Использование оборудования Lego Dakta Spektra при формировании коммуникативных умений учащихся в ГОУ СКО школа-интернат VIII вида № 79 на логопедических занятиях
статья по теме
Использование оборудования Lego Dakta Spektra.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование оборудования Lego Dakta Spektra
при формировании коммуникативных умений учащихся
в ГОУ СКО школа-интернат VIII вида № 79
на логопедических занятиях
Колобаева Ирина Николаевна
учитель-логопед
ГОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной
школы-интерната VIII вида № 79
Использование оборудования Lego Dakta Spektra
при формировании коммуникативных умений учащихся
в ГОУ СКО школа-интернат VIII вида № 79
на логопедических занятиях
Проблема поиска эффективных путей обучения и воспитания детей с проблемами в развитии является приоритетной в современной дефектологии. Важная роль в этом процессе, несомненно, принадлежит развитию коммуникативной функции речи. Несовершенство коммуникативных умений учащихся с нарушением интеллекта, их речевая инактивность, осложняет процесс свободного общения, затрудняет развитие речемыслительной и познавательной деятельности детей, препятствуют созданию условий для успешной социальной адаптации выпускников. Совершенствование системы образования требует постоянного внимания к организации логопедической работы, более полного использования потенциальных интеллектуальных и речевых возможностей умственно отсталых школьников с целью повышения эффективности процесса обучения и улучшения их подготовленности к жизни. Рациональное определение перспективной индивидуальной дифференцированной помощи способствует разработке и внедрению в логопедическую практику специальных образовательных учреждений VIII вида оборудования Lego Dakta Spektra.
Образовательный отдел Lego dakta функционирует с 1989 года, был образован от выпускающей игровые конструкторы фирмы "Lego", основан Ole Kirk Christiansen в 1932 году в Дании. Термин Lego официально зарегистрирован 1 мая 1954 года и переводится как "хорошо и весело играть вместе" В настоящие время в образовательной корпорации имеются и компьютерные учебные программы. Представители образовательной корпорации групп Lego считают, что система Lego Dakta Spektra концептуально предназначена для организации оптимального познания учащимися окружающего мира через практическую деятельность.
Мы провели исследование, целью которого явилось изучить влияние оборудования Lego Dakta Spektra на формирование коммуникативных умений учащихся 4 классов СКО школы-интерната VIII вида №79. В процессе исследования нами использовались методы теоретического поиска и методы изучения педагогического процесса- наблюдение и педагогический эксперимент. Исследование проводилось 2005-2006 и 2006-2007 учебный год на базе СКО школы-интерната VIII вида № 79 г. Москвы. В эксперименте принимали участие учащиеся 4 классов. На логопедических занятиях нами было проведено обследование школьников до использования оборудования Lego Dakta Spektra.
Целью обследования явилось выявить навык коммуникативных умений детей с различными речевыми и интеллектуальными возможностями.
Объектом исследования явился процесс развития коммуникативной функции речи учащихся.
Предметом исследования стал педагогический процесс формирования речевой коммуникации учащихся 4 классов с речевым и интеллектуальным недоразвитием.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что успешное развитие коммуникативной функции речи умственно отсталых учащихся 4 классов может быть улучшено за счет внедрения в логопедический и педагогический процесс оборудования Lego Dakta Spektra.
В начале учебного года результаты обследования показали низкий уровень развития коммуникативных навыков, ответы были неполными, предложения простыми, использовался своеобразный порядок слов. В диалоге использовались неязыковые факторы (мимика, жест, общая ситуация, эмоциональный настрой).Все дети, участвовавшие в исследовании, были направлены на обучение в школу вида по решению ПМПК с соответствующим заключением об интеллектуальном недоразвитии. Каждому ребенку предлагалось выбрать одну из картинок, по которой он мог бы составить рассказ. После нескольких минут самостоятельной подготовки рассказы заслушивались. Далее по каждой из картинок организовывалась беседа. Цель беседы- помочь детям понять изображенный на картинке сюжет, подготовить их к речевым высказываниям.. Ответы учащихся мы делили на правильные, частично правильные и неправильные.
- под правильным ответом мы подразумевали полное развернутое высказывание ребенка;
- под частично правильным мы подразумевали использование высказываний с нарушением структуры предложения;
- неправильными мы считали ответы детей, которые не смогли охарактеризовать иллюстрацию;
Таким образом, мы пришли к выводу, что у детей с нарушением интеллекта отмечается крайне низкий уровень коммуникативных функций, недоразвитие мыслительных операций, таких как анализ, синтез, а также неумение устанавливать логические зависимости. У детей отмечалась низкая работоспособность и незаинтересованность в положительном выполнении задания. Для устранения данных недостатков нами было организовано и проведено экспериментальное обучение, целью которого было найти наиболее эффективные и современные средства развития коммуникативной функции речи. На различных этапах логопедических занятий мы использовали оборудование Lego Dakta Spektra.
Разнообразные конструкторы нами использовались при работе над темами: "Предложение", "Восстановление нарушенного порядка слов в предложении", "Составление схем предложения", а также в игровых моментах и беседах на темы: "Моя улица", "Мой дом". Выполнение заданий включали в себя этапы работы: беседы, экскурсии, рисунки, конструирование. Также нами была проведена совместная работа с педагогами и психологами. Также из оборудования нами использовались "Политры". Предлагаемое пособие представляет собой основу (изготовленную из древесины или пластмассы) и трафареты (изготовленные из бумаги или картона), которые накладываются на данную основу. На основе имеются ячейки круглой формы. В количестве 12 штук, которые располагаются по краю в круговом порядке. К пособию прилагаются фишки круглой формы. Фишки имеют разные цвета, и используются в соответствии с заданием на трафарете. "Политры" нами использовались при изучении таких тем:"Дифференциация слов-предметов, слов-действий предметов и слов-признаков предметов", "Структура предложения", "Дифференциация согласных и гласных звуков", "Дифференциация звонких и глухих согласных".
После проведения исследования по аналогичным заданиям, мы получили следующие результаты.
Таким образом, мы предположили, что использование в процессе обучения умственно отсталых школьников оборудования Lego Dakta Spektra значительно повышает коммуникативную функцию речи, участие в познании окружающего мира, максимального количества анализаторов, сочетание наглядных, практических и вербальных средств, конкретизирует чувственный опыт детей, и создают ту основу, на базе которой формируется связная речь.
Список литературы:
1. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью «Лего».- М., 2003 г.
2. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми.- М., 1987 г.
3. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной коррекционной школе.- М., 1999 г.
4. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы.- М., 1977 г.
5. Полякова Э. Методическая разработка к методическим пособиям «Лего Дакта» для специальных школ.- М., Институт новых технологий 1995 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг на сплочени коллектива для учащихся 5-6 классов школы-интерната №6 VIII вида
В данном тренинге, представлены игры, в процессе которых происходит процесс сплочения детского коллектива....
Обобщение опыта "Формирование коммуникативных навыков способствующих подготовке воспитанников школы-интерната к самостоятельной жизни"
Обощение опыта...
Обобщение опыта "Формирование коммуникативных навыков способствующих подготовке воспитанников школы-интерната к самостоятельной жизни"
Обобщение опыта...
Конспект открытого урока по истории России в Специальной (коррекционной) школы - интернат №9 VIII вида.
Конспект открытого урока по истории России в 8 классе на тему "Полтавская битва"...
Организация работы с подопечной и неблагополучной семьей в школе интернате 8 VIII вида № 102
Несмотря на позитивность принимаемых в последние годы мер, проблемы семейного неблагополучия остаются крайне острыми.Семейное неблагополучие-комплексная социальная проблема, которая заключается в нару...
Презентация к выступлению на педсовете "Формирование общетрудовых умений и навыков в (коррекционной) школе VIII вида"
Презентация к выступлению на педсовете "Формирование общетрудовых умений и навыков в (коррекционной) школе VIII вида"...
Доклад:" Формирование речи как средство развития коммуникативных умений и социальных навыков учащихся школы VIII вида"
В данном материале освящены приемы и методы работы по созданию в школе адаптивной коррекционной среды, которая способствует формированию и развитию активной речи учащихся с умственной отсталостью....