Тематические родительские собрания, круглые столы по психолого-педагогическому просвещению родителей, организация консультации, индивидуальных бесед помогают родителям задуматься над проблемами воспитания детей, разобраться в некоторых спорных вопросах
консультация

Винтоняк Елена Викторовна

Тематические родительские собрания, круглые столы по психолого-педагогическому просвещению родителей, организация консультации, индивидуальных бесед  помогают родителям задуматься над  проблемами воспитания детей, разобраться в некоторых спорных вопросах, найти оптимальные способы взаимодействия с детьми.Представленные ниже материалы  раскрывают круг некоторых сложных проблем, которые волнуют родителей. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelyam_2.doc2 МБ
Файл roditelyam_3.docx15.24 КБ
Файл roditelyam_4.docx26.76 КБ
Office presentation icon roditelyam_5.ppt629 КБ
Microsoft Office document icon roditelyam_6.doc51.5 КБ
Office presentation icon roditelyam_1.ppt440.5 КБ
Файл sovremennye_podrostkij.pptx980.7 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Как помочь ребенку преодолевать  трудности в изучении английского языка

Рекомендации для родителей

Современная образовательная программа школы включает в себя изучение английского языка со 2 класса. Дети с нетерпением ждут встречи с этим предметом, но через какое-то время интерес к предмету начинает угасать в силу разных обстоятельств (разные учебные способности, особенности развития, ранний возраст). Предлагаю вашему вниманию несколько советов и рекомендаций для родителей, которые хотят помочь детям справиться с этой проблемой.

  • Интересуйтесь тем, что нового узнал ваш ребёнок на уроке английского — это необходимо для поддержания интереса к изучению языка.
  • Помогайте ребёнку готовиться к уроку: подбирайте вместе с ним картинки, наклеивайте фотографии, рисуйте на заданную тему.
  • Обращайте внимание на особенности усвоения ребёнком нового языка.
  • Обращайте внимание на особенности памяти и мышления ребёнка.
  • В случае вынужденных пропусков занятий обращайтесь к учителю и пытайтесь помочь ребёнку наверстать упущенное.
  •  Помогайте ребёнку делать карточки с новыми словами, развешивая их в комнате в разных местах (для лучшего запоминания).
  • Заведите дополнительную тетрадь, где ребёнок сможет прописывать буквы и новые слова для того, чтобы научиться их правильно писать.
  • Следите за состоянием тетрадей, словарей и  учебников.
  • На ночь повторяйте слова, выражения, фразы, стихи, правила по английскому языку, так как, по мнению психологов, иностранный язык лучше усваивается перед сном.
  • Вместе с ребёнком читайте дома детские книги на английском языке , рифмовки
  • Прослушивайте аудиозаписи песен, стихов, рифмовок вместе с ребёнком дома.Это поможет в освоении правильного произношения  и будет способствовать   расширению словарного запаса.
  • Прослушивание с опорой на текст поможет ребенку преодолевать трудности в чтении.
  • Используйте учебные компьютерные программы, интернет ресурсы чтобы мотивировать процесс обучения и закрепить пройденный на уроке материал.

На уроках, в ограниченных временных рамках, учитель имеет возможность показать, что ученик должен освоить и как этого можно достичь, а так же поработать над формированием основных навыков. Но эти навыки не будут сформированы без систематического закрепления дома. Поэтому выполнению домашнего задания отводится важная роль.

  • Проверяйте наличие домашнего задания в дневнике и записей на уроке.

Для закрепления изученного на уроке материала используйте следующие приемы:

1) попросите ребенка научить словам кого-либо из членов семьи;

2) узнайте у педагога или придумайте свои языковые игры (например «Что пропало?», «Снежный ком»);

3) вместе с ребенком создайте копилку слов (двухсторонние карточки).

  • Поощряйте ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его.
  • Разделяйте  домашнее задание на несколько «порций» и распределяйте их по дням; единоразовое выполнение домашнего задания неэффективно (например, один день – выучить новые слова из словаря; второй день – прописать буквы алфавита в рабочей тетради; третий день – выучить буквы алфавита; и т.д.).
  • Контролируйте ребёнка и помогайте ему при выполнении письменных и устных домашних заданий (но не выполняйте за ребёнка!).
  • Требуйте внимательного прочтения формулировки задания, инструкции по его выполнению.
  • Консультируйтесь с учителем, если видите, что ваш ребенок испытывает трудности.

Успехов Вам и Вашему ребёнку!



Предварительный просмотр:

Лекторий для родителей подростков

Цель: повышение уровня психолого-педагогической культуры родителей.

Задачи:

  1. Ответить на вопрос родителей: «Какой период подросткового возраста самый трудный во взаимодействии с ребенком и почему?».
  2. Озвучить проблемы, которые наиболее часто возникают при общении с детьми.
  3. Наметить пути преодоления возникших трудностей.
  4. Провести диагностику родительских отношений к ребенку и дать индивидуальные рекомендации по выстраиванию взаимоотношений с подростком.

Ход мероприятия

Приветствие. Представление если встреча первая.

- Наши дети растут – растут и проблемы, связанные с их воспитанием. Еще совсем недавно основной проблемой было то, как и чем накормить этого вечного «нехочуху». Еще вчера главным было понятно объяснить, почему нельзя брать чужие игрушки... А сегодня ребенок уже сам учит нас жить и частенько своим поведением ставит родителей в тупик. Как найти взаимопонимание (и можно ли его найти), когда по-детски уже не разберешься, а по-взрослому – еще не успел научиться? На нашей предыдущей встрече мы говорили с вами о подростковом возрасте, о изменениях, которые происходят с ребенком. А эта наша встреча сегодня посвящена наиболее распространенным проблемам, которые связаны с воспитанием подростков. Но прежде отвечу на наиболее часто задаваемый родителями вопрос: «Какой период подросткового возраста самый трудный во взаимодействии с ребенком и почему?». Ответ следующий: самое трудное для родителей время (да и для самого ребенка тоже) – это промежуток между 13 и 14 годами. Именно в это время сомнения в возможностях собственной личности и чувство неполноценности достигают наибольшей силы. Подросток испытывает постоянное давление со стороны взрослых и одновременно чувствует придирчивую оценку по шкале признания со стороны сверстников. Все, что происходит в это время, накапливается в его психологическом багаже и имеет огромное значение для того, какой станет его взрослая жизнь. Именно в этот период времени человек имеет максимальную психологическую неустойчивость к различным влияниям извне, он полон сомнений в себе, часто подвергается психологическому давлению со стороны взрослых, и его личность может быть разрушена настолько, что в будущем ее будет сложно (а иногда просто невозможно) восстановить. Это необходимо помнить всем родителям, воспитывающим ребенка-подростка. Итак, основные проблемы этого возраста.

Проблема 1. «Мой ребенок меня не слышит».

Вам помогут следующие правила:

Правило 1. Обращаясь к ребенку, говорите меньше, а не больше. В таком случае у вас повышается вероятность быть понятым и услышанным. Почему? А потому, что детям требуется больше времени на осмысление того, что они слышат, прежде чем что-то ответить (у них совсем иная скорость переработки информации, нежели у взрослых). Таким образом, если вы задаете своему чаду вопрос или просите о чем-нибудь, подождите, по крайней мере, пять секунд – ребенок воспримет больше информации и, вполне возможно, даст адекватный ответ. Постарайтесь говорить кратко и точно, избегайте длительных монологов. В этом возрасте ребенок становится восприимчивее, если знает, что не придется выслушивать целую лекцию. Например: «Убери, пожалуйста, в шкафу перед тем, как пойдешь гулять», «Сейчас тебе надо выучить физику» и т. д. Иногда достаточно одного слова-напоминания: «Уборка!», «Литература!».

Правило 2. Говорите доброжелательно, вежливо – как бы вы хотели, чтобы говорили с вами, - и... тихо. Пониженный, приглушенный голос обычно застает человека врасплох, и ребенок обязательно остановится, чтобы послушать вас. Ведь недаром учителя так успешно используют этот прием, чтобы привлечь внимание разбушевавшегося класса.

Правило 3. Будьте внимательным слушателем, не отвлекайтесь на посторонние дела, когда ребенок вам что-то рассказывает. Слушайте его в два раза больше, чем говорите. Ваше взрослеющее дитя просто не сможет стать внимательным слушателем, если ему не у кого этому учиться. Убедитесь, что сами можете служить примером того, что требуете от своего ребенка (обращайте внимание на то, как вы выслушиваете мужа, друзей, родных и, конечно же, самого ребенка).

