Диагностика стертой дизартрии.
консультация на тему
Такое сложное нарушение звукопроизношения, как стертая дизартрия все чаще встречается в логопедической практике. Его структуру составляют нарушения всей произносительной стороны речии внеречевых процессов: общей и мелкой моторики, пространственных представлений. В представленном материале систематизированы приемы диагностики для выявления минимальных дизартрических проявлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_gmo.doc | 146 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на ГМО
Диагностика стертой дизартрии
Дизартрия — это нарушение звукопроизношения, голосообразования и просодики, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного. При дизартрии нарушается двигательный механизм речи за счет органического поражения центральной нервной системы. Структуру дефекта при дизартрии составляет нарушение всей произносительной стороны речи и внеречевых процессов: общей и мелкой моторики, пространственных представлений.
Термин «стертая» дизартрия впервые был предложен О.А. Токаревой, которая характеризует проявления «стертой дизартрии» как легкие (стертые) проявления «псевдобульбарной дизартрии», которые отличаются особой трудностью преодоления. По ее мнению, обычно эти дети большинство изолированных звуков могут произносить правильно, но в речевом потоке слабо автоматизируют их и недостаточно дифференцируют.
Стертая дизартрия очень часто встречается в логопедической практике.
Основные жалобы при стертой дизартрии:
1) невнятная невыразительная речь,
2) плохая дикция
3) искажение звуков
4) замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и др.
Недостатки произношения носят самый разный характер, и все же основной признак этого нарушения — смазанность, размытость, нечеткость артикуляции, которые особенно резко обнаруживаются в потоке речи.
- речевая патология проявляется в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникает вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.
Стертая форма дизартрии чаще всего диагностируется после пяти лет.
Обследование должно носить комплексный характер и должны учитываться речевые и неречевые нарушения, которые характеризуют дизартрию
- Обследование ребенка начинается с беседы с мамой и изучения поликлинической карты развития ребенка.
Анализ анамнестических сведений показывает, что имеют место:
отклонения во внутриутробном развитии (токсикозы, гипертония, нефропатия и др.);
асфиксия новорожденных;
стремительные или затяжные роды.
Со слов мамы:
- «ребенок закричал не сразу, ребенка приносили кормить позже, чем всех».
- В первый год жизни многие наблюдались у невролога, назначалось медикаментозное лечение и массаж.
- В диагнозе до года стояло НЭП (перинатальная энцефалопатия).
- Развитие ребенка после одного года, как правило, у всех бывает благополучным, невропатолог больше не наблюдает этих детей, и ребенок считается здоровым.
- многие дети до 5-6 лет не интересуются играми с конструктором, не умеют играть с мелкими игрушками, не собирают пазлы, многие не любят рисовать.
- У детей школьного возраста в первом классе отмечаются трудности при овладении графическими навыками (у некоторых наблюдается «зеркальное письмо»; замена букв «д»-«б»; гласных, окончаний слов; плохой почерк; медленный темп письма и др.).
- На занятиях по оригами испытывают огромные затруднения и не могут выполнять самые простые движения, т.к. требуются и пространственная ориентировка, и тонкие дифференцированные движения рук.
II. Обследование общей и мелкой моторики, мимическо -артикуляционных мышц, дыхания, просодической стороны речи.
1. Общая моторика
· У детей с легкой формой дизартрии отмечается моторная неловкость. Они плохо бегают, неловко переступают по ступенькам лестницы, часто спотыкаются. Отмечается некоторая недостаточность координации движений. У логопеда в кабинете при обследовании ребенок плохо стоит на одной ноге, не может прыгать на одной ноге
2. Мелкая моторика
· У ребенка с дизартрией поздно формируются навыки самообразования.
Плохо держат карандаш, сильно напрягают мышцы руки. И, наоборот, из-за снижения тонуса мышц рук, ребенок недостаточно нажимает на карандаш, линии рисунка вялые.
При работе с вырезной картинкой сложенный рисунок сдвигается с места, части его точно не смещаются одна с другой. Кажется, что ребенок неаккуратен при выполнении работы, но на самом деле это нарушение моторики.
