Рабочая программа для индивидуальных и групповых занятий по математике "Первые шаги в геометрии"
рабочая программа (5 класс) на тему

Яцюк Ирина Владимировна

Пояснительная записка

 

Программа составлена на базе авторской программы И.Ф. Шарыгина и др. в соответствии с Примерной программой основного общего образования по геометрии в 5-6 классах, с учётом федерального компонента образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Методическое письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от   07.07.2005    № 03 – 1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»). Согласно базисному учебному плану общеобразовательной школы и рекомендации Министерства образования Российской Федерации выбрана данная учебная программа и учебно-методический комплект.

Учебник: «Введение в геометрию 5-6», И. Ф. Шарыгина, Л. Н. Ерганжиевой.

Математика является одним из основных системообразующих предметов школьного образования. А геометрия как важнейшая составляющая часть курса математики среди школьных предметов обусловливает ее особую роль с точки зрения всестороннего развития личности учащихся. В основе построения данного курса лежит идея гуманизации обучения, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям.

В основе курса “Наглядная геометрия” должна лежать максимально конкретная, практическая деятельность ребенка, связанная с различными геометрическими объектами. В нем не должно быть теорем, строгих рассуждений, но должны присутствовать такие темы и задания, которые бы стимулировали учащегося к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей.

Данный курс дает возможность получить непосредственное знание некоторых свойств и качеств важнейших геометрических понятий, идей, методов, не нарушая гармонию внутреннего мира ребенка. Соединение этого непосредственного знания с элементами логической структуры геометрии не только обеспечивает разностороннюю пропедевтику систематического курса геометрии, но и благотворно влияет на общее развитие детей, т.к. позволяет использовать в индивидуальном познавательном опыте ребенка различные составляющие его способностей.

Эта программа основана на активной деятельности детей, направленной на зарождение, накопление, осмысление и некоторую систематизацию геометрической информации. Такая ориентация подготовительного курса неслучайна, т.к. в систематическом курсе вся геометрическая информация представлена в виде логически стройной системы понятий и фактов. Но пониманию необходимости дедуктивного построения геометрии предшествовал долгий путь становления геометрии, начало которого было связано с практикой. Кроме того, изучение систематического курса геометрии начинается в том возрасте, когда интенсивно должно развиваться математическое мышление детей, когда реальная база для осознания математических абстракций должна быть уже заложена. Поэтому перед изучением систематического курса геометрии с учащимися необходимо проводить большую подготовительную работу, которая и предусмотрена программой “Наглядная геометрия”. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ind._i_gruppovyh_zanyatiy.docx48.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа «Земля родная»

«Рассмотрено на заседании МО»

Руководитель МО_________Столбова Ф.В..

Протокол № 5  от   « 27 » мая  2014 г.

«Рекомендовано к утверждению НМС»

Заместитель директора школы по УВР  МАОУ СОШ «Земля родная» ________Дубоневич В.Н.

Протокол №  1 от « 30 » августа  2014 г.

«Утверждена»

Директор МАОУ СОШ «Земля родная»

____________ Татаринов М.Н.

Приказ № ___ от «___»______ 2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ

«ПЕРВЫЕ ШАГИ В ГЕОМЕТРИИ»

Учитель: Яцюк Ирина Владимировна

Год реализации программы: 2014/ 2015 учебный год

Класс: 5В, 6Б

Общее количество часов по плану: 35 часов

Количество часов в неделю:1  час

      Рабочая программа составлена на основании авторской программы «Первые шаги в геометрии» учителя математики МОУ «Общеобразовательная гимназия №6»  г.Архангельска -  Суковой Надежды Иларьевны  

 «___» ____________ 2014                                                                                            ________________

                                                                                                                   (подпись учителя)

г. Новый Уренгой

Пояснительная записка

Программа составлена на базе авторской программы И.Ф. Шарыгина и др. в соответствии с Примерной программой основного общего образования по геометрии в 5-6 классах, с учётом федерального компонента образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Методическое письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от   07.07.2005    № 03 – 1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»). Согласно базисному учебному плану общеобразовательной школы и рекомендации Министерства образования Российской Федерации выбрана данная учебная программа и учебно-методический комплект.

