Рабочая программа для индивидуальных и групповых занятий по математике "Первые шаги в геометрии"
рабочая программа (5 класс) на тему
Пояснительная записка
Программа составлена на базе авторской программы И.Ф. Шарыгина и др. в соответствии с Примерной программой основного общего образования по геометрии в 5-6 классах, с учётом федерального компонента образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Методическое письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 № 03 – 1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»). Согласно базисному учебному плану общеобразовательной школы и рекомендации Министерства образования Российской Федерации выбрана данная учебная программа и учебно-методический комплект.
Учебник: «Введение в геометрию 5-6», И. Ф. Шарыгина, Л. Н. Ерганжиевой.
Математика является одним из основных системообразующих предметов школьного образования. А геометрия как важнейшая составляющая часть курса математики среди школьных предметов обусловливает ее особую роль с точки зрения всестороннего развития личности учащихся. В основе построения данного курса лежит идея гуманизации обучения, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям.
В основе курса “Наглядная геометрия” должна лежать максимально конкретная, практическая деятельность ребенка, связанная с различными геометрическими объектами. В нем не должно быть теорем, строгих рассуждений, но должны присутствовать такие темы и задания, которые бы стимулировали учащегося к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей.
Данный курс дает возможность получить непосредственное знание некоторых свойств и качеств важнейших геометрических понятий, идей, методов, не нарушая гармонию внутреннего мира ребенка. Соединение этого непосредственного знания с элементами логической структуры геометрии не только обеспечивает разностороннюю пропедевтику систематического курса геометрии, но и благотворно влияет на общее развитие детей, т.к. позволяет использовать в индивидуальном познавательном опыте ребенка различные составляющие его способностей.
Эта программа основана на активной деятельности детей, направленной на зарождение, накопление, осмысление и некоторую систематизацию геометрической информации. Такая ориентация подготовительного курса неслучайна, т.к. в систематическом курсе вся геометрическая информация представлена в виде логически стройной системы понятий и фактов. Но пониманию необходимости дедуктивного построения геометрии предшествовал долгий путь становления геометрии, начало которого было связано с практикой. Кроме того, изучение систематического курса геометрии начинается в том возрасте, когда интенсивно должно развиваться математическое мышление детей, когда реальная база для осознания математических абстракций должна быть уже заложена. Поэтому перед изучением систематического курса геометрии с учащимися необходимо проводить большую подготовительную работу, которая и предусмотрена программой “Наглядная геометрия”.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ind._i_gruppovyh_zanyatiy.docx | 48.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа «Земля родная»
«Рассмотрено на заседании МО» Руководитель МО_________Столбова Ф.В.. Протокол № 5 от « 27 » мая 2014 г. | «Рекомендовано к утверждению НМС» Заместитель директора школы по УВР МАОУ СОШ «Земля родная» ________Дубоневич В.Н. Протокол № 1 от « 30 » августа 2014 г. | «Утверждена» Директор МАОУ СОШ «Земля родная» ____________ Татаринов М.Н. Приказ № ___ от «___»______ 2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ
«ПЕРВЫЕ ШАГИ В ГЕОМЕТРИИ»
Учитель: Яцюк Ирина Владимировна
Год реализации программы: 2014/ 2015 учебный год
Класс: 5В, 6Б
Общее количество часов по плану: 35 часов
Количество часов в неделю:1 час
Рабочая программа составлена на основании авторской программы «Первые шаги в геометрии» учителя математики МОУ «Общеобразовательная гимназия №6» г.Архангельска - Суковой Надежды Иларьевны
«___» ____________ 2014 ________________
(подпись учителя)
г. Новый Уренгой
Пояснительная записка
Программа составлена на базе авторской программы И.Ф. Шарыгина и др. в соответствии с Примерной программой основного общего образования по геометрии в 5-6 классах, с учётом федерального компонента образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Методическое письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 № 03 – 1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»). Согласно базисному учебному плану общеобразовательной школы и рекомендации Министерства образования Российской Федерации выбрана данная учебная программа и учебно-методический комплект.
Учебник: «Введение в геометрию 5-6», И. Ф. Шарыгина, Л. Н. Ерганжиевой.
