Формирование творческой самореализации учащихся на уроках русского языка и литературы
учебно-методический материал по теме

 

Есть возраст, в котором почти каждый ребенок хочет стать ученым, исследователем, творческой личностью. Это время, когда школьные занятия еще не отбили интереса к серьезной науке, и оно кажется романтичным и увлекательным занятием, а внутренняя потребность к “игре во взрослых” еще сильна. Именно в это время  стоит предложить детям заняться настоящей научной деятельностью, мы почти наверняка спасем их от равнодушия к школьным дисциплинам. Уместно вспомнить слова великого русского писателя Л.Н. Толстого: «Если ученик в школе не научится ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать».

         Научные кружки, секции, лаборатории действуют вдалеке от нашей школы, “на стороне”. Они не вписаны не только в учебные планы и программы, но и в общую концепцию среднего образования, т.о. лишая учеников всякой инициативы и самостоятельного поиска. Как преодолеть этот барьер? Как внести в жизнь детей азарт ученых-первооткрывателей? Как же развить  творческую личность? И как убедить, что это важнейшая часть образования, ведущая детей к обретению самостоятельного научного мышления?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_tvorcheskoy_samorealizatsii.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование творческой самореализации учащихся

на уроках русского языка и литературы

Есть возраст, в котором почти каждый ребенок хочет стать ученым, исследователем, творческой личностью. Это время, когда школьные занятия еще не отбили интереса к серьезной науке, и оно кажется романтичным и увлекательным занятием, а внутренняя потребность к “игре во взрослых” еще сильна. Именно в это время  стоит предложить детям заняться настоящей научной деятельностью, мы почти наверняка спасем их от равнодушия к школьным дисциплинам. Уместно вспомнить слова великого русского писателя Л.Н. Толстого: «Если ученик в школе не научится ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать».

         Научные кружки, секции, лаборатории действуют вдалеке от нашей школы, “на стороне”. Они не вписаны не только в учебные планы и программы, но и в общую концепцию среднего образования, т.о. лишая учеников всякой инициативы и самостоятельного поиска. Как преодолеть этот барьер? Как внести в жизнь детей азарт ученых-первооткрывателей? Как же развить  творческую личность? И как убедить, что это важнейшая часть образования, ведущая детей к обретению самостоятельного научного мышления?

В школе, где я работаю, учатся дети с разным уровнем обучаемости.

Проведя анализ уровня обученности в классах, выявила, что единственно правильным принципом подхода к обучению должен стать принцип, позволяющий ученику, исходя из своих особенностей, возможностей и потребностей, определять личную «траекторию» развития.

Для определения эффективности учебно-исследовательской деятельности я сравнила олимпиаду и научную конференцию (как форму подведения итогов исследовательской деятельности школьников) по ряду параметров, что выявило необходимость перестройки учебного процесса с учетом включения элементов научно-исследовательской деятельности детей, и   отметила основные факторы, ведущие к таким выводам.

Одним из таких параметров мною был выбран образовательный результат (“итоговые” качества личности школьника). Для олимпиад – это развитие познавательных, эвристических способностей школьника, углубленное знание по предмету.  Для участников конференций помимо предыдущих качеств уже характерно наличие творческих качеств исследователя. Школьники – участники конференций – уже не просто решают учебные или олимпиадные задания, они выполняют реальное научное исследование не только в области литературы, но и науки, истории, искусства, где надо провести серьезное научное исследование: определить цели и задачи, объект и предмет исследования, изучить большое количество литературы, выдвинуть гипотезу, провести, используя разные методы, само исследование, получить результаты, сделать выводы, оформить работу, а потом уже суметь выступить с ней на конференции.

Приведу сравнение олимпиад и конференций по другим параметрам.  Уровень развития интереса: в первом случае – познавательный (потребность в увеличении знаний и т.п.),  во втором – творческий (потребность сделать свое исследование, творческую работу и т.п.).

Таким образом, в ходе проблемного анализа возникла необходимость создания условий для формирования творческой самореализации детей к исследовательской деятельности. Апробация выбранного метода  именно на уроках литературы 2-й ступени обучения продиктована объективными причинами: ограниченность учебного времени (всего 2ч. в неделю); большой объем текстового материала; содержание УМК, предполагающего самостоятельную исследовательскую деятельность.

Цель данного проекта: совершенствовать творческую самореализацию детей, приобщить учащихся к научно-исследовательской деятельности на уроках литературы.

В соответствии с целью, поставлены задачи проекта:

  • выявление талантливых, одаренных учащихся в области литературного творчества.
  • Привлечение детей с разным уровнем обучаемости к участию в творческой, познавательной, интеллектуальной деятельности,
  • привлечение общественного внимания к проблеме творческого образования и развития одаренных детей.