Правило 4. Если вы очень сильно раздражены, разговор начинать не стоит. Ваше раздражение, агрессия моментально передадутся вашему ребенку, и он вас уже не услышит. Это связано с тем, что одной из психологических особенностей данного возраста является эмоциональная нестабильность, в большей мере обусловленная гормональными изменениями, происходящими в организме ребенка.

Правило 5. Прежде чем что-то сказать, установите зрительный контакт с ребенком. Сначала убедитесь, что он смотрит на вас, а не в сторону (если нет, то попросите посмотреть на вас – этот прием работает и со взрослыми, например с мужьями). Когда вы смотрите друг другу в глаза – ребенок в вашем распоряжении, можно формулировать свою просьбу или вопрос. Если делать так все время, когда вам нужно внимание ребенка, это приучит его слушать вас.

Правило 6. Нередко подросткам бывает сложно с ходу переключить свое внимание на ваш вопрос, особенно если они заняты тем, что им очень нравится. Мало того, ребенок и вправду может вас не слышать (такова особенность внимания в данном возрасте). В таком случае делайте предупреждения – установите временное ограничение: «Я хочу с тобой поговорить через минуту, пожалуйста, отвлекись» или «Мне понадобится твоя помощь через две минуты». При этом установленный временной интервал не должен превышать пяти минут, иначе подросток просто забудет.

Проблема 2. «Грубость, неуважение к старшим. Мой ребенок все время раздражен».

Психологическая причина подобного поведения: появление необходимости почувствовать себя взрослыми. Желание чувствовать себя взрослым есть, а истинной взрослости еще нет. Ребенок-подросток еще не может пользоваться теми привилегиями, которые дает человеку статус взрослого, но уже потерял те преимущества, которые у него были в детстве. Вот подросток и не знает, как ему проявить свою «взрослость», и находит самый простой путь – грубость, дерзкие фразы, которые раньше он не мог себе позволить. И здесь родителям очень важно правильно повести себя, чтобы не просто наорать и «задавить» авторитетом, а исправить ситуацию.

Правило 1. Если ваш ребенок грубит, сразу же укажите ему на это, чтобы он всегда знал, что перешагнул черту. Направляйте свои замечания на поведение, а не на саму личность ребенка. Например: «Когда я говорю с тобой, ты закатываешь глаза. Это проявление неуважения. Не надо так больше делать», «Говорить мне «отстань», когда я с тобой разговариваю, недопустимо. Постарайся сделать так, чтобы я больше это не повторяла».

Правило 2. Научитесь говорить с ребенком на равных, не сюсюкайте и не подавляйте – дайте ему почувствовать свою значимость, чтобы он не искал другие способы для получения этого ощущения. Почаще советуйтесь с ним в разных семейных вопросах – не исключено, что он предложит какое-нибудь свежее решение, да и грубить в такой ситуации нет никакой надобности, более того, грубость здесь будет выглядеть по-детски.

Правило 3. Разъясняйте ребенку, как правильно, а как нет, что можно, а что нельзя. Не думайте, что ребенок сам знает, как надо правильно себя вести. Ваш авторитет ему еще очень нужен. Только постарайтесь сделать это не в виде нравоучения, а во время дружеской беседы, еще лучше – на примере собственного опыта.

Правило 4. Старайтесь не вступайте в пререкания. Не надо демонстративно вздыхать, пожимать плечами, показывать, что вы рассержены, уговаривать, ругаться – такая тактика только усугубляет подобное поведение. Практика показывает, что дети-подростки перестают грубить, дерзить, когда видят, что это неэффективно для привлечения внимания взрослых. Так что держитесь нейтрально, не отвечайте. Например, смотрите отстраненно на что-нибудь, а если не помогает, закройтесь в другой комнате. Просто откажитесь продолжать разговор, пока ребенок грубит, и делайте так всегда.

Правило 5. Даже если подросток неправильно и грубо себя ведет, делайте ему замечание только с глазу на глаз, а не в присутствии других взрослых или подростков. Подростки очень болезненно воспринимает любую критику в свой адрес, а это может привести к ярко выраженному оппозиционному поведению и лишь усилит грубость.

Проблема 3 . «Мой ребенок все время врет».

Причина. К сожалению, в подростковом возрасте вранье, тем более, если оно имело место и раньше, становится для ребенка привычнее, он врет чаще. В общении со взрослыми это проявляется потому, что появляется все больше секретов от родителей, а следовательно, и причин обмануть. В общении со сверстниками – чтобы приукрасить свои качества, возможности и способности. Очень плохо, когда это становится привычкой, и утверждение «Само пройдет» здесь явно неуместно. Нужно постараться мягко, деликатно, но решительно отучить своего ребенка врать.

Правило 1. Предполагайте честность и требуйте правдивости. Постоянно объясняйте свое отношение к честности: «Все в нашей семье должны быть честными друг с другом». Но перед этим проанализируйте, какой пример честности подаете вы сами. Используете ли вы сами «невинную» ложь? Просили ли вы, чтобы ваш ребенок ответил по телефону, что вас нет дома, когда вы есть, и пр.

Правило 2. Попробуйте выявить возможные причины обмана. Как правило, подросток начинает врать в первую очередь для того, чтобы привлечь к себе внимание родителей, взрослых, друзей. На втором месте зависть, отчаяние, обида или злость. А на третьем – страх перед наказанием или боязнь подвести родителей. Причем прямой вопрос на эту тему не срабатывает: он, как правило, сам точно не знает настоящих причин. Проанализируйте сами: когда началось вранье, кому он врет – всем или только некоторым?

Правило 3. Несмотря на то, что ваш ребенок уже не малыш, продолжайте объяснять ему, почему обманывать плохо. Приводите веские аргументы, сопровождая их наглядными примерами, близкими возрасту ребенка: вранье может привести к неприятностям, часто к очень большим; репутация тоже страдает, группа сверстников перестает тебе доверять (в подростковом возрасте это имеет очень большое влияние); обман обижает, особенно самых близких людей и т. д. Задавайте вопросы, которые помогут ребенку самому понять, к чему может привести подобное поведение, и дожидайтесь на них ответа. Например: «Если ты не будешь держать слово, как я могу верить тебе?» и т. д.

Правило 4. Помните, что подростки чаще всего обманывают, чтобы привлечь внимание. Исходя из этого, старайтесь реагировать на преувеличение или искажение правды не слишком остро. Если ваш ребенок поступил именно так, постарайтесь сохранить спокойствие – от вашего крика и причитаний ему захочется только сбежать куда подальше, но никак не стать честным.

Правило 5. Введите «штраф» за ложь. Причем выберите такой метод, чтобы ваш ребенок в результате его использования расхотел обманывать. Например, пусть каждый раз, обманув, пишет извинения «пострадавшему» – матери, отцу и пр. (Вам полезно будет почитать написанное, чтобы понять своего ребенка).

Проблема 4. «Постоянное стремление к власти».

Психологическая причина. Стремление доминировать в подростковом возрасте чаще всего вызвано повышенной потребностью в одобрении, низкой самооценкой (очень частый спутник пубертатного периода) и просто – отсутствием коммуникативных навыков. «Раз у меня получается добиться своего, значит это хорошо, значит друзья меня уважают», – рассуждает подросток. Конечно, вы не в состоянии в корне изменить властный дух ребенка, но вы можете научить его считаться с мнением других.

Правило 1. Тщательно разберитесь в поведении подростка. В чем бы ни была причина его властного поведения, главное – чтобы он отдавал себе в этом отчет.

Правило 2. Уловите момент, когда ребенок ведет себя правильно, и похвалите его (не удивляйтесь, этот метод одинаково действенный и для младших школьников, и для подростков) – поощрение всегда стимулирует к тому, чтобы почаще так себя вести.

Правило 3. Командирам надо дать понять, что их поведение – неуважительное, а зачастую и причиняет боль. Поэтому предложите ребенку «сменить роль»: «Представь, что ты – это..., которой подруга постоянно диктует, что делать, что не делать, что можно, а что нельзя. О чем, по-твоему, она сейчас думает? что чувствует?»

Правило 4. Объясните, что нужно соблюдать очередность. Это хорошо – всегда быть первым, но не надо при этом жестко подавлять и ущемлять окружающих. Ведь хотя в своем маленьком кругу он – командир, не исключено, что в новом будет считаться выскочкой. Объясните ему, что во многих случаях, чтобы тебя признавали первым, надо сначала уметь «стать в очередь», намного важнее уметь контролировать перепады настроения, уметь ждать и соблюдать очередность.

