Первые шаги компьютерной графики. Программа внеурочной деятельности .5 кл
рабочая программа (5 класс)
Первые шаги компьютерной графики - программа внеурочной деятельности .для 5 класса для обйчающихся с тяжёлой умственной отсталостью. В программе предусмотрены часы на знакомство с компьютером, основными редакторами(рисования, создания текстов).Основное внимание уделяется формированию навыка поиска мнформации и работы с клавиатурой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_shagi_komp.odt | 26.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
«Первые шаги компьютерной графики»
для 5 класса
для обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью
Разработала: Смирнова В.А.,
учитель МАОУ «СШ № 2 г. Валдай»
2019-2020
учебный год
Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности «Первые шаги компьютерной графики» составлена на основе Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б.Баряевой, Н.Н. Яковлевой, Примерной программы по информатике и ИКТ (информационным и коммуникационным технологиям) для четырехлетней начальной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ (Письмо № 364-11-17 от 23.05.2000 г.)., Учебного Плана МАОУ «СШ № 2 г. Валдай» на 2019-2020 учебный год.
Программа рассчитана на детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью
младшего школьного возраста, не владеющих вербальной речью, но владеющих начальными навыками чтения, письма и арифметических, действий, не имеющих навыков обращения с компьютером. Программа помогает детям овладеть компьютером и научить применять эти знания на практике.
Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических требований, возрастных
особенностей детей 13-14 лет с умственной отсталостью и рассчитана на работу в учебном компьютерном классе, в котором имеется 3 учебных места и одно рабочее место – для педагога
Цель:
- обеспечение социальной реабилитации и адаптации обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья через начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (тексты, изображения, оп-line тренажёры)
Задачи:
- усвоение обучающимися правил работы и поведения при общении с компьютером
- приобретение обучающимися навыков использования простейших тренажеров в работе
на клавиатуре
- использование на занятиях упражнений с игровыми программами с целью развития
моторики пальцев.
- овладение умениями и навыками работы на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества,
- воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности,
практическое применение компьютерных навыков в повседневной жизнедеятельности.
Психолого-педагогическая характеристика детей с умеренной и тяжёлой
умственной отсталостью.
Дети с умеренной умственной отсталостью могут поддерживать ситуативный контакт со взрослым, в ряде случаев идут на контакт самостоятельно и проявляют интерес к взаимодействию. В процессе взаимодействия они способны принимать помощь разъясняющего и обучающего характера. Перенос усвоенных способов действий возможен только с помощью взрослого. В основном преобладают действия по подражанию и образцу. Самостоятельная деятельность детей возможна при условии ранее усвоенных способов действий и организующей помощи. В
процессе деятельности доступно сравнение своих действий с образцом. Отмечается эмоциональная реакция на успехи и неудачу, понимание похвалы и порицания. Развитие детей данной группы благоприятствует формированию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. Так, у детей проявляется интерес к общению и взаимодействию, что является предпосылкой для обучения таких детей использованию невербальных средств коммуникации (жесты, мимика, графические изображения и др.).
Формы и методы обучения:
Занятия по данной программе проходят в компьютерном классе с использованием мультимедийного проектора, интерактивной доски. Занятие проводятся два раза в неделю. Преподавание построено в соответствии с принципами здоровьесберегающих технологий.
На начальном этапе обучения дети нуждаются в постоянном сопровождении учителя на принципах личностно-ориентированного обучения.
На каждом занятии обязательно проводится физкультминутка, за компьютером обучающиеся работают 10-15 минут. Сразу после работы за компьютером следует минутка релаксации – обучающиеся выполняют упражнения для глаз и кистей рук. Длительность занятия 35 минут.
Тематический план
№ | Тема модуля | Количество часов |
1 | Знакомство с компьютером | 4 |
2 | Программа - графический редактор Paint. | 4 |
3 | Создание рисунков | 20 |
4 | Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги) | 4 |
5 | Создание слов, предложений, текстов | 20 |
6 | Создание печатных публикаций | 4 |
7 | Поиск информации. Вычисления с помощью приложения «Калькулятор». Работа с on-line тренажёрами | 12 |
Итого | 68 |
Содержание программы
Знакомство с компьютером. Знакомство учащихся с возможностями персонального компьютера, применение ПК, его основные устройства, знание техники безопасности при работе в компьютерном классе. Умение работать компьютерной мышкой, работать на клавиатуре, обучение работать с клавишами управления курсором. Основные устройства компьютера. Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы.
Программа графический редактор Paint. Знакомство с графическим редактором Paint. Основные элементы окна Paint. Использование графических примитивов, умение применять инструменты: карандаш, ластик, кисть, палитра, создавать и сохранять рисунки.
Создание рисунков.
Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие операции. Создание рисунка на заданную тему и по выбору. При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать рисунок, предназначенный для какой-либо цели, и создавать его при помощи компьютера.
Знакомство с компьютером: файлы и папки.
Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Операции над файлами и папками (каталогами): создание папок, копирование файлов и папок, удаление файлов и каталогов (папок).
Создание текстов.
Компьютерное письмо. Текстовые редакторы. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод заглавных букв, сохранение, открытие и создание новых текстов, выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов.
Создание печатных публикаций.
Печатные публикации. Виды печатных публикаций. Открытка. Печать текста с вставленным графическим объектом.
Поиск информации.
