Анализ методической работы ШМО естественно-гуманитарного цикла за 2013-2014 уч. год
материал по теме
Анализ методической работы ШМО учителей естественно-гуманитарного цикла за 2013/2014 уч. год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2013-2014_shmo_analiz.docx | 37.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ работы ШМО естественно-гуманитарного цикла за 2013-2014 учебный год
подготовлен Т. А. Удиловой – председателем ШМО
ШМО естественно-гуманитарного цикла состоит из 6 человек, преподающих такие предметы как история, обществознание, география, биология, химия и физкультура. В целом за год было проведено пять заседаний (09.09; 12.11; 30.12; 25.03; 28.05)
Работа МО велась согласно утверждённому плану на первом заседании, на котором были утверждены индивидуальные методические темы, общая цель и задачи на текущий учебный год.
Общая методическая цель ШМО:
Освоение и внедрение методических приемов ТРКМ как средство для активизации познавательного процесса и формирования УУД.
Индивидуальные темы по самообразованию созвучны с общей методической темой. Исходя из поставленной цели, педагогам ШМО необходимо было заниматься освоением технологии критического мышления, что и наблюдалось в течение учебного года. Пять педагогов (Рац С. И., Головей Л. М. и Удилова Т. А., Капанина Т. В. И Кутькова И. Н.) имеют разработанную индивидуальную программу по самообразованию и работают по её реализации.
Курсовую подготовку с отрывом от работы в 2013-2014 педагоги не проходили, но некоторые обучались дистанционно на краткосрочных семинарах, видеоконференциях, вебинарах и тренингах.
ФИО | Тема дистанционных семинаров, вебинаров, тренингов, видеоконференций |
Удилова Т.А. | Всероссийская видеоконференция «Google-сфера как инструментарий системно-деятельностного подхода при реализации ФГОС» Вебинар «Особенности организации деятельности учителя-предметника в условиях введения ФГОС ООО» http://www.uchmet.ru/articles/159907/ Модульный курс «Основные педагогические технологии инклюзивного образования» https://my.1september.ru/university/module/ Модульный курс «Развивающие возможности урока: дидактический и методический аспекты» https://my.1september.ru/university/module/ |
Кутькова И.Н. | |
Капанина Т.В. | |
Головей Л. М. | |
Рац С.И. | Семинар «Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов образования средствами линии УМК по химии» (ИРООО) |
Лысенко А. В. |
Работа, выполненная каждым педагогом в рамках самообразования, отражена в таблице ниже.
ФИО | Тема по самообразованию | Проведённая работа |
Удилова Т.А. | Формирование ключевых компетентностей и развитие УУД на уроках биологии посредством технологий РКМ и смыслового чтения | 1. Изучение литературы по выбранной методической теме 2. Овладение методическими приемами и апробация их на уроках 3. Участие в муниципальном заочном конкурсе «Современный урок» (победитель) 3. Обобщение опыта работы в рамках ТРКМ для представления на муниципальной видеоконференции 30.01.2014 4. Подбор методических материалов для проведения ТКП для педагогов области по теме «ТРКМ в образовательном процессе» (01.02.2014 – 30.03.2014 г) 5. Подведение итогов и обобщение опыта проведения ТКП для педагогов на областной ВКС 01.04.2014 |
Кутькова И.Н. | Развитие устной речи обучающихся на уроках истории и обществознания средствами ТРКМ | 1. Изучение литературы по выбранной методической теме 2. Овладение методическими приемами и апробация их на уроках |
Капанина Т.В. | Развитие устной речи обучающихся на уроках географии средствами ТРКМ | |
Головей Л. М. | Развитие критического мышления и коммуникативных компетенций средствами ТРКМ на уроках истории и обществознания | 1. Изучение литературы по выбранной методической теме 2. Овладение методическими приемами и апробация их на уроках 3. Участие в областном ТКП для педагогов «ТРКМ в образовательном процессе» (Рац С.И. – призёр III степени) 4. Представление технологических карт фрагментов урока с применением ТРКМ в рамках проекта |
Рац С.И. | Применение на уроках химии ТРКМ для развития мышления и формирования навыков самостоятельной работы | |
Лысенко А. В. | Молодой специалист, методической темы не имеет, так как начал работать в школе с 01.04. 2014 г. |
Сравнительный анализ успеваемости и качества обучения показал, что средний показатель абсолютной успеваемости в нашем ШМО находится на уровне 99,8 %, а средний показатель качественной успеваемости составляет 70,5 % что на 6,9 % ниже прошлого учебного года. И тот и другой показатель выше таковых средних по школе. В рамках ШМО самое высокое качество обучения дают Кутькова И.Н.(общество) и Капанина Т.В. по 87 %, Лысенко А. В. – 100%. также с показателем выше среднего качественной успеваемости работает Удилова Т. А. – 72 %. Самый низкий показатель качественного обучения имеет Рац С. И. – 56 %, что на 10% ниже прошлогоднего показателя, Кутькова И.Н. на уроках биологии – 62 %, Головей Л. М. на уроках истории и обществознания – 60 %
С показателем 100 % абсолютной успеваемости работают Кутькова И. Н., Капанина Т. В., Головей Л. М., Лысенко А.В.
