Выступление на педагогическом совете по теме «Направления работы специалистов службы сопровождения и классных руководителей по формированию личности обучающихся»
материал
Тема: « Направления работы специалистов службы сопровождения и классных руководителей по формированию личности обучающихся с умственной отсталостью»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете 01.11.2022
Тема: « Направление работы специалистов службы сопровождения и классных руководителей по формированию личности обучающихся»
Взаимодействие классного руководителя и соц. педагога имеет своей целью совместное выявление причин возникающих у ребенка проблем и проведения социально-педагогической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.
Направления деятельности социального педагога:
- Диагностическое;
Формирует банк данных учащихся и семей, состоящих на всех видах учёта, мониторинг динамики успеваемости и посещаемости учащихся школы, анализ занятости во внеурочное время.
оказывает помощь в социально-педагогическом обследовании ребенка, поскольку классные руководители не всегда могут самостоятельно собрать и проанализировать всю необходимую информацию в полном объеме;
- Консультативно-просветительское;
Консультировать педагогов - предметников, классных руководителей, родителей по вопросам социальной адаптации ребенка;
3. Профилактическое
-пропагандировать здоровый образ жизни, способствовать формированию негативного отношения к социальным порокам: алкоголизму, токсикомании, наркомании и т.п.;
-вести работу по профилактике правонарушений и безнадзорности среди учащихся школы;
- выявление учащихся, склонных к правонарушениям либо совершивших их методом наблюдений и диагностик, по информации от сотрудников школы, по итогам заседаний Совета профилактики по профилактике правонарушений;
- составление списков детей, состоящих на различных видах учета, контроль занятости, закрепление наставников, составление списков неблагополучных семей совместно с ОДН, предварительное обследование и работа с неблагополучными семьями;
4. Профориентационное
Ожидаемые результаты:
- увеличение числа школьников, ориентированных на полезные привычки, устойчивые нравственные качества, здоровый образ жизни;
- стабилизация, и в дальнейшем, снижение количества пропусков занятий по неуважительным причинам, снижение количества правонарушений среди школьников.
Наиболее распространенные вопросы, с которыми обращаются классные руководители к социальным педагогам:
- своевременная поддержка детей, попавших в экстремальные ситуации (лишение родителей их прав, определение ребенка в госучреждения для дальнейшего его обучения и воспитания, сбор документов для направления детей и подростков в специальные воспитательно-профилактические учреждения и т.п.);
- принятие мер воспитательного воздействия к ребенку в случае пропусков занятий;
- взаимодействие в ходе работы с семьей ребенка;
- получение какой-либо специальной информации или консультации.
Общие формы работы: совместные консультации, проводимые на основании данных социально-психолого-педагогической диагностики как отдельных учащихся, так и классов в целом; проведение психолого-педагогических практикумов с детьми и их родителями, где обсуждаются вопросы нравственного развития детей, отклонения в поведении, их причины и пути преодоления, способы коррекции; совместные семинары для учащихся, родителей, педагогов школы; игровые способы коррекции поведения детей; совместное проведение родительских собраний; совместное посещение семей; проведение совместных мероприятий.
Наиболее сложными вопросами и соответственно участками работы для классного руководителя является работа с трудными детьми. Ведущую роль в ней занимает деятельность социального педагога. Классный руководитель выступает в качестве помощника и союзника в решении возникающих проблем. Работая с трудными детьми, соц. педагог проводит не только коррекционно-реабилитационную, но и профилактическую работу. В нашей школе работа с этими детьми происходит следующим образом: выявляются, заносятся в банк данных, после неоднократного нарушения правил поведения и Устава школы ставятся на внутришкольный учет с последующим обследованием социальным педагогом и психологом при непосредственной помощи классного руководителя. При необходимости эти дети приглашаются вместе с родителями на заседания Совета профилактики правонарушений и неуспеваемости, с ними проводятся профилактические мероприятия не только специалистами школы, но и инспектором ОДН. В этой деятельности, сотрудничество социального педагога и классного руководителя является залогом успеха.
Профилактическая
- выявление учащихся, склонных к правонарушениям либо совершивших их методом наблюдений и диагностик, по информации от сотрудников школы, по итогам заседаний Штаба по профилактике правонарушений;
- составление списков детей, состоящих на различных видах учета, контроль занятости, закрепление наставников, составление списков неблагополучных семей совместно с ОДН, предварительное обследование и работа с неблагополучными семьями
Ребенка необходимо развивать и учить навыкам саморазвития, самопознания. самообучения. Для этого проводятся мониторинги, диагностики. Все «плюсы» и «минусы» находят свое отражение в психолого – педагогическом сопровождении.
