Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) для работы с учащимися 5-6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
рабочая программа по технологии (5 класс) по теме
Рабочая составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ об образовании РФ. Программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой и рассчитана на подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к освоению профессии швея и выполнению элементарных видов работ на соответствующем оборудовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Харламова Е.А. | 442 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования …….
Казенное образовательное учреждение ….. области
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа …. VIII вида»
Утверждаю Согласовано
директор заместитель директора по УВР
___________________ ___________________
Рабочая программа
по профессионально-трудовому обучению
(швейное дело)
для работы с учащимися 5-6 классов
специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида
Составитель: Терпугова Е. Н.
Рассмотрено
на заседании МО
учителей профессионально-трудового обучения и СБО
Протокол №__________
от « »__________ 2013г.
Пояснительная записка
Рабочая составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ об образовании РФ. Программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой и рассчитана на подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к освоению профессии швея и выполнению элементарных видов работ на соответствующем оборудовании.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по швейному делу. Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках математики, русского языка и др.предметов.
Цель: Подготовка учащихся к освоению профессии швея и выполнению элементарных видов швейных работ вручную и на соответствующем оборудовании.
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
- формирование прочных профессионально-трудовых умений и навыков;
- развитие мышления, способности к пространственному анализу;
- формирование эстетических представлений и вкуса;
- воспитание культуры труда и умение использовать в практической деятельности общеобразовательных знаний и навыков.
Основные формы:
- урок,
- практическая работа,
- самостоятельная работа,
- фронтальная работа.
Основные технологии:
- личностно-ориентированное,
- деятельностный подход,
- уровневая дифференциация,
- информационно-коммуникативные,
- здоровьесберегающие,
- игровые.
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
- Беседа (диалог).
- Работа с книгой.
- Практическая деятельность: изготовление изделий по чертежу, рисунку, наглядному изображению.
- Самостоятельная работа
- Работа по карточкам.
- Работа по плакатам.
- Составление плана работ, планирование последовательности операций по технологической карте.
Методы обучения: беседа, словесные, практические, наглядные.
Методы стимуляции:
- Демонстрация натуральных объектов;
- ИТК
- Дифференцирование, разноуровневое обучение;
- Наглядные пособия, раздаточный материал;
- Создание увлекательных ситуаций;
- Занимательные упражнения;
- Экскурсии;
- Декады трудового обучения;
- Участие в конкурсах;
- Участие в выставках декоративно-прикладного творчества.
Коррекционная работа включает следующие направления:
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие восприятия, представлений, ощущений;
- развитие памяти;
- развитие внимания;
- развитие пространственных представлений и ориентации. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления.
Развитие основных мыслительных операций:
- развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий;
- умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
- развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
- формирование адекватности чувств;
- формирование умения анализировать свою деятельность.
Коррекция - развитие речи:
- коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность обучающихся понимать причины и логику развития технологических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, индивидуально-дифференцированного к ним подхода, что позволяет направлять процесс обучения не только на накопление определенных знаний и умений, но и на максимально возможную коррекцию психофизиологических особенностей обучающихся. При проведении коррекционной работы важен метод совместных действий или сотворчества, которое максимально отвечает познавательным возможностям детей и позволяет в наглядной форме демонстрировать или выполнять ту или иную работу, предоставляя ребенку ту часть задания, которая находится в зоне его ближайшего развития.
Программа для 5 класса (6 часов в неделю) составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные сведения во время уроков трудового обучения в 4 классе, с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках математики, письма, чтения, естествознания, истории. Программа для 6 класса (8 часов в неделю) опирается, соответственно, на материал, усвоенный учащимися в 5 классе.
Каждый раздел состоит из нескольких тем и содержания работы по каждой из них. Время, отведённое на изучение темы, может варьироваться в зависимости от степени её усвоения учащимися и материально-технического обеспечения мастерской. При этом на практическое повторение отводится от 30% до 50% учебного времени.
Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторики воспитанников. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.
5 КЛАСС (216 часов)
№ п\п | Тема урока | Цель урока | Кол-во часов | Дата |
1 ЧЕТВЕРТЬ | ||||
Введение (3 часа) | ||||
1 | Правила техники безопасности при работе в швейной мастерской | Соблюдение техники безопасности при работе в мастерской | 2 | |
2 | Введение. План работы и задачи на год и четверть | Ознакомление с видами работ на 1 четверть | 1 | |
Швейная машина (11 часов) | ||||
3 | Виды швейных машин. Назначение. | Изучение области применения и видов швейных машин | 1 | |
4 | Швейная машина с ручным приводом | Расширение области применения ранее изученных механизмов | 2 | |
5 | Механизмы швейной машины | Изучение расположения и особенностей механизмов шв.машины | 2 | |
6 | Работа на швейной машине. ТБ | Формирование умений работы на швейной машине без заправки нитей | 3 | |
7 | Заправка швейной машины. Регулировка. | Изучение особенностей заправки машины с ручным приводом, ее регулировки. | 3 | |
Работа с тканью (20 часов) | ||||
8 | Хлопчатобумажная ткань. | Формирование умений распознавать х\б ткань | 2 | |
9 | Волокно. Виды волокон. | Изучение особенностей волокон различных видов. | 2 | |
10 | Головной (носовой) платок | Знакомство с ассортиментом и особенностями платков. | 1 | |
11 | Ткани для пошива платков. | Изучение условий применения материалов для пошива платков | 2 | |
12 | Швы вподгибку при изготовлении платка. | Изучение видов краевых швов вподгибку | 2 | |
13 | Окантовочные швы при изготовлении платка. | Изучение видов окантовочных швов | 3 | |
14 | Составление последовательности обработки платка | Знакомство планом работы, последовательностью различных видов работ. | 1 | |
15 | Использование отделочных элементов при изготовлении декоративных платков. | Изучение разнообразия отделки при изготовлении швейных изделий | 2 | |
16 | Изготовление носового платка | Формирование умения работать по плану и схеме | 2 | |
17 | Изготовление головного платка | Формирование умения работать по плану и схеме | 2 | |
18 | Контроль качества изготовления платков | Закрепление навыков анализировать проделанную работу | 1 | |
Ремонт одежды (10 часов) | ||||
19 | Назначение и виды ремонта | Изучение видов ремонта и их особенностей | 1 | |
20 | Пуговицы. Виды, назначение. | Изучение видов пуговиц и области их применения | 1 | |
21 | Пришивание пуговиц | Формирование умений пришивать различные виды пуговиц | 1 | |
22 | Ремонт белья и легкой одежды вручную | Закрепление понятий внешних и внутренних швов и способов их ремонта вручную | 3 | |
23 | Ремонт белья и легкой одежды на швейной машине | Закрепление понятий внешних и внутренних швов и способов их ремонта на шв.машине | 2 | |
24 | Контроль качества выполненного ремонта | Закрепление навыков анализировать проделанную работу | 1 | |
Практическое повторение (7 часов) | ||||
25 | Практическая работа «Подбор и раскрой отделочного платка из нескольких тканей» | Практическое закрепление шаблонного метода изготовления платка | 2 | |