Учебник: «Введение в геометрию 5-6», И. Ф. Шарыгина, Л. Н. Ерганжиевой.

Математика является одним из основных системообразующих предметов школьного образования. А геометрия как важнейшая составляющая часть курса математики среди школьных предметов обусловливает ее особую роль с точки зрения всестороннего развития личности учащихся. В основе построения данного курса лежит идея гуманизации обучения, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям.

В основе курса “Наглядная геометрия” должна лежать максимально конкретная, практическая деятельность ребенка, связанная с различными геометрическими объектами. В нем не должно быть теорем, строгих рассуждений, но должны присутствовать такие темы и задания, которые бы стимулировали учащегося к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей.

Данный курс дает возможность получить непосредственное знание некоторых свойств и качеств важнейших геометрических понятий, идей, методов, не нарушая гармонию внутреннего мира ребенка. Соединение этого непосредственного знания с элементами логической структуры геометрии не только обеспечивает разностороннюю пропедевтику систематического курса геометрии, но и благотворно влияет на общее развитие детей, т.к. позволяет использовать в индивидуальном познавательном опыте ребенка различные составляющие его способностей.

Эта программа основана на активной деятельности детей, направленной на зарождение, накопление, осмысление и некоторую систематизацию геометрической информации. Такая ориентация подготовительного курса неслучайна, т.к. в систематическом курсе вся геометрическая информация представлена в виде логически стройной системы понятий и фактов. Но пониманию необходимости дедуктивного построения геометрии предшествовал долгий путь становления геометрии, начало которого было связано с практикой. Кроме того, изучение систематического курса геометрии начинается в том возрасте, когда интенсивно должно развиваться математическое мышление детей, когда реальная база для осознания математических абстракций должна быть уже заложена. Поэтому перед изучением систематического курса геометрии с учащимися необходимо проводить большую подготовительную работу, которая и предусмотрена программой “Наглядная геометрия”.

Основные цели курса:

  • развивать пространственное мышление и математическую культуру;
  • учить ясно и точно излагать свои мысли ;
  • формировать качества личности необходимые человеку в повседневной жизни: умение преодолевать трудности ,доводить начатое дело до конца;
  • помочь приобрести опыт исследовательской работы;
  • обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения смежных дисциплин и продолжения образования;
  • сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;
  • создание запаса геометрических представлений, которые в дальнейшем должны обеспечить основу для формирования геометрических понятий, идей, методов;
  • максимальное развитие познавательных способностей учащихся;
  • показать роль геометрических знаний в познании мира;
  • развитие интуиции и геометрического воображения каждого учащегося.

Программа рассчитана на 1 час в неделю, всего по  34 часа в 5 и 6 классах.

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Итого

Количество недель

9

7

10

8

34

Количество часов в неделю

1

1

1

1

Количество часов в четверть

9

7

10

8

34

Результаты курса:

  • Учащиеся должны уметь находить в пространстве разнообразные  геометрические фигуры, понимать размерность пространства. Уметь строить  плоские и пространственные фигуры.
  • Уметь делать оригами, изображать бордюры,  орнаменты.
  • Научить слушать других, уважать друзей, считаться с мнением одноклассников.
  • Уметь работать в группе.

Уметь оценивать свою работу.

Содержание курса

1.Просранство и размерность, пространственные фигуры.       18 часов.

2.Геометрические головоломки и опыты.                                     20 часов.

3.Параллельность и перпендикулярность.                                     6 часов.

4.Оригами, геометрия клетчатой бумаги.                                        10 часов.

5.Симметрия.                                                                                      16 часов.  

Литература

  1. ШарыгинИ.Ф. ,Ерганжиева Л. Н. «Наглядная геометрия».Москва, Дрофа,2012.
  2. В.В. Трошин «Занимательные дидактические материалы по математике» Глобус ,Москва ,2008 .
  3. М.И. Башмаков «Математика в кармане «Кенгуру».Москва, Дрофа.2011.
  4. Е.Л. Мардухаева « Занятия математического кружка, 5 класс».


