Индивидуальная беседа как ведущий метод воспитания с отдельным учеником
презентация к уроку по теме
Данная презентация может быть использована на МО воспитателей. педсоветах, психологических семинарах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo_individualnaya_beseda.pptx | 770.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Индивидуальная беседа с отдельными учащимися . Это наиболее сложная форма воспитания. Основное условие проведения подобной беседы – отсутствие психологического барьера между воспитанником и воспитателем. Только в этом случае индивидуальная беседа положительно повлияет на воспитательный процесс . Ч еловек , ведущий беседу, должен иметь перечень достаточно конкретных вопросов. Данная беседа проводится один на один с учащимся и не предполагает заранее заготовленных ответов.
Prezentacii.com
В процессе взаимодействия педагога с ребёнком важным оказывается все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию партнера по общению. Поэтому первым необходимым условием успешности взаимодействия является знание структуры общения . Можно выделить три составляющие общения : интерактивное, перцептивное и коммуникативное. Так, перцептивная сторона включает в себя восприятие человека человеком в процессе общения. Коммуникативная составляющая представляет собой процесс передачи информации: обмен мнениями, переживаниями, сведениями, желаниями, - это то, что мы говорим. Интерактивная сторона подразумевает организацию совместной деятельности, взаимодействия в разговоре (как мы говорим, какие цели преследуем), которое может выражаться в давлении, уклонении, пассивности одного из партнеров или обоих участников взаимодействия.
Способы воздействия в процессе беседы - Заражение (психологический термин, обозначающий бессознательную передачу от человека к человеку каких-либо эмоций, состояний и побуждений). - Внушение ( влияние одного человека на другого, вызывающие определённые изменения в его психологии и поведении) - Убеждение (уверенность человека в своей правоте, подтверждаемая соответствующими аргументами и фактами) - Подражание (сознательное или бессознательное поведение человека, направленное на воспроизведение поступков и действий других людей)
От педагога требуется большая находчивость, чтобы «разговорить» ребенка. Это касается прежде всего детей тревожных, неуверенных в себе и детей, имеющих отрицательный опыт общения со взрослыми . Беседуя с ребенком, нужно учитывать возраст, пол, условия его жизни, его способность к сознательному наблюдению собственных эмоциональных реакций и к их вербализации. Такая способность появляется у большинства детей только в подростковом возрасте. Однако это не значит, что раньше нельзя обсуждать возникшие у них переживания, эмоциональные реакции и т. д. Дети способны описывать свои мысли и чувства, но их возможности ограничены недостаточно развитыми навыками точного воспроизведения событий . Чтобы диалог состоялся, важно понимать: куда обращена речь (с кем мы сейчас говорим); откуда она исходит (кто мы есть).
Факторы, разрушающие общение.
Педагог заметил, что ребёнка беспокоят какие-то трудности. Как следует поступить? Известно , что трудность какой-либо ситуации определяется не столько сложностью ее объективных условий , сколько отношением к этим условиям самого ребенка. Здесь необходим анализ собственных представлений ребенка о возникших трудностях. После установления взаимопонимания с ребенком педагог отмечает , что трудности в жизни людей дело обычное, надо вовремя собраться, не растеряться и т. д. После этого ребенку следует задать вопросы о том, бывают ли в его жизни трудные ситуации и где они случаются: в школе или вне ее. После утвердительного ответа и последовавших за ним рассуждений ребенка ему предлагается рассказать о некоторых ситуациях, которые он считает для себя трудными. После анализа этих ситуаций следует спросить о том, что он пытался сделать, чтобы преодолеть свои проблемы. В заключение надо предложить задание ребенку: сформулировать советы другу, который испытывает трудности (выбирается ситуация, названная самим ребенком). Этим самым ребенок показывает свою информированность о возможных действиях в подобных ситуациях. Кроме того, можно выяснить источники возникновения трудных ситуаций. Ими могут оказаться сверстники, родители, другие взрослые, книги, телепередачи. Результаты, полученные в ходе беседы, дают возможность узнать от самого ребенка о том, какие трудности существуют в его жизни.
Педагог может обратиться к ребёнку или так: «Ну послушай же меня внимательно!», или иначе: «Алеша, послушай же меня внимательно!». В каком случае фраза получит больше шансов быть услышанной?
Педагог говорит ученику: «Я искренне стремлюсь к диалогу с тобой, стараюсь всегда учитывать твоё мнение...» При этом она потрясает указательным пальцем перед своими слушателем. Достигнет ли цели искреннее стремление педагога?
Фраза педагога: «Не выполнишь задания — не пойдешь гулять». Следует ли прибегать к угрозам, отрицательной мотивации?
Педагог говорит: «Посмотри, как ты одет», «Опять ты все сделал не так», «Вечно ты делаешь не то» и т. п. Какого результата можно ожидать от такого воспитания?
Перед вами ребенок, который, похоже, говорит неправду. На какие симптомы поведения говорящего ребенка надо обратить внимание?
Правила помогают ребенку ориентироваться в окружающем мире.
Характер человека во многом предопределяет обстановка, в которой он развивается живет в атмосфере критики, он учится порицать; живет в обстановке враждебности, он учится воевать; живет в атмосфере страха, он учится бояться; окружен жалостью, он учится жалеть самого себя; окружен насмешками, он учится робеть; окружен ревностью, он учится завидовать; живет с чувством стыда, он учится чувствовать себя виноватым; чувствует поощрение, он учится быть уверенным в себе; живет в атмосфере терпимости, он учится быть терпимым; испытывает похвалу, он учится быть благодарным; живет в атмосфере любви, он учится любить; чувствует одобрение окружающих, он учится любить себя; живет в атмосфере признания, он начинает понимать, как хорошо иметь цель; живет среди тех, кто делится друг с другом, он учится щедрости; живет среди честных и справедливых людей, он учится понимать, что такое правда и справедливость.
Спасибо за внимание! Работу выполнила воспитатель ГБОУ АО « Киземской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат» Глотова Ольга Николаевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная беседа с родителями учеников
Учителям и классному руководителю нужно грамотно общаться с родителями, от их взаимоотношений зависит и отношения ребенка к школе, педагогам.В своей статье я делюсь советами с коллегами, в первую очер...
презентация "Игра - ведущий метод воспитания"
Презентация предназначена для классных руководителей 5-7 классов...
Метод проектов — один из ведущих методов обучения в условиях реализации ФГОС
Метод проектов может рассматриваться как один из ведущих методов обучения, отвечающий современным целям образования, одной из которых является формирование ключевых компетенций обучающихся. Как отмеча...
Беседа: "Труд – как метод воспитания детей"
Цели: на конкретных примерах показать детям важность и ценность их труда....
Индивидуальная беседа как ведущий метод работы
Выступление на МО. Индивидуальная беседа как ведущий метод классного руководителя с отдельным учеником. Беседа - самый распространенный метод индивидуально-воспитательной работы с учеником. Предс...
Коллективные и групповые работы на уроках искусства как ведущий метод эстетического воспитания младших школьников.
Современная система художественного образования стремится сформировать в детях базовые способности саморазвивающейся личности, воспитать эстетическое отношения к окружающему миру, развить творческую п...