ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
проект (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Корнева Наталья Анатольевна

В современной школе необходимо использование технологий и методов, которые формировали бы активную и самостоятельную позицию учащихся в учении и были направлены на развитие познавательной  и творческой активности,   формирование универсального умения решать возникающие проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_0.docx27.27 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

Корнева Н.А.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1 ИМ. А. В. Войналовича.

В современной школе необходимо использование технологий и методов, которые формировали бы активную и самостоятельную позицию учащихся в учении и были направлены на развитие познавательной  и творческой активности,   формирование универсального умения решать возникающие проблемы.

Этим требованиям  отвечает проектно-  исследовательская деятельность обучающихся, признанная педагогической общественностью  одним из направлений модернизации современного образования.

Сегодня в  учебно-воспитательном процессе также резко меняется роль учителя. Из носителя знаний и информации он  превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных  источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику,  превратить  процесс навязывания знаний в результативную  творческую работу.

Выполненные учениками учебные проекты или исследования  -  это возможность максимального раскрытия их творческого потенциала. Это деятельность, которая  позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.  

 Процесс обучения самостоятельной проектной и исследовательской деятельности обучающихся стремлюсь выстраивать в виде целенаправленной систематической работы   с учётом возрастных особенностей, так как на первый план у подростка выходят цели освоения коммуникативных навыков.

Использование проектной технологии на уроках русского языка и русской литературы и во внеклассное  время способствует интенсификации и индивидуализации образовательного процесса, активизации и формированию умений и навыков  познавательно -исследовательской деятельности учащихся.

Опыт показывает, что учащиеся в основном  предпочитают групповые проекты.

В своей работе применяю разнообразные варианты проектных работ: исследовательский ( он включает обоснование избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов); информационный проект (направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью анализа, обобщение и представление широкой аудитории); творческий проект (предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов);  ролевой (игровой)  проект (участвуя в нём, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания); практико-ориентированный проект (нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика, продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы,  района, республики, государства).

В прошлом году мы с пятиклассниками работали над групповым проектом «Сочиняем сказку». К уроку защиты проектов группы, по собственной инициативе, приготовили костюмы, декорацию, распределили роли и очень артистично представили свои творения. В 6 классе учащиеся разработали проект  по теме «Родная природа в стихотворениях русских поэтов: Е. А. Баратынского, А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого».  К уроку защиты проекта учащимися была проведена большая подготовительная  работа:  класс разделён на 4 группы по 4 человека, в каждой из которых –рассказ-защита своего поэта. Роли  распределены так:

1-ый ученик выразительно читает стихотворение;

2-й ученик готовит рассказ по биографии поэта, опирается на воспоминания о поэте современников, критиков;

3-ий ученик готовит оформление, иллюстрации;

4-ый  ученик подбирает музыку к стихотворениям.

Вели урок  ученики-дублёры из  9 Б класса. При разработке проектов часто опираемся на региональный компонент. На урок  были приглашены также ученики 9 класса: Садыков Линар и Баранов Денис (участники разных литературных конкурсов), которые представили презентации собственных  сборников стихотворений о родной природе.  Учащиеся 6 класса тоже прочитали  стихотворения собственного сочинения о природе, родине, любимом уголке природы.  Школьный библиотекарь провела небольшую экскурсию, в ходе которой познакомила ребят с творчеством родных поэтов: А. Н. Бочкарёва,  В. К. Старостиной.  К тому же ученики узнали, что  судьба  многих знаменитых поэтов связана с нашим краем. Так,  Е. А. Баратынский несколько лет проживал в городе Казани и под Казанью, а Ф. И. Тютчев являлся внуком  Льва Васильевича  Толстого (от дочери  Екатерины Львовны),  имевшего в 19 веке  обширные земли в селе Новоспасском и в Казанской губернии.  За брата жены Е. А. Баратынского –Александра  Казем-Бека вышла замуж Мария Львовна Толстая,   одна из владелиц села Новоспасского в конце 19 века.

 Формирование надлежащего уровня компетентности в проектной и исследовательской  деятельности должно достигаться  к концу 10 класса. Использование проектной деятельности при изучении русского языка и литературы особенно эффективно, если она выходит за рамки урока и продолжается на занятиях предметного кружка. Темы и проблемы исследовательских работ по литературе подбираются в соответствии с личностными предпочтениями учащихся и должны находиться в области их самоопределения. Учащиеся старших классов отдают предпочтение индивидуальным или мини - групповым формам работы.

Приступая к работе, ученик должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками в содержательной области проекта. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных ресурсов деятельности, создание плана  и программ, организация деятельности по реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности). Главное в применении этого метода, чтобы ученик научился приобретать знания, исследовать объект, делать выводы и применять в жизни добытые знания и навыки.

Проектные технологии приемлемы на различных типах уроков:

  1. урок – сообщения нового материала можно провести в форме игры или заочной экскурсии.
  2. Урок повторения и обобщения изученных знаний -  в форме урока с дидактической игрой.
  1. Урок проверки знаний – в форме семинара, зачета, смотра знаний и др.

