Рабочая программа внеурочной деятельности "Мастерская ЮИД" 7 класс
рабочая программа (7 класс) на тему
Данная программа подразумевает профилактику детского дорожного травматизма, знакомство учащихся с содержанием работы специалистов ГИБДД, обеспечивающих безопасность дорожного движения.
Цель программы «Юные инспекторы дорожного движения» — вовлечь учащихся в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма, познакомить их с содержанием работы специалистов, обеспечивающих безопасность дорожного движения.
Задачи программы:
· воспитание грамотной личности в области «Правил дорожного движения», «Правил пожарной безопасности» и «Основам безопасности жизнедеятельности»;
· Обучение учащихся правильным действиям при пожаре и правилам дорожного движения, предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих;
· активизация работы ЮИД
· осуществление преемственности поколений в области профессиональной инспекторской, водительской и пожарно-спасательной деятельности;
· повышение образовательного уровня личности и высоких нравственных ориентиров участников данного процесса.
Занятия могут проводить педагоги, специалисты ГИБДД в учебном классе. В процессе занятий дети участвуют в рейдах по обеспечению безопасности движения на улицах и городах. Проводятся состязания юных велосипедистов, конкурсы знатоков правил дорожного движения, состязания «Безопасное колесо» и др
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_yuid_7_klass.docx | 31.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Лосевская средняя общеобразовательная школа № 1
Рассмотрено: ____________________________________ ____________________________________ Протокол № __ от «__» ____________20__г Руководитель ОМО ___________________ | Согласовано: _____________________________ _____ ________________________ «___» ________________ 20__г | Утверждаю: Директор школы: ______________________________ «___» __________________20__г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МАСТЕРСКАЯ ЮНЫХ ИНСПЕКТОРОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
2 ступень обучения 7 класс
Срок реализации программы: 20__ – 20__ учебный год
Программа разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности по военно – патриотическому направлению автор Н.Ф. Виноградова М., Просвещение 2010.
Программу составил учитель физики Запорожцева Ольга Ивановна, первая квалификационная категория
с. Лосево
2015 г
Пояснительная записка
Данная программа подразумевает профилактику детского дорожного травматизма, знакомство учащихся с содержанием работы специалистов ГИБДД, обеспечивающих безопасность дорожного движения.
Цель программы «Юные инспекторы дорожного движения» — вовлечь учащихся в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма, познакомить их с содержанием работы специалистов, обеспечивающих безопасность дорожного движения.
Задачи программы:
- воспитание грамотной личности в области «Правил дорожного движения», «Правил пожарной безопасности» и «Основам безопасности жизнедеятельности»;
- Обучение учащихся правильным действиям при пожаре и правилам дорожного движения, предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих;
- активизация работы ЮИД
- осуществление преемственности поколений в области профессиональной инспекторской, водительской и пожарно-спасательной деятельности;
- повышение образовательного уровня личности и высоких нравственных ориентиров участников данного процесса.
Занятия могут проводить педагоги, специалисты ГИБДД в учебном классе. В процессе занятий дети участвуют в рейдах по обеспечению безопасности движения на улицах и городах. Проводятся состязания юных велосипедистов, конкурсы знатоков правил дорожного движения, состязания «Безопасное колесо» и др.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Наличие вокруг нас потенциальных опасностей не означает, что несчастье непременно произойдет. Этому предшествуют определенные условия, причины, источники.
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта и гибели детей при ДТП породил целый ряд проблем. В последние годы в России наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной дорожно-транспортных происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие – это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.
Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети и подростки, является недисциплинированность учащихся, не знание ими правил дорожного движения РФ.
Изучение правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить ДТП среди детей и подростков.
Ориентируясь на решение задач, программа внеурочной деятельности, в своём содержании реализует следующие принципы:
- принцип вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с материально – технической оснащенностью внеурочных занятий (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, аудитория с компьютерами и возможностью выхода в Интернет);
- принцип достаточности и сообразности, особенностей формирования универсальных учебных действий (больше закладываются во внеурочной деятельности);
-соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования (предметные, метапредметные, личностные), в том числе и в самостоятельной деятельности;
- расширение межпредметных связей (формирование целостного мировоззрения ребенка);
- последовательность и постепенность обучения (определенными дозами по нарастающей объема информации);
- принцип развивающего обучения (организация обучающихся воздействий на личность и поведение ребёнка позволяет управлять темпами и содержанием его развития).
