Адаптированная рабочая программа по "Индивидуальные и подгрупповые занятия для обучающихся с ТНР. 3 класс
рабочая программа
Данный тип программы выбран для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом возрастных особенностей детей. Рабочая программа составлена на основании программы Общеобразовательных учреждений. «Начальные классы» (1-4), часть 1, с.91-93.Рекомендовано Департаментом общего и среднего образования Министерства образования РФ, Москва «Просвещение» 2016 год. Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Адаптированная рабочая программа для учащихся с ТНР | 49.16 КБ |
Предварительный просмотр:
1.2. Пояснительная записка
Данный тип программы выбран для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом возрастных особенностей детей. Рабочая программа составлена на основании программы Общеобразовательных учреждений. «Начальные классы» (1-4), часть 1, с.91-93.Рекомендовано Департаментом общего и среднего образования Министерства образования РФ, Москва «Просвещение» 2016 год. Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
Нормативно - правовая база для создания рабочей программы:
- «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.09 (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования» (с изменениями: приказы №1241, №2357))
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1598.
- Учебный план МБОУСОШ №24 на 2019-2020 учебный год, реализующей адаптированные программы для детей с ОВЗ (для обучающихся с ТНР, Вариант 5.2).
- Основная адаптированная образовательная программа начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (Вариант 5.2)
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
- «Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения (начальная школа)» (4-е издание);
- Авторской программы по «Индивидуальной и логопедической работе» под редакцией В.П. Канакиной.
- «Типового положения о специальном (коррекционном) учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.97г. № 288».
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.2.2821-10
Предлагаемый курс направлен на решение следующих целей:
1.Развитие коммуникативно-речевой компетенции обучающихся с ОВЗ.
2.Коррекция артикуляционной моторики, речевого дыхания, звукопроизношения.
3.Воспитание чёткой, внятной, выразительной речи.
Для достижения поставленных целей изучения курса «Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа» в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
- развивать психофизиологические механизмы, лежащие в основе устной речи:
оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания,
голоса, артикуляторной моторики, чувства ритма, слухового восприятия,
функций фонематической системы;
- обучать нормативному (компенсированному) произношению всех звуков
русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их
артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта
(параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова);
- формировать звукослоговую структуру слова;
- формировать просодические компоненты речи (темп, ритм, паузацию, интонацию, логическое ударение);
- профилактика нарушений чтения и письма.
Общая характеристика коррекционного курса
Коррекционный курс «Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа» направлен на достижение следующих задач обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов, сформулированных в образовательной программе, основной целью которой является формирование у обучающихся с речевыми нарушениями следующих составляющих речевой компетенции: лексическо-грамматической, фонетической, диалогической, монологической; овладение устной и письменной формами речи и умением применять их в различных жизненных ситуациях.
Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия играют важную роль в реализации основных целевых установок начального образования, способствуют социальной адаптации и развитию личности обучающегося с тяжёлыми нарушениями речи. Своевременное овладение правильной речью является одним из главных условий формирования полноценной личности обучающегося, гармоничного психофизического развития, успешного обучения его в школе.
Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия позволяют максимально успешно усвоить как «академический» компонент образовательных программ, так и «жизненные компетенции» позволяющие обучающемуся овладеть знаниями, умениями и навыками необходимыми для успешной социализации. Отличительными чертами данного курса являются: концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки
обучающихся к восприятию нового, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное воздействие на формирование средств языка (фонетики, фонематики, лексики, грамматики) и связной речи.
Мозаичный состав обучающихся с нарушениями речи по степени тяжести, влиянию на образовательные и коммуникативные возможности обучающихся, требуют дифференцированных и индивидуальных форм организации логопедической работы, поэтому для каждого конкретного обучающегося составляется перспективный план индивидуальной и подгрупповой логопедической работы в соответствии со специфическими нарушениями речи каждого обучающегося.
Тематическое планирование индивидуальной и подгрупповой логопедической работы включает следующие разделы:
- звукопроизношение;
- просодика;
- фонематические процессы;
- лексико-грамматический строй;
- связная речь.
Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является:
коррекция устной речи обучающихся, и профилактика и коррекция дисграфии и дислексии. Работа по компенсации нарушенного речевого развития строится в несколько этапов.
1. Диагностический.
Цель этапа: выявление индивидуальных речевых нарушений.
Содержание деятельности: обследование речи обучающихся; постановка логопедического заключения.
2. Подготовительный.
Цель этапа: подготовка к коррекции нарушенного звукопроизношения, к обучению чтению и письму.
Содержание деятельности: развитие мелкой и речевой моторики,
просодических компонентов речи; уточнение артикуляции правильно произносимых звуков; дифференциация сохранных звуков на слух и в произнесении; развитие речеслухового восприятия, элементарных форм фонематического анализа; развитие зрительно-пространственных функций.
3. Основной.
Цель этапа: коррекция нарушенного речевого развития.
Содержание деятельности: постановка, автоматизация звуков в речи; дифференциация фонетически близких звуков; дальнейшее развитие речевой моторики, слогового и фонематического анализа и синтеза; формирование лексики и грамматического строя речи.
Контроль достижения обучающимися освоения уровня знаний осуществляется в виде:
1. Стартовый (предварительный) контроль. Осуществляется в начале учебного года. Носит диагностический характер. Цель стартового контроля: зафиксировать начальный уровень подготовки ученика, имеющиеся у него знания, умения и универсальные учебные действия, связанные с предстоящей деятельностью;
2. Промежуточный, тематический контроль (урока, темы, раздела, курса); проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом;
3. Итоговое логопедическое обследование в конце учебного года.
Формы контроля:
1. стартовые диагностические работы на начало учебного года;
2. стандартизированные письменные и устные работы;
3. комплексные диагностические и контрольные работы;
4. самоанализ и самооценка (в устной форме);
5. индивидуальные накопительные портфолио обучающихся.
Формы организации учебного процесса:
-групповая;
-индивидуальная.
Описание места коррекционного курса «Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа»
Согласно учебного плана МБОУ СОШ №24 на 2019-2020 учебный год на изучение коррекционного курса «Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа» во 2 классе отводится 68 учебных часов в год, 2 часа в неделю.
Недельное, годовое распределение часов:
На индивидуальную логопедическую работу -34 ч (1ч в неделю, 34 учебные недели)
На подгрупповую логопедическую работу -34 ч (1ч в неделю, 34 учебные недели)
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностными ориентирами изучения коррекционного курса
«Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа» являются:
-ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены
бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов
нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
-ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющее жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
-ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
-ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
-ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
-ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека,
развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
-ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена
общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
-ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и счастью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
1.3.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
коррекционного курса
Результатами освоения коррекционного курса «Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты:
- определять и высказывать под руководством учителя общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы), в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор (при поддержке других участников группы и педагога), как поступить;
- принятие социальной роли обучающегося, осознание личностного смысла учения и интерес к изучаемому предмету;
- становление основ гражданской российской идентичности, уважения к своей семье и другим людям, своему Отечеству;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевой саморегуляции;
- установка на здоровый образ жизни, спокойное отношение к ошибке как рабочей ситуации, требующей коррекции, вера в себя.
Метапредметные результаты
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления (под руководством учителя);
- осуществлять контроль и оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (под руководством учителя);
- освоение логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации (под руководством учителя);
- адекватно принимать успех (неуспех) учебной деятельности и понимать их причины;
- уметь использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов;
- использовать речевые средства и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач (под руководством учителя);
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Предметные результаты
1. Развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи:
а) оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания,
б) голоса,
в) артикуляторной моторики,
г) чувства ритма
Второклассник научится:
- регулировать плавный продолжительный выдох при произнесении предложений
и текстов;
- регулировать оптимальную силу голоса;
- называть основные органы артикуляционного аппарата;
- чётко и правильно выполнять артикуляционные движения в соответствии с речевой инструкцией;
- удерживать артикуляционную позу и переключаться на другую;
- воспроизводить несложный ритм;
2. Развитие слухового восприятия, функций фонематической системы:
а) смыслоразличительная функция
б) слухопроизносительная дифференциация фонем
в) фонематический анализ и синтез
Второклассник научится:
- повторять воспринятый на слух слоговой ряд из 2 слогов
- выделять __________и сравнивать языковые единицы (звук, буква, слово);
- давать характеристику звукам русского языка: дифференцировать гласные и
согласные звуки, ударные и безударные гласные, твердые/мягкие, звонкие/глухие
согласные;
- определять последовательность, количество, место звука в словах простой звукослоговой структуры;
- выделять ударные слоги и ударные гласные в словах из 4-5 слогов,
- сравнивать две формы одного и того же слова с различным ударением;
- составлять схему дву- и трехсложного слова
- синтезу слов из 3-4 слогов, 3-5 звуков.
3.Обучение нормативному (компенсированному) произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова)
Второклассник научится:
- правильно произносить гласные и «простые» согласные (заднеязычные,
переднеязычные, губные) звуки
4. Коррекция нарушений звукослоговой структуры слова
Второклассник научится:
- воспроизводить слоговые ряды (из 3 слогов) с меняющимся ударением,
- воспроизводить серии слогов со стечением согласных (шва-ста-зва)
- самостоятельному употреблению слов сложной звукослоговой структуры
(сковородка, скворечники, представление)
5. Формирование просодических компонентов речи:
а) темпа
б) ритма,
в) паузации,
г) интонации
д) логического ударения
Второклассник научится:
- воспроизводить простой стихотворный текст в заданном темпе;
- воспроизводить простые ритмы ( // - // ) ( / - ///);
- использовать паузу для ритмической организации речи;
- различать на слух типы предложений (вопросительные, побудительные, повествовательные)
6.Профилактика нарушений чтения и письма
Второклассник научится:
- различать зрительные образы букв и графически правильно воспроизводить их;
- дифференцировать графически сходные рукописные буквы: строчные и-ш,
ш-т, в-д, у-д-з, г-р, х-с, э-е, э-с и др.; заглавные Г-П-Т, В-Д, И-Ш, Л-М, Е-З и другие;
- делить слова на слоги для переноса.
Обучающийся получит возможность научиться:
- воспроизводить интонационно верно, с соблюдением пауз и логических ударений предложения и тексты;
- демонстрировать сформированные произносительные навыки (четкое произношение, адекватную интонацию, соблюдение ритма) на материале стихотворений и связных текстов
- различать на слух слова с близкими по артикуляционным и акустическим признакам фонемами;
- дифференцировать твердые/мягкие, звонкие/глухие, свистящие/шипящие согласные;
- повторять воспринятый на слух слоговой ряд из 3 слогов;
- определять последовательность, количество, место звука в словах сложной звукослоговой структуры;
- осуществлять перенос ударения с одного слога на другой при образовании грамматических форм;
- составлять схему четырехсложного слова со стечением согласных;
- синтезу слов из 5-6 слогов, 6-7 звуков;
- произносить свистящие, шипящие, аффрикаты, сонорные звуки в прямых, обратных, закрытых слогах и слогах со стечением согласных;
- воспроизводить слоговые ряды (из 4-5 слогов) с меняющимся ударением соппозиционными звуками;
- воспроизводить серии слогов со стечением согласных и оппозиционными звуками (шос-шус-шас, рал-лар-рал);
- четко и правильно произносить звуки в многосложных словах с закрытыми слогами, стечением согласных и наличием оппозиционных звуков (кораблекрушение, мороженщица, подтверждение)
- научится воспроизводить сложный ритмический рисунок (// - // - / - ///) и
составлять простой, выделяя сильную долю (используя знакомое стихотворение);
- использовать паузу для интонационной организации речи;
- воспроизводить предложения и тексты плавно, эмоционально выразительно;
- интонационно верно, с соблюдением пауз и логических ударений воспроизводить предложения и тексты;
- обозначать мягкость согласных звуков с помощью Ь, букв и, е, ё, ю, я;
- сравнивать звуковой и буквенный состав слова;
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий (с направляющей помощью учителя), корректно сообщать товарищу об ошибках.
