Роль педагога-психолога в условиях введения ФГОС
презентация к уроку по теме
Введения ФГОС основного общего образования предъявляет новые требования не только к содержанию, но и к организационной структуре психологического сопровождения...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novichkova_rol_psihologa_fgos_sayt.ppt | 2.85 МБ |
novichkova_psi_soprovozhdenie.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Введение ФГОС основного общего образования предъявляет новые требования не только к содержанию, но и к организационной структуре психологического сопровождения образовательного процесса.
Цель работы психологической службы Психологическое сопровождение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС Содействие созданию и поддержанию благоприятных психологических условий для гармоничного развития личности учащихся в процессе школьного обучения Способствование безконфликтному взаимодействию всех участников образовательного процесса (учащихся, родителей и педагогов)
Задачи психологической службы в условиях введения ФГОС измерение результатов обучения, определение уровня формирования компетенций учащихся; учет особенностей развития каждого ребенка в процессе обучения, соответствие этого процесса его индивидуальным возможностям. взаимодействие с участниками образовательного процесса для выстраивания индивидуальных образовательных траектории детей и развивающей траектории образовательного учреждения;
психологическое проектирование, экспертиза и мониторинг условий и результатов образовательной деятельности; оказание качественной психолого-педагогической и социальной помощь всем участникам образовательного процесса; мониторинг и оценка комфортности образовательной среды, уровню ее безопасности для всех участников образовательного процесса; прогнозирование социальных рисков образовательного процесса, профилактическая работа.
Содействие организации гармоничной психолого-педагогической среды Коррекционно-развивающие мероприятия, адаптация и сопровождение всех учащихся Реализация индивидуальной поддержки Стартовая диагностика Необходимость индивидуальной работы Итоговая диагностика Мониторинг развития Психологическое сопровождение ФГОС
Практическая реализация психологического сопровождения ФГОС в образовательном процессе 1) Диагностика индивидуальная и групповая («стартовая» и «итоговая») - выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния школьников, которые должны быть учтены в процессе сопровождения. 2) Составление индивидуального образовательного маршрута - комплексная работа специалистов образовательного учреждения и родителей по составлению прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, а также организация условий для реализации индивидуального маршрута развития.
3) Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении. 4) Коррекционная работа (индивидуальная и групповая ) - организация работы, прежде всего, с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики. 5) Психологическое консультирование - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучаться новому поведению. 6) Экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образо- вательной среды, профессиональной деятельности специалистов образова- тельного учреждения.
7) Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. 8) Психологическое просвещение - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
Эффективность сотрудничества школьного психолога и педагога 1) Психологическое сопровождение процесса адаптации к школе помогает не только быстрее привыкнуть к условиям школьной жизни и настроиться на образовательный процесс, но и создать наиболее мягкие условия для реализации ФГОС в образовательной деятельности. 2) Систематическое сотрудничество психолога и учителя позволяет полностью разработать адекватную систему оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностные и метапредметные результаты), а также выработать систему их критериального оценивания.
3) В помощь учителю предлагается карта индивидуального развития каждого ребенка, что позволяет своевременно выделять имеющиеся трудности, корректировать их и прослеживать динамику развития. 4) Поддержание психологической готовности учителей начальных классов в реализации ФГОС НОО. 5) Обоюдная работа психолога и учителя помогает наиболее полно затрагивать все сферы развития личности ребенка и позволяет минимизировать нагрузку за реализацию ФГОС только на одного специалиста. Совместная работа взаимодополняет организацию образовательной среды по ФГОС.
Модернизация образования имеет системно-методологический характер, но эти изменения могут вызвать трудности современного педагога. Вследствие этого психологу в системе образования необходимо: - Оказывать постоянную методическую помощь педагогам на протяжении всего учебного года, начиная от разработки некоторых разделов рабочих программ, заканчивая помощью в проектировании урока (совместно организованной деятельности) и составлению технологических карт. - Выстраивать индивидуальную траекторию (индивидуальный маршрут) развития. - Повышать общую психологическую компетентность учителя.
В основе стандарта лежит общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством. Следовательно, родители или законные представители ученика должны быть компетентными в вопросе образования их детей. Современное образование направлено на максимальное участие родителей в образовании их детей. Вследствие этого педагогу-психологу необходимо сотрудничать с родителями по вопросу их участия в образовательно-воспитательном процессе. ЧТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ РОДИТЕЛИ ПРО ФГОС: Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования? Какие требования выдвигает новый ФГОС НОО? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт? Что изучается с использованием ИКТ? Что такое информационно-образовательная среда? Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
«Роль педагога-психолога в условиях введения новых образовательных стандартов»
Педагог-психолог СП 1388 ГБОУ Лицей 1501
Новичкова Ирина Николаевна
В соответствии закону Российской Федерации № 3266-1 от 10.06.92 "Об образовании" (в ред. Федерального закона от 13.01.96 №12- ФЗ, с изменениями на 25 июня 2002 года), конвенции о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89 и ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.90), федеральному закону об основных гарантиях прав ребенка в РФ (принятый Государственной Думой 03.07.98 и одобренный Советом Федерации 09.07.98), а также положение о психологической службе в системе народного образования (утвержденный Приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 19.09.90 №616) психологическая служба является частью системы образования.
Введение ФГОС основного общего образования предъявляет новые требования не только к содержанию, но и к организационной структуре психологического сопровождения образовательного процесса, что исходит из задач, решаемых психологом на каждом этапе психологического сопровождения образовательного процесса. Так как приоритетное направление ФГОС - реализация развивающего потенциала образования, то актуальная задача психологической службы - обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей образования. В связи с этим происходит изменение парадигмы педагогического образования и превращение его в образование психолого-педагогическое.
В основе методологии стандарта лежит деятельностная парадигма образования, которой обусловлено, в частности, и новое понимание основного результата образования – индивидуальный прогресс в развитии основных сфер личностного развития через освоение универсальных и специфических для отдельных предметов способов действий, достижение на этой основе способности к развитию «компетентности к обновлению компетенций».
Для удобства описания результаты образования условно разделены на три группы, в каждой из которых акцентирован один какой-либо аспект:
- личностные результаты (жизненные установки, ценностные ориентации, отношения, саморегуляция и т.п.), в которых акцкент делается на эмоционально-волевой сферах личностного развития;
- метапредметные результаты или освоение универсальных способов деятельности, которые затрагивают все основные сферы личностного развития: когнитивную, эмоциональную, волевую;
- предметные результаты, в которых акцент делается преимущественно на когнитивную сферу, на преломление универсальных способов учебных действий через призму учебных предметов.
Условность такого описания очевидна, однако оно позволяет выделять доминирующие проблемы в общем ходе образовательного процесса в зависимости от приоритетной направленности совместной деятельности педагогов и учащихся.
Изменение парадигмы образование: от цели «Усвоение знаний, умений и навыков» к цели «Развитие личности учащегося» приводит к возникновению понятия «Универсальные учебные действия» (УУД)
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Выделяют основные функции универсальных учебных действий:
- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Личностные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных учебных действий:
- самоопределение личностное, профессиональное, жизненное;
- смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? - и уметь на него отвечать;
- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом; конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
- оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что, еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Познавательные универсальные действия составляют три блока общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.
Общеучебные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
- определение основной и второстепенной информации;
- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- знаково-символические действия составляют особую группу общеучебных универсальных действий:
-моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствия;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждении;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- постановка и формулирование проблемы;
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность. К коммуникативным действиям относятся:
- умение слушать и вступать в диалог;
- учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
В настоящее время основными целями работы психологической службы школы являются:
- Психологическое сопровождение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС
- Содействие созданию и поддержанию благоприятных психологических условий для гармоничного развития личности учащихся в процессе школьного обучения
- Способствование безконфликтному взаимодействию всех участников образовательного процесса (учащихся, родителей и педагогов)
Основные задачи психологической службы в образовательном процессе в условиях введения ФГОС:
- определение уровня формирования компетенций учащихся;
- учет особенностей развития каждого ребенка в процессе обучения, соответствие этого процесса его индивидуальным возможностям;
- взаимодействие с участниками образовательного процесса для выстраивания индивидуальных образовательных траектории детей и развивающей траектории образовательного учреждения;
- психологическое проектирование, экспертиза и мониторинг условий и результатов образовательной деятельности;
- оказание качественной психолого-педагогической и социальной помощь всем участникам образовательного процесса;
- мониторинг и оценка комфортности образовательной среды, уровню ее безопасности для всех участников образовательного процесса;
- прогнозирование социальных рисков образовательного процесса, профилактическая работа.
Таким образом, психологическое сопровождение ФГОС можно представить как содействие организации гармоничной психолого-педагогической среды, составной частью которой является коррекционно-развивающие мероприятия, адаптация и сопровождение всех участников образовательного процесса. Одним из направлений данной работы является индивидуальная работа с учащимися, включающая стартовую диагностику, необходимость индивидуальной работы, реализация индивидуальной поддержки, мониторинг развития, итоговую диагностику.
Практическая реализация психологического сопровождения ФГОС в образовательном процессе рассматривается по следующим направлениям:
1) Диагностика индивидуальная и групповая («стартовая» и «итоговая») - выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния школьников, которые должны быть учтены в процессе сопровождения.
2) Составление индивидуального образовательного маршрута - комплексная работа специалистов образовательного учреждения и родителей по составлению прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, а также организация условий для реализации индивидуального маршрута развития.
3) Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.
4) Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) - организация работы, прежде всего, с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.
5) Психологическое консультирование - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучаться новому поведению.
6) Экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения.
7) Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
8) Психологическое просвещение - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
Рассмотрим эффективность сотрудничества школьного психолога и педагога:
1) Психологическое сопровождение процесса адаптации к школе помогает не только быстрее привыкнуть к условиям школьной жизни и настроиться на образовательный процесс, но и создать наиболее мягкие условия для реализации ФГОС в образовательной деятельности.
2) Систематическое сотрудничество психолога и учителя позволяет полностью разработать адекватную систему оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностные и метапредметные результаты), а также выработать систему их критериального оценивания.
3) В помощь учителю предлагается карта индивидуального развития каждого ребенка, что позволяет своевременно выделять имеющиеся трудности, корректировать их и прослеживать динамику развития.
4) Поддержание психологической готовности учителей начальных классов в реализации ФГОС НОО.
5) Обоюдная работа психолога и учителя помогает наиболее полно затрагивать все сферы развития личности ребенка и позволяет минимизировать нагрузку за реализацию ФГОС только на одного специалиста. Совместная работа взаимодополняет организацию образовательной среды по ФГОС.
Модернизация образования имеет системно-методологический характер, но эти изменения могут вызвать трудности современного педагога. Вследствие этого психологу в системе образования необходимо:
- Оказывать постоянную методическую помощь педагогам на протяжении всего учебного года, начиная от разработки некоторых разделов рабочих программ, заканчивая помощью в проектировании урока (совместно организованной деятельности) и составлению технологических карт.
- Выстраивать индивидуальную траекторию (индивидуальный маршрут) развития.
- Повышать общую психологическую компетентность учителя.
В основе стандарта лежит общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством. Следовательно, родители или законные представители ученика должны быть компетентными в вопросе образования их детей. Современное образование направлено на максимальное участие родителей в образовании их детей. Вследствие этого педагогу-психологу необходимо сотрудничать с родителями по вопросу их участия в образовательно-воспитательном процессе.
ЧТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ РОДИТЕЛИ ПРО ФГОС: Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования? Какие требования выдвигает новый ФГОС НОО? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт? Что изучается с использованием ИКТ? Что такое информационно-образовательная среда? Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?
В условиях внедрения ФГОС НОО в деятельности психологов образовательных учреждений появляются следующие проблемы:
- Отсутствие системного подхода к мониторингу психического и личностного развития обучающихся.
- Отсутствие единого банка (комплекта) психодиагностического инструментария для определения уровня сформированности УУД у детей разного возраста.
В связи с этим психологической службе предстоит решить ряд методических задач:
- Составить пакет методических материалов по психологическому сопровождению школьников – диагностике, разработке индивидуального образовательного маршрута по результатам диагностики;
- Подобрать пакет материалов по работе с педагогами;
- Подобрать методические материалы по работе с родителями.
Литература и интернет-ресурсы.
1. Зиновьева М.В., Никифорова Г.В. Специфика деятельности педагога- психолога в условиях введения ФГОС // Справочник педагога-психолога. Школа. - №4. – 2012 г.
2. Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения ФГОС нового поколения / авт.-сост.: Г.А. Шешерина. – Тамбов, 2011. – 65 с.
3. Рубцов В.В. Ключевая роль в обновленной системе образования //Школьный психолог. - № 1. – 2010г.
4. Интернет-ресурс «Социальная сеть работников образования» http://nsportal.ru
5. Интернет-ресурс «Психологическая газета» http://psy.su/feed/3996/
6. Особенности психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС НОО в начальной школе Лицея № 17 Психолог Марахова В.А. http://www.liceum17.ru/upload/file/dlya_vystupleniya.pdf
7. Интернет-ресурс WWW.STANDART.EDU.RU – презентация «ФГОС второго поколения. Универсальные учебные действия. Способы их формирования»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль Портфолио в системе оценки результатов освоения ООП НОО в условиях введения ФГОС нового поколения
Статья содержит описание опыта работы МКОУ "Гимназия имени Горького А.М." с Портфолио учащихся как одной из составляющих накопительной оценки достижения планируемых результов обучающимися ...
Должностная инструкция педагога-психолога в связи с введением ФГОС.
Образец должностной инструкции педагога-психолога. Красным цветом выделены изменения в связи с введением ФГОС....
Роль педагога — психолога в развитии эмоционально — личностной сферы ребенка — инвалида в условиях дистанционного обучения.
Роль педагога — психолога в развитии эмоционально — личностной сферы ребенка — инвалида в условиях дистанционного обучения....
Роль регионального компонента в обучении английскому языку в условиях введения ФГОС общего образования
Роль регионального компонента в обучении английскому языку в условиях введения ФГОС общего образования Обучение - это передача молодому поколению знаний, накопленных человечеством. Это значит, что ни...
Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых ФГОС
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психоло...
Роль педагога-психолога в профессиональном самоопределении школьника (в условиях ФГОС)
В современной школе требуется создать такие условия обучения, при которых дети могли бы раскрыть свои потенциальные возможности, подготовиться к жизни в условиях повышенной...
Роль педагога- психолога в взаимодействии семьи и школы в условиях сельской местности.
В последнее время возрос интерес общества к семье. Взаимодействие школы и семьи –это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развивают...