Успешность обучения определяется способностью ребёнка самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат – осознанно вести себя в реальных дорожных условиях и ЧС;
-принцип единства воспитания и обучения (на всех этапах воспитания: культура поведения и т. д.).
Формы учебных занятий:
1. Учебно-тренировочное занятие. Содержание учебного материала должно соответствовать обучающей, развивающей и воспитательной задачам.
2. Исследовательская и проектная деятельность предполагает выполнения группами и парами учащихся Научно-исследовательских работ и проектов по формированию школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.
3. Тематические экскурсии, фестивали. Могут являться разновидностью занятий либо культурно-досуговым мероприятием.
4. Дискуссии, ролевые игры по тематике программы.
5. Совместная деятельность педагога и обучающихся. Участие в совместном труде, например, в субботнике или работах по поддержанию материальной базы, что предполагает использование педагогом личного примера как метода решения воспитательной задачи.
6. Выездные формы занятий – экскурсии, соревнования.
Формы организации обучения: групповые и индивидуальные.
Занятия посещают дети, проявляющие интерес к велоспорту, машинам, инспекторской работы Дорожно-патрульной службы, Пожарно-спасательной службы. Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовывать занятия крупными блоками — «интенсивами» (например, сборы, слёты, соревнования, фестивали, походы, и т. п.)
Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский, метод взаимодействия, метод коллективной творческой деятельности, метод проектной деятельности, словесные и наглядные методы, практические.
Виды деятельности: беседы, дискуссии, наблюдения, экспериментальные работы, творческие игры, практические работы, проектные работы.
Режим работы
Занятия проводятся 1 раза в неделю по одному академическому часу.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Развивающий курс «Мастерская юных инспекторов дорожного движения» ориентирован на социальное и общеинтеллектуальное направления внеурочной деятельности.
Сроки реализации программы: 1 год. Занятия проводятся один раз в неделю из расчета 35 учебных часов. Рассчитана на учащихся 7 классов. Набор детей в группу – свободный (по желанию ребенка). В группе 10 - 20 человек.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Данная программа ориентирована на формирование универсальных учебных действий:
Личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные
Выявление способностей и задатков, которые возможно помогут в профессиональном самоопределении ученика; умение ставить планы на будущее для личностного самосовершенствования (умею кататься на велосипеде, но и научусь ездить на проезжей части с использованием ПДД);
Умению делать простейшие повязки при оказании I медицинской помощи, но и применяю в жизненных ситуациях во время прогулок во дворе, где проживаю; если буду хорошо знать ПДД и ПБ, то из меня получиться хороший, грамотный, организованный, добросовестный, трудолюбивый водитель или инспектор ДПС, ГИБДД, ПБ;
Умение выполнять исследовательские работы и проекты по медицине (ОБЖ), которые пригодятся мне для экзаменов в выпускных классах.
Действовать по инструкции при оказании первой медицинской помощи при ДТП и ЧС;
Уметь представлять план, корректировать себя и оценивать после выступления по преодолению полосы препятствий по ПДД и ПБ;
Оформлять научно - исследовательские работы (проекты), презентовать их;
Проводить спортивные мероприятия и конкурсы по ПДД, ПБ совместно с учителем, проявляя лидерские качества; организовывать работу в группах и парах при изучении теоретического материала по ПДД и ПБ.
Находить самостоятельно нужную, дополнительную информацию в различных источниках (ИКТ, энциклопедии, видеоматериал) по основам теории ПДД и ПБ;
Нахождение различных вариантов решения проблем, чтобы предотвратить ДТП и ЧС;
Умение различать дорожные знаки на проезжей части в городе, и соблюдать их;
Уметь составлять опорный конспект при сдаче экзаменационных билетов (в конкурсе – соревнования) и выстраивание своего ответа к нему.
Уметь работать в команде;
Проявлять лидерские качества и согласованные действия с партнером; Уметь слушать друг друга, принимать чужую точку зрения, уступать или, напротив, находить такие аргументы, которые, не обижая, доказывают правильность позиции;
Уметь организовать ребят, разделить обязанности в группах, парах; Оказывать моральную поддержку в практических заданиях, сопереживать за команду и каждого участника по отдельности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «МАСТЕРСКАЯ ЮНЫХ ИНСПЕКТОРОВ ДОРОЖНОГО ДВВИЖЕНИЯ»
1. История автомототранспорта и проблемы безопасного движения (1 ч) ___ / ___
Из истории создания автомобиля, велосипеда, мотоцикла. Проблемы безопасного двиения.