26 | Практическая работа «Изготовление платка из нескольких тканей» | Практическое закрепление изученных ранее швов | 2 | |
27 | Практическая работа «Вышивка монограммы» | Формирование умений зарисовки и вышивки монограммы» | 3 | |
Самостоятельная работа (4 часа) | ||||
28 | Самостоятельная работа «Выполнение шва вподгибку» | Закрепление правил выполнения краевых швов | 2 | |
29 | Самостоятельная работа «Пришивание пуговицы со сквозными отверстиями» | Закрепление правил пришивания пуговиц | 2 | |
2 ЧЕТВЕРТЬ | ||||
Введение (3 часа) | ||||
30 | План работы и задачи четверть | Ознакомление с видами работ на 2 четверть | 1 | |
31 | Правила техники безопасности при выполнении ручных, машинных, утюжильных работ | Соблюдение техники безопасности при работе в мастерской | 2 | |
Швейная машина ( 5 часов) | ||||
32 | Швейная машина с ручным приводом. Работа на шв.машине | Расширение области применения ранее изученных механизмов | 1 | |
33 | Механизмы швейной машины | Повторение расположения и особенностей механизмов шв.машины | 2 | |
34 | Заправка швейной машины. Регулировка. | Изучение особенностей заправки машины с ручным приводом, ее регулировки. | 2 | |
Работа с тканью – пошив мешочка для хранения изделия (16 часов) | ||||
35 | Ткани для изготовления мешочка | Изучение условий применения материалов для пошива мешочка | 1 | |
36 | Составление последовательности обработки мешочка | Знакомство планом работы, последовательностью различных видов работ. | 1 | |
37 | Раскладка и раскрой деталей мешочка | Повторение правил раскладки и раскроя деталей | 2 | |
38 | Начальная отделка деталей мешочка | Использование отделочных элементов при изготовлении мешочка | 2 | |
39 | Виды соединительных швов | Изучение видов и области применения соединительных швов | 2 | |
40 | Стачивание боковых срезов мешочка | Формирование умения стачивания срезов одинаковой длины | 1 | |
42 | Обметывание срезов мешочка вручную | Изучение условий применения обметочных строчек при обработке срезов | 2 | |
43 | Обработка верхнего среза мешочка | Закрепление умений выполнять краевые швы | 2 | |
44 | Заготовка и вдергивание тесьмы | Изучение последовательности изготовления тесьмы | 2 | |
45 | Окончательная отделка мешочка. Контроль качества изготовления мешочка. | Закрепление навыков производить окончательную ВТО, чистку изделия и анализ проделанной работы | 1 | |
Работа с тканью – изготовление повязки дежурного (8 часов) | ||||
46 | Виды повязок и тканей для их изготовления | Закрепление условий применения материалов для пошива повязок | 1 | |
47 | Составление последовательности обработки повязки | Знакомство планом работы, последовательностью различных видов работ. | 1 | |
48 | Раскладка и раскрой деталей повязки | Повторение правил раскладки и раскроя деталей | 1 | |
49 | Изготовление повязки для дежурного | Формирование умения стачивания срезов одинаковой длины | 2 | |
50 | Нанесение и вышивка эмблемы дежурного | Изучение элементов вышивки | 2 | |
51 | Окончательная отделка повязки. Контроль качества изготовления повязки. | Закрепление навыков производить окончательную ВТО, чистку изделия и анализ проделанной работы | 1 | |
Ремонт одежды - вешалка ( 5 часов) | ||||
52 | Виды вешалок в одежде. Материалы для вешалок | Закрепление условий применения материалов для изготовления вешалок | 1 | |
53 | Последовательность раскроя и изготовления вешалки | Знакомство планом работы, последовательностью различных видов работ. | 2 | |
54 | Пришивание вешалки вручную и на шв.машине | Способность выбирать способ прикрепления вешалки в зависимости от изделия | 2 | |
Ремонт одежды – аппликация ( 8 часов) | ||||
55 | Виды аппликаций и материалов для их изготовления | Изучение области применения и способов закрепления аппликаций | 2 | |
56 | Клеевой способ закрепления аппликации | Соблюдение последовательности соединения аппликации клеевым способом | 2 | |
57 | Ручной способ закрепления аппликации | Соблюдение последовательности соединения аппликации ручным способом | 2 | |
58 | Машинный способ закрепления аппликации | Соблюдение последовательности соединения аппликации машинным способом | 2 | |
Самостоятельная работа (3 часа) | ||||
59 | Самостоятельная работа «Заготовка вешалки из подкладочной ткани» | Закрепление последовательности заготовки вешалки | 2 | |
60 | Пришивание вешалки на швейной машине | Закрепление условий разметки и пришивания вешалки | 1 | |
3 ЧЕТВЕРТЬ | ||||
Введение (3 часа) | ||||
61 | План работы и задачи четверть | Ознакомление с видами работ на 3 четверть | 1 | |
62 | Технические условия выполнения ручных, машинных, утюжильных работ | Повторение ТУ на ручные, машинные и утюжильные работы | 2 | |
Швейная машина (6 часов) | ||||
63 | Швейная машина ножным приводом | Расширение области применения ранее изученных механизмов | 1 | |
64 | Марки машин с ножным приводом | Изучение многообразия швейных машин | 1 | |
65 | Механизмы машины с ножным приводом | Изучение расположения и особенностей механизмов шв.машины | 1 | |
66 | Правила ТБ при работе на машине с ножным приводом | Повторение ТБ при работе на шв.машине | 1 | |
67 | Выполнение строчек и соединительных швов на машине с ножным приводом | Формирование умений выполнения соединительных швов | 1 | |
68 | Выполнение строчек и краевых швов на машине с ножным приводом | Формирование умений выполнения краевых швов | 1 | |
Работа с тканью – салфетка ( 9 часов) | ||||
69 | Виды салфеток и ткани для их изготовления. | Изучение условий применения материалов для изготовления салфеток. | 1 | |
70 | Составление последовательности обработки салфетки | Знакомство планом работы, последовательностью различных видов работ. | 1 | |
71 | Изготовление чертежа и выкройки салфетки | Формирование умений строить прямой угол и стороны салфетки | 1 | |
72 | Раскладка и раскрой деталей повязки | Повторение правил раскладки и раскроя деталей | 1 | |
73 | Нанесение вспомогательных линий на детали кроя салфетки | Демонстрация умений определять середину, ширину, длину салфетки, припуски на швы | 1 | |
74 | Изготовление салфетки | Формирование умений обработки изделий прямоугольной формы | 2 | |
75 | Отделка салфетки. | Закрепление умений производить окончательную ВТО, чистку изделия, украшение декоративными элементами. | 1 | |
76 | Контроль качества изготовления салфетки. | Закрепление умений производить анализ проделанной работы | 1 | |
Работа с тканью – двойной шов (3 часа) | ||||
77 | Двойной шов: схема, применение | Закрепление умений работы со схемой шва | 1 | |
78 | Выполнение двойного шва на ткани | Демонстрация умений выполнять шов по заданным размерам | 2 | |
Построение чертежа и пошив наволочки (16 часов) | ||||
79 | Виды наволочек. Ткани для их изготовления. | Изучение условий применения материалов для изготовления наволочек | 2 | |
80 | Последовательность обработки наволочки | Знакомство планом работы, последовательностью различных видов работ. | 2 | |
81 | Определение размера наволочки | Формирование умений соотносить размеры предмета и швейного изделия. | 1 | |
82 | Чертеж изделия. Расчет ткани. | Формирование умений строить прямой угол и стороны наволочки, рассчитывать расход ткани. | 2 | |
83 | Раскладка и раскрой наволочки | Повторение правил раскладки и раскроя деталей | 3 | |
84 | Изготовление изделия | Формирование умений обработки изделий прямоугольной формы | 3 | |
85 | Окончательная отделка наволочки. | Закрепление умений производить окончательную ВТО, чистку изделия, украшение декоративными элементами. | 2 | |
86 | Контроль качества изготовления наволочки. | Закрепление умений производить анализ проделанной работы | 1 | |
Практическое повторение (10 часов) | ||||
87 | Раскрой декоративной салфетки из нескольких видов ткани | Повторение правил раскладки и раскроя деталей салфетки | 2 | |
88 | Пошив декоративной салфетки, состоящей из нескольких деталей | Формирование умений по обработки салфетки | 3 | |
89 | Раскрой декоративной наволочки | Повторение правил раскладки и раскроя деталей наволочки | 2 | |
90 | Пошив декоративной наволочки | Формирование умений по обработки наволочки | 3 | |
Самостоятельная работа (3 часа) | ||||
91 | Построение квадрата по заданным размерам на ткани | Закрепление умений построения фигур с прямыми углами | 1 | |
92 | Выполнение двойного шва и шва вподгибку заданной ширины | Закрепление умений выполнения швов | 2 | |
4 ЧЕТВЕРТЬ | ||||
Введение (3 часа) | ||||
93 | План работы и задачи четверть | Ознакомление с видами работ на 4 четверть | 1 | |
