Доклад "Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде"
методическая разработка на тему

Крысанова Марина Сергеевна

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования предполагает новый подход к разработке урока в условиях современной информационной образовательной среды. В связи с этим педагогу необходимо овладеть соответствующей технологией подготовки урока. В докладе идёт речь о том, что такое информационная образовательная среда, как меняется роль и характер профессиональной деятельности учителя в новых условиях работы, описывается современный подход к проектированию урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_rmo_uchiteley_istorii_i_obshchestvoznani1.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технология подготовки урока в современной информационной  образовательной среде.

                                                                                             Крысанова М.С.,

                                                                учитель истории и обществознания.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования предполагает новый подход к разработке урока в условиях современной информационной образовательной среды. В связи с этим педагогу необходимо овладеть соответствующей технологией подготовки урока.

1.Новое  понимание учебного процесса в информационной образовательной среде.

Главными факторами, влияющими на развитие образования сегодня, являются поворот к личности обучаемых (развитие личности — смысл и цель современного образования) и процессы глобализации. Эти требования связаны с тем, что меняются представления о сущности готовности человека к выполнению профессиональных функций и социальных ролей. Следствием этих изменений стало появление новых федеральных государственных образовательных стандартов, обеспечивающих условия для подготовки личности, способной к жизни в изменяющихся социально-экономических условиях.

Важно понять, что традиционный процесс обучения в школе, несомненно, давал образовательные результаты, но эти результаты были востребованы прежним обществом с его ценностями и идеалами. Новые образовательные результаты можно получить только в условиях обучения в информационной образовательной среде, обеспечивающей информационно-методические условия реализации образовательной программы.

Согласно образовательным стандартам общего образования информационно-образовательная среда общеобразовательной организации должна включать в себя комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровых образовательных ресурсов, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационной образовательной среде.

Функционирование информационной образовательной среды общеобразовательной организации обеспечивается средствами ИКТ и квалификацией работников, её использующих и поддерживающих.

Учебный процесс в информационно-образовательной среде общеобразовательной организации, основанной на использовании средств ИКТ, по сравнению с традиционным процессом обучения позволяет:

> увеличить возможности выбора средств, форм и темпа изучения образовательных областей;

> обеспечить доступ к разнообразной информации из лучших библиотек, музеев; дать возможность слушать лекции ведущих учёных и задавать им вопросы, принимать участие в работе виртуальных школ;

> повысить интерес учащихся к изучаемым предметам за счёт наглядности, занимательности, интерактивной формы представления учебного материала, усиления межпредметных связей;

> повысить мотивацию самостоятельного обучения, развития критического мышления;

 > активнее использовать методы взаимообучения (обсуждение учебных проблем на форумах, в чатах, оперативное получение подсказок);

>  развивать учебную инициативу, способности и интересы учащихся;

>  создавать установку на непрерывное образование в течение жизни

Из определения информационно-образовательной среды общеобразовательной организации мы выделяем понятие информационно-образовательная среда урока. Ей присущи следующие характеристики, обеспечивающие достижение планируемых образовательных результатов:

> гибкость организационной структуры обучения,

> целостность,

> открытость,

> полифункциональность,

> вариативность,

> визуализация,

> интерактивность.

Остановимся более подробно на этих значимых для организации учебного процесса характеристиках информационной образовательной среды.

Гибкость организационной структуры обучения. Специфика профессиональной деятельности учителя в условиях работы в новой информационной образовательной среде определяется, в частности, тем, что сама среда имеет гибкую структуру и набор средств обучения, изменяющихся в зависимости от применяемых учителем образовательных технологий. Методическое мастерство учителя в этом случае определяется умением формировать различные версии среды в зависимости от особенностей содержания и образовательных задач освоения конкретного учебного материала.

Целостность, т. е. внутреннее единство компонентов среды, благодаря которой обеспечивается целесообразная логика развёртывания процесса обучения: определяются планируемые образовательные результаты и связанные с ними деятельность учителя и деятельность учащихся.

Открытость как результат взаимодействия среды с информационным образовательным пространством. Неограниченные ресурсы позволяют организовать вариативное обучение, отвечающее субъектным позициям и запросам всех участников образовательного пространства.

Полифункциональность. Среда может быть источником знаний и одновременно способствовать организации различных форм самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Вариативность. Каждому учащемуся предоставляется возможность самому выстроить свою индивидуальную образовательную траекторию и двигаться по ней, достигая запланированных образовательных результатов.

Визуализация — представление физического явления или процесса в форме, удобной для зрительского восприятия.

Интерактивность предоставляет условия для оперативного контроля учебных достижений, доступа к разнообразным источникам учебной информации, организации индивидуальной работы школьников, развития их познавательной самостоятельности и творчества средствами ИКТ.

