Проблемы целеполагания при планировании урока по ФГОС
методическая разработка по английскому языку на тему
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) требует от учителя чётких формулировок при определении целей и результатов как программ учебных дисциплин и курсов, так и отдельно взятого учебного занятия.
Целеполагание при организации учебного процесса предполагает, что результат совпадает с поставленной целью. Эта, казалось бы, очевидная вещь в системе образования, а именно в поурочных планах педагогов цель ставится одна, а ожидаемый результат формулируется другой.Целеполагание всегда являлось не только одним из важных элементов любой системы обучения, но и одним из самых сложных. Вне зависимости от требования образовательных стандартов учителю необходимо понимать конечную цель обучения предмету и уметь самостоятельно ставить и достигать промежуточные цели, включая цели урока. Далеко не все педагоги умеют осуществлять целеполагание. В некоторых случаях это обусловлено просто незнанием сути процесса целеполагания, его основных элементов, этапов; непониманием его значения в образовательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_tselepolaganiya_pri_planirovanii_uroka.docx | 27.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Худоеланская основная общеобразовательная школа»
Доклад на тему:
Проблемы целепологания при планировании урока по фгос.
Подготовила:
учитель английского языка
I кв.категория
Сидоркевич Ольга Николаевна
с. Худоеланское
2017г.
Проблемы целеполагания при планировании урока по ФГОС.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) требует от учителя чётких формулировок при определении целей и результатов как программ учебных дисциплин и курсов, так и отдельно взятого учебного занятия.
Целеполагание всегда являлось не только одним из важных элементов любой системы обучения, но и одним из самых сложных. Вне зависимости от требования образовательных стандартов учителю необходимо понимать конечную цель обучения предмету и уметь самостоятельно ставить и достигать промежуточные цели, включая цели урока. Далеко не все педагоги умеют осуществлять целеполагание. В некоторых случаях это обусловлено просто незнанием сути процесса целеполагания, его основных элементов, этапов; непониманием его значения в образовательной деятельности.
Целеполагание при организации учебного процесса предполагает, что результат совпадает с поставленной целью. Эта, казалось бы, очевидная вещь в системе образования, а именно в поурочных планах педагогов цель ставится одна, а ожидаемый результат формулируется другой.
Цель – идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. В качестве непосредственного мотива цель направляет и регулирует человеческую деятельность. Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. Результат – то, что получено в завершение какой-нибудь деятельности, работы, итог. Основываясь на приведённых выше определениях, справедливо утверждать, что формулирование цели должно давать описание конечного результата. В цели урока должен прослеживаться результат.
Цель определяет общее направление - стратегию обучения, и достигается она в ходе решения конкретно поставленных задач при проведении урока.
Задачи ставятся с учетом достижения цели, и представляют собой тактику обучения.
Планируя урок, учитель сначала ставит цель, затем исходя из неё с учетом реальных возможностей учебной группы, выстраивает цепочку задач, которые представляют собой намеренные действия на изучение и достижение этой цели.
При целеполагании учитель обязательно должен принимать во внимание особенности учащихся, с которыми он работает.
Для эффективного формулирования целей и задач необходимо учитывать их свойства: конкретность; достижимость; измеряемость/контролируемость; целесообразность; ограниченность во времени; ориентированность на результат.
Конкретность, ориентированность на результат. Цель/задача учебного занятия должна быть абсолютно конкретна, то есть при её постановке точно определяется результат, который необходимо получить после её реализации. Как правило, одна цель/задача соответствует одному результату. Если при её достижении требуется достичь нескольких результатов, то цель рекомендуется разделить на несколько подцелей. Чем конкретнее и чётче сформулирована цель/задача, тем вероятнее её успешное достижение.
Пример:
А) На уроке учащиеся будут совершенствовать умения диалогической речи (общая цель, неконкретная).
Б) К концу урока учащиеся смогут разыграть диалог между продавцом и
покупателем в магазине в объёме минимум 5 реплик с каждой стороны (цель конкретна, результат очевиден).
Измеряемость/ контролируемость. Данное свойство предполагает, что
процесс и результат достижения поставленной цели могут быть измерены с помощью определённых критериев.
Пример:
А) Воспитывать у учащихся доброе отношение к животным.
При подобной формулировке невозможно к концу урока измерить, в какой
степени улучшилось или ухудшилось у учеников отношение к животным.
Б) На уроке учащиеся смогут выразить своё отношение к проблеме бездомных животных на английском языке в форме монологического высказывания объёмом 5-7 предложений.
Во втором случае помимо измерения предметных результатов (содержание, организация и объём, языковое оформление монологического высказывания) можно наблюдать личностный результат, то есть вероятное отношение учащегося к проблеме бездомных животных.
