Дидактические игры и задания для формирования словообразования у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией
статья на тему

Овчинникова Наталья Викторовна

В данном материале представлены дидактические игры и задания для формирования словообразования у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры и задания для формирования словообразования у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой - оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем.

Суффиксальный  способ образования

«Покажи, что я назову»

Перед детьми размещают картинки с изображением пар предметов обычного и маленького размера. Логопед произносит слова, четко выделяя голосом суффикс - ИК- (например, дом - домик), объясняя, что «волшебная часть» с -ИК- превращает предмет в маленький. Затем логопед называет по картинкам пары слов и предлагает детям определить, где изображены маленькие предметы, а где - обычные.

Примерный речевой материал:

нос - носик

мяч - мячик

комар - комарик

шкаф - шкафчик

стул - стульчик

диван - диванчик

помидор - помидорчик

огурец - огурчик

карман - карманчик

корабль - кораблик

куст - кустик

«Волшебник»

Логопед предлагает ребёнку стать волшебником и, дотронувшишь «волшебной палочкой» до предметной картинки с изображением предмета обычного размера, «превратить» его в маленький предмет, назвав правильно слово. Если ребёнок выполняет задание безошибочно, то ему демонстрируется картинка с изображением маленького предмета.

Картинки: куст, стол, корабль, мяч, комар, шкаф, стул, диван, помидор, тигр, волк, лев, юбка, чашка, тарелка, ложка, кружка, книга, зеркало, дерево.

«Доскажи слово»

 Логопед предлагает детям по аналогии дополнить начатое им предложение нужным по смыслом словом.

Образец ответа: Заяц белый и зайчонок ….беленький.

Примерный речевой материал:

Кот пушистый и котёнок ….

Дом низкий и избушка …

Берёза тонкая и берёзка ….

Девочка красивая и куколка ….

«Назови ласково»

Логопед называет слово и бросает мяч ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, образует слово с помощью уменьшительно - ласкательных суффикс.

Образец ответа: умный - умненький.

белый - беленький

синий - …

старый - …

добрый - …

теплый - …

холодный - ...

«Цепочка»

Логопед предлагает детям продолжить цепочку слов, образуя новые слова по образцу.

Образец ответа: человек - человечек - человечище.

Примерный речевой материал:

кулак - …

нога - …

клюв - …

усы - …

голос - …

сапог - …

хвост - …

глаза - ….

нос - …

рука - …

волос - …

«Ждём гостей»

Логопед предлагает детям накрыть стол к приходу гостей. Он демонстрирует предметные картинки с изображением посуды и просит ответить, как эта посуда называется.

Образец ответа: посуда для салата -  салатница.

Примерный речевой материал:

посуда для супа - …

посуда для хлеба - …

посуда для конфет - …

посуда для масла - …

посуда для сухарей - …

Образование прилагательных от существительных

«Подумай и назови»

Логопед  предлагает детям дать словами правильные определения.

Образец ответа: Если на рубашке грязь, то рубашка грязная.

При затруднении задаётся вопрс «какая?», «какой?».

Примерный речевой материал:

Если на улице шум, то улица …

Если у человека талант, то человек ….

Если весь день идёт дождь, то день …

Если корова приносит людям пользу, то корова …

 Игра «Чьи хвосты?»

Логопед рассказывает сказку «Хвосты».

Однажды проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал хвосты и разнес их по лесу. Вот и пошли звери по лесу искать свои хвосты. (Давайте мы поможем им.) Но хвосты спрятались в лесу и чтобы найти их, надо уметь их правильно называть и отвечать на вопрос: «Чей это хвост?»

Вот на дереве, на сосне, висит серенький, пушистенький хвост белки. Чей это хвост? (Беличий.) Белка нашла свой хвост. А под дубом лежит коричневый хвост медведя. Чей это хвост? (Медвежий.) Дадим медведю его хвост. В чаще леса нашелся хвост волка. Чей это хвост? (Волчий.) А вот во мху виднеется рыжий, пушистый хвост лисы. Чей это хвост? (Лисий.) А на пенечке - тоненький, маленький хвостик мышки. Чей это хвостик? (Мышиный.)

