Содоклад по самообразованию. Тема: «Использование здоровьесберегательных технологий в организации учебной деятельности
материал по теме

Шайхутдинова Надия Mифтаховна

           Моя тема самообразования последние два года: «Использование здоровьесберегательных технологий в организации учебной деятельности».

Цель: обеспечить учащимся возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у них необходимые знания, умения и навыки по ЗОЖ, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_po_samoobrazovaniyu.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

     ГКСКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья имени А.З.Акчурина. с. Камышла.

               

Отчет по самообразованию.

Тема: «Использование здоровьесберегательных технологий в организации учебной деятельности».

Составила:  учитель

 класса с глубокой

 умственной отсталостью

Шайхутдинова Надия Мифтаховна.

2009 – 2010 уч.год.

Отчет по самообразованию.

           Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной.

Состояние здоровья детей России в целом и школы в частности вызывает обоснованную тревогу. Школа получает уже больных от рождения детей и пожинает результаты общего состояния здоровья всего нашего общества.

В целом отклонения в состоянии  здоровья отмечаются у 78% детей в возрасте 7-18 лет. Удельный вес здоровых детей (1-ая группа здоровья) составляет 3 %.

           Среди учащихся школы наиболее распространенными являются болезни органов дыхания, патология костно – мышечной системы. А также болезни нервной системы и органов чувств, психические расстройства.

           Одной из важнейших задач, стоящих перед нашей школой, является сохранение здоровья детей.

Поэтому проблемой, над которой работает педколлектив нашей школы является создание здоровьесберегающей среды, ориентированной на сохранение и укрепление физического, социального, психологического, нравственного здоровья на всех этапах общеобразовательной школы, в соответствии с задачами, поставленными в рамках приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование».

   Цель проблемы: развитие личностных качеств учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики.

    Моя тема самообразования последние два года: «Использование здоровьесберегательных технологий в организации учебной деятельности».

Цель: обеспечить учащимся возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у них необходимые знания, умения и навыки по ЗОЖ, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Особенно велика в процессе здоровьесбережения роль учителя. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. Существует ряд мероприятий, направленных на сохранение здоровья школьников, доступных каждой школе. Это, прежде всего выполнение гигиенических требований к условиям и режиму обучения.

Работая над самообразованием, я ищу самые оптимальные пути обучения детей, использую передовые педагогические технологии для того, чтобы  процесс учения был радостным, доступным для всех, здоровьесберегающим.

Уделяю на уроках время оздоровительным моментам.

Что я делаю конкретно:

- Ориентируюсь на личность ребёнка – т.е. стараюсь создать комфортные условия для развития природных возможностей и задатков.

- Использую педагогику сотрудничества – т.е. стараюсь стать не только наставником, но и другом для ребят, конечно же, без всякого панибратства.

- Проявляю гуманность по отношению к детям, т.е. такие качества как любовь, оптимистическую веру в них, терпимость к детским недостаткам и ошибкам. Приоритет положительного стимулирования, демократизацию отношений (всегда учу детей, что они могут и должны высказывать своё мнение, конечно же, в очень корректной форме, признаю право ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения).

 Всё это оказывает благоприятное воздействие на психику учащихся и, следовательно, повышает уровень нервно- психического здоровья. Приводит к улучшению психологической обстановки в классе, повышению мотивации к учебной деятельности и, как следствие, к приросту учебных достижений.

-Третье направление, наверное, самое главное. Работа над физическим здоровьем:

- Смена видов деятельности на уроке; проведение физминуток, направленных на расслабление тех мышц ребёнка, которые испытывали на уроке наибольшее напряжение.

Как я работаю в этом направлении:

Перед началом уроков мы с ребятами ежедневно делаем зарядку. В неё входят упражнения: на развитие динамики шейного и поясничного отдела, разминка конечностей, потягивания, дыхательные упражнения.

В течение уроков я провожу двигательную релаксацию. С целью:

предупредить нарушение осанки;

снять напряжение с позвоночника и мышц спины;

восстановить эмоционально- положительный настрой.

Что делаю конкретно:

А) Слежу за соблюдением правильной осанки, и чередую позы в течение урока.

Б) Для предупреждения преждевременного утомления на уроке и снятия мышечного статического напряжения провожу физминутки, в состав которых включаю упражнения по формированию осанки, на отдых позвоночника, упражнения для ног, потягивания.

Выполняемые упражнения дают нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствуют расслаблению мышц, выполняющих значительную статическую нагрузку.

В) Упражнения для сохранения зрения – корригирующая гимнастика для глаз:

“ Палец движется” - рука вперёд, смотрим на палец, медленно приближаем к носу, не сводя с него глаз, до тех пор, пока он не начнёт двоиться.

“ Зоркие глазки” - рисуем 6 кругов глазами по часовой стрелке, а затем 6 кругов против часовой стрелки.

“ Стрельба глазами” - двигаем глазами вправо и влево медленно, глядя как можно дальше 5-6 раз, а затем вверх – вниз 5-6 раз.