Впервые проявляется дефект нарушения ориентировки на листе бумаги вследствие нарушения пространственных представлений.
В школьном возрасте это приводит к зеркальному письму, недостаточной ориентировки в тетради. Дети могут испытывать трудности на уроке черчения в старшем возрасте при выполнении геометрических заданий.
При обследовании ребенок не выполняет пальчиковые упражнения. Характерным является поиск движений, требующих тонкой дифференцированной работы пальцев: «замок», «коза». .
3. Артикуляционный аппарат
· У ребенка со стертой дизартрией выявляются:
- гипертонус: лицо ребенка маскообразное, мышцы при пальпации твердые; губы – характерно положение верхней губы – она натянута и прижата к верхней десне, а во время речи она неподвижна; язык всегда толстый (или меняет форму «осеннего огурчика»); голос ослабленный, отсутствуют модуляции (не может изобразить как мычит корова); не выполняет задание «Эхо»; речь немного ускоренная; ослаблен речевой выдох; страдают согласные и гласные звуки.
- гипотонус: лицо гипомимично (мимика недостаточная); при пальпации мышцы лица дряблые; рот приоткрыт; ребенок не удерживает позу закрытого рта (но надо исключить лорпатологию); речевое дыхание поверхностное; ребенок не договаривает окончаний слов, как бы допускает грамматические ошибки, страдают обычно согласные.
- гиперсаливация: (повышенное слюноотделение) особенно при увеличении нагрузки. При этом надо исключить заболевания желудочно-кишечного тракта (гастриты, состояние голода).
- девиация языка (отклонение языка от средней линии) при функциональной нагрузке на речевой аппарат. Например, при выполнении упражнения «маятник» нужно посмотреть в какую сторону отклоняется язык.
- гиперкинезы: (насильственные движения языка) выделяются степени гиперкинезов: тяжелая (язык подергивается в переднее-заднем направлении), средняя (по языку пробегают волны, то в продольном, то в поперечном направлении, иногда, это наблюдается только при функциональной нагрузке), легкая (тремор кончика языка при функциональной нагрузке, иногда сопровождается цианозом – посинением).
- нарушение качества артикуляционных движений: движения выполняются, но страдает их качество; ослаблена мышечная сила (много щелчков языком сделать не может, страдает ритмичность); сокращено время удержания артикуляционной позы.
4. Дыхание:
всегда поверхностное, верхнеключичное
5. Просодической стороны речи
Голос тихий, слабый, затухающий, но непроизвольно кричит громко
ПРИЛОЖЕНИЯ
Таблица1
показатели | симптоматика |
Общая моторика |
|
Мелкая моторика рук |
|
Особенности моторики артикуляционного аппарата |
|
Пробы для определения псевдобульбарной дизартрии
Таблица 2
Выполняемые движения | + результат | Нарушены звуки |
Проба 1. Высунуть язык изо рта и держать по средней линии несколько секунд |
| Более сложные по артикуляции звуки. [Х] – [К] [Х] – [Х′] [Р] – утрачивает вибрацию [Л] – плоско - щелевой или уходит, или межзубное произношение |
| ||
| ||
Проба 2. Положить язык на нижнюю губу и поднять его к верхней губе. Как бы обняв её (упр. «Слижем варенье»). |
| |
| ||
|
Экспресс пробы для выявления минимальных дизартрических проявлений.
Таблица 2
Выполняемые движения | + результат |
1.Улыбнуться | Маловыразительная мимика Произвольные движения затруднены Артикуляция вялая |
2.Надуть щеки | |
3.Перегнать воздух из одной щеки в другую | |
4.Загнать воздух под губу | |
5.Круговые движения языком по губам | Не выполняются подобные движения. Язык проскакивает верхнюю губу. Движения нечеткие отрывистые. |
6.Втянуть щеки внутрь и раздуть их. «Худенький Петя – толстый Егор» | Не выполняются подобные движения в полнм объеме. |
8.Упражнение «Трубочка» | Движения выполняются не в полном объеме |
9.Упражнение «Лошадка» | Снижен объем и амплитуда движений. Наблюдаются содружественные движения языком и Нижней челюстью |
10.Упражнение «Окошко»,удержание до 10 секунд. | 1.опускается 1 угол рта – наличие пареза; 2.нижняя челюсть подтягивается к верхним губам – неврологический признак |
Обследование состояния артикуляционной и мимической моторики
Для оценки состояния артикуляционной и мимической моторики детей со стертой дизартрией используются приемы, рекомендуемые Л.В. Лопатиной, Г.В. Дедюхиной.