2.Понятие об участниках дорожного движения (4 ч) ___ / ___
Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка и дорожные знаки, сигналы светофора и регулировщика дорожного движения.
Практическая работа: изучение действий участников дорожного движения по конкретным дорожным знакам.
3.Правила безопасного поведения на дорогах и улицах (8 ч) ___ / ___
Правила для пешеходов и водителей транспортных средств. Виды перекрестков и правил разъезда на них ответственность за нарушение правил.
Практическая работа: разбор действий пешеходов и велосипедистов в конкретных дорожных ситуациях.
4.Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста (8 ч) ___ / ___
Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрестках. Правила движения для велосипедистов. Порядок движения группы велосипедистов. Разбор дорожной обстановки на маршруте, определение опасных для движения мест.
Практическая работа: подготовка велосипеда к походу.
5.Освоение приемов профилактических и ремонтных работ велосипеда (7 ч) ___ / ___
Особенности устройства велосипеда. Назначение основных частей велосипеда. Физические основы устойчивости двухколесного велосипеда. Особенности назначения основных частей велосипеда. Маневрирования на велосипеде в условиях площадки для фигурного вождения велосипеда. Освоение приемам безопасного падения.
Практическая работа: освоение приемов профилактических и ремонтных работ велосипеда.
6.Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта (8 ч) ___ / ___
Изучение правил дорожного движения. Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения.
Практическая работа: работа на тренажерах; освоение правил работы с электронным экзаменатором.
7.Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП. Правила пожарной безопасности (8 ч) ___ / ___
Состав и назначение автоаптечки. Классификация возможных травм и первая доврачебная помощь пострадавшим в дорожно – транспортном происшествии (ДТП). Обработка ран и способы остановки кровотечения. Виды перевязочных средств и правил наложения повязок. Правила транспортировки пострадавших.
Правила пожарной безопасности. Общие требования правил пожарной безопасности в школе, в быту. Причины возгораний. Предупреждение травматизма и несчастных случаев при пожаре. Движение во время эвакуации. Элементарные способы тушения загораний. Оказание первой помощи при ожогах
Практическая работа: отработка различных приемов оказания первой доврачебной помощи пострадавшему.
8.Профилактика детского дорожного травматизма (6 ч) ___ / ___
Виды и назначение автогородков. Устройство автогородка, назначение его основных элементов и особенности технического оборудования. Разработка маршрутов по схеме безопасного движения и безопасного поведения на занятиях в автогородке. Движение учащихся группами и в колонне
Практическая работа: тренинг по безопасному вождению велосипеда в автогородке; участие в настольной игре на тему правил дорожного движения.
9.Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков правил дорожного движения (7 ч) ___ / ___
Организация утренников, смотров, викторин, КВНа и соревнований по правилам безопасного дорожного движения. Подготовка конкурса эрудитов по истории транспортных средств и на знание правил дорожного движения.
Практическая работа: проведение утренников, смотров, викторин, конкурса эрудитов.
10.Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо» (5 ч) ___ / ___
Подготовка соревнований «Безопасное колесо».
Практическая работа: проведение соревнований.
11.Выступление агитбригады юных инспекторов дорожного движения (4 ч) ___ / ___
Подведение итогов работы по программе. Подготовка выступлений агитбригад юных инспекторов дорожного движения.
Практическая работа: проведение выступлений агитбригады.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п | Разделы, темы | Всего | Кол-во часов | Вид деятельности | ||
аудиторное | внеаудиторное | |||||
1 | История автомототранспорта и проблемы безопасного движения | 1 | 1 | 0 | Учащиеся познакомятся с историей автомототранспорта и проблемами безопасного движения | |
2 | Понятие об участниках дорожного движения. | 3 | 2 | 1 | Учащиеся познакомятся с понятиями об участниках дорожного движения. | |
3 | Правила безопасного поведения на дорогах и улицах. | 7 | 6 | 1 | Научатся применять правило безопасного поведения на дорогах и улицах. Разбор действий пешеходов и велосипедистов в конкретных дорожных ситуациях. | |
4 | Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста. | 7 | 3 | 4 | Освоят навык безопасного движения пешеходов и велосипедистов. Познакомятся с какой скоростью можно ехать на велосипеде, с порядком движения группы велосипедистов. | |
5 | Освоение приемов профилактических и ремонтных работ велосипеда. | 5 | 3 | 2 | Познакомятся с устройством велосипеда, узнают зачем на велосипеде зеркало. | |
6 | Правила безопасного дорожного движения пешеходов и транспорта. | 7 | 5 | 2 | Познакомятся с понятием транспортный поток, пешеходные зоны. | |
7 | Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП. Пожарная безопасность | 6 | 4 | 2 | Научатся первым правилам оказания доврачебной помощи, накладывание повязок на рану. Познакомятся с правилами пожарной безопасности и правилами эвакуации. | |
8 | Профилактика детского дорожного травматизма. | 5 | 1 | 4 | Познакомятся с устройством автогородка, назначением его основных элементов и особенностью технического оборудования. | |
9 | Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков правил дорожного движения. | 6 | 2 | 4 | Знакомятся с играми и участвуют в конкурсах ПДД. | |
10 | Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо». | 3 | 2 | 1 | Участвуют в подготовке и проведении соревнований. | |
11 | Выступление агитбригады юных инспекторов дорожного движения. | 3 | 2 | 1 | Подготовка выступлений агитбригады юных инспекторов. | |
Итого: | 53 | 31 | 22 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Учащиеся должны знать:
- дорожные знаки и знаки дополнительной информации;
- правила перехода улиц по сигналам светофора и проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости;
- правила движения по тротуару и пешеходным дорожкам;
- правила поведения участников дорожного движения;
- устройство велосипеда, мопеда;
- правила перевозки пассажиров на автотранспорте, мотоцикле;
- правила перевозки груза;
- правовые нормы и меры ответственности за их нарушения: размеры штрафов, меры предупреждения, воспитательно – принудительные меры воздействия;
- способов защиты от пожара;
- источники пожара – электрические нагревательные и осветительные приборы (в том числе и телевизоры) как при неумелом и беспечном пользовании ими;
- особенности и свойства горения различных синтетических предметов и тканей (мебели, пластмассы и др.), выделение при горении ядовитых газов;
- оказание первой помощи при ожогах;
- действия при пожаре;
- оказание первой помощи при отравлении угарным газом и др;
- порядок эвакуации людей из горящих зданий.
Учащиеся должны уметь:
- переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть дороги;
- передвигаться в группе, в колонне;
- дисциплинированно вести себя в общественном транспорте;
- ориентироваться в дорожной обстановке;
- определять самостоятельно опасные и безопасные участки дороги;
- оказать первую медицинскую помощь при ДТП (при кровотечениях, ожогах, черепно – мозговых травмах, переломах);
- предвидеть опасные ситуации и предотвращать их;
- распознать основные, угрожающие жизни школьников опасности и явления огня;
- выполнять действия и спасательные мероприятия при пожаре
Оценка достижений воспитательных результатов по программе «Патруль безопасности»
Отслеживание результативности усвоения программного материала осуществляется в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы: самостоятельная разработка учащимися наблюдений, выполнения проектных работ, их защита в группе, участие в общешкольной внеучебной деятельности.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
- защита проектных работ.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Методическое обеспечение программы:
Методическое обеспечение включает минимально – допустимый перечень библиотечного фонда (книгопечатной продукции), печатных пособий, технических компьютерных и других информационных средств обучения.
Ресурсное обеспечение программы:;
- технические средства обучения: компьютер, принтер, интерактивная доска.
Список источников информации для учителя
- Журнал «Детская энциклопедия». Азбука дороги.
- Журнал «Детская энциклопедия». Ребенок в городе..
- ОБЖ для детей. - М. «Просвещение»,1998.
- История транспорта. – СПб, 2002г.
- Открытия и изобретения. – М.: РОСМЭН,2011г.
Использованные медиаресурсы и Интернет-ресурсы
- www.scientific.ru
- www.phys.msu.ru
- www.edios.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"
Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...
рабочая программа внеурочной деятельности 6 класс "Географический образ Кемеровской области"
программа по краеведению в 6 классе по ФГОС...
Рабочая программа внеурочных занятий. 7 класс. "Мир под микроскопом"
Рабочая программа разработана с учетом требований ФГОС...
Рабочая программа внеурочных занятий. 5 класс. "В мире комнатных растений"
Программа внеурочного занятия «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за н...
Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"
Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не з...
рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс 2016 г
рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Шахманая азбука" (66 часов)
Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» адресована учащимся 1-х классов и соответствует требованиям , рассчитана на весь учебный год: 2 часа в неделю.Данная программа внеурочной...