Планирование учебного процесса сегодня — это цепь тщательно отобранных и взаимосвязанных структурных компонентов, предполагающих анализ и отбор актуальных для данного этапа обучения планируемых образовательных результатов, подбор видов учебной деятельности, соответствующих выделенным образовательным результатам, и средств обучения для реализации этих видов учебной деятельности.

Очевидно, что данный подход даёт учителю возможность выстроить урок по-новому при условии использования в процессе обучения средств ИКТ. Это, в свою очередь, требует переосмысления роли и характера профессиональной деятельности учителя в условиях работы в новой информационной образовательной среде.

2. Профессиональная деятельность учителя в условиях работы

в современной информационной образовательной среде.

В соответствии с требованиями новых образовательных стандартов учитель должен выстраивать учебный процесс, используя все возможности информационной образовательной среды, в том числе и возможности средств ИКТ, и соответственно уметь:

> управлять учебным процессом;

> создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации;

> индивидуально и коллективно (многопользовательский режим) создавать и редактировать интерактивные учебные материалы, образовательные ресурсы, творческие работы со статистическими и динамическими графическими и текстовыми объектами;

> визуализировать исторические данные (создавать ленты времени и др.);

> работать с геоинформационными системами, картографической информацией, планами объектов и местности;

> размещать, систематизировать и хранить (накапливать) материалы учебного процесса (в том числе обучающихся и педагогических работников; используемые участниками учебного процесса информационные ресурсы);

>  проводить мониторинг и фиксировать ход учебного процесса и результаты освоения основной образовательной программы общего образования;

> использовать различные виды и формы контроля знаний, умений и навыков, осуществлять адаптивную (дифференцированную) подготовку к государственной (итоговой) аттестации;

> осуществлять взаимодействие между участниками учебного процесса, в том числе дистанционное (посредством локальных и глобальных сетей).

Бесспорно, что учебный процесс в новых условиях, а именно в информационной образовательной среде, разительно отличается от прежнего.

Сравнительно недавно учебный процесс в школе планировался учителем в соответствии с содержанием образования (программой), возрастом и уровнем подготовки учащихся. Безусловно, это важные компоненты планирования процесса обучения. Но всё же активная роль в обучении принадлежала учителю, ученик рассматривался как объект, на который необходимо воздействовать, чтобы достичь запланированных результатов. Доминировали методы, связанные с передачей знаний и формированием умений по их применению в стандартных привычных ситуациях. Ученик был получателем готовой информации, которая при усвоении становилась знанием.

Сегодня учебный процесс направлен на создание опыта работы с информацией, её целесообразного применения, обеспечивающего саморазвитие и самоактуализацию учащегося. Во главу угла ставится развитие умений самостоятельного приобретения и применения знаний в соответствии с личностными целями и потребностями, решение актуальных для учащихся проблем. Процесс обучения планируется, организуется и направляется учителем как результат его совместной деятельности с учащимися в соответствии с содержанием образования (программой), личностным опытом, познавательными интересами и потребностями детей.

Построение учебного процесса в информационной образовательной среде кардинально меняет роли и характер современного взаимодействия его участников.

Характер взаимодействия участников учебного процесса отражается в принципах педагогики сотрудничества. В такой среде достигается понимание и признание ученика, основанное на стремлении учителя встать на место ученика.

Иными становятся и роли участников образовательного процесса. Школьник в данном случае выступает в роли субъекта деятельности в отличие от традиционной образовательной среды, где он играл роль объекта. А учитель становится организатором учебной деятельности школьника, способным к проектированию учебного процесса.

В связи с тем, что в новых условиях существенно меняется роль и характер деятельности учителя, педагогу следует знать дидактические принципы построения урока в новой среде.

3. Дидактические принципы проектирования урока в информационной образовательной среде

В ходе проектирования учебного процесса в современной информационной образовательной среде следует помнить, что он должен отвечать важным дидактическим принципам, содержание которых оптимизировано с позиций деятельностного подхода. Дидактические принципы построения урока в информационной образовательной среде являются важным инструментом анализа планируемых образовательных результатов.

В настоящее время конкретизировано и представлено на инструментальном уровне содержание принципов научности, визуализации, системности, активности, кооперации, принципа сознательности и индивидуализации. Рассмотрим подробнее содержание каждого из них.

Принцип научности является одним из основных дидактических принципов.

В современном представлении он определяет как отбор содержания учебного материала, так и способы его усвоения, адекватные научному знанию.

В соответствии с этим учащиеся должны получить навыки научного поиска, освоить современные методы познания.

Принцип визуализации указывает на необходимость создания у школьника чувственного представления об изучаемом объекте в современной его трактовке, выдвигает требование предъявлять модель изучаемого объекта или процесса в форме, позволяющей наиболее чётко раскрыть существенные связи и отношения объекта. Такие связи и отношения модели могут быть подчёркнуты и усилены возможностями средств ИКТ.