Математика является одним из основных системообразующих предметов школьного образования. А геометрия как важнейшая составляющая часть курса математики среди школьных предметов обусловливает ее особую роль с точки зрения всестороннего развития личности учащихся. В основе построения данного курса лежит идея гуманизации обучения, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям.
В основе курса “Наглядная геометрия” должна лежать максимально конкретная, практическая деятельность ребенка, связанная с различными геометрическими объектами. В нем не должно быть теорем, строгих рассуждений, но должны присутствовать такие темы и задания, которые бы стимулировали учащегося к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей.
Данный курс дает возможность получить непосредственное знание некоторых свойств и качеств важнейших геометрических понятий, идей, методов, не нарушая гармонию внутреннего мира ребенка. Соединение этого непосредственного знания с элементами логической структуры геометрии не только обеспечивает разностороннюю пропедевтику систематического курса геометрии, но и благотворно влияет на общее развитие детей, т.к. позволяет использовать в индивидуальном познавательном опыте ребенка различные составляющие его способностей.
Эта программа основана на активной деятельности детей, направленной на зарождение, накопление, осмысление и некоторую систематизацию геометрической информации. Такая ориентация подготовительного курса неслучайна, т.к. в систематическом курсе вся геометрическая информация представлена в виде логически стройной системы понятий и фактов. Но пониманию необходимости дедуктивного построения геометрии предшествовал долгий путь становления геометрии, начало которого было связано с практикой. Кроме того, изучение систематического курса геометрии начинается в том возрасте, когда интенсивно должно развиваться математическое мышление детей, когда реальная база для осознания математических абстракций должна быть уже заложена. Поэтому перед изучением систематического курса геометрии с учащимися необходимо проводить большую подготовительную работу, которая и предусмотрена программой “Наглядная геометрия”.
Основные цели курса:
- развивать пространственное мышление и математическую культуру;
- учить ясно и точно излагать свои мысли ;
- формировать качества личности необходимые человеку в повседневной жизни: умение преодолевать трудности ,доводить начатое дело до конца;
- помочь приобрести опыт исследовательской работы;
- обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения смежных дисциплин и продолжения образования;
- сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;
- создание запаса геометрических представлений, которые в дальнейшем должны обеспечить основу для формирования геометрических понятий, идей, методов;
- максимальное развитие познавательных способностей учащихся;
- показать роль геометрических знаний в познании мира;
- развитие интуиции и геометрического воображения каждого учащегося.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, всего по 34 часа в 5 и 6 классах.
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Итого | |
Количество недель | 9 | 7 | 10 | 8 | 34 |
Количество часов в неделю | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Количество часов в четверть | 9 | 7 | 10 | 8 | 34 |
Результаты курса:
- Учащиеся должны уметь находить в пространстве разнообразные геометрические фигуры, понимать размерность пространства. Уметь строить плоские и пространственные фигуры.
- Уметь делать оригами, изображать бордюры, орнаменты.
- Научить слушать других, уважать друзей, считаться с мнением одноклассников.
- Уметь работать в группе.
Уметь оценивать свою работу.
Содержание курса
1.Просранство и размерность, пространственные фигуры. 18 часов.
2.Геометрические головоломки и опыты. 20 часов.
3.Параллельность и перпендикулярность. 6 часов.
4.Оригами, геометрия клетчатой бумаги. 10 часов.
5.Симметрия. 16 часов.
Литература
- ШарыгинИ.Ф. ,Ерганжиева Л. Н. «Наглядная геометрия».Москва, Дрофа,2012.
- В.В. Трошин «Занимательные дидактические материалы по математике» Глобус ,Москва ,2008 .
- М.И. Башмаков «Математика в кармане «Кенгуру».Москва, Дрофа.2011.
- Е.Л. Мардухаева « Занятия математического кружка, 5 класс».
Универсальные учебные действия по каждой теме:
1.Первые шаги в геометрии:
- Регулятивные УУД:
контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном.
- Познавательные УУД:
Логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.
- Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний, постановка вопросов.
2. Пространство и размерность:
- Личностные УУД: нравственно – эстетическое оценивание, самопознание.
- Регулятивные УУД: прогнозирование в виде предвосхищения результата, контроль в форме сличения способа действия и его результата.
