«Роль родителей в сопровождении учащегося в учебно – воспитательном процессе в школе – интернате №28»
методическая разработка (5 класс)
Тренинговые занятия разработаны с целью включения родителей в процесс воспитания детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка по мотивации родителей к выполнению родительских обязанностей | 28.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Третьякова О.В.
Тренинг:
«Роль родителей в сопровождении учащегося в учебно – воспитательном процессе в школе – интернате №28»
Пояснительная записка
Данный тренинг разработан для родительского собрания в школе- интернате №28, где обучаются дети, семьи которых попали в трудную жизненную ситуацию, или дети не смогли обучаться в условиях обычных общеобразовательных учреждениях по разным причинам. Так, как семьи учащихся в большинстве случаев состоят на обслуживании в ЦСПСиД, ОП, МО, то самое сложное в работе специалистов учреждения – это включить родителей в учебно – воспитательный процесс в рамках школы.
Цель: мотивация родителей к участию в обучении и воспитании детей в рамках школьного процесса.
Задачи:
- повышение интереса родителей к внутреннему миру ребенка и жизни в школе;
- активизация коммуникаций в семье;
- наладить общение родителей с педагогами школы;
- наладить общение и поддержку родителями друг друга;
- изучить приемы, позволяющие активно участвовать в обучении детей;
- указать на важность совместного воспитания детей родителями и педагогами.
Тренинг предназначен для родителей, учащихся ГБОУ школы – интерната №28 основного общего образования Санкт – Петербурга. Рассчитан на группу 12-16 человек. Продолжительность занятие – 40 минут.
Оборудование: доска школьная, мел, листки для записей, ручки, мяч или мягкая игрушка.
Часть 1. Вступление.
В словаре русского языка записано: сопровождать – значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. Сопровождение ребёнка по его жизненному пути – это движение рядом, вместе, чуть впереди, если надо помочь. Психологическое сопровождение – это работа с ребёнком как с субъектом, его мышлением, установками, самооценкой, притязанием, мотивацией и т. д. Почему это важно в воспитательном процессе? Мы не можем изменить внутренний мир ребёнка без его воли, да и не имеем права. Педагог-психолог не воздействует на ребёнка, а взаимодействует с ним, организовывает сотрудничество. Происходит самопознание, поиск путей самоуправления внутренним миром и системой отношений. Школьная жизнь для ребёнка – это бурный поток событий, система различных отношений: сверстники и школьник другого возраста, педагоги, родители. Ребёнок оказывается перед разнообразием выборов: как учиться, как строить свои отношения с учителями, как общаться со сверстниками, как относиться к требованиям и т. д. И здесь важна помощь окружающих его взрослых. Сопровождение школьного психолога – «это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребёнка в ситуациях школьного взаимодействия» (Битянова М. Р.). Принцип сопровождения – это и возможность школьниками самостоятельных личностных выборов. Задача педагога-психолога – создать условия, где ребёнок смог бы увидеть, пережить, примерить на себя различные варианты поведения, пути самореализации и самоутверждения. Показать альтернативные пути и научит ими пользоваться – смысл психологического сопровождения. А право выбора, принятия – за школьником. А как можно сопровождать ребенка без участие родителей?
Родители всегда были и остаются лучшими учителями своих детей. В наше трудное время важно, чтобы родители были в состоянии поддержать ребенка. Постоянная поддержка должна стать частью их образа жизни.
Что такое постоянная поддержка ребенка родителями? Во-первых, это знание организаций, куда ребенок ежедневно ходит, и людей, с которыми он ежедневно общается. Во-вторых, это установление хороших отношений с этими организациями и людьми: эффективное общение и сотрудничество. Родители – первые воспитатели для своего ребенка и останутся ими на всю жизнь. Ведь народная мудрость не зря гласит: “яблоко от яблони не далеко падает”, “он сын своего отца”, “впитал с молоком матери”. Мысль о том, что задача учителя, в качестве профессионального педагога, помочь родителям воспитать достойного, образованного гражданина нашего общества, но не заменить родителей, я стараюсь донести до каждого из родителей.
\
Во время обучения ребенка в школе мы (дети, учителя и родители) составляем треугольник <Рисунок 1> (при этом я не умаляю роль общественных учреждений, домов культуры, соседей и др.). Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребенок. Его задача, познавая новое, открывать самого себя для себя (что я могу, умею, на что я способен). А задача взрослых – помочь ему в этом очень нелегком деле. Что произойдет с трехногим табуретом, если подломится одна ножка? Упадет! А что сказано в басне И.А. Крылова “Лебедь, рак и щука”? “Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, а выйдет из него не дело, только мука”. Отсюда вывод: нам стоит объединить наш усилия для того, чтобы ребенку хорошо жилось и работалось в его “втором” доме – в школе. Участие родителей в школьной жизни детей имеет большое значение и для ребят, и для меня, и для самих родителей. Особое значение играют родительские собрания. Правильно построенное общение родителей и учителя – это залог успешного воспитания школьника Благородным Человеком. Общаясь с родителями, я лучше узнаю детей, знакомлюсь с тем, чем “живет и дышит” семья, и мне становятся более понятны “детские трудности”. Беседы, анкеты, встречи со школьным психологом, обсуждения статей, обмен опытом по вопросам воспитания, помогает родителям познавать, лучше понимать своих детей, а порой и самих себя. Перед собой я ставлю задачу подготовить и провести собрание так, чтобы родители не пожалели о времени, проведенном в стенах школы и шли с собрания в надежде на то, что следующая наша встреча будет не менее полезной и интересной для него чем та, на которой он только что участвовал и вынес несколько полезных “открытий” о своем ребенке, о секретах воспитания.
Упражнение «Знакомство»
Инструкция: передавая ручку по часовой стрелке, прошу вас представиться - назвать свое имя и отчество и фамилию и класс ребенка, интересы, которого вы представляете.
2. Основная часть
Упражнение - разминка «Перебежки»:
- Встать и поменяться местами тем, у кого один ребенок;
- Встать и поменяться местами тем, кто часто играет с ребенком.
- Встать и поменяться местами тем, кто часто читает своему ребенку
- Встать и поменяться местами тем, кто часто целует своего ребенка
- Встать и поменяться местами тем, кто часто хвалит своего ребенка
- Встать и поменяться местами тем, кто вместе читает книжки;
- Встать и поменяться местами тем, кто имеют общее увлечение;
- Встать и поменяться местами тем, кто вместе путешествуют.
Упражнение «Пословицы»
Инструкция: На 1-2 рассчитайтесь. Вам необходимо пояснить, что имели введу наши предки в пословицах (каждой группе дается листочек с двумя – четырьмя пословицами).
- Не мы на детей походим, а они на нас.
- Матушкин сынок, да батюшкин горботок.
- Похвальное слово гнило бывает.
- Без корня и трава не растет
- “Быть хорошим отцом – подлинный талант”,
- “Что делает отец, то старается делать и сын”,
- “Один добрый пример лучше ста слов”,
- “Пороки ребенка не рождаются, а воспитываются”,
- “Дитятко что тесто – как замесили, так и вырастет”,
- “Строгость отца - прекрасное лекарство: в нем больше сладкого, нежели горького”,
- “Самое большое, что может сделать отец для своих детей – это любить их мать”.
Основное упражнение.
Инструкция: назовите функции семьи, которые вы знаете. А теперь попробуйте перечислить функции школы. Запишите их на доске. Выделите функции, которые выполняются обеими субъектами (лучше делать это па доске).
Подсказка:
Известный исследователь Э. Г. Эйдемиллер выделяет следующие функции семьи:
- Воспитательная функция (удовлетворяет индивидуальные потребности мужчины и женщины в отцовстве и материнстве, в контактах с детьми и их воспитании, а также в том, что родители могут себя реализовать в детях);
- Хозяйственно-бытовая функция (удовлетворяет материальные потребности членов семьи);
- Эмоциональная функция (удовлетворяет потребности членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защищенности);
- Функция духовного (культурного) общения (удовлетворяет потребность в совместном проведении досуга, способствует духовному обогащению и развитию членов семьи);
- Функция первичного социального контроля (обеспечивает выполнение членами семьи социальных норм);
- Сексуально-эротическая функция (удовлетворение сексуально – эротических потребностей).
Школа осуществляет следующие функции:
- учебно-воспитательную, включающую в себя обучение и воспитание обучающихся (воспитанников);
- обеспечение охраны их жизни и здоровья;
- удовлетворение потребности обучающихся (воспитанников) в самообразовании и получении дополнительного образования;
- организационную, предполагающую организацию образовательного процесса, в том числе разработку учебного плана и расписания занятий;
- разработку и утверждение годового календарного учебного графика;
- установление системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся в соответствии с настоящим Уставом;
- разработку и принятие на основе государственных образовательных стандартов образовательных программ;
- разработку и принятие локальных актов;
- управленческую, включающую в себя управление школой;
- трудовые отношения;
- хозяйственно-экономическую, включающую в себя управление закрепленным за Школой имуществом;
- осуществление финансово-хозяйственной деятельности, в том числе оказание платных образовательных услуг, ведение предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности;
- развитие материально-технической базы в пределах, закрепленных за школой бюджетных и собственных средств.
Упражнение «Закончи предложение»
Инструкция: тренер начинает предложение, а родители его продолжают, предавая, друг другу мяч, например:
- «Общение с ребенком - это. »
- «Родители через диалог с ребенком дают ему почувствовать. » (подводим итог: что он нужен им, любим, он интересен своим родителям, они заботят о нем.)
- «Своим поведением родители…»
- «Общаясь с учителями, родители…»
- «Интересуясь жизнью своих детей, родители…»
Подсказка: Ведущий: Общение - одна из социальных потребностей ребенка. Научно доказано, что в ходе познавательного общения ребенка с родителями будут преодолеваться и эмоциональные трудности. Следует, серьезно относятся к детским вопросам и высказываниям, не отмахиваться от них. Если любознательность ребенка удовлетворяется и умело направляется взрослыми, у него появляется потребность в новых знаниях. К сожалению, можно привести немало негативных примеров, когда мы родители «гасим» детскую любознательность.
3. Заключение.
Рефлексия «Что было трудно и полезно на занятии…»
Каждый участник заканчивает фразу: «Что было трудно и полезно на занятии …»
Подведение итогов.
Раздаточный материал
- Не мы на детей походим, а они на нас.
- Матушкин сынок, да батюшкин горботок.
- Похвальное слово гнило бывает.
- Без корня и трава не растет
- “Быть хорошим отцом – подлинный талант”,
- “Что делает отец, то старается делать и сын”,
- “Один добрый пример лучше ста слов”
- “Пороки ребенка не рождаются, а воспитываются”
- “Дитятко что тесто – как замесили, так и вырастет”,
- “Строгость отца - прекрасное лекарство: в нем больше сладкого, нежели горького”,
- “Самое большое, что может сделать отец для своих детей – это любить их мать”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мини-проект на тему: “Использование элементов здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе коррекционной школы как средства повышения умственной работоспособности учащихся с нарушением интеллекта”.
Цель и задачи:Создание оптимальных благоприятных условий на уроках для эффективного усвоения учебного материала на основе использования здоровьезберегающих технологий.Разработать комплекс здоровьесбер...
«Стимулирование мотивации учебной и воспитательной деятельности – основа успеха учащихся в учебно-воспитательном процессе»
Проект разработан для учащихся 7 класса, с целью повышения качества знаний , улучшения дисциплины, сплочения коллектива, борьбы с пропусками уроков без уважительных причин, оптимизации учебно-воспитат...
Социологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в школе
Текст выступления на научно-практической конференции "Сопровождение личности в образовании: союз науки и практики", АНООВО Одинцовский гуманитарный университет...
Внеклассная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся
Внеклассная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся...
Роль родителей в сопровождении учащегося в учебно – воспитательном процессе в школе – интернате №28
Данный тренинг разработан для родительского собрания в школе- интернате №28, где обучаются дети, семьи которых попали в трудную жизненную ситуацию, или дети не смогли обучаться в условиях обычных обще...
Доклад "Работа с семьей как часть целостного воспитательного процесса в школе-интернате."
Работа с родителями воспитанников школы-интерната...
Работа с семьей как часть целостного воспитательного процесса в школе-интернате.
из опыта работы с семьей в условиях школы-интерната...