Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых ФГОС
материал на тему

Дрёмина Татьяна Владимировна

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы. Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев.

Данный материал может быть полезен педагогам-психологам для осознания и понимания их деятельности: психологического сопровождения реализации  ФГОСов нового поколения, где целью является создание социально - психологических условий для развития личности обучающегося и их успешного обучения. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых ФГОС Педагог-психолог МАОУ «СОШ №18» Дремина Т.В.

Слайд 2

Новая роль и место психологической службы в связи с введением ФГОС В целях: изменение приоритетных направлений В функциях: умение работать в команде, поиск партнеров, творческих групп, занимающихся сходной проблемой В саморазвитии: непрерывное самообразование в различных формах (анализ новейшей литературы, участие в конкурсах и проектах, представление опыта)

Слайд 3

Должностные обязанности психолога Отвечает за измерение результатов обучения . Отвечает за учет особенностей развития каждого ребенка в процессе обучения. Владеет компетенциями построения индивидуальных образовательных траекторий . Компетентности педагога-психолога должны включать знание Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), умение проектировать зону ближайшего развития, умение психологически обеспечивать учебную деятельность учащихся и профессиональную деятельность учителей, создавать безопасную, комфортную образовательную среду.

Слайд 4

Новые задачи психологического сопровождения на разных ступенях образования Начальная школа — формирование универсальных учебных действий , развитие самостоятельности и самоорганизации, развитие творческих способностей. Основная школа — формирование жизненных навыков и компетенций. Старшая школа — развитие психосоциальной компетентности . При этом особое внимание необходимо уделять переходным этапам в развитии и образовании детей.

Слайд 5

Новые задачи педагога- психолога проводит мониторинг (оценивает уровень формирования компетенций учащихся, их личностное развитие и в итоге - уровень их социализации) обеспечивает контроль за развитием учащихся содействует формированию у обучающихся универсальных учебных действий дает оценку комфортности образовательной среды , уровню ее безопасности для детей прогнозирует социальные риски образовательного процесса ведет психологическое просвещение педагогов и родителей в вопросах формирования метапредметных и личностных компетенций участвует в составлении индивидуального образовательного маршрута развития организует психологическое сопровождение внеурочной деятельности обучающихся

Слайд 6

Работа педагога-психолога проводится со всеми участниками образовательного процесса 1 . Взаимодействие с администрацией . 2. Взаимодействие с педагогическим коллективом . 3. Взаимодействие с обучающимися . 4. Взаимодействие с родителями .

Слайд 7

Необходимая управленческая поддержка деятельности психолога 1. Внесение в план школы диагностических, развивающих и обучающих мероприятий психологической службы по реализации ФГОС. 2. Создание условий для реализации сотрудничества педагогов и психолога . 3. Создание общешкольной концепции сотрудничества с родителями . 4. Создание кабинета психолого-педагогического сопровождения. 5. Получение согласия родителей на проведение диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий с их детьми . 6. Рассмотрение и утверждение планов и программ психологической работы. 7. Обеспечение возможностей для привлечения других специалистов.

Слайд 8

Основные направления психолого-педагогического сопровождения Психологическое просвещение Профилактика Диагностика Коррекционно-развивающая работа Психологическое консультирование Экспертиза Учитывая основные положения Федерального государственного стандарта приоритетными видами работы при организации сопровождения становятся просвещение, диагностика (мониторинговые исследования), коррекция и экспертиза.

Слайд 9

При реализации психологического сопровождения обязательными являются следующие мероприятия изучение психо-эмоционального состояния обучающихся, психологического климата в классном коллективе; в переходные периоды (1, 5, 10 кл .) проведение адаптационных мероприятий с обучающимися; коррекционно-развивающая работа с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья; психологическое сопровождение одаренных детей; психологическое сопровождение детей «группы риска»; психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников, профессиональная ориентация; психологическая подготовка обучающихся 9 и 11 классов к итоговой аттестации, просветительские мероприятия с родителями и педагогами; профилактические мероприятия с родителями и педагогами по преодолению конфликтных ситуаций в образовательной среде;

Слайд 10

Технологии психолого-педагогического сопровождения моделирование и проектирование экспертиза мониторинг консилиум тьюторство адресность информационные технологии

Слайд 11

Документация План работы Журнал со следующими разделами: развивающие занятия; консультации (отдельно — детей, педагогов и родителей); направления к специалистам. Программы развивающих занятий и учебных курсов. Тематические планы учебных курсов по психологии. Справки по итогам мониторингов Диагностические карты учащихся и класса. Отчет и аналитическая справка по итогам года.

Слайд 12

Критерии эффективности психологического сопровождения в школе Результативность деятельности педагога-психолога в рамках ФГОС определяется по следующим критериям: 1. Формирование и уровень УУД Функционирование системы мониторингов возможностей и способностей обучающихся. 2. Процесс социализации и адаптации Обеспечение дифференцированного и индивидуализированного обучения, в том числе реализация индивидуальных образовательных маршрутов. Улучшение адаптационных возможностей; положительная динамика и устойчивые результаты коррекционно-развивающей работы. 3. Образовательная среда (комфортность, соответствие запроса общественности, удовлетворенность услугами) Улучшение психологического климата в педагогическом и классных коллективах, рост психологической компетентности педагогов , повышение эффективности форм работы с детьми и родителями.

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль педагога — психолога в развитии эмоционально — личностной сферы ребенка — инвалида в условиях дистанционного обучения.

Роль педагога — психолога в развитии эмоционально — личностной сферы ребенка — инвалида в условиях дистанционного обучения....

Роль педагога-психолога в профессиональном самоопределении школьника (в условиях ФГОС)

      В современной школе требуется создать такие условия обучения, при которых дети могли бы раскрыть свои потенциальные возможности, подготовиться к жизни в условиях повышенной...

Использование современного оборудования в образовательном процессе как необходимое условие внедрения нового ФГОС

Основная цель перехода на стандарты второго поколения состоит в достижении нового качества образования – качества, отвечающего современным социально-экономическим условиям России. Масштабные националь...

Роль педагога-психолога в условиях введения ФГОС

Введения ФГОС основного общего образования предъявляет новые требования не только к содержанию, но и к организационной структуре психологического сопровождения......

«Особенности уроков спортивно – оздоровительной направленности в общеобразовательной школе в условиях внедрения нового ФГОС ОО»

Здоровьесберегающая организация обучения и воспитания предполагает реализацию принципов здорового образа жизни, базирующегося на психолого-педагогических и санитарно-гигиенических основах, направленны...

«Педагогические приемы формирования УУД у детей с ЗПР на первой ступени обучения в условиях внедрения новых ФГОС»

Современные условия образовательного процесса приводят педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочи...

Адаптация учащихся 5 «А» класса в условиях внедрения нового ФГОС (Итоги I четверти )

Одной из важных форм установления контактов педагогов с семьями учащихся является родительское собрание. Главное его предназначение — согласование, координация и интеграция усилий школы и с...