Все животные нашли свои хвосты и были очень рады.

- А теперь вспомните, как называются хвосты у домашних животных.

Хвост собаки - собачий.

Хвост кошки - кошачий,.

Хвост коровы - коровий.

Хвост лошади - лошадиный.

Хвост быка - бычий.

Хвост козы - козий.

Хвост барана - бараний. Хвост овцы - овечий.

«Угадай, кто хозяин?»

На наборном полотне расположены предметные картинки. Логопед предлагает детям внимательно  расмотреть их и ответить на вопрос «чей это?» («чья  это?»)

Образец ответа: сумка мамы - чья это сумка? - мамина сумка.

Примерный речевой материал:

газета папы, очки бабушки, дом кошки, лапа кролика, хвост крокодила, книга дедушки.

«Чей дом?»

Логопед демонстрирует детям картинки с изображением жилища животных и предлагает определить, чьё это жилище, ответив на вопрос «чей дом?»

Картинки: берлога, нора, конура, дупло, логово,  коровник.

«Мастера - умельцы»

Логопед предлагает детям побыть мастерами - умельцами и изготовить предметы из разного материала. Детям раздаются картинки с изображением различных предметов. Логопед называет материал, из которого они сделаны, а дети сообщают, что они будут изготавливать.

Образец ответа: суп из гороха - гороховый суп.

Примерный речевой материал:

косынка из шелка - шелковая косынка;  шкаф из дуба - дубовый шкаф; сапоги из резины - резиновые сапоги;  одеяло из ваты - ватное одеяло; сумка из кожи - кожаная сумка; дом из дерева - деревянный дом.

«Прятки»

Логопед сообщает детям, что животные решили поиграть в прятки, но не смогли спрятаться полностью, и поэтому их можно увидеть. На наборном полотне размещаются картинки с изображением частей туловища спрятавшихся животных и предлагается угадать, кто играет в прятки.

Образец ответа: Это лисья голова - лиса играет в прятки.

Примерный речевой материал:

голова - рыбья, лисья, коровья, медвежья, волчья, птичья;

хвост - рыбий, лисий, коровий, медвежий, волчий, птичий.

«Назови правильно листья»

На наборном полотне располагаются картинки с изображением деревьев и листьев. Логопед предлагает детям одним словом назвать лист каждого дерева.

Образец ответа: лист дуба - дубовый.

Примерный речевой материал:

кленовый, дубовый, вишневый, березовый, липовый, осиновый, смородиновый, яблоневый, виноградный.

«Повар»

Логопед предлагает детям стать поварами и рассказать, что можно приготовить из продуктов, которые назовёт логопед.

Образец ответа: картофель — картофельный   суп.

Примерный речевой материал:

яблоко, лимон, рыба, мясо, земляника, молоко, морковь.

«Сравни и назови»

Логопед просит детей, сравнивая различные предметы и явления, образовать сравнительную степень прилагательных.

Образец ответа: бегемот сильный, а слон сильнее.

Примерный речевой материал:

Кофта теплая, а  шуба …

Пирог вкусный, а торт …

Конфета сладкая, а мёд …

Червяк длинный, а змея ….

Образование сложных слов

«Создай новое слово»

1. Логопед называет существительное и прилагательное и предлагает детям по образцу «создать»  новое слово.

Образец ответа: голубые глаза - голубоглазый.

Примерный речевой материал:

длинный нос - длинноносый

белые зубы - белозубый

короткий хвост - короткохвостый

карие глаза - кареглазый

  1.    2. Логопед называет существительное и глагол и предлагает детям по образцу «создать» новое слово.

