Модель организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ
методическая разработка (5 класс)

Головань Инна Вениаминовна

Создание условий для проявления и развития обучающимися своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_organizatsii_vneurochnoy_deyatelnosti.docx30.91 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 609 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Тема: Модель организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ

Воспитатель

группы продленного дня

Головань Инна Вениаминовна

Санкт-Петербург

2021 г.

Тема: Модель организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ

     Содержание:

  1. Мониторинг уровня воспитанности обучающихся на начало учебного года.
  2. Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся.
  3. Формирование навыков коммуникабельности общения у учащихся с ОВЗ как средство социализации.

  1. Мониторинг уровня воспитанности обучающихся на начало учебного года.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития обучающимися своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Принципы организации внеурочной деятельности:

  • соответствие возрастным особенностям обучающихся;

преемственность с технологиями учебной деятельности;

  • опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
  • опора на ценности воспитательной системы школы;
  • свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Модель «Школы полного дня». 

Основой для модели «Школы полного дня» является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня.

Данную модель характеризует:

  • создание условий для полноценного пребывания обучающегося в образовательном учреждении в течение дня;
  • содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и адаптированной основной общеобразовательной программы образовательного учреждения;
  • создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
  • создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации обучающихся, с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления;
  • построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребенка в образовательном учреждении;
  • опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ.

Преимуществами данной модели являются: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая дополнительное образование, здоровьесберегающие условия.

Внеурочная деятельность ориентирована на воспитательные результаты

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).

Таким образом, необходимо в начале учебного года (сентябрь-октябрь) и по его завершению (май) учебного года  провести мониторинг уровня воспитанности обучающихся.

В октября 2021 года  с целью определения уровня воспитанности  учащихся

6 «А» был проведен мониторинг уровня воспитанности обучающихся на начало учебного года.

Методом исследования послужила  методика Н.П. Капустина.

Мониторинг включает в себя – интеллектуальный уровень и нравственную позицию (милосердие, ответственность, справедливость , характер). Оценка результатов  проводилось по 5 –балльной системе.

Всего в 6 «А» классе на начало учебного года согласно списку 12 учащихся – 9 мальчиков и 3 девочки.  На момент выполнения задания отсутствующих не было (100% выполнение).

Уровень воспитанности учащихся  (методика Н.П. Капустина) – это методика предназначенная для использования классными руководителями, воспитателями ГПД.  Она  включает оценивание качеств личности: любознательности, прилежание, отношение к природе, отношение к школе, эстетическое восприятие мира.

Тест:

1. Любознательность:

- мне интересно учиться        

- я люблю читать

- мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

- я всегда выполняю домашнее задание

- я стремлюсь получать хорошие отметки

  1. Прилежание:

- я старателен в учебе

- я внимателен

- я самостоятелен

- я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью

- мне нравится самообслуживание в школе и дома.

  1. Отношение к природе:

- я берегу землю

- я берегу растения

- я берегу животных

- я берегу природу.

  1. Я и школа:

- я выполняю правила для учащихся

- я выполняю правила внутришкольной жизни

- я добр в отношениях с людьми

- я участвую в делах класса и школы

- я справедлив в отношениях с людьми.

  1. Прекрасное в моей жизни:

- я аккуратен и опрятен

- я соблюдаю культуру поведения

- я забочусь о здоровье

- я умею правильно распределять время учебы и отдыха

- у меня нет вредных привычек

Оценка результатов:

5 – всегда        По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка.

4 – часто        В результате каждый ученик имеет 5 оценок.

3 – редко

2 – никогда

1 – у меня другая позиция

Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности. Данные заносятся в таблицу.

Средний балл

5 - 4,5 – высокий уровень (в)

4,4 – 4 – хороший уровень (х)

3,9 – 2,9 – средний уровень (с)

2,8 – 2 – низкий уровень (н)

Так же можно определить уровень воспитанности всего класса.

Сводный лист данных изучения уровня воспитанности учащихся класса

№ п/п

Фамилия, имя

ученика

Любознательность

Прилежание

Отношение к природе

Я и школа

Прекрасное  в моей жизни

Средний балл

Уровень воспитанности

сам.

уч.

сам

уч.

сам

уч.

сам

уч.

сам

Уч.

1

Результаты методики выявили, что к сожалению, наблюдается средний уровень воспитанности обучающихся на начало учебного года. Самооценка учеников, на мой взгляд, объясняется их неуверенностью в своих знаниях, у них нет стимула к учебно-познавательному процессу, у некоторых не развито уважение к себе, не адекватное отношение к своим поступкам.