- включаться в диалог с учителем-логопедом и сверстниками.
- пояснять инструкцию, учебную задачу с использованием нужной терминологии.
- составлять устные связные высказывания с элементами творчества.
С учётом индивидуальных возможностей и особых образовательных
потребностей обучающихся с ТНР предметные результаты: (в редакции ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ приложение 5, раздел.5.2.п.4.4.))
Требования к результатам коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи, преодолению и профилактике нарушений чтения и письма:
- отсутствие дефектов звукопроизношения и умение различать правильное и неправильное произнесение звука;
- умение правильно воспроизводить различной сложности звукослоговую структуру слов как изолированных, так и в условиях контекста;
- правильное восприятие, дифференциация, осознание и адекватное использование интонационных средств выразительной четкой речи;
- умение произвольно изменять основные акустические характеристики голоса;
- умение правильно осуществлять членение речевого потока посредством пауз, логического ударения, интонационной интенсивности;
- минимизация фонологического дефицита (умение дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по артикуляторно –акустическим признакам);
- умение осуществлять операции языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова;
- практическое владение основными закономерностями грамматического и лексического строя речи;
- сформированность лексической системности;
- умение правильно употреблять грамматические формы слов и пользоваться
как продуктивными, так и непродуктивными словообразовательными моделями;
- овладение синтаксическими конструкциями различной сложности и их использование;
- владение связной речью, соответствующей законам логики, грамматики, композиции, выполняющей коммуникативную функцию;
- сформированность языковых операций, необходимых для овладения чтением и письмом;
- сформированность психофизиологического, психологического, лингвистического уровней, обеспечивающих овладение чтением и письмом;
- владение письменной формой коммуникации (техническими и смысловыми компонентами чтения и письма);
- позитивное отношение и устойчивые мотивы к изучению языка;
- понимание роли языка в коммуникации, как основного средства человеческого общения.
Результаты освоения содержания коррекционных курсов и подгрупповой/индивидуальной логопедической работы определяются уровнем речевого развития (I уровень, II уровень, III уровень по Р.Е. Левиной), видом речевой патологии (анартрия, дизартрия, алалия, афазия, ринолалия, заикание и пр.), структурой речевого дефекта обучающихся с ТНР. (в редакции ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ приложение 5, раздел.5.2.п.4.4.))
1.4.Содержание коррекционного курса «Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа» 2 класс (68 часов)
Фонематические процессы и звукопроизношение
Формирование навыков правильного произношения проходит несколько этапов.
На первом этапе используются неречевые упражнения, предполагающие развитие орального праксиса. Они включают комплекс артикуляционной гимнастики, изучение артикуляции звуков (постановку звуков) и слоговые упражнения. Эти виды предусматривают в основном развитие моторики органов артикуляционного аппарата.
Второй этап – развитие фонематического восприятия – очень тесно связан с артикуляционными упражнениями. Обучающиеся учатся слышать разницу между фонемами, т. е. дифференцировать их на слух, опираясь на артикуляционные и акустические признаки звуков.
Третий этап – этап интеграции, т. е. обучающиеся приобретают навыки соединения фонемы в коротких высказываниях в соответствии с позиционными условиями.
Заключительный этап – автоматизация, т. е. переход правильного произношения в привычное настолько, что оно не требует специального времени и обеспечивается двумя категориями факторов: бессознательными – посредством слушания (аудирования) и воспроизведения (говорения) и сознательными – посредством усвоения фонологических признаков звуков и особенностей их артикуляционного уклада.
