Статья "Сравнительная диагностика функциональной дислалии и стертой дизартрии"
статья

Павлова Татьяна Владимировна

В данной статье дается сравнительная характеристика функциональной дислалии и стертой дизартрии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сравнительная диагностика

функциональной дислалии и стертой дизартрии

Симптоматика стертой

дизартрии

Симптоматика функциональной дислалии

1. Фонетическая сторона:

1) нарушены гласные и согласные звуки;

2) нарушены группы согласных и гласных звуков;

3) нарушена просодическая сторона речи;

4) назализация звуков.

1. Фонетическая сторона:

1) нарушены наиболее сложные по артикуляции согласные звуки;

2) нарушены отдельные согласные звуки или группы согласных звуков и эти нарушения являются единственными нарушениями фонетической стороны.

2. Речевые движения:

выполняются асимметрично, не в полном объеме и неточно.

2. Речевые движения:

выполняются симметрично с достаточной силой и при полном объеме.

3. Характерные нарушения звукопроизношения:

1) нарушается произношение губно-губных смычных звуков п, пь, б, бь;

2) нарушается произношение заднеязычных звуков к, г, х;

3) межзубное произношение т, д, н, л, свистящих, шипящих;

4) боковое произношение свистящих, шипящих;

5) отсутствие звуков ш, ж, р или замена их на переднеязычные;

6) горловое произношение р,

7) боковое  произношение р, рь;

8) замена р, рь на д, дь;

9) смягченное произношение согласных;

10) дефект звонкости из-за пареза голосовых связок;

11) формирование шипящих как правило легче в нижней артикуляции;

12) замена шипящих свистящими в речи, т.к. выгорблена спинка языка и возникают трудности дифференциации этих звуков по артикуляции.

3. Характерные нарушения звукопроизношения:

1) нарушения свистящих, шипящих, сонорных звуков:

– искажения;

– более поздние по сравнению с онтогенезом замены и отсутствие звуков;

2) нет смягчения;

3) дефект звонкости из-за недостаточной артикуляторной, акустической дифференциации и несформированности анализа;

4) формирование верхней артикуляции шипящих без особых затруднений;

5) четкая дифференциация шипящих и свистящих по артикуляционному признаку.

4. Мозаичность симптомов нарушения речевой моторики с преобладанием поражения то лицевого, то подъязычного, то языкоглоточного нервов.

4. Нарушения подъязычных нервов отсутствует.

5. Мимические движения:

невозможность выполнения многих движений.

5. Мимические движения:

могут быть неточными, не в полном объеме, недостаточно выраженными.

6. Анамнез:

отягощенный.

6. Анамнез:

как правило не отягощен.

7. Динамика:

1) трудности автоматизации;

2) трудности при обучении грамоте;

3) недостатки устной речи приводят к различным видам дисграфии.

7. Динамика:

1) логопедическая работа осуществляется плавно, поэтапно;

2) нет трудностей при обучении грамоте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логоритмического занятия с детьми 6-7 лет, с логопедическим заключением "Общее недоразвитие речи (IIIуровня). Стертая дизартрия".

Конспектлогоритмического занятия с детьми 6-7 лет, с логопедическим заключением "Общее недоразвитие речи (IIIуровня). Стертая дизартрия". Учитель-логопед Белорукова В.Н.Тема: Овощи. Фрукты.«Веселое ...

Стертая дизартрия

Дифференциация стертой дизартрии и сложной дислалии.Рекомендации  для логопедов массовых учебных заведений...

Диагностика стертой дизартрии.

Такое сложное нарушение звукопроизношения, как стертая дизартрия все чаще встречается в логопедической практике. Его структуру составляют нарушения всей произносительной стороны речии внеречевых проце...

Дифференциальная диагностика дислалии и стертой формы дизартрии

  Нередко бывает сложно отдифференцировать особенности нарушения речи встречающиеся при дислалии от тех, с которыми приходится сталкиваться при стертой форме дизартрии. Предложенный матери...

Нарушения формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

В данном материале представлены особенности  формирования  грамматического строя речи у  детей дошкольного возраста со стертой дизартрией....

Дидактические игры и задания для формирования словообразования у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

В данном материале представлены дидактические игры и задания для формирования словообразования у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией....

Пособие по дифференциальной диагностике "Отличие функциональной дислалии от стёртой дизартрии"

Целым рядом наблюдений было установлено, что дети, страдающие неясной, непонятной, на первый взгляд  проблемой. как бы имеют тождественные дефекты. Однако глубокое изучение позволило выдели...