Статья "Проектная методика как средство формирования творческих, интеллектуальных и коммуникативных умений учащихся на занятиях в изостудии «Палитра»
опыты и эксперименты по изобразительному искусству (изо)

Обобщение опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon -47 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная методика как средство формирования творческих, интеллектуальных и  коммуникативных умений учащихся на занятиях в изостудии «Палитра»

                                                   Л.С.Тырсина, педагог дополнительного образования,

                                                                              руководитель изостудии «Палитра»

              Современное общество испытывает потребность в деятельных, инициативных, компетентных людях, обладающих целым комплексом интеллектуальных, творческих и коммуникативных умений. Они должны легко ориентироваться в информационном пространстве, анализировать информацию, делать обобщения и выводы. Творческие умения  предполагают способность человека генерировать  идеи, привлекая знания из других областей, находить множество вариантов решения проблемы, при этом необходимо выбрать лучший вариант. Коммуникативная компетентность связана со способностью вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, аргументировать свою точку зрения, лаконично и емко излагать свои мысли.

            Для воспитания студийца, обладающего творческими умениями, мне пришлось обратиться к технологии и методам личностно-ориентированного обучения, одним из которых является метод проектов. Напомню, что метод проектов - это  совокупность приемов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. В данном случае -  детского рисунка на заданные темы.

         Метод проектов я использую при подготовке к конкурсам различного уровня, так как одной из форм организации образовательного процесса в изобразительной студии «Палитра» является участие  воспитанников в различных выставках и конкурсах детского рисунка.     Работа над конкурсным рисунком - сложный, многоплановый процесс, который помимо творческой составляющей, включает в себя элементы научного исследования, проведения логического анализа, сложные межличностные отношения.

        Приведу примеры.   При подготовке к областному конкурсу-выставке детского творчества «Россия-матушка, Урал-батюшка»  на тему «Сказы и легенды Башкирии» мне очень помог метод проектов. Тема конкурса оказалась достаточно сложной для детей. Мы приступили к сбору основного материала: познакомились с жизнью и бытом народов Урала, кочевыми племенами, коренным населением, который составляли удмурты, ханты, манси, коми-пермяки, татары, башкиры, ненцы и др. Старшим воспитанникам я посоветовала  выполнить индивидуальные домашние задания, которые предполагали более глубокое изучение и знакомство с историей заселения Южного Урала, с  жизнью и бытом народов нашего края, основными занятиями  (кочевым скотоводством и земледелием), с  культурным наследием башкирского народа древних времен – созданием  легенд и сказаний, знакомство с национальным костюмом, социальными  сословиями и т.п. На занятиях ребята выступили с сообщениями, увидели в оригинале книгу о сказах и легендах башкирского народа из домашней библиотеки Минигалимовой Олеси. Прочитав выборочно книгу, обсудили будущие сюжеты рисунков.   Для более полного представления о башкирах, я попросила ребят принести фотографии из личного архива, чьи предки проживали на территории нашего края. Я приготовила презентацию по теме. Детям было очень интересно прикоснуться к истории.  

      Заслушав выступления ребят, я провела «мозговую атаку». Каждый учащийся имел возможность высказаться, как он себе представляет будущую картину.

      Когда подготовительная работа по сбору материала была выполнена, воспитанники  приступили к рисунку на большом листе. Был придуман сюжет, место для главного героя, его пропорции, окружающая среда... Я напомнила и то, как можно выделить сюжетно-композиционный центр, законы свето-воздушной перспективы при изображении плановости и т.п.  

     Этот пример доказывает, как важны для художника такие качества, как наблюдательность, цельное видение, зрительная память.      В работе над картиной        художник получает всё новые и новые впечатления, расширяя тем самым свой кругозор, обогащает свои творческие возможности. Умение критически наблюдать, т.е. анализировать своё восприятие натуры и делать обобщающие эстетические выводы необходимо каждому воспитаннику. Это специфическое, профессиональное, аналитико-синтетическое видение, это ценная способность зрительно воспринимать предмет, выделяя при этом главное:   особенности   натуры, её состояние, её конструкцию, пластичность формы, цвет, колорит…

           Выполняя множество композиционных зарисовок по воображению, часто ребята не могут выбрать тот, что можно взять за основу будущей картины. И здесь применяется коллективное обсуждение в изостудии. Этот прием помогает по-новому посмотреть на свой эскиз, возможно, даже кардинально изменить свой взгляд на сюжет, или, наоборот, убедиться в верности своего решения. Ребята при этом помогают друг другу, высказывают свое мнение.