Определение наличия данного звука в слове, его позиции по отношению к
началу, середине или концу слова. Определение линейной последовательности и количества звуков в слове. Различение слов, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности. Различение близких по звучанию, но разных по значению слов.
Совершенствование умения различать на слух длинные и короткие слова.
Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением согласных.
Усвоение и использование в речи слов различной звукослоговой структуры.
Лексико-грамматический строй
Уточнение и расширение запаса представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создание достаточного запаса словарных образов. Введение накопленных представлений и пассивного речевого запаса в активный словарь. Развитие понимания обобщающего значения слов, формирование доступных родовых и видовых обобщающих понятий. Расширение активного словаря обучающихся, обогащение его словами обозначающими предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Сопоставление предметов и явлений, и на этой основе обеспечение понимания и использования в речи слов-синонимов и слов- антонимов. Расширение понимания значения простых предлогов и обучение их правильному использованию в самостоятельной речи. Обеспечение усвоения притяжательных и определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных, их использование в экспрессивной речи.
Обучение использованию в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и женского рода прошедшего времени.
Практическое усвоение некоторых способов словообразования и на этой основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголов с различными приставками.
Формирование умения пользоваться несклоняемыми существительными.
Совершенствование навыка согласования прилагательных и числительных существительными в роде, числе, падеже. Совершенствование умения составлять простые и сложные предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными членами.
Развитие связной речи и речевого общения
Воспитание активного произвольного внимания к речи, совершенствование умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи. Совершенствование умения отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.
Обучение составлению рассказа-описания о предметах и объектах по образцу,предложенному плану; связному рассказу о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану. Развитие навыка пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов. Развитие коммуникативной функции речи.
Работа над просодической стороной речи. Обучение технике нижнее - диафрагмального дыхания, сознательному регулированию его ритма, правильному соотношению вдоха и выдоха, распределению выдоха на определенные речевые отрезки.
Развитие умения регулировать темп речи в зависимости о т содержания высказывания, с учетом пауз между речевыми отрезками. Развитие интонационной выразительности речи включающую в себя:
-мелодику (повышение и понижение голоса при произнесении фразы);
-фразовое и логическое ударения (выделение паузами, повышением голоса, большей
- напряженностью и долготой произношения в зависимости от смысла высказывания, тембр речи (звуковую окраску, отражающую эмоциональные оттенки)
1.5. Календарно-тематическое планирование индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с ТНР 2 класс
№ | Раздел. Тема занятия. | Дата проведения | Логопедические задачи | Коррекционные задачи |
процессы и звукопроизношение – 13 ч. | ||||
1-2 | Звукобуквенный анализ слов. | Научить определять звуко –буквенный анализ слов | Развитие фонематического слуха | |
3-4 | Деление слов на слоги | Научить делить слова на слоги | Развивать силу голоса, фонематический слух | |
5-6 | Ударение | Научить ставить правильно ударение, находить ударные и безударные слоги. | Развивать силу голоса, фонематический слух | |
7-8 | Транскрипция | Познакомить с разделением звуков на звонкие и глухие | Развивать силу голоса, фонематический слух | |
9-10 | Транскрипция | Познакомить с разделением звуков на твёрдые и мягкие | Развивать фонематическое восприятие и память | |
11-13 | Фонетический разбор слова | Научить соотносить количество и порядок расположения букв и звуков в слове | Развивать фонематическое восприятие и память | |
грамматический строй речи (33 часа) | ||||
1-2 | Значение слова. Изменение слов по числам | Познакомить с разными значениями слов. Научить изменять слова по числам | Активизация и обогащение словаря. | |
3-4 | Изменение слов по родам. | Научить различать слова по родам. | Активизация и обогащение словаря. | |
5-6 | Родственные, однокоренные слова | Научить находить однокоренные и родственные слова | Активизация и обогащение словаря. | |