Достижимость. При планировании урока мы рассматриваем достижимость как возможность реального достижения цели в заданных условиях, в конкретной учебной группе с учётом её специфики. Цель урока и способы её достижения в сильной и слабой группах должны быть различны.
Целесообразность предполагает, что цель значима, важна, необходима
(целесообразна) в данной конкретной ситуации, при существующих условиях для конкретных учащихся. Заметим, что это должен понимать не только учитель, но и ученик.
Пример. Ученик должен понимать, что изучение Present Progressive необходимо ему для того, чтобы рассказать о том, что происходит в момент речи.
Например, правильно описать фотографию, картинку по теме урока, прокомментировать действие, которое происходит сейчас и т. д.
Ограниченность во времени. Данное свойство способствует временнόй
конкретизации целеполагания. При планировании урока временнόй отрезок известен – 40-45 минут, цель должна быть достигнута по истечении этого времени.
Пример:
А) На уроке учащиеся познакомятся со структурой эссе в формате ЕГЭ, особенностями его написания, напишут эссе по заданной теме.
В данном случае понятно, что достичь поставленной цели невозможно из-за нехватки времени, так как только непосредственно на написание эссе в формате ЕГЭ отводится минимум 40 минут. Подобную цель можно ставить на два урока или написание эссе задать на дом.
Ещё один важный момент, который необходимо учитывать при целеполагании на уроке - предметные результаты урока, именно их можно конкретизировать и раздробить на мелкие цели/задачи, достичь/ решить которые можно в масштабах одного учебного занятия. Что касается метапредметных и личностных результатов, то ввиду своей сложности и объёмности не представляется возможным достичь их за время одного или нескольких уроков. В примерных и авторских программах по предметам они ставятся на определённый период обучения (год, ступень).
При целеполагании, у педагогов, возникает ряд проблем, которые можно разделить на группы: 1 группа – обобщённость и объёмность целей и задач; 2 группа – несоответствие целей, задач, результатов урока друг другу; 3 группа – необеспеченность поставленных целей и задач учебными действиями (заданиями) во время урока; 4 группа – незнание требований действующих образовательных стандартов: а) смешение формулировок целей и задач урока в соответствии с ГОС, 2004 г. и ФГОС, 2009 г., 2010 г.; б) необоснованное «привязывание» формируемых универсальных учебных действий (УУД) к целям и задачам.
1 группа - Цели учебного занятия часто формулируются чрезмерно обобщённо и недостаточно инструментально. Их сложно, а в некоторых случаях и невозможно не только измерить, но и определить степень их достижения.
Иногда можно наблюдать неоправданно большое количество задач на один урок. В других случаях учитель ставит заведомо невыполнимые цели и задачи, которые не решить средствами одного учебного занятия именно из-за их объёмности и глобальности.
Пример 1. «Цель урока. Формирование ключевых языковых компетенций
на уроке английского языка. Задачи урока. Практическая: промотировать навыки УУД в развитии умений решения коммуникативной задачи с различной степенью сложности …».
В данном случае непонятно, о каких именно УУД и какой коммуникативной задаче идёт речь.
Пример 2. «Задачи урока: образовательные – сформировать лексические
навыки при чтении, аудировании и говорении …».
Совершенно очевидно, что за один урок (40-45 минут) невозможно
Сформировать какие-либо навыки. Скорее всего, такая формулировка задачи является ошибочной.
Пример 3. Задачи. «Воспитательные: обучение проявлению интереса к
стране изучаемого языка. Развивающие: развивать осмысленность, понятность, выразительность; развивать образную, эмоциональную, словесно-логическую, произвольную память; развивать творческое (продуктивное) воображение».
Опираясь на формулировки примера 3, к сожалению, невозможно понять, какой именно результат обучения запланирован. Ученики научатся проявлять интерес? Разовьётся осмысленность, выразительность? И снова возникает вопрос: педагог не понимает суть целеполагания. Что касается количества задач урока, то его невозможно определить точной цифрой. Нужно принять во внимание такое их свойство, как достижимость.
2 группа – несоответствие целей, задач, результатов урока друг другу
выражается в:
1) расхождении поставленной цели урока и планируемых результатов;
2) бόльшей объёмности задачи по сравнению с целью;
3) дублирование целей и задач урока.
Пример 1. «Цели урока: … Стимулирование и мотивация интереса учащихся к изучению английского языка и культуры Великобритании. … Задачи урока: … Воспитательные: Воспитывать у учащихся стремление к изучению английского языка. Воспитывать уважение к культуре и традициям других народов».
Не анализируя содержание, отметим, что в данном примере цель и задачи
практически дублируют друг друга.
