Использование возможностей цифровой образовательной среды для повышения качества образовательного процесса
статья
Современный мир постоянно меняется и развивается. Если раньше успех человека определялся наличием у него определенных знаний в той или иной области и опыта работы, то сегодня знаний недостаточно. Научно-технический прогресс, глобализация, цифровизация и другие общемировые тенденции предъявляют к человеку новые требования. Современный человек творит и работает в ситуации неопределенности, и то, что сегодня он делал с успехом, завтра может быть уже неэффективно. Для того чтобы быть успешным, человек должен предвидеть тенденции времени, понимать, какие требования предъявляются к современным и будущим профессиям, как меняется рынок труда и какие общемировые инновации влияют на характер этих требований. Какие новые передовые технологии будут востребованы в будущем. В связи с этим возникают новые требования к образованию.
В современных условиях внедрения федерального образовательного стандарта и модернизации современной системы образования, главным направлением развития системы образования становится повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания. В основе модернизации современной системы лежат идеи непрерывности, интеграции и вариативности. Давайте попробуем разобраться, что включают в себя понятия «качество образования», «цифровая образовательная среда» и определить действия педагога по повышению качества образования с помощью возможностей цифровой образовательной среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_vozmozhnostey_tsifrovoy_obrazovatelnoy_sredy.docx | 30.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование возможностей цифровой образовательной среды
для повышения качества образовательного процесса
«Образование – величайшее из земных благ,
если оно наивысшего качества.
В противном случае оно совершенно бесполезно».
Киплинг.
Современный мир постоянно меняется и развивается. Если раньше успех человека определялся наличием у него определенных знаний в той или иной области и опыта работы, то сегодня знаний недостаточно. Научно-технический прогресс, глобализация, цифровизация и другие общемировые тенденции предъявляют к человеку новые требования. Современный человек творит и работает в ситуации неопределенности, и то, что сегодня он делал с успехом, завтра может быть уже неэффективно. Для того чтобы быть успешным, человек должен предвидеть тенденции времени, понимать, какие требования предъявляются к современным и будущим профессиям, как меняется рынок труда и какие общемировые инновации влияют на характер этих требований. Какие новые передовые технологии будут востребованы в будущем. В связи с этим возникают новые требования к образованию.
В современных условиях внедрения федерального образовательного стандарта и модернизации современной системы образования, главным направлением развития системы образования становится повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания. В основе модернизации современной системы лежат идеи непрерывности, интеграции и вариативности. Давайте попробуем разобраться, что включают в себя понятия «качество образования», «цифровая образовательная среда» и определить действия педагога по повышению качества образования с помощью возможностей цифровой образовательной среды.
Качество является одной из главных целей развития образования.
Рассмотрим разные формулировки понятия «качество образования»:
Качество образования - комплексная характеристика образовательной
деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия
федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным
стандартам, федеральным государственным требованиям и / или потребностям
физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется
образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых
результатов образовательной программы («Закон об образовании в РФ», п. ).
В книге «Мониторинг качества образовательного процесса в школе» С.Е. Шишов и В.А. Кальней определяют качество образовательного процесса как «совокупность показателей образовательного учреждения (содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническая база и т.п.), обеспечивающих развитие компетенции обучаемых».
«Качество образования определяется такими факторами как высокая
компетентность педагогических работников, использование новейших
педагогических технологий» Бабакова Т.А. (советский и российский ученый-педагог).
Качественный состав педагогов в образовательном учреждении определяется
критерием компетентности в инновационных методиках, включающим в себя знание об инновационных методиках обучения, умение использовать инновационные методики в учебном процессе.
Одними из инновационных технологий являются информационные технологии.
Без информационных технологий уже невозможно представить современный
образовательный процесс. Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт цифровой среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность образовательного процесса, предоставляет преподавателям недоступные до сих пор возможности оперативно обновлять содержание обучения и проектировать обучающую среду в соответствии с появлением новых знаний и технологий. Информационные технологии освобождают преподавателя от свойственных традиционному обучению видов деятельности, связанных с изложением учебного материала и отработкой умений и навыков, при этом предоставляя преподавателю интеллектуальные формы труда. Но анализ, подготовка и использование качественных электронных обучающих средств процесс не быстрый, трудозатратный и многочасовой.
Многих преподавателей интересуют вопросы использования средств
информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе. Они понимают и четко осознают, что сегодня необходимо иметь в наличии не только
современное оборудование и программное обеспечение, электронные средства учебного и образовательного назначения, но и то, что они сами должны постоянно учиться использовать электронные образовательные ресурсы в педагогической деятельности. Современный преподаватель должен не только обладать фундаментальными знаниями в своей предметной области, не только уметь донести эти знания до обучающихся, но и знать об уникальных возможностях ЦОС и уметь применять их в учебном процессе, использовать их в качестве средства обучения.
С 2019 по 2024 год в нашей стране реализуется Федеральный проект «Цифровая образовательная среда», который направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования. В рамках проекта ведется работа по оснащению организаций современным оборудованием и развитие цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности.
Цифровая образовательная среда (ЦОС) – это цифровое пространство,
состоящее из открытой совокупности информационных систем, которые объединяют всех участников образовательного процесса – администрацию школы, учителей, учеников и их родителей.
Цифровая образовательная среда включает комплекс информационных
образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы,
совокупность технологических средств ИКТ: компьютеры, иное ИКТ-оборудование,
коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий,
обеспечивающих обучение. Цифровая образовательная среда образовательной
организации удовлетворяет требованиям ФГОС к формированию условий реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, способствует достижению обучающимися планируемых личностных, метапредметных, предметных результатов обучения.
ЦОС должна обеспечить:
- использование современных процедур создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
- дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса, в том числе в рамках дистанционного образования;
- дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы;
- повышение уровня сформированности ИКТ-компетенции педагогов ОО;
- возможность внедрения информационных технологий в практику преподавания всех учебных предметов;
- обеспеченность ОО необходимым оборудованием;
- условия для практического применения компьютерной техники и иных цифровых инструментов;
- возможность открытого доступа к информационным каналам глобальной сети
Интернет и к ресурсам медиатек.
ЦОС для участников образовательных отношений - это:
для обучающихся
- расширение возможностей построения образовательной траектории;
- доступ к самым современным образовательным ресурсам;
- повышение интереса к обучению;
- улучшение результатов освоения образовательной программы;
- развитие проектно-исследовательской деятельности;
- формирование осознанного выбора профессии на основании
полученных цифровых компетенций. - растворение рамок образовательных организаций до масштабов всего мира.
для родителей (законных представителей) обучающихся:
- расширение образовательных возможностей для ребенка;
- повышение прозрачности образовательного процесса.
для учителей:
- снижение нагрузки по контролю выполнения заданий обучающимися за счет
автоматизации процесса; - формирование новых возможностей организации образовательного процесса;
- формирование новых условий для мотивации обучающихся при создании и
выполнении заданий; - формирование новых условий для расширения спектра активностей обучающихся;
- возможность системного автоматизированного учета динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся.
Методика обучения на основе информационных технологий способна обеспечить индивидуализацию обучения, адаптацию к способностям, возможностям и интересам обучаемых, развитие их самостоятельности и творчества, доступ к новым источникам учебной информации, использование компьютерного моделирования изучаемых процессов и объектов и т.д.
С помощью программных средств можно представлять на экране в различной
форме учебную информацию:
- инициировать процессы усвоения знаний, приобретения компетенций
учебной и практической деятельности; - эффективно осуществлять контроль результатов обучения, организовывать повторение;
- активизировать познавательную деятельность обучаемых;
- формировать и развивать определенные виды мышления.
Современные мультимедийные продукты являются составляющими в современном обучении.
Современный преподаватель в области цифровой образовательной среды:
-умеет находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из электронных учебников, Интернета в соответствии с поставленными образовательными задачами;
-может устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой, владеет методами создания электронного дидактического материала;
-умеет преобразовывать и представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные;
-умеет выбирать и использовать программное обеспечение (ссылки, текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентаций) для оптимального представления материалов, необходимых для образовательного процесса;
-эффективно применяет инструменты организации учебной деятельности обучающегося (программы тестирования, электронные рабочие тетради, и т.д.);
-умеет формировать личное электронное портфолио и портфолио обучающегося;
-организует работу обучающихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины и др.), дистанционно поддерживает учебный процесс.
Приобретение данных компетенций возможно только на практике. Следовательно, большее внимание необходимо уделять практической направленности учебных материалов. Задача педагога сегодня: попробовать шире взглянуть на содержание и методы обучения по своему предмету. Постараться совместить традиционные умения по предмету и умения, составляющие IT-компетентность.
В настоящее время педагоги с помощью ЦОС имеют свободный доступ к
учебникам и профессиональной литературе, к современным обучающим материалам и дополнительной информации через интернет и электронные библиотеки.
Цифровая среда делает учебный процесс более современным и увлекательным.
Коллективные виртуальные доски, книги и плакаты, мультимедийные коллекции,
геосервисы и мобильные сервисы позволяют устанавливать сетевое общение между
учителями и учениками. Особенности развития цифрового общества, активное включение во все сферы жизнедеятельности облачных и телекоммуникационных технологий вносят значительные изменения в организацию образовательного процесса, применяемые при этом педагогические и информационные технологии, приемы обучения, а также средства обучения, ориентированные на цифровизацию образования. IT-технологии используемые в образовании разнообразны, их использование приводит к появлению у обучающихся интереса к предмету, желанию узнать новое, а следовательно приводит к повышению качества образовательного процесса.
Педагогам необходимо знать и при необходимости уметь использовать такие
технологии как:
Технологии | Описание |
Инфографика | Графический способ подачи информации, данных и знаний, целью которого является быстро и чётко преподносить сложную информацию. Одна из форм информационного дизайна, содержит текст, графику, статистику. Это наглядные инструкции, информационные таблички, дидактические материалы |
Облако тэгов | Облако тегов (облако слов) – это визуальное представление списка категорий (или тегов, также называемых метками, ярлыками, ключевыми словами и т. п.) Используется для описания ключевых слов (тегов) на веб-сайтах, или для представления неформатированного текста и т.д. |
Виртуальная доска | Аналог традиционной стенгазеты, но в сети. На стене можно размещать тексты, документы, графику, анимацию, видео, фото, стикеры, календари, ссылки. Сервис позволяет работать коллективно с применением компьютеров, планшетников, айфонов |
Интерактивные | Сетевой плакат, на котором можно размещать ссылки на различные ресурсы (сайты, видео и т.д.), которые будут открываться с данного плаката. Сетевая электронная книга, которую можно верстать в облаке |
Сторителлинг | Это одновременно наука и искусство, сочетающая в себе |
Ленты времени | Сервисы для создания временно-событийных линеек. На временную шкалу наносятся факты, которые можно сохранить и использовать при изучении различных наук |
Мультимедийный | “Лонгрид” (долгое чтение) – формат подачи информации, |
Мультимедиа | Видео, графика, звук. Сервисы, позволяющие в сети обрабатывать мультимедиа, вести диалог, создавать мультимедийный контент |
Скрайбинг | Способ подачи сложной информации или рекламы просто, с |
Геосервисы | Геосервисы – это набор согласованных инструментов для доступа и манипулирования геоинформацией, которая представляется в виде карт |
Интерактивные дидактические | Сетевые интерактивные сервисы для создания различных |
QR коды | Дополненная реальность. При считывании кодов происходит переход на ресурс, которые закодирован. |
Одним из примеров сервисов персонализации образования обучающихся является платформа «Российская электронная школа» (), которая разработана как программа в рамках приоритетного проекта «Создание современной образовательной среды». Программа направлена на «…создание завершенного курса интерактивных уроков по всей совокупности общеобразовательных учебных предметов, полностью соответствующего федеральным государственным образовательным стандартам и примерным основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования». На платформе «Российская электронная школа» размещены интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1 по 11 класс: более 100000 уникальных задач, почти 5000 учебных материалов: тестов, виртуальных лабораторий, обучающих видео и аудио.
Онлайн-платформа «Цифровой Образовательный Контент» предоставляет единый бесплатный доступ к материалам ведущих образовательных онлайн-сервисов России
Как получить доступ к бесплатному контенту?
1. Регистрация на платформе ЦОК (заполнение данных об обучении в личном
кабинете).
2. Подтверждение профиля (педагога подтверждает руководитель образовательной
организации, обучающегося подтверждает директор либо педагог).
3. Активация бесплатного доступа к образовательным ресурсам (в личном
кабинете откроется доступ к образовательным платформам, необходимо пройти регистрацию на образовательных платформах).
Возможности сервиса:
- помощь с выполнением домашнего задания;
- отслеживание успеваемости;
- подготовка к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ;
- подготовка к олимпиадам и проектным конкурсам;
- сбор цифрового портфолио;
- единый вход во все образовательные платформы.
Кто может получить открытый доступ к обучающему контенту?
1. Ученики школ, лицеев, гимназий с 1 по 11 классы. Для этого их родителям
или законным представителям необходимо пройти процедуру регистрации
на сайте.
#1059;чителя, преподаватели школ и учреждений СПО.
#1040;дминистрации школ и учреждений СПО.
Сколько образовательных платформ может использовать преподаватель
в своей работе?
Без ограничений.
Ведущие образовательные онлайн-сервисы России, представленные на платформе
ЦОК:
«1С – урок» - электронные учебные материалы для учителей и школьников 1-11
классов по учебным предметам школьной программы;
«Просвещение» - облачная платформа отображения верифицированного
(подтвержденного) цифрового образовательного контента и сервисов АО «Издательство «Просвещение»;
«Мобильное электронное образование» - цифровая образовательная среда с
интерактивными онлайн-курсами;
«Новая школа» - онлайн-школа подготовки к ЕГЭ по всем предметам;
«Новый диск» - цифровая образовательная платформа. Учебные материалы для
педагогов и школьников. Интерактивный Конструктор уроков и упражнений;
«Облако знаний» - интерактивные уроки и цифровые домашние задания, рабочие
тетради, функциональная грамотность, подготовка к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР;
«Фоксфорд» - крупнейшая онлайн-школа России;
«Я-класс» - полнофункциональная цифровая система для образовательных
организаций;
«Globallab» - цифровая образовательная среда совместной проектной и
исследовательской деятельности;
«IBLS» - интеллектуальная образовательная платформа для учеников и педагогов с
библиотекой образовательного контента по ФГОС, семейное, заочное обучение;
«iSMART» - умный тренажёр для повышения оценок – материалы по русскому
языку и математикае (1-4 класс);
«Native Class» - cистема цифровых уроков по английскому языку, обеспечивает
успех ребёнка в школе, учит говорить и понимать английский как родной язык;
«Stratum – интеллектуальная школа» - цифровая образовательная платформа
(математика, физика). Интерактивные модели. Индивидуальная траектория обучения;
«; - интерактивная образовательная онлайн-платформа (математика,
русский язык, английский язык).
Сервисы для организации онлайн тестирования:
Google-формы
Microsoft формы
Мастер-тест
Сервисы и инструменты для оценивания письменных работ
Облачные хранилища, как место для размещения заданий, выполненных работ и результатов оценивания.(Облачные хранилища данных: Dropbox ), Облако (), Яндекс.Диск () , COOGLE диск () позволяют пользователям загружать и хранить файлы на серверах, распределенных в сет и, и предоставлять их в доступ другим пользователям.
Сервисы и инструменты для оценивания устных опросов
С 1 сентября 2022 года открыт доступ к образовательным сервисам и
цифровым учебным материалам для учеников, родителей и учителей – федеральная
государственная информационная система Министерства просвещения Российской
Федерации «Моя школа». Доступ к образовательному сервису может быть осуществлен с помощью портала Госуслуг В системе представлены такие сервисы как Мои файлы. Электронный дневник. Библиотека. Сферум. РЭШ.
Мы видим, что цифровая информационная среда дает педагогам большие возможности по использованию ЦОР в образовательном процессе, что способствует повышению качества образования.
Обратимся к практическому опыту использования возможностей ЦОС для
повышения качества образовательного процесса.
Список литературы
Андреев А.А. Дидактические основы дистанционного обучения / А.А. Андреев. – М., 1999.
Андреев, А.А. Введение в дистанционное обучение / А.А. Андреев [Электронный ресурс] //
Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе / С.И. Архангельский. – М., 1976.
Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения / Ю.К. Бабанский. – М., 1982.
Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. – М., 1999.
Громова, Т. Подготовка преподавателя к истанционному обучению / Т. Громова // Народное образование. – 2006. №5.
Андреева Н.В., Рождественская Л.В., Ярмахов Б.Б. Шаг школы в смешан-ное обучение. М.: Буки Веди. 2016. 280 с.
Андреева Н.В. Модели смешанного обучения, позволяющие управлять качеством результатов // Тенденции развития образования-2015. Сб. материалов конференции. Москва. 2015. С. 217-218.
Брыксина О.Ф., Пономарева Е.А., Сонина М.Н. Информационно -коммуникационные технологии в образовании: учебник. М. ИНФРА-М. 2018. 549 с.
Брыксина О.Ф., Круподерова Е.П. Социальные сервисы Web в управ-лении проектами. // Управленческие аспекты развития северных территорий России: сборник материалов Всероссийской научной конференции (с международным участием). Коми республиканская академия государственной службы и управления. 2015. C. 63-67
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование цифровых образовательных ресурсов в коррекционно – развивающее обучении с целью повышения качества образовательного процесса в школе. Проект "Помогай-ка".
Проблема оказания помощи неуспевающим детям многие годы является актуальной в педагогике. Классы выравнивания, компенсирующего обучения, коррекции, педагогической поддержки, адаптации, здоровья,...
Возможности предоставляемые информационно-образовательной средой для повышения качества обучения иностранным языкам»
Сообщение на тему " Возможности предоставляемые информационно-образовательной средой для повышения качкства обучения иностранным языкам"...
«Использование современных образовательных технологий и методов на уроке для повышения качества образовательного и воспитательного процессов»
Применение современных образовательных технологий...
Выступление на педагогическом совете «Использование возможностей цифровой образовательной среды для повышения познавательного интереса обучающихся»
Сегодня мир с большой скоростью идет по пути научно-технического прогресса, и уже никого не удивишь наличием компьютера – самого мощного и эффективного всех су...
Доклад НПК г. Кызыл КПКУ Использование возможностей цифровой образовательной среды для повышения познавательного интереса обучающихся
С данным докладом выступила в КПКУ 24 марта 2023 году....
Доклад на тему: «Использование возможностей цифровой образовательной среды для повышения познавательного интереса обучающихся»
На федеральном портале проектов нормативных правовых актов Минпросвещения России опубликован проект постановления правительства РФ о проведении эксперимента по внедрению целевой модели цифровой ...