Правило 5. Объясняйте своему ребенку, что «командовать» также означает брать на себя ответственность за свои команды. «Вожак» должен понимать и даже чувствовать, какие действия группы наилучшим образом подходят для ее членов. Он должен заботиться о группе в целом и о каждом человеке в частности. Даже если это иногда в каком-то конкретном случае идет вразрез с личными желаниями лидера. Только тогда «командир» может стать настоящим Лидером, Лидером успешной группы, которая уважает своего предводителя.

Воспитывая ребенка нужно помнить, что не только мы реагируем на действия наших детей, но и наши дети чутко реагируют на действия своих родителей. Поэтому нужно сказать о следующих «Если…».

  • Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
  • Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
  • Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
  • Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
  • Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.
  • Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
  • Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
  • Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
  • Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.
  • Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
  • Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Мы рассмотрели только маленькую часть проблем, которые испытывают родители при общении с подростками. Мне бы очень хотелось, чтобы Вы, родитель, воспитывающий ребенка-подростка, понял, что быть подростком очень тяжело. Наполненный энергией, высвобожденной в мощнейших физиологических сдвигах, одержимый возникшей потребностью в независимости, полный ожиданий от будущих успехов в большой жизни, подросток проходит через тяжелейшие испытания в поисках собственных путей в новом для него мире. Как бы тяжело вам ни было, не оставляйте его одного на этом участке жизненного пути, станьте его «проводником». Тяжелый жизненный период пройдет, а вашу помощь ребенок никогда не забудет.

Но каким бы ни был ребенок: маленьким или подростком; послушным или непоседой ему нужно знать, чувствовать, что самые родные люди на свете любят его. Дело в том, когда мы выражаем ребенку нашу любовь, мы даем ему поддержку и чувство близости с нами, необходимые для его полного самораскрытия, реализации. Сказать: «Я тебя люблю» это только одна из возможностей. Есть много других слов и безмолвных жестов, которые более подходят к конкретной ситуации и подкрепляют в ребенке чувство уверенности в себе, принятие мира и любви. Практикующие психологи предлагают только некоторые из возможных фраз как идеи, примеры. Самое главное – руководствоваться собственным чувством прислушиваться к себе, чтобы найти свои личные слова и не оставить их про себя, а обязательно сказать ребенку, вложив в них всю силу своей любви.

Я предлагаю Вам материал, который называется «99 возможностей сказать ребенку: «Я тебя люблю»».

Используется раздаточный материал. (см. Приложение 2)

Посмотрите предложенный материал. Какие вопросы у Вас возникли? Обсуждение вопросов.

А теперь, для того, чтобы определить, какую позицию заняли Вы по отношению к своему ребенку, и получить индивидуальные рекомендации по коррекции своих действий во взаимоотношениях с сыном или дочерью я предлагаю Вам ответить на вопросы теста-опросника родительского отношения (версия А.Я. Варгой и В.В. Столина).

Бланк с вопросами и бланк для ответов раздается родителям

- Я благодарю Вас, за то, что приняли участие в нашей беседе, ответили на вопросы теста. О результатах и рекомендации Вы получите (…).

- До свидания.

Результаты ответов и рекомендации предлагаются на бланках.)

Лекция составлена на основе материала педагога-психолога Бозюковай Н.П.: «Правила общения с подростками» (по книге Ю.Б. Гипенрейтер «Общаться с ребенком: как?»), практикующих психологов.

Тест-опросник взят из книги «Психология подростка. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей». Под редакцией члена корреспондента РАО А.А. Реана – СПб .: «прайм ЕВРОЗНАК», 2003. – 128 с. – (Серия «Мэтры психологии»).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Как поддержать интерес к учебе?» Родительское собрание

Слайд 2

Цели «Практической лаборатории» Раскрыть родителям значение познавательного интереса к учебе. Выработать рекомендации по активизации мотивации учения у детей.

Слайд 3

Ход собрания 1.Постановка проблемы. 2.Теоретические сведения о мотивации учения. - биохимическая природа мотивации - тренинг мотивации достижения. тренинг причинных схем. тренинг личностной причинности. 3. Практикум. 4. Обобщение. 5. Заключительное слово учителя.

Слайд 4

Постановка проблемы Какими приемами родители могут формировать мотивацию учебной деятельности у своих детей. Ребенок в первом классе- для него всё ново, ему все интересно. В 3-4 классе у многих школьников в связи с усложнением учебного процесса появляются затруднения. И не каждый ребенок может самостоятельно их преодолеть. Соответственно теряется интерес к школе. А ведь наличие интереса к учению - важное средство повышения качества образования.

Слайд 5

Теоретические сведения о мотивации учения. В психолого-педагогической науке существуют различные подходы к определению обучения. 1.Учение – это усвоение знаний, умений, навыков. При этом учитель демонстрирует учащимся правильные ответы, учащиеся их имитируют. 2.Ученик – это своего рода пассивное воспринимающее устройство, которое учитель наполняет знаниями, информацией. 3.Ученик- активный субъект, находящийся в процессе постоянного активного взаимодействия со своим окружением.

Слайд 6

Биохимическая природа мотивации Современные исследования показали, что восприятие информации — эмоциональной и познавательной — имеет биохимическую природу. Оно сопровождается выбросом определённых химических веществ. Если познавательные процессы протекают на фоне интереса и положительных эмоций, то вырабатываются такие вещества, как гамма-амнномасляная кислота, ацетилхолин, интерферон и интерклейкины. Они активизируют процесс усвоения знаний, а также делают мышление и запоминание более результативным Если же обучение построено на принуждении и негативных эмоциях, то образуются адреналин и кортизол, которые вызывают стресс, снижают интерес и способность к запоминанию. В этом случае обучение превращается в «натаскивание». Следовательно, всем школьникам необходимы положительные эмоции, которые повышают мотивацию на биохимическом уровне. Кроме того, известно, что каждый ребёнок рождается со стремлением к новизне. Это — одно из условий его успешного развития и, несомненно, основа формирования учебной мотивации. Страх перед новизной, защитные механизмы от новой информации, а также низкая учебная мотивация школьников формируются в результате приобретённого негативного учебного опыта.

Слайд 7

Тренинг мотивации достижений Высокий уровень мотивации достижений означает, что у ребенка доминирует стремление к успеху. Те семьи, где родители постоянно повышали уровень своих требований к детям и одновременно умели оказывать им ненавязчивую помощь и поддержку, а также отличались мягкостью и теплотою в общении со своими детьми. Низкий уровень мотивации свидетельствует, напротив, о преобладании у ребенка стремления избегать неудач. Те семьи, где родители либо игнорировали своих детей, либо были безразличны к ним, либо осуществляли очень жесткий надзор, директивную опеку над ними, у детей, как правило, доминирующими становились стремление избегать неуспеха и , следовательно, формировался низкий уровень мотивации достижения в целом

Слайд 8

Тренинг причинных схем Психологическая причинность играет большую роль в учебной деятельности, это всегда связано с эмоциональной жизнью учащихся, с переживаниями результатов достижений в учении. Пример из школьной жизни: по результатам контрольной работы учащийся получил низкую отметку. При этом внутреннее восприятие и объяснение может быть: - недостаточность усилий - недостаток способностей Внешними факторами можно объяснить: отсутствие везение - трудность контрольного задания Эмоциональные переживания стыда и раскаяния уменьшаются. Возрастает чувство стыда и раскаяния Умело используя все эти эмоциональные особенности причинных схем, можно Сформировать оптимальную мотивацию, адекватную самооценку.

Слайд 9

Тренинг личностной причинности Мотив – это побуждение к деятельности, то ради чего ребенок совершает ту или иную деятельность. Для того чтобы повысить мотивацию родителям необходимо отучиться манипулировать детьми, как « пешками» А дети должны почувствовать себя « источником», они должны научиться принимать на себя ответственность за свое поведение.

Слайд 10

Диагностика мотивации учащихся 18 уч. с желанием ходят в школу ( интересно, узнаю много нового, общение с друзьями ) 20 уч. нравится учиться ( пригодится в будущем, становишься умным, получаю знания) Мотив учёбы: -13 уч. –прочные знания -3 уч. не огорчать родителей -6 уч. –устроится на престижную работу. 4 уч. не желают ходить в школу ( не нравится учиться, рано вставать, надоело ) 2уч.- нет ( задают много домашнего задания) 22 ч.

Слайд 11

ПРАКТИКУМ Ребенок стал плохо учиться, пропускать занятия. Ребенок игнорирует отдельные предметы, с трудом вытягивая их на «3».

Слайд 12

Советы для родителей Вселите в ребёнка чувство уверенности в свои силы. Избегайте нервозной настойчивости и неоправданных конфликтов. Следите за собой, за своей интонацией в процессе занятий с ребёнком. Отметьте первый успех ребёнка. Развивайте у ребенка чувство собственного достоинства.