ФИО педагога | Предмет | % абсолютной успеваемости | % качества обучения |
Удилова Т. А. | Биология | 99,5 | 72 |
Кутькова И. Н. | Биология | 100 | 62 |
История | 100 | 71 | |
Общество | 100 | 87 | |
Головей Л. М. | История | 100 | 60 |
Общество | 100 | 60 | |
Рац С. И. | Химия | 98,4 | 56 |
Капанина Т. В. | География | 100 | 87 |
Лысенко А. В. | Физкультура | 100 | 100 |
К показателям результативности учебной деятельности педагогов мы также отнесли и качество подготовки участников олимпиадного движения.
ФИО педагога | Предмет | Количество участников | Количество победителей | Количество призеров | % качества |
Удилова Т. А. | Биология | 45 | 5 | 27 | 71% |
Кутькова И. Н. | Биология | 16 | 2 | 6 | 50% |
Головей Л. М. | История | 11 | 3 | 6 | 81% |
Общество | 19 | 3 | 6 | 47% | |
Рац С. И. | Химия | 12 | 4 | 2 | 50% |
Капанина Т. В. | География | 14 | 5 | 7 | 86% |
Лысенко А. В. | Физкультура | 18 | 6 | 5 | 61% |
По итогам организации участия обучающихся в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников следует отметить следующее:
- Общее количество участников школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников составило 135 человека (+31 чел.), из них 28 победителя (+13 чел) и 59 призёров (+15 чел).
- Самое массовое участие из числа возможных участников было организовано учителями биологии Кутьковой И. Н. и Удиловой Т. А (16 + 45 чел = 61) (-3 чел)
- Качество выполнения олимпиадных работ в среднем составило 64%, что на 9 % выше прошлого года
- Наилучшее качество выполнения олимпиадных работ показали учащиеся по истории в 9 – 11 кл (учитель Головей Л. М.) и географии 6 – 11 кл (учитель Капанина Т. В.). Выше среднего показатель качества подготовки у Удиловой Т.А. Низкое качество выполнения работ показали обучающиеся по обществознанию (учитель Л.М. Головей) (47%)
В скобках показано (+/- %, чел. по сравнению с прошлым годом)
Результаты муниципального этапа ВОШ
ФИО педагога | Предмет | Количество призеров | Количество победителей |
Удилова Т. А. | Биология | 4 | 2 |
Головей Л. М. | История | 0 | 0 |
Общество | 0 | 0 | |
Рац С. И. | Химия | 0 | 0 |
Капанина Т. В. | География | 0 | 0 |
Лысенко А. В. | Физкультура | 1 | 0 |
Сравнительный анализ результатов школьного и муниципального этапов олимпиадного движения выявил недостаточную подготовку победителей и призеров школьного этапа для участия на муниципальном этапе. По сравнению с прошлым годом количество победителей и призеров несколько увеличилось с 3 до 7 человек.
Согласно установленному проходному баллу для участия на региональном этапе ВОШ возможность принять участие в данном этапе наши победители не получили.
Говоря о результатах внеклассной работы, следует отметить, что уже второй учебный год подряд у нас не получается проведение цельной предметной декады, хотя отдельные внеклассные мероприятия по разным предметам проведены. Так, Головей Л.М. с уч-ся 8А кл подготовила и провела тематическую линейку ко Дню Победы, Капанина Т. В. провела с учащимися 7-х классов интеллектуальную игру «Сокровища Диметры» (43 чел, 18 % от общего числа обучаемых), Кутькова И. Н. провела интеллектуальную игру «Умники и умницы» в 6-х классах по теме «Флора Омского Прииртышья» (37 чел., 100 % от числа обучаемых), Лысенко А.В., учитель физкультуры организовал участие детей в многочисленных городских и муниципальных соревнованиях. Рац С. И. и Удилова Т. А. строили внеклассную работу в основном на организации индивидуального участия обучающихся во внешних проектах и конкурсах.
Такая индивидуальная работа с обучающимися велась разносторонне, и в ее организации приняли участие практически почти все педагоги нашего МО.
Анализ результатов участия во внешних интеллектуальных состязаниях за прошлый год позволяет выявить группу обучающихся с одарённостью в области естествознания и социально-гуманитарных наук, которые индивидуально активно принимали участие в конкурсах, турнирах, олимпиадах по предмету. Участие дети принимали как в уже ставших традиционных конкурсах, так и в новых. В большинстве случаев наблюдаются высокие результаты:
- В заочном этапе межрегионального XV турнира им. М. В. Ломоносова приняли участие обучающиеся по истории, обществознанию и биологии подготовленные Л. М. Головей и Т. А. Удиловой. По биологии все имеют статус «участники», по обществознанию – Сабитова Гульсана, 10 кл., лауреат II степени, а по истории – Антонов Максим, 11 кл. – лауреат III степени, остальные участники.
- В международном природоведческом интерактивном конкурсе по естествознанию «Колосок» в осенней и весенней сессии принимали участие обучающиеся 5, 7, 8, 9, 10 и 11 кл подготовленные Т. А. Удиловой и Т. В. Капаниной. По итогам конкурса большинство участников стали лауреатами хотя бы в одной номинации. Одна участница (Блинова Анна, 10 кл.) стала лауреатом «Золотого колоска». Лауреатами в номинации «Энергия в живой природе» (биология) стали 8 человек из 8 (100 %), в номинациях «Энергия и вещества» (химия) и «Чудеса в неживой природе» (физика) – 5 из 8 (по 63 %), в номинации «Твоё здоровье» - 7 из 8 (88 %), в номинации «Лучший читатель и юный географ» стали 8 человек из 8 (100 %), в номинации «Солнечная семья» (астрономия) – 2 из 8 (25 %).
- Четвёртый раз наше ОУ приняло участие во Всероссийском конкурсе по естествознанию «Человек и природа», причем в этом году участие было массовым: 14 человек из 5 – 10 классов и 22 ребенка из начальных классов, но, к сожалению, итоги ещё не подведены.
- Уже традиционными для нас стали дистанционные интеллектуальные конкурсы для школьников «Эрудит России» и «Олимпус». К участию в них дети были подготовлены Т. А. Удиловой, Л. М. Головей, С. И. Рац, Т. В. Капаниной. В «Олимпусе» по биологии стали лауреатами учащиеся 7 кл. Хаустова Арина и Новицкая Кристина.
- Второй год подряд наше ОУ принимает участие в муниципальном конкурсе молодёжных бизнес-проектов. На этот раз участники (обучающиеся 10 кл.) были подготовлены Рац С. И. и заняли почётное II место.
Новыми конкурсами в этом году являются Всероссийские дистанционные олимпиады по биологии на порталах «Инфоурок», «45 минут», «Молодёжное движение», по географии олимпиада «Вид», VII Международный конкурс «Биология в терминах» и областная олимпиада «Знатоки Омского Прииртышья». Участников этих конкурсов подготовили Т. А. Удилова, И. Н. Кутькова и Т. В. Капанина. В большинстве из них дети заняли призовые места:
Конкурс | Количество участников | Результат | ФИ победителей (место) |
Олимпиада по биологии на портале «Инфоурок» | 36 | I, II, III места, участники | Бабаева Маргарита (1) Головлёва Наталья (1) Ергалиев Азамат (2) Блинова Анна (3) Арайс Алексей (3) |
Олимпиада по биологии на портале «45 минут» | 1 | III место | Блинова Анна |
Олимпиада по биологии на портале «Молодёжное движение» | 2 | III место, участник | Богатырёв Илья (3) |
Олимпиада «Вид» по географии | 2 | участники | __________ |
VII Международный конкурс «Биология в терминах» | 4 | I место, участники | Блинова Анна (1) Бабаева Маргарита (8) Головлёва Наталья (12) Долгиева Алина (22) |
Олимпиада «Знатоки Омского Прииртышья» | 3 | I место | Бердина Альмира |
Призёр | Вершинин Дмитрий | ||
Участник | Зубенко Анатолий |
Такая активность и результативность участия наших детей в различных конкурсах свидетельствует о повышенном интересе к предметам естественно-гуманитарного цикла.
За подготовку участников, призёров и победителей педагоги нашего МО награждены грамотами, благодарностями или имеют сертификаты.
ФИО | Название сертификатов, грамот, дипломов |
Удилова Т.А. |
|
Кутькова И.Н. | |
Капанина Т.В. | Сертификат преподавателю АНО ЦДО «Баньян» свидетельствующий о подготовке участников конкурса «Эрудит России» |
Головей Л. М. | Сертификат преподавателю АНО ЦДО «Баньян» свидетельствующий о подготовке участников конкурса «Эрудит России» |
Рац С.И. |
|
Лысенко А. В. |
Запланированная работа в прошлом учебном году на 2013/2014 учебный год по самообразованию и публичной презентации своего опыта работы по апробации на практике ТРКМ считаем, что выполнена нами успешно. С этой целью реализован практико-ориентированный педагогический проект по теме «ТРКМ в образовательном процессе» в котором приняло участие 60 педагогов области и 2 педагога из Казахстана.
На следующий год планируем провести проект по целеполаганию и оцениванию в рамках ФГОС, так как это два «больных» вопроса для большинства педагогов. Почему именно проект? Потому что считаем, что такая форма организации обучения педагогов больше стимулирует их к реальному, а не формальному обучению.
Прошу признать в целом работу ШМО за 2013-2014 учебный год положительной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ методической работы ШМО естественно-гуманитарного цикла за 2012-2013 уч. год
Анализ методической работы ШМО естественно-гуманитарного цикла за 2012-2013 уч. год...
План работы ШМО учителей гуманитарного цикла на 2013-2014 год
Тематика заседаний...
План работы МО учителей филологического цикла на 2013-2014 учебный год.
Цели и задачи: Исходя из методической темы, целей и задач школы, МО учителей филологического цикла в новом учебном году выбирает следующую методическую тему:«Личностно-ориентированный подход в об...
Анализ учебной и методической работы МБОУ СОШ с.Работки за 2013-2014 уч.год
Аналитические и статистические материалы...
Анализ воспитательной работы в 5 А классе в 2013-2014 учебном году
Материал содержит анализ воспитательной работы в 5 А классе за 2013-2014 учебный год. ЦЕЛЬЮ воспитательной работы в классе на 2013- 2014 учебный год было создание условий, способс...
Анализ учебной работы в 1-11 классах за 2013/2014 учебный год
Анализ учебной работыв 1-11 классахза 2013/2014 учебный год...
Отчёт о работе ШМО естественно-математического цикла за 2013-2014 уч. г.
Цель работы методического объединения – поиск новых эффективных педагогических технологий для реализации познавательного интере...