Вопросы оценки знаний
статья по теме
Предварительный просмотр:
Тема.
Оценка и отметка
Вопросы оценки знаний – сложнейшая педагогическая проблема. Оценки и отметки – та тема, которую учителя готовы обсуждать бесконечно. Тем более что школьная отметка – результат не только работы ученика. В ней соединяются характер и стиль работы учителя, его отношение к ученику, настроение педагога.
В педагогической литературе, да и в повседневном разговоре термины “оценка” и “отметка” часто употребляем как синонимы. Хотя они взаимосвязанные, но, все-таки, и как термины, и как понятия их необходимо различать. Взаимосвязь состоит в том, что у них общий объект— знания, умения, навыки и развитие учащихся. Кроме того, отметка всегда выражает также оценку знаний, умений и навыков. Различие же их в следующем: оценка всегда предшествует отметке, отметки без оценки не бывает. И в то же время оценка не всегда или, лучше сказать, в большинстве случаев не становится отметкой, не “переводится” в отметку и остается повседневным компонентом и инструментом учебного процесса. Отметка же как бы “отрывается” от субъекта и объекта оценки, от ученика, который ее получает, и от учителя, который ее выставляет. И отметки начинают как бы самостоятельное существование. По ним выводят процент успеваемости, средний балл учащихся; отметки имеют известное значение в аттестации той же школы, того же учителя и т.д. Итак, оценка - процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями, отметка - результат этого процесса, его условно-формальное, знаковое выражение (выражает субъективное мнение, впечатление).
В.И.Андреев отмечает, что оценка – это процесс принятия решения о результатах измерения в единстве с оценочным суждением об уровне проявления измеряемого качества, а отметка – способ фиксирования результатов измерения и оценки с тем, чтобы сообщить заинтересованным лицам. Л.Г.Петерсон оценку соотносит с ориентиром суждений о качестве объекта. Е.И.Перовский рассматривает оценку знаний учащихся как выражение соотношения между тем, что ученик знает по данным вопросам программы, и тем, что он должен знать к данному моменту обучения, т.е. отметка – это форма выражения оценки. С точки зрения С.И.Руновского, отметка – это одна из степеней оценки. Ш.А. Амонашвили определяет оценку как – процесс деятельности (или действие) оценивания, осуществляемый человеком”; отметка, по его, мнению, “является результатом этого процесса, этой деятельности, их условно формальным отражением”.
Необходимость оценки знаний отмечают все участники образовательного процесса: учителя, ученики и родители. И именно поэтому актуальность изучения процесса оценивания отмечалась всегда. Ведь без обратной связи управление любым процессом не может быть эффективным: чем чаще обратная связь, тем точнее процесс управления. Стоит так же отметить, что отметка и оценка играют важную роль в жизни ребенка, потому что она тесным образом связана с такими психологическими характеристиками, как самооценка, мотивация достижения, тревожность, эмоциональной комфорт, взаимоотношения с окружающими, творчество.
В последнее время в образовании сложилась проблема оценивания учащихся. Большинство учителей давно уже пришли к убеждению: прежняя 5-балльная система оценок изжила себя; при этом она имеет ряд противоречий и недостатков, один из них – сложность при выставлении отметки. Часто бывает трудно найти грань между “4” и “5”. При выставлении итоговой оценки за четверть или год зачастую учителю ничего не остается, как вывести средний балл с учетом всех полученных отметок, но он не всегда соответствует реальному уровню знаний учащихся. Кроме того, учитель должен оценивать определенной отметкой и самостоятельную работу, включающую в себя два задания, и контрольную работу, состоящую из пяти заданий, хотя объем и степень сложности этих заданий различны. Такая же проблема встает и при оценивании домашнего задания, поскольку затраты времени на его выполнение отдельными учениками учителю неизвестны.
У оценочной системы знаний есть положительные и отрицательные стороны. Положительно то, что оценка знаний с помощью баллов - наиболее простое и доступное средство вызвать соревнование между детьми, побудить их систематически заниматься. Отметки удобны для проведения конкурсов, вступительных экзаменов, статистики, отчетности и т. п. Оценка и отметка стимулирует успеваемость.
Но есть и отрицательные стороны оценивания в школе и школьных отметок.
- Школьные отметки относительны
Они определяют только то, у кого из обучаемых знания лучше, а у кого хуже. Абсолютный уровень знаний они не показывают.
2.Школьные отметки случайны (это случайные величины)
Одни и те же знания сегодня один преподаватель оценит на "3", другой на "4", но уже завтра это может быть наоборот (зависит от опыта и знания, времени суток, погоды, усталости участников учебного процесса и др.).
3.В школе не существует однозначных критериев оценки и отметки.
Каждый учитель оценивает деятельность учащихся исходя из своих интуитивных представлений: нет четких, научно выверенных положений, которыми педагоги могли бы руководствоваться. В любой школе не существует однозначных, конкретных и четких критериев оценок.
4.Травмирующее влияние отметки.
Это один из главных недостатков существующей системы оценок и отметок. Педагогам хорошо известна напряженная тишина в классе при объявлении отметок, тоскливое перелистывание тетрадей в поисках полученных баллов. Всем педагогам приходилось наблюдать и ту реакцию, которую вызывают отметки у детей: от нескрываемой радости до слез.
5.Школьные оценки не учитывают абсолютного уровня знаний.
Если средний балл в школе А равен 3,5, а в школе В он равен 4,0, то это не значит, что уровень подготовки в школе А ниже. Может быть как раз наоборот, в школе А выше уровень требований, её выпускники, имеющие оценки "4", могут знать предметы лучше, чем выпускники школы В, имеющие оценки "5".
6.Школьные отметки выставляются так, чтобы в идеальных условиях количество пятерок было равно количеству четверок, троек и других оценок.
7.Личные качества педагога влияют на процессе проверки и оценки знаний.
8. Малая шкала оценки знаний.
Подводя итоги, можно сказать, что:
- в реальной школьной практике четырехбальная или пятибальная система оценки учебных достижений учащихся не обладает достаточной диагностической силой и не позволяет объективно определить уровень качества обученности учащихся;
- современная школьная система оценки ухудшает отношения между обучаемыми и обучающимися, отделяет учителя от учащихся, создает почву для постоянных столкновений, вызванных обоюдным недоверием, что вредно сказывается на нравственном развитии ученика;
- с оценкой, способствующей эффективному научению, должно быть связано преимущественно положительное эмоциональное состояние.
Таким образом, традиционная система оценивания при помощи 4-5 показателей мало способствует эффективному научению и общению, обучению.
В начале XXI века в русле общего процесса модернизации российского образования вполне закономерно возник вопрос о необходимости модификации существующей пятибалльной шкалы отметок. Несомненно, что при окончательном введение ЕГЭ, образовательных стандартов, профильного обучения подходы к шкале отметок, принятые сейчас, должны быть существенно изменены.
Система отметок может быть следующая:
1. Прежде всего, необходимо решительно развести отметку и оценку знаний. Каждый балл соответствует определенному уровню или степени выполнения заданий и определяется требованиями образовательных стандартов. При этом можно сохранить и привычную пятибалльную систему, сделав ее по сути шестибалльной: от 0 до 5; или перейти на принятую в Финляндии, Германии, Австрии, Швейцарии 6-7-балльную систему или же на наиболее популярную по данным опроса среди российских учителей и учащихся 10-бальную систему. Кстати во многих вузах на вступительных экзаменах, особенно на профилирующих предметах используется именно эта шкала.
2. Необходимо сделать более гибким соотношение между отметкой и оценкой. В частности вообще отказаться от отметок в начальной школе при текущем оценивании. В таком случае возможно применение самых разнообразных вариантов оценки. Отметка же будет появляться лишь дважды: по завершению обучения в основной и средней школе.
3. Качественные изменения привычной шкалы отметок неизбежно предполагают определенное переучивание педагогов, усложнение, особенно на первых порах, их деятельности, затрудненность восприятия учениками и родителями новых отметок и оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе по теме: "Составляющие объективной оценки знаний учащихся по предмету в целом. Являются ли результаты ЕГЭ объективной оценкой уровня знаний ученика по математике?"
Составляющие объективной оценки знаний учащихся по предмету в целом. Являются ли результаты ЕГЭ объективной оценкой уровня знаний ученика по математике?...
Оценка знаний суворовцев. Объективные и субъективные стороны оценки.
Как определить уровень знаний обучающихся? Как мотивировать дальнейшее изучение предмета? В ходе оценивания письменных работ и устных ответов суворовцев преподаватель проверяет знание как фактического...
Оценка знаний суворовцев. Объективные и субъективные стороны оценки.
Как определить уровень знаний обучающихся? Как мотивировать дальнейшее изучение предмета? В ходе оценивания письменных работ и устных ответов суворовцев преподаватель проверяет знание как фактического...
Тестовый материал (база вопросов) для оценки знаний и умений в области физической культуры и спорта для 1-5 ступени ВФСК ГТО
теоредические знания для сдачи экзамена по фзк...
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность ...
Вопросы оценки качества дополнительного образования
На фоне преобразований в социальной среде, получивших отражение в новых образовательных стандартах, можно говорить о кризисе институционального образования. Педагогическая общественность обязана в эти...
Влияние оценки знаний учащихся на понимание ими ценности знаний
Влияние оценки знаний учащихся на понимание ими ценности знаний...