Слайд 13

Наши пожелания Занимайтесь со своими детьми, помогайте им. Не оставляйте в трудном деле ребёнка одного. Процесс образования – самое трудное дело в жизни человека.



Предварительный просмотр:

Подсказки для родителей

(о способах сохранения контактов) из программы «Teenstar» Dr. H. Klaus.

Подростки испытывают необходимость войти в жизнь без родительских указаний: помощь родителей часто рассматривается ими как попытка вмешаться, родительская забота - как обидное отношение «как к маленькому», советы родителей воспринимаются как команды.

1. Согласитесь с беспокойством и неудовольствием. Это возраст, полный противоречий и беспокойства. Ничего ненормального нет в том, что поведение подростка изменчиво и непредсказуемо, что он мечется от крайности к крайности, любит родителей и одновременно их ненавидит и т. д.

2. Избегайте попыток казаться слишком понимающим. Избегайте таких высказываний как «Я отлично знаю, что ты чувствуешь». Подростки уверены, что они неповторимы, уникальны в своем роде. Их чувства - это даже для них самих что-то новое, личное. Они видят себя как сложных и таинственных существ, и они искренне огорчены, когда в глазах других их переживания выглядят очевидными, наивными и простыми. Очень тонкое дело - в этот период принимать в расчет их потребности.

3. Различайте согласие и разрешение, терпимость и санкционирование. Родители могут терпимо относиться к нежелательным поступкам детей (например, новая прическа) - то есть поступкам, которые не были санкционированы, не поощрялись родителями.

4. Разговаривайте и действуйте как взрослый. Не соперничайте с подростком, ведя себя так, как он, или используя молодежный жаргон. Подростки нарочно принимают стиль жизни, отличный от стиля жизни их родителей, и это тоже составляет часть процесса формирования их личности. Таким образом, начинается постепенный отход от родителей. Подражание родителями их стилю и жаргону толкает их в еще более глубокую оппозицию.

5. Одобряйте подростка и поддерживайте его сильные стороны. Ограничьте комментарии, относящиеся к дурным сторонам характера подростка. Напоминание о недостатках может сильно затормозить общение подростка с родителем. Многоэтапной задачей родителя является создание таких отношений и предоставление подростку такого жизненного опыта, которые будут укреплять характер и создавать личность.

6. Избегайте акцентировать слабые стороны. При обнаружении другими слабых сторон характера подросток чувствует боль. А если причина этой боли - родители, то она дольше не проходит.

7. Помогите подростку самостоятельно мыслить. Не усиливайте зависимость от вас. Говорите языком, который поможет развить независимость: «Это твой выбор», «Сам реши этот вопрос». «Ты можешь   отвечать   за   это»,   «Это   твое   решение».   Родители   должны   подводить   детей   к самостоятельному принятию решений и учить сомневаться в правильности мнений ровесников.

8. Правда и сочувствие рождают любовь. Не торопитесь вносить ясность в те факты, которые, по вашему мнению, были извращены. Родители, скорые на расправу, не научат уважать правду. Некоторые родители излишне торопятся точно сообщить, где, когда и почему они были правы. Часто подростки встречают такие заявления упрямством и злобой. Таким образом, иногда и правда превращается в смертельное для семейных отношений оружие, если единственная цель - это «докопаться» до истины.

9. Уважайте потребность в уединении, в личной жизни. Этот принцип требует некоторой дистанции, что может показаться для многих родителей невозможным.

10. Избегайте громких фраз и проповедей. Попробуйте разговаривать, а не читать лекции. Избегайте заявлений, типа: «Когда я был в твоем возрасте...», «Это меня ранит больше, чем тебя...».

11. Не навешивайте ярлыков. «Аня глупая и ленивая. Она никогда ничего не добьется». Такое «навешивание ярлыка» ведет к тому, что предсказание исполняется само собой. Ведь дети склонны соответствовать тому, что о них думают родич ели.

12. Избегайте неоднозначных высказываний. Обращение родителя к подростку должно содержать одну информацию: понятный запрет, полное доброжелательности разрешение или открытую возможность сделать выбор.

13. Избегайте крайностей, неправильно давать полную свобод) также, как неверно и «закручивать гайки».

14.  Сохраняйте чувство юмора.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

27.08.23 Рекомендации

Слайд 2

27.08.23 Младший школьный возраст

Слайд 3

Памятка «10 заповедей для мамы и папы будущего первоклассника» 1. Начинайте "забывать" о том, что ваш ребенок маленький. Давайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Сде­лайте это мягко: "Какой ты у нас уже большой, мы даже можем тебе доверить помыть посуду." 2. Определите общие интересы: это могут быть как познавательные интересы (любимые мультфильмы, сказки, игры), так и жизненные (обсуждение семейных проблем). 3. Приобщайте ребенка к экономическим проблемам семьи. Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете. Ставьте в известность об отсутствии денег в семье, ходите в магазин вместе. 4. Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребенка в присутствии посторонних. Уважайте чувства и мнения ребенка. На жалобы со стороны окружающих отвечайте: "Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему".

Слайд 4

Памятка «Дети учатся жить у жизни» Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть. Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности. Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым. Если ребенок растет, постоянно слыша упреки, у него формируется чувство вины. Если ребенок растет в атмосфере терпимости, он учится принимать других. Если ребенка часто подбадривать, он учится верить в себя. Если ребенка часто хвалят, он учится быть благодарным. Если ребенок живет в честности, он учится быть справедливым. Если ребенок живет в доверии к миру, он учится верить в людей. Если ребенок живет в обстановке принятия, он находит любовь в мире.

Слайд 5

Памятка «Наказания в семье» Наказать ребенка можно только тогда, когда он был предупрежден о запрете на такие действия. Прежде чем наказать ребенка, необходимо четко и аргументировано объяснить причину наказания. При нарушении ребенком правил и норм, выбирайте наказание, адекватное содеянному. Наказание не должно носить характер физической расправы. Физическое насилие, даже заслуженное порождает только ответную агрессию. Эффективное наказание – это такое наказание, которое позволит ребенку осознать границы дозволенного и при этом не чувствовать себя оскорбленным или униженным. Лучшее наказание – это не причинение провинившемуся плохого, а лишение чего-то хорошего. Любое наказание должно носить временной характер и иметь четко оговоренные сроки. По истечении срока наказания, ребенок должен быть восстановлен в утраченных на время наказания правах. Если ребенок не был наказан (и не был предупрежден о возможности наказания) за аналогичный проступок в прошлый раз, то не следует его наказывать за это и теперь. НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ: лишением еды и питья, грубым физическим насилием, моральным унижением, лишением родительской любви, полным исключением прогулок. НЕЖЕЛАТЕЛЬНО НАКАЗЫВАТЬ: лишением вербального речевого) общения с семьей, изоляцией в одиночестве.

Слайд 6

Памятка «Правила о правилах» 1. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка. 2. Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. 3. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка. 4. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой. 5. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным. 6. Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.

Слайд 7

Советы по борьбе с ленью 1. Неукоснительно выполняйте режим дня, приучите себя постоянной деятельности. 2. Никогда не оставайтесь праздным. 3. Планируйте деятельность, ставьте себе задачи на день, неделю, месяц. 4. Контролируйте себя в выполнении планов. 5. Делайте отдых активным. 6. Придумайте себе лозунг, девиз, заповедь («Ни дня без строки»). 7. Заключайте сами с собой договора, сделки. 8. Одержав победу над ленью, хвалите себя, награждайте себя чем-то приятным.

Слайд 8

27.08.23 Рекомендации «Как победить себя, или Пять “ надо ” » Надо 1: Понаблюдать за собой и определить, каких волевых качеств недостает в твоем характере. Надо 2: Начинать бороться с недостатками, проявляя и усиливая свои положительные качества. Надо 3: Убеждать себя и приказывать себе поступать правильно. Надо 4: Упорно контролировать свои действия. Составлять памятку каждый вечер на следующий день, отмечая выполнение. Отмечать, что помешало довести дело до конца. Надо 5: Подбадривать себя, поощрять себя прогулкой, отдыхом, маленьким сюрпризом самому себе.

Слайд 9

Памятка «Организуй самого себя» (по А. Н. Лутошкину) Точно определи цель своей деятельности. Сосредоточь свои усилия на главном. Придумай себе стимулы. Научись говорить себе «нет». Используй время полностью. Приступай к делу сразу же. Следи за тем, на что ты тратишь свободное время. Старайся разнообразить занятия. Воспитывай в себе уважение к своему времени. Учись слушать. Приобрети привычку к ведению записной книжки, дневника. Дал слово – держи; дал обещание – выполни.

