Формирование УУД на уроках математики и физики в соответствии с требованиями ФГОС.
статья на тему
В основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования положен системно-деятельностный подход. Системно-деятельностный подход позволит обеспечить реализацию идеи непрерывного образования на уровне школы при условии сформированности у обучающихся универсальных учебных действий (УУД). Понятие «универсальные учебные действия» в широком значении означает умение учиться, в более узком - совокупность способов действия учащегося. Формирование УУД - это одна из важнейших задач учителя. Различают несколько видов универсальных учебных действий (подробно расписаны все виды УУД). Один из способов построения современного урока – это правильный выбор типа урока, основанного на подборе той или иной педагогической технологии. Для формирования УУД в соответствии с их видами можно использовать различные виды деятельности и заданий. Даны результаты сформированных УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 31.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Чащина Нина Вениаминовна, учитель математики и физики, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пгт Подосиновец Кировской области.
Формирование УУД на уроках математики и физики в соответствии с требованиями ФГОС. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 17 декабря 2010 года в основу Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования положен системно-деятельностный подход, который определил три группы требований к его проектированию и реализации:
- к формулированию целей образования как планируемых результатов деятельности школьников (предметных, метапредметных и личностных);
- к структуре основной образовательной программы;
- к условиям реализации стандартов.
Системно-деятельностный подход позволит обеспечить реализацию идеи непрерывного образования на уровне школы при условии сформированности у обучающихся универсальных учебных действий (УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных. Понятие «универсальные учебные действия» в широком значении означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом)- совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Формирование УУД - это одна из важнейших задач учителя, эффективность решения которой зависит от его профессиональной компетентности в области педагогического проектирования учебно-методической документации, технологии обучения и их реализации. Основными принципами построения школьного курса математики и физики на основе системно-деятельностного подхода должны стать принцип системного построения курса математики или физики. Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения? Урок — это систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени. Рождение любого урока начинается с осознания правильного, четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута. Урок необходимо построить так, чтобы обеспечить учащимся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создать условия для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному званию; обеспечить успешное усвоения знаний, формировать умения, навыков и компетентностей в любой предметной области. Различают несколько видов универсальных учебных действий:
- личностные;
- регулятивные (включающий также действия саморегуляции);
- познавательные;
- коммуникативные.
- Регулятивные действия
- целеполагание - постановка учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно; - планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня
освоения знаний, его временных характеристик; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
- оценка - выделение и осознание учащимся того, что усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Личностные действия
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.
- нравственно-этическая ориентация, в том числе и
оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Познавательные универсальные действия
- Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
- Знаково-символические действия:
- моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково - символическая);
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
- Логические универсальные действия
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез - составление целого из частей, в том числе
самостоятельное достраивание с восполнением недостающих
компонентов; - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации,
классификации объектов; - подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
- Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем
творческого и поискового характера.
Коммуникативные действия обеспечивают:
- социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;
- умение слушать и вступать в диалог;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Каждый предмет и каждая тема урока обладают своими возможностями формирования личности ребёнка. Один из способов построения современного урока – это правильный выбор типа урока, основанного на подборе той или иной педагогической технологии:
Тип урока | Педагогические технологии |
Урок сообщения новых знаний | ИКТ, технология проблемного обучения |
Урок закрепления знаний | ИКТ, обучение в сотрудничестве, технологии критического мышления |
Урок повторения | Игры, групповые формы работы |
Урок систематизации нового материала | ИКТ, метод проектов, обучение в сотрудничестве, групповые формы работы |
Комбинированный урок | Возможно применение всех технологий |
Для формирования УУД в соответствии с их видами можно использовать различные виды деятельности и заданий:
Личностные |
|
Познавательные |
|
Регулятивные |
|
Коммуникативные |
|
Результатами сформированных УУД является умения ученика:
- выделять тип задач и способы их решения
- осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения задач
- различать обоснованные и необоснованные суждения,
- обосновывать этапы решения учебной задачи,
- производить анализ и преобразование информации
- проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.)
- устанавливать причинно-следственные связи
- владеть общим приемом решения задач
- создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач
- осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из конкретных условий
- желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»)
- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими
- умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение решать конфликтные ситуации
- выбирать средства для своего поведения
- планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм.
- Планировать результаты своей деятельности и предвосхищать свои ошибки
- Начинать и заканчивать свои действия в нужный момент
Каждый ребенок индивидуален. Организуя, учебную деятельность по предмету необходимо учитывать возможности и способности учеников. Главным является не предмет, которому учат, а личность, которую формируют. Необходимо помочь ребенку адекватно оценивать ту работу, которую он сделал. Знает материал не тот, кто пересказывает материал, а кто его применяет на практике. Необходимо научить ребенка высказывать свои мысли. Не нужно бояться" нестандартных уроков", нужно пробовать различные виды игр, дискуссий и групповую работу для освоения материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока биологии по формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных УУД в соответствии с требованиями ФГОС
В настоящее время происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет....
Конструирование технологической карты урока физики в соответствии с требованиями ФГОС
Конструирование технологической карты урока физики в соответствии с требованиями ФГОС.План-конспект урока по учебнику «Физика-7». Авторы: А.В. Перышкин Тема: «Строение вещества» ...
Конструирование технологической карты урока физики в соответствии с требованиями ФГОС
План-конспект урока по учебнику «Физика» 7 класс. Авторы: А.В. ПерышкинТема: «Сила трения»(Урок открытия новых знаний)Технологическая карта изучения темы...
«Разработка урока биологии по формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных УУД в соответствии с требованиями ФГОС»
Технологическая карта урока....
Использование критериально-ориентированного обучения на уроках физики в соответствии с требованиями ФГОС
Методическая разработка технологий кпитериально-ориентированного обучения...
Проектная работа на тему: Проектирование современного урока физики в соответствии с требованиями ФГОС ООО: Технологическая карта урока по физики в 8 классе по теме «Работа и мощность электрического тока».
Тема урока актуальна, имеет важное практическое значение. Для достижения цели использована проблемное обучение. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельн...