конструирование урока с позиции деятельностного подхода
статья на тему
теоретический материал по теме конструирования урока с позиции деятельностного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstruirovanie_uroka_s_pozitsii_deyatelnostnogo_podkhoda_doklad.docx | 29.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Конструирование урока с позиции деятельностного подхода.
Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических , жизненных ситуациях, содержание которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений.
Творческий поиск учителя связан с применением системы самостоятельных работ, рациональным использованием труда и времени на уроке, дифференцированным подходом к обучению учащихся, созданием собственных методических систем и технологии обучения. Достаточно массовым стало использование лекционно – семинарской системы, проблемным имитационно – игровых моделей обучения. В то же время, разнообразие дидактических и методических подходов, огромных информационных потоков убеждает в необходимости создания системы конструирования современного урока на основе новых информационных технологий.
Вопрос о качестве образования был и остаётся самым актуальным. Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок» , а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как «научные жить здесь и сейчас». Предмет нашей гордости в прошлом - большой объём фактических знаний – в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимо становится не сами знания, а знания о том, как и где их интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения) , мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.
.
Более конкретные этапы урока можно рассматривать как результат разукрупнения компонентов его общей дидактической структуры. В практике обучения чаще всего выделяют следующие основные этапы урока:
- Проверка домашнего задания, коррекция и актуализация опорных знаний.
- Сообщение темы, цели урока, мотивация деятельности учащихся.
- Организация восприятия и осознание нового материала.
- Обобщение и систематизация знаний.
- Первичная проверка правильности восприятия новых знаний.
- Самостоятельное выполнение заданий под контролем и с помощью учителя.
- Осмысление содержания и последовательности практических действий.
- Отчет учащихся о способах и результатах выполнения работы, теоретическая интерпретация полученных результатов.
- Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений.
- Повторение, обобщение и систематизация понятий; усвоение системы знаний, ведущих идей и основных теорий.
- Проверка знаний учащимися фактического материала.
- Проверка знания учащимися основных понятий.
- Принятие знания в измененных условиях.
- Применение знаний в измененных условиях.
- Обобщение и систематизация учащимися результатов работы.
- Подведение итогов работы на уроке.
- Сообщение и комментирование домашнего задания.
Знания особенностей каждого из этапов, владение методиками их организацией позволяет учителю конструировать различные по своему структуры и назначение урока, отличающиеся сочетанием их компонентов, значимостью каждого из них, продолжительностью и взаимодействием.
Урок издавна был объектом классификации, но до сих пор в педагогике нет единой типологии уроков. В теории и практике обучения ведущее значение отводится следующим типологиям уроков:
-по основной дидактической цели;
-по основному способу их проведения;
– по основным этапам учебного процесса.
Остановимся на классификации уроков по основной дидактической цели, выделим их этапы.
Классификация уроков по основной дидактической цели В используемом нами «конструкторе» в папках, имя которых совпадает с названием темы курса информатики, находятся вложенные папки, названные в соответствии с этапом урока. В эти папки помещаются файлы с учебно-методическими материалами. В соответствии с выбранной структурой урока учитель имеет возможность легко подобрать учебный материал. Монтаж конспекта урока предлагаем производить с помощью текстового редактора Word и программы Power Point.
В первом случае мы получаем конспект на бумажном носителе, во втором – его электронную версию или компьютерную демонстрацию.
В случае необходимости учитель имеет возможность корректировать структуру и содержание урока. Использование предложенного нами «конструктора» значительно экономит время для изменения последовательности основных этапов, оптимального подбора видов деятельности, насыщения их соответствующими заданиями и дидактическими материалами.