У большинства учащихся отмечается низкий уровень культуры речи, что  объясняется отсутствием систематического чтения (хотя бы школьных произведений), а также социальными аспектами (телевидение, окружение).

Согласно мнению  самих  учащихся в классе хороший уровень воспитанности.

Выводы: 

В результате анализа результатов мониторинга уровня воспитанности можно сделать вывод о том, что воспитательная работа в школе находится на хорошем уровне и дает положительные результаты, но микросоциум в лице семьи, СМИ и сети Internet имеют на учащихся гораздо большее влияние, чем школа.

Рекомендации:

- развивать любознательность и  интерес к учебной деятельности через организацию мероприятий познавательного характера, вовлечением в исследовательскую деятельность, творческую и спортивную;

- необходимо развивать эстетический  интерес учащихся через совместные посещения культурных центров;

- необходимо привлекать учащихся к участию в благотворительных акциях;

- привлекать родителей к совместной досуговой деятельности.

2. Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности обучающихся

Социальная компетентность - означает владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, патриота, избирателя ), в социальной сфере ( потребителя, покупателя, хозяйственника), в области семейных отношений и обязанностей; в вопросах экономики и права; в профессиональном самоопределении. В эту компетентность входит умение анализировать ситуацию, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой гражданских взаимоотношений. Обучающийся овладевает необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

Социальная компетентность – это сложная система качеств личности, которая формируется из комплекса социальных знаний, социальных мотивов, социальных способностей, навыков, привычек, способов деятельности и эмоционально-чувственного опыта.

Показателями социальной компетентности являются:

  • сотрудничество, работа в команде;
  • коммуникативные навыки;
  • способность принимать собственные решения;
  • способность делать осознанный выбор;
  • наличие опыта выполнения разнообразных социальных ролей;
  • владение приёмами разрешения конфликтов;
  • развитие личностных качеств, саморегулирование.

                     Так как у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеются определённые нарушения в приёме, переработке и использовании информации, получаемой из окружающего их мира, то им особенно важно обладать социальной компетентностью, т.е. полноценно жить и работать с людьми в трудовом коллективе, в команде.

         Эффективным средством формирования социальной компетентности у детей с ОВЗ является внеурочная деятельность.

Внеурочная деятельность направлена на решение следующих задач:

  • создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов обучающихся, укрепления их здоровья, формирование культуры питания;
  • личностно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение обучающихся;
  • обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации  обучающихся к жизни в обществе;
  • формирование общей культуры обучающихся;
  • воспитание у обучающихся гражданственности, уважения к правам и сво- бодам человека, любви к Родине, природе, семье.

Для реализации поставленных задач необходимы следующие виды внеу- рочной деятельности:

  • игровая деятельность; познавательная деятельность; досугово - развлекательная деятельность; художественное творчество: спортивно-оздоровительная деятельность; трудовая деятельность; кружковая деятельность.

        Перечисленные виды деятельности дают возможность каждому обучающемуся   реально открыть для себя волшебный мир искусства, проявить и реализовать свои творческие способности,  воспитывает такие положительные качества личности как трудолюбие, настойчивость, коллективизм, что  способствует выработке правильной самооценки.

Результатом внеурочной деятельности являются:

-укрепление здоровья обучающихся воспитанников;

-выступления на праздниках, общешкольных мероприятиях;

-участие в школьных и районных выставках, соревнованиях;

-занятость детей из группы риска.

  1. Формирование навыков коммуникабельности общения у  обучающихся с ОВЗ как средство социализации

Без общения с другими людьми немыслимо существование на Земле.

Коммуникабельность является одним из определяющих навыков успешного социального взаимодействия, затрагивающим как профессиональные, так и личные отношения

При проведении занятий по развитию коммуникабельности и навыков общения в стандартных ситуациях можно использовать: игры знакомства, игры по этикету; ролевые игры-шутки; упражнения на вербальную и невербальную коммуникацию; игры на развитие эмоциональных реакций и различных видов поведения в разных ситуациях.