При исследовании функций органов артикуляции проводится анализ по следующим позициям:
- состояние мышечного тонуса (гипертонус, гипотонус, дистония);
- возможность осуществления непроизвольных и произвольных движений (кинетическая, кинестетическая диспраксия, апраксия);
- качество артикуляционных и мимических движений (точность, ритмичность, амплитуда, сила мышечного сокращения, время фиксации артикуляционного уклада, количество правильно выполненных движений, переключаемость с одного движения на другое и др.).
В программу обследования артикуляционной и мимической моторики входят: обследование кинестетического орального (артикуляционного) праксиса; обследование кинетического орального праксиса; обследование динамической координации артикуляционных движений; обследование мимической мускулатуры; обследование мышечного тонуса языка и наличия миологической симптоматики.
После завершения всего обследования составляется профиль структуры двигательного нарушения ребенка со стертой дизартрией.
Таблица 3
1. Обследование кинестетического орального праксиса. Ребенку предлагается выполнить то или иное задание по словесной инструкции, используя зеркало и без него (зеркало закрывается шторкой). | |
1. Инструкция: «Повтори за логопедом звуки. Скажи, в каком положении твои губы при произнесении...» А - ? , И - ?, О - ?, У - ? | 4 балла — правильный ответ; 3 балла — самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 2 балла — поиск артикуляции, ответ с единичными ошибками; 1 балл — неточный ответ, неточное выполнение задания; 0 баллов — отсутствие ответа. |
2. Инструкция: «Произнеси звуки [ть] и [т] и скажи, где находился кончик языка при их произнесении, вверху или внизу?» | |
3.Инструкция: «Произнеси [си] — [су], [ки] — [ку] и скажи, как менялось положение твоих губ при их произнесении?» | |
4.Инструкция: «Произнеси перед зеркалом последовательно звуки [и], [ш] и скажи, при произнесении ка кого звука кончик языка опущен, а при произнесении какого звука поднят?» | |
5. Инструкция: «Произнеси звуки [т], [д], [н] и скажи, где находился кончик языка при их произнесении — за верхними или за нижними зубами?» | |
2. Обследование кинетического орального праксиса Упражнения выполняются сидя перед зеркалом. Ребенку предлагается отраженно за логопедом выполнить то или иное упражнение. Последовательность выполнения всех упражнений: «забор» — «окно» — «мост» — «парус» — «лопата», «вкусное варенье» и т.д. Для того чтобы оценить выполнение артикуляционного упражнения, ребенка просят удерживать органы артикуляции в нужном положении 5—7 секунд. Оценивается: точность выполнения движений (точное выполнение, приближенное, поиски артикуляции, замена одного движения другим); длительность удержания артикуляционной позы (достаточная, быстрая истощаемость); симметричность; наличие: синкинезий, гиперкинезов, саливации. | |
1.Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»: - широко раскрыть рот, кончик языка поднять вверх к верхним зубам — «парус», зафиксировать такое положение, удерживая его 5—7 секунд. | 4 балла — правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному; 3 балла — замедленное и напряженное выполнение, быстрин истощаемость; 2 балла — время фиксации позы ограничено 1—3 секундами; 1 балл — выполнение с ошибками, длительный поиск позы, отклонения в конфигурации, синкинезий, гиперкинезы; 0 баллов — невыполнение движения. |
2. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»: - язык «лопатой» — широкий, распластанный, неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт, зафиксировать такое положение, удерживая его 5—7 секунд. | |
3.Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»: - «вкусное варенье» — рот открыт, широкий язык обхватывает верхнюю губу и затем медленным движением сверху вниз убирается в ротовую полость (удерживать 5—7 секунд) | |
4.Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»: - «окно» — рот открыт, верхние и нижние зубы видны (удерживать 5—7 секунд). | |
5.Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»: - «мост» — рот открыт, широкий плоский язык лежит на дне полости рта. Кончик упирается в нижние резцы (удерживать 5—7 секунд). | |
