Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых ФГОС
материал на тему
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы. Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев.
Данный материал может быть полезен педагогам-психологам для осознания и понимания их деятельности: психологического сопровождения реализации ФГОСов нового поколения, где целью является создание социально - психологических условий для развития личности обучающегося и их успешного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_pedagoga-psikhologa_ou_v_usloviyakh_vnedreniya_novykh_fgos.pptx | 870.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Новая роль и место психологической службы в связи с введением ФГОС В целях: изменение приоритетных направлений В функциях: умение работать в команде, поиск партнеров, творческих групп, занимающихся сходной проблемой В саморазвитии: непрерывное самообразование в различных формах (анализ новейшей литературы, участие в конкурсах и проектах, представление опыта)
Должностные обязанности психолога Отвечает за измерение результатов обучения . Отвечает за учет особенностей развития каждого ребенка в процессе обучения. Владеет компетенциями построения индивидуальных образовательных траекторий . Компетентности педагога-психолога должны включать знание Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), умение проектировать зону ближайшего развития, умение психологически обеспечивать учебную деятельность учащихся и профессиональную деятельность учителей, создавать безопасную, комфортную образовательную среду.
Новые задачи психологического сопровождения на разных ступенях образования Начальная школа — формирование универсальных учебных действий , развитие самостоятельности и самоорганизации, развитие творческих способностей. Основная школа — формирование жизненных навыков и компетенций. Старшая школа — развитие психосоциальной компетентности . При этом особое внимание необходимо уделять переходным этапам в развитии и образовании детей.
Новые задачи педагога- психолога проводит мониторинг (оценивает уровень формирования компетенций учащихся, их личностное развитие и в итоге - уровень их социализации) обеспечивает контроль за развитием учащихся содействует формированию у обучающихся универсальных учебных действий дает оценку комфортности образовательной среды , уровню ее безопасности для детей прогнозирует социальные риски образовательного процесса ведет психологическое просвещение педагогов и родителей в вопросах формирования метапредметных и личностных компетенций участвует в составлении индивидуального образовательного маршрута развития организует психологическое сопровождение внеурочной деятельности обучающихся
Работа педагога-психолога проводится со всеми участниками образовательного процесса 1 . Взаимодействие с администрацией . 2. Взаимодействие с педагогическим коллективом . 3. Взаимодействие с обучающимися . 4. Взаимодействие с родителями .
Необходимая управленческая поддержка деятельности психолога 1. Внесение в план школы диагностических, развивающих и обучающих мероприятий психологической службы по реализации ФГОС. 2. Создание условий для реализации сотрудничества педагогов и психолога . 3. Создание общешкольной концепции сотрудничества с родителями . 4. Создание кабинета психолого-педагогического сопровождения. 5. Получение согласия родителей на проведение диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий с их детьми . 6. Рассмотрение и утверждение планов и программ психологической работы. 7. Обеспечение возможностей для привлечения других специалистов.
Основные направления психолого-педагогического сопровождения Психологическое просвещение Профилактика Диагностика Коррекционно-развивающая работа Психологическое консультирование Экспертиза Учитывая основные положения Федерального государственного стандарта приоритетными видами работы при организации сопровождения становятся просвещение, диагностика (мониторинговые исследования), коррекция и экспертиза.
При реализации психологического сопровождения обязательными являются следующие мероприятия изучение психо-эмоционального состояния обучающихся, психологического климата в классном коллективе; в переходные периоды (1, 5, 10 кл .) проведение адаптационных мероприятий с обучающимися; коррекционно-развивающая работа с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья; психологическое сопровождение одаренных детей; психологическое сопровождение детей «группы риска»; психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников, профессиональная ориентация; психологическая подготовка обучающихся 9 и 11 классов к итоговой аттестации, просветительские мероприятия с родителями и педагогами; профилактические мероприятия с родителями и педагогами по преодолению конфликтных ситуаций в образовательной среде;
Технологии психолого-педагогического сопровождения моделирование и проектирование экспертиза мониторинг консилиум тьюторство адресность информационные технологии
Документация План работы Журнал со следующими разделами: развивающие занятия; консультации (отдельно — детей, педагогов и родителей); направления к специалистам. Программы развивающих занятий и учебных курсов. Тематические планы учебных курсов по психологии. Справки по итогам мониторингов Диагностические карты учащихся и класса. Отчет и аналитическая справка по итогам года.
Критерии эффективности психологического сопровождения в школе Результативность деятельности педагога-психолога в рамках ФГОС определяется по следующим критериям: 1. Формирование и уровень УУД Функционирование системы мониторингов возможностей и способностей обучающихся. 2. Процесс социализации и адаптации Обеспечение дифференцированного и индивидуализированного обучения, в том числе реализация индивидуальных образовательных маршрутов. Улучшение адаптационных возможностей; положительная динамика и устойчивые результаты коррекционно-развивающей работы. 3. Образовательная среда (комфортность, соответствие запроса общественности, удовлетворенность услугами) Улучшение психологического климата в педагогическом и классных коллективах, рост психологической компетентности педагогов , повышение эффективности форм работы с детьми и родителями.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль педагога — психолога в развитии эмоционально — личностной сферы ребенка — инвалида в условиях дистанционного обучения.
Роль педагога — психолога в развитии эмоционально — личностной сферы ребенка — инвалида в условиях дистанционного обучения....
Роль педагога-психолога в профессиональном самоопределении школьника (в условиях ФГОС)
В современной школе требуется создать такие условия обучения, при которых дети могли бы раскрыть свои потенциальные возможности, подготовиться к жизни в условиях повышенной...
Использование современного оборудования в образовательном процессе как необходимое условие внедрения нового ФГОС
Основная цель перехода на стандарты второго поколения состоит в достижении нового качества образования – качества, отвечающего современным социально-экономическим условиям России. Масштабные националь...
Роль педагога-психолога в условиях введения ФГОС
Введения ФГОС основного общего образования предъявляет новые требования не только к содержанию, но и к организационной структуре психологического сопровождения......
«Особенности уроков спортивно – оздоровительной направленности в общеобразовательной школе в условиях внедрения нового ФГОС ОО»
Здоровьесберегающая организация обучения и воспитания предполагает реализацию принципов здорового образа жизни, базирующегося на психолого-педагогических и санитарно-гигиенических основах, направленны...
«Педагогические приемы формирования УУД у детей с ЗПР на первой ступени обучения в условиях внедрения новых ФГОС»
Современные условия образовательного процесса приводят педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочи...
Адаптация учащихся 5 «А» класса в условиях внедрения нового ФГОС (Итоги I четверти )
Одной из важных форм установления контактов педагогов с семьями учащихся является родительское собрание. Главное его предназначение — согласование, координация и интеграция усилий школы и с...