При подготовке к написанию сочинений по русскому языку на темы: «Все работы хороши, выбирай на вкус», «Моя улица», «Место на карте Родины, дорогое моему сердцу» в 8-9 классах  реализую  одноименный с темой сочинения  проект.  Приведу пример такой работы при подготовке к сочинению «Место на карте Родины, дорогое моему сердцу».  Все учащиеся 9 класса были разделены на рабочие группы.  Первая группа  занималась поиском материалов об истории города. Вторая группа оформляла альбом «Готовимся к сочинению о родном городе». Третья группа создавала словарь по темам: «Памятник Алёше»; «Священные места родного города» «Историко-краеведческий музей» и т. д.

Четвертая группа подбирала и учила стихотворения местных поэтов о родном городе, Родине.

Пятая группа готовила иллюстрации, рисунки, фотографии с видами города.

Сам урок я провела в форме ролевой игры.  В ходе него решалось сразу несколько задач: усвоение нового, закрепление материала, развитие творческих способностей, формирование общеучебных умений, получение возможности учащимся понять и изучить учебный материал с разных позиций, формирование исследовательских навыков. Знания, полученные учащимися при подготовке к уроку, были удачно выражены в их итоговых работах – сочинениях.

В старших классах необходима работа над формированием потребности в творческом самовыражении, ответственности за порученное дело.   Проявить эти качества в полной мере помогут уроки – семинары. Начинаю проводить их в 9 – ом классе, когда начинается историко-литературный курс. Провожу семинары только по таким темам, которые требуют решения определенной актуальной проблемы: гражданской, философской, нравственной. Например, в 10-ом  классе после изучения драмы А. Н. Островского «Гроза» провожу семинар на тему «Проблема нравственного выбора в драме «Гроза», а  после изучения романа И. С. Тургенева – «Проблема вечных человеческих ценностей в романе «Отцы и дети».

К подготовке и проведению семинара привлекаю весь класс, учитывая интересы учащихся, создаю особые группы: оформителей, библиографов, докладчиков, оппонентов, арбитров. Каждая группа отвечает за выполнение определенного задания исследовательского характера.

Подготовка и проведение семинара – это реализация определенных этапов проекта, завершающегося написанием творческих работ.

Подготовка и проведение семинара требует большой предварительной подготовки учителя и учащихся, напряженной работы на самом уроке. При умелом проведении семинарская форма работы дает положительные результаты: открывает пути для вовлечения учащихся в духовные искания, дает возможности для полноценного восприятия художественного произведения, развития коммуникативных способностей учащихся, сплочения ученического коллектива.

Поскольку проведение проектной и исследовательской деятельности обучающихся требует значительных ресурсов: времени, материалов, оборудования, формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности целесообразно проводить не только  в процессе работы над проектом или исследованием, но и в рамках традиционных занятий. Практикую также проведение мини – проектов, рассчитанных на один урок или на какой – то его этап. Индивидуальные проекты у многих учеников вызывают затруднения. Поэтому на уроках  нередко использую метод групповых проектов. Класс делится на группы, причем, все из них по уровню развития приблизительно одинаковы. При таком делении слабые ученики, работая в группах под руководством сильных, интеллектуально обогащаются. Особенно успешно проектный метод использую в 10-ом классе как на уроках русского языка, так и литературы. Например, в этом учебном году учащиеся  разработали такие проекты,  как «Служебные и знаменательные части речи», «Фразеологизмы в нашей речи».  По литературе, изучая творчество поэтов: А. А. Фета и Ф. И. Тютчева разработали проекты «Жизнеутверждающая поэзия Фета» и « Необычная судьба Ф. И. Тютчева-человека и поэта».  

Работая над проектами, учащиеся получают задания: найти историю создания стихотворения (каждая группа получает по одному стихотворению), проанализировать идейно-художественные особенности произведения, охарактеризовать образную систему, интерпретировать средства художественной выразительности, создать зрительный образ стихотворения. Создавая электронную газету и готовя её презентацию, учащиеся пробуют свои силы в разных ролях: от оформителя до поэта и артиста. Работая над исследовательским проектом, учащиеся узнают много нового, развивают свои творческие способности, участвуют в разных конкурсах, занимая призовые места.

Проектную технологию я использую как на уроках,  так и во внеурочное время, так как с 2021 года на добровольных началах веду кружок «Проект», в который входят учащиеся разных классов.

Важным для себя считаю в работе по формированию творческих качеств учащихся использование регионального, краеведческого компонента на уроках и во внеклассное время. Нижневартовск славится своим историческим прошлым и настоящим. С целью вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность  разработала и реализовала в 2021-2022-ых годах литературно-исследовательский проект «Литературные места Нижневартовска», посвящённый 50-летию города.