Универсальные учебные действия по каждой теме:

1.Первые шаги в геометрии:

  • Регулятивные УУД:

 контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном.

  • Познавательные УУД:

Логические  - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

  • Коммуникативные  УУД: построение речевых высказываний, постановка вопросов.

2. Пространство и размерность:

  • Личностные   УУД: нравственно – эстетическое оценивание, самопознание.
  • Регулятивные УУД: прогнозирование в виде предвосхищения результата, контроль в форме сличения способа действия и его результата.
  • Познавательные  УУД:  логические – синтез как составление целого из частей.
  • Коммуникативные УУД:  договариваться  и приходить к общему решению совместной деятельности.

3. Простейшие геометрические фигуры:

  • Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результатов.
  • Познавательные  УУД – логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.
  • Коммуникативные УУД – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 

4. Конструирование из Т:

  • Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
  • Познавательные УУД: логические- анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей.
  • Регулятивные УУД: коррекция в виде внесения необходимых дополнений в план в случае расхождения результата от эталона.

5.Куб и его свойства:

  • Познавательные  УУД: логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.
  • Регулятивные УУД контроль в виде сличения с эталоном
  • Коммуникативные УУД: уметь слушать других, уметь слышать, считаться с мнением других.

 6. Задачи на разрезание и складывание фигур:

  • Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
  • Познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей и с восстановлением недостающих.
  • Регулятивные УУД: прогнозирование в виде предвосхищения результата, коррекция в виде внесения необходимых дополнений в план в случае расхождения результата от эталона.

7. Решение задач на геоплане. Треугольник:

  • Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном.
  • Познавательные УУД: логические- анализ объекта, сравнение и классификация по заданным объектам.

8. Правильные многогранники, изготовление фигур:

  • Регулятивные УУД: планирование работы , прогнозирование результата, коррекция выполненной работы.
  • Познавательные  УУД: логические – анализ объектов, выделение существенных признаков. Синтез как составление целого из частей.

9. Геометрические головоломки. Софизмы:

  • Познавательные  УУД :  логические - установление причинно-следственных связей; построение логической цепочки рассуждений.
  • Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном.

10. Измерение длины, площади, объёма:

  • Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном.
  • Познавательные УУД: анализ объекта  с выделением существенных  и несущественных признаков.

11. Вычисление  длины, площади и объема:

  • Познавательные УУД:  Логические. Построение логической цепочки рассуждений.
  • Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном; планирование в виде построения последовательности промежуточных целей.

12. Окружность:

  • Регулятивные УУД: оценка в виде освоения и осознания учащимися того. Что усвоено и еще подлежит усвоить.
  • Познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

13. Геометрический тренинг. Топологические опыты:

  • Познавательные УУД: Логические. Анализ элементов, объединение в группы, выделение общих свойств.
  • Регулятивные УУД:  контроль и оценка объединения в группы.

14. Задачи со спичками. Зашифрованная переписка. Задачи, головоломки, игры.

  • Познавательные УУД: Логические. Построение логической цепи рассуждений.

Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

Установление причинно – следственных связей.

  • Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном; планирование в виде построения последовательности промежуточных целей.

Условные обозначения (сокращения),

используемые в тематическом планировании базисного изучения материала по математике:

  • В столбце «Тип урока»:
  • К – комбинированный урок (ознакомление с новым материалом, закрепление изученного материала)
  • ПЗУ – применение знаний и умений
  • ОСЗ – обобщение и систематизация знаний
  • В столбце «Вид контроля» (индивидуальное, фронтальное, групповое оценивание):
  • СП – самопроверка
  • ВП – взаимопроверка
  • РК – работа по карточкам
  • ФО – фронтальный опрос
  • УО – устный опрос
  • ИО – индивидуальный опрос

  • В столбце «Средства обучения»:
  • ЧИИ – чертёжные измерительные инструменты
  • ДМ – дидактический материал
  • НП – наглядные пособия
  • РМ – раздаточный материал

  • В столбце «Метод обучения»:
  • ИР – информационно-развивающий
  • ПП – проблемно-поисковый
  • ТР – творчески-репродуктивный
  • Р - репродуктивный

Развёрнутое календарно-тематическое планирование базового изучения материала по введению в геометрию -  5 класс

I четверть (9 недель по 1 уроку = 9 уроков)

№ урока четв.