Эффективность подготовленного таким способом урока зависит от следующих причин:
-следует тщательно продумать и осмыслить цели урока;
-исходя из конечного результата, точно сформулировать учебные задачи на понятном для ученика языке;
-важно обеспечить адекватные содержанию учебного материала и методам обучения формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся;
-следует учесть, какой характер деятельности учащихся будет доминировать на уроке;
-обязательно прогнозировать конечный результат
Проектирование сегодня, предполагающее создание проекта, замысла, идеи, с реализацией которых связана жизнь обучающегося, - важнейший фактор развития образования и практика его организации многообразна. Большинством авторов, чьи работы посвящены данному вопросу, проектирование рассматривается как осознанная и целенаправленная поэтапная деятельность, заканчивающаяся созданием определенного продукта как результата реализации этой деятельности, как деятельность по созданию образа будущего, предполагаемого явления.
Так, например, Н.Г.Алексеев определяет проектирование как «деятельность, под которой понимается в предельно сжатой характеристике промысливание того, что должно быть». Проектирование, как отмечает Н.П.Сибирская, является одним из аспектов творчества человека и основано на планировании, прогнозировании, принятии решений, разработке, научном исследовании. Краткую характеристику проектированию дают А.В.Хуторской и Г.К.Селевко, обозначая его как целенаправленную деятельность по нахождению решения проблем и осуществлению изменений в окружающей среде. Проектирование предполагает наличие проблемы, которая носит практический характер и разрешается в процессе организации различных видов деятельности. На проблемно – деятельный характер проектирования, отражающийся в этимологии самого слова «проект» , указывает Н.Г. Алексеев: « Примечательно движение слов – переход от « проблемы» к «проекту». Проблема - по - древнегречески – нечто брошенное вперед, то, к чему ещё следует придти. Проект предполагает также бросание вперед, но уже не материальных вещей, а мыслей, идеальных образов. Смыслом проектирования в этом подходе является постепенное осознание человеком своей жизненной проблемы и построение её решения. Проектирование как деятельность содержит определенный инвариант мысленных операций. Когда движение идет от определения целей к поиску средств, простраиванию результата и возможных последствий в реализации проекта: позиционное самоопределение – анализ ситуации- проблематизация – целеполагание – программирование ( создание программы мероприятий по достижению задуманного) – планирование ( этапы выделены в соответствии с определениями этой деятельности в работах ряда авторов, таких, как Н.Г. Алексеев, Е.С. Заир-Бек, В.Р. Имакаев, Т.И. Шамова). Любое проектирование предполагает решение целого ряда организационных задач, стратегии собственно проектировочной деятельности, перестройки темпоральной структуры деятельности человека (проектировщика) и его ближайшего окружения.
Реализация деятельностного начала в процессе осуществляется двояко: с одной стороны – используя в процессе создания конечного продукта конкретную информацию, определенные знания и собственный опыт, ученики конструируют свою деятельность практически, с другой стороны – осознавая и осмысливая свою практическую деятельность, школьники вовлекаются в активную мыслительную деятельность. Таким образом, способность к проектированию своей деятельности учащимися ( при консультирующей роли учителя) будет способствовать соблюдению важнейшего принципа современного образования: связи теории с практикой.
Самым показательным конечным результатом любого образовательного процесса является состояние здоровья учащихся, при этом под здоровьем понимается состояние полного психического и физического благополучия. Физическое здоровье учащихся зависит от учителя – предметника, хотя и в меньшей степени, чем от семьи, от состояния физической подготовки в школе, работы классного руководителя, секций и спортивных клубов. Неправильная поза на уроке, утомление глаз могут привести к нарушениям опорно – двигательного аппарата, снизить зрение. Что может сделать каждый учитель для здоровье сбережения на своих уроках?
Во – первых, рационально организовать урок, что предполагает на 20 и 35 минутах урока физкультминутки, эмоциональные разрядки, смену видов преподавания и видов деятельности учащихся. Минутками отдыха могут стать игровые разминки. Они и позволяют снять утомление, повысить двигательную активность, дать эмоциональную разрядку. Но если это делает только один или два учителя, результата не будет. Нужна система работы учителей всей школы.