7-8 | Однозначные и многозначные слова | Научить находить однозначные и многозначные слова | Активизация и обогащение словаря. | |
9-10 | Части слов | Познакомить с частями слов: корень, суффикс, приставка, окончание | Развитие зрительного восприятия и узнавания. | |
11-12 | Разбор слова по составу | Научить основам словообразовательного разбора: вычленение окончания и основы, в составе основы находить корень, приставку, суффикс. | Развитие зрительного восприятия и узнавания. | |
13-14 | Слова, обозначающие предмет | Познакомить со словами –существительными, с вопросами на который они отвечают. | Активизация и обогащение словаря. | |
15-16 | Слова, обозначающие признак предмета | Познакомить со словами –прилагательными, с вопросами на который они отвечают. | Активизация и обогащение словаря. | |
17-18 | Слова, обозначающие действия предмета | Познакомить со словами –глаголами, с вопросами на который они отвечают. | Активизация и обогащение словаря. | |
19-20 | Изменение слов, обозначающих предмет по родам | Познакомить с женским, мужским, средним родами. Учить их различать . | Активизация и обогащение словаря. | |
21-22 | Изменение слов, обозначающих предмет по числам | Продолжить работу по различению единственного и множественного числа | Активизация и обогащение словаря. | |
23-24 | Изменение слов, обозначающих действия по временам и числам. | Познакомить с настоящим, прошедшим и будущим временам глаголов | Активизация и обогащение словаря. | |
25-26 | Соединение слов в словосочетания | Учить согласовывать слова в словосочетаниях по числам и родам | Активизация и обогащение словаря. | |
27-28 | Соединение словосочетаний в предложения | Учить согласовывать словосочетания в предложениях | Активизация и обогащение словаря. | |
29-30 | Главное и зависимое слово в словосочетании | Научить в словосочетании находить главное слово и зависимое, ставить от первого ко второму вопрос. | Развитие зрительного восприятия и узнавания. | |
31-32 | Главные и второстепенные члены предложения | Учить находить в предложении основы (подлежащего и сказуемого) и второстепенных членов предложения (дополнения, обстоятельства, определения). | Активизация и обогащение словаря. | |
33 | Смысловые вопросы в словосочетаниях | Учить ставить смысловые вопросы к разным членам предложения. | Развивать логическое мышление | |
речи и речевого общения ( 22 часа) | ||||
1-2 | Текст. Основная мысль текста. | Учить определять тему и основную мысль (основное переживание) текста. | Активизация и обогащение словаря. | |
3-4 | План текста. | Учить составлять план текста и использовать его при устном изложении | Активизация и обогащение словаря. Развивать память и внимание. | |
5-6 | План изложения. | Учить составлять план текста и использовать его при письменном изложении | Активизация и обогащение словаря. Развивать память и внимание. | |
7-8 | План устного сочинения | Учить составлять план текста и использовать его при устном сочинении | Активизация и обогащение словаря. Развивать память и внимание. | |
9-10 | План письменного сочинения | Активизация и обогащение словаря. Развивать память и внимание. | ||
11-12 | Текст. Абзацы в тексте. | Учить разделять тексты на абзацы, оформляя это членение на письме. | Активизация и обогащение словаря. Развивать зрительную память и внимание. | |
13-14 | Написание письма другу. | Учить правильно оформлять элементарные письма. | Активизация и обогащение словаря. Развивать зрительную память и внимание. | |
15-16-17 | Чтение текста с последовательным пересказом | Развивать умение связно и последовательно пересказывать небольшой текст | Активизация и обогащение словаря. Развивать зрительную память и внимание. Формирование просодических компонентов речи: темпа, ритма. | |
18-19 | Составление рассказа по сюжетной картинке | Развивать умение составлять рассказ по сюжетным картинкам | Активизация и обогащение словаря. Развивать зрительную память и внимание | |
20-21 | Разучивание наизусть прозаических текстов | Развивать умение учить наизусть прозаические тексты | Развивать зрительную и слуховую память и внимание. Формирование просодических компонентов речи: интонации, логического ударения | |
22 | Разучивание наизусть стихотворных текстов | Развивать умение учить наизусть стихотворные тексты | Развивать зрительную и слуховую память и внимание. Воспроизводить простой стихотворный текст в заданном темпе; |
Итого: 68 часов
1.6. Материально- техническое обеспечение коррекционного курса «Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия»
Печатные пособия
Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения.
