновационные методы, разные формы и виды деятельности, формирующие коммуникативные компетенции (требование анализа, сравнения явлений, обоснование, аргументирование, обобщение).
Результаты работы.
Являясь руководителем МО учителей русского языка и литературы, распространяю свой опыт как на школьном, так и на региональном, всероссийском уровнях. Показателями участия является сертификат (2010) за участие в Международной выставке - ярмарке инновационных проектов «Лингвистический комплексный анализ письма Д.С.Лихачева. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения части С (ЕГЭ)», диплом за представление своего педагогического опыта на Всероссийском фестивале «Открытый урок» в 2010-2011 учебном году. №20
С помощью ИКТ размещаю свои материалы на сайте МОУСОШ№2, своем, Прошколу.ру. На сайте «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» размещены мои разработки: «Крылатые слова. Русская фразеология»; игра- КВН «Знаешь ли ты пословицы и поговорки?»( диплом ) №21
Комплексный подход в развитии и формировании коммуникативных компетенций позволяет добиться определенных успехов у учащихся. Это подтверждает позитивная динамика качества знаний учащихся по русскому языку: по шкале мы видим изменения качества знаний второго года обучения (6-7 ) и (10-11) классов за 2009-2010 и 2010-2011 уч. года. №22
Достойных результатов добились наши учащиеся и в предметной олимпиаде по русскому языку в 2010 году на муниципальном уровне.: Шашлова Фаина (8кл) -2 место , Тришина Татьяна(11кл) -3 место . №23
Показателем коммуникативной сформированности является творчество учащихся на региональном и межрегиональном уровнях:
2009 г. Силантьева Екатерина - призер областной акции «НАЧНИ с СЕБЯ» в номинации «Журналистские работы»; 2010 г- Толпегина Татьяна -призер Межрегионального творческого конкурса «Моя Россия» в номинации «Литературное эссе». Её работа вошла в сборник (СD- диск) лучших сочинений - эссе «Моя Россия».
В 2009 г. награждены благодарственным письмом Цыганов Максим, ученик 8 класса, в средней группе за занятое 1 место в Ульяновском областном литературном школьном конкурсе «Моя семья», Андрианов Алексей, ученик 6 класса, в младшей группе за занятое 3 место в Ульяновском областном литературном школьном конкурсе «Моя семья». №24
Ежегодно учащиеся с удовольствием принимают участие во Всероссийском конкурсе «Русский медвежонок» - языкознание для всех». №25
Выпускники 2009-2010 учебного года успешно сдали Единый государственный экзамен по русскому языку, набрав, в среднем, 57,2 балла - это на уровне с областным показателем и выше российского-52,9. Причем работа Сокушева Александра была оценена в 82 балла. Из 18 человек 10 человек поступили в Высшие учебные заведения. №26
В 2011 году Бочкова Галина поступила в УГУ на театральное отделение.
И в заключение своего выступления мне хочется сказать, что «Общение - это Открытие. Открытие себя, другого, мира, вечности. И тогда - это на самом деле - роскошь, поскольку бывает нечасто. Но если ты готов к Открытию - тогда случается.
А еще Общение - это Мысль. Когда Мысль появляется, то и Жизнь приходит. Мысли - это драгоценности, их надо отыскивать, собирать, делиться ими. Потому что, чем больше Мыслей, тем больше Жизни и тем больше в ней смысла.
Так давайте собирать сокровища!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогический аспект формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы
Статья обобщает теоретические практические достижения педагогов и психологов, работающих в направлении НЛП по формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы....
Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка
Презентация выступления .Формирование коммуникативной компетенции учащихся:овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,умениями и навыками использования яз...
эффективные технологии и методики формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.
Условием формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы может быть использование определенных педагогических технологий, в том числе и инновационных. Наиболее эфф...
Презентация к выступлению на тему "Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка в школе-интернате 5 вида"
Данная презентация отражает систему работы учителя над формированием коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка в школе-интернате 5 вида....
Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка при помощи тестов и тестовых заданий у учащихся старших классов
Концепция по теме самообразования...
Обобщение и систематизация опыта по теме: "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности в 5-9 классах"
Согласно «Концепции модернизации российского образования» в основу обновленного содержания положены ключевые компетентности. «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать...
Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы. «Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы. Урочная деятельность. ». 2016-2017 уч.год.
Представлен опыт работы по формированию коммуникативных компетенций в урочной деятельности....