Особенности организации КТД как способа формирования творческих и коммуникативных умений учащихся.
методическая разработка на тему

Пьянкова Алена Васильевна

Данный материал использовался на педагогических чтениях по теме: "Наследие А.С. Макаренко в современном образовательном пространстве". Секция: воспитание личности в коллективе, его специфика" В архиве расположены: текстовый доклад и презентация к докладу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktd.rar739.2 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное образовательное учреждение

Кичменгско-Городецкого муниципального района

«Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Районные педагогические чтения по теме: «Наследие А.С. Макаренко в современном образовательном пространстве»

Тема: Особенности организации КТД как способа формирования творческих и коммуникативных умений учащихся.

Секция: Воспитание личности в коллективе, его специфика.

Выступление приготовила:

Квашнина Алена Васильевна,

учитель литературы

с. Кичменгский Городок

2015

«Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.»

Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей.

Современные дети проживают в нечетко ограниченном информационном социальном пространстве, испытывая влияние телевидения, Интернета, компьютерных игр, которые нередко становятся важнее, чем общение со сверстниками, воспитание учителем, обсуждение проблем за круглым столом с родителями. Виртуальность информации все чаще приводит к безжизненным познаниям, а часто и дезинформации. Ослабление связи между детьми и взрослыми, а так же разновозрастными детьми приводит к одиночеству, непонятости, неуверенности, страху. Конфликт между знаниями, полученными в школе и за ее пределами, меняет самосознание, формирует потребительское отношение к жизни. Поэтому в наши дни воспитывать так, как это делалось, скажем, тридцать лет назад, - нельзя.

Но ребенок остался ребенком, которого отличает наличие духовных потребностей, стремление к коммуникации. Воспитание в нашем обществе, в наши дни может быть полноценным лишь тогда, когда творческая деятельность становится для ребёнка потребностью, удовлетворение которой приносит высшее наслаждение.  Поэтому наша цель: раскрепощение личности, формирование гражданского самосознания, развитие его способностей к социальному творчеству, воспитание общественно-активной творческой личности, способной преумножить общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократического общества. Добиться поставленной цели можно с помощью технологии коллективной творческой деятельности, включающей в себя систему условий, методов, приемов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива взрослых и детей на принципе гуманизма.

 Ни один учитель не откажется от создания в своем классе сплоченного, дружного, организованного коллектива.

   Есть множество определений понятия «коллектив». Приведу одно из них:

Коллектив – это свободная группа трудящихся, объединенных единой целью, единым действием, организованная, снабженная органами дисциплины и ответственности. (А.С.Макаренко).

Как создать такой коллектив? Как его организовать?

Прежде всего, педагог должен овладеть технологией создания коллектива. Основной технологический прием – коллективное творческое дело. Этот термин ввел Игорь Петрович Иванов, профессор Ленинградского пединститута имени Герцена, создатель методики коллективного творческого воспитания.

КТД - это
1. Коллективное (совместная работа взрослых и детей).
2. Творческое (нестандартное, нешаблонное, создаваемое в совместной творческой деятельности детей и взрослых).
3. Дело (занятие, действие, мероприятие как забота об улучшении жизни).

Принципы технологии коллективной творческой деятельности:

  • без принуждения,
  • ребенок – субъект воспитания,
  • сочетание коллективного и индивидуального воспитания,
  • приоритет ценностей над информированностью,
  • превращение школы Знания в школу Воспитания.

И.П.Ивановым была сформирована методика коллективной организаторской деятельности, включающая несколько звеньев:

Структура КТД.

Схематично ход КТД в деятельности детских общественных объединений можно представить следующим образом:

ПЛАНИРОВАНИЕ!

                ПОДГОТОВКА!

                           ПРОВЕДЕНИЕ!

                                         АНАЛИЗ!

                                               ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ, связанное с изменением внутри и вне детского общественного объединения.

Мы выделяем  следующие этапы  подготовки и проведения КТД.
1 ЧАСТЬ – ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1. Этап задумки, накопления идей, выдвижение цели и задач, доведение их до принятия каждым участником - взрослым и школьником. При этом используются самые разнообразные приемы: коллективное общение, "продажа идей", "мозговой штурм" (атака), когда предлагается много невероятных идей. Мы организуем инициативную группу, чаще всего – это актив школы, который на основании поставленных районном задач, либо решению предыдущих КТД планирует работу. В инициативную группу входят: учителя, дети, родители ( активисты из родительского комитета) и общественность (активисты из школьного общественного актива)
Планирование КТД

Участники, зрители, жюри 1. Кто?

Определение актуальности, необходимости 2. Почему?

Определение временных рамок (сроки, продолжительность) 3. Когда?

Определение возможного места проведения мероприятия (помещение, свежий воздух) 4. Где?

Определение целей и задач 5. Зачем?

План мероприятия, его краткое описание 6. Что?

Подробное описание мероприятия 7. Как?

2. Этап начальной организации (коллективное планирование): отбор идей к осуществлению, выборы "совета дела", определение задач и функций каждого члена совета, всех участников, приглашенных гостей. Старт для нас – это линейка, либо реклама, где  сообщается тема, цель, этапы, задания.