94 | Правила безопасности при шитье | Соблюдение техники безопасности при работе в мастерской | 2 | |
Растительное волокно и пряжа (хлопок) (4 часа) | ||||
95 | Общее представление о хлопчатник | Формирование общих представлений о растительном сырье | 2 | |
96 | Способы получения материалов. Прядение. | Формирование общих представлений о нетканых материалах | 2 | |
Работа с тканью – накладной шов (4 часа) | ||||
97 | Виды и схемы накладных швов. | Закрепление умений работы со схемой швов | 1 | |
98 | Изготовление накладных швов | Демонстрация умений выполнять шов по заданным размерам | 3 | |
Обработка изделия – сумка хозяйственная (26 часов) | ||||
99 | Виды сумок. Размеры. Швы. | Различие сумки по назначению, размерам, обработке | 2 | |
100 | Расчет ткани на сумку | Закрепление навыка определения расхода ткани | 2 | |
101 | Изготовление чертежа сумки | Построение чертежа сумки | 2 | |
102 | Подбора ткани для пошива сумки | Подбор ткани по заданным параметрам | 1 | |
103 | Рациональная раскладка лекал деталей сумки | Повторение правил раскладки лекал | 2 | |
104 | Раскрой деталей сумки | Повторение правил раскроя деталей | 3 | |
105 | Обработка боковых срезов сумки | Закрепление умения обработки прямых срезов | 3 | |
106 | Обработка ручек сумки | Формирование умения обработки полоски ткани | 2 | |
107 | Соединение ручек с сумкой | Формирование умения соединения деталей различных по размеру | 2 | |
108 | Обработка верхнего среза сумки | Закрепление умения обработки прямого среза краевым швом | 2 | |
109 | Обработка углов дна. | Формирование умения обработки углов сумки | 2 | |
110 | Окончательная отделка сумки | Закрепление умений производить окончательную ВТО, чистку изделия. | 2 | |
111 | Контроль качества обработки сумки | Закрепление умений производить анализ проделанной работы | 1 | |
Практическое повторение (6 часов) | ||||
112 | Обработка краевых швов | Закрепление умения обработки прямого среза краевым швом | 2 | |
113 | Обработка двойного шва | Закрепление умения обработки прямого среза двойным швом | 1 | |
114 | Обработка накладных швов | Закрепление умения обработки прямого среза накладным швом | 3 | |
Самостоятельная работа (9 часов) | ||||
115 | Раскрой и изготовление повязки дежурного | Закрепление умения самостоятельной работы со схемами и последовательностью обработки повязки | 3 | |
116 | Раскрой и изготовление наволочки | Закрепление умения самостоятельной работы со схемами и последовательностью обработки наволочки | 3 | |
117 | Раскрой и изготовление хозяйственной сумки | Закрепление навыка самостоятельной работы со схемами и последовательностью обработки сумки | 3 | |
Контрольная работа (2 часа) | ||||
118 | Изготовление футляров для хозяйственных предметов по готовому крою | Определение степени сформированности умения самостоятельной работы со схемами и последовательностью обработки изделий. | 2 |
Содержание рабочей программы (6 часов в неделю)
1 четверть (54 часа)
Введение (3 часа)
Ознакомление с задачами обучения и планом работы на год и четверть. Правила поведения и безопасной работы в швейной мастерской. Санитарно-гигиенические требования. Организация рабочего места. Подготовка рабочей формы, материалов и инструментов. Распределение рабочих мест.
Швейная машина (11 часов)
Повторение пройденного. Хлопчатобумажное волокно. Получение ткани. Лицевая и изнаночные стороны, долевая и поперечные нити в ткани. Инструменты и приспособления для ручных работ.
Теоретические сведения. Швейная машина: марки, скорости, виды выполняемых работ, основные механизмы, заправление верхней и нижней ниток. Правила безопасности при работе на швейной машине. Организация рабочего места.
Умение. Работа на швейной машине с ручным приводом.
Упражнения. Пуск и остановка швейной машины. Рабочий и свободный ход швейной машины. Наматывание нитки на шпульку.
Заправка верхней и нижней ниток. Строчка на бумаге и ткани по прямым, закругленным и зигзагообразным линиям.
Практические работы. Правильная посадка во время работы на машине (положение рук, ног, корпуса). Подготовки машины к работе (наружный осмотр, включение и выключение, наматывание шпульки, заправка верхней и нижней ниток). Выполнение машинных строчек с ориентиром на лапку (прямых, закругленных, зигзагообразных). Положение изделия на машинном рабочем месте.
Работа с тканью (20 часов)
Изделие. Головной или носовой платок, обработанный краевым швом вподгибку с закрытым срезом.
Теоретические сведения. Представление о волокне: внешний вид, употребление. Виды волокон. Название тканей, используемых для изготовления данного изделия (ситец, батист). Ручные и машинные работы при пошиве изделия. Машинные швы: виды (краевой, вподгибку с закрытым срезом), конструкция, применение.
Умение. Утюжка изделия. Выполнение шва вподгибку с закрытым и открытым срезами.
Упражнения. Выполнение шва вподгибку с закрытым и открытым срезами. Утюжка изделия.
Практические работы. Заметывание поперечного среза. Заме-тывание долевого среза швом вподгибку с закрытым срезом. Подготовка машины к шитью. Застрачивание подогнутых краев платка. Закрепление машинной строчки вручную. Обработка углов косыми стежками.
Ремонт одежды (10 часов)
Изделие. Пуговица на стойке.
Теоретические сведения. Виды пуговицы. Способы пришивания пуговицы в зависимости от вида пуговицы, нитки. Подготовка белья и одежды к ремонту. Швы, применяемые для ремонта белья и одежды.
Умение. Пришивание пуговицы, обметывание среза ткани.
Практические работы. Определение места для оторванной пуговицы. Пришивание пуговиц на стойке. Закрепление нити несколькими стежками на одном месте. Подбор ниток в соответствии с тканью по цвету, толщине, качеству изделия. Складывание ткани по цвету, толщине, качеству изделия. Складывание ткани по разрыву или распоровшемуся шву. Стачивание распоровшегося шва ручными стачными стежками. Обметывание срезов разрыва частыми косыми стежками (обмет). Приутюживание места ремонта.
Практическое повторение (7 часов)
Виды работы. Подшив головного и носового платков, вышивка монограммы.
Самостоятельная работа (4 часа)
Выполнение на образце шва вподгибку с закрытым срезом шириной до 1 см. Пришивание на образце пуговиц со сквозными отверстиями на стойке.
2 четверть (48 часов)
Введение (3 часа)
План работы на четверть. Правила поведения учащейся в мастерской. Правила безопасности при работе с иглой, ножницами, электроутюгом и на швейной машине. Организация ручного и машинного рабочего места.
Швейная машина (5 часов)
Теоретические сведения. Швейная машина: марки, скорости, виды выполняемых работ, основные механизмы, заправление верхней и нижней ниток. Правила безопасности при работе на швейной машине. Организация рабочего места.
Умение. Работа на швейной машине с ручным приводом.
Упражнения. Пуск и остановка швейной машины. Рабочий и свободный ход швейной машины. Наматывание нитки на шпульку.
Заправка верхней и нижней ниток. Строчка на бумаге и ткани по прямым, закругленным и зигзагообразным линиям.
Практические работы. Правильная посадка во время работы на машине (положение рук, ног, корпуса). Подготовки машины к работе (наружный осмотр, наматывание шпульки, заправка верхней и нижней ниток). Выполнение машинных строчек с ориентиром на лапку (прямых, закругленных, зигзагообразных). Положение изделия на машинном рабочем месте.
Работа с тканью – пошив мешочка для хранения изделия ( 16 часов)
Изделия. Мешочек для хранения изделия.
Теоретические сведения. Название тканей, используемых для пошива мешочка. Ручные и машинные работы. Машинные швы, конструкция и применение. Понятие обтачать. Косые и обметочные стежки.
Умение. Продергивание тесьмы, выполнение стачного шва.
Упражнения. Выполнение станочного шва на образце.
Практические работы. Отделка мешочка отделочными стежками или аппликацией. Стачивание боковых срезов. Обметывание срезов шва косыми или петельными стежками. Обработка верхнего среза швом вподгибку с закрытым срезом шириной 1,5—2 см. Приутюживание изделия.
Работа с тканью – изготовление повязки дежурного (8 часов)
Изделия. Повязка из двух слоев ткани с завязками из тесьмы для дежурного.
Теоретические сведения. Название тканей, используемых для пошива повязки. Ручные и машинные работы. Машинные швы, конструкция и применение. Понятие обтачать. Косые и обметочные стежки.
Умение. Изготовление завязок, выполнение стачного шва.
Упражнения. Выполнение стачного шва на образце.