3. Обследование динамической координации артикуляционных движений. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом. Ребёнку предлагается отраженно за логопедом выполнить движения. Ребенка просят выполнить упражнения по 4 - 5 раз. Оценивается: последовательность выполнения движений; возможность переключения с одного движения на другое; инертность движения, персеверации; темп движений; амплитуда движений (объем движений достаточный, ограниченный); точность выполнения движений (точное выполнение, приближенное, поиски артикуляции, замена одного движения другим); наличие: синкинезий, гиперкинезов, саливации. | |
1.Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»: - «Качели» (поднять кончик языка за верхние, затем опустить за нижние резцы. Повторить это упражнение 4 - 5 раз). | 4 балла — сравнительно точное выполнение движений, все движения координированны; 3 балла — замедленное и напряженное выполнение переключений с одного движения на другое; 2 балла — количество правильно выполненных движений ограничено двумя-тремя; 1 балл — выполнение с ошибками, длительный поиск позы, замена одного движения другим, синкинезий, саливация, гиперкинезы; 0 баллов — невыполнение движений. |
2. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»: - «Маятник» (попеременно дотронуться высунутым кончиком языка до правового, затем до левого угла губ. Повторить это движение по 4—5 раз). | |
3. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»: - поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю, попеременно дотронуться высунутым кончиком языка до правого, затем до левого уголка губ. Повторить эти движения 4-5 раз. | |
4. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»: - высунуть язык вперед, одновременно поднимая его кончик вверх. Повторить эти движения 4—5 раз. | |
5. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»: - совершать одновременно движение нижней челюстью и высунутым языком вправо, затем влево. Повторить эти движения 4—5 раз. | |
Обследование тонуса артикуляционной мускулатуры и наличия патологической симптоматики начинают с исследования мимической мускулатуры. | |
4. Обследование мимической мускулатуры. . Упражнения выполняются перед зеркалом. Ребенку предлагается отраженно за логопедом выполнить движения. Проводится по образцу, за тем, по словесной инструкции. | |
1.Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»: - нахмурить брови; | 4 балла — точное выполнение заданий, отсутствие нарушений мышечного тонуса мимической мускулатуры; 3 балла — неточное выполнение некоторых движений, незначительное нарушение тонуса мимической мускулатуры; 2 балла — единичные движения нарушены, единичные патологические симптомы; 1 балл — затруднения при выполнении движений, умеренно выраженное нарушение мышечного тонуса мимической мускулатуры (гипертонус, гипотония, дистония), сглаженность носогубных складок, синкинезий; 0 баллов — грубо выраженная патология мышечного тонуса мимической мускулатуры, гипомимия . |
2.Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»: - поднять брови; | |
3.Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»: - наморщить лоб; | |
4.Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»: - поочередно надуть щеки; | |
5.Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»: - втянуть щеки | |
5. Обследование мышечного тонуса и подвижности губ. Процедура обследования: ребенку предлагается отраженно за логопедом повторить движения, сидя за столом перед зеркалом. | |
1.Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»: - «Трубочка» (вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой, удерживать 5—7 секунд). | 4 балла — точное выполнение заданий, тонус в норме, губы подвижные; 3 балла — неточное выполнение движений, незначительное нарушение тонуса губной мускулатуры (гипертонус, гипотония, дистония); 2 балла — верхняя губа напряжена, ограничена ее подвижность; 1 балл — затруднения при выполнении движений, выраженное нарушение тонуса губной мускулатуры, губы малоподвижные; 0 баллов — невыполнение заданий, грубо выраженная патология. |
2.Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»: - чередование «забор» — «трубочка» (до 5 раз). | |
3.Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»: - поднять верхнюю губу, опустить нижнюю губу, повторить движения несколько раз. | |
6. Обследование мышечного тонуса языка и наличия патологической симптоматики. Ребенку предлагается отраженно за логопедом повторить движения перед зеркалом. | |
1.Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»: - «Лопата» — язык широкий, распластанный, неподвижно лежит на нижней губе. | 4 балла — точное выполнение движений, отсутствие нарушений мышечного тонуса языка, патологической симптоматики; 3 балла — неточное выполнение заданий, незначительное крушение тонуса языка (гипертонус, гипотония, дистония); 2 балла — затруднения при выполнении упражнений, умеренно выраженное нарушение мышечного тонуса языка, саливация, усиливающаяся при функциональной нагрузке, девиация языка; 1 балл — грубо выраженное нарушение мышечного тонуса и языка, выраженная патологическая симптоматика; 0 баллов — не выполняет задание. |
2.Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»: «мост» — из положения «окно» язык упирается в нижние резцы, язык — широкий, плоский, спокойно. | |
3.Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»: «маятник» — попеременно дотянуться кончиком языка до правого, потом до левого угла рта. |
Исследование просодической стороны речи у детей со стертой дизартрией
таблица 4
Предмет обследования | цель | материал |
1.Обследование восприятия ритма Обследование чувства ритма необходимо, т.к. именно восприятие и воспроизведение ритма подготавливают к восприятию интонационной выразительности, способствуют её развитию, созданию предпосылки для усвоения логического ударения, правильного чтения фразы. | Цель: определить, умеет ли ребёнок определять количество изолированных ударов, серии простых ударов, акцентрированных ударов путём показа карточки с записанными на ней соответствующими ритмическими структурами | образцы предложений различных интонационных типов, стихотворные тексты, сюжетные картинки с эмоциональным содержанием. |
2.Обследование воспроизведения ритма | Цель: определить, умеет ли ребенок самостоятельно воспроизвести по подражанию (без опоры на зрительное восприятие) изолированные удары, серии простых ударов, акцентированные удары. | |
3.Обследование воспроизведения интонации | Цель: выявить умения ребенка дифференцировать различные интонационные структуры в экспрессивной речи. | |
4.Обследование восприятия логического ударения Перед заданием необходимо на примере дать образец утрированного выполнения логического ударения, т.е. выделение голосом определенного слова во фразе. | Цель: выявить, понимают ли дети выделение главного по смыслу слова во фразе; умеют ли сами выделить любую часть высказывания, в зависимости от того, что необходимо подчеркнуть. | предложения, сюжетные картинки, предметные, картинки, стихотворные тексты. |
6.Обследование модуляций голоса по высоте Обследование модуляций голоса по высоте необходимо для того, чтобы выяснить, насколько ребенок со стертой дизартрией может владеть своим голосом, изменять его по высоте, насколько широк диапазон голоса. | Цель: выявить умения ребенка определять и интонировать постепенное движение мелодии снизу вверх, сверху вниз. | звуки, звукоподражания, предметные картинки с изображением животных и их детенышей. |
7.Обследование модуляций голоса по силе | Цель: определить умения ребенка изменять громкость голоса. Обследование модуляций голоса по силе необходимо, чтобы определить, как ребенок со стертой дизартрией может менять голос по силе (громкости). | звуки; звукоподражания; предметные и сюжетные картинки, на которых изображены транспортные средства, расположенные близко" и далеко. |
8. Выявление назального (носового) тембра голоса | ||
9.Обследование восприятия тембра | Цель: оценить умение определять характер звучания тона голоса на слух. | картинки — символы-маски, изображающие чувства, эмоции людей; слова-междометия; предложения; картинки с изображением людей разного возраста. |
10.Обследование воспроизведения тембра голоса | Цель:оценить эмоциональные характеристики голоса. Так как изменение окраски голоса характерны для определенных разновидностей эмоциональной речи, изучение ее особенностей у детей проводится | междометия и сказка «Колобок». |
Рекомендации
- При выявлении назального (носового) тембра голоса
Субъективная оценка тембра голоса первоначально проводится при проведении первичного общения с ребенком, во время установления контакта. Для исследования и оценки тембра голоса используется шкала оценки тембра, разработанная Е.С. Алмазовой.