- Познавательные УУД: логические – синтез как составление целого из частей.
- Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.
3. Простейшие геометрические фигуры:
- Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результатов.
- Познавательные УУД – логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.
- Коммуникативные УУД – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
4. Конструирование из Т:
- Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
- Познавательные УУД: логические- анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей.
- Регулятивные УУД: коррекция в виде внесения необходимых дополнений в план в случае расхождения результата от эталона.
5.Куб и его свойства:
- Познавательные УУД: логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.
- Регулятивные УУД контроль в виде сличения с эталоном
- Коммуникативные УУД: уметь слушать других, уметь слышать, считаться с мнением других.
6. Задачи на разрезание и складывание фигур:
- Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
- Познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей и с восстановлением недостающих.
- Регулятивные УУД: прогнозирование в виде предвосхищения результата, коррекция в виде внесения необходимых дополнений в план в случае расхождения результата от эталона.
7. Решение задач на геоплане. Треугольник:
- Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном.
- Познавательные УУД: логические- анализ объекта, сравнение и классификация по заданным объектам.
8. Правильные многогранники, изготовление фигур:
- Регулятивные УУД: планирование работы , прогнозирование результата, коррекция выполненной работы.
- Познавательные УУД: логические – анализ объектов, выделение существенных признаков. Синтез как составление целого из частей.
9. Геометрические головоломки. Софизмы:
- Познавательные УУД : логические - установление причинно-следственных связей; построение логической цепочки рассуждений.
- Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном.
10. Измерение длины, площади, объёма:
- Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном.
- Познавательные УУД: анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.
11. Вычисление длины, площади и объема:
- Познавательные УУД: Логические. Построение логической цепочки рассуждений.
- Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном; планирование в виде построения последовательности промежуточных целей.
12. Окружность:
- Регулятивные УУД: оценка в виде освоения и осознания учащимися того. Что усвоено и еще подлежит усвоить.
- Познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.
13. Геометрический тренинг. Топологические опыты:
- Познавательные УУД: Логические. Анализ элементов, объединение в группы, выделение общих свойств.
- Регулятивные УУД: контроль и оценка объединения в группы.
14. Задачи со спичками. Зашифрованная переписка. Задачи, головоломки, игры.
- Познавательные УУД: Логические. Построение логической цепи рассуждений.
Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.
Установление причинно – следственных связей.
- Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном; планирование в виде построения последовательности промежуточных целей.
Условные обозначения (сокращения),
используемые в тематическом планировании базисного изучения материала по математике:
- В столбце «Тип урока»:
- К – комбинированный урок (ознакомление с новым материалом, закрепление изученного материала)
- ПЗУ – применение знаний и умений
- ОСЗ – обобщение и систематизация знаний
- В столбце «Вид контроля» (индивидуальное, фронтальное, групповое оценивание):
- СП – самопроверка
- ВП – взаимопроверка
- РК – работа по карточкам
- ФО – фронтальный опрос
- УО – устный опрос
- ИО – индивидуальный опрос