Слайд 10

Рекомендации «Как повзрослеть» Судите о себе по делам. Успех в работе — это показатель вашей серьезности. Сравнивайте себя с другими, но не с теми, кто хуже, а с теми, кто лучше вас. Постоянно анализируйте, рефлексируйте свое поведение, свои результаты. Ведите дневниковые записи «Со мною вот что происходит». Прислушивайтесь к критике в свой адрес: если критикует один — задумайтесь, если два — проанализируйте свое поведение, если три — переделывайте себя! Будьте для любимого — любимым, для уважаемого — уважаемым, для родных — гордостью, для друзей — опорой, для врагов — силой, для себя — достоинством. Самым точным признаком взросления является изменение качения и участия в решении жизненных проблем трех суб-личностей «Я ребенок», «Я родитель» и «Я взрослый». («Я ребенок» понемногу отходит от выработки решения. Развивайте в себе позицию «Я взрослый».

Слайд 11

27.08.23 Средний школьный возраст

Слайд 12

Памятка «Автоматические ответы родителей – барьеры на пути взаимопонимания» 1. Приказы, команды: «Сейчас же перестань!», «Быстро делай уроки!», «Убери!». В этих категорических фразах ребенок слышит нежелание родителей вникнуть в его проблему, чувствует неуважение к его самостоятельности. 2. Предупреждения, предостережения, угрозы: «Смотри, как бы не стало хуже, «Еще раз это повторится, я …». Угрозы бессмысленны, если у ребенка сейчас неприятное переживание. Они лишь загоняют его в еще больший тупик. Угрозы и предупреждения плохи еще и тем, что при частом повторении дети к ним привыкают и перестают на них реагировать, и тогда родители переходят к более жестким мерам. 3. Мораль, нравоучения, проповеди: «Ты обязан вести себя как подобает», «Каждый человек должен трудиться». Обычно дети из таких фраз не узнают ничего нового. Ничего не меняется, от того что они слышат это в «сто первый раз».Они чувствуют только давление вашего авторитета, иногда вину, иногда скуку, а чаще все вместе взятое»

Слайд 13

4. Советы, готовые решения: «А ты возьми и скажи…», «Я бы на твоем месте…». Мы считаем своим долгом давать детям советы. Часто приводим примеры. Однако дети не склонны прислушиваться к советам, а иногда и вовсе восстают. За такими негативными реакциями ребенка стоит желание быть самостоятельным, принимать решение самому. 5. Доказательства, логические выводы, нотации, «лекции»: «Пора бы знать…», «Сколько раз тебе говорили! Не слушаешь – пеняй на себя». Чаще всего дети отвечают: «Отстань», «Сколько можно», «Хватит!». В лучшем случае они перестают нас слышать, возникает «психологическая глухота». 6. Критика, выговоры, обвинения: «Все из-за тебя», «Зря я на тебя понадеялась», «Вечно ты!..». Такие слова вызывают у детей либо активную защиту: ответное нападение, отрицание, озлобление; либо уныние, подавленность, разочарование в себе и в своих отношениях с родителем. 7. Обзывание, высмеивание: «Плакса-вакса», «Какой же ты увалень», «Не будь лапшой». Все это лучший способ оттолкнуть ребенка и помочь ему разувериться в себе. Как правило, в таких случаях дети обижаются и защищаются: «А сама какая?», «Ну и буду таким!». 8. Догадки, интерпретации: «Небось опять…», «Я знаю, это все из-за…», «Я вижу тебя насквозь». Дети, и особенно подростки, воспринимают это как «шпионство», что их «вычисляют». За этим следует лишь защитная реакция, желание уйти от контакта.

Слайд 14

Рекомендации «Как способствовать развитию самоуважения и чувства собственного достоинства у детей» В школе: предоставить реальную возможность в достижении успеха; проявлять искренний интерес к ребенку, принимать и поддерживать его начинания; обращать внимание на положительные стороны его характера, не подчеркивая прошлых ошибок и проступков; постоянно одобрять, ободрять, хвалить ребенка, не быть никогда критичным, циничным по отношению к нему; предупреждать неуверенность ребенка, боязнь ошибок, неудач перед новым делом, выбирая посильные для него задания; уметь ставить реальные для него цели и давать реальную для него оценку его достижениям и успехам. В семье: проявлять тепло во взаимоотношениях и эмоциональный отклик и поддержку во всем; создавать атмосферу эмоциональной привязанности, непосредственного эмоционального общения в семье; проявлять постоянную заинтересованность в ребенке, заботу о нем; предпочитать требовательность – безразличию, свободу – запретам, тепло в отношениях – отчужденности; снимать авторитарные позиции в общении с ребенком. Директивный стиль отношений в семье не допустим! избегать ортодоксальных суждений, уметь признавать свои ошибки.

Слайд 15

Рекомендации по выработке характера Умейте критически оценивать свое поведение, достоинства и недостатки своего характера. Убеждайте себя в необходимости стать лучше, поступать справедливее и быть добрее. Внушайте себе: «Я хочу стать другим. Я буду таким. Я уже меняюсь. Я уже такой, каким хотел стать». Рассуждайте перед сном: «День прожит не напрасно. Вот, что я сделал полезного. Вот, какие совершил ошибки. Вот, что нужно сделать завтра». Держитесь всегда бодро. Управляйте своим настроением. Не впадайте в хандру. Научитесь поощрять себя за добрые дела для себя и для других.

Слайд 16

Рекомендации по выработке умения сосредоточиваться Выбирайте благоприятную обстановку и старайтесь регулярно в ней работать, так как при работе в одних и тех же условиях вырабатывается условный рефлекс, и вам легче будет сосредоточиться. Работать лучше в условиях комфорта и тишины. Необходимо удобное рабочее место, хорошая освещенность и умеренная температура. Исключайте причины рассеянности. Не работайте с включенным телевизором, не глядите в окно, уберите предметы, которые могут вас отвлечь. Перед начало работы неплохо перекусить. Следите за гигиеной умственного труда. Перед началом работы обязательно нужна прогулка на свежем воздухе: кровь насыщается кислородом и обеспечивает хорошую активность и работоспособность мозга. Если чувствуете общую усталость, то вам необходимо поспать, после чего мозг станет работать лучше. Помните, в ваше возрасте необходимо спать не менее 9 часов в сутки. Не курите и остерегайтесь алкоголя.

Слайд 17

Хорошо осознайте поставленную перед вами цель. Подумайте, для чего вам необходима предстоящая работа, что произойдет, если вы ее не выполните. Помните, эмоциональный настрой на работу исключает рассеянность, помогает экономить время. Владейте базовыми знаниями. Если вам малопонятен текст, значит, не хватает знаний и вам необходима предварительная подготовка. Прочитав предыдущие темы, вы сбережете много времени и сил в последующей работе. Если же вам знаком изучаемый материал, но вы столкнулись с непонятными терминами, следует обратиться к словарю. Изучаемый материал глубоко осмысливайте. Для этого ищите связи нового материала с ранее изученным. Задавайте себе вопросы по прочитанному. Чередуйте виды, работы. Н e выполняйте похожие задания друг за другом, это снижает ваше внимание. Помните, лучший отдых — это смена рода занятий или вида деятельности. Контролируйте свое внимание. Если вы поняли, что ваше внимание переключилось на посторонние объекты, то: осознайте еще раз цель; найдите в тексте место, на котором вы отвлеклись. Подумайте, что вас ждет, если вы быстро закончите работу, и что произойдет, если так и не сможете сосредоточиться на ней.

Слайд 18

Рекомендации по развитию творческого мышления Проводите больше времени с творческими людьми. Записывайте свои идеи, чтобы не забыть их, считайте, что нет ничего невозможного, фантазируйте. Задавайте себе вопросы «А что, если...?» (А что, если бы небо было красным? А что, если бы муравьи были больше людей? т.п.) и отвечайте сами, развивайте этим фантазию. Играйте в «Предположим, что...» (Предположим, что прилетели инопланетяне. Предположим, что я придумал новый способ чистить птичью клетку...). Играйте в стратегические игры, например: в шахматы, шашки, крестики-нолики. Ищите разные способы выражения своих творческих способностей; попробуйте заниматься рисованием, кулинарией, фотографией, писать рассказы или стихи, изобретать и т. д. Мечтайте; позволяйте своему уму путешествовать. если вы правша, попробуйте делать все левой рукой; если левша — временно переключитесь на правую руку. При измерениях старайтесь чаще оценивать на глаз, реже пользуйтесь линейкой и метром.

Слайд 19

Рекомендации по самоконтролю Проверяйте свои знания и умения не только после окончания работы, но и в процессе учебы, по этапам. Исправляйте допущенные ошибки. Боритесь не только с ошибками, но и с причинами, их порождающими (это невнимательность, торопливость, неумение сосредоточиться). Умело используйте справочную литературу. Имейте ее в личной библиотеке. Научитесь работать с ней. Храните свои тетради, держите в порядке свой архив. Самоконтроль можно осуществлять, сверяясь с образцами ранее решенных задач. Помогут самоконтролю и специальные памятки, которые включают советы, правила, алгоритмы различных работ. Проверяйте свои знания не только сразу же после выполнения работы, но и по прошествии некоторого времени. Проверяйте не только свои знания, но и умения, посредством которых вы получаете новые знания: конспектирование книг, лекций; работа с книгой; быстрое чтение; рациональные приемы запоминания; умения производить различные мыслительные операции; безошибочный и быстрый счет и т. д.

Слайд 20

Памятка по самообразованию Ваша главная задача в школе: научиться учиться и развивать самого себя. Всегда и всему учитесь сами. Учителя могут только помочь вам научиться учиться и управлять своим развитием и поведением. Особенно важно научиться правильно мыслить и целенаправленно действовать, прежде всего развивайте у себя общие способности, стремление всегда обдумывать свои дела, поступки и приобретать полезные знания и работоспособность (умение прилежно трудиться). Самый лучший способ научиться учиться — это постоянно передавать свои знания и опыт другим, развиваете свою общественную активность, трудолюбие, образованность, исполнительность, инициативу, вежливость, умение управлять собой. Недостатки вашего характера и поведения – это результат недостаточного самообучения и самовоспитания. Плохие привычки и свойства характера легче исправить сегодня, чем завтра. Все можно исправить, стоит только сильно захотеть. Все ваши успехи и неудачи в делах зависят прежде всего вас самих. Чтобы самообразование было успешным, следу, знать, уметь, хотеть и успевать делать, что надо и полезно, а не то, что вздумается. Сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет границ. Как бы ни были обширны у вас знания, нужно добиваться, чтобы они стали еще обширнее. Как бы ни были глубоки знания, они могут стать еще глубже. Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы. Пусть самообразование сопровождает вас по всей вашей жизни.

Слайд 21

Делайте домашние задания по математике без калькулятора. Читая рассказ, остановитесь на середине; напишите сами захватывающий конец. Научитесь ставить трудные, но посильные цели, умейте их реализовывать. Творческий процесс есть всегда преодоление противоречий, умейте находить их; конструируйте новые решения. Осознайте нужность, важность, целесообразность интересующей вас деятельности. Возвращайтесь к проблеме столько, сколько потребуется. Используйте возможности подсознания — оно может помочь решению поставленных вопросов. Развивайте воображение и одновременно контролируйте его (необходимо критически пересматривать «рожденные» идеи). Развивайте наблюдательность. Постоянно расширяйте объем знаний — базу мышления.

Слайд 22

27.08.23 Старший школьный возраст

Слайд 23

Рекомендации по выбору профессии Каждый сам выбирает свою профессию и сам должен ошибаться и учиться на своих ошибках; советы нужно слушать, а решать и поступать по-своему. Осознайте ценность вашего выбора (для себя и для общества), изучайте профессию и все, что с ней связано. Сориентируйтесь в конкретной социально-экономической ситуации (потребность, престижность, зарплата и др.). Произнося «Я хочу», знайте, что вы можете и что надо в данных обстоятельствах. Выделите дальнюю профессиональную цель (мечту), соотнесите ее с другими жизненными целями (личностными, семейными, досуговыми). Постройте для себя систему ближних и средних перспектив как этапов движения к дальней цели. Не бойтесь поиска, риска, смело исправляйте ошибки, возвращайтесь с неправильно избранного пути. Выбирать следует не только профессию, но и связанный с ней образ жизни и подходящий для вас вид деятельности. Будьте ответственны в решениях: жизнь не знает черновиков. Имейте резервный вариант на случай неудачи по основному направлению. осознайте трудности (внешние и внутренние) на пути к намеренным целям. Наметьте (спланируйте) пути и средства преодоления трудностей. Для приближения мечты надо много работать, читать, думать. Начинайте реализацию намеченного плана с самого малого – ежедневного рефлексивного анализа своей жизнедеятельности.

Слайд 24

Рекомендации «Как понравиться людям и завоевать себе союзников» (Д. Карнеги) 1. Искренне интересуйтесь другими людьми. 2. Улыбайтесь. 3. Помните, что имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. 4. Будьте хорошим слушателем и поощряйте партнера говорить о самом себе. 5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника. 6. Внушайте своему собеседнику сознание его значительности и Делайте это как можно искреннее.

Слайд 25

Рекомендации «Как склонить людей к вашей точке зрения» (Д. Карнеги) 1. Единственный способ одержать верх в споре — это уклониться от него. 2. Проявляйте уважение к мнению собеседника. Никогда не человеку, что он не прав. 3. Если вы не правы, признайте это быстро и решительно. 4. С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона. 5. Сумейте заставить собеседника сразу же ответить вам «да». 7. Давайте большую часть времени говорить собеседнику. 8. Пусть ваш собеседник считает, что высказанная вами мысль принадлежит ему. 9. Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения собеседника. 10. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям других. 11. Убеждая, взывайте к благородным мотивам. 12. Драматизируйте свои идеи, подавайте их эффектно.

Слайд 26

Рекомендации «Как воздействовать на людей, не оскорбляя и не обижая их» (Д. Карнеги) 1. Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника. 2. Указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно. 3. Сначала поговорите о собственных ошибках, а затем уже критикуйте своего собеседника. 4. Задавайте собеседнику вопросы, вместо того чтобы ему что-то ему приказывать. 5. Давайте людям возможность спасти свой престиж. 6. Выражайте людям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечайте каждый их успех. Будьте «чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу». 7. Создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать. 8. Прибегайте к поощрению. Создавайте впечатление, что ошибка, которую вы хотите видеть исправленной, легко исправима, делайте так, чтобы то, на что вы побуждаете людей, казалось им нетрудным. 9. Добивайтесь, чтобы люди были рады сделать то, что вы предлагаете.

Слайд 27

Правила самоорганизации внимания 1. Заранее планируйте свое время так, чтобы в часы занятий ничего не отвлекало вас (визиты, телефонные звонки и т.д.). 2. Приступая к работе, организуйте свое рабочее место (все необходимое положите рядом, а все лишнее уберите). 3. Приступая к занятиям, максимально мобилизуйте свою волю, настройтесь на работу. Лучший способ – предварительный просмотр материала задания, составление плана предстоящей работы. 4. Устойчивость внимания во многом зависит от того, на сколько хорошо вы понимаете изучаемый материал (понимание в большей степени основывается на знании предыдущих разделов программы). Поэтому, приступая к изучению новой темы, предварительно просмотрите предыдущий раздел, почитайте конспект, устраните пробелы в знаниях. 6. Если сосредоточить внимание на учебном материале мешают посторонние мысли, волнение, тревога в связи с предстоящим экзаменом (зачетом), то займитесь конспектированием. В силу своей непрерывности этот процесс делает невозможным частые и длительные отключения внимания. Примерно такой же эффект дает чтение изучаемого материала вслух. 7. Читайте новый материал так, чтобы он глубоко осмысливался. Чередуйте чтение с обдумыванием и пересказыванием, решением задач, придумыванием собственных примеров. Смена учебных предметов при выполнении домашних заданий также способствует сохранению устойчивости внимания. 8. Контролируйте, подавляйте непроизвольные переключения внимания на посторонние объекты, вызванные как внешними раздражителями (различные звуки, голоса и т.п.), так и внутренними стимулами (мыслительные ассоциации). 9. В случае если внимание переключилось, постарайтесь волевым усилием вернуться к тому месту, где произошло отключение. Определить его довольно легко: весь предыдущий учебный материал при повторном прочтении будет восприниматься как незнакомый. 10. Не забывайте о гигиене умственного труда, нормальном освещении и температуре.

Слайд 28

Памятка «Взаимопонимание без проблем» 1. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!». 2. Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому. 3. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему. 4. Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным». 5. Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом. 6. Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении. («Я-сообщения», а не «Ты-сообщения»). 7. Не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого. Чтобы избежать излишних проблем и конфликтов соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.

Слайд 29

Рекомендации «Приемы преодоления тревожных состояний» «Переориентация» симптомов тревожности. Полезно объяснить, что признаки тревоги - это признаки готовности человека к действию (активации), их ощущает большинство людей, они помогают лучше выполнить какую-нибудь деятельность, ответить на уроке, выступить перед аудиторией и т.д. «Настройка» на определенное эмоциональное состояние. Школьнику предлагается мысленно связать тревожное эмоциональное состояние с какими-то одними образами: мелодией, цветом, пейзажем и т.п.; спокойное расслабленное состояние - с другими, а уверенное «побеждающее» - с третьими. При сильном волнении сначала нужно вспомнить первую настройку, потом - вторую, и, наконец, перейти к третьей, повторяя последнюю несколько раз. «Исполнение роли». В сложной ситуации школьнику предлагается ярко представить себе образ для подражания (например, любимого киногероя), войти в роль и действовать как бы от его имени. «Дыхание». Предлагаются способы нормализации дыхания для снятия напряжения. «Расслабление» - научить ребенка достигать произвольного расслабления путем снятия мышечных зажимов. «Мыслительная тренировка» — тревожная ситуация представляется заранее во всех подробностях, тщательно продумывается ее развитие. «Репетиция» - взрослый вместе с ребенком инсценирует ситуации, вызывающие тревогу. «Моделирование» отрефлексированной тревоги. В ситуациях острой тревоги отрефлексированную ситуацию моделируют в воображении в направлении нивелирования ее остроты. «Доведение до абсурда» - моделирование, или проигрывание тревожащих ситуаций, доводя их до абсурда, до смеха. «Переформулирование задачи». Научить ребенка приемам, помогающим сосредоточиться на цели актуального момента, а не на оценке своих достижений или того, как выглядишь. «Зеленый виноград». Научить школьника снижать значимость ситуации, уметь достойно принимать поражение, уметь «проигрывать». «Рисунок страхов» - побуждать ребенка к рисованию того, что его тревожит, а потом через трансформацию нарисованного помочь справиться с тревогой.

Слайд 30

Памятка по формированию мотивации к учению Игры, возможности которой безграничны, хватило бы фантазии и желания ее организовывать. Накопление каких-то первичных знаний в других видах деятельности, ибо: «Пустая голова не смыслит». Озадачивания, т.е. использование проблемности, если хотите интриги. Эффекта Б.В. Зейгарник: незаконченное по какой-то причине действие запоминается надолго. Использование сдвига мотива на цели, когда ради получения желаемого, человек включается в процесс «неинтересной» для него работы и, в конце концов, увлекается самим процессом деятельности. Опоры на чувства и эмоции, переживания человека, его систему ценностей. Организация ситуаций по типу: «запретный плод - сладок» и др.

Слайд 31

5. Научите ребенка делится своими проблемами. Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие со сверстниками и взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так Вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию. 6. Постоянно говорите с ребенком. Развитие учебы - залог хорошей учебы. Были в театре - пусть расскажет, что ему больше всего понравилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что Вам это действительно интересно. 7. Отвечайте на каждый вопрос ребенка. Только в этом случае его познавательный интерес никогда не иссякнет. 8. Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребенка. Видеть мир глазами другого - основа для взаимопонимания. 9. Чаще хвалите, восхищайтесь вашим малышом. На жалобы на то, что что-то не получается, отвечайте: " Получится обязательно, только нужно еще несколько раз попробовать". 10. Не стройте ваши взаимоотношения с ребенком на запретах. Всегда объясняйте причины, доводы Ваших требований, если возможно, предложите альтернативу.

Слайд 32

Памятка «Как вести себя с беспокойным подростком» Правило 1. Не моргнув глазом, принимайте в доме любых друзей вашего ребёнка и в любом количестве. Никакого раздражения - только приветствие и улыбка! Когда ребёнок станет постарше, вы договоритесь с ним о каких-то ограничениях и условиях, но очень мягко. Всякий раз, когда двенадцатилетний, пятнадцатилетний сын или дочь приводят с собой шумную ватагу, успокойте свою досаду такой простой мыслью: «Они все пришли в, дом к вам, к вашему ребёнку. Каждого из них в это время нет в их доме. Что вам больше всего нравится? Все - здесь или ваш сын - где-то?». Правило 2. В любом возрасте, возвращаясь домой ваш ребёнок должен знать, что его ждут с радостью и улыбкой. Он всегда должен хотеть идти домой! А для этого надо уметь встречать его - из школы, с секции, с прогулки, со свидания. «Ты вернулся? Как хорошо! Давай скорее ужинать!» Даже когда вам не нравятся его прогулки, свидания - это другой разговор! Ваш подросший сын или дочь должен жить с абсолютной уверенностью, что дома всегда его ждут, что дома светло и тепло. Правило 3. Не создавайте эффект запретного плода. Ситуация простая: чем больше вы будите запрещать вечерние прогулки или воскресные исчезновения из дому, тем привлекательнее они начнут ему казаться. Тут уж ничего не поделаешь. Будьте хотя бы в таких вещах мудрее своего ребёнка! Правило 4. Не надо скандальности! Не надо криков, упрёков, допросов, оскорблений. Их вообще-то никогда не надо. Но если вашему ребёнку 14-15 лет - сдерживайте себя любой ценой. Тем более, что никакой скандал уже ничему не поможет. Ничему! Только ухудшит ситуацию. Ваша же главная задача - спасти, сохранить то доброе и хорошее, что есть между вами и вашим выросшим ребёнком. Ради этого хорошего, ради той ниточки понимания и близости, которая ещё не порвалась между вами, - никаких скандалов!

Слайд 33

Правило 5. Никогда и ни при каких условиях не запирайте перед ребёнком двери вашего дома. Во сколько бы он не вернулся, как бы горько и тревожно ни было на душе. Ваш сын и дочь должны знать, что у них есть дом. Конечно, в час ночи не до улыбки, особенно если дочери 15. И недоумение ваше, и упрёки, и обида в этой ситуации неизбежна. Но двери должны быть открыты, как бы ни был велик соблазн, попугать, наказать отбившегося от рук подростка. Правило 6. Давайте будим помнить, что эти «уходы» из дома - дело обязательное, почти неизбежно практически для всех подростков. Очень у многих это проходит именно как детская болезнь подросткового возраста: надо переболеть свободой шатанием по улицам, новым общением.. Кого-то эта «ветрянка» задевает больше, кого-то чуть-чуть... Не паникуйте, раньше времени, лучше внимательно и трезво оцените ситуацию, что происходит? В какой форме и степени? Другое дело - затяжные формы этой болезни. Тот самый случай, когда не знаешь, что и посоветовать. Но хотя бы ради правильного диагноза, ради истины постарайтесь понять: почему ничегошеньки не держит вашего ребёнка дома? Что годами делалось не так? Мало было ласки? Мало в доме тепла? Нет того, что хочется беречь и любить? Думайте! Вдруг результаты ваших размышлений подскажут правильный выход из положения.

Слайд 34

Рекомендации по развитию восприятия Следует определить цель восприятия информации (текста, книги, параграфа, стихотворения). Обязательно продумайте план наблюдения. Подберите факты и рассмотрите их с интересующей вас точки зрения. Найдите в фактах, событиях общий признак. Включите этот найденный признак в систему теоретических и практических знаний. Обязательно проверьте правильность выделенного признака на других фактах. Сравните оценки фактов с разных точек зрения. Проверьте, достигнута ли намеченная цель восприятия.

Слайд 35

Рекомендации по развитию логического мышления (И.В. Фрадков) Определите цель переработки (анализ, сопоставление, обобщение, конкретизация, получение выво­дов, проверка правильности выводов). Выделите сопоставляемые объекты, найдите в них общее и различное. Сгруппируйте общее по одному основанию, обозначьте группировку словом или символом. Сделайте вывод по интересующему вас основанию. Проверьте правильность вывода. Сравните полученный вами вывод с известными фактами. Определите место полученных вами знаний в системе других знаний. Проверьте соответствие результатов поставленной вами цели.

Слайд 36

Рекомендации по развитию памяти (И.В. Фрадков) Выделите то, что нужно запомнить. Отвлекитесь от всего постороннего и сосредо­точьте внимание на тех объектах, которые нужно запомнить. Выделите в объектах главное и второстепенное, найдите связи объектов с друг другом, используйте мнемотехнику. В сложном материале обязательно выделяйте смысловые вехи. Опирайтесь на свой тип памяти, активизируйте образные представления. Систематически повторяйте и воспроизводите материал, который запомнили. Не смешивайте узнавание и воспроизведение. В случае затруднений вспомните обстановку заучивания, идите от отдельного факта к системе Или от более общих знаний к необходимым в данный Момент.

Слайд 37

27.08.23 Спасибо за внимание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подростки: проблемы и их решения.

Слайд 2

Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и осуждать других людей. Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться. Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными. Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного достоинства уступает месту чувства вины. Дороти Нолт

Слайд 3

Для того чтобы ребёнок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми являются шесть принципов, которые можно записать в виде рецепта. Этот рецепт может стать основным законом воспитания детей в семье. Его содержание примерно такое: взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определённым количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим родительским авторитетом.

