Дидактические игры и задания для формирования словообразования у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией
статья на тему
В данном материале представлены дидактические игры и задания для формирования словообразования у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_i_zadaniya_dlya_formirovaniya_slovoizmeneniya.odt | 22.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры и задания для формирования словообразования у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией
Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой - оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем.
Суффиксальный способ образования
«Покажи, что я назову»
Перед детьми размещают картинки с изображением пар предметов обычного и маленького размера. Логопед произносит слова, четко выделяя голосом суффикс - ИК- (например, дом - домик), объясняя, что «волшебная часть» с -ИК- превращает предмет в маленький. Затем логопед называет по картинкам пары слов и предлагает детям определить, где изображены маленькие предметы, а где - обычные.
Примерный речевой материал:
нос - носик
мяч - мячик
комар - комарик
шкаф - шкафчик
стул - стульчик
диван - диванчик
помидор - помидорчик
огурец - огурчик
карман - карманчик
корабль - кораблик
куст - кустик
«Волшебник»
Логопед предлагает ребёнку стать волшебником и, дотронувшишь «волшебной палочкой» до предметной картинки с изображением предмета обычного размера, «превратить» его в маленький предмет, назвав правильно слово. Если ребёнок выполняет задание безошибочно, то ему демонстрируется картинка с изображением маленького предмета.
Картинки: куст, стол, корабль, мяч, комар, шкаф, стул, диван, помидор, тигр, волк, лев, юбка, чашка, тарелка, ложка, кружка, книга, зеркало, дерево.
«Доскажи слово»
Логопед предлагает детям по аналогии дополнить начатое им предложение нужным по смыслом словом.
Образец ответа: Заяц белый и зайчонок ….беленький.
Примерный речевой материал:
Кот пушистый и котёнок ….
Дом низкий и избушка …
Берёза тонкая и берёзка ….
Девочка красивая и куколка ….
«Назови ласково»
Логопед называет слово и бросает мяч ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, образует слово с помощью уменьшительно - ласкательных суффикс.
Образец ответа: умный - умненький.
белый - беленький
синий - …
старый - …
добрый - …
теплый - …
холодный - ...
«Цепочка»
Логопед предлагает детям продолжить цепочку слов, образуя новые слова по образцу.
Образец ответа: человек - человечек - человечище.
Примерный речевой материал:
кулак - …
нога - …
клюв - …
усы - …
голос - …
сапог - …
хвост - …
глаза - ….
нос - …
рука - …
волос - …
«Ждём гостей»
Логопед предлагает детям накрыть стол к приходу гостей. Он демонстрирует предметные картинки с изображением посуды и просит ответить, как эта посуда называется.
Образец ответа: посуда для салата - салатница.
Примерный речевой материал:
посуда для супа - …
посуда для хлеба - …
посуда для конфет - …
посуда для масла - …
посуда для сухарей - …
Образование прилагательных от существительных
«Подумай и назови»
Логопед предлагает детям дать словами правильные определения.
Образец ответа: Если на рубашке грязь, то рубашка грязная.
При затруднении задаётся вопрс «какая?», «какой?».
Примерный речевой материал:
Если на улице шум, то улица …
Если у человека талант, то человек ….
Если весь день идёт дождь, то день …
Если корова приносит людям пользу, то корова …
Игра «Чьи хвосты?»
Логопед рассказывает сказку «Хвосты».
Однажды проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал хвосты и разнес их по лесу. Вот и пошли звери по лесу искать свои хвосты. (Давайте мы поможем им.) Но хвосты спрятались в лесу и чтобы найти их, надо уметь их правильно называть и отвечать на вопрос: «Чей это хвост?»
