Модель организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ
методическая разработка (5 класс)
Создание условий для проявления и развития обучающимися своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_organizatsii_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 30.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 609 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Тема: Модель организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ
Воспитатель
группы продленного дня
Головань Инна Вениаминовна
Санкт-Петербург
2021 г.
Тема: Модель организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ
Содержание:
- Мониторинг уровня воспитанности обучающихся на начало учебного года.
- Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся.
- Формирование навыков коммуникабельности общения у учащихся с ОВЗ как средство социализации.
- Мониторинг уровня воспитанности обучающихся на начало учебного года.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития обучающимися своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Принципы организации внеурочной деятельности:
- соответствие возрастным особенностям обучающихся;
преемственность с технологиями учебной деятельности;
- опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
- опора на ценности воспитательной системы школы;
- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Модель «Школы полного дня».
Основой для модели «Школы полного дня» является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня.
Данную модель характеризует:
- создание условий для полноценного пребывания обучающегося в образовательном учреждении в течение дня;
- содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и адаптированной основной общеобразовательной программы образовательного учреждения;
- создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
- создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации обучающихся, с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления;
- построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребенка в образовательном учреждении;
- опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ.
Преимуществами данной модели являются: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая дополнительное образование, здоровьесберегающие условия.
Внеурочная деятельность ориентирована на воспитательные результаты
Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).
Таким образом, необходимо в начале учебного года (сентябрь-октябрь) и по его завершению (май) учебного года провести мониторинг уровня воспитанности обучающихся.
В октября 2021 года с целью определения уровня воспитанности учащихся
6 «А» был проведен мониторинг уровня воспитанности обучающихся на начало учебного года.
Методом исследования послужила методика Н.П. Капустина.
Мониторинг включает в себя – интеллектуальный уровень и нравственную позицию (милосердие, ответственность, справедливость , характер). Оценка результатов проводилось по 5 –балльной системе.
Всего в 6 «А» классе на начало учебного года согласно списку 12 учащихся – 9 мальчиков и 3 девочки. На момент выполнения задания отсутствующих не было (100% выполнение).
Уровень воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина) – это методика предназначенная для использования классными руководителями, воспитателями ГПД. Она включает оценивание качеств личности: любознательности, прилежание, отношение к природе, отношение к школе, эстетическое восприятие мира.
Тест:
1. Любознательность:
- мне интересно учиться
- я люблю читать
- мне интересно находить ответы на непонятные вопросы
- я всегда выполняю домашнее задание
- я стремлюсь получать хорошие отметки
- Прилежание:
- я старателен в учебе
- я внимателен
- я самостоятелен
- я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью
- мне нравится самообслуживание в школе и дома.
- Отношение к природе:
- я берегу землю
- я берегу растения
- я берегу животных
- я берегу природу.
- Я и школа:
- я выполняю правила для учащихся
- я выполняю правила внутришкольной жизни
- я добр в отношениях с людьми
- я участвую в делах класса и школы
- я справедлив в отношениях с людьми.
- Прекрасное в моей жизни:
- я аккуратен и опрятен
- я соблюдаю культуру поведения
- я забочусь о здоровье
- я умею правильно распределять время учебы и отдыха
- у меня нет вредных привычек
Оценка результатов:
5 – всегда По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка.
4 – часто В результате каждый ученик имеет 5 оценок.
3 – редко
2 – никогда
1 – у меня другая позиция
Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности. Данные заносятся в таблицу.
Средний балл
5 - 4,5 – высокий уровень (в)
4,4 – 4 – хороший уровень (х)
3,9 – 2,9 – средний уровень (с)
2,8 – 2 – низкий уровень (н)
Так же можно определить уровень воспитанности всего класса.
Сводный лист данных изучения уровня воспитанности учащихся класса
№ п/п | Фамилия, имя ученика | Любознательность | Прилежание | Отношение к природе | Я и школа | Прекрасное в моей жизни | Средний балл | Уровень воспитанности | |||||
сам. | уч. | сам | уч. | сам | уч. | сам | уч. | сам | Уч. | ||||
1 |
Результаты методики выявили, что к сожалению, наблюдается средний уровень воспитанности обучающихся на начало учебного года. Самооценка учеников, на мой взгляд, объясняется их неуверенностью в своих знаниях, у них нет стимула к учебно-познавательному процессу, у некоторых не развито уважение к себе, не адекватное отношение к своим поступкам.
У большинства учащихся отмечается низкий уровень культуры речи, что объясняется отсутствием систематического чтения (хотя бы школьных произведений), а также социальными аспектами (телевидение, окружение).
Согласно мнению самих учащихся в классе хороший уровень воспитанности.
Выводы:
В результате анализа результатов мониторинга уровня воспитанности можно сделать вывод о том, что воспитательная работа в школе находится на хорошем уровне и дает положительные результаты, но микросоциум в лице семьи, СМИ и сети Internet имеют на учащихся гораздо большее влияние, чем школа.
Рекомендации:
- развивать любознательность и интерес к учебной деятельности через организацию мероприятий познавательного характера, вовлечением в исследовательскую деятельность, творческую и спортивную;
- необходимо развивать эстетический интерес учащихся через совместные посещения культурных центров;
- необходимо привлекать учащихся к участию в благотворительных акциях;
- привлекать родителей к совместной досуговой деятельности.
2. Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности обучающихся
Социальная компетентность - означает владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, патриота, избирателя ), в социальной сфере ( потребителя, покупателя, хозяйственника), в области семейных отношений и обязанностей; в вопросах экономики и права; в профессиональном самоопределении. В эту компетентность входит умение анализировать ситуацию, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой гражданских взаимоотношений. Обучающийся овладевает необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
Социальная компетентность – это сложная система качеств личности, которая формируется из комплекса социальных знаний, социальных мотивов, социальных способностей, навыков, привычек, способов деятельности и эмоционально-чувственного опыта.
Показателями социальной компетентности являются:
- сотрудничество, работа в команде;
- коммуникативные навыки;
- способность принимать собственные решения;
- способность делать осознанный выбор;
- наличие опыта выполнения разнообразных социальных ролей;
- владение приёмами разрешения конфликтов;
- развитие личностных качеств, саморегулирование.
Так как у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеются определённые нарушения в приёме, переработке и использовании информации, получаемой из окружающего их мира, то им особенно важно обладать социальной компетентностью, т.е. полноценно жить и работать с людьми в трудовом коллективе, в команде.
Эффективным средством формирования социальной компетентности у детей с ОВЗ является внеурочная деятельность.
Внеурочная деятельность направлена на решение следующих задач:
- создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов обучающихся, укрепления их здоровья, формирование культуры питания;
- личностно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение обучающихся;
- обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации обучающихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры обучающихся;
- воспитание у обучающихся гражданственности, уважения к правам и сво- бодам человека, любви к Родине, природе, семье.
Для реализации поставленных задач необходимы следующие виды внеу- рочной деятельности:
- игровая деятельность; познавательная деятельность; досугово - развлекательная деятельность; художественное творчество: спортивно-оздоровительная деятельность; трудовая деятельность; кружковая деятельность.
Перечисленные виды деятельности дают возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир искусства, проявить и реализовать свои творческие способности, воспитывает такие положительные качества личности как трудолюбие, настойчивость, коллективизм, что способствует выработке правильной самооценки.
Результатом внеурочной деятельности являются:
-укрепление здоровья обучающихся воспитанников;
-выступления на праздниках, общешкольных мероприятиях;
-участие в школьных и районных выставках, соревнованиях;
-занятость детей из группы риска.
- Формирование навыков коммуникабельности общения у обучающихся с ОВЗ как средство социализации
Без общения с другими людьми немыслимо существование на Земле.
Коммуникабельность является одним из определяющих навыков успешного социального взаимодействия, затрагивающим как профессиональные, так и личные отношения
При проведении занятий по развитию коммуникабельности и навыков общения в стандартных ситуациях можно использовать: игры знакомства, игры по этикету; ролевые игры-шутки; упражнения на вербальную и невербальную коммуникацию; игры на развитие эмоциональных реакций и различных видов поведения в разных ситуациях.
Все эти занятия можно разделить на несколько направлений:
«Я и моё тело». Эти упражнения направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а также двигательное раскрепощение. Это важно, так, как только физический свободно чувствующий себя человек спокоен и психологически защищен. (Всё время пока идёт занятие представлять себя королевой, надуваться и сдуваться как воздушный шарик)
«Я и мой язык». Игры и упражнения, направленные на развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых, существуют и другие средства общения. (Иностранец, волшебный мешочек)
«Я и мои эмоции». Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознание своих эмоций, а также реакций других людей. Развитие умения адекватно выражать свои эмоции. (Рассматривание фотографий, определение настроения, нарисовать свою эмоцию, скинуть пиджак)
«Я и Я». Эти упражнения, направлены на развитие внимания обучающегося к самому себе, своим чувствам и переживаниям. (анкеты: «Кто Я», «Моё хорошее и моё плохое», «Как мои эмоции отражаются на теле»)
«Я и другие». Игры, направленные на развитии у обучающихся навыков совместной деятельности, чувства общности, понимание индивидуальных особенностей других людей. Формирование внимательного и доброжелательного отношения к людям и друг к другу. (Найти друг друга с закрытыми глазами и выстроиться в геометрическую либо другую фигуру, упражнение «Плот»)
«Я и моя семья». Игры и упражнения, направленные на осознание отношений внутри семьи, формирование теплого отношения к её членам, осознание себя как полноправного, понимаемого и любимого другими члена семьи.
Словарная работа. Развитию коммуникабельной компетенции способствует и словарная работа. Знакомство с новыми словами, как употреблять их в правильном контексте, шаг за шагом расширяя словарный запас учащихся.
Пословицы и поговорки.
Для придания речи образности и яркости, на занятиях по развитию речи, учим с детьми пословицы и поговорки, которые выражают народную мудрость и способны выразительно, без утомительных и сложных пояснений характеризовать что-либо, моделируем ситуации, где они будут уместны.
Сюжетно-ролевые игры.
Вместе с обучающимися необходимо рассматривать различные ситуации, где им придется контактировать с незнакомыми людьми, разыгрывать поведенческие сценарии, прививая им навыки коммуникабельного поведения, соблюдение норм речевой коммуникации.
Включения обучающихся в активные формы личностно-ориентированной деятельности оказывает на них социализирующее влияние, расширяет возможности для самоутверждения и самореализации, социальной адаптации, расширяет коммуникативные связи, возможности их интеллектуального и физического развития.
Не менее важно развивать у обучающихся познавательные компоненты трудовой деятельности: умение действовать по плану, организованно, точно и аккуратно контролировать и корректировать свои действия, адекватно применять ранее усвоенные знания, умения, навыки, формировать ценные черты личности: трудолюбие, коллективизм, самостоятельность, дисциплинированность, настойчивость, инициативность и другие, важные в социальном отношении качества.
Но педагог один не может самого главного: наполнить жизнь ребенка с ОВЗ общением со сверстниками.
Каждый человек уникален и в силу своей уникальности – не идеален. Кто- то умный, но страшный зануда, кто-то весельчак, кто-то молчун, а у кого-то сегодня просто плохое настроение и поэтому он сердится на весь мир. Все – разные.
Но есть некоторые особенности, которые присутствуют в человеке в силу определенных обстоятельств, болезни, травмы… Нужно понимать эти особенности, помогать человеку их преодолевать
Жизнь показывает, что глобальные изменения в окружающем нас мире могут начаться с малого поступка: с посаженного дерева, очищенного ручья, помощи ближнему… Поступок влечет за собой не только конкретное действие, но и положительный пример.
Таким образом, развивая коммуникативную компетентность, и взрослым, и детям нужно всегда помнить, что человек “состоит” из души, тела и дела, которое его кормит, одевает, согревает. Выбирает он не профессию в чистом виде, а нечто большее – приемлемые условия и безопасность труда, его доход, среду и “климат” общения, то есть уровень и образ жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС второго поколения.
Статья написана в помощь учителям "Технологии" для огранизации и проведения внеклассной работы с учащимися 5-7 классов....
Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС
Как ведется внеурочная деятельность в нашей школе. Что для этого предпринимается....
Организация внеурочной деятельности в условия реализации ФГОС основного общего образованиях
Выступление на методическом объединении учителей биологии и химии. Внеурочная деятельность в рамках дисциплин естественно-научного цикла....
Доклад на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы" на тему: "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ", 2016 год.
Данный материал содержит выступление на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы" (2016 год)....
Программа организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся (с внешней рецензией).
Данный материал содержит титульный лист, паспорт и внешнюю рецензию на "Программу организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающи...
Программа организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
Материал содержит титульный лист, внешнюю рецензию и паспорт программы....
Программа организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
Материал содержит титульный лист, внешнюю рецензию и паспорт программы....