Педагогическое взаимодействие учителя и ученика
презентация к уроку на тему

Лавриненкова Янина Александровна

Презентация к РМО председателей МО  классных руководителей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya1_seminar_111.pptx940.44 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Практикум для классных руководителей Педагогическое взаимодействие педагога и ученика

Слайд 2

Огниво и кремень…

Слайд 3

Невербальное общение К невербальным средствам общения относятся мимика, жесты, поза, дистанция общения. Все эти средства применяет учитель на уроке.

Слайд 4

Что бы это значило? Руки на груди- оборонительная позиция. Руки в боки – агрессивность.

Слайд 5

Дистанции общения Интимная (до 45 см – отношения матери и ребенка, влюбленных); Личностная (45-120 см – дружеское общение); Общественная (120-400 см – деловые контакты); Публичная (свыше 400 см – чтение лекции в большой аудитории, выступление на сцене).

Слайд 6

Ключ. Модели общения Да Нет Диктаторская «Монблан» 4,6,11,15,17,23 1,7,8,9,12,13,14,16, 18,19,20,21,22,24 Неконтактная «Китайская стена» 9,11,13,14,15 1,7,8,12,16,18,19,20 21 Дифференцированное внимание «Локатор» 10,14,18,20,21 2,4,6,13,15,17,23 Гипорефлексивная «Тетерев» 9,11,15,17,23,24 8,12,16,19,20,21,22 Гиперрефлексивная «Гамлет» 3,12,14,18,19,20 22,25 2,5,6,11,13,23 Негибкого реагирования «Робот» 1,2,5,6,13,15,23 7,8,9,11,16,21,24 Авторитарная «Я сама» 5,10,14,15,18,24 2,8,16,21 Активного взаимодействия «Союз» 7,8,10,16,20,21, 22 1,2,4,5,6,11,13,15, 17,23

Слайд 7

Стили педагогического общения • Модель диктаторская "Монблан" - преподаватель отстранен от обучаемых, он парит над ними, находясь в царстве знаний. Обучаемые - лишь безликая масса слушателей. Никакого личностного заимодействия. Педагогические функции сведены к информационному сообщению. Следствие: отсутствие психологического контакта, а отсюда безынициативность и пассивность обучаемых.

Слайд 8

Стили педагогического общения • Модель неконтактная ("Китайская стена") - близка по своему психологическому содержанию к первой. Разница в том, что между преподавателем и обучаемыми существует слабая обратная связь ввиду произвольно или непреднамеренно возведенного барьера общения. В роли такого барьера могут выступить отсутствие желания к сотрудничеству с какой-либо стороны, информационный, а не диалоговый характер занятия; непроизвольное подчеркивание преподавателем своего статуса, снисходительное отношение к ученикам. Следствие: слабое взаимодействие с обучаемыми, а с их стороны - равнодушное отношение к преподавателю.

Слайд 9

Стили педагогического общения • Модель дифференцированного внимания ("Локатор") - основана на избирательных отношениях с обучаемыми. Преподаватель ориентирован не на весь состав аудитории, а лишь на часть, допустим, на талантливых или же, напротив, слабых, на лидеров или аутсайдеров. В общении он как бы ставит их в положение своеобразных индикаторов, по которым ориентируется на настроение коллектива, концентрирует на них свое внимание. Одной из причин такой модели общения на занятиях может явиться неумение сочетать индивидуализацию обучения с фронтальным подходом. Следствие: нарушается целостность акта взаимодействия в системе преподаватель - коллектив учеников, она подменяется фрагментарностью ситуативных контактов.

Слайд 10

Стили педагогического общения • Модель гипорефлексная ("Тетерев") - заключается в том, что преподаватель в общении замкнут на себя: его речь большей частью как бы монологична. Разговаривая, он слышит только самого себя и никак не реагирует на слушателей. В диалоге оппоненту бесполезно пытаться вставить реплику, она просто не будет воспринята. Даже в совместной трудовой деятельности такой преподаватель поглощен своими идеями и проявляет эмоциональную глухоту к окружающим. Следствие: практически отсутствует взаимодействие между обучаемыми и обучающим, а вокруг последнего образуется поле психологического вакуума. Стороны процесса общения существенно изолированы друг от друга, учебно-воспитательное воздействие представлено формально.

Слайд 11

Стили педагогического общения • Модель гиперрефлексная ("Гамлет") - противоположна по психологической канве предыдущей. Преподаватель озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения возводятся им в абсолют,, он постоянно сомневается в действенности своих аргументов, в правильности поступков, остро реагирует на нюансы психологической атмосферы обучаемых, принимая их на свой счет. Такой преподаватель подобен обнаженному нерву. Следствие: обостренная социально-психологическая чувствительность преподавателя, приводящая к его неадекватным реакциям на реплики и действия аудитории. В такой модели поведения не исключено, что бразды правления окажутся в руках у учеников, а преподаватель займет ведомую позицию в отношениях.

Слайд 12

Стили педагогического общения • Модель негибкого реагирования ("Робот") - взаимоотношения учителя с учениками строятся по жесткой программе, где четко выдерживаются цели и задачи занятия, дидактически оправданы методические приемы, имеет место безупречная логика изложения и аргументация фактов, отшлифованы мимика и жесты, но преподаватель не обладает чувством понимания меняющейся ситуации общения. Им не учитываются педагогическая действительность, состав и психическое состояние учеников, их возрастные и этнические особенности. Идеально спланированное и методически отработанное занятие разбивается о рифы социально-психологической реальности, не достигая своей цели. Следствие: низкий эффект педагогического взаимодействия.

Слайд 13

Стили педагогического общения • Модель авторитарная ("Я - сам") - учебно-воспитательный процесс целиком фокусируется на преподавателе. Он - главное и единственное действующее лицо. От него исходят вопросы и ответы, суждения и аргументы. Практически отсутствует творческое взаимодействие между ним и аудиторией. Односторонняя активность преподавателя подавляет всякую личную инициативу со стороны обучаемых, которые осознают себя лишь в качестве исполнителей, ждут инструкций к действию. До минимума снижается их познавательная и общественная активность. Следствие: воспитывается безынициативность обучаемых, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной активности.

Слайд 14

Стили педагогического общения • Модель активного взаимодействия ("Союз") - преподаватель постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате группы и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции. Следствие: возникающие учебные, организационные и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивная.

Слайд 15

Схема трехтактного замечания Замечание «от принца» к «принцу» (техника «Я – выказывания»). Умение сделать замечание так, чтобы не обидеть собеседника, но вызвать у него желание измениться в лучшую сторону, оказывается, не только искусство, но и наука. 1. Сначала - не осуждающее описывание того, что не нравится учителю (« когда я вижу, как ты вертишься» ) 2. Затем - описание отрицательного эффекта (« а время, отведенное на работу, идет быстро и скоро закончится» ) 3. Сообщение о своих чувствах и эмоциях, относящихся к эффекту, а не к ребенку (« я очень волнуюсь, что твоя работа останется непроверенной» ). Возможен четвертый такт, который содержит просьбу (« пожалуйста, перестань»).

Слайд 16

Ситуация 1. Не выучил урок. Петров!!! Ты постоянно не готов к уроку!!!

Слайд 17

Ситуация 2. Опять опоздал. Сидоров!!! Сколько можно опаздывать?!!!

Слайд 18

Правила общения в кабинете Правила общения в кабинете ________. 1. Когда говорю я – все слушают и стараются понять меня. 2. Когда говорит другой – я слушаю и стараюсь понять его. 3. Моё мнение так же важно, как и мнение моего собеседника. 4.. Нет мнений правильных и неправильных, есть мнения разные. 5. Я сам – и вместе со всеми.

Слайд 19

Алгоритм решения педагогической конфликтной ситуации 1.Оценка учителем ситуации и осознание собственных эмоций; 2. Анализ мотивов и причин поступка ребенка; 3. Постановка педагогической цели, т.е. ответ на вопрос: «Что я хочу получить в результате педагогического воздействия?»; 4. Выбор оптимальных средств для достижения цели; 5. Практические действия педагога; 6. Анализ педагогического воздействия.

Слайд 20

Желаем успехов!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя и ученика как средство развития коммуникативной и языковой компетенций

Учебный материал содержит выступление на районной учительской научно-практической конференции....

Психолого-педагогические аспекты продуктивного взаимодействия учителя и ученика

В настоящее время в современной школе все больше и больше проявляются разногласия и трения между учителем и учениками, особенно в старших классах. Все больше и больше происходит столкновение инт...

Педагогический опыт «Проектная деятельность как успешное взаимодействие учителя и ученика в процессе обучения»

Представленный материал содержит информацию об использовании проектной деятельности в образовательной области "технология"...

Современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика.

В работе представлен опыт работы по созданию технологической карты урока.Обучение с использованием технологической карты  позволяет организовать эффективный учебный процесс, об...

Роль педагогического общения во взаимодействии учителя и учеников

Учитель и ученик - это две наиболее важные фигуры в школе.  И от того, какие отношения складываются между ними, зависит во многом успех в  процессе обучения и воспитания. В основе обучения и...

Технологическая карта урока, как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика, в соответствии с требованиями ФГОС.

С 1 сентября 2011 года образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Высказывание А. Дистервега о том, что «Развитие и образование ни од...

Методика оценки уровня развития педагогического взаимодействия учителя с учеником

Профессиональная деятельность учителя всегда связана с постоянным взаимодействием в социуме – это и ученики, и их родители, и администрация школы, и коллеги, поэтому дать полноценную оценку педа...