3. Этап оповещения и доведения всех идей и содержания дела до сведения всех участников и гостей.  Это промежуточный этап в классах. Приемы: различного рода необычные афиши, другие формы оповещения - театрализация, костюмированное приглашение, необычные пригласительные билеты и письма с предложениями об участии. Создание атмосферы ожидания. Привлечение родителей и общественности на этом этапе усиливается.

4. Этап распределения поручений по подготовке отдельных фрагментов дела (по группам, индивидуальные задания): жеребьевка, творческое деление на группы, коллективное определение, кто какое поручение может выполнить наилучшим образом, личные предложения и идеи…; подготовка необходимой атрибутики и бутафории, костюмов, музыкального кино, видео-оформления.

2 ЧАСТЬ _ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
5. Проведение самого дела. Здесь несколько шагов:
" Сбор гостей, различные действия в преддверии события (представление гостей, тематические выставки, театрализованные и музыкальные эпиграфы, шуточные испытания, аттракционы, сюрпризы, символические сувениры);
" Торжественное начало, "зачин" (песенное, театрализованное, музыкальное, видео- или слайдфильм, постановка проблемных вопросов и задач, произнесение вступительных слов, чтение стихов);
" Основная часть (содержание и методика определяются основным видом деятельности, жанром избранной формы, возрастом участников, отобранным и подготовленным содержанием, избранными коллективно приемами);
" Финальная, завершающая часть (творческое подведение итогов, принятие решения или обращения, награждение победителей, общая ритуальная часть - линейка, итоговая объединяющая песня, театрализованное действие, трогательное прощание.
3 ЧАСТЬ - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ
6. Этап подведения итогов. Сначала - среди всех участников (по кругу или 
избранно все высказывают свое мнение: что было хорошо, что - не очень и как надо было делать). После этого следует психолого-педагогический анализ проведенного дела, осуществляемый педагогами. Проектируется деятельность на будущее.

        Каждый из этапов организации КТД оснащен своими методическими приемами. "Финишная" рефлексия – коллективный анализ свершенного – тоже имеет свое методическое обеспечение. На общем сборе обсуждаются три основных вопроса:

1.        Что было хорошего, что удалось и почему?

2.        Что не получилось и почему?

3.        Что предлагаем на будущее?

Принципиальное значение имеет также их последовательность.

Методика рефлексии помогает снимать психологическое напряжение, разряжать и предотвращать конфликты. Этот положительный эффект достигается, когда начинают не с "негатива", а с хорошего: что понравилось, удалось, обрадовало, кто особенно отличился, кому спасибо скажем.

Когда коллектив не только оценивает прошлое, но и намечает программу своих дальнейших действий, когда "финишная" рефлексия становится "стартовой", у людей появляется перспектива, оптимизм, желание действовать.

Сила каждого творческого дела в том, что оно требует общего поиска, дает толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому в каждом из таких дел – гибкая форма, богатое содержание, нестандартные варианты.

 

Таким образом, идут два важных процесса одновременно – формирование и сплочение коллектива и формирование личности школьника.

И.П.Иванов выделяет несколько видов КТД по направленности деятельности: Познавательные дела, Трудовые дела. Художественные дела, Спортивные дела, Экологические и Досуговые дела и др.

Общественно - политические КТД. 
Цель -  обогащение общественно-политического опыта, развитие гражданского самосознания, ведь дети – часть общества.

Самым организованным и уже проверенным временем в нашей школе является выбор актива школы. Школьная конференция, которая проходит ежегодно в сентябре содержит отчет о проделанной работе прошлого года, помогает наметить цель работы актива, сформулировать задачи, основные направления в воспитательной работе и выявить наиболее активных детей.

Трудовые КТД.

Цели - достижение конкретных трудовых задач.  Главное в том, что, трудясь на благо людей, ребенок растет гражданином своей страны.


В нашей школе ежегодными стали трудовые рейды к участникам ВОВ и труженикам тыла; участие в акции «Неделя добрых дел» и мн. др.

Познавательные КТД.

Цель – развитие у детей познавательных интересов. 

В нашей школе – это ежегодное  участие в акции «Подари 5 школе».

Экологические КТД.
Цель: приобщение к миру природы.

Наиболее понравившимся, а главное результативным стало КТД «Кормушка года»

Спортивные КТД.


Движение есть жизнь. Двигательная деятельность - главная деятельность в школе, оздоровление должно быть ежедневным и разнообразным.

Ребятам нравятся спортивные мероприятия и нравится их организовывать: мы практикуем День здоровья, месячник ЗОЖ, стенгазеты, флешмобы.

Художественные КТД.


Цель:  развивать творческие способности ребенка - сочинительские, актерские, режиссерские и др., помогают познать мир изобразительного, театрального, музыкального, циркового искусства, мир народного фольклора, дети получают практические навыки.

В классе, котором я преподаю литературу, очень часто ставлю театрализованные спектакли. Это малая, но очень эффективная форма КТД, результаты которой – это выступления  на различных праздниках.


Досуговые  КТД.
Цель – самовоспитание детей.