В современной дидактике особо выделяется принцип системности. Он включает в себя идеи общенаучного метода системности, логику системного раскрытия объектов и явлений изучаемой действительности. Согласно этому принципу необходимо выделять в объектах или явлениях, представляемых с помощью средств ИКТ, основные структурные элементы и существенные связи между ними, позволяющие представить этот объект (явление) в целостном виде.

Принцип активности призван указывать критерии выбора наиболее рациональных видов деятельности учащихся. Таким критерием является адекватность содержания действий ученика усваиваемой информации, причём активность выступает как требование воспроизведения школьниками не только предметных, но и собственных учебных действий, в ходе которых и происходит освоение предметных умений.

Принцип индивидуального подхода в современном понимании базируется на идеях личностного подхода к обучаемому как к субъекту деятельности. Содержание этого принципа предстаёт как система индивидуализированных приёмов и способов сотрудничества учителя с учащимися в рамках современного педагогического мышления.

Принцип кооперации отражает совместную деятельность педагога с учащимися, когда каждый из участников выполняет определённые функции, при этом учитель прежде всего стремится создать условия для развития школьников, которые должны быть ориентированы на достижение новых образовательных результатов.

Учебный процесс в информационной образовательной среде строится как интегрированная система, состоящая из многих компонентов, которые соответствуют урочной, научно-исследовательской деятельности, измерению, контролю и оценке результатов обучения. Важнейшим качеством учебного процесса в такой среде на базе применения средств ИКТ является его целостность, а также взаимосвязь всех компонентов — блоков.

В состав учебного процесса в информационной образовательной среде входит пять блоков:

Ценностно-целевой;

Программно-методический;

Информационный;

Коммуникационный;

Технологический.

Не стоит забывать, что важным элементом урока в информационной образовательной среде является учебник. На смену прежним, традиционным учебникам приходит учебно-методический комплекс, включающий электронные приложения, средства методической поддержки, интернет-поддержку образовательного процесса и многое другое. Развитие информационных и коммуникационных технологий позволяет утверждать, что электронные образовательные ресурсы займут своё достойное место. Поэтому от учителя зависит, насколько выбор учебных изданий будет педагогически обоснованным.

Дидактические принципы построения урока в информационной образовательной среде являются важным педагогическим инструментом в подготовке учителем такого урока, и особенно они важны для анализа планируемых образовательных результатов.

4.Этапы проектирования урока в информационной образовательной среде.

Переход к работе в информационной образовательной среде предполагает изучение и анализ педагогом возможностей, методов, форм и средств обучения, характерных для этой среды, а также видов учебной деятельности школьников, обеспечивающих получение ожидаемых результатов.

Проектирование учебного процесса в информационной образовательной среде представляет собой реализацию определённой последовательности этапов.

Этапы подготовки урока в ИОС:

1.Определение  и анализ планируемых образовательных результатов

2.Подбор видов  учебной деятельности и методов обучения, соответствующих запланированным образовательным результатам..

3. Отбор средств обучения для реализации новых видов учебной деятельности.

В помощь учителю  разработана Технологическая карта конструирования урока в современной информационной образовательной среде, учитывающая поэтапное проектирование урока. Её использование позволит выстроить урок с учётом требований ФГОС и сэкономить усилия учителя по проектированию каждого из этапов структуры урока.

При этом каждый урок конструируется учителем с учетом как общих, так и индивидуальных особенностей школьников, исходя из условий и специфики данной общеобразовательной организации, в которой будет происходить процесс обучения.

Потенциал ИОС позволяет достичь новых образовательных результатов и предоставляет учителю большие возможности в конструировании урока.

Желаю вам успеха в освоении технологии подготовки современного урока в информационной образовательной среде.

Использованная литература:

Е.В.Чернобай Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде. М.: Просвещение, 2014

Е.О.Иванова,  И.М.Осмоловская Теория обучения в информационном обществе. М.: Просвещение, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта конструирования урока в современной информационной образовательной среде зовательной

Эта технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме "Одна и две буквы н в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных" по новым ФГОС с учетом УУД....

технологическая карта конструирования урока в современной информационной образовательной среде

Вашему вниманию предлагаю методические рекомендации по написанию технологических карт уроков русского языка и литературы в рамках новых ФГОС....

Методочическая разработка по информатике тема "Метод координат" 5 класс Урок в современной информационной образовательной среде

Учебная исследовательская задача: найти связь между числовым и графическим способами кодирования информации, научиться декодировать (кодировать) графическую информацию с помощью чисел....

Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде

В современной информационной образовательной среде учитель выступает в роли эксперта и консультанта, направляющего учебный процесс. Центром самостоятельного процесса учения становится ученик...

Доклад на тему: "Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде"

С 1 сентября 2011 года образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Новая система образования отказывается от традиционного представления рез...