Для решения задач нужна слаженная работа моя как педагога и  социально – психологической службы. Кроме того, для успешной реализации проекта необходимо соблюдение соответствующих организационных, финансовых, материально-технических, нормативно-правовых и методологических условий.

Таким образом, объектом исследования  является образовательный процесс уроков литературы на 2-ой ступени обучения.

         Предметом исследования - учебная деятельность школьника по литературе на основе исследовательского метода.

  Гипотеза: если развивать научно-исследовательскую деятельность учащихся, то это будет способствовать успешной творческой самореализации детей в школе.

В поисках новых методов преподавания и в анализе уже существующего опыта я обнаружила, что основная часть успешных исследований концентрируется вокруг нескольких идей. Из них в своей практике сочетаю  проблемное и исследовательское обучение, дифференцированного обучения,  развивающее и ИКТ.

     Следует отметить, что данный проект отвечает требованиям актуальной в настоящее время здоровьесберегающей технологии:

  • позволяет создать благоприятный психологический климат в детском коллективе;
  • установить оптимальный режим работы;
  • уменьшить ежедневную учебную нагрузку на ученика.  

Проект рассчитан на 5 лет сентябрь 2005 – май 2010 гг

Ожидаемые результаты

          Можно прогнозировать, что реализация проекта  имеет своим следствием выработку следующих навыков и умений в процессе исследовательской деятельности у учащихся:

  • интеллектуальные (умение работать с информацией, выделять главную мысль, анализировать гипотезу и ее разрешение, умение делать обобщения и выводы, работать со справочными материалами);
  • творческие (умение находить несколько вариантов решения проблемы, выбирать более рациональное из них);
  • коммуникативные (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения);
  • навыки и умения,  связанные с осуществлением всех видов речевой деятельности (умения работать в библиотеках, на компьютере, в телекоммуникационных сетях).

Прежде чем приступить к реализации данного проекта, была составлена программа выполнения работ

На первом этапе, прежде чем приступить к апробации выбранной тематики, подробно изучила и проанализировала аспекты методологии и методики литературоведческого исследования  М. Л. Гаспарова, И. Г. Герасимова,  Б. Г. Юдкевича; познакомилась с положениями психолого-педагогической науки Л. С. Выготского, В. В. Давыдовова, И. Я. Лернера, В. А. Сухомлинского;  обратилась к научным разработкам Кульневича, Богдановой, Безруковой, Московкиной, психологическим исследованиям Ротенберга, заинтересовалась опытом работы учителей русского языка и литературы, работающих со школьниками в этом направлении. В результате выявила, что использование широкого спектра проблемных, исследовательских методов значимо для ученика.

Построение учебного процесса приходится на второй этап. Для успешной организации исследовательской деятельности на уроке тщательно продумываю разнообразные формы:  урок - творческий отчет, урок-защита идей, урок - ролевая игра, урок-семинар, урок «Мой поэт», «Мой герой», урок открытых  мыслей, урок-защита диссертации, урок- конференция, урок - круглый стол, самостоятельная работа.

Практика работы показала то, что необходимо отслеживать деятельность учащихся поэтапно, оценивая ее шаг за шагом. При поэтапном оценивании  использую разнообразные формы поощрения: «Все правильно, продолжайте», или «Надо бы остановиться и подумать». В ролево-игровых формах, предусматривающих соревновательный характер, использую балльную систему оценивания. В творческих  часто бывает невозможно оценить промежуточные результаты, но всегда отслеживаю работу учащихся, вовремя прихожу на помощь, если это потребуется.

На начальной стадии работы (5-6 классы) я выступаю в роли помощника, консультанта, направляющего по отдельным вопросам. То есть на данном этапе создаю условия, при которых дети пробуют первые шаги начинающих исследователей.
       Курс литературы в 5-6 классах предоставляет много возможностей для этого. Например, в 5 классе изучаем "Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях". Программа содержит тезис: "Близость сказки Пушкина к народным сказкам"... Как же не сказать, что истоком послужила народная сказка, записанная поэтом со слов Арины Родионовны? Для развития подростков-читателей интересно и важно посмотреть, что и как придумывает Пушкин, попробовать догадаться, зачем он это делает? Так возникает исследовательская задача, соединяющая учебный и научный смысл.

В 7-8 классах ребята самостоятельно ищут необходимую информацию, проводят анализ выявленных фактов, синтезируют и анализируют полученный результат. Я в свою очередь наблюдаю, направляю ход исследования.