Организация перемен – тоже малая форма КТД, но требующая не меньшей подготовки.
Результат:

Мероприятие

КТД

  1. Организаторами и инициаторами становятся  учителя

  1. Организаторами и инициаторами становятся дети, либо общественность.
  1. Ученик – объект воспитания
  1. Ученик – субъект коллективного воспитания.
  1.  Безынициативность, отсутствие творческого процесса - создание

3. Инициативность, творчество, вовлеченность в процесс организации КТД

4.  Вовлечение в мероприятие от 5 до 20% учащихся, около 1 % родителей и общественности. (диаграмма)

4. Вовлечение в мероприятие 100 % учащихся, родителей  и общественности. (диаграмма)

5. Достижение цели: 70% и менее.

5. Достижение цели: 100% (итоги анализа)

6.  Нет проявления лидерских качеств, и мала возможность выявления одаренных детей.

6. Проявление лидерских качеств, развитие одаренных детей

7.  НЕ создает сплоченного коллектива, а делит на микрогруппы.

7. Помогает организовать микрогруппу, сплачивая их общностью дела.

8. Участие в районных и областных конкурсах – 38%, из них призовые места – 9%

8. Участие в районных и областных конкурсах – 56% из них – призовые места – 15%

9. Выполнение муниципального задания – 58 -67%

9. Выполнение муниципального задания – 74-89%

КТД дают возможность:

Ученику:

  • реализовать и развить свои способности;
  • расширить знания об окружающем мире;
  • приобрести навыки проектирования;
  • проявить организаторские умения;
  • закрепить коммуникативные навыки;
  • формировать способности к рефлексии (анализу).

Педагогу:

  • развивать творческий потенциал;
  • совершенствовать организаторские способности;
  • изучать коллектив;
  • объединить воспитанников, педагогов, родителей;
  • управлять процессом развития личности школьников;
  • развивать рефлексивные способности.

Из опыта работы хочу сказать: нет единого варианта проведения КТД. Их количество зависит от размаха. Например, в нашей школе в прошлом году был юбилей, и мы все готовили одно общее КТД, все малые формы были подчинены именно этому. В 2013 году мы провели 4 КТД. Больше – некачественно, меньше – пропадает инициатива ребят.

Каждый видит эту деятельность по-своему. В этом его прелесть: многоидейность.  Главное, чтобы была достигнута цель. Поэтому на промежуточных этапах следует инициативной группе анализировать проведенную уже работу. Ну и важным аспектом становится участие и соучастие каждого ребенка. Вот почему оно коллективное и творческое.

Тогда воспитательная работа становится счастьем, так как она рождает богатство человеческих отношений.

Используемая литература:

  1. Иванов И.П. Методика Коммунарского воспитания./ И.П. Иванов Просвещение 1990. - с. 59-63.
  2. Караковский В. Воспитательная работа в школе./ В. Караковский // КТД «Памятник Букве Е» 2008 - №1.С. 103-106.
  3. Кашкаров С.Н. Заместителя директора школы по воспитательной работе/ С.Н. Кашкаров // 2007 - №3. с. 76-77.
  4. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров.-М.:Академия, 2000. - с. 60
  5. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Г.М. Коджаспирова. - М.: Владос, 2004.-347 с.
  6. Кульневич С.В. Воспитательная работа в современной школе/ С.В Кульневич. Воронеж 2006. С. 266.
  7. Лизинский В.М. Классный руководитель/ В.М. Лизинский. // КТД 2004 - №2. С. 37-41.
  8.  Лизинский В.М. Классный руководитель/ В.М Лизинский. // Коллективные творческие дела 2007 - №8. С. 112-113.
  9. Макаренко А.С. Полн. собр. соч./А.С. Макаренко. - М., 1954 Т.II. С. 403.
  10.  Подласый И.П. Педагогика 2 ч./ Подласый И.П. 2000. С. 148.
  11.  Стефановская Т.А. Классный руководитель./ Т.А. Стефановская. - М.: Академия, 2006.-С. 111-126.
  12.  Тишина Е. Воспитательная работа в школе/Е. Тишина // Общение в коллективном деле. - 2008. - №1. - С. 119.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс. Дискуссия как форма организации учебного процесса и развития коммуникативных умений учащихся

.   Школа должна научить учится всю жизнь.Как научить этому учащихся? Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному учителю, чтобы развивать у учащихся способность брать н...

Педагогическая концепция "Формирование и развитие коммуникативных умений учащихся"

В данной статье описываются методы формирования и развития коммуникативных умений учащихся. Также к статье прилагается презентация....

Статья .Формирование коммуникативных умений учащихся на уроках физической культуры.

Формирование коммуникативных умений учащихся  на     уроках физической культуры....

« Формирование коммуникативных умений учащихся на уроках физической культуры»

   Коммуникативные умения представляют собой сложную группу качеств, в которую входят: дружеское расположение, желание и умение сообща играть, трудиться и просто общаться, ...

ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

В современной школе необходимо использование технологий и методов, которые формировали бы активную и самостоятельную позицию учащихся в учении и были направлены на развитие познавательной  и твор...