Вот на дереве, на сосне, висит серенький, пушистенький хвост белки. Чей это хвост? (Беличий.) Белка нашла свой хвост. А под дубом лежит коричневый хвост медведя. Чей это хвост? (Медвежий.) Дадим медведю его хвост. В чаще леса нашелся хвост волка. Чей это хвост? (Волчий.) А вот во мху виднеется рыжий, пушистый хвост лисы. Чей это хвост? (Лисий.) А на пенечке - тоненький, маленький хвостик мышки. Чей это хвостик? (Мышиный.)
Все животные нашли свои хвосты и были очень рады.
- А теперь вспомните, как называются хвосты у домашних животных.
Хвост собаки - собачий.
Хвост кошки - кошачий,.
Хвост коровы - коровий.
Хвост лошади - лошадиный.
Хвост быка - бычий.
Хвост козы - козий.
Хвост барана - бараний. Хвост овцы - овечий.
«Угадай, кто хозяин?»
На наборном полотне расположены предметные картинки. Логопед предлагает детям внимательно расмотреть их и ответить на вопрос «чей это?» («чья это?»)
Образец ответа: сумка мамы - чья это сумка? - мамина сумка.
Примерный речевой материал:
газета папы, очки бабушки, дом кошки, лапа кролика, хвост крокодила, книга дедушки.
«Чей дом?»
Логопед демонстрирует детям картинки с изображением жилища животных и предлагает определить, чьё это жилище, ответив на вопрос «чей дом?»
Картинки: берлога, нора, конура, дупло, логово, коровник.
«Мастера - умельцы»
Логопед предлагает детям побыть мастерами - умельцами и изготовить предметы из разного материала. Детям раздаются картинки с изображением различных предметов. Логопед называет материал, из которого они сделаны, а дети сообщают, что они будут изготавливать.
Образец ответа: суп из гороха - гороховый суп.
Примерный речевой материал:
косынка из шелка - шелковая косынка; шкаф из дуба - дубовый шкаф; сапоги из резины - резиновые сапоги; одеяло из ваты - ватное одеяло; сумка из кожи - кожаная сумка; дом из дерева - деревянный дом.
«Прятки»
Логопед сообщает детям, что животные решили поиграть в прятки, но не смогли спрятаться полностью, и поэтому их можно увидеть. На наборном полотне размещаются картинки с изображением частей туловища спрятавшихся животных и предлагается угадать, кто играет в прятки.
Образец ответа: Это лисья голова - лиса играет в прятки.
Примерный речевой материал:
голова - рыбья, лисья, коровья, медвежья, волчья, птичья;
хвост - рыбий, лисий, коровий, медвежий, волчий, птичий.
«Назови правильно листья»
На наборном полотне располагаются картинки с изображением деревьев и листьев. Логопед предлагает детям одним словом назвать лист каждого дерева.
Образец ответа: лист дуба - дубовый.
Примерный речевой материал:
кленовый, дубовый, вишневый, березовый, липовый, осиновый, смородиновый, яблоневый, виноградный.
«Повар»
Логопед предлагает детям стать поварами и рассказать, что можно приготовить из продуктов, которые назовёт логопед.
Образец ответа: картофель — картофельный суп.
Примерный речевой материал:
яблоко, лимон, рыба, мясо, земляника, молоко, морковь.
«Сравни и назови»
Логопед просит детей, сравнивая различные предметы и явления, образовать сравнительную степень прилагательных.
Образец ответа: бегемот сильный, а слон сильнее.
Примерный речевой материал:
Кофта теплая, а шуба …
Пирог вкусный, а торт …
Конфета сладкая, а мёд …
Червяк длинный, а змея ….
Образование сложных слов
«Создай новое слово»
1. Логопед называет существительное и прилагательное и предлагает детям по образцу «создать» новое слово.
Образец ответа: голубые глаза - голубоглазый.
Примерный речевой материал:
длинный нос - длинноносый
белые зубы - белозубый
короткий хвост - короткохвостый
карие глаза - кареглазый
- 2. Логопед называет существительное и глагол и предлагает детям по образцу «создать» новое слово.