Все эти занятия можно разделить на несколько направлений:

«Я и моё тело». Эти упражнения направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а также двигательное раскрепощение. Это важно, так, как только физический свободно чувствующий себя человек спокоен и психологически защищен. (Всё время пока идёт занятие представлять себя королевой, надуваться и сдуваться как воздушный шарик)

«Я и мой язык». Игры и упражнения, направленные на развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых, существуют и другие средства общения. (Иностранец, волшебный мешочек)

«Я и мои эмоции». Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознание своих эмоций, а также реакций других людей.  Развитие умения адекватно выражать свои эмоции. (Рассматривание фотографий, определение настроения, нарисовать свою эмоцию, скинуть пиджак)

«Я и Я». Эти упражнения, направлены на развитие внимания  обучающегося к самому себе, своим чувствам и переживаниям. (анкеты: «Кто Я», «Моё хорошее и моё плохое», «Как мои эмоции отражаются на теле»)

«Я и другие». Игры, направленные на развитии у  обучающихся навыков совместной деятельности, чувства общности, понимание индивидуальных особенностей других людей. Формирование внимательного и доброжелательного отношения к людям и друг к другу. (Найти друг друга с закрытыми глазами и выстроиться в геометрическую либо другую фигуру, упражнение «Плот»)

«Я и моя семья». Игры и упражнения, направленные на осознание отношений внутри семьи, формирование теплого отношения к её членам, осознание себя как полноправного, понимаемого и любимого другими члена семьи.

Словарная работа. Развитию коммуникабельной компетенции способствует и словарная работа.  Знакомство с новыми словами, как употреблять их в правильном контексте, шаг за шагом расширяя словарный запас учащихся.

Пословицы и поговорки. 

Для придания речи образности и яркости, на занятиях по развитию речи, учим с детьми пословицы и поговорки, которые выражают народную мудрость и способны выразительно, без утомительных и сложных пояснений характеризовать что-либо, моделируем ситуации, где они будут уместны.

Сюжетно-ролевые игры. 

Вместе с  обучающимися необходимо рассматривать различные ситуации, где им придется контактировать с незнакомыми людьми, разыгрывать поведенческие сценарии, прививая им навыки коммуникабельного поведения, соблюдение норм речевой коммуникации.

Включения  обучающихся в активные формы личностно-ориентированной деятельности оказывает на них социализирующее влияние, расширяет возможности для самоутверждения и самореализации, социальной адаптации, расширяет коммуникативные связи, возможности их интеллектуального и физического развития.

Не менее важно развивать у обучающихся познавательные компоненты трудовой деятельности: умение действовать по плану, организованно, точно и аккуратно контролировать и корректировать свои действия, адекватно применять ранее усвоенные знания, умения, навыки, формировать ценные черты личности: трудолюбие, коллективизм, самостоятельность, дисциплинированность, настойчивость, инициативность и другие, важные в социальном отношении качества.

Но педагог один не может самого главного: наполнить жизнь ребенка с ОВЗ общением со сверстниками.

Каждый человек уникален и в силу своей уникальности – не идеален. Кто- то умный, но страшный зануда, кто-то весельчак, кто-то молчун, а у кого-то сегодня просто плохое настроение и поэтому он сердится на весь мир. Все – разные.

Но есть некоторые особенности, которые присутствуют в человеке в силу определенных обстоятельств, болезни, травмы… Нужно понимать эти особенности, помогать человеку их преодолевать

Жизнь показывает, что глобальные изменения в окружающем нас мире могут начаться с малого поступка: с посаженного дерева, очищенного ручья, помощи ближнему… Поступок влечет за собой не только конкретное действие, но и положительный пример.

Таким образом, развивая коммуникативную компетентность, и взрослым, и детям нужно всегда помнить, что человек “состоит” из души, тела и дела, которое его кормит, одевает, согревает. Выбирает он не профессию в чистом виде, а нечто большее – приемлемые условия и безопасность труда, его доход, среду и “климат” общения, то есть уровень и образ жизни.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС второго поколения.

Статья написана в помощь учителям "Технологии" для огранизации и проведения внеклассной работы с учащимися 5-7 классов....

Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

Как ведется внеурочная деятельность в нашей школе. Что для этого предпринимается....

Организация внеурочной деятельности в условия реализации ФГОС основного общего образованиях

Выступление на методическом объединении учителей биологии и химии. Внеурочная деятельность в рамках дисциплин естественно-научного цикла....

Доклад на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы" на тему: "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ", 2016 год.

Данный материал содержит выступление на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы" (2016 год)....

Программа организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся (с внешней рецензией).

Данный материал содержит титульный лист, паспорт и внешнюю рецензию на "Программу организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающи...