Формирование УУД на уроках математики и физики в соответствии с требованиями ФГОС.
статья на тему

Чащина Нина Вениаминовна

В основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования положен системно-деятельностный подход. Системно-деятельностный подход позволит обеспечить реализацию идеи непрерывного образования на уровне школы при условии сформированности у обучающихся универсальных учебных действий (УУД). Понятие «универсальные учебные действия» в широком значении означает умение учиться, в  более узком - совокупность способов действия учащегося. Формирование УУД - это одна из важнейших задач учителя.  Различают несколько видов универсальных учебных действий (подробно расписаны все виды УУД). Один из способов построения современного урока – это правильный выбор типа урока, основанного на подборе той или иной педагогической технологии. Для формирования УУД в соответствии с их видами можно использовать различные виды деятельности и заданий. Даны результаты сформированных  УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx31.94 КБ

Предварительный просмотр:

Чащина Нина Вениаминовна, учитель математики и физики, Муниципальное  казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пгт Подосиновец Кировской области.

Формирование УУД на уроках математики и физики в соответствии с требованиями    ФГОС.                                                                                                                                                  В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 17 декабря 2010 года в основу Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования положен системно-деятельностный подход, который определил три группы требований к его проектированию и реализации:

  • к формулированию целей образования как планируемых результатов деятельности школьников (предметных, метапредметных и личностных);
  • к структуре основной образовательной программы;
  • к условиям реализации стандартов.

Системно-деятельностный подход позволит обеспечить реализацию идеи непрерывного образования на уровне школы при условии сформированности у обучающихся универсальных учебных действий (УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных.                                                                                                                          Понятие «универсальные учебные действия» в широком значении означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В  более узком (собственно психологическом)- совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.                                      Формирование УУД - это одна из важнейших задач учителя, эффективность решения которой зависит от его профессиональной компетентности в области педагогического проектирования учебно-методической документации, технологии обучения и их реализации.  Основными принципами построения школьного курса математики и физики  на основе системно-деятельностного подхода должны стать принцип системного построения курса математики или физики. Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?   Урок — это систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.                                                                      Рождение любого урока начинается с осознания правильного, четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.                                                                                 Урок необходимо построить так, чтобы обеспечить учащимся  возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создать условия для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному званию;   обеспечить успешное усвоения знаний, формировать  умения,  навыков и компетентностей  в любой предметной области.                                                                                                                                 Различают несколько видов универсальных учебных действий:

  • личностные;
  • регулятивные (включающий также действия саморегуляции);
  • познавательные;
  • коммуникативные.
  • Регулятивные действия
  • целеполагание - постановка учебной задачи на основе
    соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно;
  • планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование - предвосхищение результата и уровня
    освоения знаний, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
  • оценка - выделение и осознание учащимся того, что усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Личностные действия

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  • смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.
  • нравственно-этическая  ориентация, в том числе и
    оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Познавательные  универсальные действия

  • Общеучебные универсальные действия:
  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
  • Знаково-символические действия:
  • моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково - символическая);
  • преобразование   модели   с   целью выявления   общих законов, определяющих данную предметную область.
  • Логические универсальные действия
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез - составление целого из частей, в том числе
    самостоятельное достраивание с восполнением недостающих
    компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации,
    классификации объектов;
  • подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.
  • Постановка и решение проблемы:
  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем
    творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия   обеспечивают:

  • социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по  общению или деятельности;
  • умение слушать и вступать в диалог;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем;

интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Каждый предмет и каждая тема урока обладают своими возможностями формирования личности ребёнка.                                                                                                                         Один из способов построения современного урока – это правильный выбор типа урока, основанного на подборе той или иной педагогической технологии:

Тип урока

Педагогические технологии

Урок сообщения новых знаний

ИКТ,  технология проблемного обучения

Урок закрепления знаний

ИКТ, обучение в сотрудничестве, технологии критического мышления

Урок повторения

Игры, групповые формы работы

Урок систематизации нового материала

ИКТ, метод проектов, обучение в сотрудничестве, групповые формы работы

Комбинированный урок

Возможно применение всех технологий

Для формирования УУД в соответствии с их видами можно использовать различные виды деятельности и заданий:

Личностные

  • Участие в проектах
  • Подведение итогов урока
  • Творческие задания, имеющие практическое применение
  • Самооценка событий

Познавательные

  • «Найти отличия»
  • «Поиск лишнего»
  • «Лабиринты»
  • «Цепочки»
  • Составления схем-опор
  • Работа с разными видами таблиц
  • Составления и распознавание диаграмм
  •  Работа со словарями

Регулятивные

  • «Преднамеренные ошибки»
  • Поиск информации в предложенных источниках
  • Взаимоконтроль
  • Диспут
  • «ищу ошибку»
  • Контрольный опрос на определенную проблему

Коммуникативные

  • Составь задание партнеру
  • Отзыв на работу товарища
  • Групповая работа по составлению кроссвордов
  • «Подготовь рассказ на тему…»
  •       •      «Объясни …»
  • Лабораторные работы
  • Практические работы

Результатами сформированных  УУД является умения ученика:

  • выделять тип задач и способы их решения
  • осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения задач
  • различать обоснованные и необоснованные суждения,
  • обосновывать этапы решения учебной задачи,
  • производить анализ и преобразование информации
  • проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.)
  • устанавливать причинно-следственные связи
  • владеть общим приемом решения задач
  • создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач
  • осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из конкретных условий
  • желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»)
  • знание норм и правил, которым необходимо следовать при  общении с окружающими
  • умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение решать конфликтные ситуации
  • выбирать средства для своего поведения
  • планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм.
  • Планировать результаты своей деятельности и предвосхищать свои ошибки
  • Начинать и заканчивать свои действия в нужный момент

Каждый ребенок индивидуален.   Организуя, учебную деятельность по предмету необходимо  учитывать возможности и способности учеников. Главным является не предмет, которому учат, а личность, которую формируют. Необходимо помочь  ребенку адекватно оценивать ту работу, которую он сделал. Знает материал не тот, кто пересказывает материал, а кто его применяет на практике.  Необходимо научить  ребенка высказывать свои мысли. Не нужно бояться" нестандартных уроков", нужно пробовать  различные виды игр, дискуссий и групповую работу для освоения материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока биологии по формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных УУД в соответствии с требованиями ФГОС

В настоящее время происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет....

Конструирование технологической карты урока физики в соответствии с требованиями ФГОС

Конструирование технологической карты урока физики в соответствии с требованиями ФГОС.План-конспект урока по учебнику «Физика-7». Авторы: А.В. Перышкин Тема: «Строение вещества»   ...

Конструирование технологической карты урока физики в соответствии с требованиями ФГОС

План-конспект урока по учебнику «Физика» 7 класс. Авторы: А.В. ПерышкинТема: «Сила трения»(Урок открытия новых знаний)Технологическая карта изучения темы...

Использование критериально-ориентированного обучения на уроках физики в соответствии с требованиями ФГОС

Методическая разработка технологий кпитериально-ориентированного обучения...

Проектная работа на тему: Проектирование современного урока физики в соответствии с требованиями ФГОС ООО: Технологическая карта урока по физики в 8 классе по теме «Работа и мощность электрического тока».

Тема урока актуальна, имеет важное практическое значение. Для достижения цели использована проблемное обучение. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельн...