Мастер-класс. Дискуссия как форма организации учебного процесса и развития коммуникативных умений учащихся
материал (история) по теме
. Школа должна научить учится всю жизнь.
Как научить этому учащихся? Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному учителю, чтобы развивать у учащихся способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, критически относится к явлениям природы и общества, то есть реализовать ключевые компетенции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_1.ppt | 289.5 КБ |
prilozhenie_2.doc | 115.5 КБ |
prilozhenie_3.doc | 59.5 КБ |
master-klass._diskussiya_kak_forma_organizatsii_uchebnogo_protsessa.doc | 134.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ДАСТ Эталон успешности ученика в контексте требований личностно-ориентированного обучения «Д» доверие (ключевая компетенция – умение ученика сотрудничать) «А» активность (компетенция – готовность ученика нести ответственность за решение учебных задач) «С» самостоятельность (компетенция – умение ученика самостоятельно искать, перерабатывать, оценивать информацию) «Т» творчество (компетенция - умение ученика находить новые решения, ходить за рамки алгоритма)
Это решит Компетентностный подход Современная педтехнология Формирование ключевых компетенций
Ключевые компетенции Исследовательские Социально-личностные Коммуникативные Организаторские
Современные педагогические технологии Деятельностный подход Компетентностный подход Личностно-ориентированное обучение Интерактивное обучение Проблемное обучение
Мотивационной – стимулирует познавательный интерес учащихся, побуждает их к интеллектуальному общению и сотрудничеству. Волевой – воспитывает уверенность в себе, настойчивость, целеустремлённость. Саморегуляционной – формирует навыки контроля за своим поведением. Предметно – практической – учащиеся приобретают позитивный опыт решения спорных вопросов . Экзистенционной – воспитывает уважительное отношение к людям. Влияние технологии на развитие сфер личности
Методы интерактивного обучения Ролевые игры Мозговой штурм Дискуссия Различные виды групповых работ
Умения и навыки самостоятельно искать, добывать и перерабатывать информацию критически мыслить сотрудничать и организовывать деятельность в группе осмысливать и оценивать ее
Что есть дискуссия? Слово «дискуссия» происходит от латинского « discussio » - рассмотрение, исследование. Дискуссия – публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов. Дискуссия часто рассматривается как метод, активизирующий процесс обучения, изучения сложной темы, проблемы. Дискуссия – форма урока, которая призвана выявить существующее многообразие точек зрения учащихся на какую-либо проблему и при необходимости провести всесторонний анализ каждой из точек зрения.
Цели дискуссии: Выяснение мнения по поводу того или иного вопроса; Анализ проблемной ситуации; Поиск нового варианта решения; Достижение максимального согласия участников дискуссии по обсуждаемой проблеме.
Отличие спора от дискуссии . Спор Дискуссия 1. Цель Доказать правоту Найти истину. решение, выход из ситуации 2.Предмет обсуждения Конкретный, незначительный Важный, глобальный 3. Итог Направлен на результат Направлена на процесс обсуждения
Правила ведения дискуссии. Помните о цели дискуссии. С уважением относитесь к мнению другого человека, любое мнение – это точка зрения человека. Она имеет право на существование. Любое высказывание должно быть аргументировано. Придерживайтесь дружелюбного тона. Не спорьте ради спора. В дискуссии могут участвовать только те, кто открыт для другой точки зрения и терпим к иному мнению. Знание правил ведения дискуссии способствует эффективному протеканию процесса обсуждения и выработке решения.
Семь вариантов протекания дискуссии. (по Андрееву ) Эвристический подход Логический подход Авторитарный подход Критикующий подход Демагогический подход Прагматический подход
Формы дискуссии. «Круглый стол» «Заседание экспертной группы» «Форум» «Симпозиум» «Классические дебаты» «Судебное заседание» «Аквариум» «Экспресс дискуссия » «Дискуссия от имени» «Ролевая дискуссия» «Либеральный клуб» «Карусель» «Текстовая дискуссия»
. Дискуссия предполагает Активный обмен мнениями между участниками Рассмотрение проблемы с разных позиций Многосторонняя коммуникация Поиск нового решения, мнения
Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание проблемных ситуаций под руководством учителя и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Условием успешности проблемного обучения являются: проблематизация учебного материала (дети вначале удивляются, а затем от присущего им любопытства стараются разрешить проблему); активность ребёнка (знания должны усваиваться с аппетитом); жизненные параллели; актуальность.
Технологическая схема проблемного урока Приёмы создания проблемных ситуаций: Подвести учащихся к противоречию и предложить самостоятельно найти способ разрешения. Излагать несколько точек зрения на один и тот же вопрос. Постановка проблемной задачи с недостаточными данными, с противоречивыми данными, с ограниченным временем решения. учитель ученик Организует поиск решения Направляет учащихся на её решение Создаёт проблемную ситуацию Формирует своё отношение к проблеме Приобретает новые знания и способы работы с материалом Субъект своего обучения
Тема: Русь в XVI веке: Иван Грозный и его время. Цель: проследить преемственность в деятельности Ивана IV как наследника политики Московских князей, направленной на укрепление централизованного государства через усиления самодержавия, складывания и расширения территории государства, нарастанием глубокой пропасти между обществом и государством, кризиса нравственности в условиях самовластия царской власти.
В1 – рассмотреть процесс завершения складывания модели традиционного общества, российской цивилизации, начаты временем Андрея Боголюбского, характер реформ избранной Рады и ее направленность Урок 1 Время Ивана Грозного – время складывания новой системы власти. Мозговой штурм: 1) В чем проявилась тенденция усиления центральной власти во время правления Ивана IV. 2) Как она закрепилась во время правления Василия III. 3) Какую роль играла теория «Москва – III Рим» и «Сказание о князьях владимирских». 4) Венчание на царство 1547 – смысл и последствия. Деспотическая формула власти – закономерность или стечение обстоятельств Урок 2 Реформы избранной рады и их роль в укреплении государства. Групповая работа. Цели и характер изменений: 1) в центральном аппарате; 2) местном самоуправлении; 3) церковной политике; 4) социальная политика. Урок 3 Опричнина - взгляд историков, оценка современников. Круглый стол – анализ точек зрения Н. Карамзина, В. Ключевского, В. Соловьева, НКостомарова. Причины опричнины. В2 – рассмотреть содержание внешней и внутренней политики Ивана IV с точки зрения исторического варианта укрепления государства через идею незыблемости воли его главы. Урок 4 Опричнина как символ выбора самодержавной формы правления. Групповая работа. Объяснить определения опричнины как: а) системы мер, направленных на укрепление самодержавия и усиления крепостничества; б) особая группа царских поданных, отделенная от всех; в) аппарат государственного террора; г) территория, выделенная из состава государства. Урок 5 Зарождении империи. Групповая работа с опорными схемами «Заполни пропуски» и контурной картой. Урок 6 Итоговое обобщение. Дискуссия. Время Ивана IV как тупиковая модель общества и государства
Урок – дискуссия в 10 классе «Иван Грозный – тиран или герой?» 1позиция: «Иван Грозный – тиран» 2 позиция: «Иван Грозный – герой»
Результат Развитие навыков самостоятельной работы Устной монологической речи Самостоятельность в суждениях и оценках Развитие коммуникативных навыков Толерантное отношение
Мастер-класс «Дискуссия как форма организации учебного процесса и развития коммуникативных умений учащихся» Составила: Журмухамбетова М.Б. учитель истории и обществознания высшей категории МБОУ «Благодарновская СОШ» Тюльганский район. Оренбургская область.
Предварительный просмотр:
Урок – дискуссия в 10 классе «Иван Грозный – тиран или герой?» Цель: продолжить формирование у учащихся представления об истории России XVI века. Задачи: 1. Охарактеризовать период правления Ивана IV Грозного посредством анализа его внутренней и внешней политики. 2. Формировать навык отбора нужных аргументов из приведенной совокупности фактов; развивать умение представлять свою точку зрения и аргументировано ее отстаивать; развивать восприятие и внимание. 3. Формировать культуры выступления (учащиеся учатся контролировать громкость голоса, количество сказанного), развивать умение тактично высказывать комментарии. Форма учебной дискуссии – техника аквариума.
Ход урока
1. Организационный момент (2 минуты): учитель сообщает учащимся тему, задачи и форму урока, ставит проблему, обозначенную в теме.
2. Вводная часть (8 минут). Прежде чем, анализировать правление Ивана Грозного, учитель предлагает учащиеся вспомнить из курса 9 класса основные факты этого периода истории России.
3. Дискуссия (25 минут). Учитель делит учащихся на 4 группы (учащиеся вытягивают билетики, которые с обратной стороны окрашены в разные цвета; в зависимости от того, какого цвета билетик, учащиеся относятся к той или иной группе), определяет 4 экспертов; объясняет правила дискуссии: из материалов, которые будут розданы каждой группе, 2 группы учащихся выбирают аргументы, свидетельствующие о том, что Иван Грозный – тиран, другие 2 группы выбирают аргументы, свидетельствующие о том, что Иван Грозный – герой. Каждая группа должна выбрать спикера, который затем будет представлять позицию всей группы. Эксперты наблюдают за обсуждением в группе и в блокнотах фиксируют самые удачные и правильные на их взгляд идеи, мысли. После обсуждения вопроса по группам спикеры собираются в центре и отстаивают позицию группы. Учащиеся рассаживаются по группам, каждый из экспертов присоединяется к одной из групп. Каждая группа учащихся получает раздаточный материал с высказываниями современников Ивана Грозного и ученых – историков о его внутренней и внешней политике. Также учащиеся получают таблицы, которые должны сообща заполнить:
- таблица для групп, которые отстаивают позицию «Иван Грозный – тиран»:
Неудачи внутренней политики Ивана Грозного | Неудачи внешней политики Ивана Грозного |
|
|
- таблица для групп, которые отстаивают позицию «Иван Грозный – герой»:
Успехи внутренней политики Ивана Грозного | Успехи внешней политики Ивана Грозного |
|
|
Учитель определяет время работы учащихся по группам – 5 минут. Через 5 минут представители групп (спикеры) собираются в центре, где отстаивают позиции своих групп, используя заполненные таблицы. Учитель объясняет, что кроме них, никто не может высказаться, но можно передавать указания с помощью записок или взять тайм-аут для консультаций. Эксперты также собираются в центре, наблюдают за дискуссией, которую ведут спикеры, отмечают в блокнотах их интонацию, громкость голоса, четкость формулировок, умение слушать одноклассников и т.д. Обсуждение продолжается 5 минут.
4. Подведение итогов (5 минут). Слово дается экспертам, которые выделяют наиболее удачные и правильные идеи, мысли в каждой из групп. Предлагают их авторам озвучить для всего класса, если это не сделали спикеры. Затем эксперты оценивают дискуссию спикеров в «аквариуме». Учитель подводит окончательный итог дискуссии в «аквариуме». Результатом такой дискуссии должна стать выработка согласованного решения: ответа на вопрос, который обозначен в теме урока.
III. Заключительный этап
Подвести итоги дискуссии. Рефлексия.
Оценки за урок.
Предварительный просмотр:
Приложение 3. Памятки для учащихся.
Памятка «Правила ведения дискуссии»
Внимательно слушай оппонента (не перебивай).
Во время выступления оппонентов делай заметки, чтобы прояснить все, что кажется непонятным, задав оппоненту вопросы.
Старайся выработать общую точку зрения с другими участниками на основе фактических сведений.
Откажись от агрессии, будь позитивно настроен.
Критикуя, предлагай.
Соблюдай регламент.
Критикуй идеи, а не личность.
Терпимо относись к другим мнениям и позициям.
Сдерживай эмоции.
Развивай дискуссию, не повторяйся.
Иллюстрируй мысли примерами.
Высказывайся только по теме дискуссии.
Соблюдай этические нормы, будь вежлив.
Начинай фразы со слов «Я считаю…», «По моему мнению…»; «Правильно ли я понял…?», «Не могу согласиться…» и т.п.
Не жестикулируй руками.
Не прикрывайся мнением других.
Стремись к разностороннему исследованию проблемы.
Памятка аргументированного высказывания
Аргумент – это основание или довод, приводимый для доказательства тезиса.
Аргументы должны быть:
- достоверными суждениями;
- доказаны самостоятельно, независимо от тезиса;
- достаточными для тезиса.
Заранее продумай аргументацию своей позиции.
Старайся избегать логических ошибок, например:
- "ложность оснований" возникает тогда, когда в качестве аргументов берутся не истинные, а ложные суждения, выдаваемые за истинные;
- "предвосхищение оснований" возникает тогда, когда в качестве аргумента используется положение, которое хотя и не является заведомо ложным, но само нуждается в доказательстве.
- "порочный круг" (в доказательстве) возникает при стремлении тезис обосновывать аргументами, аргументы обосновывать этим же тезисом.
Не стесняйся признать правоту собеседника
Сначала ответь на аргументы собеседника, только потом выскажи свои.
Излагай преимущества того или иного события и избегай простого перечисления фактов.
Как можно нагляднее излагай свои идеи: рисуй схемы, диаграммы и т.п.
Используй сравнения, но без преувеличения.
Старайтесь вывести логическое следствие из высказываний оппонента: «Если исходить из того, что ты сказал, то выходит…».
При необходимости конкретизации мнения оппонента начинай фразы словами «Я не совсем понял, что ты имел в виду», «Не мог бы ты обосновать свое высказывание» и т.п.
Памятка для альтернативных ситуаций
1 тип
1. Сформулируйте суть каждого из предложенных путей (решений) проблемы.
2. Выявите историческую обусловленность каждого из предложенных путей (вариантов решения вопроса).
3. Определите свое отношение к каждому из них.
4. Объясните достоинства и недостатки избранного пути.
5. Покажите достоинства и недостатки отвергнутого пути развития.
6. Оцените последствия и значение произошедшего выбора.
2 тип
1. Сформулируйте сущность каждой оценки исторического события (явления, процесса).
2. Уясните, какие критерии лежат в основе разных оценок.
3. Определите возможность сопоставления оценок.
4. Оцените источниковедческую базу авторов, объективность ее использования.
5. Проанализируйте аргументы авторов и логику их аргументации.
6. Сделайте свой выбор между различными точками зрения.
7. Предложите свою оценку рассматриваемого вопроса.
8. Подберите аргументацию в защиту своей собственной позиции.
Предварительный просмотр:
МБОУ «Благодарновская средняя общеобразовательная школа»
Мастер - класс
на тему
«Дискуссия как форма организации учебного процесса и развития коммуникативных умений учащихся».
Составила: Журмухамбетова М.Б.
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
2012-2013 учебный год
Тема: «Дискуссия как форма организации учебного процесса и развитие коммуникативных умений учащихся».
Первый признак мыслящего человека – это умение видеть
проблему там, где она есть.
С.Л.. Рубенштейн.
I.Вступление.
Все люди разные, но это не мешает им общаться и понимать друг друга. Одним из наиболее успешно и широко применяющихся приёмов работы учителя по обучению общению является дискуссия. С помощью дискуссии учитель включает учащихся в разнообразные жизненные ситуации, вызывающие у них желание говорить и общаться. Дискуссия - это возможность, высказать свою точку зрения, своё понимание обсуждаемого вопроса, быть компетентным, уметь мобилизовать в данной ситуации имеющиеся знания и опыт. Дискуссия предполагает, прежде всего, атмосферу понимания.
I. Школа должна научить учится всю жизнь.
Как научить этому учащихся? Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному учителю, чтобы развивать у учащихся способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, критически относится к явлениям природы и общества, то есть реализовать ключевые компетенции?
Ключевые компетенции: - исследовательские компетенции - социально-личностные
- организаторская деятельность и сотрудничество - коммуникативные
Это наиболее общие способности и умения, позволяющие человеку достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях современного информационного общества.
Коммуникативная компетенция – включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными полями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию. Для освоения данной компетенции в учебном процессе используются современные педагогические технологии:
- Деятельностный подход
- Личностно-ориентированное обучение
- Проблемное обучение
- Компетентностный подход
- Интерактивное обучение
Суть компетентностного подхода в обучении - не увеличивать информированность ребенка в различных предметных областях, а помочь учащимся научиться самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях. Интерактивное обучение – это форма организации познавательной деятельности, при которой все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность размышлять по поводу того, что знают. Это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. В результате создаются условия, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Приложение 1. Интерактивные методы:
- Ролевые игры
- Мозговой штурм
- Дебаты
- Различные виды групповых работ
- Дискуссия/
II. Дискуссия как форма организации учебного процесса и развитие коммуникативных умений учащихся.
Преимущества технологии дискуссии в формировании коммуникативной компетентности в том, что в процессе дискуссии создается ситуация, побуждающая учащихся к активности, позволяющей выходить за пределы заданного. Как показывает опыт, уроки истории, факультативы и элективные курсы, внеклассные мероприятия по истории – одни из лучших организационных форм для применения технологии дискуссии с целью формирования коммуникативной компетенции. Несколько слов о понятии «дискуссия». Дискуссия (от лат. discussio – исследование, рассмотрение) – это всестороннее коллективное обсуждение какого-либо вопроса, проблемы или сопоставление информации, идей, мнений, предложений. Важная характеристика дискуссии, отличающая её от других видов спора, - аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя собеседнику, аргументирует свою позицию. Под дискуссией также может подразумеваться публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов на собрании, в печати, в беседе. Отличительная черта дискуссии - наличие в качестве объединяющего начала темы. Дискуссия часто рассматривается как метод, активизирующий процесс обучения, изучения сложной темы, теоретической проблемы. Различают несколько типов дискуссий:
1. Эволюционирующая, перерастающая из традиционных видов учебной работы. Она возникает сама собой, иногда спонтанно, но для этого на традиционном уроке должны быть созданы определенные условия: наличие поисковых вопросов по типу «Зачем?», «Почему?», «Каково ваше мнение?»; заинтересованность педагога в вопросах со стороны учащихся, когда после подачи определенного блока учебной информации педагог спрашивает: «Какие у вас возникли ко мне вопросы? Что вам неясно?».
2. Самоорганизующая дискуссия, т.е. дискуссия без ведущего. Она возникает по инициативе учащихся, а педагог как бы самоустраняется от ведения дискуссии. Она приучает учащихся к самостоятельности, заставляет расширять свой информационный запас знаний, дает возможность самоутвердиться.
3. Учебная дискуссия, предполагающая систему предварительной подготовки, как преподавателя, так и учащихся. Формы дискуссий:
1. Круглый стол – обсуждение вопроса (темы, проблемы) на условиях партнерства небольшой группой учащихся (обычно около пяти человек). В процессе обмена мнениями акцентируются позиции, подходы между участниками и с «аудиторией» (остальной частью класса).
2. Панельная дискуссия или заседание «экспертной группы» – обычно четыре-шесть учащихся с заранее назначенным председателем вначале обсуждают предварительно обозначенную проблему внутри группы, а затем излагают свои позиции всему классу. Каждый участник группы делает короткое, но емкое сообщение.
3. «Форум» - обсуждение, сходное с «заседанием экспертной группы», только в этом случае группа учащихся – участники форума обменивается мнениями с «аудиторией» (классом).
4. «Симпозиум» - более формализованное по сравнению с предыдущим обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, отражающими их точки зрения на обозначенную проблему, после чего отвечают на вопросы «аудитории» (класса).
5. «Дебаты» - явно формализованное обсуждение, представляющее собой поочередное выступление представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп) с аргументацией и опровержением.
6. «Судебное заседание» – обсуждение, по процедуре имитирующее судебное разбирательство (слушание дела).
7. Техника аквариума – эта форма дискуссии обычно применяется при работе с материалом, содержание которого связано с противоречивыми подходами, конфликтами, разногласием.
8. «Лесенка»: группы (пары) учащихся включаются в полилог по восходящей: от первой группы – до последней. Каждая пара учащихся подготавливает и высказывает единое согласованное суждение по проблеме. Каждая группа (пара) старается набрать большее число баллов, исчисляющихся по количеству суждений. Если учащиеся очередной группы не смогли прийти к общему мнению, они пропускают свою очередь. Два пропуска позволяют модератору (ведущему) снимать у группы 3 балла, а учитель вправе оценивать работу учащихся отрицательно.
9. «Микрофон»: в рамках согласованной помощи, учитель активизирует слабоактивных учащихся в группе тем, что передает им микрофон: говорит тот, у кого микрофон.
10. «Карусель»: все учащиеся высказывают свои точки зрения по кругу, как сидят.
11. «Большой круг». Один из наиболее простых приемов группового взаимодействия. Его организация требует, чтобы стулья в классе были расставлены в форме большого круга. Устанавливается регламент выработки решения – 5-7 минут. Договариваются, что отвечать следует по часовой стрелке, условно обозначается исходное место, с которого начинается презентация точек зрения по проблеме. Модератор следит за соблюдением правил.
Каков результат?
- Развитие навыков самостоятельной работы (сбор информации из различных источников, их анализ, обобщение)
- Проявление самостоятельности в суждениях и оценках
- Развитие устной монологической речи
- Развития коммуникативных навыков - умение работать в коллективе
- Толерантное отношение
Формировать ключевые компетентности на уроках истории можно различными методами и средствами. Учитель, правильно организующий дискуссию, перестает быть носителем «объективного знания», которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивация учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Успешное формирование коммуникативных способностей учащихся, включающих умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться взаимопонимания, достигать поставленных целей, влечет за собой формирование и других ключевых компетентностей, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей. Формирование коммуникативной компетентности ведет к общему повышению качества образования. При планировании уроков-дискуссий в первую очередь необходимо определиться с возрастной категорией учащихся. Считаю необходимым систематически и планомерно организовывать дискуссии для учеников 8-11 классов, т.к. в подростковом и юношеском возрасте у детей происходит развитие познавательных процессов, они готовы к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека. Подростки уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом, они свободно размышляют на нравственные, политические и другие темы; у старшеклассников отмечается способность делать общие выводы, умение оперировать гипотезами. В подростковом и раннем юношеском возрасте активно совершенствуется самоконтроль деятельности. Учащихся данного возраста отличает повышенная познавательная и творческая активность, они всегда стремятся узнать что-то новое, чему-либо научиться. Это стимулирует учащихся к выходу за пределы обычной школьной программы, что немаловажно при проведении дискуссий. Следует также отметить, что в подростковом и юношеском возрасте создаются условия для формирования организаторских способностей, деловитости, многих других личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе умения налаживать деловые контакты, договариваться о совместных делах, распределять между собой обязанности и т.п. Поэтому психологи рекомендуют педагогам организовывать самостоятельную работу детей и такую деятельность, когда учащиеся участвуют в ней на равных со взрослыми людьми. Технология дискуссии позволяет учителю реализовывать эти рекомендации.
Успешное формирование коммуникативной компетентности в процессе применения технологии дискуссии возможно при условии соблюдения учителем определенных принципов и правил, применения специальных методов и средств. принципы гуманистического воспитания: - принцип обучения и воспитания детей в коллективе; - принцип связи воспитания с жизнью и производственной практикой; - принцип эстетизации детской жизни; - принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников; - принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему; - принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности; - принцип согласованности требований школы, семьи и общественности; - принцип увлечения учеников перспективами, создания ситуаций ожидания завтрашней радости; - принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий.
Дискуссию можно применять при проведении различных типов урока: обобщающем, уроке ознакомления учащихся с новым материалом, уроке закрепления знаний, уроке выработки и закрепления умений и навыков; элементы технологии дискуссии можно применять на всех этапах комбинированного урока. При проведении дискуссии учитель использует следующие методы обучения: - диалогический метод - эвристический - исследовательский метод
Для успешного проведения урока-дискуссии требуется предварительная подготовка учителя и учащихся, в ходе которой уже формируются такие составляющие коммуникативной компетентности, как развитие умения определять проблему, готовиться к выступлению и обсуждению, продумывать характер аргументов и другие. Приложение 2. Подготовка начинается с вычленения проблемы. Выбор темы - довольно сложный процесс даже для старшеклассников, поэтому тему урока и проблему лучше формулировать учителю. Старшеклассникам можно иногда предлагать вычленять проблему и формулировать тему самим с помощью технологии «Ранжирование»: - класс делится на группы по 4 – 7 человек; - учитель произносит вступительное слово, в котором указывает на ценность совместного обсуждения; - группы в течение 4 – 6 минут обсуждают желаемые темы дискуссии. Количество тем от каждой группы определяет педагог, но можно ограничиться и одной темой от каждой группы; - результаты обсуждения записываются на доске в виде таблицы ранжирования. Сначала определяются первые три места, а за них простым голосованием выбирается одна тема дискуссии. Учителю и учащимся при определении проблемного вопроса нужно использовать одну из следующих конструкций:
Почему…? (Какова причина…?) Что изменилось бы, если бы…? Чем отличается … от …? Что объединяет … и …? Чем можно объяснить…? Какие условия необходимы, чтобы …? Какой вывод можно сделать? На каком основании сделан вывод?
В большинстве случаев необходимо, чтобы учащиеся выполнили определенное домашнее задание: - собрать материал по теме с помощью списка литературы, данного учителем; - подготовить план выступления; - сравнить различные источники информации; - выделить основные тезисы, отражающие суть темы предстоящей дискуссии;
В данном случае важно, чтобы за один-два дня до урока-дискуссии учитель проверил уровень подготовки учащихся и помог, при необходимости, внести коррективы. Форму дискуссии выбирает учитель, исходя из задач урока. Если предполагается деление учащихся на группы, то целесообразно осуществить его заранее, чтобы на уроке не тратить на это время. Специалисты не рекомендуют делить учащихся на группы по принципу «сильный» - «слабый», поэтому можно использовать различные приемы, например, предложить ребятам вытянуть билеты, на которых начерчены разные геометрические фигуры, в зависимости от того, у кого какая фигура, в ту группу и попадает учащийся. В группе должно быть не менее трех, но не более шести человек. Заранее можно распределить и роли – функции: - ведущий (модератор) организует работу участников групп; - аналитик задает вопросы участникам обсуждения проблемы, подвергает сомнению высказанные идеи; - протоколист фиксирует все, что относится к решению проблемы; - эксперт оценивает участие каждого на основе заданных преподавателем критериев. На этапе подготовки к дискуссии учащиеся должны ознакомиться с памятками «Правила ведения дискуссии» и «Памятка аргументированного высказывания». Во время подготовки дискуссии педагогу нужно следовать определенным методическим рекомендациям:
1. В отношении проблемы: - ясно и четко сформулировать проблему; - разбить решение проблемы на этапы; - поставить конкретную задачу.
2. В отношении каждого ученика: - проверить, насколько каждый понимает суть проблемы; - распределить функции и роли между участниками.
3. В отношении группы: - сформулировать вопросы; - продумать регламент; - выделить, сгруппировать, обобщить основные точки зрения на решение задачи; - отметить важность группового решения проблемы.
Структура урока зависит от того, какая форма дискуссии выбрана, но есть обязательные для каждого урока-дискуссии этапы: - организационный момент (формулировка учителем темы и цели урока); - вводная часть – постановка проблемы, создание необходимой мотивации (надо показать значимость проблемы, выявить в теме урока нерешенные или противоречивые вопросы, определить желаемый результат); - оглашение правил дискуссии (зависят от формы дискуссии); - дискуссия; - подведение итогов. Здесь преподаватель решает задачу консолидации участников дискуссии за счет выработки единых или компромиссных мнений, позиций, решений, которые могут звучать как: - резюме сказанного по основной теме; - обзор представленных фактов; - суммирование обсуждающихся вопросов; - переформулирование, пересказ сделанных выводов; - анализ хода обсуждения; - критическая оценка высказываний и на основе этого выработка общего решения.
Правила этикета во время дискуссии. Приложение 3.
III. Имитационная игра с коллегами с демонстрацией приёмов эффективной работы.
Дискуссия – спор, обсуждение какого – нибудь вопроса.
- Погружение в тему. Запуск дискуссии.
Участникам предлагается продолжить одну из фраз:
«Я часто использую на уроке дискуссию, потому что…»
« Я редко использую на уроке дискуссию, потому что…»
« Я не использую дискуссию, потому что…»
2.Разрыв, фиксация разных версий (при обсуждении фиксируются как позитивные стороны этой формы работы, так и связанные с нею сложности).
3. Обсуждение версий, достижение кульминационной точки в обсуждении (сложности проведения дискуссии: организационные, дисциплина, участвуют только «сильные» ученики).
4. Подведение итогов: (совместный анализ). Поблагодарить за участие в дискуссии.