          В конце занятия устраивается просмотр, где ребята аргументированно анализируют, обобщают, оценивают свой труд, делают выводы. Завершается работа выбором названия рисунка, чтобы оно было органично с содержанием сюжета.  

          Метод проектов я применяю и в работе с младшими воспитанниками.  И опять приведу пример.   Излюбленным жанром у моих младших воспитанников является пейзаж с изображением каких-либо животных. У многих ребят моей студии есть домашние любимцы: кошки, собаки, попугаи, рыбки и др. Детям интересно за ними наблюдать, ухаживать, изучать их повадки, поведение и т.п. Вся эта деятельность способствует формированию интеллекта, помогает развитию творческого воображения, прививает любовь к братьям меньшим, учит сострадать…

          Поэтому, когда нам предложили поучаствовать в конкурсе детского рисунка в защиту дикой природы, мы обрадовались. И вот уже 12 год, воспитанники изостудии активно участвуют в Международной акции «Марш парков». К 20-летию Национального парка «Таганай» был объявлен конкурс, целью которого было привлечь родителей и педагогов к проблемам сохранения красоты родного края. Конкурс проводился по следующим направлениям: «Рысь – эмблема наших гор», «Берегите природу», «Мой Таганай».

          Но большинство детей в глаза не видели каменных россыпей и вершин Таганая, не говоря уже о живой рыси.

         С особым удовольствием мы принялись за изучение красот Таганая и диких животных. Посмотрели  отрывки из художественных фильмов «Кунак», «Рысь возвращается», презентацию и фильм «Рейтинг Баженова», которому крупно повезло – ему удалось снять рысь на видео, находясь от неё в 2-3-х метрах. А также получить редчайшую съёмку о родах дикого зверя, его повадках, так как зверь очень скрытен и осторожен,  и увидеть его на воле редко кому удаётся.    

     

                 Ребята получили домашнее задание: понаблюдать за изменением погодных условий на Таганае в разное время года.  Ребята узнали о том, что рысь занесена в международную Красную книгу, принадлежит к типичным обитателям тайги, о её характерных особенностях, сравнили её следы с кошкой, чем питается, любит путешествовать, когда становится не только холодно, но и голодно...

                 И только после этого приступили к работам.   Были выбраны сюжеты, продуманы техники выполнения (гуашь, акварель с солью, наждачная бумага и цветные карандаши, смешанные техники). По схемам были изучены пропорции животных, их характерные особенности, повадки, выполнили линейные наброски фигур и  среды обитания… Стоит увидеть выставку детских рисунков, чтобы убедиться в разнообразии мышления детей и в своем видении мира!

          Большая часть этих работ была представлена в ВДЦ, НП «Таганай», в

г. Москве, лучшие – отмечены дипломами.

         Многолетний опыт работы над проектами позволяет сделать  вывод, что использование в работе проектной методики весьма эффективно и дает высокие результаты при обучении детей изобразительной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар "ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЧНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПЕРЕГРУЗКИ УЧАЩИХСЯ"

«Думаю, что все сколько-нибудь ценное, чему я научился, приобретено мною путем самообразования».  ...

Радость творчества (методические рекомендации по организации коллективной творческой деятельности учащихся на занятиях в изостудии)

Коллективная  художественная  деятельность детей в  школе,  на  занятиях  в  изостудии,  в  разных  кружках,  в  летних  лагерях...

Педагогический совет на тему: "Домашнее задание как средство формирования прочных знаний и умений и предупреждение перегрузки учащихся" (с презентацией)

Педагогический совет на тему:  "Домашнее задание как средство формирования прочных знаний и умений и предупреждение перегрузки учащихся" (с презентацией, рефлексией, выпиской из Протокола)...

«Технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) – одно из средств формирования творческих способностей учащихся»

Параллельно с рассказом представляю презентацию,опираясь на  примеры уроко физики 7,8,9 классы (конспекты уроков прилагаются)...

Обобщение передового педагогического опыта по теме: Проектная деятельность как средство формирования творческих способностей учащихся на уроках технологии

Уровень опыта по степени новизны- приобретение практических навыков, применяя метод творческого проекта, интерактивные и эвристические методы при формировании творческой личности....

Особенности организации КТД как способа формирования творческих и коммуникативных умений учащихся.

Данный материал использовался на педагогических чтениях по теме: "Наследие А.С. Макаренко в современном образовательном пространстве". Секция: воспитание личности в коллективе, его специфика" В архиве...