Способы компьютерного поиска информации: поиск файлов с помощью файловых менеджеров. Поиск изображений. Сохранение найденных изображений. Вычисления с помощью приложения «Калькулятор»
Результативность освоения программы
Личностные результаты:
- выполнять правила поведения в компьютерном классе;
-выполнять требования по технике безопасности;
-выполнять упражнения, сохраняющие зрение;
-вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и
вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения;
-быть партнером в игре и в совместной деятельности со сверстниками, обращаться
к ним с просьбами и предложениями о совместной игре или практической деятельности;
Предметные результатов:
- выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных программ (Paint);
- уметь создавать рисунки в программе графический редактор Paint;
сохранять созданный рисунок и вносить в него изменения
\;
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Тема модуля | Тема занятия | Количество часов | Дата (вт., чт.) |
1-4 | Знакомство с компьютером | Вводное занятие. Правила поведения в компьютерном кабинете, при работе с персональным компьютером. Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Умение работать компьютерной мышкой, работать на клавиатуре, обучение работать с клавишами управления курсором. Основные устройства компьютера. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы. | 4 | 03.09, 05.09, 10.09, 12.09 |
5-8 | Программа - графический редактор Paint. | Знакомство с программой - графический редактор Paint. Основные элементы окна Paint. Использование графических примитивов. Применение инструментов: карандаш, ластик, кисть, палитра, линия графического редактора Paint. | 4 | 17.09, 19.09, 24.09, 26.09 |
9-28 | Создание рисунков | Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Вставка графического объекта. Создание рисунка на тему «Природа», «Времена года». Создание рисунка на тему «Моя семья». Создание рисунка на тему «Транспорт». Создание рисунка по выбору. | 20 | 01.10, 03.10, 08.10,10.10, 15.10,17.10, 22.10, 24.10, 05.11, 07.11, 12.11, 14.11, 19.11,21.11, 26.11, 28.11, 03.12,05.12, 10.12,12.12 |
29-32 | Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги) | Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Операции над файлами и папками (каталогами): создание папок, копирование файлов и папок, удаление файлов и каталогов (папок). | 4 | 17.12, 19.12, 24.12, 26.12 |
33-52 | Создание слов, предложений, текстов. | Компьютерное письмо. Текстовые редакторы. Основные операции при создании текстов: набор слов, предложений, текста, перемещение курсора, ввод заглавных букв. Основные операции при создании текстов: сохранение, открытие и создание новых текстов. Основные операции при создании текстов: выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов. Создание печатного текста: поздравление с праздником. Вставка картинки в текст. | 20 | 14.01,16.01, 21.01,23.01, 28.01,30.01, 04.02,06.02, 11.02,13.02, 18.02,20.02, 25.02,27.02, 03.03,05.03, 10.03,12.03, 17.03,19.03 |
53-56 | Создание печатных публикаций | Печатные публикации. Виды печатных публикаций. Открытка. Открытка к празднику. Печать текста с вставленным графическим объектом. | 4 | 02.04,07.04, 09.04,11.04 |
57-68 | Поиск информации. Работа с on-line тренажёрами | Способы компьютерного поиска информации: файлов, изображений. Вычисления с помощью приложения «Калькулятор», Работа с on-line тренажёрами. | 12 | 16.04,18.04, 23.04,25.04, 30.04,07.05, 12.05,14.05, 19.05,21.05, 26.05,28.05 |
Контроль и оценка планируемых результатов.
Виды контроля:
Текущий (в форме наблюдения):
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
-практические работы; -творческие работы обучающихся; - контрольные задания.
Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в портфолио каждого ребёнка.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть использование работ выполненных на компьютере по разным школьным дисциплинам.
Литература:
1.Гигиенические требования к использованию ПК в начальной школе// Начальная школа, 2002. - № 5. – с. 19 - 21
2. «Информатика. Основы компьютерной грамоты. Начальный курс» под ред. Н.В. Макаровой, Питер, 2004 г.
3. .Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. В. И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2007. – 304 с.
4. Мой друг компьютер. Детская энциклопедия А.В. Зарецкий
5. Примерная программа по информатике и ИКТ (информационным и коммуникационным технологиям) для четырехлетней начальной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ (Письмо № 364-11-17 от 23.05.2000 г.).
6.Соболев А. Игры с Чипом. М.: Детская литература, 1991
Материально-техническое обеспечение программы «Первые шаги компьютерной графики»:
Интерактивная доска – 1 шт.
Проектор – 1 шт.
Ноутбук – 4 шт.
ПК учительский – 1 шт
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Первые шаги по тропинке открытий» 1-4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Первые шаги по тропинке открытий» предназначена для организации внеурочной деятельности по научно-познавательному экологическому направлению в 1-4 классах, н...
Программа внеурочной деятельности "Первые шаги в химию"
формирование фундамента для дальнейшего изучения химии в системном курсе 8-11 классов....
"Первые шаги реализации ФГОС во внеурочной деятельности" (заочный этап конкурса "Учитель года России 2016")
Еще В.А. Сухомлинский в книге «Разговор с молодым директором школы» говорил, что «…главная задача начальных классов – это научить ребенка учиться. Научить пользоваться тем инструмент...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в мире информатики" + рабочие тетради
Рабочая программа составлена для учащихся 3-4 класса .Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз в две недели. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для г...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика: первые шаги"
Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика: первые шаги» ориентирована на обучающихся 4 класса общеобразовательных школ не изучавших информатику ранее....
Рабочая программа внеурочной деятельности в 1 классе "Первые шаги в мире информатики"
Данная рабочая программа составлена на основе учебника для общеобразовательных учреждений «Информатика» 1 класс Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов.Данная программа кружковых занятий по инфо...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги к ГТО" (спортивно-оздоровительное направление)
Программа внеурочной деятельности «Первые шаги к ГТО» по физической культуре для учащихся 3 класса. Программа предусматривает ориентацию реализующих ее педагогов на следующие цели:- в...
- Мне нравится (2)
Комментарии
Полезный материал. Особенно,
Полезный материал. Особенно, если учесть, что и учителю любого предмета нужно учиться передавать знания по компьютерной графике.