Практические работы. Пришивание эмблемы к повязке для дежурного. Складывание и сметывание деталей. Обтачивание деталей, обрезка углов, вывертывание повязки, выметывание шва, выполнение отделочной строчки с одновременным застрачиванием отверстия. Приутюживание изделия.
Ремонт одежды ( 13 часов)
Изделия. Вешалка к одежде. Заплата в виде аппликации.
Теоретические сведения. Виды ремонта одежды. Подбор ткани для вешалки и заплаты.
Умение. Наложение заплаты.
Практические работы. Вырезание лоскута 10 х 14 см для вешалки. Обработка вешалки косыми стежками или машинной строчкой.
Пришивание вешалки к изделию. Определение места наложения и размеров заплаты. Раскрой заплаты с прибавкой на швы. Загибание и заметывание срезов заплаты. Наложение заплаты с лицевой стороны изделия, наметывание и пришивание вручную косыми или петельными стежками. Приутюживание изделий
Самостоятельная работа (3 часа)
Обработка вешалки и втачивание ее в шов вподгибку с закрытым срезом.
3 четверть ( 60 часов)
Введение (3 часа)
План работы на четверть. Правила поведения учащейся в мастерской. Правила безопасности при работе с иглой, ножницами, электроутюгом и на швейной машине. Организация ручного и машинного рабочего места.
Швейная машина (5 часов)
Теоретические сведения. Швейная машина с ножным приводом: назначение, устройство (приводной, передаточный и рабочий механизм и их взаимодействие). Регулятор строчки: устройство и назначение. Машинная закрепка. Машинная игла: устройство и подбор в зависимости от ткани, правила установки.
Умение. Работа на швейной машине с ножным приводом.
Упражнения. Установка иглы в игловодитель. Закрепление иглы винтом. Подбор игл в зависимости от толщины ткани. Подбор ниток в зависимости от иглы и ткани.
Практические работы. Выполнение строчек с различной длиной стежка. Выполнение машинной закрепки. Выполнение машинных строчек на тонких и толстых тканях.
Работа с тканью – салфетка (9 часов)
Изделия. Салфетки квадратной и прямоугольной формы, обработанные швом вподгибку с закрытым срезом шириной более 1 см.
Теоретические сведения. Инструменты и материалы для изготовления выкройки. Сантиметровая лента. Понятия прямая и кривая линии, прямой угол. Линии для выполнения чертежей выкройки швейного изделия: виды (сплошная — основная (тонкая) и штриховая — вспомогательная), назначения. Вертикальные и горизонтальные линии. Правила оформления чертежей (обозначение линий, точек, размеров). Электроутюги: устройство, правила безопасности при пользовании.
Ткани, применяемые для изготовления салфеток: названия, виды (гладкокрашеные, с рисунком). Определение долевой и поперечной нити. Ткань: ширина, кромка, долевой и поперечный срезы.
Умение. Построение чертежа и раскрой изделия.
Практические работы. Построение прямых углов. Выполнение чертежа всего изделия. Вырезание выкройки ножницами по прямому направлению и в углах. Проверка выкройки измерением, сложением сторон и углов. Определение лицевой и изнаночной стороны ткани. Размещение выкройки на ткани с учетом долевой и поперечной нитей, лицевой и изнаночной стороны. Закрепление выкройки. Выкраивание деталей изделия по выкройке. Подготовка кроя к пошиву на машине. Положение детали при пошиве вручную на столе и на платформе швейной машины. Выполнение шва вподгибку в углах изделия. Подгиб угла по диагонали и обработка косыми стежками вручную. Утюжка изделия.
Работа с тканью – двойной шов (3 часа)
Теоретические сведения. Соединительные швы. Двойной шов (ширина первой строчки 0,5 см, готового шва 0,7 см): конструкция и применение.
Умение. Складывание ткани, сметывание и стачивание. Вывер-тывание ткани, выметывание и выполнение второй строчки. Контроль размеров шва.
Упражнение. Выполнение двойного шва на образце.
Построение чертежа и пошив наволочки (16 часов)
Изделие. Наволочка на подушку с клапаном (заходом одной стороны на другую) не менее чем на 25 см.
Теоретические сведения. Наволочка: ткани, фасоны, стандартные размеры, швы. Соответствие размера наволочки размеру подушки.
Практические работы. Определение размера наволочек по подушке. Составление чертежа прямоугольной формы в натуральную величину по заданным размерам. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани. Расчет расхода ткани и раскрой с припуском на швы. Обработка поперечных срезов швом вподгибку с закрытым срезом. Складывание для обработки боковых срезов двойным швом, сметывание. Обработка боковых срезов одновременно с клапаном двойным швом. Выполнение машинной закрепки. Утюжка готового изделия.
Практическое повторение (10 часов)
Виды работы. Изготовление салфетки и наволочки.
Самостоятельная работа (3 часа)
Виды работы. Построение квадрата по заданным размерам. Вырезание и проверка построения квадрата. Выполнение на образце двойного шва шириной 0,7 см и шва вподгибку шириной 3 см.
4 четверть (54 часа)
Введение (3 часа)
План работы на четверть. Правила поведения учащейся в мастерской. Правила безопасности при работе с иглой, ножницами, электроутюгом и на швейной машине. Организация ручного и машинного рабочего места.
Растительное волокно и пряжа (хлопок) (4 часа)
Теоретические сведения. Общее представление о хлопчатнике. Способы получения материалов. Прядение.
Умение. Различать материалы по внешнему виду и свойствам.
Упражнения. Определение состава ткани.
Работа с тканью – накладной шов (4 часа)
Теоретические сведения. Виды соединительного шва: накладной и др. Накладной шов с открытыми и закрытыми срезами: применение, ширина в разных изделиях. Места измерения ширины швов.
Умение. Выполнение накладного шва с закрытым срезом, с двумя открытыми срезами с изнанки, направленными в одну сторону и измерение его ширины.
Практические работы. Выполнение накладного шва с двумя открытыми срезами, направленными в разные стороны, измерение по ширине.
Обработка изделия – сумка хозяйственная (26 часов)
Изделие. Сумка хозяйственная хлопчатобумажная с ручками из двух слоев ткани.
Теоретические сведения. Растительные волокна (хлопок). Общее представление о хлопчатнике. Общее представление о прядении. Получение пряжи из волокон хлопка. Сумки: фасоны, размеры, швы.
Умение. Расчет расхода ткани.
Практические работы. Определение ширины и длины прямоугольной сумки и ее ручек. Построение чертежей сумки и ручек в натуральную величину. Расчет расхода ткани. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани. Выкраивание деталей с припуском на швы. Соединение боковых срезов двойным швом. Обработка ручек накладным швом с двумя закрытыми срезами. Разметка мест прикрепления и приметывание ручек. Обработка верхнего среза сумки швом вподгибку с закрытым срезом с одновременным притачиванием ручек. Образование дна и боковых сторон сумки путем застрачивания углов. Отгибание застроченного угла в сторону дна и прикрепление его. Отделка сумки.
Практическое повторение (6 часов)
Виды работы. Отдельные операции по изготовлению сумки из готового кроя (соединение боковых срезов двойным швом, обработка верхнего среза швом шириной 2 см вподгибку с закрытым срезом. Обработка ручки накладным швом).
Самостоятельная работа (9 часов)
Виды работы. Изготовление по выбору наволочки, хозяйственных сумок, футляров для хозяйственных предметов, повязки для дежурных.
Контрольная работа (2 часа)
Виды работы. Изготовление футляров для хозяйственных предметов по готовому крою.
