Вопросы оценки качества дополнительного образования
статья
На фоне преобразований в социальной среде, получивших отражение в новых образовательных стандартах, можно говорить о кризисе институционального образования. Педагогическая общественность обязана в этих условиях продемонстрировать высокую ответственность, проявить инициативу, избежать формализма и косности. В полной мере это касается оценки качества образования (ОКО), как одной из важнейших составляющих социальной сферы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_3.docx | 16.95 КБ |
Предварительный просмотр:
На фоне преобразований в социальной среде, получивших отражение в новых образовательных стандартах, можно говорить о кризисе институционального образования. Педагогическая общественность обязана в этих условиях продемонстрировать высокую ответственность, проявить инициативу, избежать формализма и косности. В полной мере это касается оценки качества образования (ОКО), как одной из важнейших составляющих социальной сферы. На данный момент, инструментов измерения три:
- Внутришкольная система оценки качества образования (ВСОКО). Система мероприятий и процедур, необходимых для осуществления контроля состояния качества образовательной деятельности посредством обеспечения своевременной, полной и объективной информации о качестве образовательных программ, которые реализует ОО, и результатах освоения программ обучающимися. Совокупность процедур ВСОКО называется Внутришкольный контроль (ВШК). Результаты ВСОКО отражаются в ежегодном отчете о самообследовании образовательной организации.
- Региональные и федеральные измерения, к которым относятся Всероссийские проверочные работы (ВПР), региональные диагностические работы (РДР). В некоторый период к этим измерениям относилась и Государственная итоговая аттестация, показатели которой определяли как качество работы педагога (в ряде регионов они существенно сказывались на присвоении учителю квалификационной категории), так и эффективность педагогической системы школы, что отражалась в полуофициальных рейтингах школ по среднему баллу ЕГЭ [1].
- Независимая оценка качества образования (НИКО). Это деятельность официально уполномоченных структур и организаций, направленная на выявление уровня удовлетворенности потребителей качеством предоставляемых образовательных услуг и соответствие качества этих услуг федеральным требованиям.
Исходя из определений, первые два инструмента являются зависимыми. Прежде всего, потому, что лица, проводящие оценку, заинтересованы в определенных её результатах. Естественно, они могут не иметь намерения искажать результаты, или не решится на это искажение, опасаясь перепроверки своих действий. Однако, в июне 2018 г. нами было просмотрено 20 отчетов о самообследовании образовательных учреждений Санкт-Петербурга, и в заключительной части каждого из них отмечена исключительно положительная динамика ключевых показателей качества образования: освоения образовательных программ, усвоения ценностей здорового образа жизни, участия в общественном движении (конкурсах, олимпиадах, играх). Речь не о том, что показатели, о которых идет речь, фальсифицируются, но о желании обратить внимание читателя на положительные явления, и умолчать о проблемах.
Важным условием успешности проведения федеральных и региональных измерений является исключение такого явления, как имитация образовательных результатов. Для того, чтобы этого добиться, необходимо исключить появление лиц, заинтересованных в этой имитации. Сейчас же показатели региональных и федеральных работ учитываются, например, при определении квалификационной категории учителя, то есть определяют его материальное положение.
В этих условиях именно система независимой оценки позволяет обеспечить объективность получаемых результатов, поскольку минимизирует риск искажения результатов в результате деятельности интересантов и позволяет предельно быстро внедрить новые направления и критерии оценки, ввиду большего количества субъектов оценивания – юридических лиц, среди которых могут быть как образовательные организации, НКО, коммерческие рейтинговые агентства, разнообразные общественные организации – советы, ассоциации, экспертные сообщества и даже отдельные независимые эксперты. На данный момент практика независимой оценки еще не сложилось, поэтому поиск сторон, осуществляющих независимую оценку – актуальное требование времени. В этом контексте актуален опыт образовательных организаций, внедряющих практику независимой оценки в разные области своей деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
В 2008-2009 учебном году в нашей школе открылись классы коррекционного обучения. Классы, готовые работать с каждым ребенком, какой бы особенностью восприятия мира он ни был бы наделе...
ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются различные подходы к выявлению уровня качества образования, зависимость выбора методики его определения от поставленных целей....
Социологическое исследование «Удовлетворенность качеством дополнительного образования, социальный заказ на дополнительное образование»
В конце учебного года проводили анкетирование среди обучающихся на удовлетворенность качеством предоставляемых услуг.Предоставляю результат исследования в виде диаграммы....
Методика оценки качества дополнительных общеобразовательных программ
Составлена на основе методики В.А. Корчагина, В.Ю. Переверзева. Содержит в себе перечень и краткую характеристику аспектов дополнительных общеобразовательных программ с точки зрения их качества....
Социально-педагогическая оценка удовлетворенности спектром и качеством дополнительного образования (родители/учащиеся) в ОДОД ГБОУ СОШ № 14 Невского района г. Санкт-Петербурга
Цель исследования - получить социально-педагогическую оценку удовлетворенности спектром и качеством дополнительного образования в ОДОД ГБОУ СОШ № 14 Невского района г. Санкт-Петербурга.В качестве допо...
Презентация "Оценка качества дополнительного образования"
Данная презентация раскрывает проблемы оценки качества дополнительного образования....