Первые шаги реализации ФГОС ООО: трудности, удачи
опыты и эксперименты на тему

Суржко Наталья Николаевна

«Первые шаги реализации ФГОС ООО: трудности, удачи» (из опыта работы) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pervye_shagi_realizatsii_fgos.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически  требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала массовая практика, задача формирования новой личности неосуществима традиционными подходами к образованию школьников. Поэтому введение новых образовательных стандартов  - это требование времени.

МБОУ «Гимназия №11»  г. Бийска является площадкой краевого эксперимента по разработке и апробации механизма введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ №3554 от 19.09.2012).

С 1 сентября 2013 года  129  учащихся 5-х классов гимназии приступили к обучению по новым образовательным стандартам основного  общего образования.

В течение 2012-2013 учебного года   коллективом гимназии была проведена большая подготовительная работа. Были изучены новые стандарты,   проанализированы  кадровые, материально-технические ресурсы и  информационно-методическое обеспечение, разработана основная образовательная программа основного общего образования.

Для качественного  осуществления образовательного процесса  был подготовлен преподавательский состав: учителя гимназии прошли персонифицированные курсы повышения квалификации, изучили системно-деятельностный подход, нормативные документы.

Изменения произошли и в школьной жизни самих пятиклассников. В их учебном плане появился ряд новых, ранее не изучавшихся в 5 классе предметов: обществознание, география, биология. Для них была разработана программа внеурочной деятельности  на основе проведённого мониторинга возможностей учреждения и потребностей обучающихся и родителей. Пятиклассникам было  предложено 16 кружков и клубов по интересам. Особой популярностью  пользуется кружок «Робототехника», проектная лаборатория «Моя родословная», клуб интеллектуальных игр «Движение интеллекта», спортивная секция по настольному теннису.

 Благодаря грамотной методической политике учреждения, педагоги, работающие в 5-х классах,  реализуют свою деятельность в соответствии с требованиями стандарта. Однако мы столкнулись и с некоторыми трудностями: первая трудность – осознание «фишек» нового стандарта: системно-деятельности подход, универсальные учебные действия, предметные, личностные и метапредметные результаты, система оценивания.

          Введение ФГОС нового поколения кардинально изменило представление педагогов о том, какими должны быть содержание основного образования и его образовательный результат. Анализируя  свою  деятельность  за  первую  четверть,  хочется  отметить  для  коллег,  что  проектирование образовательного  пространства,  реализация  и  достижение  планируемых результатов в ходе учебного процесса не происходят автоматически - требуется серьезная  и  трудоемкая  работа  учителя  по  организации  и  выстраиванию учебного процесса, отвечающего положениям стандарта. Нужна система работы, а у нас пока системы не получается, всё складывается пока «фрагментарно». Нужно постоянно всё «измерять»,  а как измерять и чем…  Система оценки достижения образовательных результатов разработана, а если она «не сработает»?

Таким образом, мы сегодня понимаем, что мы готовы к работе по новым стандартам:  созданы хорошие материально-технические условия, в нашем распоряжении УМК и программы, необходимые для реализации ФГОС, однако  мы работаем, а результат только «предполагаем», мы ещё к нему не пришли и никто не знает, правильно мы делаем или нет и к чему мы придём. У нас есть «видение» конечного результата, но оно «теоретическое», а что мы получим на практике - «вопрос открыт».

Следующая трудность -  мы пытаемся учить по новым стандартам детей, которые в начальной школе по ним не обучались, поэтому на данный момент мы столкнулись со следующими проблемами: те универсальные учебные действия, которые уже должны были быть сформированы в начальной школе, оказались несформированными, поэтому мы сейчас не можем продолжить их развивать - их необходимо, прежде всего, формировать.

По результатам мониторинга предметных и метапредметных результатов, проведённого в начале учебного года на основе  материалов  АНО  «Институт проблем образовательной политики «Эврика», было выявлено, что у обучающихся  недостаточно сформированы логические познавательные учебные действия, поэтому при планировании уроков необходимо делать акцент на формировании  познавательных учебных действий, таких как:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • построение логической цепи рассуждений, поиск и выделение необходимой информации;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • подведение под понятия, выведение следствий, определение основной и второстепенной информации;
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение);
  • работа с научными понятиями;
  • выдвижение гипотез и их обоснование;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.).

Однако, анализируя деятельность по внедрению ФГОС, следует отметить и положительные моменты:

  • обязательная проектная деятельность. Проектная деятельность не на уровне экспериментов и творчества учителя -  теперь это требование современных программ;
  • повышение мотивации. У обучающихся повысилась мотивация к обучению, потому что они сами стараются на каждом уроке поставить цель и выстроить свою траекторию её достижения, а если ребёнку понятно, что он делает и зачем, то ему и интересно.

          Проблем много. Они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОНИТОРИНГ степени изученности программы ДО «Первые шаги». МОНИТОРИНГ степени изученности программы ДО «Первые шаги». Мониторинг

Материал  включает в себя тесты на проверку внимания, воображения, речи, различные задания на изучение степени готовности  ребенка к процессу обучения в школе....

"Первые шаги реализации ФГОС во внеурочной деятельности" (заочный этап конкурса "Учитель года России 2016")

Еще  В.А. Сухомлинский в  книге «Разговор с молодым директором школы» говорил, что  «…главная задача начальных классов – это научить ребенка учиться. Научить пользоваться тем инструмент...

Программа факультатива по немецкому языку «Первые шаги» 2-4 класс (ФГОС)

Изучение иностранного языка в начальной школе благодаря возрастным особенностям младшего школь­ного возраста является желательным и перспектив­ным. В базисном учебном плане  на изучение ино...

Презентация "Трудности реализации ФГОС в малокомплектной сельской школе"

Презентация показывает не только основные трудности, которые возникают при реализации ФГОС в сельской школе и плюсы малокоплектной школы при оаботе в этом направлении....

Презентация "Первые шаги по реализации ФГОС ОО: от идей к практике"

Урок по теме "Умножение десятичных дробей" в 5 классе...

« Мои первые шаги в профессии учитель. Знакомство с ФГОС»

В данной статье проведен анализ педагогической деятельности молодого преподователя, который благодаря критическому восприятию отношения к собственных  урокам  делает сущес...