Технология проектной деятельности: метод проектирования «Зеркало прогрессивных преобразований»
учебно-методический материал
Мастер-класс знакомит со значимостью технологии проектной деятельности в современной системе образования, ее этапами и алгоритмом использования.
Классическая система образования имеет традиционный взгляд: «Основная задача школы - дать хорошие прочные знания» А в соответствии с новыми Стандартами основной педагогической задачей становится - организация деятельности учеников: развитие способности к самоорганизации в решении учебных задач, прогресс в личностном развитии, умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_proektnoy_deyatelnosti.doc | 90.5 КБ |
prilozhenie_1_4.ppt | 992 КБ |
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Березовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
ИГРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА СОБЯНИНА ГАВРИИЛА ЕПИФАНОВИЧА
Мастер - класс
Технология проектной деятельности:
метод проектирования
«Зеркало прогрессивных преобразований»
Учитель химии, биологии
Малышева Татьяна Михайловна
Игрим, 2021
Современная жизнь требует новой работы с содержанием образования. Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается: функции мобильного телефона, набор товаров в магазине, инструкции к новой технике, поиск в интернете вакансий, досуга, сведений и т.д. Требуется умение отбирать главное в море информации. Этому противоречит традиционное массовое восприятие процесса обучения: «все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания»
Актуальный вопрос сегодняшнего дня – внедрение новых ФГОС. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- ориентацию на результаты образования, цель которого - развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
Классическая система образования имеет традиционный взгляд: «Основная задача школы - дать хорошие прочные знания» А в соответствии с новыми Стандартами основной педагогической задачей становится - организация деятельности учеников: развитие способности к самоорганизации в решении учебных задач, прогресс в личностном развитии, умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий.
Достичь нового результата возможно, внедряя СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Используя современные педтехнологии учителю необходимо организовать деятельность учащихся.
Позиция учителя должна быть следующей: к классу не с ответом (готовыми знаниями, умениями, навыками), а с вопросом. Знания обучающихся должны стать результатом их собственных поисков. Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Достичь этих целей можно, используя метод проектов.
Проектная технология - современная образовательная технология: «обучение в деятельности, сотрудничестве, поиске, исследовании». Позволяет ученикам: моделировать собственную деятельность, обозначать проблему, выдвигать цели и задачи, гипотезы,
делать выводы и заключения, добиваться определенного результата, приобретать знания самостоятельно в поиске, пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач, исполнять разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника)
Если выпускник приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни в современном обществе.
Учебный проект
Проблема проекта | «Почему?» (это важно для меня лично) | Актуальность проблемы - мотивация |
Цель проекта | «Зачем?» (мы делаем проект) | Целеполагание |
Задачи проекта | «Что?» (для этого мы делаем) | Постановка задач |
Методы и способы | «Как?» (мы это можем делать) | Выбор способов и методов, планирование |
Результат | «Что получиться?» (как решение проблемы) | Ожидаемый результат |
Этапы работы методом проектов
1 этап – погружение в проект | |||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
Формулирует: | Осуществляет: | ||
проблему проекта | личностное присвоение проблемы | ||
сюжетную ситуацию | вживание в ситуацию | ||
цель и задачи | принятие, уточнение и конкретизации цели и задач | ||
2 этап – организация деятельности | |||
Организует деятельность – предлагает: | Осуществляют: | ||
организовать группы | разбивку на группы | ||
распределить задания в группах | распределение ролей в группе | ||
спланировать деятельность по решению задач проекта | планирование работы | ||
возможные формы презентации результатов | выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов | ||
3 этап – осуществление деятельности | |||
Не участвует, но: | Работают активно и самостоятельно: | ||
консультирует учащихся по необходимости | каждый в соответствии со своим заданием и сообща | ||
ненавязчиво контролирует | консультируется по необходимости | ||
дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость | «добывают» недостающие знания | ||
репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов | готовят презентацию результатов | ||
4 этап - презентация | |||
Подводит итоги обучения: | Демонстрируют: | ||
обобщает и резюмирует полученные результаты | понимание проблемы, цели и задач | ||
оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение | умение планировать и осуществлять работу | ||
акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе | найденный способ решения проблемы | ||
| рефлексию деятельности и результата | ||
| дают взаимооценку деятельности и ее результативности |
Наиболее значимым и важным является 1 этап проектирования – погружение в проект.
Это первый шаг в работе, именно этот этап чаще всего представляет наибольшую трудность
и от его грамотного планирования зависит дальнейшая деятельность. Определить проблему
поставить цель, конкретизировать задачи, спланировать мероприятия и прогнозировать результат помогает метод проектирования «Зеркало прогрессивных преобразований»
МЕТОД ПРОЕКТИРОВАНИЯ
«Зеркало прогрессивных преобразований»
- Постановка проблемы: рост заболеваемости СПИДом
Формулировка проблемы, темы и построение «дерева проблем»- причины нерешения проблемы
- Причины:
(формулировка начинается с «не…», «нет…»)
Ситуация «минус»
Ситуация «плюс»
- Цель проекта:
Цели - это наиболее общие утверждения типа: создать дополнительные источники информации о СПИДе
- Задачи - конкретные и поддающиеся измерению результаты работы Вашего проекта.
Задачи - это возможные улучшения ситуации, формулируются относительно причин «нерешения проблемы».
Задачи:
Мероприятия:
5. Мероприятия - те виды деятельности, которые необходимы для получения желаемых результатов, для решения задач: как будет выполняться работа; какие потребуются устройства и оборудование; кто ответственные, чем будут заниматься исполнители;
- Результат/продукт: создание источников информации о заболевании
- Критерии результативности: сроки, финансирование, ответственные
- Анализ ресурсов: достаточно ли времени для осуществления проекта, полное ли финансирование, источники информации, работники службы и т.д.
Задание: Рассмотреть пример проблемы «Низкий уровень результатов ЕГЭ»
( работа в группах, рефлексия)
Приложение
МЕТОД ПРОЕКТИРОВАНИЯ
«Зеркало прогрессивных преобразований»
1. Постановка проблемы:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Причины:
(формулировка начинается с «не…», «нет…»)
Ситуация «минус»
Ситуация «плюс»
- Цель проекта:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Задачи:
- Мероприятия: Отв.
- Результат/продукт:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Критерии результативности: ____________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________
- Анализ ресурсов: __________________________________________________________________________________________________________________________
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений/И.Г. Захарова. - М., 2005.
- Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя/А.В. Хуторской. - М., 2005.
- Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ под ред. В.С. Кукушина. - М., 2006.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Современная жизнь требует новой работы с содержанием образования Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается Требуется умение отбирать главное в море информации ЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ: все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания Функции мобильного телефона Набор товаров в магазине Поиск в Интернете вакансий, досуга, сведений и т.д. Инструкция к новой технике
Актуальный вопрос сегодняшнего дня – внедрение новых ФГОС В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход , который предполагает: ориентацию на результаты образования, цель которого - развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий , познания и освоения мира признание решающей роли способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся; учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
Классическая система образования имеет традиционный взгляд: «Основная задача школы - дать хорошие прочные ЗНАНИЯ»
каким образом можно получить новый результат? В соответствии с новыми Стандартами основной педагогической задачей становится ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКОВ: Достичь нового результата возможно, внедряя СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий развитие способности к самоорганизации в решении учебных задач . прогресс в личностном развитии
К числу современных образовательных технологий относятся: Исследовательские методы обучения Технология «дебаты» Развивающее обучение Технология развития «критического мышления» Игровые технологии Обучение в сотрудничестве ( командная, групповая работа) Информационно- коммуникативные Проблемное обучение Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ) Проектная технология Коллективная система обучения (КСО) Здоровьесберегающие технологии Технология модульного и блочно-модульного обучения Лекционно - семинарско- зачетная система Разноуровневое обучение Система инновационной оценки «портфолио» Технология развития критического мышления
Используя современные педтехнологии учителю необходимо организовать деятельность учащихся. Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Знания обучающихся должны стать результатом их собственных поисков Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Такие цели преследует проектная технология. Метод проектов – современная образовательная технология: «обучение в деятельности, сотрудничестве, поиске, исследовании» Позволяет ученикам: приобретать знания самостоятельно в результате собственных поисков пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач моделировать собственную деятельность обозначать проблему, выдвигать цели и задачи, гипотезы делать выводы и заключения, добиваться определенного результата исполнять разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника) Если выпускник приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни в современном обществе.
