Роль педагога-психолога в профессиональном самоопределении школьника (в условиях ФГОС)
материал на тему

Автух Вера Владимировна

        В современной школе требуется создать такие условия обучения, при которых дети могли бы раскрыть свои потенциальные возможности, подготовиться к жизни в условиях повышенной конкурентности.

    Отметим, что в документах о модернизации российского образования акцент сделан именно  на формировании универсальных способностей личности, основанных на  социальных потребностях и ценностях нынешнего поколения. Это касается и подходов к решению профориентационных задач, поскольку произошло смещение акцента с диагностики профессиональных способностей и склонностей на развитие универсальных качеств, которые являются фундаментом любой деятельности.

   И в русле данных изменений необходимо помнить еще об одной важной задаче,  - профессиональном самоопределении современного школьника, в процессе которого значительная роль отводится педагогу-психологу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtuh_v.v._statya.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

Роль педагога-психолога в профессиональном самоопределении школьника (в условиях ФГОС)

        В современной школе требуется создать такие условия обучения, при которых дети могли бы раскрыть свои потенциальные возможности, подготовиться к жизни в условиях повышенной конкурентности.

    Отметим, что в документах о модернизации российского образования акцент сделан именно  на формировании универсальных способностей личности, основанных на  социальных потребностях и ценностях нынешнего поколения. Это касается и подходов к решению профориентационных задач, поскольку произошло смещение акцента с диагностики профессиональных способностей и склонностей на развитие универсальных качеств, которые являются фундаментом любой деятельности.

   И в русле данных изменений необходимо помнить еще об одной важной задаче,  - профессиональном самоопределении современного школьника, в процессе которого значительная роль отводится педагогу-психологу.

      Под профессиональным самоопределением понимается процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей [3].

    Согласно,   И.   Конц,   профессиональное   самоопределение   человека начинается далеко в его детстве, когда в детской игре, ребенок принимает  на себя разные профессиональные роли, и проигрывает связанное с ним  поведение. Дети в таких играх пользуются символическими замещениями реальных атрибутов  профессиональной  деятельности (у ребенка  стул  –  это «прилавок», бумага – «деньги»).

    Заканчивается профессиональное самоопределение в  ранней юности, когда уже  необходимо  принять  решение,  которое  повлияет  на  всю дальнейшую жизнь человека.

     В своей работе школьный психолог может опираться на основные направления профориентационной работы:

 - информационное (в процессе «прохождения» учащимся индивидуального образовательного маршрута формировать знания о профессиях, дальнейшем профессиональном образовании, требованиях профессий к качествам человека);

 - диагностическое (использование психологических тестов, обсуждение интересов и возможностей и рекомендаций профессий, наиболее соответствующих психологическим особенностям учащегося);

 - консультационное (основано на том факте, что для эффективного профессионального выбора в будущем знаний может быть недостаточно).

   Безусловно, в профессиональном самоопределении большую роль играет семья, учреждения дополнительного образования детей (кружки, секции и др.). Это необходимо помнить и учитывать при составлении индивидуального образовательного маршрута ребенка как учителям, так  и  педагогом-психологом.

       Необходимо также помнить, что  раскрытию потенциальных возможностей учащегося будет способствовать создание следующих условий:

 - комфорт, творческая атмосфера на протяжении всего учебного дня;

 - возможность выбрать своего темпа обучения каждым ребенком, учитывая темперамент, склонности личности:

 - создание ситуации «успеха» для каждого;

 - демократический стиль педагогического общения;

- организация активного взаимодействия ученика с объектами, наличие «зоны неопределенности деятельности» (по М.Р. Щукину), возможности для самоопределения.

   Очень удачно, на наш взгляд, в построенный таким образом образовательный процесс встраивается, например, курс психолого-педагогического сопровождения процесса профессионального и личностного самоопределения учащихся средней школы, посредством которого происходит формирование психологической готовности учащихся к осознанной и самостоятельной реализации профессиональных интересов и планов.

    Здесь могут быть представлены различные виды работы:  профессиональная диагностика, развивающие занятия, классные часы, внеклассная работа, работа с родителями, которые дополняют, уточняют индивидуальный образовательный маршрут каждого учащегося.

     Таким образом, можно сказать, что индивидуальный образовательный маршрут представляет собой подбор форм и методов психолого-педагогического взаимодействия с каждым учащимся, организация школьного обучения так, чтобы обеспечить прогнозируемый уровень развития личности. Индивидуальный образовательный маршрут становится возможностью реализации личностного потенциала учащегося в образовании, создает условия для профессионального самоопределения личности, оказывается помощником при выборе будущей професии.

 Список использованной литературы:

  1. Особенности личностного и профессионального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях. / Под ред. Л.М. Митиной, - М., 2010.
  2. Махаева О.А. Я выбираю профессию: комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников / О.А.Махаева, Е.Е.Григорьева. - М., 2008.
  3. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н.С. Пряжников. - М.; Воронеж, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Всему начало - отчий дом: роль семьи в профессиональном самоопределении школьника"

Классный час в 9 классе направлен на создание в семье условий для сознательного выбора профессии школьниками 15-16 лет. На воспитательном мероприятии присутствуют ученики, родители, психолог и консуль...

Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых ФГОС

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психоло...

Роль педагога-психолога в условиях введения ФГОС

Введения ФГОС основного общего образования предъявляет новые требования не только к содержанию, но и к организационной структуре психологического сопровождения......

Роль педагога-психолога в профессиональном самоопределении выпускников.

Обобщение опыта по роли педагога-психолога в профессиональном самоопределении выпускников.Работа представлена в двух файлах: 1. обоснование проблемы преподавания курса по профориентации в на...

Роль педагога- психолога в взаимодействии семьи и школы в условиях сельской местности.

В последнее время возрос интерес общества к семье. Взаимодействие школы и семьи –это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развивают...

Роль трудового обучения в профессиональном самоопределении школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Роль трудового обучения в профессиональном самоопределении школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей...

Сообщение по теме : " Роль предмета "Технология" в профессиональном самоопределении школьников"

Выбор профессии - важный шаг в жизни школьников. Предмет " Технология " дает возможность ознакомить обучающихся с разнообразными профессиями....