6 КЛАСС (288 часов)
№ п\п | Тема урока | Цель урока | Кол-во часов | Дата |
1 ЧЕТВЕРТЬ | ||||
Введение (3 часа) | ||||
1 | Правила техники безопасности при работе в швейной мастерской | Соблюдение техники безопасности при работе в мастерской | 2 | |
2 | Введение. План работы и задачи на год и четверть | Ознакомление с видами работ на 1 четверть | 1 | |
Обработка обтачкой среза ткани (10 часов) | ||||
3 | Виды обтачек. Область применения. | Изучение области применения и видов обтачек | 1 | |
4 | Правила соединения обтачек с изделием. | Изучение правил соединения обтачек с швейным изделием. | 1 | |
5 | Обработка срезов ткани обтачкой на образце. | Изучение порядка соединения обтачки с изделием | 2 | |
6 | Раскрой и стачивание различных видов обтачек | Формирование умений ориентироваться на ткани | 2 | |
7 | Практическая работа «Обработка среза детали одинарной и двойной обтачкой.» | Формирование умений обрабатывать срезы | 4 | |
Обработка долевой обтачкой косого среза ткани (12 часов) | ||||
8 | Срезы ткани. Определение направления нити. | Формирование умений распознавать направление долевой нити. | 2 | |
9 | Косой срез ткани и его особенности в обработке. | Изучение особенностей обработки косого среза ткани. | 2 | |
10 | Практическая работа «Раскрой долевой обтачки для обработки косынки. Соединение частей обтачки.» | Формирование умений ориентироваться на ткани | 3 | |
11 | Практическая работа «Обработка косынки долевой обтачкой.» | Изучение условий обработки срезов косынки долевой обтачкой | 4 | |
12 | Контроль качества обработки косынки | Закрепление умений анализировать проделанную работу | 1 | |
Обработка сборок (10 часов) | ||||
13 | Отделка. Виды, назначение. | Изучение видов отделки и области их применения | 2 | |
14 | Сборка как отделка в различной одежде. Правила выбора припуска на сборку. | Изучение правил выполнения сборки | 2 | |
15 | Практическая работа «Выполнение сборки на образце вручную.» | Формирование умений выполнять ручную сборку | 3 | |
16 | Практическая работа «Выполнение машинной сборки на образце.» | Формирование умений выполнять машинную сборку | 3 | |
Изготовление фартука (22 часа) | ||||
17 | Производство хлопчатобумажной ткани. Полотняное переплетение. Свойства хлопчатобумажной ткани. | Формирование умений ориентироваться в ассортименте хлопчатобумажных тканей | 4 | |
18 | Фартук: ткани для пошива, детали. | Формирование умений подбирать пакет материалов для швейного изделия | 2 | |
19 | Определение размера и изготовление из отделочной ткани косой обтачки. | Закрепление умений ориентироваться на ткани | 3 | |
20 | Обработка закругленного среза основной детали | Закрепление умений обрабатывать срезы деталей | 4 | |
21 | Заготовка притачного пояса. | Формирование умений обрабатывать обтачные детали различных размеров | 3 | |
22 | Соединение пояса с изделием. | Изучение способов соединения мелких деталей с крупными | 3 | |
23 | Окончательная отделка фартука. | Закрепление умений анализировать проделанную работу | 3 | |
Ремонт одежды (9 часов) | ||||
24 | Назначение и виды ремонта | Изучение видов ремонта и их особенностей | 2 | |
25 | Заплата. Назначение, формы, способы соединения. | Закрепление понятий внешних и внутренних швов и способов ремонта изделия вручную. | 2 | |
26 | Подбор материалов, раскрой заплаты. | Формирование понятия «пакет материалов» и правил его комплектования. | 2 | |
27 | Соединение заплаты с изделием вручную. | Практическое закрепление изученных ранее ручных стежков и швов. | 3 | |
Самостоятельная работа (6 часов) | ||||
28 | Самостоятельная работа «Обработка закругленного среза двойной косой обтачкой.» | Закрепление правил выполнения краевых швов | 4 | |
29 | Самостоятельная работа «Выполнение машинных сборок» | Закрепление правил машинных сборок | 2 | |
2 ЧЕТВЕРТЬ | ||||
Введение (3 часа) | ||||
30 | Правила техники безопасности при работе в швейной мастерской | Соблюдение техники безопасности при работе в мастерской | 2 | |
31 | Введение. План работы и задачи на четверть | Ознакомление с видами работ на 2 четверть | 1 | |
Запошивочный шов (4 часа) | ||||
31 | Соединительные швы. Запошивочный шов. | Закрепление знаний по классификации соединительных швов. | 2 | |
33 | Выполнение запошивочного шва на образце | Практическое закрепление изученных видов запошивочного шва | 2 | |
Изготовление ночной сорочки с круглым вырезом (28 часов) | ||||
34 | Сатиновое и саржевое переплетения | Продолжить изучение видов переплетения нитей в тканях. | 2 | |
35 | Правила и последовательность измерения человеческой фигуры. | Изучение правил снятия мерок. | 3 | |
36 | Чертеж изделия. Основные детали плечевого изделия. | Изучение правил построения чертежа плечевого изделия. | 2 | |
37 | Правила раскладки лекал на ткани. | Изучение правил раскладки лекал на ткани. | 2 | |
38 | Раскрой основных и мелких деталей изделия. | Практическое закрепление правил раскроя ткани | 2 | |
39 | Нанесение основных и вспомогательных линий на детали изделия. | Изучение значения основных и вспомогательных линий при изготовлении изделия | 2 | |
40 | Сметывание основных деталей. | Закрепление правил сметывания на практике | 2 | |
41 | Обработка боковых и плечевых швов запошивочным швом. | Формирование умения выполнения запошивочного шва | 6 | |
42 | Обработка косой обтачкой горловины и пройм изделия. | Закрепление умений обрабатывать срезы деталей | 4 | |
43 | Обработка нижнего среза изделия. | Формирование умения выполнения краевых швов | 1 | |
44 | Чистка, ВТО готового изделия. | Закрепление умений выполнять и анализировать проделанную работу | 2 | |
Изготовление детского фартука с круглым вырезом (16 часов) | ||||
45 | Снятие мерок для построения чертежа изделия. | Закрепление правил снятия мерок. | 1 | |
46 | Построение чертежа изделия. | Закрепление правил построения чертежа плечевого изделия. | 2 | |
47 | Раскладка и раскрой основных и мелких деталей. | Закрепление правил раскладки лекал на ткани и ее раскрой | 1 | |
48 | Нанесение основных и вспомогательных линий на детали изделия. | Изучение значения основных и вспомогательных линий при изготовлении изделия | 1 | |
49 | Обработка срезов фартука косой обтачкой. | Закрепление умений обрабатывать срезы деталей | 5 | |
50 | Обработка пояса и кулисы, соединение их с изделием. | Формирование умений обрабатывать обтачные детали различных размеров | 4 | |
51 | Чистка, ВТО готового изделия. | Закрепление умений выполнять и анализировать проделанную работу | 2 | |
Практическое повторение (6 часов) | ||||
52 | Изготовление косынки с закругленными срезами. | Закрепление умений обрабатывать закругленные срезы | 6 | |
Самостоятельная работа (7 часов) | ||||
53 | Обработка горловины косой двойной обтачкой. | Закрепление умений обрабатывать закругленные срезы | 7 | |
3 ЧЕТВЕРТЬ | ||||
Введение (3 часа) | ||||
54 | Правила техники безопасности при работе в швейной мастерской | Соблюдение техники безопасности при работе в мастерской | 2 | |
55 | Введение. План работы и задачи на четверть | Ознакомление с видами работ на 3 четверть. | 1 | |
Швейная машина с электрическим приводом (6 часов) | ||||
56 | Виды швейных машин. Назначение. | Изучение области применения и видов швейных машин | 1 | |
57 | Швейная машина с электрическим приводом | Расширение области применения ранее изученных механизмов | 1 | |
58 | Работа на швейной машине без заправки нетей. ТБ | Формирование умений работы на швейной машине без заправки нитей | 1 | |
59 | Заправка швейной машины. Регулировка. | Изучение особенностей заправки машины с ручным приводом, ее регулировки. | 1 | |
60 | Выполнение строчек на машине с электроприводом. | Формирование умений работы на швейной машине с заправкой нитей | 2 | |
Обработка мягких складок (6 часов) | ||||
61 | Виды складок и их назначение. | Знакомство с особенностями складок | 1 | |
62 | Ткани для получения складок | Изучение условий применения материалов для складок | 1 | |
63 | Построение чертежа складки. | Изучение правил построения складок | 1 | |
64 | Разметка складок на ткани | Изучение последовательности разметки складок | 1 | |