- В столбце «Средства обучения»:
- ЧИИ – чертёжные измерительные инструменты
- ДМ – дидактический материал
- НП – наглядные пособия
- РМ – раздаточный материал
- В столбце «Метод обучения»:
- ИР – информационно-развивающий
- ПП – проблемно-поисковый
- ТР – творчески-репродуктивный
- Р - репродуктивный
Развёрнутое календарно-тематическое планирование базового изучения материала по введению в геометрию - 5 класс
I четверть (9 недель по 1 уроку = 9 уроков) | |||||||||
№ урока четв. | № урока | Дата | пункт | Содержание учебного материала | Тип урока | Вид контроля | Средства обучения | Метод обучения | |
1 | 1 | 1 | Первые шаги в геометрии | К | ФО ВП СП | ЧИИ НП ДМ РМ | ИР Р | ||
2 | 2 | Первые шаги в геометрии. Решение задач | ПЗУ | ||||||
3 | 3 | 2 | Пространство и размерность | К | |||||
4 | 4 | Пространство и размерность. Решение задач | ПЗУ | ||||||
5 | 5 | 3 | Простейшие геометрические фигуры | К | |||||
6 | 6 | Простейшие геометрические фигуры | ПЗУ | СП | ПП, ТР | ||||
7 | 7 | 4 | Конструирование из Т | К | РК | ||||
8 | 8 | Конструирование из Т | ПЗУ | ВП | ИР, ПП | ||||
9 | 9 | 5 | Куб и его свойства | К | ФО | ||||
II четверть (7 недель по 1 уроку = 7 уроков) | |||||||||
1 | 10 | 5 | Куб и его свойства | ПЗУ | ПП, ТР | ||||
2 | 11 | 6 | Задачи на разрезание и складывание фигур | К | РК | ||||
3 | 12 | Задачи на разрезание и складывание фигур | ПЗУ | ||||||
4 | 13 | 7 | Треугольник | К | УО | ИР, ПП | |||
5 | 14 | Треугольник | |||||||
6 | 15 | 8 | Правильные многогранники | ||||||
7 | 16 | Правильные многогранники | ПЗУ | ФО | |||||
III четверть (10 недель по 1 уроку = 10 уроков) | |||||||||
1 | 17 | 9 | Геометрические головоломки | К | РК | ПП | |||
2 | 18 | Геометрические головоломки | ПЗУ | ВП | Р, ТР | ||||
3 | 19 | 10 | Измерение длины | К | ИО | ЧИИ НП | ИР, Р Р, ПП | ||
4 | 20 | Измерение длины | СП | ||||||
5 | 21 | 11 11 | Измерение площади и объёма | ФО ФО | |||||
6 | 22 | Измерение площади и объёма | ПЗУ | ЧИИ, ДМ | |||||
7 | 23 | 12 | Вычисление длины, площади и объёма | К | |||||
8 | 24 | Вычисление длины, площади и объёма | ПЗУ | ВП | ЧИИ НП РМ | ||||
9 | 25 | 13 | Окружность | К УО | УО, ВП | ||||
10 | 26 | Окружность | |||||||
IV четверть (8 недель по 1 уроку = 8 уроков) | |||||||||
1 | 27 | 14 | Геометрический тренинг | К | ИО | РМ ЧИИ, ДМ | ПП, ТР | ||
2 | 28 | Геометрический тренинг | ПЗУ | СП | |||||
3 | 29 | 15 | Топологические опыты | К | ВП | ||||
4 | 30 | Топологические опыты | ПЗУ | УО | |||||
5 | 31 | 16 | Задачи со спичками | К | ФО | ||||
6 | 32 | Задачи со спичками | ПЗУ | РК | ИР, ТР | ||||
7 | 33 | 17 | Зашифрованная переписка | К | ФО | ||||
8 | 34 | Зашифрованная переписка | ПЗУ | ВП | Р, ТР |
Развёрнутое календарно-тематическое планирование базового изучения материала по введению в геометрию - 6 класс
I четверть (9 недель по 1 уроку = 9 уроков) | ||||||||
№ урока четв. | № урока | Дата | пункт | Содержание учебного материала | Тип урока | Вид контроля | Средства обучения | Метод обучения |
1 | 1 | 18 | Задачи, головоломки, игры | К | ФО ВП СП | ЧИИ НП ДМ РМ | ИР Р | |
2 | 2 | 18 | Задачи, головоломки, игры. Решение задач | |||||
3 | 3 | 19 | Фигурки из кубиков и их частей | |||||
4 | 4 | 19 | Фигурки из кубиков и их частей. Решение задач | ПЗУ | РК | ПП, ТР | ||
5 | 5 | 20 | Параллельность и перпендикулярность | К | ФО | ИР | ||
6 | 6 | 20 | Параллельность и перпендикулярность. Решение задач | ПЗУ | РК | ПП, ТР | ||
7 | 7 | 21 | Параллелограммы | К | УО | ИР | ||
8 | 8 | 21 | Параллелограммы. Решение задач | |||||
9 | 9 | 22 | Координаты, координаты, координаты | ПЗУ | РК | ПП | ||
II четверть (7 недель по 1 уроку = 7 уроков) | ||||||||
1 | 10 | 22 | Координаты, координаты, координаты… Решение задач | К | ИО | ЧИИ НП | ИР | |
