Роль педагога-психолога в профессиональном самоопределении школьника (в условиях ФГОС)
материал на тему
В современной школе требуется создать такие условия обучения, при которых дети могли бы раскрыть свои потенциальные возможности, подготовиться к жизни в условиях повышенной конкурентности.
Отметим, что в документах о модернизации российского образования акцент сделан именно на формировании универсальных способностей личности, основанных на социальных потребностях и ценностях нынешнего поколения. Это касается и подходов к решению профориентационных задач, поскольку произошло смещение акцента с диагностики профессиональных способностей и склонностей на развитие универсальных качеств, которые являются фундаментом любой деятельности.
И в русле данных изменений необходимо помнить еще об одной важной задаче, - профессиональном самоопределении современного школьника, в процессе которого значительная роль отводится педагогу-психологу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtuh_v.v._statya.docx | 20.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль педагога-психолога в профессиональном самоопределении школьника (в условиях ФГОС)
В современной школе требуется создать такие условия обучения, при которых дети могли бы раскрыть свои потенциальные возможности, подготовиться к жизни в условиях повышенной конкурентности.
Отметим, что в документах о модернизации российского образования акцент сделан именно на формировании универсальных способностей личности, основанных на социальных потребностях и ценностях нынешнего поколения. Это касается и подходов к решению профориентационных задач, поскольку произошло смещение акцента с диагностики профессиональных способностей и склонностей на развитие универсальных качеств, которые являются фундаментом любой деятельности.
И в русле данных изменений необходимо помнить еще об одной важной задаче, - профессиональном самоопределении современного школьника, в процессе которого значительная роль отводится педагогу-психологу.
Под профессиональным самоопределением понимается процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей [3].
Согласно, И. Конц, профессиональное самоопределение человека начинается далеко в его детстве, когда в детской игре, ребенок принимает на себя разные профессиональные роли, и проигрывает связанное с ним поведение. Дети в таких играх пользуются символическими замещениями реальных атрибутов профессиональной деятельности (у ребенка стул – это «прилавок», бумага – «деньги»).
Заканчивается профессиональное самоопределение в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека.
В своей работе школьный психолог может опираться на основные направления профориентационной работы:
- информационное (в процессе «прохождения» учащимся индивидуального образовательного маршрута формировать знания о профессиях, дальнейшем профессиональном образовании, требованиях профессий к качествам человека);
- диагностическое (использование психологических тестов, обсуждение интересов и возможностей и рекомендаций профессий, наиболее соответствующих психологическим особенностям учащегося);
- консультационное (основано на том факте, что для эффективного профессионального выбора в будущем знаний может быть недостаточно).
Безусловно, в профессиональном самоопределении большую роль играет семья, учреждения дополнительного образования детей (кружки, секции и др.). Это необходимо помнить и учитывать при составлении индивидуального образовательного маршрута ребенка как учителям, так и педагогом-психологом.
Необходимо также помнить, что раскрытию потенциальных возможностей учащегося будет способствовать создание следующих условий:
- комфорт, творческая атмосфера на протяжении всего учебного дня;
- возможность выбрать своего темпа обучения каждым ребенком, учитывая темперамент, склонности личности:
- создание ситуации «успеха» для каждого;
- демократический стиль педагогического общения;
- организация активного взаимодействия ученика с объектами, наличие «зоны неопределенности деятельности» (по М.Р. Щукину), возможности для самоопределения.
Очень удачно, на наш взгляд, в построенный таким образом образовательный процесс встраивается, например, курс психолого-педагогического сопровождения процесса профессионального и личностного самоопределения учащихся средней школы, посредством которого происходит формирование психологической готовности учащихся к осознанной и самостоятельной реализации профессиональных интересов и планов.
Здесь могут быть представлены различные виды работы: профессиональная диагностика, развивающие занятия, классные часы, внеклассная работа, работа с родителями, которые дополняют, уточняют индивидуальный образовательный маршрут каждого учащегося.
Таким образом, можно сказать, что индивидуальный образовательный маршрут представляет собой подбор форм и методов психолого-педагогического взаимодействия с каждым учащимся, организация школьного обучения так, чтобы обеспечить прогнозируемый уровень развития личности. Индивидуальный образовательный маршрут становится возможностью реализации личностного потенциала учащегося в образовании, создает условия для профессионального самоопределения личности, оказывается помощником при выборе будущей професии.
Список использованной литературы:
- Особенности личностного и профессионального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях. / Под ред. Л.М. Митиной, - М., 2010.
- Махаева О.А. Я выбираю профессию: комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников / О.А.Махаева, Е.Е.Григорьева. - М., 2008.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н.С. Пряжников. - М.; Воронеж, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Всему начало - отчий дом: роль семьи в профессиональном самоопределении школьника"
Классный час в 9 классе направлен на создание в семье условий для сознательного выбора профессии школьниками 15-16 лет. На воспитательном мероприятии присутствуют ученики, родители, психолог и консуль...
Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых ФГОС
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психоло...
Роль педагога-психолога в условиях введения ФГОС
Введения ФГОС основного общего образования предъявляет новые требования не только к содержанию, но и к организационной структуре психологического сопровождения......
Роль педагога-психолога в профессиональном самоопределении выпускников.
Обобщение опыта по роли педагога-психолога в профессиональном самоопределении выпускников.Работа представлена в двух файлах: 1. обоснование проблемы преподавания курса по профориентации в на...
Роль педагога- психолога в взаимодействии семьи и школы в условиях сельской местности.
В последнее время возрос интерес общества к семье. Взаимодействие школы и семьи –это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развивают...
Роль трудового обучения в профессиональном самоопределении школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Роль трудового обучения в профессиональном самоопределении школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей...
Сообщение по теме : " Роль предмета "Технология" в профессиональном самоопределении школьников"
Выбор профессии - важный шаг в жизни школьников. Предмет " Технология " дает возможность ознакомить обучающихся с разнообразными профессиями....