66 | Обработка мягких складок | Изучение последовательности обработки складок | 4 | |
Обработка и соединение накладного кармана с основной деталью (14 часов) | ||||
67 | Виды и назначение карманов в одежде | Изучение фасонов карманов | 2 | |
68 | Детали кроя накладного кармана | Изучение деталей кроя кармана | 1 | |
69 | Обработка гладкого накладного кармана | Закрепление умений обрабатывать края деталей | 2 | |
70 | Соединение кармана с изделием | Закрепление умений соединять мелкие детали с основными | 2 | |
71 | Обработка накладного кармана с отворотом | Закрепление умений обрабатывать края деталей | 5 | |
72 | Соединение кармана с изделием | Закрепление умений соединять мелкие детали с основными | 2 | |
Обработка подкройной обтачкой внешнего угла (8 часов) | ||||
73 | Угол в швейном изделии, применение | Расширение области знаний по обработке различных углов в изделии | 2 | |
74 | Раскрой обтачки по лекалу | Формирование умений раскраивать детали | 1 | |
75 | Раскрой обтачки по крою | Формирование умений раскраивать детали | 1 | |
76 | Обработка углов обтачкой на лицевую и изнаночную стороны | Формирование умений обрабатывать обтачку | 3 | |
77 | Выметывание канта при обработке среза обтачкой | Закрепление умений выметывать обтачные детали | 1 | |
Изготовление фартука для работы (18 часов) | ||||
78 | Растительные волокна. Получение и применение льняного волокна. | Формирование умений ориентироваться в ассортименте льняных тканей | 2 | |
79 | Свойства льняного волокна, нити, ткани | Изучение свойств льняного волокна, нити, ткани | 2 | |
80 | Ассортимент тканей для пошива фартука | Знакомство с ассортиментом и особенностями тканей для пошива фартука | 1 | |
81 | Основные детали фартука и их срезы | Закрепление умений определять основные детали изделия | 1 | |
82 | Составление последовательности обработки фартука | Формирование умений составлять последовательность обработки изделия | 1 | |
83 | Заготовка мелких деталей фартука | Закрепление умений заготавливать мелкие детали изделия | 3 | |
84 | Нанесение вспомогательных линий на основные детали | Формирование умений наносить линии на детали | 1 | |
85 | Изготовление фартука | Закрепление умений выполнять ручные, машинные и утюжильные работы | 6 | |
86 | Чистка, ВТО готового изделия. | Закрепление умений производить окончательные чистку и ВТО изделия | 1 | |
Практическое повторение (12 часов) | ||||
87 | Изготовление нарядного фартука | Закрепление умений выполнять ручные, машинные и утюжильные работы | 12 | |
Самостоятельная работа (3 часа) | ||||
88 | Изготовление накладного кармана и соединение с изделием | Закрепление умений обрабатывать и соединять мелкие детали с основными | 3 | |
4 ЧЕТВЕРТЬ | ||||
Введение (3 часа) | ||||
89 | Правила техники безопасности при работе в швейной мастерской | Соблюдение техники безопасности при работе в мастерской | 2 | |
90 | Введение. План работы и задачи на четверть | Ознакомление с видами работ на 4 четверть. | 1 | |
Построение чертежа и раскрой поясного спортивного белья (10 часов) | ||||
91 | Трусы-плавки: назначение, фасоны, ткани для изготовления. | Ознакомление с ассортиментом поясного спортивного белья | 1 | |
92 | Мерки для построения чертежа плавок. Название деталей и срезов. | Закрепление умений определять и основные детали изделия | 1 | |
93 | Снятие и запись мерок поясного изделия | Закрепление умений снимать и записывать мерки изделия | 1 | |
Построение чертежа в масштабе 1:4 | Закрепление умений строить чертежи в масштабе | 2 | ||
94 | Построение чертежа в натуральную величину. | Закрепление умений строить чертежи в натуральную величину | 3 | |
95 | Раскладка выкройки на ткани и раскрой. | Выполнение раскладки и раскроя в соответствии с ТУ | 2 | |
Пошив поясного спортивного белья (14 часов) | ||||
96 | Сравнение льняных и хлопчатобумажных тканей по свойствам. | Уметь анализировать и дифференцировать свойства тканей | 1 | |
97 | Лабораторная работа. Определение хлопчатобумажных и льняных тканей по внешнему виду, разрыву, на ощупь. | Уметь органолептически определять свойства тканей | 2 | |
98 | Обработка накладной ластовицы и соединение с основной деталью. | Уметь обрабатывать мелкие детали и соединять их с изделием | 2 | |
99 | Соединение за-пошивочным швом боковых срезов. | Уметь выполнять запошивочные швы в соответствии с ТУ | 2 | |
100 | Заготовка двойной косой обтачки и обработка ею нижнего среза. | Уметь обрабатывать мелкие детали и соединять их с изделием | 3 | |
101 | Обработка верхнего среза и вкладывание в подгиб эластичной тесьмы. | Уметь обрабатывать верхний срез изделия | 3 | |
102 | Чистка, ВТО готового изделия. | Закрепление умений производить окончательные чистку и ВТО изделия | 1 | |
Ремонт одежды (12 часов) | ||||
103 | Требования к эстетике одежды. | Расширить понятие «эстетика» | 1 | |
104 | Определение вида ремонта. Подбор ниток и тканей. | Уметь определять вид ремонта и подбирать материалы для него | 1 | |
105 | Подготовка места наложения заплаты, ее наметывание и настрачивание. | Уметь подготовить материалы для заплаты и выполнить ее | 4 | |
106 | Подготовка ткани под штопку. Выполнение штопки. | Уметь подготовить материалы для штопки и выполнить ее | 6 | |
Построение чертежа и изготовление выкроек для деталей летнего головного убора (8 часов) | ||||
107 | Кепи и берета: назначение, фасоны, названия деталей и контурных срезов. | Знакомство с ассортиментом головных уборов. | 1 | |
108 | Ткани и отделочные материалы для изготовления летних головных уборов. | Знакомство с ассортиментом материалов для изготовления летних головных уборов | 1 | |
109 | Мерки для построения чертежа основной детали (клина). Расчет расхода ткани. | Закрепление умений снимать и записывать мерки изделия | 2 | |
110 | Снятие и запись мерок. Построение чертежа клина и козырька. | Закрепление умений строить чертежи в натуральную величину | 2 | |
111 | Вырезание выкройки, раскладка ее на ткани и раскрой. | Выполнение раскладки и раскроя в соответствии с ТУ | 2 | |
Пошив летнего головного убора (15 часов) | ||||
112 | Настрочной и расстрочной швы: характеристика. Использование при пошиве головных уборов. | Изучение настрочного и расстрочного швов. | 2 | |
113 | Выполнение настрочного и расстрочного швов на образце. | Уметь выполнять настрочной и расстрочной швы. | 3 | |
114 | Стачивание деталей головки, подкладки и козырька кепи. | Уметь обрабатывать детали головных уборов | 4 | |
115 | Отстрачивание козырька с ориентиром на лапку. | Уметь выполнять отделочные строчки | 2 | |
116 | Вкладывание подкладки в головку. Обработка козырька. | Уметь обрабатывать детали головных уборов | 5 | |
117 | Чистка, ВТО готового изделия. | Закрепление умений производить окончательные чистку и ВТО изделия | 1 | |
Контрольная работа (10 часов) | ||||
118 | Пошив головного убора по готовому крою. | Изготовление головного убора в соответствии с ТУ. | 10 |
Содержание рабочей программы (8 часов в неделю)
1 четверть (72 часа)
Введение (3 часа)
Профессия швеи-мотористки. Задачи обучения и план работы на четверть. Правила работы в мастерской. Распределение рабочих мест.
Обработка обтачкой среза ткани (10 часов)
Теоретические сведения. Обтачка: виды и применение в изготовлении белья и легкого платья, правила соединения.
Умение. Ориентировка, по операционной предметной карте.
Упражнение. Обработка срезов ткани с помощью обтачки на образце.
Практические работы. Раскрой и стачивание долевых, поперечных и косых обтачек с опорой на операционную предметную карту. Обработка деталей обтачкой (одинарной и двойной).
Обработка долевой обтачкой косого среза ткани (12 часов)
Изделие. Косынка для работы.
Теоретические сведения. Косой срез ткани: свойства (растяжимость и сыпучесть краев), учет свойств при обработке изделия.
Практические работы. Складывание ткани для раскроя косынки. Определение правильности косого среза на ткани. Определение размера долевой обтачки для обработки среза. Раскрой и соединение долевой обтачки. Обработка долевой обтачкой косынки.
