Конструирование урока с позиций формирования универсальных учебных действий.
статья по русскому языку на тему
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей – так говорится в Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_seminar.rar | 950.48 КБ |
Предварительный просмотр:
СЛАЙД № 1
Конструирование урока с позиций формирования универсальных учебных действий
СЛАЙД № 2
Учить, как требует душа:
Доступно, просто, без нотаций!
Чтить каждого ребенка, как творца –
Творца чудес, открытий, инноваций!
Идти навстречу нового всегда,
Не забывая новшества, новинки,
Творить проекты, новое внедрять,
И знать предмет свой без запинки!
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей – так говорится в Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования
СЛАЙД № 3
Формирование универсальных учебных действий, как результат метапредметного подхода в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии, были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. С этой проблемой столкнулась я, и, безусловно, сталкиваются все мои коллеги. Отпуская ученика в другую аудиторию на другой урок, мы, зачастую, имеем слабое представление о том, как там дальше будет проходить его развитие. Развитие мышления. Или развитие способности воображения. Или развитие способности самоопределения. Мы имеем недостаточное представление о том, как учащийся будет связывать для себя систему понятий «нашего» учебного предмета с системой понятий другого. Или как он будет работать с моделями – так же, как на нашем предмете или как-то по-другому? А как мы, кстати, делаем это сами? И если ученик нас спросит, как связывать один учебный предмет с другим, он, к сожалению, не всегда получит ясный ответ.
В рамках конкурса «Учитель года - 2013» я решила показать наиболее значимые особенности формирования универсальных учебных действий и виды этих действий. Считаю, что отличительной особенностью школьного курса русского языка и литературы является значительно бOльшая, чем у многих других предметов, их метапредметная направленность.
Так, на сегодняшнем семинаре, остановлюсь на особенностях конструирования и проведения урока с позиции формирования универсальных учебных действий, а также на способах формирования таких действий.
Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) – вот та задача, в решении которой учителю сегодня замены нет!
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) т.е. «общеучебных умений», «общепознавательных действий», «общих способов деятельности», «надпредметных действий». Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.
СЛАЙД № 4
Разработчиками ФГОС выделены основные виды универсальных учебных действий: личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания), регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование), познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические) и коммуникативные универсальные учебные действия.
СЛАЙД № 5
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Я осознаю, что задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.
СЛАЙД № 6
Лев Семенович ВыгOтский, чьи идеи положены в основу системы развивающего обучения, говорил: «Известно, что формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств − возможно лишь в деятельности».
Сегодня я сделаю попытку развернуть спектр тех средств, форм, приемов формирования универсальных учебных действий, которые наиболее результативны в моей работе. Их я использую при конструировании уроков и других учебных занятий.
СЛАЙД № 7
Работая над проблемой формирования универсальных учебных действий, много времени уделяла отбору заданий к уроку, позволяющих формировать определенный вид этих действий. Накапливала, обобщала. А при разработке своей рабочей программы, проанализировав авторские материалы (учебники, пособия, методические материалы), систематизировала такие задания в таблице «Типовые задания», внимание на слайд (таблицу не комментировать, обратиться к слайду, дать паузу в 2-3 сек.) и сказать: ,.. и так по каждому этапу урока. Всего 8 показателей.
Такая таблица – большое подспорье при конструировании уроков.
Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке. Так, например, на уроке русского языка создаю проблемную ситуацию с помощью такого приема:
СЛАЙД № 8 (ОБРАТИТЬСЯ К СЛАЙДУ, ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ ЕГО)
Представленный на слайде фрагмент урока русского языка в пятом классе по теме «Повелительное наклонение глагола» иллюстрирует организацию проблемной ситуации.
Ученикам предлагается ответить на вопрос: Почему глагол СКАЗАТЬ в одном случае пишется СКАЖЕТЕ, а в другом СКАЖИТЕ?
В процессе поиска решения данной лингвистической задачи учащиеся, применяя имеющиеся знания, определят, что глагол сказать I спряжения. Значит, форма СКАЖЕТЕ будущего времени написана верно. Форма же СКАЖИТЕ выражает повеление, просьбу, приказ, и этим определяется ее написание.
- Какой же будет тема нашего сегодняшнего урока? (Повелительное наклонение глагола)
- Что поможет вам не ошибиться в написании глаголов разных наклонений? (Знание морфемного состава слов.)
- Каков же состав каждой формы? (Здесь возможны самые разные, в том числе и ошибочные ответы учащихся.)
- Что поможет нам убедиться в том, кто же из вас прав? (Доказательство на конкретных примерах.)
- Давайте найдем верный путь решения этого вопроса. (Здесь учитель может дать подсказку пятиклассникам: измените форму числа повелительного наклонения глагола.)
