Проблема качества образовательного процесс
статья на тему
Сегодня для нашей страны необычайно важна проблема обеспечения качества образовательного процесса. С качеством образовательного процесса тесно связаны компетентности учителя. Качество образования во многом определяется уровнем подготовки руководителей, учителей. Задача учителя – помочь ученикам развивать способности, осознать свою социальную значимость. Цель образования состоит не в том, чтобы давать знания, а в том, чтобы научить учащихся пользоваться теми средствами, которые помогут им порождать знания, необходимые при решении различных проблемных ситуаций в личной, общественной и профессиональной деятельности». Успех образовательного процесса во многом зависит от личностных качеств педагогов, профессионализма, способностей и компетенций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problema_kachestva_obrazovatelnogo_protsess.docx | 24.18 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проблема качества образовательного процесс».
Сегодня для нашей страны необычайно важна проблема обеспечения качества образовательного процесса. С качеством образовательного процесса тесно связаны компетентности учителя. Качество образования во многом определяется уровнем подготовки руководителей, учителей.
Задача учителя – помочь ученикам развивать способности, осознать свою социальную значимость.
Цель образования состоит не в том, чтобы давать знания, а в том, чтобы научить учащихся пользоваться теми средствами, которые помогут им порождать знания, необходимые при решении различных проблемных ситуаций в личной, общественной и профессиональной деятельности». Успех образовательного процесса во многом зависит от личностных качеств педагогов, профессионализма, способностей и компетенций.
Современная модель профессионального роста учителя в условиях быстрой смены различных технологий предполагает
- осознание, понимание, оценивание собственного педагогического опыта;
- способность увидеть свой профессиональный труд в целом;
- быстро и конструктивно приводить свою деятельность в соответствие с новыми ценностными ориентациями – овладевать новыми технологиями.
Компетентный учитель- это специалист,
овладевший профессиональными знаниями и умениями,
способный не только проектировать свою деятельность,
но управлять педагогическим процессом, чутко реагируя на любые изменения образовательного процесса.
Профессионализм педагога – единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности
Содержание педагогической компетентности
Состоит из 3 блоков
- Информационный (теоретический)
- Операционный (практический)
- Мотивационный (личностный)
Информационный компонент
Профессионально-педагогическая эрудиция
- Широкий кругозор, общая культура;
- Психолого-педагогические знания;
- Безупречное знание предмета;
- Знание методики преподавания.
Операционный компонент
Владение
- профессиональной культурой речи, общения и педагогическим тактом;
- разными технологиями и методами обучения;
- методами диагностики и мониторинга педагогической деятельности;
- владение аудиторией,
- профессиональная наблюдательность.
Мотивационный компонент
- Любовь к детям
- Требовательность к себе и детям
- Доброжелательность и общительность
- Увлеченность работой, способность привить интерес к своему предмету
- Постоянное совершенствование педагогического мастерства
Уровни профессиональной компетентности (по разным источникам)
Критерии:
профессионализм,
творчество,
мастерство,
эффективность,
оптимальность,
индивидуальный почерк.
Уровень профессиональной компетентности учителя
- Владение основами профессии,
- применение известных а науке и практике приемов;
- повседневные решения нестандартных задач ( открытия для себя);
- положительная результативность и эффективность;
- преимущественная ориентация на знания
Диагностика уровня профессиональной компетентности
Обобщение и представление своего опыта работы
- Умение определять приоритетные направления своей профессиональной деятельности
по методам, по форме, по содержанию
- Постоянная работа в методических объединениях, творческих группах
- выступления, мастер-классы, семинары, конференции
- Публикации
- Портфолио достижений
Профессиональная компетентность учителя определяется умением:
- СТРУКТУРИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ПО СПОСОБАМ ЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ;
- ОСВАИВАТЬ КРИТЕРИИ И АЛГОРИТМЫ ПОИСКА ИНФОРМАЦИИ;
- ОВЛАДЕВАТЬ СПОСОБАМИ РАБОТЫ С ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИИ – ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ –
- выбирать и оценивать ИСТОЧНИКИ,
- собирать ИНФОРМАЦИЮ,
- разрабатывать И представлять В ПРЕЗЕНТАЦИОННОМ ВИДЕ,
- ПОДГОТОВИТЬ ВЕБ-СТРАНИЦУ, ГДЕ В СТРУКТУРИРОВАННОМ
ВИДЕ ПРЕДСТАВЛЕНА ТЕКСТОВАЯ И ГРАФИЧЕСКАЯ
ИНФОРМАЦИЯ ПО ТЕМЕ, ССЫЛКИ НА РЕСУРСЫ
Профессиональная компетентность учителя определяется умением:
- использовать цифровые образовательные ресурсы соответствующие поставленной учебной задаче,
- организовать работу учащихся на уроке с использованием полного спектра имеющихся учебных ресурсов и инструментов,
- создавать собственные цифровые учебные материалы с учетом возможностей ИКТ и методики их применения на уроке,
- формировать цифровое портфолио учащегося,
- организовать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины…),
- дистанционно поддерживать работу учащихся,
- получать информацию о новых цифровых ресурсах учебного назначения на компакт-дисках и в Интернет средствами ИКТ
Сегодня мы говорим о профессионализме педагога. Давайте представим себе учителя – профессионала.