Во – вторых, главное, что позволяет сохранить психическое здоровье – это нравственная атмосфера, которая определяется именно учителем. Атмосфера дружелюбия, уважения – то, что сохраняет наше здоровье и здоровье наших детей, наше плохое настроение, которое выливается в раздражение, окриках, равнодушие – то, что разрушает их психику и даёт пример безнравственного поведения. Психологический комфорт, атмосфера дружелюбия, душевности, уважения – всё это формирует учитель. Для того, чтобы сохранить психическое здоровье детей, использую на уроке принципы педагогики сотрудничества: полноценное межличностное общение, построенное на уважении к чужому мнению, на доверии, на освобождении учеников и учителя от взаимных подозрений, недоброжелательства, неискренности, страха.
В – третьих, не ленитесь и не упускайте возможности связать тему вашего урока с проблемами сохранения здоровья: физического, психического, социального. Не проходите мимо и не жалейте времени, если вам приходится отвлечься на уроке для обсуждения ситуации, связанной с неправильным отношением к своему здоровью ребят – согнул спину, курил на перемене, торопился и упал, не завтракал дома и т.д. Конечно, здесь необходимо чувство такта, чтобы никого не обидеть и не выставить на посмешище, но умалчивать примеры неправильного поведения по отношению к своему здоровью ребят, свидетелями которого вы стали, это давать повод им сделать вывод, что поступать так можно, это пример безнравственного поведения.
В – четвёртых, учитель должен быть сам здоров. Больной учитель не научит детей заботиться о своём здоровье. Как мы о нём заботимся, это дело сугубо индивидуальное, но поглощение лекарств – это не пример заботы о здоровье. Если вы больны и плохо себя чувствуете, то вы не сможете полноценно работать, а если больной учитель; ; даёт уроки, то он учит детей наплевательски относиться к своему здоровью.
Конструирование уроков с позиции деятельностного подхода позволит уйти от однообразия образовательной среды и монотонности учебного процесса, создает условия для смены видов работы. Обязательное сочетание различных видов деятельности и их координация являются необходимым условием возникновения у учащегося различения типов требований, предъявленных к его работе и , как следствие, умение действовать в режиме пробы и в режиме исполнения. Множественность видов деятельности, а главное – переходы между различными по типу регламентации и типу ответственности видами деятельности, создают условия для развития у детей способности: выделять собственную цель, соотносить поставленную цель и условия её достижения, строить программу действий в соответствии с собственными возможностями; различать виды ответственности внутри собственной учебной работы, что является условием формирования формирования учебной самостоятельности учащихся.
Аспекты деятельности включают в себя:
- готовность к целеполаганию
- готовность к прогнозированию.
- готовность к действию.
- готовность к оценке и рефлексии.
А каким должен быть современный учитель? Какие требования предъявляет общество к человеку, работающему учителем и какие требования предъявляет к учителю информационный век?
Объектом профессиональной активности учителя является другой человек – ученик, поэтому несомненно, что педагог должен обладать определённой сумой высоких личностных качеств. Но если мы попробуем их перечислить, то придём к перечню достоинств любого современного культурного человека: гуманизм, честность, справедливость, трудолюбие, эрудиция. Значит ли это, что каждый культурный человек сможет быть педагогом? Наверное, нет. Для успешного выполнения профессиональной работы учителя человек должен обладать определёнными личностными качествами, основой которых является интерес ( положительно окрашенное эмоциональное отношение) к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре. Ведь в первую очередь, учитель – это воспитатель, а воспитание определяют как введение ребёнка в контекст современной культуры. Культура, как и вся наша жизнь, находится в постоянном движении, и я стараюсь прослеживать развитие культуры, интересуюсь её достижениями в самом широком смысле слова. Интерес к человеку позволяет относиться к каждому ребёнку с учётом его индивидуальных особенностей, как к данности в каждый данный момент взаимодействия с ним. Интерес к жизни – это целевое обеспечение, позволяющее мне формировать у детей отношение к жизни как к ценности, так как я сама проявляю к ней ценностное отношение.