“ Письмо носом” - закрыть глаза, писать носом в воздухе что- либо.

Г) Упражнения направленные на выработку рационального дыхания.

Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно – сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Поэтому я ввожу упражнения для выработки глубокого дыхания. Усиления выдоха, в сочетании с различными движениями туловища и конечностей.

Я использую различные упражнения. Например:

1) “Задуй свечу” - глубокий вдох, задержка, медленный выдох через губы трубочкой, произнося звук [у].

2) “ Озорные щёчки” - набирать воздух, надув щёки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть как в 1 упражнении. Затем через сжатые трубочкой губы, вдохнуть воздух, втягивая его. Расслабить щёки и губы.

3) “Ленивая кошечка” - подтянуть руки вверх, потянуться, как кошечка. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук [a].

Д) Пальчиковая гимнастика.

Её несомненные плюсы в том, что она не только улучшает грамотность детей, путём развития межполушарных связей, но и стимулирует развитие речи, т.к. все упражнения делаются под стихи, что активизирует цент речи.

Е) Ну и, конечно же, точечный само-массаж, он улучшает работу всего организма в целом и отдельных его органов.

Ж) Мозговая гимнастика.

Улучшает мозговую деятельность. Такие упражнения, как “ Качания головой” (упражнение стимулирует мозговые процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение (30 сек.)

“ Ленивые восьмёрки” (упражнение не только активизирует мозг, но и повышает устойчивость внимания, обеспечивает лучшее запоминание) – по 3 раза каждой рукой, а затем вместе

“Шапка для размышления” (улучшает внимание, ясность восприятия и речи). Надеть шапку, т.е. мягко завернуть уши от верхней точки до мочки – 3 раза.

“ Моргания” - моргать на каждый вдох и выдох.

“ Вижу палец” - палец перед носом на рассмотрении 25-30 см, смотреть по 5 сек. двумя глазами, потом левый глаз прикрыть ладонью и смотреть 5 сек. правым, затем двумя глазами, затем левым – 4-6 раз.

    Подготовила и провела внеклассные мероприятия с использованием здоровьесберегательных технологий среди начальных классов:

- Веселые старты «Зов джунглей»

- Спортивно игровой праздник, посвященный дню защитника Отечества.

- «Путешествие в страну Чуккокалу» по сказкам Чуковского.

Беседы и классные часы на темы: «Съедобные и не съедобные грибы», «Формула здоровья», «Правила безопасности детей», «Вредные привычки», «Пешеходная дорожка и езда на велосипеде».

На сегодняшний день, в своей методической копилке имею различные материалы для работы по сохранению и укреплению здоровья детей.

Это физминутки, пальчиковая гимнастика, упражнения для глаз, точечный массаж, подвижные игры на переменах.

На методобъединение подготовила сообщение на тему: «Школьная перемена как одна из форм восполнения дефицита двигательной активности учащихся младшего школьного возраста» и составила сборник «Подвижные игры на переменах».

Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас, как никогда важна компетентность учащихся в вопросе здорового образа жизни и теоретическая, и практическая. Мы сами можем сохранять своё здоровье и учить этому детей. Сила внутри нас, надо только научиться пользоваться ею.

                                        Источники информации:

"Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25 ноября 2002 года, с 1 сентября 2003 года.

Исаева С.А. Физкультурные минутки в начальной школе: Практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2003.

Косинова Е.М. Гимнастика для пальчиков. М.: “Олма-Пресс”. 2001

Лисицын Ю.П., Полунина И.В. Здоровый образ жизни ребенка. М.: 1984

Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль: Гринд. 1995

Холодова. О. Юным умникам и умницам.

Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. “Физкультура и спорт” М.: 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий в организации внеклассной деятельности учащихся. Проект "Школьная газета"

Проект "Школьная газета" подготовлен в рамках программы "Детская инициатива". Идея проекта укладывается в известное высказывание В.И.Ленина "Газета - это не только коллективный агитатор, но и коллекти...

Разработка «Использование поддерживающих технологий в организации профилактической деятельности образовательных учреждений»

Разработка классного часа (2 место в муниципальном заочном конкурсе педагогического мастерства классных руководителей...

Использование здоровьесберегающих технологий при организации учебно-воспитательного процесса

Важнейшим показателем благополучия общества и государства является состояние здоровья подрастающего поколения. Следовательно, необходимо формировать особую, щадящую среду, где учитываются все трудност...

Выпускная квалификационная работа "Использование информационных технологий при организации проектной деятельности учащихся на уроках информатики"

Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Его можно использовать в любой школьной дисциплине, где решаются большие по объему задачи, желательно для учащихся с...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИАЛОГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИАЛОГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ...

Методическая разработка "Использование информационных технологий при организации проектной деятельности обучающихся на уроках математики"

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ученик живет в мире электронной культуры. Роль учителя -  стать координатором информационного потока. Проведение уроков с использо...