Этапы работы методом проектов 1 Погружение в проект Проблема проекта «Почему?» (это важно для меня лично) Цель проекта «Зачем ? » (мы делаем проект) Мероприятия, методы, способы «Как ? » (мы это можем делать) Результат «Что получиться ? » (как решится проблема) 3 осуществление деятельности 2 организация деятельности Организация рабочих групп Планирование возможной формы презентации результатов Планирование деятельности по решению задач проекта Распределение заданий в группах Поиск информации 4 презентация проекта Исследование наблюдения эксперимент Изучение и анализ информации
создание инициативных групп; формулирование цели проекта; постановка конкретных задач проектирования; планирование предстоящей деятельности; распределение задания для каждой группы; выбор источников информации; определение способа представления результата; установление процедуры и критериев оценки результатов. Подготовка к работе над проектом включает:
1 этап – погружение в проект Деятельность учителя Деятельность учащихся Формулирует: Осуществляет: проблему проекта личностное присвоение проблемы сюжетную ситуацию вживание в ситуацию цель и задачи принятие, уточнение и конкретизации цели и задач Этапы работы методом проектов
2 этап – организация деятельности Организует деятельность – предлагает: Осуществляют: организовать группы разбивку на группы распределить задания в группах распределение ролей в группе спланировать деятельность по решению задач проекта планирование работы возможные формы презентации результатов выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов
3 этап – осуществление деятельности Не участвует, но: Работают активно и самостоятельно: консультирует учащихся по необходимости каждый в соответствии со своим заданием и сообща ненавязчиво контролирует консультируется по необходимости дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость «добывают» недостающие знания репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов готовят презентацию результатов
4 этап - презентация Подводит итоги обучения: Демонстрируют: обобщает и резюмирует полученные результаты понимание проблемы, цели и задач оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение и др. умение планировать и осуществлять работу акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. найденный способ решения проблемы рефлексию деятельности и результата дают взаимооценку деятельности и ее результативности
1 Погружение в проект метод проектирования «Зеркало прогрессивных преобразований» Определить тему, проблему Поставить цель Конкретизировать задачи Спланировать мероприятия Прогнозировать результат
МЕТОД ПРОЕКТИРОВАНИЯ «Зеркало прогрессивных преобразований» Постановка проблемы: ……………………. Причины: ………………… (формулировка начинается с «не…», «нет…») Ситуация «минус» (нерешенная проблема) ______________________________________________________________ Ситуация «плюс» (решение проблемы) Цель проекта:…………………………. Задачи: Мероприятия: Результат / продукт………………………… Критерии результативности:………………….. Анализ ресурсов: …………………………….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по технологии в 10-11 классе «Технология проектной деятельности»
Авторская программа «Технология проектной деятельности» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Предусматривается...
Доклад «Технология проектной деятельности в школе как форма активизации деятельности всех субъектов образовательного процесса»
Доклад о проделанной работе на педсовете «Технология проектной деятельности в школе как форма активизации деятельности всех субъектов образовательного процесса» Название проекта : ...
Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.
В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...
Технология проектной деятельности - проектные задачи
В ООП прописано, что основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. Для того, чтобы учащиеся самостоятельно справили...
Класс: 7 Тема: «Music is great». Основной метод: Технология проектной деятельности на уроках английского языка.
Использование Технологии проектной деятельности на уроках помогает учителю развить в детях самостоятельность, ответственность, умение адаптироваться к сложившейся ситуации, монологическую и диал...
«Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании»
выступление по теме Проектная деятельность в школе...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Гуляева Василия Петровича, учителя технологии . Тема:«Современные образовательные технологии на уроках технологии (проектная деятельность) в школе для слабовидящих» ""
Цель: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся с нарушениями зрения, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться».Задачи:Изучить педагогические, псих...