Демонстрационные пособия
«Алфавит»
«Лента букв» наглядное пособие для начальной школы
«Слоговая таблица»
«Разбор слова»
«Пиши правильно»
«Гласные звуки и буквы русского языка»
«Части речи»
С возможностью демонстрации (крепления, магниты)
Экранно-звуковые пособия
Презентации, отражающие темы коррекционного курса
1.7. Учебно-методическая литература:
1. Архипова Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии [Текст] Е.Ф. Архипова // Библиотека логопеда. — М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ. – 123
2. Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: методическое пособие для педагогов
дошкольных образовательных учреждений [Текст]/ И.В.Блыскина. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС. — 112 с.
3. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда [Текст]/ О.Б. Иншакова — М.: ВЛАДОС. — 280 с.
4. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика
[Текст]/Е.Н.Краузе // Практическое пособие. — СПб. : КОРОНА – Век. — 80 с.
5. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах
[Текст] / Р.И. Лалаева //Методическое пособие для учителя-логопеда. — М.: ВЛАДОС. — 224 с.
6. Селиверстов В. И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия [Текст] /В.И.Селиверстов//
Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных
заведений. — М.: ВЛАДОС. — 208 с.
8. Соломатина Г. Н. Устранение дизартрии у детей. Методы обследования и коррекции. [Текст] //Г.Н.Соломатина .,В.М. Водолацкий. — М.: ТЦ Сфера. — 160 .
1.8. Диагностическим инструментарием, подтверждающим результативность Адаптированной программы курса: «Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа» являются: - динамические наблюдения за состоянием устной речи (произношение), динамические наблюдения за состоянием чтения, динамические наблюдения за состояние письма по слуху и при списывании текста. В приложении прилагаются: заключение ПМПК от 31.05.2018 г. Протокол №256, речевая карта, индивидуальная карта, карты динамического наблюдения чтения и письма Копатевой Валерии Андреевны -18.02.2011 г.р., которой было рекомендовано обучение по АООП (вариант5.2). Коррекционная работа велась по данной АООП с 2018 г.по 2020 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Письмо» для обучающихся 8 класса ( со сложной структурой дефекта)
Целевое назначение программыЦель программы – общее развитие учащихся и коррекция их познавательных возможностей.Задачи:1.Формирование мотивации к урокам письма, умение слушать учител...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету МАТЕМАТИКА для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3 КЛАСС
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена для обучающихся 3 класса на основе учебного плана для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы дл...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Письмо» для обучающейся 5 класса для детей с ОВЗ (умеренная умственная отсталость)
Рабочая программа учебного предмета «Письмо» для обучающейся 5 класса, учебный план, которой реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными возможностями ...
Рабочая программа внеурочного курса психологических занятий для обучающихся 5 - 6 классов "Азбука психологии"
Программа внеурочного курса «Азбука психологии» предназначена для учащихся 5 -6 классов. Реализация программы осуществляется на внеурочных занятиях, где используются как коллективные, так ...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ ФГОС ООО для обучающихся 5-9 классов с ОВЗ
Адаптированная образовательная рабочая программа по технологии (Программа) составлена на основе авторской программы члена - корреспондента РАО, доктора педагогических наук В.Д. Симоненко в соответстви...
Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ для обучающихся 1-4 классов
Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ для обучающихся 1-4 классов...
Адаптированная рабочая программа по курсу «Логопедическая коррекция» для обучающихся 2-го и 3-го годов обучения в соответствии с ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость) ( вариант 9.1, 8.3)
Представленная рабочая программа предназначена для работы учителя-логопеда школьной организации, в которой обучаются и воспитываются дети с умственной отсталостью и тяжелыми нарушениями речи (ТН...