Образец ответа: листья падают - листопад
Примерный речевой материал:
звезды падают - звездопад
пчел разводит - пчеловод
рыбу ловит - рыболов
пыль сосет - пылесос
сок выжимает - соковыжималка
пешком ходит - пешеход
сам летает - самолет
сам сваливает - самосвал
сам катит - самокат.
Работа над родственными словами
Работа над родственными словами способствует уточнению значений слов, нормированию процессов словообразования, выделению морфем в слове и соотнесению их со значением, морфологическому анализу слова.
1. Подобрать слова - «родственники» (тема «Зима»).
На доске картинка «Зима». Проводится беседа но картинке.
- А теперь подберите слова - «родственники» к слову «зима». Каким словом можно ласково назвать зиму? (Зимушка.) А как можно назвать день зимой? (Зимний.) А как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие.) Каких зимующих птиц вы знаете? А как по - другому сказать «остаются на зиму»?» (Зимующие.) Итак, какие же вы вспомнили слова- «родственники» к слову зима? (Зимушка, зимний, зимовать, зимующие). Про что можно сказать «зимний» (лес, сад, день), «зимняя» (дорога, погода, пора, стужа), «зимнее» (небо, солнце, утро).
- Посмотрите на картинку. Зимой на крышах, на земле, на деревьях лежит... (снег). Подберите слова-«родственники» к слову «снег» (снежинка, снежок). Кого лепят из снега? (Снеговика.) А как сказать о горке, сделанной из снега? (Снежная.) А как называется цветок, который первым появляется из-под снега весной? (Подснежник.) Итак, какие же слова - «родственники» мы подобрали к слову снег (снежок, снежинка, снеговик, снежная, подснежник).
Аналогичная работа проводится в дальнейшем со следующими родственными словами.
Лес, лесок, лесной, лесник;
гриб, грибок, грибник, грибной;
вода, водные, водяной, водолаз, наводнение;
сахар, сахарный, сахарница;
носят, поднос, носильщик;
гора, горка, гористый, горный, пригорок;
лист, листик, листочек, листва, лиственница, лиственный;
дуб, дубок, дубовый;
еж, ежиха, ежонок, ежик, ежата, ежовый;
весна, весенний, веснянка, веснушка.
«Назови лишнее слово».
Примерный речевой материал:
белка - белый - белить;
вода - водить - водный;
растоптать - топот - растопить.
«Назови родственные слова»
Логопед, называет слово, бросает мяч детям. Ребёнок, возвращая мяч, называет родственное слово.
Примерный речевой материал:
лиса … лисёнок, лисонька;
соль … соленый, посолить;
лес … лесок, лесник, лесной;
вода … водный, водяной;
рисунок … рисовать, рисование;
рис … рисинка, рисовый.
Литература
Лалаева Р. И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - Спб.: СОЮЗ, 1999. - 160 с.
Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие. - Спб.: Издательство «Союз», 2005. - 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры и упражнения для профилактики оптической дисграфии в дошкольном возрасте
Причинами возникновения оптической дисграфии и дислексии могут быть трудности оптического и оптико-пространственного анализа и синтеза, не дифференцированность зрительного восприятия и пам...
«Особенности процесса словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сензитивным периодом развития речи.Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первичн...
2015 г. - Компьютерные игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей дошкольного возраста"
Мастер-класс "Компьютерные игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей дошкольного возраста" предназначен для специалистов системы коррекционно-р...
Нарушения формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией
В данном материале представлены особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией....
Дидактические игры и упражнения по формированию словоизменения у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
В данном материале описаны дидактические игры и упражнения по формированию словоизменения у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями....
Система работы по коррекции фонетической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией
Система работы по коррекции фонетической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией...
Дидактические сказки как средство развития лексической стороны речи детей дошкольного возраста
Дидактические сказки – это сказки, которые создаются педагогами для закрепления и обобщения учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) ...