После этого пятиклассники самостоятельно смогут объяснить, что в форме повелительного наклонения –И- является суффиксом, образующим форму наклонения, а –ТЕ - окончанием множественного числа в повелительном наклонении. В форме же изъявительного наклонения, с которой учащиеся уже знакомы, окончание множественного числа – ЕТЕ.
На подобных уроках реализуется деятельностный подход к обучению, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Именно такие уроки нужны сегодняшнему ученику. Я стараюсь добиться при этом, чтобы собственное знание о незнании воспринималось детьми, как ценный результат урока и становилось стимулом дальнейшего освоения содержания.
В процессе такой систематической работы на уроке я формирую регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Учу детей сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать свое мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве.
СЛАЙД № 9
Развивает умение воспринимать информацию, способность к рефлексии и прием «Знаю – хочу узнать – узнал – научился». Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» - формулирование цели; «Узнал» - соотношение старой и новой информации; «Научился» - осознание результативности деятельности.
СЛАЙД № 10
Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать задания «Верные–неверные утверждения», «Прогнозирование». Используя прием «Верные-неверные утверждения», предлагаю ученикам несколько утверждений по еще не изученной теме. Например, при изучении деепричастий ( обратиться к слайду).
Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Упражнение «Прогнозирование» использую, например, на уроках литературы, когда учащимся предлагаю спрогнозировать дальнейшие действия героя в сложной для него ситуации, в ситуации морального, нравственного выбора.
Еще одной нестандартной формой организации учебно-воспитательного процесса являются педагогические мастерские. Основополагающая идея этой технологии заключается в том, что человек изначально способен к самой разнообразной деятельности. Все зависит от того, какие методы будут применяться в процессе его образования и развития. Этот метод характеризуется отношением учителя к ученику как к равному, использованием стратегии исследования, самостоятельным поиском ответов на вопросы. Мастерская — это ряд заданий, которые направляют работу школьников в нужное русло. Учащиеся каждый раз вынуждены осуществлять выбор пути исследования, средств достижения цели, темпа работы и т. п.
В мастерской ребенок выстраивает свои знания самостоятельно, но в совместном поиске, процесс которого хорошо продуман мастером (учителем). Работа мастерской опирается на определенные принципы. Во время ее проведения:
- создается атмосфера открытости, доброжелательности, общения, сотворчества;
- в учебный процесс включается эмоциональная сфера ребенка путем обращения к его чувствам;
- мастер работает вместе со всеми, он равен ученику в поиске знаний, не торопится отвечать на вопросы, необходимую информацию подает малыми дозами, когда обнаруживает потребность в ней у учеников; исключается официальная оценка работы ученика (нет похвалы, порицания, не выставляются отметки в журнал), но через афиширование работ (публичное их представление) создается возможность для самооценки, самокоррекции; продумывается чередование индивидуальной и коллективной работы, что обеспечивает диалогический способ освоения знаний; осознается важность не только и не столько результата, сколько самого процесса обучения, в котором реализуются законы проблемного постижения истины.
Использую эти формы в основном в старшем звене.
В новых учебниках стали появляться задания: «спиши», «выучи», «составь план» и т.д. А как это – списать, выучить? Для ребёнка эти слова – установка к действию. Но как это действие совершить? Обучение этим действиям также способствует формированию общеучебных универсальных действий. Нужно выделить на уроке время для выработки общего алгоритма действий при выполнении заданий с типовыми формулировками (в совместной деятельности составить памятки типа «Как правильно списать текст», «Как учить стихотворение»), что позволит учащимся при выполнении подобных заданий избежать многих ошибок. Если ребенок сделал ошибку, необходимо обратиться к памятке, выявить, на каком этапе эта ошибка была допущена и осуществить коррекцию своих действий.
Кроме того, считаю, что очень важно учить детей работать с текстом. Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. В деятельности чтения участвуют такие механизмы, как восприятие, узнавание, сличение, понимание, осмысление, рефлексия и др.
СЛАЙД № 11
Выделяю несколько приемов работы с текстом. Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для построения плана целесообразно по мере чтения последовательно задавать себе вопрос «О чем здесь говорится?».
Прием составления граф-схемы. Граф-схема – это способ моделирования логической структуры текста. Выделяют два вида граф-схемы – линейная и разветвленная. Средствами графического изображения являются абстрактные геометрические фигуры (прямоугольники, квадраты, овалы, круги и т.д.), символические изображения и рисунки и их соединения (линии, стрелки и т.д.). Граф-схема от плана отличается тем, что в ней наглядно отражены связи и отношения между элементами.
Прием тезирования представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста. Прием составления сводной таблицы – позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию. Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста.