№ урока

Дата

пункт

Содержание учебного материала

Тип урока

Вид контроля

Средства обучения

Метод обучения

1

1

1

Первые шаги в геометрии

К

ФО

ВП

СП

ЧИИ

НП

ДМ

РМ

ИР

Р

2

2

Первые шаги в геометрии. Решение задач

ПЗУ

3

3

2

Пространство и размерность

К

4

4

Пространство и размерность. Решение задач

ПЗУ

5

5

3

Простейшие геометрические фигуры

К

6

6

Простейшие геометрические фигуры

ПЗУ

СП

ПП, ТР

7

7

4

Конструирование из Т

К

РК

8

8

Конструирование из Т

ПЗУ

ВП

ИР, ПП

9

9

5

Куб и его свойства

К

ФО

II четверть (7 недель по 1 уроку = 7 уроков)

1

10

5

Куб и его свойства

ПЗУ

ПП, ТР

2

11

6

Задачи на разрезание и складывание фигур

К

РК

3

12

Задачи на разрезание и складывание фигур

ПЗУ

4

13

7

Треугольник

К

УО

ИР, ПП

5

14

Треугольник

6

15

8

Правильные многогранники

7

16

Правильные многогранники

ПЗУ

ФО

III четверть (10 недель по 1 уроку = 10 уроков)

1

17

9

Геометрические головоломки

К

РК

ПП

2

18

Геометрические головоломки

ПЗУ

ВП

Р, ТР

3

19

10

Измерение длины

К

ИО

ЧИИ

НП

ИР, Р

Р, ПП

4

20

Измерение длины

СП

5

21

11

11

Измерение площади и объёма

ФО

ФО

6

22

Измерение площади и объёма

ПЗУ

ЧИИ, ДМ

7

23

12

Вычисление длины, площади и объёма

К

8

24

Вычисление длины, площади и объёма

ПЗУ

ВП

ЧИИ

НП

РМ

9

25

13

Окружность

К

УО

УО, ВП

10

26

Окружность

IV четверть (8 недель по 1 уроку = 8 уроков)

1

27

14

Геометрический тренинг

К

ИО

РМ

ЧИИ, ДМ

ПП, ТР

2

28

Геометрический тренинг

ПЗУ

СП

3

29

15

Топологические опыты

К

ВП

4

30

Топологические опыты

ПЗУ

УО

5

31

16

Задачи со спичками

К

ФО

6

32

Задачи со спичками

ПЗУ

РК

ИР, ТР

7

33

17

Зашифрованная переписка

К

ФО

8

34

Зашифрованная переписка

ПЗУ

ВП

Р, ТР

Развёрнутое календарно-тематическое планирование базового изучения материала по введению в геометрию -  6 класс

I четверть (9 недель по 1 уроку = 9 уроков)

№ урока четв.

№ урока

Дата

пункт

Содержание учебного материала

Тип урока

Вид контроля

Средства обучения

Метод обучения

1

1

18

Задачи, головоломки, игры

К

ФО

ВП

СП

ЧИИ

НП

ДМ

РМ

ИР

Р

2

2

18

Задачи, головоломки, игры. Решение задач

3

3

19

Фигурки из кубиков и их частей

4

4

19

Фигурки из кубиков и их частей. Решение задач

ПЗУ

РК

ПП, ТР

5

5

20

Параллельность и перпендикулярность

К

ФО

ИР

6

6

20

Параллельность и перпендикулярность. Решение задач

ПЗУ

РК

ПП, ТР

7

7

21

Параллелограммы

К

УО

ИР

8

8

21

Параллелограммы. Решение задач

9

9

22

Координаты, координаты, координаты

ПЗУ

РК

ПП

II четверть (7 недель по 1 уроку = 7 уроков)