Профилактическая работа с учащимися
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
Для продуктивной работы с «трудными» детьми в школе организовано сотрудничество с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений, в частности: ОДН, КДНи ЗП, центром психологической помощи семье и детям, КЦСОН. Ежегодно в начале учебного года школой составляет совместный план работы с ОДН ОП№ 8 и запрос по выявлению несовершеннолетних, совершивших правонарушения, а так же находящихся в социально- опасном положении, не посещающих занятия в школе или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам. Социальным педагогом и инспектором ОДН проводятся профилактические групповые и индивидуальные беседы с целью оказания им помощи по формированию негативного отношения к различным асоциальным явлениям и осознанию действий, поступках, которые могут стать причиной правонарушений такие как: «Подросток и закон», «Ответственность и безответственность. Что за этими словами?», «Подросток и преступление», «Не знание закона не освобождает от ответственности», планируется проведение анкетирования «Интересы и досуг».
Воспитание трудолюбия, отношения к труду, жизни
С целью профориентации в школе работает служба сопровождения по трудоустройству выпускников
Направления и формы работы.
организую посещение учащимися дней открытых дверей в профессиональных учебных заведениях;
организую экскурсии учащихся в профессиональные учебные заведения, встречи с представителями учебных заведений;
совместно со школьным психологом провожу анкетирование учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
способствую формированию у школьников адекватной самооценки;
совместно с психологом проводим лекции по профориентации с тестированием.
(9 – 11 классы)
Провожу совместные классные часы по профориентации, принимаю участие в родительских собраниях, помощь учащимся при поступлении в профессиональные учебные заведения. Также выявляю через Центр занятости сведения о том, какие профессии в городе востребованы, частично востребованы и не востребованы, профориентационные анкеты “Мир профессий”, “Моя профессия”.
Провожу беседы об уважительном отношении к труду технического персонала школы (о ношении сменной обуви, о поведении в местах общего пользования и т.д.)
Работа с родителями учащихся в направлении духовно-нравственного развития личности.
Социальным педагогом, педагогом-психологом, классными руководителями в школе проводится профориентационная работа путём проведения тематических классных часов по профориентации, организуем экскурсии, два года мы присутствовали на Дне открытых дверей в строительно-монтажном техникуме. Работа в данном направлении обеспечивает: умение самостоятельно делать свой выбор и отвечать за этот выбор, профессиональную мобильность, продуктивность профессиональной деятельности.
Формы работы: тестирование, наблюдение за учащимися во время и вне уроков, беседы с педагогами, часы знакомства с элементами тренинга, анализ конфликтных ситуаций, родительское собрание для учащихся и их родителей по теме: “Трудности перехода учащихся из школы в училище”, профориентационные часы “Мир профессий”, “Моя профессия”.
Способствуют развитию личностных компетенций учащихся ведущих к профессиональной и жизненной успешности.
Подростки, состоящие на ВШУ, участвовали в акции «Мы выбираем здоровье!», в начальных классах проводятся беседы на тему: « Как вести себя в столовой», « Как вести себя на перемене» и т. д.
На начало учебного года 2022-23г. на ВШУ состояло 4 учащихся, сейчас на учёте состоят 2. С учащимися регулярно проводятся профилактические индивидуальные беседы с целью оказания им помощи по формированию негативного отношения к различным асоциальным явлениям и осознанию действий, поступках, которые могут стать причиной правонарушений такие как: «Подросток и закон», «Ответственность и безответственность. Что за этими словами?», «Подросток и преступление», «Не знание закона не освобождает от ответственности», планируется проведение анкетирования »Интересы и досуг».
Первоначально выявляются учащиеся с трудностями в адаптации, отклонениями в поведении на основе наблюдения, результатов диагностики, бесед с педагогами. Социальным педагогом, педагогом-психологом разработаны факторы риска, по накопляемости которых данные учащиеся на заседании СС относятся к “группе риска”. После чего для каждого учащегося “группы риска” разрабатывается индивидуальный план работы с ним, в соответствии с которым организуется работа всех сотрудников СС, заводится индивидуальная карта, в которой фиксируется работа с данным учащимся, отслеживаются изменения в его развитии.
Формы работы: наблюдение за обучающимися, тестирование, заседание СС по уточнению списков учащихся “группы риска”, составление индивидуального плана работы с учащимися “группы риска”, индивидуальные коррекционные беседы, индивидуальные коррекционные занятия, профилактические беседы.
В результате работы с данными детьми наблюдается положительная динамика в направлении снижения агрессивности, повышения мотивации обучения, освоении правил социального поведения и взаимодействия с другими людьми.
Работа с родителями учащихся в направлении духовно-нравственного развития личности.
Направление «Семья».
Формирование основ нравственной культуры обучающихся осуществляется не только в условиях школы, но прежде в семье. Первые уроки нравственности дети получают именно в семье. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребёнком во всем образе жизни семьи, и даже ещё им не осознаваясь, усваиваются как единственно возможный способ поведения. Именно в семье происходит формирование привычек, жизненных принципов. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. Беседуя с родителями, часто слышишь «Ну почему он такой? Чего ему не хватает? Как его воспитывать?» иногда хочется ответить, что очень многое зависит от вас – родителей. «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, родители-пример ему».
Основные направления работы с родителями.
-Духовно-образовательное;
-Воспитательно-оздоровительное;
-Культурно-познавательное;
-Нравственно-трудовое;
-Развитие творческих способностей уч-ся.
