Особенности формирования фонематических процессов у детей со стертой дизартрией
статья на тему

Овчинникова Наталья Викторовна

В данном материале рассматриваются особенности формирования фонематических процессов  у детей со стертой дизартрией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности формирования фонематических процессов у детей со стертой дизартрией

Процесс овладения правильным звукопроизношением осуществляется на основе тесного взаимодействия сенсорных и моторных функций, обеспечивающих единство речевой системы. С одной стороны, правильное усвоение звуковой стороны речи во многом определяется развитием         перцептивного и фонематического уровня восприятия. С  другой стороны, в ходе развития речи слуховой анализатор испытывает влияние со стороны речедвигательного: ребёнок слышин и воспринимает звуки в соответствии с тем, как он их произносит. Звуки, которые ребёнок правильно произносит, лучше различаются на слух, и наоборот.

Для правильного формирования звуковой стороны  речи ребёнок должен иметь не только подготовленный к этому артикуляторный аппарат, но и уметь хорошо слышать и  различать правильно и неправильно произносимые звуки в своей и чужой речи.

Нарушения в формировании фонематического слуха у детей со стертой дизартрией могут носить вторичный характер. Такие нарушения наблюдаются при патологии речевых кинестезий, имеющих место при двигательных поражениях органов речи, нарушение фонематического слуха вторичного  характера проявляется у детей со стертой дизартрией, при этом степень её выраженности зависит от степени выраженности самой дизартрии. Дети плохо выполняют упражнения по различению слов, близких по  своему звучанию, по подбору  картинок на заданный звук, по узнаванию  слогов и так далее.

У детей со стертой дизартрией из - за наличия патологической симптоматики в артикуляционном аппарате (гипертонус, гипотонус, девиация, гиперкинезы) нарушается моторика органов артикуляции, ухудшается качество артикуляционных движений. Эта моторная недостаточность оказывает отрицательное влияние на формирование фонематического слуха.  Нарушения    этого первого звена препятствуют полноценному усвоению в процессе обучения умственных операций, составляющих фонематическое восприятие. В  связи с этим не формируются фонематические представления осуществлять фонематический анализ в умственном плане. Таким образом, нарушения взаимодействия между слуховым и речедвигательным аппаратом ведет к недостаточному овладению звуковым составом слова, а это, в свою очередь, отражается на процессах овладения письмом и чтением.

У большинства детей при исследовании ритмических  способностей при восприятии и при воспроизведении ритмических рядов отмечаются ошибки как при определении количества ударов, так и при передаче ритмического рисунка проб. Из - за неустойчивого слухового внимания некоторые пробы выполняются со второй или даже третьей попытки. Некоторым  детям  задание недоступно.

При исследовании различения одинаковых звукокомплексов и слов, близких по звуковому составу дети со стертой дизартрией представляют неоднородную группу.  Нарушения отмечаются у всех, но проявляются в разной степени выраженности.  Задания,  выполненные с ошибками, многими детьми самостоятельно не исправляются. Часто ошибки детьми не замечаются. С      трудом  выполняются задания по выделению и различению слов, близких по звуковому составу. При этом задании требуется хлопнуть в ладоши, если логопед  в ряду многих слов произнесет слово ошибочно (шляпа - хляпа - шляпа).

 Все дети  испытывают трудности при дифференциации слогов и фонем.  Только после нескольких попыток (2 - 3) детям удаётся дифференцировать гласный из ряда других гласных звуков. При дифференциации слогов с оппозиционными согласными: звонкие -  глухие,  твердые - мягкие -  все дети оказываются несостоятельными.  При исследовании дифференциации слогов и фонем у одной трети  детей выявлены нарушения слухоречевой памяти.

Трудности возникают не только при дифференциации звуков, отличающих тонкими акустико - артикуляционными признаками, но и при различении более контрастных звуков.

У некоторых детей со стертой дизартрией основные трудности выявляются только при  воспроизведении цепочки слогов (на базе сохранных звуков). Типичные нарушения выражаются в уподоблении второго слога первому, в перестановках слогов в цепочке слогов.

Звукослоговой анализ нарушен в меньшей степени, но и здесь выявляются  отчетливые затруднения. При задании назвать первый или последний согласный звук в слове типа «кошка» ребенок выделяет слог. Отмечаются реверсы слов: в слове «шар» первый звук  - «р».

Затруднено сравнение слов по звуковому составу: определение количества звуков в слове и нахождение 2 - го, 3 - го звука.

Все дошкольники со  стертой дизартрией допускают большое количество ошибок, характер которых свидетельствует о недостаточности фонематического восприятия.

Литература

  1. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей. - М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007. - 319 с.
  2. Киселева В. А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. - М.: Школьная Пресса, 2007. - 48 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм работы учителя-логопеда по формированию фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР.

В статье рассматриваются принципы и основные этапы работы по формированию фонематического восприятия детей с речевыми нарушениями...

Система формирования фонематических процессов у детей с ОНР в логопедичекой группе.

В презентации представлена система формирования фонематических процессов  у детей с ОНР ( средней,старшей,подготовительной группы)...

Особенности формирования психических процессов у детей с ЗПР

В работе рассматриваются особенности формирования памяти, внимания, мышления у детей, имеющих задержку психического развития....

Формирование фонематических процессов у детей с ОНР по средствам информационных технологий.

В наш век информационные технологии все больше входят в нашу жизнь. Использование в коррекционной работе  нетрадиционных методов и приемов позволяют значительно разнообразить процесс обучения. Эт...

Сборник заданий по формированию фонематических функций у детей со стёртой дизартрией

Методические рекомендации к логопедической работе по формированию фонематических функций у дошкольников и младших школьников со стёртой дизартрией....

Особенности формирования фонематических процессов у детей с нарушениями речи

Фонематические процессы формируются у ребенка с раннего возраста, с момента появления реакций на голосовые раздражители, первичного становления фонематического слуха, до момента поступления ребенка в ...