Проектная деятельность.Метод проекта.
проект на тему
Проектная деятельность.
Актуализация проведения проектной деятельности
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для развития каждого ребенка, формирования жизненной позиции. Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся.
Современная педагогика разрабатывает новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения. Помимо традиционной системы обучения, существует несколько альтернативных. Активно начинают использоваться и различные педагогические технологии. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost.docx | 36.17 КБ |
metod_proektov.ppt | 222.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность.
Актуализация проведения проектной деятельности
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для развития каждого ребенка, формирования жизненной позиции. Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся.
Современная педагогика разрабатывает новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения. Помимо традиционной системы обучения, существует несколько альтернативных. Активно начинают использоваться и различные педагогические технологии. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектная деятельность.
Сущность и история проектной деятельности
Проектная деятельность не является новшеством (она связана с именами американского психолога, педагога и философа Джона Дьюи и его ученика Уильяма Килпатрика). Русскими педагогами основы проектного метода разрабатывались параллельно с американскими. Группа педагогов – исследователей под руководством С. Т. Шацкого работала по проблеме внедрения проектного метода обучения с 1905 года. Массовое внедрение в двадцатые годы в отечественные школы прошлого столетия данного метода не оправдало себя, поэтому в нашей стране долгое время проектный метод не использовался. Наиболее успешно он стал применяться в отдельных регионах России с 1993 года. Главнейший основополагающий принцип метода проектов – исходить из интересов самого ребенка, детских интересов сегодняшнего дня, непосредственно связанных с текущими практическими и духовными нуждами самих детей, их близких, общества.
Главная идея проектной деятельности - направленность учебно- познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально - значимой проблемы. Этот результат называется проект. Словарь С. И. Ожегова дает следующее значения слова проект: 1) разработанный план сооружения, устройство чего – нибудь; 2) предварительный текст какого- нибудь документа; 3)план, замысел.4) « брошенный вперёд». Каждое из этих значений касается определенной стороны проектной деятельности. Проект – это мысленное предвосхищение, прогнозирование того, что затем будет воплощено в виде предмета, услуги, творческого акта или действия. В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений. Проектная деятельность- это совместная учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Проектная деятельность способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, настойчивости, толерантности, инициативности, в процессе работы над проектом дети приобретают социальную практику школы, адаптируются к современным условиям жизни.
Хочется сразу оговориться, что теория – это идеал, которую необходимо адаптировать под конкретного учащегося, группу учащихся или класс. Метод проектов позволяет это успешно делать.
Цели, которые преследует метод проектов:
-научить самостоятельному достижению намеченной цели, а также конструированию полученных знаний;
-научить предвидеть мини проблемы, которые предстоит при этом решить;
-сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве: находить источники, из которых можно почерпнуть информацию;
-получить навыки обработки информации;
-сформировать навыки проведения исследований;
-сформировать навыки работы и делового общения в группе;
-сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта.
Методика работы над проектом
В проектной деятельности выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:
Этапы | Задачи. Содержание работы. |
1. Подготовительный | а) определение темы; б) выбор рабочей группы; |
2. Планирование
| а) анализ проблемы; б) определение источников; в) определение формы проекта; г) определение критериев оценки; д) распределение ролей (обязанностей) |
3. Исследование | а) уточнение информации; б) поиск альтернатив; в) выбор оптимального варианта решения проблемы |
4. Выполнение | а) реализация намеченного; б) подготовка выступления |
5. Защита проекта (предоставление отчёта) | а) объяснение результатов; б) публичное выступление |
6. Оценка результатов (рефлексия) | а) анализ выполнения проекта; б) причины успехов и неудач |
Основные требования к учебному проекту.
Проект – это «пять П»:
Проекты могут быть персональные и групповые.
Следует рассмотреть и особенности проектов.
Особенности персональных проектов:
-план работы может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;
-формирование у учащегося чувства ответственности;
-приобретение учащимся опыта на всех этапах выполнения проекта;
-формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается управляемым процессом.
Особенности групповых проектов:
-формирование навыков сотрудничества;
-проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;
-на каждом этапе работы над проектом есть свой ситуационный лидер;
-в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие разные пути решения проблемы, идеи, гипотезы. Элемент соревнования между ними повышает мотивацию участников.
Какие же бывают типы проектов.
Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Исследовательский проект по структуре напоминает мини научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в школьной газете, в журнале, в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.
Ролевой проект Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.
Классификация проектов по комплексности и характеру контактов.
По комплексности:
монопроекты;
межпредметные проекты;
По характеру контактов:
внутриклассные;
внутришкольные;
региональные;
международные
Классификация проектов по продолжительности:
Мини-проекты;
Краткосрочные проекты;
Недельные проекты;
Долгосрочные (годичные)проекты
Далее я хочу вам представить формы продуктов проектной деятельности и виды презентаций проектов
Очень важен для всех участников проектной деятельности и вопрос оценки проектной работы.