Обработка сборок (10 часов)
Изделие. Отделка изделия (сборки).
Теоретические сведения. Сборка как отделка на женском и детском легком платье, белье, рабочей одежде. Правила припуска ткани на сборку. Положение регулятора строчки на швейной машине для выполнения сборок.
Упражнения. Прокладывайте на образце двух параллельных строчек на швейной машине и ручным способом (мелкими сметочными стежками).
Практические работы. Выполнение и равномерное распределение сборок.
Изготовление фартука (22 часа)
Изделие. Фартук с закругленным срезом на поясе.
Теоретические сведения. Производство хлопчатобумажной ткани. Полотняное переплетение. Свойства хлопчатобумажной ткани. Фартук: ткани для пошива, детали, названия контурных срезов, швы, виды отделки. Строчки для сборок. Контрольная линия.
Умение. Распознавание вида хлопчатобумажной ткани.
Лабораторная работа. Определение хлопчатобумажных тканей по внешнему виду, на ощупь, по особенности горения нитей.
Практические работы. Прокладывание контрольной линии на основной детали. Определение размера и изготовление из отделочной ткани косой обтачки. Обработка закругленного среза основной детали двойной косой обтачкой. Прокладывание машинных строчек для образования сборок по верхнему срезу. Равномерное распределение сборок. Обтачивание концов пояса. Заметавание одного среза пояса, определение его середины, совмещение с серединой основной детали. Приметывание и соединение пояса с основной деталью. Отделка и утюжка фартука.
Ремонт одежды (9 часов)
Изделие. Заплата.
Теоретические сведения. Заплата: формы, способы пришивания. Ручной способ.
Упражнение. Пришивание заплаты ручным способом на образце.
Практические работы. Подбор ткани для заплаты из гладко-крашенной ткани и с рисунком (в соответствии с тканью изделия по качеству, цвету, рисунку). Подготовка изделия к ремонту. Определение места наложения и размера заплаты. Раскрой заплаты с прибавкой на швы. Подгибание и заметывание срезов заплаты.
Наложение с изнаночной стороны изделия и приметывание заплаты. Подравнивание и подгиб на изнаночную сторону краев поврежденной ткани изделия. Подшивание подогнутых краев изделия и заплаты вручную косыми стежками. Утюжка заплаты.
Самостоятельная работа (6 часов)
Обработка закругленного среза двойной косой обтачкой. Выполнение машинным способом сборок по поперечному срезу.
2 четверть (64 часа)
Введение (3 часа)
План работы на четверть. Правила безопасной работы с электроутюгом.
Запошивочный шов (4 часа)
Теоретические сведения. Виды соединительного шва, ширина в готовом виде (0,7 см), конструкция, применение. Запошивочный шов.
Умение. Выполнение запошивочного шва.
Упражнение. Выполнение запошивочного шва на образце.
Практические работы. Сложение ткани с выпуском одного среза. Вкладывание одной детали в подогнутый срез второй. Сметывание детали с соблюдением установленной ширины шва. Выполнение запошивочного шва.
Изготовление женской ночной сорочки с круглым вырезом (28 часов)
Изделия. Нижняя сорочка с круглым вырезом.
Теоретические сведения. Переплетение нитей в сатине и сарже. Сравнение этого переплетения с полотняным переплетением.
Масштабная линейка, применение, приемы работы. Правила и последовательность измерения человеческой фигуры. Обозначение мерок. Размеры изделия. Оформление чертежа изделия. Мерки для построения чертежей плечевого бельевого женского изделия. Название деталей изделия и контурных срезов.
Практические работы. Снятие мерок. Определение размера изделия. Расчет расхода ткани на изделие. Определение деталей и контурных срезов на выкройке. Проведение вспомогательных линий. Деление отрезков на равные части и обозначение мест деления.
Изготовление детского фартука с круглым вырезом (16 часов)
Изделия. Фартук детский с круглым вырезом и кулисой.
Теоретические сведения. Ткани для пошива, детали, швы. Названия контурных срезов. Определение середины деталей путем сложения. Разновидности обработки срезов косой обтачкой. Назначение надсечки.
Практические работы. Прокладывание контрольных линий (по середине деталей). Соединение деталей изделия по образцу. Сметывание деталей. Обработка боковых и плечевых срезов запошивоч-ным швом. Обработка косой обтачкой срезов фартука. Утюжка изделия.
Практическое повторение (6 часов)
Виды работы. Изготовление косынки с закругленными срезами.
Самостоятельная работа (7 часов)
Виды работы. Обработка горловины косой двойной обтачкой (выполняется по готовому крою).
3 четверть (80 часов)
Ввдение (3 часа)
Задачи обучения и план работы на четверть.
Обязанности по сохранению оборудования в мастерской. Проверка состояния и подготовка к работе инструмента и швейных машин. Правила техники безопасности при обращении с ними.
Бытовая швейная машина с электроприводом (6 часов)
Теоретические сведения. Бытовая швейная машина с электроприводом: марки, назначение, устройство, скорость, виды выполняемых работ. Правила безопасной работы на швейной машине с электроприводом. Механизмы регулировки швейной машины. Челночный комплект: разборка и сборка, назначение деталей. Роль электропривода в изменении скорости шитья. Разница в работе между швейной машиной с ножным приводом и швейной машиной с электроприводом.
Умение. Работа на швейной машине с электроприводом.
Упражнения. Регулировка натяжения верхней и нижней ниток, разборка и сборка челночного комплекта.
Практические работы. Подготовка машины к работе. Пуск и остановка машины. Выполнение строчек на машине с электроприводом. Регулировка скорости вращения главного вала при помощи педали.
Обработка мягких складок (6 часов)
Изделие. Отделка изделия (мягкие складки).
Теоретические сведения. Значение мягких складок для отделки белья, легкого платья. Правила расчета ткани, кружев или шитья на мягкие складки при раскрое. Различие в обработке мягких складок при индивидуальном и массовом изготовлении изделий.
Упражнение. Выполнение на образце мягких незаутюженных складок.
Практические работы. Разметка складок. Заметывание складок по надсечкам или копировальным стежкам.
Обработка и соединение накладного кармана с основной деталью (14 часов)
Изделие. Накладной карман.
Теоретические сведения. Карман, назначение, фасоны. Отделочная строчка. Детали кармана с отворотом. Размер припусков на подгиб и отворот.
Умение. Работа по лекалу.
Упражнение. Выполнение на образце накладных карманов — гладкого с прямыми углами и закругленного с отворотом.
Практические работы. Раскрой деталей кармана по лекалу. Обработка верхнего среза кармана швом вподгибку с закрытым срезом. Обтачивание отворота. Прокладывание мелких прямых стежков по линии подгиба закругленного среза и стягивание проложенной нитки для образования подгиба (или заметывание шва вподгибку с открытым срезом с закладыванием складочек в местах закруглений). Нанесение линии настрачивания кармана на изделие. Наметывание и соединение кармана с основной деталью отделочной строчкой по заданному размеру. Выполнение закрепки в отделочной строчке.
Обработка подкройной обтачкой внешнего угла (8 часов)
Теоретические сведения. Угол в швейном изделии (прямой, острый, тупой), применение. Подкройная обтачка. Значение надсечек. Обтачки из отделочной ткани.
Упражнение. Обработка прямых и острых углов подкройной обтачкой на образцах.
Практические работы. Раскрой обтачки (по крою изделия и по лекалу). Обработка углов обтачкой на лицевую и изнаночную стороны. Выметывание канта при обработке детали подкройной обтачкой.
Изготовление фартука для работы (18 )
Построение чертежа и раскрой фартука для работы
Изделие. Фартук с нагрудником и бретелями, накладными карманами и сборками или мягкими складками по поясу.
Теоретические сведения. Растительные волокна (лен). Обработка стеблей льна и получение льняного волокна. Свойства льняного волокна (длина, прочность). Действие воды и тепла на льняное волокно. Фартук, фасоны, назначение фасонов, ткани для пошива, название деталей и контурных срезов. Одинарные и парные детали фартука. Правила экономного расходования ткани при раскрое.
Умение. Экономия ткани при раскрое изделия.
Умение. Самостоятельная проверка раскладки выкройки и раскрой.
Лабораторная работа. Изучение свойств льняных волокон.
Практические работы. Снятие мерок. Изготовление выкройки в натуральную величину с учетом сборок или складок по линии пояса. Обозначение мест настрачивания карманов. Раскладка и крепление выкройки на ткани с учетом рисунка и долевой нити, припусков на швы.
Соединение деталей изделия с помощью пояса и обработка отделочной строчкой
Изделие. Фартук для работы с нагрудником, накладными карманами, сборками и складками.
Теоретические сведения. Виды ткани (гладкокрашеная, печатная (набивная), пестротканная, меланжевая). Отделка тканей. Соединение поясом нижней части фартука и нагрудника.
Умение. Ориентировка в работе по образцу изделия. Коллективное обсуждение последовательности операций пошива на основе предметной технологической карты. Краткая запись плана работы. Уточнение плана в процессе работы. Анализ качества выполненного изделия при сравнении с образцом.
Практические работы. Настрачивание кармана. Собирание сборок или закладывание мягких складок. Обработка нижней части фартука подкройной обтачкой, верхнего среза карманов — швом вподгибку. Соединение накладным швом кармана с основной деталью изделия. Соединение обтачным швом'парных деталей нагрудника с одновременным втачиванием бретелей. Соединение поясом нагрудника и нижней части фартука. Заметывание шва. Выполнение отделочной строчки на ширину лапки. Утюжка изделия.
Практическое повторение (12 часов)
Вид работы. По выбору изготовление фартука с нагрудником или без нагрудника для дежурного в столовой. Фартука для работы в столярной и слесарной мастерских. Нарядного фартука для участницы драмкружка.
Самостоятельная работа (3часа)
Изготовление по готовому крою накладного прямого кармана размером 12x14 см, шириной отворота 3 см. Обработка и соединение кармана с основной деталью. Выполнение отделочной строчки с ориентиром на лапку.
4 четверть (72 часа)
Ввдение (3 часа)
Виды предстоящих работ.
Построение чертежа и раскрой поясного спортивного белья (10 часов)
Изделие. Трусы-плавки с резинкой по поясу.
Теоретические сведения. Трусы-плавки: назначение, фасоны, ткани для изготовления. Мерки для построения чертежа плавок. Название деталей и контурных срезов. ' Умение. Снятие и запись мерок.
Упражнение. Построение чертежа в масштабе 1:4 под руководством учителя.
Практические работы. Снятие и запись мерок. Построение чертежа в натуральную величину. Изготовление и подготовка выкройки к раскрою. Выкройка накладной ластовицы. Раскладка выкройки на ткани и раскрой. Обработка нижних срезов двойной косой обтачкой.
Пошив поясного спортивного белья (14 часов)
Изделие. Трусы-плавки с резинкой по поясу.
Теоретические сведения. Сравнение льняных и хлопчатобумажных тканей по свойствам: способность к окраске, прочность, воздухопроницаемость, способность впитывать влагу (гигроскопичность). Действие воды, тепла, щелочей на ткани. Учет свойств тканей при использовании. Виды отделок нижних срезов трусов-плавок.
Умение. Распознавание льняной ткани.
Лабораторная работа. Определение хлопчатобумажных и льняных тканей по внешнему виду, разрыву, на ощупь.
Практические работы. Прокладывание прямых стежков по линии подгиба верхнего среза. Обработка накладной ластовицы и соединение ее накладным швом с основной деталью. Соединение за-пошивочным швом боковых срезов. Заготовка и соединение в кольцо по размеру нижнего среза косой обтачки. Обработка нижнего среза двойной косой обтачкой. Обработка верхнего среза швом вподгибку с закрытым срезом. Вкладывание в подгиб эластичной тесьмы (резинка). Утюжка изделия.
Ремонт одежды (12 часов)
Изделия. Заплата. Штопка.
Теоретические сведения. Эстетика одежды.
Умение. Штопка изделия.
Практические работы. Определение вида ремонта. Подбор ниток и тканей. Раскрой заплатки. Подготовка места наложения зап латы. Наметывание заплаты. Настрачивание заплаты накладным швом на швейной машине. Подготовка ткани под штопку. Выполнение штопки. Утюжка изделия.
Построение чертежа и изготовление выкроек для деталей летнего головного убора (8 часов)
Изделие. Кепи. Берет.
Теоретические сведения. Кепи и берета: назначение, фасоны, названия деталей и контурных срезов. Использование журналов мод для выбора фасонов. Мерки для построения чертежа основной детали (клина). Количество клиньев в зависимости от формы изделия. Расход ткани в зависимости от фасона изделия и рисунка ткани.
Умение. Учет рисунка ткани при раскрое изделия.
Практические работы. Снятие и запись мерок. Построение чертежа клина и козырька под руководством учителя. Вырезание выкройки, раскладка ее на ткани и раскрой.
Пошив летнего головного убора (15 часов)
Изделие. Кепи из хлопчатобумажной ткани.
Теоретические сведения. Ткани для изготовления летних головных уборов. Материалы для отделки изделия (пуговицы, пряжки, эмблемы, тесьма).
Настрочной и расстрочной швы: характеристика. Использование при пошиве головных уборов.
Умение. Складывание изделия.
Упражнение. Выполнение настрочного и расстрочного швов на образце.
Практические работы. Стачивание деталей головки, подкладки и козырька кепи. Отстрачивание козырька с ориентиром на лапку. Вкладывание подкладки в головку. Обработка козырька. Утюжка и складывание изделия.
Контрольная работа (10 часов)
Пошив головного убора по готовому крою.
Список литературы:
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы. Сборник 2 под ред. Воронковой В.В.; «Владос», 2012 г.
2. Федеральный закон об образовании РФ (ФЗ от 29.12.2012 № 273).
3. Учебник . Швейное дело: учеб. для 6 кл.спец.(коррекц.) образоват.учреждений VIII вида
/Г.Б.Картушина, Г.Г.Мозговая. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 168с.
4. Картушина Г.Б.Швейное дело:учебник для 5 кл.спец.(коррекц.) образоват.учреждения VIII вида.-4-еизд.- М.: Просвещение, 2007.- 160с.
5. Швея. Портной легкой женской одежды, сост. Т. Бердник, «Феникс», 2001 г.
6. Словарь-справочник. «Дефектология» / Под ред. Б. П. Пузанова — Москва: Новая школа, 1996.
7.Словарь-справочник. «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н. В. Новотворцева — Москва: Академия развития, 1999.
8.«Коррекционная педагогика» / Зайцев И. А., Кукушин В. С., Ларин Г. Г. и др. — Ростов н/Д.: Март, 2002.
9.«Основы коррекционной педагогики» / А. Д. Гонеев и др. — Москва: Академия, 2001.
10.«Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Хрестоматия» — СПб., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа учащихся 6-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида "Зеленые друзья".
Учащиеся отрабатывают навыки самообслуживающего труда. принимают активное участие в озеленении школы....
ПРОГРАММА курса по кубановедению «История Кубанского казачества» (для учащихся 7-9 классов специальной коррекционной школы VIII вида)
Целью программы по кубановедению «История Кубанского казачества» является ознакомление с историей Кубанского казачества и его традициями.Особенности развития познавательной деятельности учащихся...
"Увлекательная геометрия" Сборник геометрических заданий для учащихся 5-6 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида
Здесь дана часть геометрических заданий, представляющих собой практические упражнения, направленные на формирование мотивации введения понятия, выявления его существенных признаков и свойств, системат...
Рабочая программа по родной литературе для учащихся 10-12 классов специальных ( коррекционных) школ VIII вида
Данная программа может быть использована учителями специальных ( коррекционных) школ VIII вида....
программа по технологии (кулинария) для учащихся 8-9 классов специальной коррекционной школы VIII вида
программа по технологии (кулинария) для учащихся 8-9 классов специальной коррекционной школы VIII вида ...
Программа курса «Психологический практикум» для учащихся 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида
Программа может быть интересна педагогам - психологам,обеспечивающим сопровождение детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предназначена для учащихся 5-9 классов. Программ...
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ «ПИСЬМО И РАЗВИТИЕ РЕЧИ, «ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ» (для обучающихся 5 – 9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида)
Контрольно-измерительные материалы разработаны для входящего, промежуточного и итогового контроля по письму и развитию речи, чтению и развитию речи для обучающихся 5–9 классов специальной (коррекционн...