- Обследование воспроизведения тембра голоса
Выясняется, достаточно ли ребенок владеет своими голосовыми возможностями, может ли изменять окраску голоса в соответствии с предъявленными требованиями и ситуацией, способен ли передать голосом эмоциональные переживания и чувства персонажей сказки, может ли подражать голосам сразу нескольких животных.
Перед выполнением задания с детьми проводится беседа о возможных изменениях голоса. Детям говорится о том, что голос может меняться в зависимости от ситуации: голос может быть ласковым или писклявым, грубым или хриплым, веселым или печальным, жалобным или испуганным и т.д.
Обследование речевого дыхания
Начинают обследование речевого дыхания с оценки координации вдоха и выдоха. Определяют характер дыхания ребенка в покое и при речи. Визуально определяют характер дыхания в покое: дышит ли ребенок носом или ртом.
Таблица5
тип дыхания | показатели |
поверхностное | живот на вдохе втягивается, а плечи поднимаются |
грудное | расширяется грудь на вдохе |
нижнереберное | при вдохе выпячивается живот, а при выдохе опадает живот |
диафрагмальное | наиболее физиологичное |
Обследование темпо-ритмической организации речи
Таблица6
инструкция | Результат исследования | материал |
1. Определение темпа речи ребенка | ||
Единица измерения — слог повторить за логопедом предложения или ответить на вопросы, запись которых производится на магнитофон. Затем проводится вычисление количества слогов в секунду. | Характеристика темпа — количество слогов в определенный промежуток времени (секунду). | - предложения, в которых исключены слова сложной слоговой структуры и звуки, которые еще не исправлены; - магнитофон; - секундомер |
14. Обследование состояния слухового самоконтроля у ребенка со стертой дизартрией | ||
выполнение задания; | ритмические удары, звуки, слоги, слова- квазиомонимы, слова сложной слоговой структуры, предложения с разными типами интонации, лексический материал для воспроизведения модуляций голоса по высоте и силе, для изменения тембра и темпа речи. | |
оценка ребенком качества выполнения задания | ||
13. Обследование состояния слухового самоконтроля у ребёнка со стёртой дизартрией | ||
выполнения задания | : ритмические удары, звуки, слоги, слова-квазиомонимы, слова сложной слоговой структуры, предложения с разными типами интонации, лексический материал для воспроизведения модуляций голоса по высоте и силе, для изменения тембра и темпа речи | |
инструкция – оценка ребёнком качества выполнения задания. |
После многочисленных повторений артикуляционных движений –
дислалик будет выполнять их лучше,
а дизартрик – хуже
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логоритмического занятия с детьми 6-7 лет, с логопедическим заключением "Общее недоразвитие речи (IIIуровня). Стертая дизартрия".
Конспектлогоритмического занятия с детьми 6-7 лет, с логопедическим заключением "Общее недоразвитие речи (IIIуровня). Стертая дизартрия". Учитель-логопед Белорукова В.Н.Тема: Овощи. Фрукты.«Веселое ...
Стертая дизартрия
Дифференциация стертой дизартрии и сложной дислалии.Рекомендации для логопедов массовых учебных заведений...
Нарушения формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией
В данном материале представлены особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией....
Дидактические игры и задания для формирования словообразования у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией
В данном материале представлены дидактические игры и задания для формирования словообразования у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией....
Особенности формирования фонематических процессов у детей со стертой дизартрией
В данном материале рассматриваются особенности формирования фонематических процессов у детей со стертой дизартрией....
Особенности артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией
В данном материале описаны особенности артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией....
Статья "Сравнительная диагностика функциональной дислалии и стертой дизартрии"
В данной статье дается сравнительная характеристика функциональной дислалии и стертой дизартрии....