Прием логического запоминания учебной информации включает следующие компоненты: самопроверка по вопросам учебника или вопросам, составленным самим учащимся; пересказ в парах с опорой на конспект, план, граф-схему и пр.; составление устной или письменной аннотации учебного текста с опорой на конспект; составление сводных таблиц, граф-схем и пр.; подготовка докладов и написание рефератов текста двух видов – констатирующего и критического – с опорой на конспект, план текста по одному или нескольким источникам, включая Интернет-сеть и публикации в СМИ.
Учебный предмет «Литература» имеет особое значение для формирования морально-ценностной позиции учащихся. Поэтому очень важно специально организовать ориентацию учащихся на поступок героя и его нравственное содержание. Для формирования коммуникативных УУД целесообразно использовать приемы, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера».
СЛАЙД № 12
«Составление кластера» - особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия. Так, на уроке литературы в 5 классе во время изучения рассказа И.С. Тургенева «Му-му» создается такой кластер (обратиться к слайду).
Широко и часто применяю дискуссии – еще одно средство формирования универсальных учебных действий школьников. Диалог учащихся может проходить не только в устной, но и письменной форме. Для становления способности к самообразованию очень важно развивать именно письменную форму диалогического взаимодействия с другими и самим собой. Наиболее удобное время для этого – основное звено школы (5-8 классы). Следует обратить внимание на развитие тех коммуникативных умений, которые являются предпосылкой успешно проведенной письменной дискуссии. Эти коммуникативные умения могут послужить основой для серьезной работы в дальнейшем с текстами (документами, первоисточниками и т.п.), в которых содержатся разные точки зрения, существующие в той или другой области знаний.
По-возможности, стараюсь уйти от фронтальной формы работы и в основном использую групповую. Группы формируются, как по желанию учащихся, так и самим учителем. Смысл данной работы состоит в том, что каждый член группы будет исполнять отведенную ему роль, от качества исполнения которой будет зависеть результат деятельности всей группы. При этом внутри группы учащиеся будут одобрять, поддерживать члена своей команды. Учащиеся учатся в этом случае также искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Именно это обеспечивает формирование всех видов УУД.
На начальном этапе совместного выполнения группой задания, действия членов группы согласовываю сама, постепенно вовлекая учеников в посильное осуществление некоторых, доступных для обучаемого действий, необходимых для достижения результата. Потом предлагаю ученикам попробовать совместно найти путь решения задачи, выдвигая свои варианты. На этом этапе сама оцениваю работу учеников, объясняя, что у них получилось правильно, а что не удалось.
Далее дети сами не только предлагают способы решения данной задачи, но проявляют инициативу в сфере контроля, оценки процесса и полученного результата. Наконец, по мере овладения навыками самоорганизации совместной работы, дети переходят к качественно новым отношениям с учителем и сверстниками – к партнерским отношениям.
Ещё одним эффективным средством достижения планируемых метапредметных результатов становится систематически организуемая на уроке работа со справочными материалами. Частое обращение к словарям и справочникам формирует у учащихся информационные познавательные УУД. Найти то или иное слово позволяют, например, размещённые в конце учебника по русскому языку словари (орфоэпический, орфографический, толковый). Удачным получился исследовательский проект «Такие разные словари», который мы выполняли с обучающимися 6-го класса. Он помог им понять назначение словарей и справочников различного типа. Систематическое применение на любом этапе урока заданий, требующих обращения к словарю, вырабатывает у детей привычку постоянно обращаться к ним и вне урока. При планировании ввожу работу учащихся с энциклопедическими изданиями. Мой кабинет оснащен компьютером и имеется выход в Интернет, который широко использую в этом направлении. Разработали с учениками алгоритм действий в процессе поиска нужной информации в сети Интернет.
СЛАЙД № 13
Проектная и исследовательская деятельность – необходимое условие компетентностного подхода и действенное средство формирования универсальных учебных действий. В процессе этих видов деятельности у учащихся формируется весь спектр УУД. Исследования учащихся обеспечивают высокую информативную емкость и системность в усвоении учебного материала, широко охватывают внутрипредметные и междисциплинарные связи.
СЛАЙД № 14
Особое место в формировании УУД на уроках русского языка и литературы отвожу театрализации, как одной из форм групповой деятельности учащихся. Пятиклассники, к примеру, с удовольствием инсценируют басни А.И. Крылова, самостоятельно создают декорации, костюмы. На уроках русского языка этот прием тоже находит свое применение. Например, урок-обобщение по теме «Глагол» проходит в «Школе волшебных поваров», на котором ребята в прямом смысле переодеваются, и занятие проходит в необычном – костюмированном – виде.
Рефлексия – одно из важнейших средств формирования умения учиться. К средствам, формирующим универсальные учебные действия на стадии рефлексии, помогающим творчески интерпретировать информацию, относятся: написание эссе, составление телеграммы, памятки, инструкции, стихотворения по алгоритму, письмо по кругу, синквейн.
Систематически на уроках русского языка и литературы использую такое средство формирования УУД, как создание учащимися литературных произведений (сказок, рассказов, басен, баллад), в том числе и лингвистических. Это способствует формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД, помогает и ученику, и мне оценить качество образования, развивать рефлективные способности учащихся.
Интеграция выше названных средств позволяет осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся и, в конечном счете, повышает качество знаний по предмету, создает условия для успешной социализации личности.
Мои ученики обладают необходимыми для их возраста универсальными учебными действиями: они научены работать с различными источниками информации, правильно её использовать. Обладают в достаточной степени информационной компетентностью. Это подтверждено результатами анкетирования учителей, преподающих в тех же классах, что и я, моих учеников и их родителей. Все это в конечном итоге положительно сказывается и на их успеваемости, и на личностных качествах, и на процессе социализации в целом.
Анализируя всю работу, проделанную мною в этом направлении, проблемы, с которыми сталкивалась, те ошибки, которые допускала, хочу отметить, что следует особое внимание уделить тому, что при использовании современных образовательных технологий, безусловно, должно присутствовать чувство меры. Не перегрузить, не нагромождать, не навредить, - этот постулат неоспорим. Целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся возможно только при системном подходе к проблеме.
СЛАЙД № 15
В заключение скажу, что значение универсальных учебных действий, как результата метапредметного подхода в образовании, состоит в том, что они позволяют сохранять и отстаивать в обществе культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения.
Новые стандарты, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляют почву для новых идей и новых творческих находок. Овладение учащимися универсальными учебными действиями открывает возможность для самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
СЛАЙД № 16
На следующем слайде представлен перечень информационных источников.
Список литературы:
- Симонович С., Евсеев Г., Алексеев А., Общая информатика. 5-9 класс. Москва, АСТпресс, 1999 г., 592с
- Романова Е. М., Электронный курс «Информационные технологии», Ростов - на – Дону, Государственный колледж связи и информации, 2005 г., eromanova@rks:.ru.
- Шередеко Ю.Л., «Управляющие системы и машины», №1, 1998 г., Сайт METODOLOG.ru
- Лук А.Н., Мышление и творчество, издательство «Политическая литература», Москва, 1976 г., 144 с.
- Загашев И.О., -Бек С.И., Муштавинская И.В., «Учим школьников мыслить критически», СПб: издательство «Альянс «Дельта», 2003 г.,192с
- Дежуров А.С., Лекция 1, 12 сентября 2003 г., WWW.dezhurov.ru./Pedaqoqic/
- Н.И. Колесникова «От конспекта до диссертации». Учебное пособие. М.:Флинта. Наука, 2003, 288 с.
- Плинер Я.Г., Бухвалов В.А.., Педагогическая экспертиза школы, М., Педагогический поиск, 2000 г., 160с.
- Слабунова Э.Э., Информационная культура в концепции лицейского образования, журнал ВИО, № 29, 10.09.05.г.
- Кондаков Н.И., Логический словарь – справочник, М., Наука, 1976г., 717с.
- Смирнов Г. Русское слово: Пятый род речи // Молодая гвардия. — 1996. — № 1. — С. 256—258).
СЛАЙД № 17
Я благодарю вас за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете «Состояние и перспективы развития образования при переходе на новые ФГОС» по теме «Формирование универсальных учебных действий: от действия к мысли»
Формирование универсальных учебных действий: от действия к мысли....
Тема: Проблемы иммиграции во Франции. Цель: формирование универсальных учебных действий. Задачи: Формирование универсальных учебных знаний:
урок в 10 классе " Проблемы иммиграции во Франции"...
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. Под редакцией А. Г. Асмолова
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. Под редакцией А. Г. Асмолова...
Формирование универсальных учебных действий на уроке физике по теме "Действие жидкости на погруженное в нее тело"
Урок разработан в рамках городского семинара в 2015 года по теме: «Личностно-смысловое включение учащихся в учебную деятельность на уроках естественно – математического цикла» ...
Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Составила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий», пособие для учи
Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образованияСоставила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : о...
Универсальные учебные действия. От стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий
Виды УУД.Личностный (Л.Р.): внутренняя позиция, мотивация учебной деятельности Регулятивный (М.Р.): организация, планирование, контроль, коррекцияПознавательный (М.Р.): восприятие, анализ, модел...
Организация внеурочной деятельности с позиций формирования универсальных учебных действий
Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся,...