Критерии оценки проектных работ:
- Самостоятельность работы над проектом;
- Актуальность и важность темы проекта;
- Полнота раскрытия темы;
- Оригинальность предложенных решений;
- Убедительность презентации, раскрытие содержания проекта;
- Артистизм и выразительность выступления;
- Использование средств наглядности, новых информационных технологий.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ПРИНЦИП исходить из интересов самого ребенка, детских интересов сегодняшнего дня, непосредственно связанных с текущими практическими и духовными нуждами самих детей, их близких, общества.
С.И.Ожегов разработанный план сооружения, устройство чего – нибудь; предварительный текст какого- нибудь документа; план, замысел. «брошенный вперёд». Каждое из этих значений касается определенной стороны проектной деятельности. Обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений.
Цели, которые преследует метод проектов: научить самостоятельному достижению намеченной цели, а также конструированию полученных знаний; научить предвидеть мини проблемы, которые предстоит при этом решить; сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве: находить источники, из которых можно почерпнуть информацию; получить навыки обработки информации; сформировать навыки проведения исследований; сформировать навыки работы и делового общения в группе; сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта.
Методика работы над проектом Этапы Задачи. Содержание работы. 1. Подготовительный а) определение темы; б) выбор рабочей группы; 2. Планирование а) анализ проблемы; б) определение источников; в) определение формы проекта; г) определение критериев оценки; д) распределение ролей (обязанностей) 3. Исследование а) уточнение информации; б) поиск альтернатив; в) выбор оптимального варианта решения проблемы 4. Выполнение а) реализация намеченного; б) подготовка выступления 5. Защита проекта (предоставление отчёта) а) объяснение результатов; б) публичное выступление 6. Оценка результатов (рефлексия) а) анализ выполнения проекта; б) причины успехов и неудач
Основные требования к учебному проекту Проблема Проектирование (планирование) Поиск информации Продукт Презентация Проект – это «пять П»:
Особенности проектов: Персональных: план работы может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью; формирование у учащегося чувства ответственности; приобретение учащимся опыта на всех этапах выполнения проекта; формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается управляемым процессом. Групповых: формирование навыков сотрудничества; проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне; на каждом этапе работы над проектом есть свой ситуационный лидер; в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие разные пути решения проблемы, идеи, гипотезы. Элемент соревнования между ними повышает мотивацию участников.
Классификация проектов по деятельности учащихся: практико-ориентированные; исследовательские; информационные; творческие; ролевые
Классификация проектов По комплексности: монопроекты; межпредметные проекты; По характеру контактов: внутриклассные; внутришкольные; региональные; международные
Классификация проектов по продолжительности: Мини-проекты; Краткосрочные проекты; Недельные проекты; Долгосрочные (годичные)проекты
Формы продуктов проектной деятельности: WEB -сайт; мультимедийный продукт; видеофильм; игра; модель; выставка; атлас, карта; газета, журнал; учебное пособие; законопроект; оформление кабинета; прогноз; праздник; сравнительно-сопоставительный анализ; коллекция; костюм; справочник
Виды презентаций проектов: Деловая игра; Ролевая игра; Демонстрация видеофильма / продукта Защита на Ученом Совете; Научная конференция; Научный доклад; Отчет исследовательской экспедиции; Публикация; Пресс-конференция; Игра с залом; Иллюстрированное сопоставление фактов, событий, документов; Путешествие; Экспедиция; Спектакль; Соревнования; Телепередача; Театрализация
Критерии оценки проектных работ: Самостоятельность работы над проектом; Актуальность и важность темы проекта; Полнота раскрытия темы; Оригинальность предложенных решений; Убедительность презентации, раскрытие содержания проекта; Артистизм и выразительность выступления; Использование средств наглядности, новых информационных технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения
29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...
Раздел: «Творческие, проектные работы» Творческий проект «Подарок ветеранам», 7 класс
Урок построен на основе метода проекта.Учащиеся выполняют проект: "Подарок ветеранам".Цель проекта: Спроектировать и изготовить набор кухонных принадлежностей – как подарок для ветеранов к Международн...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ
В этом разделе сайта представлены педагогические проекты....
Проектная деятельность. Паспорт проекта, цели, задачи. Презентация (общая). Индивидуальные проекты учащихся.
Проектная работа "Путешествие по городу Дружбы представляет собой большое исследование по темам: книги о дружбе, история слова "дружба", песни, поговорки, стихотворения, афо...
Технология проектной деятельности: метод проектирования «Зеркало прогрессивных преобразований»
Мастер-класс знакомит со значимостью технологии проектной деятельности в современной системе образования, ее этапами и алгоритмом использования.Классическая система образования имеет традиционный взгл...
Проектно-исследовательская деятельность-метод реализации ФГОС второго поколения.
В рамках реализации ФГОС второго поколения уделяется значительное внимание проектно-исследовательской деятельности . В результате проектной деятельности формируются практически все универсальные...
Индивидуальный проект обучающегося 11 класса. Проектная работа (исследовательский проект) на тему: «О чём нам может рассказать капля крови, или зачем сдавать анализы?»
Представленный материал содержит реферат, презентацию и проектный продукт (буклет)....
- Мне нравится (1)