Слайд 4

Самым веским принципом является принцип принятия ребёнка. Принятие ребёнка – это проявление такой родительской любви, когда ребёнок понимает, что его любят несмотря ни на что. Принять ребёнка – значит любить его не за отметку в дневнике или убранную без напоминания постель, а за сам факт существования его в этом мире. В основе настоящего, или истинного, принятия лежит значимость ребёнка. Значимость ребёнка – это признание его значительности в существовании семьи .

Слайд 5

Признание ребёнка – это сохранение у ребёнка чувства собственного достоинства и уверенности в себе, в своих силах. Со стороны родителей – это безграничная вера в то, что ребёнок, которому они подарили жизнь, оправдает их ожидания. Если родители признают значимость своего ребёнка, то они стараются подчёркивать его достоинства, поздравляют с каждым, пусть маленьким, успехом, ободряют и поддерживают в минуты жизненных трудностей. Ребёнок должен чувствовать, что родители стараются понять все его поступки, даже неправильные, но при этом они ему не угрожают, не требуют немедленного покаяния и осознания своей вины, а вместе с ним пытаются понять, что побудило совершить такой поступок и так можно избежать подобных ситуаций в дальнейшем. Признание – это в какой-то мере и терпение родителей. Терпение, заключающееся не в том, чтобы терпеть поступки ребёнка и закрывать на них глаза, а в том, чтобы давать ребёнку время почувствовать и осознать совершённое им, и в поддержке отца и матери.

Слайд 6

Значимым и важным принципом является принцип доступности. Быть доступным – это значит в любую минуту найти в себе силы отложить все свои дела, свою работу, чтобы пообщаться с ребенком. Нельзя отмахиваться, откладывая общение на «потом». Однако родители должны помнить, что проводить время с собственным ребенком – это не значит без конца читать мораль или делать с ним уроки. Это значит помочь ему пережить какие-то страдания, поговорить и обсудить их вовремя. Только имея в родительском арсенале принятие, признание, любовь можно формировать у ребенка такие качества, как ответственность, самодисциплину, осознанную способность к ограничениям. Мансурова Е. А.

Слайд 7

Современные подростки заметно отличаются от тех, что были 10 лет назад. Сегодня они погружены в комедийные шоу, общаются в «Контакте», не расстаются с мобильниками и плеерами. Как же сейчас они проводят время? С какими проблемами сталкиваются?

Слайд 8

Сегодня многим подростки кажутся ужасными, невоспитанными. Подростковый возраст - один из самых сложных этапов в жизни человека. Он таит в себе целый ряд проблем и огромные возможности для дальнейшего развития. В этот период происходит активное становление личности. Представители старшего поколения любят говорить: «Ну и молодёжь пошла!» На самом деле не бывает хороших или плохих молодых людей, просто они другие. Мансурова Е. А.

Слайд 9

А что их делает другими? Прежде всего социокультурная среда, в которой они растут. Сегодня это телевидение и Интернет… Современные подростки более информированы , обо всём наслышаны. У них широкий кругозор. Это связано с формированием единого информационного пространства. Однако эти знания не глубоки. Большинство подростков не проводят время за книгами. Они растут перед мелькающими картинками телевизора И не готовы к углубленному постижению предметов.

Слайд 10

У современной молодёжи клиповое мышление. Хотят сразу получить яркую картинку, короткую информацию, не вдаваясь в подробности. Поверхностность мышления - одна из причин трудностей, с которыми сталкиваются школьники во время учёбы. Как общаются подростки? Общение- основной вид деятельности в подростковом возрасте. Раньше ребёнок много времени проводил во дворе, общаясь со сверстниками, играя. Современные дети сидят у телевизоров . мониторов. Иногда мама считает, что купив игру , она развивает ребёнка, тем самым лишает его возможности приобретать навыки эффективного общения. Он учится общаться только с машиной, растёт погружённым в виртуальную реальность. А в школе, в реальной жизни, нужно уметь выстраивать отношения, договариваться со сверстниками и взрослыми.

Слайд 11

Подростковый возраст- период самоутверждения, когда человеку важно приобрести уважение, авторитет в значимой для него среде, завязать дружеские и партнёрские отношения. Если ребёнка с раннего возраста не научили такому общению, то он может стать «готом» или « эмо », то есть выбрать иной путь общения.

Слайд 12

А как реклама влияет на формирование жизненной позиции? Когда мы смотрим рекламу, то оцениваем её с точки зрения взрослого человека. А ребёнок воспринимает её как руководство к действию. С раннего детства он слышит рекламные слоганы: « Не тормози - сникерсни», «Пусть весь мир подождёт». Цель рекламы - сформировать потребительское отношение к жизни: нужно удовлетворять потребности здесь и сейчас таким способом, как удобно мне, не задумываясь о других.

Слайд 13

Родители должны понимать: телевизор влияет на психику. Так в 13-15 лет у подростка мало позывов для учёбы. Ему хочется выстраивать межличностные отношения. И когда мама ему говорит: нужно заниматься уроками, впереди ЕГЭ, для него всё далеко. Он уверен: нужно удовлетворять свои потребности здесь и сейчас, это важнее. Поэтому необходимо, чтобы родители обсуждали с детьми рекламные ролики, вырабатывали критическое отношение к ним.

Слайд 14

Смотришь телевизор и поражаешься детской жестокости… Сегодня подросток знает героя компьютерной игры, у которого несколько жизней. Поэтому у него стирается представление о ценности живого. Унижение слабых - как стремление к самоутверждению, лидерству. Подросток может просто не знать другого способа. Мансурова Е. А.

Слайд 15

Какие приоритеты выбрать родителям в воспитании? Сегодня в обществе нет чётких нравственных ориентиров. Сейчас приоритеты иные - воспитать высоконравственного человека, соблюдающего законы общества и семейные традиции. Важно, чтобы родители понимали: с раннего возраста нужно воспитывать стремление к саморазвитию. Нужно научить человека быть человеком, дать ему возможность заниматься спортом , музыкой, посещать кружки, клубы… Мансурова Е. А.

Слайд 16

Рекомендации: 1. Важную роль в жизни человека играет семья, в которой он растёт. Даже сегодня при большой занятости родителей надо способствовать выработке у подростка умения принимать правильное решение в ситуации нравственного выбора. 2.Важно уделять внимание физическому здоровью ребёнка, следить за режимом, чтобы он не сидел целый день у компьютера, а ночью в интернете. 3.Необходимо выстраивать такие отношения, чтобы ребёнок знал, что он как личность интересен родителям, его мнение для них значимо. Тогда в трудной ситуации ребёнок будет обращаться за помощью к ним, а не к алкоголю и наркотикам. 4. Нельзя прятаться от проблем и не надо бояться обращаться за помощью к психологу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий тематического родительского собрания "Взаимодействие и общнение детей и родителей"

Сценарий тематического родительского собрания «Взаимодействие и общение детей и родителей»ЦелиИнформационное обеспечение родителей.Развитие педагогической культуры.Поддержание атмосферы сотрудничества...

Родительское собрание (круглый стол) "Роль семьи в воспитании нравственных ценностей"

Цели: 1. Повышение педагогической культуры родителей, пополнение их арсенала и            знаний по нравственному воспитанию ребенка в семь...

Тематическое родительское собрание для родителей 5-7 классов "Компьютерная зависимость. Дети и Интернет"

Тематическое  родительское собраниеКомпьютерная зависимость. Дети и Интернет Форма проведения: беседа с элементами активных форм работыЦелевая аудитория: родители учащихся 5-7 классовОборудо...

Методическая разработка тематического родительского собрания для родителей учащихся 7-8 классов, направленного на профилактику негативного рискованного поведения подростков «ДОРОГА К ЖИЗНИ»

Подростковый период развития ребенка – последняя возможность повлиять на формирование его личности, характера. Именно в это время происходит формирование собственного образа «Я». Без...

Психолого-педагогические аспекты взаимодействия образовательной организации с родителями в современных условиях

Семейное воспитание всегда играло определяющую роль в становлении личности маленького ребёнка. В то же время на развитие ребёнка оказывает влияние та среда, в которой он находится, а именно дошкольное...

Методическая разработка по теме: « Психолого-педагогические практики просвещения родителей. Вовлечения семьи обучающегося во взаимодействие с образовательной организацией: традиции и инновации».

Методическая разработка по теме: « Психолого-педагогические практики просвещения родителей.  Вовлечения семьи обучающегося во взаимодействие  с образовательной организацией: тради...