 Этапы реализации проекта таковы:

1-ый этап. Постановка проблемы. На заседании кружка «Проект» после изучения темы «Жизнь и творчество Г. Р. Державина» в 9-ом классе было принято решение об организации поиска материалов, связанных с жизнью и деятельностью русских поэтов, побывавших в 18-20-ых веках в Нижневартовске.

2-ой этап. Ученический коллектив разделили на группы, отвечающие за конкретную цель:

1-ая группа «Исследовательская». Цель: найти литературные места Алексеевского района, заинтересовать класс литературными находками .

 2-ая группа «Разработчики мини-проектов. Цель: найти свои пути реализации идей, предложений одноклассников.  

3-ья группа «Организационная». Цель: организовать встречи с людьми, знакомыми с поэтами, проживавшими или проживающими в Нижневартовске.

4- ая группа «Оформительская». Цель: оформить разработанный проект;

организовать выставку рисунков, фотографий, картин и т. д, посвящённых родному посёлку, под названием «Малая Третьяковка».

3-ий этап. С целью поиска материалов совершили экскурсии в музеи: города, посетили Центральную районную библиотеку.

4-ый этап. Обсуждение мини – проектов на заседаниях кружка «Проект».

 5-ый этап. Организация творческих встреч с поэтами Нижневартовска

6-ой этап. Написание сочинений и исследовательских работ учащимися. Оформление разработанного проекта.

7-ой этап. Литературный вечер для родителей и учащихся школы.

8-ой этап. Приняли участие в научно-практических конференциях, конкурсах.

 Работая над его реализацией, успешно решила следующие задачи: повышение  мотивации и стимулирование участия учащихся в проектно – исследовательской деятельности, воспитание чувства патриотизма, гордости за свою малую родину, развитие коммуникативных навыков, чувств коллективизма, ответственности за порученное дело.

В 2021 году с учащимися 10 класса разработали исследовательский проект «Реки нижневартовского района – наше духовное начало».

Гипотеза: создание и реализация исследовательского проекта, посвященного святым источникам нижневартовского района  «Святые  источники нижневартовского района – наше духовное начало», вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность, разработка экскурсионных маршрутов по святым источникам района.

Этапы реализации проекта:

1 этап. Постановка проблемы. На заседании кружка «Проект» было принято решение об организации поиска материалов и разработки проекта, связанного с экскурсионными маршрутами по святым источникам нижневартовского района.

2 этап. Ученический коллектив разделили на группы, отвечающие за конкретную цель:

1группа: «Исследовательская». Цель: найти святые места нижневартовского района, заинтересовать класс легендами о них.

2 группа: «Разработчики мини-проектов. Цель: найти свои пути реализации идей, предложений одноклассников.

3 группа: «Организационная». Цель: организовать встречи с людьми, знакомыми с этими местами, проживавшими или проживающими на алексеевской земле.

4 группа: «Оформительская». Цель:

1. оформить разработанный проект;

2. организовать выставку рисунков, фотографий, картин и т.д., посвященных святым источникам нижневартовского района, оформить школьную газету «Переменка».

3 этап.  С целью поиска материалов совершили экскурсии в музей города Нижневартовска, посетили Центральную городскую библиотеку, обратились к материалам газеты «Варта», встретились со старожилами.

4 этап. Обсуждение мини-проектов на заседаниях кружка «Лира».

5 этап. Организация поездок по святым источникам, разработка экскурсионного маршрута.

6 этап. Написание сочинений и исследовательских работ учащихся. Оформление разработанного проекта.

7 этап.  Выпуск школьной газеты «Переменка».

Предложения разработчиков проекта были полностью выполнены.

Таким образом, в процессе проектно-исследовательской деятельности появляется положительная мотивация к продуктивной познавательной деятельности и, возникнув, превращается в фактор активизации учебного процесса и эффективности обучения и воспитания. Всё это оказывает благотворное влияние на формирование личности и раскрытие ее творческого потенциала. В ходе реализации проектов мои ученики совершают поездки по литературным и историческим местам родного края, встречаются с интересными людьми, пишут много творческих работ, печатаются в районной газете, в школьной газете «Переменка», в сборниках, выпущенных по итогам республиканских конференций школьников, принимают результативное участие в различных  социальных акциях, конкурсах, успешно определяются в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы.

Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы....

Обобщение опыта "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности учащихся"

Проетно-исследовательская деятельность на уроках языка и литературы позволяет гармонично дополнять традиционную классно- урочную систему,   более тесно связана  с жизнью, практикой, сти...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы

       Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность...  Бернард ШоуВ наше время происходят изменения в жизни общества и образования. Важнейшей приорите...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы – формула роста творческого потенциала и развития учителя и учащегося. (из опыта работы)

Великим ученым ребенок может и не стать, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем ...

Исследовательская работа на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время

В докладе содержатся  методические рекомендации по организации исследовательской работы на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время....

«Формирование филологической компетентности и языковой культуры речи учащихся через использование проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы»

Основные разделы данной работы посвящены формулировке проблемы, объекта и предмета педагогического исследования, постановке его цели и задач, определению актуальности, научности, новизны и практическо...