Пример 2. «Цели урока: обобщить лексический материал по теме: “Being happy in the country and in the city”; продолжать обучение чтению по транскрипции; отрабатывать структуры there is/there are…по изучаемой теме в вопросительных предложениях;
Задачи урока: совершенствовать умения и навыки практического владения английским языком по данной теме по всем видам речевой деятельности: аудированию, говорению, чтению и письму;
Пример 3. «Цели урока. Коммуникативные: совершенствование лексических навыков по теме «Еда»; совершенствование речевых умений по теме «Разговор за столом»; совершенствование монологических умений по теме «Здоровый образ жизни».
Задачи: развивать монологические умения (советы о здоровом образе жизни); развивать умения диалогической речи (разговор за столом) …» .
В примере 2 очевидно, что задачи не являются «ступеньками» к достижению цели, о которых говорилось ранее, они значительнее и шире поставленных целей.
3 группа - необеспеченность поставленных целей и задач учебными действиями (заданиями) во время урока. В качестве примера можно привести следующее. Учитель ставит задачу развивать умения диалогической речи, а на уроке учащиеся отрабатывают конструирование вопросов и ответов в определённом времени без выхода на полноценный диалог, т. е. развивают грамматические навыки.
4 группа – незнание требований действующих образовательных стандартов.
Пример 1. «Цели и задачи. Тренировать обучающихся в употреблении оборота to be going to в настоящем времени. Научить образовывать утвердительную, отрицательную и вопросительную форму данного оборота. … Развивать умения учащихся говорить о различных профессиях и о намерениях, используя оборот to be going to.
1. Образовательная: формировать навыки употребления оборота to be going
to, умения высказываться по теме «Работа моей мечты».
2. Развивающая: развивать навыки чтения, аудирования, говорения и письма; развивать речемыслительные и познавательные способности.
3. Воспитательная: формировать потребности и способности понимать образ жизни сверстников на примере их любимых занятий, предпочтений».
В примере 1 целеполагание вызывает много вопросов и, прежде всего, это
его несоответствие ФГОС ни по формулировке (результат не очевиден), ни по содержанию. Скорее всего, первые три пункта являются целями, а последние – задачами.
Пример 2.
Цель: 1.Образовательная: тренировать и закреплять лексические и грамматические навыки по теме; …
2. Развивающая: развивать умения письма;
3. Воспитательная: способствовать воспитанию доброжелательности.
«Планируемый результат: правильно произносить лексические единицы по
теме «Мои животные» и целесообразно использовать их в заданной речевой ситуации;
«УУД. Личностные: формировать личностные качества учащихся необходимые во взаимоотношениях с одноклассниками;
Коммуникативные: формировать умение слушать и вступать в диалог для поддержания учебной деловой беседы.
Познавательные: … .
Регулятивные: ….
Разработка, фрагмент которой представлен, называется «Конспект
урока английского языка по ФГОС в 2 классе». При этом здесь поставлена триединая цель (образовательная, развивающая, воспитательная), что соответствует ГОС, а не ФГОС. Также указан планируемый результат и обозначены формируемые УУД, предлагаемые в новых стандартах. Таким образом, пример 2 иллюстрирует второй и третий пункты проблем данной группы и позволяет предположить, что педагог не знаком в полной мере с требованиями действующих образовательных стандартов.
Наличие такого количества серьёзных проблем вызывает определённые сомнения в готовности части учителей не только к работе по новым стандартам, но в умении планирования учебной деятельности в принципе.
Специально организованное обучение целеполаганию необходимо всем субъектам системы образования, так как умение ставить цели не является врождённым качеством человека, а вырабатывается в процессе тренировки.
Одним из приоритетных направлений совершенствования профессиональной компетентности педагога, является, формирование у него компетенции целеполагания, включающей в себя понимание сути целеполагания, обучение целеполаганию, воспитание культуры целеполагания, формирование и развитие способности и готовности к целеполаганию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование уроков по ФГОС
Планирование уроков по требованиям ФГОС ( к учебнику Дмитриевой О.В. Всеобщая история, 7 кл.)...
Планирование урока по ФГОС
Выступление на педагогическом совете....
Цель и целеполагание на уроке по ФГОС
«Удовлетворите всем желаниям человека, но отнимите у него цель в жизни и посмотрите, каким несчастным и ничтожным существом явится он. Следовательно, не удовлетворение желаний — то, что о...
Проблема планирования урока в контексте новых ФГОС.
« Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»...
Календарно-тематическое планирование уроков физкультуры ФГОС для 5-7 классов
Календарно-тематическое планирование уроков физкультуры ФГОС для 5-7 классов...
Использование инструментов коучинга при целеполагании и планировании деятельности
Презентация бинарного занятия (урока обществознания и элективного курса "Познай себя"). Работа над проблемной ситуацией по группам, рассматриваются вопросы, как правильно ставить цели и план...
Статья "Технология разработки процесса целеполагания в деятельности учителя на уроке математики (ФГОС)"
Инновационная деятельность в образовательном процессе среднего, основного, начального общего образования Технология разработки процесса целеполагания в деятельности учителя на уроках матема...