1

10

22

Координаты, координаты, координаты… Решение задач

К

ИО

ЧИИ

НП

ИР

2

11

23

Оригами

ФО

ИР, Р

3

12

23

Оригами. Решение задач

ПЗУ

ЧИИ, ДМ

4

13

24

Замечательные кривые

К

УО

ВП

ЧИИ

НП

РМ

ИР

ТР

5

14

24

Замечательные кривые. Решение задач

6

15

25

Кривые Дракона

7

16

25

Кривые Дракона. Решение задач

ПЗУ

РК

ПП, ТР

III четверть (10 недель по 1 уроку = 10 уроков)

№ урока четв.

№ урока

Дата

пункт

Содержание учебного материала

Тип урока

Вид контроля

Средства обучения

Метод обучения

1

17

26

Лабиринты

К

ФО

РМ

ИР, ТР

2

18

26

Лабиринты. Решение задач

ПЗУ

РК

ДМ

ПП

3

19

27

Геометрия клетчатой бумаги

К

ИО

РМ

ТР

4

20

27

Геометрия клетчатой бумаги. Решение задач

УО

ЧИИ

ИР

Р

5

21

28

Зеркальное отражение

ФО

ЧИИ, НП

6

22

28

Зеркальное отражение. Решение задач

УО

СП

ЧИИ

НП

РМ

ИР

Р

7

23

29

Симметрия

ПЗУ

8

24

29

Симметрия. Решение задач

К

9

25

30

Бордюры

РК

ЧИИ, НП

ИР, ТР

10

26

30

Бордюры. Решение задач

ЧИИ, РМ

IV четверть (8 недель по 1 уроку = 8 уроков)

1

27

31

Орнаменты

К

ФО

ЧИИ

ИР

ТР

2

28

31

Орнаменты. Решение задач

3

29

32

Симметрия помогает решать задачи

УО

4

30

32

Симметрия помогает решать задачи. Решение задач

ИО

ВП

ЧИИ

НП

5

31

33

Одно важное свойство окружности

6

32

33

Одно важное свойство окружности. Решение задач

ПЗУ

РК

Р

7

33

34

Задачи, головоломки, игры

К

ФО

ЧИИ

ИР, Р

8

34

34

Задачи, головоломки, игры. Решение задач

ПЗУ

РК

РМ

ПП


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по индивидуально-групповым занятиям по математике для учащихся 5 класса

Данный курс посвящен отработке навыков, полученных на уроке,  а также некоторому  углублению тем математики, изучаемых в курсе 5 класса общеобразовательной школы....

Программа индивидуально-групповых занятий по психологии "Шаги в науку"

Представленная программа носит развивающий характер и направлена на работу с обучающимися 5-х-11-х классов, проявляющими интерес и имеющими мотивацию к предметной области «психология», испытываю...

Рабочая программа "Русский язык как государственный (индивидуальные и групповые занятия с учащимися с неродным русским языком), адаптированная к коррекционно-развивающему обучению в 1-4 классах"

В школы Российской Федерации поступает большое количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья.Для данных детей русский язык не является родным и, если они не обучались по российс...

Рабочая программа «Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия»

Цель коррекционной работы: коррекция познавательной, эмоционально-волевой сферы младших подростков с умственной отсталостью, повышение самостоятельности и расширение воз-можности их общения в совреме...

Рабочая программа.Предмет:Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия. Модуль 1.

Рабочая программаПредмет: Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия. Модуль 1....

Рабочая программа учителя-дефектолога для групповых занятий с детьми дошкольного возраста

Рабочая программа составлена для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта и нарушениями речи. Содержит программы по формированию математических представлений для групповой работы с детьми от...

Адаптированная рабочая программа по "Индивидуальные и подгрупповые занятия для обучающихся с ТНР. 3 класс

Данный тип программы выбран для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом возрастных особенностей детей. Рабочая программа составлена на основании программы Общеобразовательных учреждений. «Нач...