IV. Вывод: проводя уроки-дискуссии, учитель вооружает учащихся необходимыми способами коммуникации, создает условия для формирования нравственной культуры личности ребенка, воспитывает гуманность, сознательную дисциплину и культуру поведения. В результате участия в дискуссиях происходит социализация личности ребенка, т.е. его интеграция в социальную среду и приспособление к культурным, психологическим и социологическим факторам. В XXI веке мало быть хорошим специалистом, надо еще быть хорошим сотрудником. Место исполнительного и эффективно справляющегося со своими обязанностями сотрудника занимает сотрудник инициативный, умеющий брать на себя ответственность и принимать решения в неопределенных ситуациях, умеющий эффективно работать в группе на общий результат, самостоятельно учиться, восполняя недостаток профессиональных знаний, необходимых для решения конкретной проблемы – работник компетентный. Компетентный специалист, компетентный человек – это очень выгодная перспектива. Каковы основные составляющие формулы компетентности? Во-первых, знания, но не просто информация, а та, что быстро изменяется, динамическая, разнообразная, которую необходимо уметь найти, отсеять от ненужной, перевести в опыт собственной деятельности. Во-вторых, умение использовать эти знания в конкретной ситуации; понимание, каким способом можно получить эти знания. В-третьих, адекватное оценивание – себя, мира, своего места в мире, конкретных знаний, необходимости или ненужности их для своей деятельности, а также метода иx получения или использования. Получается формула: Компетентность = мобильность знаний + гибкость метода + критичность мышления. Безусловно, человек, который воплощает в себе такие качества, будет довольно компетентным специалистом. Но механизм достижения такого результата довольно сложен и окончательно не разработан. Методика формирования коммуникативной компетентности в процессе применения технологии дискуссии может стать частью механизма «выращивания» компетентного человека.
Список литературы
- Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. – М., «Владос», 2000. 176 с.
- Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. – М., «Владос», 2000. 160 с.
- Егоров О. Коммуникативная функция урока. // «Народное образование», 2001, № 5. С 142 – 144.
- Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании. // «Завуч», 2008, № 1. С 4 – 24.
- Короткова М.В. Нетрадиционные формы урока истории: игры и дискуссии. //http://www.portal-slovo.ru
- Перевезенцев С.В. Мнения о личности и деятельности царя Ивана Грозного. //http://www.portal-slovo.ru/history/40183.php
- Поташник М.М. Требования к современному уроку. – М., Центр педагогического образования, 2008. 272 с.
- Сайт «Википедия» // http://ru.wikipedia.
- Стрелова О.Ю. Об организации занятия – дискуссии по теме «Учредительное собрание: упущенные возможности?..» // «Преподавание истории и обществознании в школе», 2010, № 4. С 33 – 38.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико-ориентированное обучение учащихся. Учебный магазин как форма организации учебного процесса в режиме реально действующего предприятия.
В современном российском обществе, переживающем глубокие социальные преобразования, молодые люди после получения профессионального образования зачастую не могут найти для себя рабочее мест...
Мастер – класс на тему «Базовая модель организации учебного процесса на уроках окружающего мира».
...
2016 г. Мастер-класс на ГМО. «Работа с одарёнными детьми как средство развития коммуникативной компетенции учащихся (из опыта работы)»
В течение 2 лет я вела занятия с детьми по подготовке к олимпиадам разного уровня. Приказ управления образования г. Покачи от 26.06.2015 г. «О создании и организации деятельности пред...
2019 г. Доклад с элементами мастер-класса на ГМО по теме самообразования "Персонализированное обучение в развитии коммуникативной компетенции учащихся"
Персонализированное обучение в развитии коммуникативной компетенции учащихся необходимо, так как каждый учащийся индивидуален, имеет свой способ восприятия и воспроизведения языковой и речевой информа...
Формы организации учебных занятий, способствующие развитию познавательной активности и самостоятельности учащихся
Современное социально- экономическое положение России выдвинуло целый ряд проблем, связанных с формированием личностей, способных к самостоятельной социально – значимой деятельности....
Изучение опыта работы российских и зарубежных специалистов по теме: «Пути повышения эффективности учебного процесса по развитию коммуникативных функций учащихся с умеренной умственной отсталостью»
Изучение опыта работы российских и зарубежных специалистов по теме:«Пути повышения эффективности учебного процесса по развитиюкоммуникативных функции учащихся с умеренной умственнойотсталостью&r...
Новые формы организации учебного процесса, позволяющие формировать и развивать исследовательские компетенции учащихся
ФГОС ориентирует нас на «портрет выпускника школы»:•мотивированный на творчество и инновационную деятельность;•готовый к сотрудничеству,•способный осуществлять учебно...