Планирование урока по ФГОС
статья на тему
Выступление на педагогическом совете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_uroka_po_fgos.docx | 30.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете 26.03.15 учителя математики Баженовой Н.И.
Тема выступления: «Особенности планирования урока в условиях реализации ФГОС. Технологическая карта урока».
«Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит её находить»
Адольф Дистервег
В настоящее время появляются новые требования, как к человеку, так и к образованию, так же изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:
- резко возросла информированность детей;
- современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;
- несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;
- ограниченность общения со сверстниками.
И перед учителем встают сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, поиск ответа на вопрос «Как обучать в новых условиях?»
Нам учителям нужно усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это неполучение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.
Какие требования предъявляются к современному уроку:
- хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончании;
- учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- вывод делают сами учащиеся;
- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- времясбережение и здоровьесбережение;
- в центре внимания урока - дети;
- учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
- умение демонстрировать методическое искусство учителя;
- планирование обратной связи;
- урок должен быть добрым.
На экране дидактические принципы урока- которые должны быть выдержаны
Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:
Требования к уроку | Традиционный урок | Урок современного типа |
Объявление темы урока | Учитель сообщает учащимся | Формулируют сами учащиеся |
Сообщение целей и задач | Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания |
Планирование | Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели |
Практическая деятельность учащихся | Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно |
Оценивание учащихся | Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) |
Итог урока | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили | Проводится рефлексия |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
При подробном анализе двух типов уроков (рассмотренных в на экране) становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода.
Как же учителю подготовить урок современного типа? (слайд планирование урока)
Теперь учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся . Ведь урок должен быть направлен на получение новых результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?
Каков же алгоритм проектирования урока с точки зрения требований новых ФГОС ?
В раздатке :Таблица формирования универсальных учебных действий
на каждом этапе урока
Первое:
- четко определить и сформулировать для себя тему урока;
- определить место темы в учебном курсе;
- определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок,
- и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем.
Второе.
Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?
Как же определяется цель урока в логике системно-деятельностного подхода к образованию?
В соответствии с ФГОС цель урока заключается в достижении личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования. Задачи урока – шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения результата.
Третье.
1. Спланировать учебный материал
2. Подобрать учебные задания, целью которых является:
узнавание нового материала;
воспроизведение;
применение знаний в новой ситуации;
применение знаний в незнакомой ситуации;
творческий подход к знаниям.
3. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному".
4.Составить три набора заданий:
задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
задания, способствующие осмыслению материала учеником;
задания, способствующие закреплению материала учеником.
Четвертое.
Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать ученикам. Здесь необходимо четко представлять, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока. При правильной организации деятельности учащихся на уроке формируются: на этапе объявления темы урока - познавательные, общеучебные, коммуникативные учебные действия, на этапе сообщения целей и задач – регулятивные, целеполагания, коммуникативные и т.д. ( пока я проговариваю смотрят в раздатке)
Пятое.
Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут.
Шестое.
Разработать структуру урока.
Седьмое.
Определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности.
Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:
что контролировать;
как контролировать;
как использовать результаты контроля
Задание ученикам по рефлексии их деятельности помогает им найти ответы на ряд вопросов: «Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат? В чем состоит приращение знаний по данной теме? Благодаря чему оно произошло? Какие возникли вопросы по теме? и т.п.»
Восьмое.
Разработать домашнее задание, оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов.
Девятое.
Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
Примерная структура каждого типа урока по ФГОС (раздатка каждому)
Методическое сопровождение образовательного процесса, помогающее учителю реализовывать требования ФГОС — технологические карты.
Технологические карты — это методический инструментарий, обеспечивающий учителю качественное преподавание нового учебного курса путём перехода от планирования урока к проектированию изучения темы.
Структура технологической карты (слайд)
В технологических картах определены задачи, планируемые результаты (личностные и метапредметные), указаны возможные межпредметные связи, предложен алгоритм прохождения темы и диагностические работы (промежуточные и итоговые) для определения уровня освоения темы учащимися.
В раздатке представлена примерная форма технологической карты урока.
Количество этапов урока, их последовательность и содержание учитель определяет, исходя выбранного типа урока и специфики учебного предмета.
карта включает в себя четыре основных блока:
информационный, содержащий тему урока, вид урока, тип урока, задачи урока, а также здесь могут быть указаны основные понятия и универсальные учебные действия, формируемые на уроке, оборудование урока (технические средства обучения, демонстрационные печатные пособия, экранно-звуковые пособия, цифровые образовательные ресурсы, учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование и т.д.); содержательно-деятельностный, дающий информацию о содержании учебно-познавательной деятельности учащегося, здесь описываются учебно-практические и учебно-познавательные задачи, являющиеся, в свою очередь, деятельностным отражением планируемых результатов;
методический блок, он содержит поэтапный методический инструментарий учителя, соответствующий, требованиям системно-деятельностного подхода;
результативно-рефлексивный, в котором фиксируются результаты педагогической рефлексии,
эталоны выполнения заданий самостоятельной деятельности обучающегося,
результаты взаимодействия «ученик — ученик» и «учитель — ученик».
технологическая карта урока способствует реализации принципов ФГОС — развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности;
Создание технологической карты позволяет учителю:
• осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
• определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
• определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
• определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
• соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
• учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
• используются эффективные методы работы с информацией;
• организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность обучающихся;
• обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
Закончить свое выступление хочу следующими словами
Хоть выйди ты не в белый свет.
А в поле за околицей,-
Пока идешь за кем-то в след,
Дорога не запомнится.
Зато, куда бы ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование уроков литературы в 8 классе по ФГОС
Планирование составлено по программе В.Я.Коровиной....
Календарно - тематическое планирование уроков физической культуры во 2 клаасе (3 ч. по новым ФГОС)
В работе представлено подробное календарно - тематическое планирование уроков физической культуры во 2 клаасе по 3 часовой программе Ляха по новым ФГОС учителя Заморовского С.Г....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков английского языка по УМК Биболетовой 5 класс (ФГОС)
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков английского языка по УМК Биболетовой 5 класс (ФГОС)...
Планирование уроков по ФГОС
Планирование уроков по требованиям ФГОС ( к учебнику Дмитриевой О.В. Всеобщая история, 7 кл.)...
Проблемы целеполагания при планировании урока по ФГОС
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) требует от учителя чётких формулировок при определении целей и результатов как программ учебных дисциплин и курсов, так и отдельно взя...
Календарно-тематическое планирование уроков физкультуры ФГОС для 5-7 классов
Календарно-тематическое планирование уроков физкультуры ФГОС для 5-7 классов...
Календарно-тематическое планирование уроков английского языка во 2-ом классе ФГОС 3+ (рассчитан на 2 часа в неделю, спланировано 68 уроков)
Календарно-тематическое планирование составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы начальног...