а) Какими качествами, способностями он должен обладать?
Называются качества, присущие педагогам, которые записываются на доске:
- тактичность; способность к творчеству; работоспособность;
- способность к сочувствию, исполнительность; коммуникабельность;
- адаптированность; уровень саморегуляции;
- уверенность в своих силах и т.д.
В ходе обсуждения выберите из предложенного списка 3 наиболее приоритетные ценности которые характеризуют, по вашему мнению, педагога-профессионала. Аргументируйте, почему? (не менее 5 аргументов).
Учитывая, что именно в школе происходит эмоциональное, социальное и психическое становление личности, особые требования предъявляются к учителю, призванному обеспечить это становление. Оценка профессиональной компетентности учителя, поиск эффективной модели обучения, в том числе и самих учителей, — эти проблемы перекочевали в новое тысячелетие. Слабым утешением может служить только то, что мы не одиноки — нет ни одной страны в мире, где образовательная система не испытывала бы серьезных проблем. Все реформы оказались несостоятельными, потому что истоки этих проблем — не столько социально-экономические, сколько морально-этические. Поэтому решать их следует иными средствами.
В каждой школе есть люди, способные к профессиональному и личностному росту, свободные от догм и стереотипов. Именно они помогают своим воспитанникам преодолеть отчуждение от школы, благодаря этим учителям ученики идут на уроки не с отвращением и страхом, а с интересом и удовольствием. Этим людям удается не только сделать обучение и воспитание более эффективными, но и получать удовольствие от своей работы. Изучение их личностных особенностей, а также анализ результатов отечественных и зарубежных исследований профессиональных компетенций учителя позволило выделить блок профессионально важных качеств, среди которых такие, как ценностные ориентации, психоэмоциональное состояние, самооценка, стиль преподавания и уровень субъективного контроля.
На основе этих параметров был создан психологический портрет учителя. Хороший учитель справедлив и честен перед собой, своими учениками и коллегами, он чувствует состояние другого человека, умеет наладить контакт с каждым учеником. Настоящий учитель гибок, то есть способен проявлять большую жесткость или мягкость в зависимости от ситуации. Он умеет задавать вопросы, может показать свою компетентность в преподаваемом предмете, устанавливает четкие процедуры проверки знаний учеников, при этом демонстрируя желание помочь учащимся. Любит и умеет экспериментировать, ищет новые формы и методы работы. Хорошему учителю свойственно положительное восприятие самого себя, учеников, коллег. Суммируя качества, необходимые для эффективной работы учителя, выделим следующие:
1 Принятие каждого ученика, признание и уважение его как личности.
2. Благополучное психоэмоциональное состояние.
3. Позитивное самовосприятие.
4. Личностно ориентированное преподавание, гибкость, спонтанность поведения.
5. Ответственность.
Все эти параметры можно выявить с помощью методики «Психологический портрет учителя», в основу которой легли представления авторов о хорошем учителе, подкрепленные отечественными и зарубежными исследованиями об эффективности преподавательской деятельности и собственным многолетним опытом работы в школе
Методика «Психологический портрет учителя» помогает увидеть психологические причины профессиональных затруднений
Уважаемые коллеги! Этот тест поможет вам определить свой стиль преподавания и узнать некоторые особенности своей нервной системы. Из трех вариантов ответа выберите тот, который точнее всего отражает ваши мысли, чувства, реакции, и отметьте в соответствующей клетке крестиком или другим значком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование цифровых образовательных ресурсов в коррекционно – развивающее обучении с целью повышения качества образовательного процесса в школе. Проект "Помогай-ка".
Проблема оказания помощи неуспевающим детям многие годы является актуальной в педагогике. Классы выравнивания, компенсирующего обучения, коррекции, педагогической поддержки, адаптации, здоровья,...
«Современные образовательные технологии, как условие повышения качества образовательного процесса в реализации ФГОС»
Методическая тема МО Естествознания ГБОУ Школа № 1499 ШО 4«Современные образовательные технологии, как условие повышения качества образовательного процесса в реализации ФГОС»...
Критерии и диагностические материалы для определения результатов и качества образовательного процесса по образовательной программе дополнительного образования детей "Танцевальная аэробика"
В материале представлены мною разработанные диагностические материалы (конкретные задания и упражнения) для определения степени развития у детей чувства ритма, координации движений, выносливости, гибк...
Удовлетворённость родителей качеством образовательного процесса и условиями пребывания ребенка в образовательной организации (в том числе работа с родителями)
Удовлетворённость родителей качеством образовательного процесса и условиями пребывания ребенка в образовательной организации (в том числе работа с родителями)2018-20192019-20202020-2021...
Использование возможностей цифровой образовательной среды для повышения качества образовательного процесса
Современный мир постоянно меняется и развивается. Если раньше успех человека определялся наличием у него определенных знаний в той или иной области и опыта работы, то сегодня знаний недостаточно. Науч...
Качество подготовки учебных занятий как основа качества образовательного процесса
Презентации к циклу из двух методических семинаров, посвященных качеству подготовки учебных занятий....