Учитель сегодня – организатор процесса обучения, т.е. процесса взаимодействия ученика с объектом культуры. Он – консультант, помощник, управленец. В основе деятельности – управление – лежит рефлексивный подход.
Очень часто личностью учителя, его умением установить с учащимися контакт, желанием работать вместе определяется уровень познавательного интереса к предмету. В этом учителю помогут различные игровые методики, включающие как короткие дидактические игры, так и игры на весь урок ( игровые ;оболочки;), а также игровые разминки. Эти разминки и коротенькие игры, не имеющие отношения собственно к предмету химии, очень важны для установления атмосферы непринуждённости, снятия напряжения, помогают быстро сконцентрировать внимание или наоборот, расслабиться и отдохнуть. А в результате ребята учатся общаться, помогать друг другу и просить о помощи, учатся жить вместе.
Предлагаю правила на каждый день, которые помогут учителю:
- Я не источник знаний на уроке – я организатор урока и помощник ребят;
- Ребёнок должен знать ;зачем ему это?, т.е. цели занятия обязательно формулируем на уроке вместе с ребятами и эти цели находятся в сфере интересов ребёнка;
- Исключила из своего лексикона слова ;ошибочный ответ ;неправильно и т.д. Вместо этого, постоянно обращаясь ко всем, предлагаю обсудить: А как вы думаете…Я думаю, что…, но может, я ошибаюсь…;.
- Никаких монологов на уроке! Только диалог, живой, в котором участвуют все.
- На каждом уроке – работа в группах: парах, четвёрках, больших группах. Учимся общаться, спорить, отстаивать своё мнение, просить помощи или предлагать её.
- Самое главное – мой эмоциональный настрой. Я умею управлять своими эмоциями и учу этому детей.
- Если после моего урока у ребёнка не осталось никаких вопросов, ему не о чем поговорить с товарищами или со мной, ничего не хочется рассказать тем, кто не был с ним на уроке – значит, даже если урок и был хорош с моей точки зрения, то у ребёнка он не оставил следа.
Список литературы.
- Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002, № 2.
- Ворожцова И.Б. Личностно-деятельностная модель обучения.- Ижевск: Удмуртский университет. 2000.
- Выгодский Л.С. Педагогическая психология.- М.: Педагогика-Пресс. 1996.
- Дьюи Дж. Школа будушего.- М.: Госиздат. 1996.
- Имакаев В.Р. Образование и ось времени // Философия образования и реформа современной школы.- Пермь. 2002.
- Ковалева Г.С. Состояние российского образования.- М.: Педагогика. 2001,№2.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-ое изд.- М.1977.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по технологии деятельностного подхода в обучении физике "Перемещение тела при равнопеременном движении" 10 класс
Познакомить учащихся с характерными особенностями прямолинейного равнопеременного движения и вывести формулу для нахождения перемещения. Научить учащихся решать задачи по формулам уравнений перемещени...
План-конспект урока в системно-деятельностном подходе
Данный план-конспект урока по литературе в 6 классе по рассказу В.Распутина "Уроки французского" был разработан в рамках прохождения курсов повышения квалификации по теме "Управление качеством образов...
Технологическая карта урока,реализующего системно-деятельностный подход
Урок в 8 классе по теме: "Общественное движение в России в 30-40 годы XIX века"....
Формирование предметных и метапредметных умений с позиций деятельностного подхода на уроках музыки
Данная работа описывает формирование предметных и метапредметных умений с позиций деятельностного подхода на уроках музыки...
Конструирование урока с позиций формирования универсальных учебных действий.
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы з...
Модель урока английского языка с позиции деятельностного подхода
Комбинированный урок по теме : "Школа моей мечты"...
«Современный урок. Реализация системно-деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литературы»
laquo;Человек достигнет результата, только делая что-то сам...» Александр Пятигорский...