Формирование творческой самореализации учащихся на уроках русского языка и литературы
учебно-методический материал по теме
Есть возраст, в котором почти каждый ребенок хочет стать ученым, исследователем, творческой личностью. Это время, когда школьные занятия еще не отбили интереса к серьезной науке, и оно кажется романтичным и увлекательным занятием, а внутренняя потребность к “игре во взрослых” еще сильна. Именно в это время стоит предложить детям заняться настоящей научной деятельностью, мы почти наверняка спасем их от равнодушия к школьным дисциплинам. Уместно вспомнить слова великого русского писателя Л.Н. Толстого: «Если ученик в школе не научится ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать».
Научные кружки, секции, лаборатории действуют вдалеке от нашей школы, “на стороне”. Они не вписаны не только в учебные планы и программы, но и в общую концепцию среднего образования, т.о. лишая учеников всякой инициативы и самостоятельного поиска. Как преодолеть этот барьер? Как внести в жизнь детей азарт ученых-первооткрывателей? Как же развить творческую личность? И как убедить, что это важнейшая часть образования, ведущая детей к обретению самостоятельного научного мышления?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_tvorcheskoy_samorealizatsii.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование творческой самореализации учащихся
на уроках русского языка и литературы
Есть возраст, в котором почти каждый ребенок хочет стать ученым, исследователем, творческой личностью. Это время, когда школьные занятия еще не отбили интереса к серьезной науке, и оно кажется романтичным и увлекательным занятием, а внутренняя потребность к “игре во взрослых” еще сильна. Именно в это время стоит предложить детям заняться настоящей научной деятельностью, мы почти наверняка спасем их от равнодушия к школьным дисциплинам. Уместно вспомнить слова великого русского писателя Л.Н. Толстого: «Если ученик в школе не научится ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать».
Научные кружки, секции, лаборатории действуют вдалеке от нашей школы, “на стороне”. Они не вписаны не только в учебные планы и программы, но и в общую концепцию среднего образования, т.о. лишая учеников всякой инициативы и самостоятельного поиска. Как преодолеть этот барьер? Как внести в жизнь детей азарт ученых-первооткрывателей? Как же развить творческую личность? И как убедить, что это важнейшая часть образования, ведущая детей к обретению самостоятельного научного мышления?
В школе, где я работаю, учатся дети с разным уровнем обучаемости.
Проведя анализ уровня обученности в классах, выявила, что единственно правильным принципом подхода к обучению должен стать принцип, позволяющий ученику, исходя из своих особенностей, возможностей и потребностей, определять личную «траекторию» развития.
Для определения эффективности учебно-исследовательской деятельности я сравнила олимпиаду и научную конференцию (как форму подведения итогов исследовательской деятельности школьников) по ряду параметров, что выявило необходимость перестройки учебного процесса с учетом включения элементов научно-исследовательской деятельности детей, и отметила основные факторы, ведущие к таким выводам.
Одним из таких параметров мною был выбран образовательный результат (“итоговые” качества личности школьника). Для олимпиад – это развитие познавательных, эвристических способностей школьника, углубленное знание по предмету. Для участников конференций помимо предыдущих качеств уже характерно наличие творческих качеств исследователя. Школьники – участники конференций – уже не просто решают учебные или олимпиадные задания, они выполняют реальное научное исследование не только в области литературы, но и науки, истории, искусства, где надо провести серьезное научное исследование: определить цели и задачи, объект и предмет исследования, изучить большое количество литературы, выдвинуть гипотезу, провести, используя разные методы, само исследование, получить результаты, сделать выводы, оформить работу, а потом уже суметь выступить с ней на конференции.
Приведу сравнение олимпиад и конференций по другим параметрам. Уровень развития интереса: в первом случае – познавательный (потребность в увеличении знаний и т.п.), во втором – творческий (потребность сделать свое исследование, творческую работу и т.п.).
Таким образом, в ходе проблемного анализа возникла необходимость создания условий для формирования творческой самореализации детей к исследовательской деятельности. Апробация выбранного метода именно на уроках литературы 2-й ступени обучения продиктована объективными причинами: ограниченность учебного времени (всего 2ч. в неделю); большой объем текстового материала; содержание УМК, предполагающего самостоятельную исследовательскую деятельность.
Цель данного проекта: совершенствовать творческую самореализацию детей, приобщить учащихся к научно-исследовательской деятельности на уроках литературы.
В соответствии с целью, поставлены задачи проекта:
- выявление талантливых, одаренных учащихся в области литературного творчества.
- Привлечение детей с разным уровнем обучаемости к участию в творческой, познавательной, интеллектуальной деятельности,
- привлечение общественного внимания к проблеме творческого образования и развития одаренных детей.
Для решения задач нужна слаженная работа моя как педагога и социально – психологической службы. Кроме того, для успешной реализации проекта необходимо соблюдение соответствующих организационных, финансовых, материально-технических, нормативно-правовых и методологических условий.
Таким образом, объектом исследования является образовательный процесс уроков литературы на 2-ой ступени обучения.
Предметом исследования - учебная деятельность школьника по литературе на основе исследовательского метода.
Гипотеза: если развивать научно-исследовательскую деятельность учащихся, то это будет способствовать успешной творческой самореализации детей в школе.
В поисках новых методов преподавания и в анализе уже существующего опыта я обнаружила, что основная часть успешных исследований концентрируется вокруг нескольких идей. Из них в своей практике сочетаю проблемное и исследовательское обучение, дифференцированного обучения, развивающее и ИКТ.
Следует отметить, что данный проект отвечает требованиям актуальной в настоящее время здоровьесберегающей технологии:
- позволяет создать благоприятный психологический климат в детском коллективе;
- установить оптимальный режим работы;
- уменьшить ежедневную учебную нагрузку на ученика.
Проект рассчитан на 5 лет сентябрь 2005 – май 2010 гг
Ожидаемые результаты
Можно прогнозировать, что реализация проекта имеет своим следствием выработку следующих навыков и умений в процессе исследовательской деятельности у учащихся:
- интеллектуальные (умение работать с информацией, выделять главную мысль, анализировать гипотезу и ее разрешение, умение делать обобщения и выводы, работать со справочными материалами);
- творческие (умение находить несколько вариантов решения проблемы, выбирать более рациональное из них);
- коммуникативные (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения);
- навыки и умения, связанные с осуществлением всех видов речевой деятельности (умения работать в библиотеках, на компьютере, в телекоммуникационных сетях).
Прежде чем приступить к реализации данного проекта, была составлена программа выполнения работ
На первом этапе, прежде чем приступить к апробации выбранной тематики, подробно изучила и проанализировала аспекты методологии и методики литературоведческого исследования М. Л. Гаспарова, И. Г. Герасимова, Б. Г. Юдкевича; познакомилась с положениями психолого-педагогической науки Л. С. Выготского, В. В. Давыдовова, И. Я. Лернера, В. А. Сухомлинского; обратилась к научным разработкам Кульневича, Богдановой, Безруковой, Московкиной, психологическим исследованиям Ротенберга, заинтересовалась опытом работы учителей русского языка и литературы, работающих со школьниками в этом направлении. В результате выявила, что использование широкого спектра проблемных, исследовательских методов значимо для ученика.
Построение учебного процесса приходится на второй этап. Для успешной организации исследовательской деятельности на уроке тщательно продумываю разнообразные формы: урок - творческий отчет, урок-защита идей, урок - ролевая игра, урок-семинар, урок «Мой поэт», «Мой герой», урок открытых мыслей, урок-защита диссертации, урок- конференция, урок - круглый стол, самостоятельная работа.
Практика работы показала то, что необходимо отслеживать деятельность учащихся поэтапно, оценивая ее шаг за шагом. При поэтапном оценивании использую разнообразные формы поощрения: «Все правильно, продолжайте», или «Надо бы остановиться и подумать». В ролево-игровых формах, предусматривающих соревновательный характер, использую балльную систему оценивания. В творческих часто бывает невозможно оценить промежуточные результаты, но всегда отслеживаю работу учащихся, вовремя прихожу на помощь, если это потребуется.
На начальной стадии работы (5-6 классы) я выступаю в роли помощника, консультанта, направляющего по отдельным вопросам. То есть на данном этапе создаю условия, при которых дети пробуют первые шаги начинающих исследователей.
Курс литературы в 5-6 классах предоставляет много возможностей для этого. Например, в 5 классе изучаем "Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях". Программа содержит тезис: "Близость сказки Пушкина к народным сказкам"... Как же не сказать, что истоком послужила народная сказка, записанная поэтом со слов Арины Родионовны? Для развития подростков-читателей интересно и важно посмотреть, что и как придумывает Пушкин, попробовать догадаться, зачем он это делает? Так возникает исследовательская задача, соединяющая учебный и научный смысл.
В 7-8 классах ребята самостоятельно ищут необходимую информацию, проводят анализ выявленных фактов, синтезируют и анализируют полученный результат. Я в свою очередь наблюдаю, направляю ход исследования.
Здесь вырабатываются навыки исследования с элементами реферирования. Учащиеся оформляют альбом, учатся писать статьи в газету, рассказ, стихотворение и т.п.. Во время выполнения работ обращаю особое внимание на речевое оформление, воспитывая у учеников культуру речи.
Сама в достаточном объеме владею компьютерными технологиями, что позволяет формировать у учащихся умения оформлять работы в электронной форме — в виде презентаций или справочно-информационной программы на CD – диске.
Исследование на уроках помогает плодотворно освоить большой и сложный материал в старших классах (9-10 классы).
Например, урок-защита идей по «Слову о полку Игореве». Мы работаем над языком «Слова о полку Игореве». Исходя из фразы Шкляревского «В „Слове...“ много простора, движения, звуков, красок», «идеологи» определяют следующие направления исследования:
- цветовая гамма, составление спектра произведения;
- звуковая гамма «Слова...»;
- глаголы движения в «Слове...»;
- топонимический словарь «Слова...»;
- география «Слова», составление карты;
- психологический портрет автора «Слова».
В работе учащиеся опираются на составленный ранее алгоритм исследовательской деятельности:
По количеству выдвинутых гипотез были созданы научные группы со звучными названиями:
- НИИ Топонимики (составлял топонимический словарь «Слова»)
- НИИ Психологии (составлял психологический портрет автора) и т. д.
Чем ценна оказалась такая работа учащихся?
- Произошло заинтересованное знакомство с текстом произведения в разных переводах и в оригинале.
- Сочетание исследовательских и творческих задач позволили реализовать себя каждому ученику.
Например, важной победой для меня является выступление слабых учеников с защитой собственного рисунка «Психологический портрет автора «Слова», составление иллюстрированного сборника по «Слову».
Интересна и такая форма урока, как творческий отчет. Например, исследование жизни и творчества поэтов и писателей Ставропольского края завершилось представлением докладов, презентаций. Материалы, собранные учащимися, вошли в коллекцию электронных уроков «Литературное краеведение Ставрополья». Электронные уроки были отправлены на Всероссийский конкурс проекта апробации пакета свободного программного обеспечения в рамках национального приоритетного проекта образования «Код свободы» по использованию операционной системы Linux в образовании и отмечены Грамотой председателя правления Центра свободных технологий г.Москвы.
Самостоятельная исследовательская работа учащихся по подготовке докладов, рефератов, проектов создает творческую атмосферу духовного общения.
Так, реферат ученицы 9 класса на тему «Женские образы в лирике А.С.Пушкина» был отмечен дипломом на Всероссийском празднике русского языка, посвященном А.С.Пушкину.
Проект еще не завершен, но есть результаты плодотворной работы. Можно сделать вывод, что приобщение учащихся к исследовательской деятельности позволяет повысить темп урока, увеличив его педагогический эффект, помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе, смотивировать их на достижение более высоких результатов.
Таким образом, анализ результативности за последние три года показал, что качество знаний по литературе увеличилось на 5%
Средний балл по итогам освоения обучающимися литературы в 2009/10 году составил 3,7, в 2008/09 - 3,84, в 2009/10 году средний балл - 4,18.
Совместно с психологом школы мною проведено анкетирование учащихся с целью выявления уровня мотивации к изучению литературы. Выявлено, что по сравнению с данными прошлых лет у учащихся наметился рост мотивации к изучению предмета на 15%.
Работы, сделанные учащимися, готовят их к исследовательской деятельности на студенческой скамье. Я думаю, что мои выпускники когда-нибудь с благодарностью скажут о том, что получили необходимые навыки в школе и смогли успешно справиться с более серьезными научными исследованиями — курсовыми и дипломными работами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование творческой личности на уроках русского языка и литературы с помощью технологии проектного обучения.
В статье представлен опыт использования технологии проектного обучения в процессе формирования творческой личности на уроках русского языка и литературы. Метод проектов способс...
Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.
В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...
Обобщение опыта «Творческие задания на уроках русского языка и литературы как средство развития творческих способностей учащихся»
Как почувствовать вкус родного слова? Как помочь ученику успешно развивать своё речевое творчество? Как побудить к созданию стихотворений, сказок, рассказов? Эти вопросы постоянно задаёт себе современ...
Из опыта работы учителя русского языка и литературы "Использование педагогических (творческих) мастерских на уроках русского языка и литературы".
Статья для выступления на методическом объединении учителей русского языка и литературы об актуальности образовательной технологии "Творческая мастерская"....
Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.
Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...
Программа по самообразованию учителя русского языка и литературы «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» Сроки реализ
Программа по самообразованию учителя русского языка и литературы ...
Система практико-ориентированных интеллектуально-творческих заданий как способ формирования финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы
Методическое пособие «Система практико-ориентированных интеллектуально-творческих заданий как способ формирования финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы» предст...