   Образец ответа: листья падают - листопад

Примерный речевой материал:

звезды падают - звездопад

пчел разводит - пчеловод

рыбу ловит - рыболов

пыль сосет - пылесос

сок выжимает - соковыжималка

пешком ходит - пешеход

сам летает - самолет

сам сваливает - самосвал

сам катит - самокат.

Работа над родственными словами

Работа над родственными словами способствует уточнению значений слов, нормированию процессов словообразования, выделению морфем в слове и соотнесению их со значением, морфологическому анализу слова.

1. Подобрать слова - «родственники» (тема «Зима»).

На доске картинка «Зима». Проводится беседа но картинке.

- А теперь подберите слова - «родственники» к слову «зима». Каким словом можно ласково назвать зиму? (Зимушка.) А как можно назвать день зимой? (Зимний.) А как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие.) Каких зимующих птиц вы знаете? А как по - другому сказать «остаются на зиму»?» (Зимующие.) Итак, какие же вы вспомнили слова- «родственники» к слову зима? (Зимушка, зимний, зимовать, зимующие). Про что можно сказать «зимний» (лес, сад, день), «зимняя» (дорога, погода, пора, стужа), «зимнее» (небо, солнце, утро).

- Посмотрите на картинку. Зимой на крышах, на земле, на деревьях лежит... (снег). Подберите слова-«родственники» к слову «снег» (снежинка, снежок). Кого лепят из снега? (Снеговика.) А как сказать о горке, сделанной из снега? (Снежная.) А как называется цветок, который первым появляется из-под снега весной? (Подснежник.) Итак, какие же слова - «родственники» мы подобрали к слову снег (снежок, снежинка, снеговик, снежная, подснежник).

Аналогичная работа проводится в дальнейшем со следующими родственными словами.

Лес, лесок, лесной, лесник;

гриб, грибок, грибник, грибной;

вода, водные, водяной, водолаз, наводнение;

сахар, сахарный, сахарница;

носят, поднос, носильщик;

гора, горка, гористый, горный, пригорок;

лист, листик, листочек, листва, лиственница, лиственный;

дуб, дубок, дубовый;

еж, ежиха, ежонок, ежик, ежата, ежовый;

весна, весенний, веснянка, веснушка.

  «Назови лишнее слово».

Примерный речевой материал:

белка - белый - белить;

вода - водить - водный;

растоптать - топот - растопить.

«Назови родственные слова»

Логопед, называет слово, бросает мяч детям. Ребёнок, возвращая мяч, называет родственное слово.

Примерный речевой материал:

лиса … лисёнок, лисонька;

соль … соленый, посолить;

лес … лесок, лесник, лесной;

вода … водный, водяной;

рисунок … рисовать, рисование;

рис … рисинка, рисовый.

Литература

Лалаева Р. И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - Спб.: СОЮЗ,    1999. - 160 с.

   Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие. - Спб.:  Издательство «Союз», 2005. - 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения для профилактики оптической дисграфии в дошкольном возрасте

Причинами возникновения оптической дисграфии и дислексии могут быть трудности оптического и оптико-пространственного анализа и синтеза,  не дифференцированность зрительного восприятия и пам...

«Особенности процесса словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сензитивным периодом развития речи.Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первичн...

2015 г. - Компьютерные игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей дошкольного возраста"

Мастер-класс "Компьютерные игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей дошкольного возраста" предназначен для специалистов системы коррекционно-р...

Нарушения формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

В данном материале представлены особенности  формирования  грамматического строя речи у  детей дошкольного возраста со стертой дизартрией....

Дидактические игры и упражнения по формированию словоизменения у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

В данном материале описаны дидактические игры и упражнения по формированию словоизменения у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями....

Система работы по коррекции фонетической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

Система работы по коррекции фонетической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией...

Дидактические сказки как средство развития лексической стороны речи детей дошкольного возраста

Дидактические сказки – это сказки, которые создаются педагогами для закрепления и обобщения учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) ...