2 | 11 | 23 | Оригами | ФО | ИР, Р | |||
3 | 12 | 23 | Оригами. Решение задач | ПЗУ | ЧИИ, ДМ | |||
4 | 13 | 24 | Замечательные кривые | К | УО ВП | ЧИИ НП РМ | ИР ТР | |
5 | 14 | 24 | Замечательные кривые. Решение задач | |||||
6 | 15 | 25 | Кривые Дракона | |||||
7 | 16 | 25 | Кривые Дракона. Решение задач | ПЗУ | РК | ПП, ТР |
III четверть (10 недель по 1 уроку = 10 уроков) | ||||||||
№ урока четв. | № урока | Дата | пункт | Содержание учебного материала | Тип урока | Вид контроля | Средства обучения | Метод обучения |
1 | 17 | 26 | Лабиринты | К | ФО | РМ | ИР, ТР | |
2 | 18 | 26 | Лабиринты. Решение задач | ПЗУ | РК | ДМ | ПП | |
3 | 19 | 27 | Геометрия клетчатой бумаги | К | ИО | РМ | ТР | |
4 | 20 | 27 | Геометрия клетчатой бумаги. Решение задач | УО | ЧИИ | ИР Р | ||
5 | 21 | 28 | Зеркальное отражение | ФО | ЧИИ, НП | |||
6 | 22 | 28 | Зеркальное отражение. Решение задач | УО СП | ЧИИ НП РМ | ИР Р | ||
7 | 23 | 29 | Симметрия | ПЗУ | ||||
8 | 24 | 29 | Симметрия. Решение задач | К | ||||
9 | 25 | 30 | Бордюры | РК | ЧИИ, НП | ИР, ТР | ||
10 | 26 | 30 | Бордюры. Решение задач | ЧИИ, РМ | ||||
IV четверть (8 недель по 1 уроку = 8 уроков) | ||||||||
1 | 27 | 31 | Орнаменты | К | ФО | ЧИИ | ИР ТР | |
2 | 28 | 31 | Орнаменты. Решение задач | |||||
3 | 29 | 32 | Симметрия помогает решать задачи | УО | ||||
4 | 30 | 32 | Симметрия помогает решать задачи. Решение задач | ИО ВП | ЧИИ НП | |||
5 | 31 | 33 | Одно важное свойство окружности | |||||
6 | 32 | 33 | Одно важное свойство окружности. Решение задач | ПЗУ | РК | Р | ||
7 | 33 | 34 | Задачи, головоломки, игры | К | ФО | ЧИИ | ИР, Р | |
8 | 34 | 34 | Задачи, головоломки, игры. Решение задач | ПЗУ | РК | РМ | ПП |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по индивидуально-групповым занятиям по математике для учащихся 5 класса
Данный курс посвящен отработке навыков, полученных на уроке, а также некоторому углублению тем математики, изучаемых в курсе 5 класса общеобразовательной школы....
Программа индивидуально-групповых занятий по психологии "Шаги в науку"
Представленная программа носит развивающий характер и направлена на работу с обучающимися 5-х-11-х классов, проявляющими интерес и имеющими мотивацию к предметной области «психология», испытываю...
Рабочая программа "Русский язык как государственный (индивидуальные и групповые занятия с учащимися с неродным русским языком), адаптированная к коррекционно-развивающему обучению в 1-4 классах"
В школы Российской Федерации поступает большое количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья.Для данных детей русский язык не является родным и, если они не обучались по российс...
Рабочая программа «Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия»
Цель коррекционной работы: коррекция познавательной, эмоционально-волевой сферы младших подростков с умственной отсталостью, повышение самостоятельности и расширение воз-можности их общения в совреме...
Рабочая программа.Предмет:Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия. Модуль 1.
Рабочая программаПредмет: Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия. Модуль 1....
Рабочая программа учителя-дефектолога для групповых занятий с детьми дошкольного возраста
Рабочая программа составлена для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта и нарушениями речи. Содержит программы по формированию математических представлений для групповой работы с детьми от...
Адаптированная рабочая программа по "Индивидуальные и подгрупповые занятия для обучающихся с ТНР. 3 класс
Данный тип программы выбран для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом возрастных особенностей детей. Рабочая программа составлена на основании программы Общеобразовательных учреждений. «Нач...