Формы работы с родителями:
-классные родительские собрания (построить на вопросах и пожеланиях родителей);
-индивидуальные консультации;
-посещение на дому;
-тематические консультации;
-анкетирование родителей;
-проведение совместных праздников, помощь родителей учителям в организации и проведении мероприятий;
-общешкольные родительские собрания;
-информационные стенды для родителей, выставки детских работ.
В марте 2022 года социальным педагогом и психологом был проведен мониторинг выявления основных нравственных ценностей среди старшеклассников
- Какие проблемы личного плана волнуют Вас больше всего? Расположите в порядке снижения важности проблем:
- взаимоотношения в семье;
-здоровье;
- учёба;
-будущая карьера;
-любовь;
-воспитанность;
-взаимоотношения с одноклассниками;
-взаимоотношение с учителями;
- культурное отношение к женскому полу (мужскому полу) (нужное подчеркнуть);
-отношение к пожилым людям;
-открытость сердца радостям и горестям других людей;
-возможность заработка;
-проведение свободного времени;
-нормальное питание;
-покупка одежды и других вещей.
- Укажите 5 целей, которые Вы хотели бы достигнуть больше всего: слава, деньги, восхищение; достижения в спорте, искусстве, музыке; привлекательная внешность, красивая одежда, ювелирные изделия; счастливая семья, хорошее образование; власть и положение; хорошая квартира, хорошая работа; уверенность в себе, счастье и удовольствие; ум , самоуважение, талант; любовь со стороны семьи, уважение семьи, друзей, коллег; хорошее здоровье.
- Чему жизненно важному учит Вас школа?
- Выразите своё отношение к гуманистическим ценностям
- Какими качествами должен обладать культурный человек?
- Считаете ли Вы себя воспитанным человеком?
Вообще, я была настроена на худшие результаты, наблюдая за поведением учащихся в столовой, на перемене в коридоре, но хочу сказать, что дети отнеслись серьёзно к мониторингу. Они знают, что писать, как писать, как вести себя тоже знают, но не всегда ведут себя должным образом.
Анализируя работы детей, пришла к выводу, что на первое место дети ставят важность проблемы будущей карьеры, деньги, возможность заработка, хорошая квартира, здоровья, воспитанность, взаимоотношения в семье, любовь, проведение свободного времени и покупку одежды на последнем месте.
Из 5 целей, которых хотелось бы им достичь в жизни больше всего, являются: привлекательная внешность, хорошая работа, уверенность в себе, достижения в спорте, хорошее здоровье, счастливая семья.
В 3 вопросе учащиеся ответили, что школа их учит самостоятельности и уверенности в себе, уважению к людям, человеколюбию, дружбе.
Выражая своё отношение к гуманистическим ценностям, на первое место поставили совесть, счастье, милосердие, дружбу. Какими качествами должен обладать культурный человек? Написали добрым, воспитанным, не знаю, честным, справедливым.
На вопрос « Считаете ли вы себя воспитанным человеком», 11 учащихся из 47 ответили: «Не знаю».
Главный результат, который хотелось бы достичь, заключается в усвоении учащимися вечных ценностей: милосердия, сострадания, стремления к добру.
Нам есть над чем работать.
Проблемы:
- Работа по фактическому случаю;
- Отсутствие совместной детско-родительской деятельности (проекты, экскурсии).
- Отсутствия практических методов воздействия (тренинги. анкетирование)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете по теме «Эффективность работы ШМО классных руководителей МБОУ СОШ №4 г.Муром по реализации программы развития школы»
В данной работе представлен отчет работы ШМО классных руководителей за 2011-2012 учебный год.Данное выступление сопровождается презентацией, которая прилагается....
Выступление на педагогическом совете на тему "Методика работы социального педагога с различными категориями семей"
Выступление на педагогическом совете на тему "Методика работы социального педагога с различными категориями семей"Презентация, доклад...
Выступление на педагогическом совете на тему: «Работа с родителями обучающихся в направлении духовно- нравственного развития личности гражданина РФ»
В выступлении ставится задача рассмотреть возможные формы работы с родителями обучающихся в направлении духовно- нравственного развития личности гражданина РФ...
Выступление на педагогическом совете по теме "Виды работ на уроках химии"
Химия вокруг нас» – это часто встречающееся утверждение неточно. Химия не только вокруг нас, но и внутри нас....
Статья выступления на педагогическом совете по теме: "Роль классного руководителя по формированию семейных ценностей у школьников"
Это готовое выступление на педагогическом совете. Здесь раскрываются основные аспекты роли классного руководителя по формированию семейных ценностей у школьников. В статье приведены данные работы клас...
Презентация к статье выступления на педагогическом совете на тему:" Роль классного руководителя по формированию семейных ценностей у школьников".
Данная презентация предназначена для сопровождения выступления на педагогическом совете на тему:"Роль классного руководителя по формированию семейных ценностей у школьников"...
Выступление на педагогическом совете с темой "Формы работы школы по социальной адаптации и успешности школьников в современном обществе"
laquo;Формы работы школы по социальной адаптации и успешности школьников в современном обществе»....