Здесь  вырабатываются навыки исследования с элементами реферирования. Учащиеся оформляют альбом, учатся писать статьи в газету, рассказ, стихотворение и т.п.. Во время выполнения работ обращаю особое внимание на речевое оформление, воспитывая у учеников культуру речи.

Сама в достаточном объеме владею компьютерными технологиями, что позволяет формировать у учащихся умения оформлять работы в электронной форме — в виде презентаций или справочно-информационной программы на CD – диске.

Исследование на уроках помогает плодотворно освоить большой и сложный материал  в  старших классах (9-10 классы).

Например, урок-защита идей по «Слову о полку Игореве». Мы работаем над языком «Слова о полку Игореве». Исходя из фразы Шкляревского «В „Слове...“ много простора, движения, звуков, красок», «идеологи» определяют следующие направления исследования:

  • цветовая гамма, составление спектра произведения;
  • звуковая гамма «Слова...»;
  • глаголы движения в «Слове...»;
  • топонимический словарь «Слова...»;
  • география «Слова», составление карты;
  • психологический портрет автора «Слова».

В работе учащиеся опираются на составленный ранее алгоритм исследовательской деятельности:

По количеству выдвинутых гипотез были созданы научные группы со звучными названиями:

  • НИИ Топонимики (составлял топонимический словарь «Слова»)
  • НИИ Психологии (составлял психологический портрет автора)  и т. д.

Чем ценна оказалась такая работа учащихся?

  • Произошло заинтересованное знакомство с текстом произведения в разных переводах и в оригинале.
  • Сочетание исследовательских и творческих задач позволили реализовать себя каждому ученику.

Например, важной победой для меня является выступление слабых учеников с защитой собственного рисунка «Психологический портрет автора «Слова», составление иллюстрированного сборника по «Слову».

Интересна и такая форма урока, как творческий отчет. Например, исследование жизни и творчества поэтов и писателей Ставропольского края завершилось представлением докладов, презентаций. Материалы, собранные учащимися, вошли в коллекцию электронных уроков «Литературное краеведение Ставрополья». Электронные уроки были отправлены на Всероссийский конкурс проекта апробации пакета свободного программного обеспечения в рамках национального приоритетного проекта образования «Код свободы» по использованию операционной системы Linux в образовании и отмечены Грамотой председателя правления Центра свободных технологий г.Москвы.

Самостоятельная исследовательская работа учащихся по подготовке докладов, рефератов, проектов создает творческую атмосферу духовного общения.

 Так, реферат ученицы 9 класса на тему «Женские образы в лирике А.С.Пушкина» был отмечен дипломом на Всероссийском празднике русского языка, посвященном А.С.Пушкину.

Проект еще не завершен, но есть результаты плодотворной работы.  Можно сделать вывод, что приобщение учащихся к исследовательской деятельности позволяет повысить темп урока, увеличив его педагогический эффект, помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе, смотивировать их на достижение более высоких результатов.

Таким образом, анализ результативности за последние три года показал, что качество знаний по литературе увеличилось на 5%

Средний балл по итогам освоения обучающимися литературы в 2009/10 году составил 3,7,  в 2008/09 - 3,84, в 2009/10  году средний балл -  4,18.

Совместно с психологом школы  мною проведено анкетирование учащихся с целью выявления уровня мотивации к изучению  литературы. Выявлено, что по сравнению с данными прошлых лет у учащихся наметился рост мотивации к изучению предмета  на 15%.

              Работы, сделанные учащимися, готовят их к исследовательской деятельности на студенческой скамье. Я думаю, что мои выпускники когда-нибудь с благодарностью скажут о том, что получили необходимые навыки в школе и смогли успешно справиться с более серьезными научными исследованиями — курсовыми и дипломными работами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование творческой личности на уроках русского языка и литературы с помощью технологии проектного обучения.

В статье представлен опыт использования технологии проектного обучения  в процессе  формирования творческой личности на уроках русского языка и литературы.  Метод  проектов способс...

Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.

В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...

Обобщение опыта «Творческие задания на уроках русского языка и литературы как средство развития творческих способностей учащихся»

Как почувствовать вкус родного слова? Как помочь ученику успешно развивать своё речевое творчество? Как побудить к созданию стихотворений, сказок, рассказов? Эти вопросы постоянно задаёт себе современ...

Из опыта работы учителя русского языка и литературы "Использование педагогических (творческих) мастерских на уроках русского языка и литературы".

Статья для выступления на методическом объединении учителей русского языка и литературы об актуальности образовательной технологии "Творческая мастерская"....

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...

Система практико-ориентированных интеллектуально-творческих заданий как способ формирования финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы

Методическое пособие «Система практико-ориентированных интеллектуально-творческих заданий как способ  формирования финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы» предст...